Бельтайн. Майское дерево

Собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая.


Народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.

Почти четыреста лет и тысячи километров разделяют эти два праздника. Одинакова лишь его дата: 1 мая. Первый проходил в Англии и описан в 1583 году пуританским писателем Филиппом Стабсом в книге «Анатомия злоупотреблений» как пример языческого и богопротивного действа. Второй праздник – мое детское воспоминание Первомайской демонстрации. Тоже своего рода «анатомия злоупотреблений»? Но факт тот, что у меня, как и у многих других, Первомай ассоциируется именно с зелеными ветками распустившейся березы, украшенными цветами и кумачовыми лентами. Впереди колонны - флаги и транспаранты, а позади мы все с ветками березы, цветами, шарами.

...а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательн о поющий:

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати...

Значит, некому наломать ветвей распустившейся березы, чтобы отметить Майский праздник. Эта песня – «Во поле береза стояла» - фольклорный памятник древнему обряду.


Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники... Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть.



Те, кто попытается разыскать древние корни магических обрядов, обязательно выяснят, что 5-6 тысяч лет назад верования и обряды древних славян через степи Причерноморья попали на благодатную почву средиземноморского побережья Ближнего Востока, острова Эллады, захватили народы Южной Европы, стали основой кельтского мифотворчества, продвигаясь уже с юга на север и охватывая всю Европу, замыкая круг. Это похоже на общий котел, в котором сплавились представления древних народов об окружающем мире. Поэтому древние верования и обряды в разных странах так похожи. (Ниже - "Майское дерево на ярмарке" Франсиско Гойи)



Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили Имболг, в ночь с 30 апреля на 1 мая наступал Белтейн или Праздник Костров, 31 июля праздновали Ламмас, или Праздник урожая, а 31 октября приходил черед Самхейну, тому самому Дню Всех Святых.

В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Насколько древним был Белтейн ясно из того, что символом его было дерево, то есть сама Природа, наделяющая пищей. Поклонение сельскохозяйственным символам (снопу, зерну) пришло позже. Белтейн отмечался как приход весны, пробуждение и расцвет природы, дающей хлеб насущный. Трудно описать это лучше, чем описал Островский в «Снегурочке». Это тот праздник, что отмечали по всей территории Европы, и который считается почему-то истинно кельтским, как будто не было у нас в Древней Руси обычаев зажигать в ночь на 1 мая костры как символ Солнца, побеждающего зимнюю тьму. Обычай прыгать через костер тоже нам знаком. Это не просто удаль. Это очищение от зимней скверны и возможность получить энергию возрожденной Природы. Ее чтили в образе Майского дерева, пережившего зиму и распустившего первые нежные листочки.

Майское дерево в Оксфордшире. Англия

Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия?

Вспомните кадры весеннего языческого праздненства из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Все там пронизано магической тайной: звуки леса, тихий шепот и женский смех, журчание воды и шелест листвы. Столкновение первобытной, языческой жизни, слившейся с природой и любовью, – и религиозного аскетизма; столкновение, приводящее в смятение, настолько несовместимы они друг с другом. Пуританин Стабс в шок не приходит, он полон религиозного негодования: «В майский праздник...все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, рощи,.. где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель – это князь ада Сатана... Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших...в лес девушек возвращалась домой столь же целомудренной.»

Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься!


А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день.

Мой вам совет, если будете в этот день на природе – зажгите костер. А хватит смелости – прыгайте через него. Небось не растаете, как Снегурочка, а силы от огня, может, и наберетесь, огонь спалит все печали и болезни. И обязательно срежьте в лесу хоть одну березовую ветку, украсьте ее в память о тысячах поколений предков, которые так делали из года в год. Ну а уж спеть «Во поле береза стояла» - это на ваше усмотрение, это если музыкальный слух есть!


