Монголы. Битва на Калке

‘Айн Аль-Джалут. Решающее сражение. Часть 4.

После гибели Китбуги вся решимость монгольской армии сошла на нет. Проще говоря, сценарий сражения для монголов полностью изменился. Для них не осталось другой цели, кроме как пробиться к северному выходу из поляны ‘Айн Аль-Джалут , чтобы обратиться в бегство.

А мусульмане начали преследовать монголов, уничтожая тех, кто сопротивлялся, и беря в плен тех, кто сдавался. Полчища монголов пали сражённые под ногами воинов Кутуза, как срубленные листья пальм. Миф был развеян, престиж пал, и страшная армия монголов была разбита наголову.

Все свои силы монголы бросили на то, чтобы пробиться к выходу из ‘Айн Аль-Джалута. После долгих боев, с превеликим трудом и приложив огромные усилия, им удалось прорвать ряды мусульман, которые закрывали выход с поляны, после чего они спешно обратились в бегство.

После этого огромное количество монгольских войск спешно направилось к северу в поисках убежища. Войска Кутуза начали их преследование . Их задачей не было выиграть у врага одно сражение, перед ними стояла более высокая цель – освободить мусульманские земли от захватчиков.

Бежавшие из ‘Айн Аль-Джалута монголы дошли до Байсана (город на расстоянии приблизительно 20 километров к северо-востоку от ‘Айн Аль-Джалута). (Аль-Макризи, «Ас-Сулук ила ма‘рифати дуваль аль-мулук », 1/517)

Добравшиеся до Байсана монгольские войска обнаружили, что мусульмане не отстанут от них и будут ещё долго продолжать преследование, поэтому их командиры не нашли иного выхода, кроме как снова выстроить свои ряды и дать отпор египетской армии.

Все историки согласились с тем, что сражение в Байсане далось мусульманам труднее, чем первое сражение в ‘Айн Аль-Джалуте. Монголы оказали ожесточённое сопротивление и бились насмерть.

Во время этого сражения монголы начали стремительное наступление, и на некоторое время инициатива перешла к ним. Ряды мусульман заколебались, и этот момент стал тяжёлым испытанием для египетской армии за все время её существования.

Кутуз наблюдал за всем этим и видел реальное положение дел. Он находился не где-то неподалёку от этих событий, а в самом эпицентре. Кутуз начал воодушевлять своих воинов и призывать их к стойкости в бою. Затем последовал зов: «»

Кутуз три раза громко произнёс эти слова, а потом смирено обратился к Всевышнему с мольбами: «О Аллах! Даруй победу Твоему рабу Кутузу над монголами ». (Аль-Макризи, «Ас-Сулук ила ма‘рифати дуваль аль-мулук», 1/517)

Кутуз в этот момент признаётся Господу в своей слабости и беспомощности. Он говорит «Даруй победу Твоему рабу…». «Я не правитель Кутуз… не повелитель мусульман… не султан Египта… я твой жалкий раб ». Поистине, Всевышний Аллах не оставит своего раба, который искренне просит у него помощи.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

قال الله عز وجل: أنا عند ظن عبدي بي، وأنا معه حيث يذكرني، والله لله أفرح بتوبة عبده من أحدكم يجد ضالته بالفلاة، ومن تقرب إلي شبرا، تقربت إليه ذراعا، ومن تقرب إلي ذراعا، تقربت إليه باعا، وإذا أقبل إلي يمشي، أقبلت إليه أهرول

«Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Я буду таким, каким считает Меня раб Мой [Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать], и Я нахожусь вместе с ним [Я оказываю ему Свою милость, что находит своё выражение в виде помощи и содействия] там, где он поминает Меня.

Клянусь Аллахом, поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного в пустыне. К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом "». (Бухари 6309 и Муслим 2747)

Ведь Кутуз постучал в двери, которые открываются каждому, кто в них постучится. Он же приблизился к Обладателю Небес, Земли и всего остального. Когда правители на Земле преклоняются перед Владыкой земли и небес, Он непременно оказывает им Свою милость.

Искренняя покорность Кутуза стала той горой, которая пала на монголов и обрекла их на погибель. И полчища, которые раньше внушали страх и трепет, пали на землю Байсана, как дохлые мухи.

