История происхождения слова русский. Школьная энциклопедия

Всему в окружающем нас мире дано название. Словами обозначены растения, насекомые, птицы и звери, горы и реки, океаны и моря, планеты, звёзды, галактики. Мы называем не только реальные объекты, но и придуманные, вымышленные, существующие не в действительности, а лишь в нашем воображении. Одни имена являются нарицательными (служат обобщёнными названиями предметов), другие – собственными (это индивидуальные наименования предметов). Очень часто нарицательные слова становятся именами собственными, но случается, что и собственные имена переходят в разряд имён нарицательных.

Как рождаются слова, названия? Можно ли разгадать тайну происхождения того или иного наименования? Этим-то и занимаются лингвисты-этимологи.

Этимология (греч. etymologia, от etymon – истина и logos – слово, учение) – раздел лингвистики (языкознания), изучающий происхождение слов, а также научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, и результат такого научного исследования. Говорят: неясная этимология слова, этимологически тёмные и этимологически прозрачные слова; этимологические исследования, этимологизация слов, этимологический анализ слова; этимологизировать, т. е. устанавливать этимологию (происхождение) слова; раскрыть, определить, объяснить этимологию слова. Об этимологии слов информирует специальный справочник – этимологический словарь. Есть также немало справочных книг, в которых объясняются собственные имена – личные имена людей, фамилии и псевдонимы, географические названия, имена мифологических персонажей и проч.

В этимологическом словаре М.Фасмера слово «жизнь» является старославянским по происхождению, а также приводится «ближайшая» и «дальнейшая» этимология этого слова:

«Ближайшая этимология: жить, укр. жиґти, живуґ, блр. жыць, ст.-слав. жив†, жити zБn, o„ke‹n (Супр.), болг. живеґя "живу", сербохорв. жи°вjети, "живу", словен. јiveґti, чеш. јiґti, јiji, слвц. јit", јijem, польск. z†ycґ, в.-луж. јicґ, јiju.

Дальнейшая этимология: Родственно др.-прусск. giwа "живет", giwѓntei "живой", др.-инд. j–ґvati "живет", авест. J,nvaiti (т. е. jn–vaiti) "живет", лат. v–vЎ, греч. b…omai "я живу", zБn "жить". С др.-русск., ст.-слав. жити ср. лит. gyґti "оживать, возрождаться, выздоравливать", лтш. dzi^t, dzi^stu, dziju; см. Мейе, МSL 16, 244; Траутман, ВSW 76; Уленбек, Aind. Wb. 101; М.--Э. I, 559; Вальде 846 и сл. Итер. -живаґть ср. с лит. gyґvoti "жить", лтш. dzi^va^t "работать, жить" (М.--Э. I, 559).» Данная статья словаря также доказывает, что слово «жизнь» образовалось в общеславянском языке.

П.Я. Черных в своём «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» также выделяет корень –zi– в словах общеславянского происхождения со значением «жизнь».

В «Школьном этимологическом словаре» под редакцией Н.М. Шанского слово «жизнь» отсутствует, но есть слово «Живой - Общеслав. индоевроп. характера (ср. лат. vivus "живой", греч. bios "жизнь", лит. gývas "живой" и т. д.). Суф. производное от того же корня, что и жить».

Само слово «жизнь» встречается в старославянских памятниках письменности, а до этого значение данного слова передавалось через слова «жись», «жисть», «живот», «житие». В Древней Руси среди народа бытует такая поговорка «не на живот, а на смерть». В современном русском языке по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «живот – часть тела, заключающая органы пищеварения». Это значение слово «живот» приобрело уже в древнерусском языке в «Житии» Аввакума.

На первый взгляд нет ничего более легкого, чем объяснить, например, происхождение слова сальный – «жирный, лоснящийся от грязи» (сальный рукав, сальные волосы). Естественно, большинство людей скажет, что оно восходит к слову сало («жировое отложение в теле животного или продукт из этого вещества»)… и ошибётся! Дело в том, что наука, занимающаяся изучением происхождения слов – этимология – не должна опираться на первые попавшиеся созвучия, как в данном случае, а должна учитывать все те законы (языковые и неязыковые), что имели место в истории не только одного конкретно взятого языка, но и в истории родственных ему языков. А слово сальный в указанном значении восходит не к русскому слову сало, а к французскому sale – «грязный, неприличный». Ещё одно доказательство того, что слова сальный и сало не являются родственными, – употребление в русском языке прилагательного сальный в значении, тождественном французскому sale: сальный (то есть неприличный) анекдот, намёк, шутка…Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?! – Ничего, – скажете вы.

Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс –ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка…И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познаватель-ное путешествие по Стране Этимологии. Итак…

Термин этимология происходит от греческого etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.

Термин этот появился еще 2 тысячи лет назад.

Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Казалось бы, чего проще объяснить происхождение слова близорукий: это человек, который не видит дальше своей (вытянутой) руки!
Но, как мы уже видели, легко ошибиться… Лексема близорукий восходит к древнерусскому близозоръкъ – сложному слову, образованному от слов близко (близо) и зоркыи («видящий»). Даже ныне в некоторых русских диалектах можно встретить слово близорокий, что также говорит в пользу нашего утверждения. Слово близозоркий (близозоркыи) с течением времени утратило один из повторяющихся слогов –зо-1 и под влиянием народной (ложной) этимологии2 сблизилось со словом рука. Таким образом, слово близорукий этимологически никакого отношения к слову рука не имеет.

Билет № 22

Нужно ли изучать грамматику родного языка?

Владение родным языком – устным и, позже, письменным – во все времена было основным показателем уровня образования и культуры молодого человека. Между тем, сегодняшний массовый уровень владения языком (письменным, и, в еще большей степени, устным) настолько низок, что приходится констатировать отсутствие у большинства наших современников и образования, и культуры. И это – несмотря на то, что сегодня в России созданы десятки методик обучения детей грамматике русского языка.

И в первую очередь – вспомнить, что такое грамматика?

Из современного школьного курса русского языка исчезло название «грамматика». Судя по всему, оно показалось современным методистам слишком «научным» и пугающе звучащим. Между тем, курс русского языка является по своему принципу грамматическим, причем на всех этапах обучения – от начальных до выпускных классов.

В первую очередь, в широком обиходе грамматикой называют грамотное письмо, или правописание. В этом, школьном смысле, грамматика есть свод правил и норм того или иного языка (в первую очередь, письменного).

В более широком смысле грамматика есть раздел лингвистики, в которой излагается система языка и способы словоизменения и словообразования в этой системе.

В самом широком смысле под грамматикой того или иного предмета (не только русского языка) следует понимать основные начала любой науки или искусства. Так, в своих статьях о начальном этапе обучения я буду говорить не только о грамматике языков, но и о грамматике математики, истории, естественных наук. Этот широкий (и в некотором смысле даже метафорический) смысл слова «грамматика» полностью соответствует его этимологии (в переводе с греческого grâmma - буква, написание), и может считаться смысловым синонимом к слову «азбука» или даже «пропись», в смысле – «начала», «азы».

Зачем мы изучаем грамматику русского языка?

В последние десять лет этот вопрос перестал быть риторическим и стал раздаваться все чаще. В самом деле, с массовым распространением компьютерной грамотности и текстовых редакторов необходимость знаний правил русской грамматики становится все менее очевидной. В самом деле, к чему выписывать прописи и зубрить правила, если, в конце концов, все равно набирать текст с клавиатуры? Не практичнее ли будет изучать методы набора и редактирования текста вместо графики и орфографии?

В минуты, когда к вам в голову приходят подобные мысли, важно не поддаться обаянию очевидности прагматического подхода и вспомнить, зачем нужно владеть нормативным языком.

Дело в том, что язык есть плоть и кровь мысли. Не владеть языком значит не владеть мыслью. В этом смысле человек, сознательно не овладевший грамматикой родного языка, никогда не сможет выражать свою мысль четко и последовательно. Отсутствие умений думать, формулировать мысли, произносить осмысленные речи, конструктивно спорить и содержательно возражать, которые так часто демонстрируют сейчас наши соотечественники, связано не с какими-то умственными расстройствами, - в первую очередь они вызваны неумением говорить, которое, в свою очередь, связано с элементарным незнанием основных фактов и правил русской грамматики. Во вторую и в третью очередь это «мыслительное невежество» еще связано с отсутствием познаний в области логики и риторики, но с незнания грамматики все начинается.

И, разумеется, целью изучения курса грамматики является вовсе не безошибочное знание десятков правил русской орфографии. Целью является овладение нормативным языком в его письменном и устном вариантах.

Билет № 23


Похожая информация.