Праздников на свете существует множество. В каждой стране есть свои собственные торжественные дни. Некоторые государства перенимают традиции друг у друга, и тогда отмечают на половине земного шара. дерева - один из таких случаев. Начали его отмечать древние греки и римляне. А с годами этот праздник распространился по всей Европе. Сейчас его весело празднуют в Германии, Бельгии, Чехии, России, Словакии. Традиции и обычаи этого дня очень интересны и разнообразны.

Истоки

В Древнем Риме первомайский праздник называли Маюма. Виновница этому - С самого раннего утра люди выходили в леса, рощи и собирали там молодые ветки и побеги, которыми украшали свои дома. На улицах звучала веселая музыка, даря всем приподнятое настроение.

У всех европейских народов 1 мая - это праздник зелени, цветов и пробуждения природы. Майское дерево - обязательный атрибут, который устанавливали на городских площадях и в домах жителей. Тогда начиналось самое интересное - декорирование и украшение. В главной роли выступал ободранный ствол березы или сосны. Посередине была перекладина. К ней подвешивали гирлянды из цветов, ленты. Каждый житель города или деревни мог внести свой вклад в украшение ствола. Когда майское дерево было готово, начинались танцы и пляски до самого утра!

Обычаи

Существует множество обычаев, связанных с этим праздником. В Германии поставить украшенное дерево под окно любимой до сих пор считается высшим проявлением чувств. Каждая девушка ждет такого романтического признания.

В Венгрии в этот день проводятся шуточные аукционы невест, но многие получают и настоящие предложения руки и сердца.

В маленьких деревеньках обычаи совсем не такие сентиментальные. Если жители враждуют межу собой целыми поселениями, им нужно выкрасть у недругов чучело петуха, которое водружают на майское дерево в качестве украшения. Тогда неурожай и бедствия весь год обеспечены их недругам.

В некоторых странах 1 мая - день выплаты зарплаты простым работягам. Они с замиранием сердца ждали этого дня. Чтобы получить свои кровные, накопленные за год. Считалось, что пастухам нельзя спать, иначе темные силы уведут скот. Они разжигали костры и устраивали праздник прямо посреди поля или рощи. Если все головы утром были целы, батрак получал жалование.

Ах, ландыши

В утонченной Франции день 1 мая называют праздником ландышей. Весь город благоухает нежным ароматом этих цветов. В далекие времена девушки приходили на танцы вокруг майского дерева с букетиком ландышей. Если они вручали этот набор цветов одному из парней, значит, выражали свое согласие вступить с ним в законный брак. В этот вечер соединялись влюбленные сердца, все радовались, пробовали вкусные угощения и плясали до утра под веселую музыку.

В Германии в древние времена люди в этот день плели себе венки из ландышей и развлекались, пока цветы не увянут. Как только ландыши опускали головки вниз и увядали, их дружно бросали в костер и загадывали желание.

Плодородие

Праздник майского дерева взял корни в язычестве. Но с приходом христианства изменилось толкование этого дня. Считается, что Дева Мария в эту ночь является в венке из ландышей к тем, кому уготовано нежданное счастье. Каждый человек с нетерпением ждет такого видения.

Христианские священники хотели искоренить этот праздник, ведь он приходился прямо на Пасху. Но ничего так и не вышло. Майское дерево - символ плодородия, возрождения природы от зимней спячки, жизни, здоровья. Вопреки всему его украшают каждый год. Сам столб - ствол, символизирует ось, вокруг которой вращается Земля. А ленточки и гирлянды - символ создания мира. Некоторые истолковывают это по-другому: столб и ленты - словно мужчина и женщина, которые всегда будут вместе.

Есть и еще одна версия возникновения праздника. Предшествует ему ночь разгула колдунов и ведьм - Вальпургиева ночь. А утром наряженное дерево или столб говорят о том, что добро победило!

Похитители

Одна из веселых традиции - изловчиться и похитить майское дерево ночью в соседнем населенном пункте. Для этого действия есть строгие правила. Если при появлении воров стражи дерева успели прикоснуться к стволу - дерево остается на месте. А вот если же их удалось отвлечь и похититель прикоснулся к земле под деревом три раза лопатой - придется распрощаться с атрибутом этого праздника. Дерево увозят в соседний город и устанавливают рядом со своим. Начинаются гулянья вокруг нарядного трофея.