На этот раз мусульмане окончательно разрушили миф о непобедимой монгольской армии. И наступил тот момент, которого мусульмане ждали более сорока лет. Многочисленная монгольская армия была полностью уничтожена.

Армия, которая смогла покорить половину земного шара, была разгромлена. Армия, пролившая кровь миллионов людей, которая опустошила сотни городов, бесчинствовала и сеяла зло на земле, была наголову разбита.

Нет ничего удивительного в том, что Кутуз одержал победу. Ведь Всевышний Аллах помогает Своему рабу. Кутуз пришёл к власти не тогда, когда в стране всё было тихо и спокойно. Государство на этот момент не было сильным. Когда он сел на трон, в казне не было несметных богатств. Все обстоятельства были против него.

Однако он обратился за помощью к Всевышнему Аллаху, всю работу делал честно и добросовестно и побуждал остальных работать так же. Если каждый мусульманский правитель станет делать то же, что сделал Кутуз, он непременно достигнет того, чего он достиг. И ему для этих изменений не нужно будет много времени, ведь Кутуз всё это смог сделать всего лишь за десять месяцев.

Важно только найти искренних честных людей, которые будут работать и работать на благо государства. А Всевышний Аллах непременно поможет!

Это сражение, которое имело важнейшие последствия, состоялось в пятницу в сентябре (26 число месяца Рамадан) 1260 года.

Мухаммад Султанов

3 сентября 1260 года в Палестине возле города Айн-Джалут произошло одно из судьбоносных сражений мировой истории. Египетская армия под руководством султана Кутуза и эмира Бейбарса разгромила татаро-монгольское войско, которым командовал найманский полководец Китбука (Китбуга). Монголы впервые потерпели сокрушительное поражение, остановившее их экспансию на Ближнем Востоке. За предыдущие полвека они выигрывали все крупные битвы со всеми своими противниками - китайцами, персами, арабами, половцами, булгарами, русичами и европейскими рыцарями, благодаря чему им удалось покорить почти всю Евразию, от Индокитая до Венгрии и Польши. О непобедимости татаро-монгол ходили легенды, однако египетские мамлюки, возможно, из-за своей неосведомленности, не испугались столь грозного врага.