Лексический запас русского языка является одним из самых больших в мире. Он формировался на протяжении столетий под влиянием развития общественной, экономической и культурной жизни. Список исконно русских слов составляет 90% современных толковых словарей. Остальная часть состоит из иностранных заимствований, появившихся как на ранних этапах его развития, так и в современное время.

​Этапы развития русского лексического запаса

Русский язык , наряду с украинским и белорусским, входит в восточнославянскую группу индоевропейской языковой семьи. Он начал формироваться в конце эпохи неолита и продолжает своё развитие по сегодняшний день.

Выделяют несколько крупных этапов развития исконной лексики:

Слова, появившиеся в нашем языке в любом из этих этапов, считаются исконно русскими.

А также к словам русского происхождения относятся лексические единицы, образованные от заимствованных по правилам русского словообразования.

Учёные считают, что в конце эпохи неолита существовала единая индоевропейская языковая общность. Носители индоевропейского языка проживали на довольно обширной территории. Некоторые исследователи называют этим местом земли от Енисея до Волги. Их оппоненты говорят о расселении индоевропейцев по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Но все они едины во мнении, что индоевропейский язык дал начало практически всем европейским языкам и некоторым азиатским.

Общие индоевропейские слова отражают конкретные явления и предметы окружающей действительности, степени родства, числительные. Их написание и произношение во многих языках индоевропейской семьи практически идентично. Например:

В восточнославянских языках слов, общих для индоевропейских языков, достаточно много. К ним относятся существительные, обозначающие:

  • степень родства: мать, брат, сестра, дочь, сын;
  • природные явления: солнце, луна, лёд, дождь, вода;
  • животных: волк, гусь, корова, медведь;
  • растений: дуб, берёза;
  • металлы: медь, бронза.

Индоевропейское происхождение имеют слова, обозначающие числительные (два, три, четыре, пять), свойства предметов (новый, белый, быстрый), действия (шить, идти).

Общеславянский язык

Около VI века до н. э. появился протославянский язык. Его носителями являлись славянские племена, расселившиеся на территории между реками Днепр, Висла, Буг. Общеславянская лексика послужила основой для развития языков западных, южных и восточных славян. Общие корни прослеживаются в них и сегодня.

Разнообразна общеславянская исконно русская лексика. Примеры существительных:

Среди общеславянских слов встречаются существительные, обозначающие не конкретные предметы и явления, а абстрактные понятия. К ним относятся: воля, вина, вера, грех, мысль, слава, счастье, добро.

По сравнению со словами индоевропейского происхождения, из общеславянской лексики в нашем языке осталось больше лексических единиц, обозначающих действия, признаки и качества предметов.

  • Действия: дышать, лечь, бегать, писать, сеять, жать, ткать, прясть.
  • Признаки и качества предметов: высокий, быстрый, чёрный, красный, много, мало, скоро.

Общеславянизмы отличаются простым строением. Они состоят из основы и окончания. При этом количество производных слов от их основ очень велико. С корнем слав- образовано несколько десятков слов: бесславие, ославить, прославиться, славный, славолюбие, славить.

Значение некоторых общеславянских слов поменялось в процессе становления языка. Слово «красный» в общеславянской лексике употреблялось в значении «красивый, хороший». Современное значение (обозначение цвета) вошло в употребление с XVI века.

Общеславянизмов насчитывается в лексическом запасе русскоговорящих людей около двух тысяч. Эта сравнительно небольшая группа исконных слов составляет ядро русского письменного и устного языка.

​Древнерусский или восточнославянский этап лексического развития

В VII веке нашей эры на основе общеславянской лексики начали развиваться три обособленных группы славянских языков: западнославянский, южнославянский и восточнославянский языки. Восточнославянская общность народов стала основой русской, украинской и белорусских народностей. Племена, которые являлись носителями единого восточнославянского языка, в IX веке образовали единое государство - Киевскую (Древнюю) Русь. По этой причине лексику, появившуюся в период между VII и XIV, называют древнерусской лексикой.

Древнерусские лексические единицы образовывались под влиянием политического, экономического, социального и культурного развития единого восточнославянского государства. Исконные слова нашего языка этого периода относятся к разным частям речи и лексически-семантическим группам.

Великорусский период формирования языка

С XIV века начинается собственно русский или великорусский этап развития нашей лексики. Он продолжается по сегодняшний день. Начало формирования великорусской лексики совпало с образованием российской государственности и разделением на долгое время развития русской, украинской и белорусской народностей. Поэтому в лексическом запасе этих языков одни и те же предметы обозначаются разными словами. Например: кошелёк - укр. гаманец - белорус. кашалёк; дворец -укр. палац - белорус. палац; сверкать - укр. виблискувати - белорус. зiхацецъ.