Некоторые люди никогда и не слышали о таком празднике. Им помогут окунуться в эту атмосферу и рассмотреть майское дерево фото. В каждой стране символы праздника выглядят по-своему. Бывает красивый, ошкуренный столб, увешанный красными лентами. Встречается и просто палка, на вершине которой красуется венок из молодых зеленых веточек. Каждое из «деревьев» необычно и креативно.

Традиции и способы празднования у всех разные. Но этот праздник приносит людям радость и единство, где бы они ни жили. Поэтому его отмечают на протяжении многих лет, и отказываться от такого шумного гулянья никто не собирается!

Весна всегда символизирует любовь, пробуждение природы. Во многих странах Европы, чтобы показать своё чувство любимому человеку, используется дерево любви .

Вообще месяц май в регионе Германии, где мы проживаем, богат на праздники. Уже в ночь на 1 мая уснуть практически невозможно. Смех, разговоры, непривычные звуки не утихают до утра. И это в городах, а что «творится» в селах и деревнях….

Помните концовку из фильма с участием Игоря Костолевского Отпуск за свой счет, где героиня фильма Катя, гоняясь за любимым, едет в отпуск в Венгрию. И уже по возвращению в родной город, получает такое дерево, правда уже от другого молодого человека, искренне полюбившего её.

Так и у нас, наутро, во дворах, на балконах многих домов можно увидеть украшенные разноцветными лентами берёзки. Это символ любви. Так молодые ребята и мужчины выражают свою любовь подругам, любимым девушкам и молодым женщинам.

Традиция очень красивая, и молодёжь охотно участвует в ней. А любопытные соседи могут теперь узнать, влюблён ли кто-то в соседскую девчонку.

Эта прекрасная традиция пришла еще с древних времён. Хотя её истинные истоки ещё продолжают изучаться и являются предметом споров многих историков.

Известно, что древние германские племена почитали лесные божества, для этого и проводились специальные ритуалы с деревьями. В дальнейшем церковь старалась подавлять языческие традиции. Вновь появление майского дерева было зафиксировано в Аахане в 1224 году.

По другой версии этот обычай пришел из села. Когда ежегодно в первый день мая празднуется день земли, плодородия . В этот день устраиваются народные гуляния. Такое украшенное дерево устанавливается в центре деревни. В зависимости от страны или даже региона порода майского дерева может быть разной. Так в Баварии обычно выбирается хвойное дерево, на северо–западе страны майским деревом выступает берёза. Также и оформление может выглядеть очень разным.

Высота выбранного дерева состовляет 20, 25 метров. Но бывали случаи, когда майское дерево достигало высоты 40 метров. В Баварии в большинстве случаев кору у дерева снимают и ствол украшают различными гирляндами в виде спирали, ромбами в бело-голубом цвете, зелёными венками, флагами и гербами этой местности.

В других регионах в качестве украшений могут быть игрушки из бумаги, разноцветные лоскуты. Макушка дерева украшается специальным венком. В нашем регионе (NRW) берётся дерево в его натуральном природном виде и украшается разноцветными ленточками. Причем каждый цвет имеет определённое значение.

В деревнях — это настоящий праздник, с участием всех жителей. Специальная процессия в сопровождении местного оркестра торжественно несёт дерево(или везёт) к месту установки.

А затемк вечеру начинаются народные гуляния, с национальными танцами и застольями и спортивными состязаниями.

Пиво льётся рекой, сосиски жарятся неподалёку… А майское дерево, как атрибут весеннего праздника, стоит обычно до конца мая.

Молодые же мужчины украшают меньшее по высоте дерево, чаще всего берёзку, а затем в ночь на 1 мая устанавливают деревце во дворе дома любимой. Если девушка или молодая женщина живёт в квартире, то дерево привязывают к балкону. К середине дерева прикрепляется сердце из твёрдого картона с именем подруги. В конце месяца молодой человек забирает дерево. По обычаю отец девушки ставит перед парнем ящик пива. А мать печёт специальный пирог. В высокосный год существует обратная традиция. Девушки и молодые женщины несут украшенные деревья любви к своим возлюбленным, конечно же мужчины им помогают.

