Дидактические игры на зимние темы. Картотека на тему: Подвижные игры по темам "Зима", "Новый год"

Теплякова Ольга

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Задачи:

Атрибуты: бумажные снежинки.

Ход игры: дети встают в кружок, в руках у них снежинки. Под музыку дети разбегаются в разные стороны, покачиваются, кружатся. Музыка прекращается, дети снова встают в круг.

Малоподвижна игра «Найди пару»

Задачи: совершенствование умения составлять пары снежинок по заданию, развитие внимания, наблюдательности.

Атрибуты: бумажные снежинки разных размеров.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку. Взрослый говорит: «Найди себе пару – снежинку такого же размера. Или составь пару – снежинку маленькую и большую».


Малоподвижная игра «Сосчитай»

Задачи: развитие умения составлять группы по 2, 3, 4, 5 предметов, развитие внимания, наблюдательности, совершенствование знаний о счёте в пределах 5.

Атрибуты : бумажные снежинки или самодельные снежки.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки или снежки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары (или тройки, четвёрки, пятёрки). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку (снежок). Взрослый говорит: «Создайте группу из двух снежинок (снежков!» Дети образуют пары снежинок (снежков). Далее снежинки (снежки) кладут в центр круга, игра начинается заново. Взрослый говорит: «Создайте группу из 4-х снежинок (снежков)». Дети становятся по 4 человека, вытягивая снежинки (снежки) вперёд, чтобы их можно было сосчитать.




Дидактическая игра «Выполни рисунок»

Задачи: формирование умения выкладывать предмет из самодельных снежков, развитие воображения, памяти.

Атрибуты: самодельные снежки.

Ход игры: группе детей из 3-6 человек предлагается из самодельных снежков выложить простой предмет: солнце, геометрические фигуры, дом и т. д.






Подвижная игра «Снегопад»

Задачи: совершенствование умения действовать по сигналу.

Атрибуты: самодельные снежки.

Ход игры: в центре круга – снежки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три – к нам снежок лети!» Дети берут по одному или по два снежка и подкидываю их вверх.


Эстафета «Попади в цель»

Задачи: развитие ловкости, целенаправленности движений.

Атрибуты игры: самодельные снежки.

Ход игры: участвуют 2 команды. Нужно попасть снежком в ведро. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество снежков.


Игра «Приметы зимы»

Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Игра «Снегопад»

Снег кружится и летает.

(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики.)

Ветер дует, снег взлетает.

(Наклоняемся вперёд и выпрямляемся.)

Снег летит из серой тучки

Нам на ножки и на ручки.

(Трясём кистями рук.)

А сугробы всё растут

Там и тут, там и тут.

Чтобы не замёрзли ножки,

Мы поскачем по дорожке.

(Прыгаем на месте.)

Снег с себя мы отряхнём

(Показываем, как отряхиваемся.)

И в снежки играть начнём.

(Показываем, как бросаем снежки.)

Игра «Зимние слова»

Участники игры по очереди произносят слова, связанные с зимой. Например: снег, снежинка, снегопад, лёд, сосулька, иней, метель и т. д. Выиграет тот, кто скажет слово последним.

Игра «Снежный хоровод»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Все снежинки подружились,

В хороводе закружились.

Водят вправо хоровод,

А потом наоборот.

(Идём вправо, потом влево.)

Кружатся снежинки,

Лёгкие пушинки.

(Каждый кружится сам.)

Закружился хоровод.

Скоро праздник - Новый год!

(Держимся за руки, идём по кругу.)

Игра «Танец снежинок»

Воспитатель предлагает детям представить, как в воздухе кружатся, танцуют снежинки. Звучит музыка (включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец снежинок. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Ночные загадки

Чёрная корова

Весь мир поборола. (Ночь.)

Ночью ходит,

А днём спит. (Луна, месяц.)

Светит, а не греет. (Луна, месяц.)

Рогалик, рогалик -

Золотые рожки!