Слова, появившиеся в этот период, характеризуются производной основой. Они появлялись на основе известных лексических единиц индоевропейского, общеславянского и восточнославянского происхождения. Новые словоформы образовывались на основе заимствований из иностранных языков путём сложения простых основ.​ Такие словоформы считаются исконными. Собственно русские слова составляют значительную часть русского лексического запаса.

Образование новых слов в русском языке

Лексический запас нашего языка довольно интенсивно пополняется. Основой для этого процесса служат лексические единицы предшествующих этапов развития языка и заимствованная лексика. Эта лексика изменяется и подстраивается под потребности языка в соответствии с правилами словообразования, в нём принятыми.

Имена существительные

Прибавление к заимствованной основе специфичного русского суффикса -щик, -чик, -овщик, -льщик, -лк, -овк, -к, -тель, -ость. Например: от слова камень, имеющего индоевропейское происхождение, при помощи суффикса -щик образовалось собственно русское существительное каменщик; от слова лист, появившегося в общеславянский период развития русского языка, при помощи суффикса -овк возникло понятие листовка.

Прибавление к основе исконно русских приставок при-, па-, пра-, су-, в-, воз-, на-, об-, пре-, пере- и так далее. Например: путём прибавления к общеславянский основе город приставки при- образовано слово пригород; присоединив к этой же основе приставки о-, получают существительное огород.

Образование новых слов от двух и более основ: от общеславянских основ -правд- и -люб- образовалось сложное русское слово правдолюб; от индоевропейской основы мыш- и общеславянского слова ловить при помощи суффикса -к образовалось существительное мыш Способы образования глаголов.

Способы образования глаголов

Одним из распространённых способов образования глаголов является одновременное добавление к основе приставки и суффикса . Например: от общеславянской основы бег при помощи приставки раз- и суффиксов -ать и -ся появился глагол разбежаться; от общеславянской основы -богат- при помощи приставки о- и суффиксов -ить и -ся появилось исконно русское слово обогатиться.

В собственно русский период развития лексики довольно часто встречаются глаголы, образованные от имён существительных. От заимствованного в XVIII немецкого слова штурм при помощи суффикса -ова образовался глагол штурмовать. При помощи суффикса -и от общеславянского слова слава образовался глагол славить.

Русский лексический запас - один из самых обширных и активно развивающихся в мире. Заимствуя лексику из других языков и образовывая на её основе новые слова, русский язык пополняется. Воспользовавшись словарями происхождения слов в онлайн, можно более подробно познакомиться с этимологией русской лексики. В век глобализации знание истоков русского языка и этапов его развития позволит сохранить его самобытность и неповторимость.

Говоря на языке, мы редко задумываемся о том, как слова, которые мы используем, возникли, и как их значения могли измениться со временем. Этимология - так называется наука об истории лексики и происхождении слов.

Новые слова появляются буквально каждый день. Иные не задерживаются в языке, а иные остаются. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении.

Вокзал

Слово происходит от названия места «Vauxhall» - небольшого парка и центра развлечений недалеко от Лондона. Русский царь, посетивший это место, полюбил его - в особенности, железную дорогу. Впоследствии, он поручил британским инженерам построить небольшую железную дорогу от Санкт-Петербурга к своей загородной резиденции. Одну из станций на этом участке железной дороги назвали «Вокзал», и это название впоследствии стало русским словом для обозначения любой железнодорожной станции.

Хулиган

Слово хулиган - английского происхождения. Считается, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.

Говно

Слово «говно» произошло от праславянского «govno», что осначает «коровий» и первоначально связывалось только с коровьими «лепёшками». «Говядо» - «крупный рогатый скот», отсюда же «говядина», «говяжий». Кстати, от того же индоевропейского корня и английское название коровы - cow, а также пастуха этих коров - cowboy. Т. е. выражение «сраный ковбой» - не случайное, в нём - глубокая родственная связь.

Апельсин

До XVI века европейцы вообще никакого понятия об апельсинах не имели. Русские - тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из восточных стран эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. Те, конечно, спрашивали: «Откуда яблочки-то?» - потому что об апельсинах не слышали, а по форме этот фрукт на яблоко похож. Торговцы честно отвечали: «Из Китая яблочки, китайские!» По-голландски «яблоко» - appel, а китайский - sien.