Теперь я понимаю, почему в Европе так мало берёзовых деревьев.

С давних времён дерево почиталось как символ полноты жизненных сил, как мост между мирами - подземным и небесным, как место пребывания лесных божеств, и обряды, связанные с поклонением деревьям, были широко распространены у всех народов мира. У некоторых они сохранились и доныне. Так, 1 мая (а иногда чуть позже - 9 мая, 6 июня) во многих странах Европы (Германия. Франция, Британия, Дания. Швеция и др.) отмечают Праздник майского дерева, который по традиции символизирует наступление лета. Восходит он к дохристианскому культу деревьев. В старину считалось, что этот праздник обеспечивает благоволение древесных духов и к общине, и к отдельным людям.

К 1 мая на площадях, перекрёстках, во дворах устанавливают майское дерево (чаще берёзу, ель. вяз, итальянский тополь, а в Каталонии, например, просто высокий гладкий шест). Очищенное от коры (чтобы под ней не прятались злые духи), только с зелёной макушкой, его украшают цветами и лентами. В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми. Причём отдельные деревца (помимо предназначенных для всей общины) сельчане ставили перед домами наиболее уважаемых сограждан, а парни - под окнами любимых девушек, что обычно предшествовало сватовству. В старину вокруг майского дерева водили хороводы и пели особенные майские песни. Потом избирали «майскую королеву» из числа самых пригожих и благонравных девушек. На голову королеве надевали венок из цветов и зелени, пели в её честь песни. Она возглавляла весёлое шествие с зелёными ветками, а на деревенском праздничном обеде, который собирали в складчину, занимала почётное место. Трапезничать полагалось где-нибудь в роще или на цветущем лугу, а домой возвращаться в шляпах, убранных зелёными ветками. При этом сельчане возвещали всем встречным, что несут новое лето.

В Германии существовал такой обычай: 1 мая перед домом девушек, нелюбимых за что-то, втыкали в землю не деревце, а пучок хвороста либо ветки разных кустарников или деревьев. Причём девице сварливой полагался терновник, легкомысленной - вишня, ленивой — черёмуха, сплетнице - тополь.

В далёком прошлом майский праздник в Германии ознаменовывался ещё и тем, что в этот день гасили огонь во всех очагах и лампах и зажигали новый - непременно с помощью трения и с соблюдением определённых обрядов.
Под влиянием выходцев из Германии Праздник первого мая появился и з России. С середины XVII столетия, когда в Москве возникла Иноземная Немецкая) слобода, её жители 1 мая выходили гулять и пировать в Сокольническую рощу. Позже такие пикники нередко посещали Пётр I и его приближённые. Через какое-то время 1 мая в Сокольники начали съезжаться многие москвичи. И хотя они не ставили майские деревья, но с удовольствием валялись на травке, слушали Соловьёв, пили чай из самоваров и пели песни (1 мая г о старому стилю приходится на нынешнее 13-е число, когда уже достаточно тепло и распускаются листья). Вплоть до второй половины XIX в. первомайские гулянья в Сокольниках были только московской традицией. Вслед за Первопрестольной этот праздник стали отмечать и в других городах России.
С конца XIX в. под предлогом первомайских гуляний участники революционного движения проводили в рощах и лесах массовые митинги - маёвки, а затем и демонстрации. После того как в 1886 г. расстреляли первомайское шествие чикагских рабочих, Праздник первого мая окончательно обрёл политическую окраску и превратился в День международной солидарности трудящихся всех стран. Любопытно, однако, что в социалистической части Германии перед 1-м Мая улицы и дома продолжали украшать не только портретами вождей, флагами и транспарантами, но и зелёными ветками, а на площадях, как встарь, ставили майские деревья, убранные венками и лентами.