Спрятался за тучку,

Поиграл немножко. (Месяц.)

Подрастал,

Подрастал.

Был рогатым -

Круглым стал. (Месяц стал луной.)

Игра «День - ночь»

Воспитатель обсуждает с детьми: днём светло, животные и люди занимаются разными делами; ночью темно, все отдыхают, спят. После этого воспитатель предлагает детям поиграть. Когда он говорит: «День», дети что-то делают - в роли какого-то животного (зверя, птицы) или человека (можно вести машину, варить суп, убираться и т. д.). Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Игра заканчивается, и дети объясняют, что они делали днём, кого изображали.

День приходит,

Солнце всходит,

И становится светло.

Все работают, играют,

И у всех забот полно.

А потом приходит ночь.

Значит, спать уже пора.

Все ложатся отдыхать,

Все уснули до утра.

Игра «Зимняя зарядка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Очень холодно зимой,

(Обнимаем себя.)

Но не хочется домой.

(Качаем головой.)

До сосульки дотянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Поскользнулись, покачнулись

(Качаемся вправо-влево.)

И побегали немножко

По сугробам, по дорожкам.

(Бежим на месте, высоко поднимая ноги.)

Игра «Найдём слова»

Воспитатель говорит детям, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение).

Зимой с неба падает... (снег).

Зимой река покрылась... (льдом).

Зимой на крыше выросли... (сосульки).

Зимой в берлоге спит... (медведь).

Зимой на деревьях нет... (листьев).

Зимой для птиц нужно сделать... (кормушку).

Игра «Зайка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайка прыгал и скакал.

(Прыгаем на месте.)

Он кору с осины драл.

(Показываем.)

По сугробам волк бродил,

(Идём на месте.)

Никого не находил.

(Качаем головой.)

Зайка сразу задрожал,

А потом он убежал.

(Бежим на месте.)

Быстро он скатился с горки,

Притаился за пригорком.

(Приседаем.)

Игра «Что едят животные?»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит название животного. Игрок ловит мяч и говорит, что названное животное ест зимой, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Белка. (Грибы, орехи.)

Заяц. (Кору деревьев.)

Лось. (Ветки, кору деревьев.)

Сойка. (Жёлуди.)

Дятел. (Семена сосны.)

Снегирь. (Ягоды, семена.)

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Чем похожи?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и берёза? (Это деревья.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой остаются зелёными.)

5. Чем похожи корова и коза? (Это домашние животные. Они рогатые. Дают молоко.)

Игра «Забор»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Вот стоит забор высокий,

За забором снег глубокий.

Кто же там скрывается?

Кто не отзывается?

Может быть, большой олень

Прячется там целый день?

(Растопыриваем пальчики, ставим скрещённые руки над головой.)

Может быть, колючий ёжик

Прячется, не чуя ножек?

(Растопыриваем пальцы, складываем ладошки вместе.)

Там сидит собачка -

Вредная кусачка.

Игра «Путаница»

Воспитатель говорит детям, что в рассказе слова перепутались, и предлагает им сказать правильно. Можно спросить детей дополнительно: «Почему?» То есть попросить объяснить перестановку слов.

Осенью часто идёт снег, а зимой - дождь.

Весной река покрывается льдом, а зимой лёд тает.

Летом заяц белый, а зимой серый.

Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу.

Летом медведь спит в берлоге, а зимой ест малину.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Звери по лесу ходили.

Хоровод они водили.

А потом в снегу валялись,

Чем хотели, похвалялись.

Кто же по лесу ходил?

Кто в лесу себя хвалил?

Отгадаете иль нет?

Дайте поскорей ответ.

Я хитрее всех на свете.

Знают это даже дети. (Лиса.)

Всех боюсь, даже ворон.

Но я в беге - чемпион. (Заяц.)

Ну а я проворней всех.

С ветки прыг - грызу орех. (Белка.)

Неуклюжий, косолапый,

Но зато есть сила в лапах. (Медведь.)