Интересно, что Китбука был христианином. Христиане же составляли значительную часть его войска, что не мешало ему действовать с типичной для ордынцев жестокостью. В 1258 году Китбука возглавлял один из туменов, захвативших Багдад, разрушивших его до основания и вырезавших всё население города. По разным оценкам монголы тогда убили от 90 до 200 тысяч человек. После этого "сверкающий алмаз Междуречья" надолго обезлюдел и уже никогда не смог вернуть себе былое величие.
В 1259 году настала очередь Сирии. 70-тысячное войско, возглавляемое ханом Хулагу, вторглись в нее с северо-востока, захватило Дамаск, Алеппо, Баальбек и Сидон. С жителями Алеппо, которые упорно оборонялись, монголы поступили так же, как с багдадцами, оставив в живых только одного искусного ювелира. Казалось, что вскоре та же участь ожидает и остальные города Сирии и Палестины, однако в июне 1260 года до Хулагу дошла весть о внезапной смерти Мункэ - великого хана Монгольской империи. Хулагу с большей частью войска спешно ушел на восток, чтобы принять участие в борьбе за престол, оставив в Сирии 20 тысяч воинов под командованием Китбуки. За такую самонадеянность и недооценку противника ему вскоре пришлось дорого заплатить.
Однако поначалу Китбуке сопутствовал успех: он вторгся в Самарию, легко захватив Наблус, а затем - Газу. Уверенный в своих силах, он направил каирскому султану Кутузу гонца с ультиматумом следующего содержания:
Великий Господь избрал Чингиз-хана и его род, а все страны на земле пожаловал нам. Всем известно, что каждый, кто отказался повиноваться нам, перестал существовать вместе с его женами, детьми, родичами и рабами. Молва о нашей безграничной мощи разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, если ты покорен нам, то пришли дань, явись сам и проси прислать к тебе нашего наместника, а если нет, то готовься к войне.
Кутуз, ранее не общавшийся с монголами, рассвирепел от такой неслыханной наглости. Первой жертвой султанского гнева стал ни в чем не повинный гонец, которого Кутуз велел казнить. Затем он объявил в Египте мобилизацию. Сколько воинов ему удалось собрать, неизвестно, различные летописцы и историки называют разные цифры, но в любом случае египетское войско, к которому присоединились бежавшие от монголов курды, судя по всему, оказалось не меньшим, а скорее большим, чем у Китбуки.
Неожиданно в поддержку своих давних заклятых врагов - мусульман выступили крестоносцы, все еще занимавшие несколько укрепленных городов в Палестине, объединенных узкой полосой средиземноморского побережья. Иерусалимский король Конрад Гогенштауфен выразил готовность беспрепятственно пропустить египтян через свои земли в тыл татаро-монголам, а также снабдить их продовольствием и фуражом.
Такой поступок вполне объясним: хотя Китбука и многие его воины считали себя христианами, это вряд ли уберегло бы крестоносцев от покорения и разграбления. Тем более, что монголы относились к восточной, несторианской ветви христианства, а значит, по мнению католиков, они были презренными еретиками.
Сражение у Айн-Джалута началось с атаки монгольской конницы на центр египетского войска. После короткой схватки египетские кавалеристы обратились в бегство, а монголы начали их преследовать. Увлекшись погоней, они слишком поздно заметили, что с обоих флангов их охватывают доселе скрывавшиеся за холмами конные лавы египтян. Монголы попали в ловушку притворного отступления, которую они сами многократно устраивали своим противникам. Их войско смешалось, попав в "клещи", а египетские мамлюки обрушились на них со двух сторон. Бежавший центр также повернул коней и вновь вступил в бой.
В результате яростной рубки окруженная армия Китбуки была полностью уничтожена, спастись не удалось почти никому. Сам он попал в плен и в тот же день был обезглавлен. Вскоре египтяне один за другим отбили захваченные монголами города, в которых оставались небольшие гарнизоны, и полностью восстановили контроль над Сирией, Самарией и Галилеей.
Монголы еще не раз вторгались в Сирию, но закрепиться там им так и не удалось. Битва при Айн-Джалуте имела большое психологическое значение, развеяв миф о непобедимости Орды. Был в ней и еще один важный момент: согласно ряду арабских источников, в этом сражении египтяне впервые применили некий прообраз огнестрельных орудий, правда, подробностей никаких нет, как нет и изображений этого оружия.

Монгольское войско в походе.


Монгольский лучник и тяжеловооруженный всадник.


Египетское мусульманское войско на фоне пирамид.


Египетский конный и пешие воины XIII-XIV веков


Египетская конница времен арабо-монгольских войн.


Монголы преследуют арабов, арабы гонятся за монголами. Рисунки из западноевропейского средневекового манускрипта.


Хан Хулагу со свитой, старинная персидская миниатюра.


Слева: высокопоставленный генерал монгольского войска. Справа: страница из сирийской несторианской Библии, на которой, как ни странно, хан Хулагу и его жена Доктуз-Хатун.

Героический конец Кит Бука стал последней песней монгольского величия Так пусть сегодня эта песнь будет призывом, который пробудит погасшую в нас отвагу, воодушевит наш разум, восстановит растерянную веру и разбудит дремлющую в нас силу.

За этот исторический очерк журналист и писатель Баасангийн Номинчимид в 2010 году был удостоен премии имени Балдоржа, присуждаемой в Монголии за лучшие журналистские произведения. Впервые на русском языке – в переводе С.Эрдэмбилега специально для АРД.

Но самая жестокая участь ждала христиан Дамаска. Кутуз, победным шествием войдя в город, праздновал свой триумф, подвергая их поголовному истреблению. Были испепелены до основания культурные ценности христиан Сирии, которых даже самые фанатичные приверженцы ислама из династии арабских Омейядов и полудикие курды из Фатимидов - Айюбидов оставили нетронутыми. На этом он не остановился. По всей Сирии развернулись гонения на христиан.