Ольга Борн
(Германия, Мюнхен)

Майское дерево

Предыдущий рассказ этой серии:

Вот и наступил май! В альпийской части Баварии 1 мая – это время возведения майского дерева (Maibaum) и начала народных гуляний с музыкой, танцами и, конечно же, знаменитыми баварскими сосисками и пивом.

Издавна в начале мая стада выводили на летние пастбища и отмечали приход настоящего тепла и символичное начало лета. В языческих календарях, основанных на солнечных и лунных циклах, майские празднества знаменовали середину отрезка между весенним равноденствием (21 марта) и летним солнцестоянием (21 июня).

Майское дерево – символ жизни, пробуждения природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья. Оно представляет собой шест с венком на верхушке, украшенный разноцветными лентами, гирляндами, фруктами, "золотыми" орехами, цеховыми гербами и символами – сапожников, мясников, стрелков, пожарных. Венок и набор гербов различаются в зависимости от местности. Дерево устанавливают 1 мая на центральном месте в деревне. Как правило, в баварских деревнях майское дерево получает "временную прописку" сроком примерно на 5 лет, потом его убирают, распиливают и устанавливают новое. Ствол дерева (обычно это ель или пихта высотой 25-30 м) по традиции жертвует крестьянская семья из числа жителей деревни, их фамилия обязательно указывается на прикреплённой к стволу табличке.

Ствол майского дерева обвит лентой или окрашен спиральной полосой. При этом направление спирали установлено совершенно чётко – снизу вверх слева направо. В баварских деревнях майское дерево имеет бело-голубую расцветку, соответствующую национальным цветам Баварии.

Однако в некоторых деревнях ствол дерева неокрашен, хотя такое встречается гораздо реже. В этом году мне довелось побывать на возведении неокрашенного майского дерева в совсем маленькой альпийской деревушке. Именно в таких местечках особенно тщательно хранят национальные традиции, любое мероприятие состоится не для показухи и туристов, а самих жителей деревни, всё происходит совсем по-домашнему, без лишнего пафоса.

С установлением майского дерева у баварцев связано много традиций. Прежде всего, ствол дерева должен быть доставлен к месту возведения на телеге по центральной улице деревни. Эта процессия сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей.

В давние времена считалось, что пропажа дерева может навлечь на деревню разные беды и лишиться его раньше времени – позор, поэтому подготовленный для установки ствол дерева нужно охранять. Однако по другой народной традиции, сохранившейся и по сей день, ствол майского дерева следует непременно выкрасть в ночь перед его возведением. Таким "воровством" занимаются жители соседних деревень. Похищение происходит тоже по определённым правилам. На следующий день похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители дружно выпивают вместе.

Процесс установки длится неск��лько часов – с чувством, с толком, с расстановкой. Самую тяжёлую работу выполняют мужчины помоложе и покрепче. Те, что постарше и поопытнее, участвуют пассивно – дают советы, причём очень громко и на местном, только им понятном диалекте. Сначала ствол осторожно снимают с телеги, прикрепляют гербы, символы, таблички. Чаще всего ствол майского дерева устанавливают вручную с помощью парно связанных шестов, но если дерево слишком большое и тяжёлое, то без подъёмного крана не обойтись. Основание ствола при этом вставляется в стальной забетонированный каркас и тщательно укрепляется.

Пока идёт установка майского дерева, вокруг устраиваются деревенские гуляния. Больше всего мне нравится наблюдать за местной ребятнёй – маленькие баварцы принимают самое активное участие в мероприятии, суетятся вместе со взрослыми, помогают в украшении ствола и его установке, собирают посуду и мусор, протирают столы.

А как танцуют! По традиции открывает танцевальную программу самая младшая группа – маленькие, неуклюжие, не всегда попадающие в такт, иногда наступающие друг другу на ноги, но срывающие самые бурные аплодисменты. Совсем крохи года по 2-3 наблюдают за происходящим, сидя на лужайке и открыв рты, а самые смелые в промежутках между танцами наровят выбежать на сцену и тоже попробовать отбивать Plattler.