Игра «Приметы зимы»

Дети по очереди называют приметы зимы (идёт снег, появляется иней, висят сосульки, метёт метель, растут сугробы, на деревьях нет листьев, многие птицы улетели в тёплые края и др.). Победит тот, кто назовёт примету последним.

Игра «Зимой в лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Белка прыгает по веткам,

Шишки вниз бросает метко.

(Бросаем шишки.)

Дятел по лесу летает.

Он усталости не знает.

(Машем руками.)

По сугробам ходит волк.

Он зубами щёлк да щёлк.

(Идём на месте.)

Ну а мишка спит в берлоге.

Под себя поджал он ноги.

(Приседаем.)

Игра «Кто больше?»

Воспитатель предлагает какую-либо категорию животных. Дети по очереди называют их. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним. Игру можно продолжить. Воспитатель меняет категорию. Дикие животные: медведь, волк... (лиса, заяц, белка, ёж, барсук, енот, горностай, лось, олень, рысь, тигр, лев и др.).

Домашние животные: собака, кошка... (корова, коза, баран, овца, свинья, кролик, гусь, утка и др.).

Можно также: лесные животные, африканские животные, животные с рогами и др.).

Игра «Приметы зимы»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание зимы (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух.

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, синица, снегирь, иволга, соловей, поползень, дятел, сова, сыч, голубь, ворона, сорока, сокол, орёл, аист, журавль, павлин, пингвин, страус и др. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Правда или нет?»

Воспитатель предлагает детям игру, чтобы вспомнить, кто делает запасы на зиму, и поговорить об этом. Когда дети дадут ответы («да» или «нет»), можно спросить их дополнительно: «Почему?»

Слушаем стихи и качаем головой (вниз-вверх или в стороны), отвечая таким образом «да» или «нет».

Это правда или нет?

Вы готовы дать ответ?

Головой качаем.

Так мы отвечаем.

Сушит кто грибы на ветках?

Кто в дупло их бросит метко?

Не игра и не проделка.

Делает запасы белка.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Кто там бегает под ёлкой,

Гриб таскает на иголках?

Слышен топот быстрых ножек

Делает запасы ёжик.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Кто там по лесу идёт,

Громко на весь лес ревёт?

Кто там собирает шишки?

Делает запасы мишка.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Игра «Воробьишка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Воробьишка полетел

И на ветку клёна сел.

(Машем руками и потом приседаем.)

Он на ветке посидел,

Вправо, влево поглядел.

(Поворачиваемся вправо и влево.)

Отдохнул, помечтал.

Чик-чирик, - себе сказал. -

Нет ли рядом кошки?

Где найти мне крошки?

(Качаем головой и пожимаем плечами.)

Воробьишка полетал,

Крошек много отыскал.

Поклевал он крошки

В парке на дорожке.

(Стучим указательным пальцем по ладошке.)

Игра «Воробьиная пляска»

Воспитатель предлагает детям вспомнить и показать, как двигаются воробьи - как они прыгают и летают. Звучит музыка. Дети пляшут: машут руками, прыгают, приседают. Воспитатель определяет, чья пляска лучше, и объявляет победителей.

Загадки про усатых и хвостатых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Мохнатенька,

Усатенька,

Песенки поёт. (Кошка.)

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

Сидит на окошке.

Хвост - как у кошки

И ушки - как у кошки,

Да всё-таки не кошка. (Кот.)

Кто родится с усами? (Котёнок.)

В дом чужого не пущу.

Без хозяина грущу. (Собака.)

На дворе - калачом,

А в избе - пирогом. (Собака.)

Живёт под крылечком.

Хвостик - колечком.

К хозяину бежит,

Дом сторожит. (Собака.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель (водящий) загадывает животное и описывает его. Например, о кошке: «Это небольшое животное, оно пушистое, с усами и с коготками. У него маленькие ушки и длинный хвост». Тот, кто отгадал животное, становится водящим.