Очевидец того времени писал, что пролитая кровь крестоносцев на много превысила кровь мусульман, пролившуюся во время нашествия Хулагу хана. Алчность крестоносцев Акры, Тира и Сидона обернулась потоком христианской крови по всей Сирии, разрушением культурных и религиозных ценностей христианства. Крестоносцы окончательно потеряли свои владения в юго-западной части Сирии.

Все султаны, участвовавшие на стороне Кутуза в битве при Айн Джалут были награждены земельными владениями. Султан Муса, который в критический момент сражения покинул правое крыло монгольских войск, что оказало решающее влияние на исход сражения, сохранил право владеть своими землями. Эти земли были оставлены ему монголами за то, что он изъявил верность служить им. Двойное предательство было вознаграждено.

Но Бейбарс, ближайший сподвижник при битве Айн Джалут, который завершил успех, преследуя монголов через всю территорию Сирии, и захватил немало монгольских гарнизонов в разных городах вплоть до Алеппо, был обделён милостью Кутуза. С давних времён между ними имелся узел противоречия.

Кутуз в свое время участвовал в заговоре с целью убийства Актая, правителя бахрейцев. А Бейбарс являлся одним из доверенных лиц Актая. Их взаимные распри временно утихли перед лицом острой необходимости объединиться против общего сильного врага - у каждого из них имелись счёты с монголами. Как было записано в источниках, Бейбарс рассчитывал, что Кутуз назначит его султаном Алеппо, но этого не случилось. И старая неприязнь вновь вспыхнула, но стала ещё более непримиримой. Один из них должен будет уступить, двум султаном не сидеть на одном троне. Кутуз обоснованно остерегался усиления властолюбивого и сильного Бейбарса.

В источниках описывается, что по завершению успешного похода в Сирию, Кутуз наконец решил возвращаться назад в Мисир. По пути развлекался охотой. Однажды застрелил из лука не то зайца, не то лису. Когда он подскакал к убитой добыче, к нему подбежал некто, видимо, заранее подготовленный Бейбарсом. Тот человек перед этим был приговорён к смертной казни, но Кутуз его помиловал. В благодарность за свое спасение он поклялся на веки быть ему верным и попросил разрешения прикоснуться к его правой руке, чтобы получить благословление.

Ничего не подозревая, Кутуз протянул ему руку, и тут стоявший рядом Бейбарс выхватил саблю из ножен и отрубил эту руку. Затем зарубил его вовсе. Сопровождавшие Кутуза приближённые были захвачены врасплох и потрясены. Наверняка были сторонники Бейбарса и среди сопровождающих Кутуза. По возвращении в Мисир вся слава великой победы над монголами досталась не Кутузу, а Бейбарсу, толпа с ликованием встречала его в Каире.

Бесславно кончил Кутуз, зарублен руками своих же людей. Победитель монголов не был достоин того чтобы погибнуть на поле брани. Когда-то он свергнул своего султана Айюбида, воспитавшего его и доверившего ему командование войском мамлюков. Свергнув султана, Кутуз затем безжалостно умертвил и его сына. Прав был Кит Бука нойон, ничуть не сомневаясь, что по воле Хух Тэнгри жизнь предателя закончится жалкой смертью. Предателей убивают предатели.

Почему не было возмездия со стороны Хулагу хана за смерть его полководца

Сильно опечалился Хулагу хан, когда ему донесли о гибели его верного полководца. Но не мог он идти войной на Мисир, мстить за смерть своего нукера. Хан стоял перед лицом ещё более сурового вызова, чем поражение его отдельной армии в Айн Джалут.

После смерти Великого хана Мункэ, между родными братьями Хулагу, Хубилаем и Аригбухой, вспыхнула борьба за ханский престол. В самой вотчине монголов разгорелось пламя междоусобной войны, родные братья с оружием пошли друг на друга, началась взаимная резня.

Эта междоусобица продолжалась четыре года. Но сопротивление политике Хубилая, переместившего центр Монгольской Империи в Китай, с разным размахом продолжалось на протяжении дальнейших 40 лет. Хайду, потомок Угэдэй хана, никак не мог примириться с Хубилаем.

Сын Хулагу хана со своей армией сражался на стороне Аригбухи, тогда как сам Хулагу встал на сторону Хубилая.

