Energy Point: Как продавать капсулы для сна, о которых никто не знает

Виктору Ходанову и Алексею Винокурову чуть за 20. Три года назад они, друзья детства, переехали в Москву из Брянска, где у них уже был свой небольшой бизнес - справочная служба товаров и услуг. Выбирая, чем заняться, партнёры решили продавать возможность выспаться в середине дня. Договорившись с производителями капсул, в которых можно скрыться от мира, о первой поставке, они начали поиск клиентов и столкнулись с главной проблемой - как пробиться на встречу к руководителю крупной компании, если он не понимает, зачем ему нужен товар. О том, как решать эту проблему, Алексей Винокуров рассказал H&F.

На фотографии слева направо: Виктор Ходанов и Алексей Винокуров

Алексей ВИНОКУРОВ

Выбор продукта

Когда мы выбирали, чем заняться в Москве, хотели, чтобы бизнес был социально ответственным. Думали о переработке мусора, о создании экологичной упаковки, но нам не хватило бы ресурса сделать собственное производство. Поэтому мы решили оттолкнуться от главных потребностей человека - в пище и в сне.

Департамент здоровья и социальных служб США на ежегодном конгрессе год назад объявил борьбу с усталостью на рабочем месте приоритетной задачей, озвучив, что экономика страны недополучает ежегодно $136 млрд, потому что люди клюют носом на работе. Мы оттолкнулись от этого показателя, изучили вопрос и решили начать продажу сонных капсул в России, тем более что в мире это уже популярный и востребованный товар.

Недоверие к опыту со стороны производителя

Мы работаем уже полгода, и с первого же дня начали бороться с недоверием к нам. Сначала скептически отнеслись производители капсул, которым мы написали письма. У нас, действительно, не слишком впечатляющее портфолио: нам мало лет, мы никогда не занимались продажами, у нас нет инвестора или собственного капитала. Я решил, что при визуальном контакте меня воспримут лучше, назначил встречи и отправился в турне - в Копенгагене встретился с Кристофером Линдхольстом, разработчиком капсулы EnergyPod и владельцем компании MetroNaps, в Штутгарте - с создателями капсулы Napshell.

Мы - эксклюзивный дистрибьютор, а не дилер. Действуем по схеме: получил заказ от клиента, заказал капсулу у изготовителя, выкупил, перепродал клиенту.

В мае-июне мы начали пытаться продавать наши капсулы, и тут выяснилась самая главная проблема, которая нам мешает: никто не понимает, зачем это нужно. Руководители и собственники бизнеса не собираются давать сотрудникам возможность поспать 20 минут во время рабочего дня. Мы должны ориентироваться на достаточно крупный бизнес, капсулы стоят от 800 000 рублей до 1,3 млн рублей, поэтому предлагать их малому или среднему бизнесу было бы глупо. Мы занялись так называемыми холодными продажами.



Не спам

Очень быстро, буквально за месяц, стало ясно: наши письма с презентациями, наши брошюры и наши звонки с предложениями отправляются в спам. Нас воспринимали как людей, которые хотят «втюхать» дорогую и ненужную вещь. Тогда мы начали действовать иначе: стали искать подходы.

По друзьям и в сети можно найти массу информации. Мы спрашивали советов у знакомых: с кем поговорить в такой-то компании, кто близок к руководству и открыт ко всему новому, искали людей в Facebook, LinkedIn, просматривали их профили, выясняли, чем они интересуются, и соображали, как найти к ним подход. Потом стучались, отправляли информацию о нас. Так мы работаем с «Яндексом» (контракт пока не заключён), с архитектурным бюро КС (капсулы установлены). Когда искали подход к глобальной интернет-компании с офисом в России, прислали её представителю большую подборку статей о том, что в офисах этой компании в других странах капсулы давно стоят. Это помогло вызвать интерес к нам.

Мне помогала уверенность в продукте. В день я делал два-три звонка, но каждому звонку предшествовала мощная работа - нужно было найти того человека, который не бросит трубку, а выслушает и поможет пробиться выше.

От первого звонка правильному человеку до встречи с руководством проходит, как правило, три недели. С заключением контракта всё сложнее. По многим звонкам, которые мы сделали пять месяцев назад, работаем до сих пор. Первую встречу часто назначают, чтобы отвязаться и отказать, но когда ты приходишь со статистикой, показателями, вооружённый презентацией, отношение меняется. На следующие звонки реагируют благожелательно, не отказывают, передают твоё дело в коммерческую службу и выясняют размер скидки и детали работы.

Смена тактики

Теперь у нас немного другая тактика. Мы больше усилий прилагаем к тому, чтобы создать информационное облако вокруг нашего проекта. Стараемся работать со СМИ, с соцсетями, рассказывать о пользе дневного сна, делиться исследованиями. К нам стали чаще обращаться, прочитав статьи про сонные капсулы, - так мы поставили две капсулы в РИА Новости и одну установили в бизнес-центре Nordstar Tower. Но, конечно, этап холодных продаж, в целом неприятный, был необходим именно для того, чтобы о нас узнали на российском рынке. Если твоя капсула стоит в нескольких российских компаниях, проще убедить в её необходимости конкурентов и партнёров этих компаний.