Преподобные кирилл и мария, радонежские чудотворцы. Хотьково

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий дал заповедь: "прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом". Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом - вследствие завещания Преподобного - предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь) .


Кирилл состоял на службе у Ростовских князей - сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей - Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр) . Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: "Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!" Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне - Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».


До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли - место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына - 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых - 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.


Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru

Преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия игумена Радонежского. Дни памяти — 31 января; 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых; 19 июля — Собор Радонежских святых; 11 октября.

Епифаний Премудрый пишет, что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.

О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты).

Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Вконтакте

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом — вследствие завещания Преподобного — предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря ).

В конце XIII - начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь ).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр ). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению - «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы ».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми! » Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж ).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии - Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря
Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра ) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей ».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля , на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий - страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

January 31st, 2016 , 10:56 pm



Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. В четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.

У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына, Варфоломея, в будущем — преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве Матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу

После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын — Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий — познание книжного учения.

Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.




Покровский Хотьковский женский монастырь основан жителями Радонежской волости как мирской монастырь, в котором одновременно проживали и мужчины и женщины. В 1544 подчинен Троице-Сергиеву монастырю и преобразован в женский, с 1764 самостоятельный. В XIX в. разросся как один из центров паломничества рядом с Троице-Сергиевой лаврой и единственный в северо-восточном Подмосковье женский монастырь.

Ограда построена в 1781, отдельно стоящая колокольня (не сохр.) в 1834, келейные корпуса XIX в. В 1921 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1928, постройки заняты под жильё, школу механизаторов, к 1980-м частично заброшены. Вновь открыт в 1992 на части территории.

В настоящее время имеет статус ставропигиального монастыря. Хотьков Покровский монастырь находится в десяти с четвертью верстах от лавры по направлению к Москве и по Московской железной дороге, которая идет мимо монастыря и которая имеет у него свою первую станцию от Троицы. Стоит на реке Паже.

О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского.

Весьма вероятно, что вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы, что в древнее и старое время было очень обычно. Как бы ни было, но в первой половине XIV века он был монастырем двойным - мужским и вместе женским, по каковой причине в нем одном и постриглись как отец, так и мать преподобного Сергия, и этим монастырем двойным, мужско-женским, он оставался не менее как до начала ХVI века.

Адрес Покровского Хотьковского женского монастыря : Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20.

Как доехать до Покровского Хотьковского женского монастыря: От Москвы с Ярославского вокзала до станции Хотьково - 60 км, далее пешком 1 км. Ярославское шоссе.



Что понравилось в монастыре юным паломникам.


Елизавета (7 лет) -- В монастыре мне запомнились мощи святых, просфора и макароны в трапезной.

Александра (14 лет) -- Православные люди совершают паломничества по святым местам для того, чтобы получить духовную поддержку, чтобы знать историю православной Церкви. Так же для того, чтобы знать как жили святые и чем они занимались, чтобы у нас был образец правильной православной жизни. Нужно обязательно совершать паломничества по святым местам так же для того, чтобы хоть на несколько часов отвлечься от мирской суеты и получить Небесную благодать на святых местах. Конечно, всем нам больше по душе отдохнуть, расслабиться, чем ехать в непогоду в какую-нибудь скучную поездку. Но мы только потом, после того как совершили паломничество, понимаем, насколько стало легче на душе.

Анатолий (16 лет) -- Монастырь один из древнейших в России. Сначала был смешанным, потом стал женским. С приходом Советской власти был разрушен. В 1989 году нанимались рабочие для восстановления монастыря. Мне очень понравилась экскурсия по монастырю, рассказывали очень хорошо и натурально. Понравилась трапезная монастыря. Запомнились истории о чудесах от святых мощей Кирилла и Марии.