На миниатюре - Хулагу хан.

После низвержения Хулагу ханом Багдада - оплота исламского мира того времени - и казни Багдадского халифа, являвшегося его высшим лицом, Беркэ, хан Золотой Орды, наследник Бату хана, ставший правоверным мусульманином, озлобился на Хулагу и не таил угрозы. Он многократно обменивался гонцами с Бейбарсом, договариваясь о совместном выступлении против улуса ильхана Хулагу.

К тому же спор между Хулагу и Беркэ вышел и из-за богатых кавказских земель, сопредельных между их владениями. Дело усугубилось тем, что несколько княжичей ханских кровей из Золотой Орды, служивших в армии Хулагу хана, были убиты при загадочных обстоятельствах. Всё это привело к тому, что в конце 1260-года вблизи Дербента два монгольских войска столкнулись между собой в братоубийственной сече, безжалостно проливая кровь друг друга.

В этом сражении с обеих сторон участвовало небывалое количество воинов. Пишут, что такой небывалой битвы ещё не было ни во всех предыдущих войнах при Чингис-хане, ни потом. Здесь всего за несколько дней пролилось несравнимо больше монгольской крови, чем той, что пролилась в ходе всей истории монгольских завоевательных походов.

Наряду с этим потомки улуса Джагатая, посчитав, что их незаслуженно обделили, начали притязать на земли Золотой Орды и земли ильханов. На стыке этих государств, на приграничных землях в Средней Азии, то и дело вспыхивали вооружённые стычки.

По причине всех этих сложных обстоятельств Хулагу хан не смог послать главные силы своёго войска в Сирию и Мисир. Это позволило мамлюкам закрепиться в Сирии и затем нанести ещё одно поражение значительной группировке монгольских войск в 1281 году вблизи города Хомс.

Впервые острие монгольской сабли притупилось в Айн-Джалуте. Но почти одновременно с этим, закономерно или случайно, по всей Монгольской империи как заразная болезнь, безжалостно уничтожая её единство и мощь, начали распространяться раскольнические помыслы и деяния. Не прошло много времени, как великая Монгольская империи раскололась. Из неё образовались: с центром в Китае сверхдержава Азии - Империя Юань или Монгольская Синяя Орда, в Средней Азии - улус Джагатая, в Иране, на Ближнем Востоке - империя ильханов, от восточных окраин кипчакской степи до реки Днестр возникла Золотая Орда.

Если бы монголы не впали в междоусобные воины, как верил Кит Бука, копыта конницы Хулагу хана сравняли бы Сирию и Мисир с землей и не помешал бы этому ни полководческий талант Бейбарса, ни доблесть тюрок-мамлюков. Это признают и сами арабские историки.

В ту эпоху силовому напору монголов, который достиг наивысшей точки своей мощи, никто не был в состоянии противостоять. По всем театру военных действий - будь то в Китае, на Руси, в Европе или на Ближнем Востоке - не было ни одной силы способной выдержать безудержный натиск монгольских конниц. Разве что сами монголы могли на равных сразиться между собой. Что, к сожалению, и произошло.

В любых исторических деяниях существуют его отправная точка, поступательное развитие, достижение наивысшей точки - апогея, затем начинается обратное движение - спад, в чём человечество убедилось предостаточно. В XIII веке деяния монголов достигли своего апогея, затем начался обратный отсчёт времени, мамлюки оказались отправной точкой этого движения.

Однако ни одному другому народу не удалось создать подобную сверхогромную империю. До сих пор многие историки задаются вопросом: почему, каким образом монголы были столь непобедимы, .

В тот момент Монгольская империя простиралась на девятой части всей известной в то время суши, это приблизительно 33 млн. кв.км. В 18-м, 19-м веках колониальные владения Великобритании, в период её наивысшей мощи распространялись на 33,7 млн. кв. км, но в то время все неизвестные земли были уже открыты, и с учётом этого, её колониальные территории составляли менее одной трети всей суши на Земле.