Врач

В старину лечили заговорами, заклинаниями, разными нашептываниями. Древний лекарь, знахарь говорил больному что-нибудь вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие...» И бормотал над занедужившим разные слова. А знаете, как вплоть до начала XIX века называлось бормотание, болтовня? Бормотание, болтовня тогда назывались враньем. Бормотать - значило «врать». Кто трубит - тот трубач, кто ткет - тот ткач, а кто врет - тот врач.

Мошенник

На Руси мошенниками называли вовсе не обманщиков или воров. Так назывались мастера, которые изготавливали мошну, т.е. кошельки.

Ресторан

Слово «ресторан» значит по-французски «укрепляющий». Такое название дали в XVIII веке одному из парижских трактиров его посетители после того, как хозяин заведения Буланже ввел в число предлагаемых блюд питательный мясной бульон.

Небеса

Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» - буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula).

Сланцы

В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».

Галиматья

В конце прошлого столетия французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками.
Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте.
Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало - целительная шутка, каламбур.
Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.

Как произошли слова?

Происхождение языка является ничуть не менее интересной загадкой, чем появление самого человека разумного. Причем удивляет не факт появления каких-то простейших форм общения на уровне отдельных звуков, оповещающих о чем-либо, а современного языка, а точнее языков.

В этой статье мы рассмотрим основные теории происхождения языка.

Теории появления языка

Теория эволюции

На первый взгляд, история возникновения слова по мере развития человека, его коммуникативных, социальных навыков выглядит очень правдоподобно. А потому ее отстаивают многие исследователи-лингвисты. С другой стороны, если посмотреть на современные языки и их древних «предков», становится ясно, что с течением времени язык не усложнялся (что было бы логично исходя из теории эволюции), но значительно упрощался. А это уже наталкивает на мысль об ошибочности подхода. Кроме того, у ученых нет ни единой версии относительно того, как выглядел праязык - тот самый первый, простой, символичный, с которого и началось дальнейшее развитие первичных навыков вербального общения.

​Происхождения от звуков животного мира

Сторонники этого подхода полагают, что человек по мере своего развития стал более внимательным к окружающему его миру. В частности, он стал перенимать от животных те звуки, при помощи которых они общались между собой. Далее человек постепенно совершенствовал имеющийся у него набор звуков, складывая их в слова и присваивая значения. Однако биологи категорически не согласны с таким подходом - они убеждены, что звуки животного мира необходимы исключительно для передачи эмоций, но никак не каких-либо понятий, суждений, умозаключений. А потому язык представителей фауны не мог стать основой для развития языка людей.

Теория божественного происхождения

Эта теория опирается на библейское видение появления мира. Создав человека по образу и подобию своему, Бог дал людям в том числе и возможность общаться друг с другом посредством языка. Данная версия хотя и имеет право на существование, однако все же критически воспринимается ученым миром, склонным к атеизму.

Внезапное появление языка

Данная версия склонна рассматривать язык, как навык, который всегда был у человека, однако по какой-то причине был открыт им только спустя определенное время. Однако если опираться на подобный взгляд, то остаются открытыми следующие вопросы: кто именно «загрузил» в человека подобное умение; почему люди начали общаться между собой посредством языка только спустя долгие века эволюции; почему язык животных отличается от языка человека - почему изначально не был создан единый язык для всех живых существ на Земле?

Из вышесказанного следует, что возникновение слова и по сей день остается тайной. Тем не менее, лингвисты разных стран делают все возможное, чтобы узнать о происхождении слов в собственных языках (в том числе и русском). А вот это уже значительно более посильная задача.

Этимология русского слова

Русский язык принадлежит индоевропейской семье, славянской группе языков. В нем присутствуют как исконно русские слова (образовавшиеся непосредственно в языке на том или ином этапе развития) и заимствованные (из греческого, тюркского, арабского и др. языков), которые пришли в русский язык в силу культурных, экономических, политических контактов русских людей с другими народами.

В особенности многими зарубежными словами пополнился русский язык при Петре I благодаря проводимым им реформам, развитию мореходства в России, а также в XVIII-XIX веках в силу тесных контактов России с Францией. Еще один важный период обогащения русского языка новыми словами приходится на XX-XXI века (после распада СССР в результате налаживания связей с Европой, Америкой).