Савва (8 лет) - - Понравилось, что многое удается восстановить трудами монахов, батюшек и простых людей. Четыре храма освящены. Есть большая протяженная территория монастыря. Есть чудесные уголки и места. Например, место, где прятали мощи преп. Кирилла и Марии. Кладбище, которого вроде бы нет, но до сих пор находят в том месте мощи батюшек и монахинь. Интересно, что есть приют для девочек и они могут летом отдыхать на подворье монастыря. Понравилось, что в Воскресной школе много народа. Понравилось, что после Причастия запивка происходит на улице. Запомнился Никольский храм своей белоснежностью, высотой сводов, балконом, на котором пели девочки из приюта. Запомнилась икона над мощами Кирилла и Марии тем, что там вся семья преподобных и их святые дела. Запомнилась живая и радостная речь экскурсовода, сестры Евы и ее простые, но полезные рассказы о том, как мощи святых помогают людям, обращающихся к ним за помощью.

София (11 лет) - -Мне понравился Никольский собор, просторный, светлый и радостный, залитый солнцем. Все храмы и сама история их существования уникальны, ведь каменный Покровский храм построили еще в 1816 году, а до этого был деревянный. Еще одна отличительная черта монастыря, это то, что вначале он был совмещенный, то есть монахини и монахи, а потом он стал женским.

Екатерина (11 лет) -- Эта поездка в Хотьковский монастырь была одной из самых лучших моих поездок. В Хотьковском монастыре четыре храма. Самыми запоминающимися из них мне показались Никольский и Покровский соборы. В Никольском соборе все отделано мрамором и еще там очень красиво расписанный иконостас. В Покровском соборе покоятся мощи преп. Кирилла и Марии. В этом соборе красивая настенная роспись.

Избраннии чудотворцы и предивнии угодницы Господни, Сергия великого Церкви Российстей даровавшии, преподобнии Кирилле и Марие, обители Хотьковския заступницы! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом молитвенницы. (Кондак 1 Акафиста преподобным Кириллу и Марии)

В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы - Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской - преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей - благородных и знатных бояр Кирилла и Марии. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и не раз, как доверенный и близкий человек, сопровождал их в опасных путешествиях в Орду. Суете городской жизни и княжеского двора супруги предпочитали тихое сельское уединение в своем поместье. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными крестьянскими трудами.

Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого Жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили они и детей своих.

Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Супруги имели уже сына Стефана, когда Господь даровал им другого сына - Варфоломея, будущего основателя Троицкой Лавры, красу Православной Церкви и несокрушимую опору родной земли. Задолго до его рождения дивный промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Господнем и святой отрасли благословенного корня.

В один из воскресных дней, когда Мария молилась в храме на Божественной литургии, младенец трижды громко прокричал у нее во чреве. Все изумлялись такому чуду, а святая мать с тех пор стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Часто удаляясь от людских взоров, она со слезами горячо молилась о будущей судьбе своего ребенка. До его рождения Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и так дитя как бы предочищалось и освящалось еще до появления на свет. Праведные супруги, видя на себе великую милость Божию и желая быть достойными ее, дали обещание: если родится мальчик, посвятить его на служение Господу.

3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал Марии сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для крещения. Благоговейный иерей Михаил нарек ему имя Варфоломей, что значит «сын радости», в честь святого апостола Варфоломея. Священник, осененный Божественным Духом, произнес знаменательные слова о том, что ребенок будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».

Родители стали замечать в новорожденном нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Сначала думали, что ребенок нездоров, но не нашли в нем никаких признаков болезни - напротив, он был всегда весел и радостен. Мария вскоре поняла, что дитя, наученное воздержанию еще во чреве, и по рождении как будто требует от матери поста. Тогда она стала еще строже поститься и совсем оставила мясную пищу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали сына учиться грамоте. Вместе с ним обучались и два его брата: старший - Стефан и младший - Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители увещевали, сам он много молился со слезами, испрашивая у Господа вразумления, но грамота никак не давалась мальчику. «Было же это, - замечает блаженный Епифаний, - по промыслу Божию, чтобы он научился книгам от Бога, а не от людей».

Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. В поле, под сенью высокого дуба, увидел он ангелоподобного старца-черноризца, саном пресвитера, и поведал ему свое сердечное горе. Старец сотворил прилежную молитву, а затем дал отроку часть святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Зная, с какой радостью и любовью принимают родители странников, мальчик упросил таинственного инока посетить их дом.
С честью встретили гостя праведные Кирилл и Мария и предложили ему радушное угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею прочесть псалмы. Тот стал отказываться, зная свое неумение, но инок дал ему в руки книгу и наказал читать слово Божие без сомнения. И случилось удивительное: отрок, получив благословение, начал стройно и внятно стихословить Псалтирь!.. После этого святой гость вкусил предложенной ему трапезы, благословил гостеприимных хозяев и пророчески возвестил, что сын их «будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые супруги проводили старца до ворот, но вдруг он стал невидим. Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что посетил их Ангел Божий… Глубоко хранили они в благоговейных сердцах слова небесного посланника.

А отрок между тем, возрастая летами, возрастал и в благочестии. Постепенно росло в нем желание иноческого подвига. Но не в Ростовской земле суждено было воссиять этому дивному светильнику. По промыслу Божию боярин Кирилл со всем своим семейством переселился в пределы Московского княжества, в село Радонеж, получив здесь поместье. Но сам он, по старости, уже не мог служить, и потому обязанность эту принял на себя его старший сын Стефан, который еще в Ростове женился. Младший сын Петр также избрал для себя супружескую жизнь.
Варфоломей же всей душой стремился к жизни подвижнической. Помышляя о суете всего земного, он стал просить у отца и матери благословения на иноческий путь. «Помедли, чадо, - отвечали ему родители, - ведь мы стары и немощны, и позаботиться о нас некому. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу: это намерение благое. Только послужи нам немного, проводи нас в могилу, тогда и свое желание исполнишь». И благодатный сын повиновался. Он прилагал все свое старание, чтобы упокоить святых родителей в старости и заслужить их благословение и молитвы.

Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания! Кирилл и Мария не старались угасить в сыне его божественное желание, но только указывали ему на свои нужды, а втайне, вероятно, хотели дать ему время испытать себя и утвердиться в святом намерении. А благоразумный юноша, зная высоту и достоинство монашеского призвания, с кротостью взирал на заповедь Божию: «Чти отца и матерь» (Мф. 15, 4) и соглашался ждать, до времени смирив свое сердечное стремление, чтобы сохранить повиновение родителям и наследовать их благословение.

С течением времени дух иночества сообщился от сына родителям: под конец своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, который в то время состоял из двух отделений - для старцев и стариц. В эту обитель и направили свои стопы праведные Кирилл и Мария, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовлении к вечной жизни.
Почти в то же время скончалась супруга их старшего сына Стефана - Анна, оставив двух малолетних сыновей - Климента и Иоанна, который впоследствии стал Феодором, святителем Ростовским. Похоронив жену в Покровском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих брату Петру, он остался в Хотькове, чтобы принять монашество и послужить своим немощным родителям.


Будучи в преклонных летах, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: в 1337 году они мирно отошли ко Господу. Перед своей кончиной святые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. Дети почтили их слезами сыновней любви и погребли под сенью той же Хотьковской обители, которая с этого времени сделалась усыпальницей Сергиева рода. Здесь же со временем был похоронен и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Петр, с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Покровском монастыре сорок дней, пока совершалось установленное Церковью поминовение новопреставленных. Свою молитву он соединял с делами милосердия: каждый день кормил странников и раздавал милостыню нищим. Передав оставшееся после родителей наследство младшему брату Петру, преподобный юноша устремился к духовным подвигам.

Оставаться в Хотькове у него не было намерения - его душа жаждала безмолвия пустыни. Вместе со старшим братом Стефаном они покидают гостеприимную обитель Хотьковскую и в десяти верстах от нее, в густом первобытном лесу, на возвышенности Маковец, ставят себе убогую келию, а рядом с ней малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий, а на месте скромной пустыньки впоследствии суждено было Богом процвести великой и славной Лавре.