Игра «Зимние забавы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Эй, скучать нам не с руки!

Поиграем-ка в снежки!

(Показываем, как играем в снежки.)

Раз снежок и два снежок.

Далеко кидай, дружок!

(Бросаем снежки.)

Не замёрзнуть чтоб зимой,

Будем прыгать мы с тобой.

(Прыгаем на месте.)

Будем сильно топать

И в ладоши хлопать.

(Топаем и хлопаем.)

Игра «Зимняя одежда»

Воспитатель называет разные предметы одежды. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если предмет относится к зимней одежде (шуба, тулуп, шапка-ушанка, шарф, варежки), или разводят руки в стороны, будто загорают, если одежда предназначена для ношения летом (панама, шорты, сарафан, футболка).

Затем воспитатель просит детей объяснить назначение зимней одежды. Каждый участник игры выбирает какой-то предмет зимней одежды (можно также и обуви) и рассказывает, почему он нужен зимой. Например: варежки - нужны, чтобы не мёрзли руки; тёплые (шерстяные) носки - нужны, чтобы не мёрзли ноги; тёплый (шерстяной) шарф - нужен, чтобы не заболело горло; и т. д.

Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима»

Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.
Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года.
Задачи:
-обобщить признаки зимы;
-уточнить, что происходит в живой и неживой природе с приходом зимы;
-уточнить представления о зимующих птицах края и помощи им людьми;
-уточнить знание пословиц и поговорок, загадок и стихов о зиме.
Дидактическая игра «Назови зимние слова»
Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.
Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.

Дидактическая игра «Скажи, какой?»
Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.
Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки


Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Ход игры:
Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ
Если зимой день короче чем весной, то весной…
Если дерево выше скамейки, то скамейка…
Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…
Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…
Если летом теплее чем осенью, то осенью…
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.
Можно предложить составить предложения с этими словами.
Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…


Дидактическая игра «Исправь ошибки»
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения
Ход игры:
Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.
Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки.
Пришла зима, и прилетели ласточки.
Пришла весна, и речка покрылась льдом.
Закончилось лето, и пришла весна.
Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.
Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.
Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…»
Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.
Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.
Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д.
Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.
Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.


Дидактическая игра «Подбери логические пары»
Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.
Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.


Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.


Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»
Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.
Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.


Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»
Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.
Примеры пословиц и поговорок о зиме:
Береги нос в большой мороз.
Год кончается, а зима начинается.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Январь - году начало, зиме середина.
Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Не светит зимой солнце против летнего.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
В зимний холод - всякий молод.
В одну ночь зима становится.
Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры в НОД, досугах, викторинах, в индивидуальной работе. Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

Игра: «Снежки».

Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

Игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты - Дед Мороз!

После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,

Разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).

Игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» - строят льдинки.

«Не будите медведя»

Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.

Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.

"Снег кружится".

Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. Ход игры.

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица.
Дуют, изображая, как дует ветер .

Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.

(Игра проводится 3-4 раза.)

"Дед Мороз".

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я - Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).

"Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

"Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?"
Дети:
"Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!"

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

"Зимние забавы".

Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках,
Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах!
"Падают".
А потом снежки лепили,
Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали,
Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали.
"Падают".
И домой мы побежали.
Бегут по кругу.
Н. Нищева .

“Не заморозь руки”.

Цель: развить ловкость, волю.

Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.

Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.

«Белые медведи»

Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения. Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих). Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».

Вариант игры: подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости.

«Снежинки и ветер»

Цель игры : развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Не упади на льду!..»

Цель игры: обучение передвижению по гладкой поверхности льда, развитие ловкости и координаций движений.

На игровой площадке воспитатель выбирает уже готовую очищенную от льда небольшую гладкую ледяную поверхность. Воспитатель предлагает детям:

1. Пройти по гладкой поверхности ледяной дорожки 1-1,5 м скользящим шагом, не отрывая подошвы от поверхности, и постараться не упасть.

2. Ребенок после разбега (2-3 шага) старается проскользить немного на подошве по ледяной дорожке.