Изучением происхождения слов занимается наука этимология. В качестве примера расскажем, как произошли слова "апельсин", "врач" и "галиматья":

  • Апельсин. Данный цитрусовый фрукт был завезен в Европу из Китая. Название же было заимствовано из голландского языка, в котором фрукт обозначался как «appelsien» («appel» - яблоко и «sien» - китайский) - то есть «китайское яблоко». Позже сочный оранжевый плод появился и в России. А в Европе название сменилось на «orange».
  • Врач. В старину лечащие людей знахари помимо различных медицинских приспособлений и препаратов использовали заговоры, которые произносили над больным, чтобы отвести от него недуг. В старославянском языке использовалось слово "вьрати" - "заговаривать, говорить". От него-то и пошло исконно русское слово "врач".
  • Галиматья. Это слово, сегодня обозначающее нечто бессмысленное и пустое, ранее имело другое значение. Так, в XVII веке во Франции был хорошо известен врач по имени Гали Матье - он славился своим прекрасным чувством юмора. Считая, что смех способствует скорейшему выздоровлению, он всячески старался рассмешить своих пациентов остроумными шутками. После он даже стал рассылать ободряющие юмористические заметки больным прямо по почте.

Людям всегда хотелось знать, откуда появилось все на свете. Как возникла наша Земля, Луна, звезды? Когда появились первые растения и животные? А еще людям всегда было интересно узнать, как произошли слова нашего языка. Родилась даже специальная наука, которая стала заниматься историей возникновения слов. Она называется этимология.

Тема: Лексика. Фразеология

Урок: Этимология слов русского языка

Этимология - это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.

Оказывается, исторически родственными являются слова наперсток, перстень, перчатки . В них выделяется древний корень, связанный с устаревшим словом перст , то есть палец. Наперсток мы надевает на палец, перстень служит украшением для пальца, перчатки помогают нам согреть пальцы.

В наше время создаются специальные этимологические словари. В словарной статье такого словаря сообщаются следующие сведения:

Исконно русское слово или заимствованное;

Язык-источник, из которого пришло заимствованное слово;

От какого исходного слова или словосочетания и с помощью какого способа оно образовано;

Какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время;

Какие звуковые и смысловые изменения произошли в слове.

Интересна этимология числительного сорок . Это слово первоначально было именем существительным и служило названием мешка. У восточных славян было принято продавать шкурки соболя по 40 штук (столько шкурок было нужно, чтобы сшить шубу). Эти 40 шкурок клали в мешок, который назывался сорок . Со временем произошел перенос названия: сначала сорок - это просто «мешок», потом сорок - мешок, в котором лежат шкурки соболя в количестве 40 штук, а затем уже - сорок как четыре десятка любых предметов! Так из имени существительного образовалось числительное.

Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании. Правописание слов долина и одолеть могут объяснить их этимологические «родственники» - слова дол , то есть низ, и подол - нижний край платья. Долина — это низина между горами. Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол (или подол ).

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник - это тот, кто прожил одинаковое количество вёсен с тобой; твой одногодка, родившийся с тобой одной весной. Слово сверстник - одинаковый с тобой по возрасту человек - восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст , а позже мера длины. Следующий стишок позволяет запомнить правописание этих словарных слов:

Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну.

В слове висок пишется буква И, так как по происхождению оно связано с глаголом висеть (виснуть) и первоначально обозначало висящую прядь волос.

Ученые-этимологи, занимающиеся историей происхождения слов, открыли некоторые древние суффиксы, которые в наше время не выделяются как значимые части слова при морфемном разборе.

Слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью древнего суффикса ; При помощи старинного суффикса -ог от слова пир образовалось слово пирог , а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») — творог .

Сейчас мы не выделяем в слове окно , происхождение которого связано со словом око , то есть глаз , суффикс -н- . Как, впрочем, не выделяем суффикс -ц - в слове кольцо , которое исторически образовано от слова коло - круг.

Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется, например, узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь - медведем, а невежда - невеждой.

Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать , то есть знать. Ведьма - «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило смысл. Невежда - «мало знающий человек». Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию. Медведь - зверь, который ведает. То есть знает, любит мед.Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена-«маски». Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».

Домашнее задание

Задание №1

Воспользовавшись этимологическим словарем, расскажите о происхождении 5-6 слов.

Задание№2

Попробуйте сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.

1. Этимология "школьных" слов ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.