Свято-Троицкая Лавра во все времена являлась излюбленным местом паломничества многочисленных богомольцев, которые прибегали к молитвенному предстательству великого Заступника Русской земли - авве Сергию. Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться о упокоении его родителей. В «Троицких листках» XIX века так описывается этот трогательный старинный обычай: «Чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться к благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».





Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами». У мощей их, неизменно покоящихся в Покровском соборе Хотькова монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Летопись Покровской обители приводит множество свидетельств исцелений от тяжких недугов по заступничеству родителей преподобного Сергия. Трижды их святыми молитвами Хотьков монастырь был избавлен от моровой язвы и холеры во время эпидемий 1771, 1848 и 1871 годов. В 1771 году, во время смертоносной язвы, была составлена молитва схимонаху Кириллу и схимонахине Марии для чтения на «Славах» неусыпаемой Псалтири у их гробницы; ее читали несколько месяцев, и обитель не пострадала.

В XIX столетии почитание праведных Кирилла и Марии распространилось по всей России. Их имена были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-Восточной Руси, на что указывают месяцесловы того времени. О почитании преподобных свидетельствует и повествование из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря (глава XII), где говорится, что среди икон, которые преподобный Серафим Саровский в разное время прислал в благословение основанной им Дивеевской обители, был средней величины образ Радонежского чудотворца Сергия и образ его блаженных родителей - преподобных Кирилла и Марии.

Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми родителями - смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители; по народному преданию, к месту их упокоения он нередко хаживал при жизни из своей лесной пустыни. И в Лавре, и в Хотькове богомольцы покупали образки, на которых святой Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей с кадилом в руке. Это память о его сыновней любви к отцу и матери, которым он смиренно и преданно послужил до их блаженной кончины.

В 1922 году Хотьков монастырь был закрыт, и много лет в нем царило запустение. Но и в разоренную обитель люди Божий приходили просить помощи и заступления у преподобных. Почитание праведных Кирилла и Марии, вера в святость и силу их молитв были глубоко засвидетельствованы в сознании нашего народа. В сердцах верующих людей никогда не угасала надежда на возрождение святыни.

В 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, и молитва им помещена в июльской Минее.
1992 год стал знаменательным для Покровского Хотькова монастыря. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сень над мощами прп Кирилла и Марии. Покровский Хотьков монастырь.

В том же 1992 году было принято решение Священного Синода о восстановлении монашеской жизни в Покровской обители. В соборе Покрова Пресвятой Богородицы покоится главная святыня монастыря - мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей великого Сергия.
В наше время сила заступничества святых родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним, а также от их мощей. По словам профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля),
«на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой».

Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим Русской земле и всему миру многие прекрасные и угодные Богу плоды, но особенно дивный - Сергия великого, печальника и молитвенника о душах наших. Прославленные Церковью за свою богоугодную жизнь и за подвиг доброго честного супружества, они по своем успении встали на небесное служение - быть покровителями семейной жизни, научая нас христианскому устроению жизненного пути. Множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за родительским благословением, изливая перед преподобными свои скорби и радости, испрашивая помощи, утешения, исцеления. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями - путь к возрождению нашего Отечества.
Почтим благодарной памятью праведных родителей Игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».

Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18 января, 28 сентября, и 6 июля (в составе Собора Радонежских святых) по старому стилю, а также в четверток седмицы мытаря и фарисея.

По изданию: «Акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам, с житием. – Покровский Хотьков монастырь, 2014.- 56с.»

Тропа́рь, глас 3-й:

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, честна́го супру́жества и попе́чения о ча́дех до́брый о́бразе, пра́веднии Кири́лле и Мари́е, плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, с ним же усе́рдно моли́те Го́спода низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия, да в ми́ре и единомы́слии просла́вим Тро́ицу Единосу́щную

Конда́к, глас 4-й

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, ти́и бо мо́лятся вку́пе с возлю́бленным сы́ном свои́м, преподо́бным Се́ргием, ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу, Оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, до́мы ми́ром огради́ти, ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, ста́рость укрепи́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

О раби́ Бо́жии, преподо́бнии Кири́лле и Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему. Вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, ей же вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующии на ме́сте сем и приходя́щий с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.