Во время выполнения упражнений воспитатель обязательно должен страховать детей от падения.

«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов - бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

«ЗИМА ПРИШЛА!»

Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.

«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.

«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»

Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»

Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.

«МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС»

Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит;
Я Мороз-Красный нос!
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.

«СНАЙПЕРЫ»

Цель: формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Материал: снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры: на верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.

«РАЗ, ДВА, ТРИ - ЛОВИ!»

Цель: развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.
Материал: снежный вал или сугроб.
Ход игры: дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.
Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три - лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3-4 перебежек выбирают нового «ловишку».

«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»

Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.

«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»

Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.

«Дети и зайчик»

Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:

Зайчишка беленький,
Зайчишка серенький,
Выйди с ними погулять,
Будем весело прыгать:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг.
На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногах
На слова воспитателя:

Зайчик, тихо попрыгай
И кого хочешь выбирай!

Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.

«Елочки бывают»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!

Ведущий играет, стараясь запутать детей.


Дидактические игры «Зимние виды спорта» для детей 5-7 лет


Описание материала: предлагаю вам дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимние виды спорта». Основная цель: создание условий по формированию начальных представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп и поможет сделать содержательнее не только образовательный процесс, но и досуг.

Дидактические игры, способствующие ознакомлению старших дошкольников с зимними видами спорта

Цель: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Формировать начальные представления об Олимпийских играх и зимних видах спорта.
Развивать познавательную активность и любознательность
Повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

В 2014 году в нашей стране проходило яркое и масштабное событие XXII Олимпийские зимние игры. В ДОУ мы реализовали проект «Вместе мы победим!», посвященный этим играм. Чтобы сделать ознакомление детей с Олимпийскими играми и зимними видами спорта более интересным и увлекательным я сделала несколько дидактических игр. Дидактические игры по сравнению с другими видами, игр имеют характерную особенность: они являются источником знаний и спорте и физической культуре. Изготовление таких игр в наш век ИКТ не вызывает затруднений. Качаем картинки, составляем игры, распечатываем и, чтобы они прослужили долгое время – ламинируем.
И теперь ежегодно, когда в январе реализуется тематическая неделя «Зимние виды спорта», воспитатели используют их в своей работе. В непрерывной образовательной деятельности формируются представления об Олимпийских играх, о зимних видах спорта. Параллельно формируются у детей и гражданская принадлежность и патриотические чувства. Ведь такое масштабное событие, как XXII Олимпийские зимние игры, проходило именно в нашей стране в г.Сочи. Такая тема также позволяет формировать интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения, уважение к своим соотечественникам-спортсменам.
Дети, узнавая много нового и интересного о спортивной жизни нашей страны, Олимпийских играх, спортсменах – участниках Олимпиады, приходят к выводу, что физическая культура и спорт очень интересны и полезны для здоровья. У них появляется желание быть похожими на великих спортсменов, заниматься спортом. Чаще возникает желание реализовать знания об Олимпийских играх, зимних видах спорта в самостоятельной деятельности.

Лото «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.





Лото «Пиктограммы Сочи-2014»
Цель: учить детей называть виды спорта и подбирать соответствующие пиктограммы.


Игра «Подбери пиктограмму».
Цель: закреплять знания детей об олимпийских зимних видах спорта.
Необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.


Игра «Найди фрагмент»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какой картинки они принадлежат.


Игра «Найди пару»
Цель: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы, выполненные в строгой и лаконичной, монохромной гамме и соответствующие пиктограммы, выполненные в гамме «лоскутного одеяла».



Игра «Картинка рассыпалась»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.
Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без. Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады «Сочи-2014».




Игра «Сложи дорожку».
Цель: развитие умения сравнивать и группировать по цвету, развитие цветовой гаммы (закрепление названий основных и дополнительных цветов), умение отличать цветовые сходства и различия.



Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта.



Карточная викторина
Цель: закреплять знания детей об Олимпийских играх и зимних видах спорта.