Замечено что, начиная ещё с времён Чингис-хаана, монголы только к одному народу относились с особой суровостью, повсюду преследуя и стремясь подавить. Это были родственные монголам по происхождению кипчаки-тюрки, кочевавшие на обширной территории от подножия Алтайских гор до реки Днепр, которые и не уступали монголам в воинском умении и отваге. Может быть, именно из-за того что кипчаки на равных соперничали с ними, монголы относились к ним с такой непримиримостью. Субэдэй-богатур впервые столкнулся с кипчаками, преследуя остатки меркитов на реке Чуй, с тех пор и продолжалось монгольское гонение на них вплоть до Венгрии, к мадьярам. А потом ещё дальше - до границ Мисира (Египта).

Первая династия мамлюкского государства, называемая Бахрейской и просуществовавшая с 1250-го по1382-й год, происходила именно от этих кипчаков и тюрков. Кутуз родился в Хорезме, а Бейбарс - либо в Крыму, либо в Карахане сегодняшнего Казахстана.

Для казахов Бейбарс является национальной гордостью, они почитают его как своего эпического героя. В честь него были воздвигнуты памятники, в наше время о нём был создан многосерийный фильм. Находящаяся в Каире мечеть Бейбарса и его мавзолей в Сирии были реконструированы правительством Казахстана. (А в Казахстане находится мавзолей-гробница Джучи хана. К большому сожалению, не говоря о какой-либо реконструкции, ни одно официальное лицо или делегация Монголии не посетили этот мавзолей-гробницу, вообще мало кто знает о её существовании).

Победа Бейбарса при Айн-Джалут над одним туменом монголов принесла ему славу ничуть не уступающую славе великого султана Саладина, разгромившего объединённую армию крестоносцев в 1187 году в местности Хаттин, на расстоянии чуть более 60-ти километров от Айн- Джалут.

В честь победы при Айн-Джалут исламские историки назвали Бейбарса “Исламским львом”.

Во время захвата Чингис-хааном Хорезма небольшое тюркское племя, обитавшее на севере города Мерв, отошло на запад, временно нашедши убежище в Армении. Затем, спасаясь от продолжающегося на Ближнем Востоке наступления монгольских войск руководимых Чормоган и Байчу, это племя достигло Анадолы (Современная Анатолия). Позже они положили основу для возникновения всесильной Оттоманской империи на территории, перекинувшейся с Азии и до половины европейского континента. Можно сказать, что эта империя зародилась по стопам и на руинах всемирной империи, созданной монголами.

Эпилог

Сила военных походов монголов, непобедимая на протяжении целого столетия, истощилась среди песчаных холмов Айн-Джалут Синайской пустыни. Иссякла - как поток ливневого дождя уходит в песок.

Устоявшееся и неподлежащее сомнению представление как на Востоке, так и на Западе о непобедимости монгольских завоевателей - исполнителей божьего повеления - рассеялось. Осталась только легенда. Такая судьба ожидала эти завоевания.

Весь арабо-мусульманский мир увидел, что монголов тоже можно победить, что они, как и все, созданы из плоти и крови. И что, когда настанет час, они тоже балансируют на тонкой грани между победой и поражением.

Монгольское войско, которое сражалось в Айн-Джалут представляло собой одну небольшую группировку, всего лишь один тумен Великой империи. Это была одна из сотен их битв. Поражение при Айн-Джалут положило конец дальнейшим завоеваниям, но оно ни в малейшей мере не пошатнуло устои Монгольской империи, её величие и мощь по-прежнему повсюду вызывали страх и уважение.

Айн-Джалут, по своему смыслу, ознаменовал прощание с идеей господства Великой Монгольской империи над остальным миром. Идеи изначально несбыточной, обречённой на неизбежный провал.

Чингис-хаан делил людей на две группы. Не на аристократию и их слуг, не на богатых и бедных. А разделял по их преданности делу, которому они служат, уважал честность и верность, презирал жадных, подхалимов, ненавидел предателей. Чингис хаан, где бы ему ни повстречались такие - давил их как ползучих гадов, вшей и клопов.

Разгневанный Чингис хаан казнил приближённых Джамухи, когда те, предав своего хозяина, привели его в плен. В то же время он оказал высокое доверие Наян батыру, пришедшему к нему служить, но предварительно дав возможности уйти своему господину - Таргудай хану. Впоследствии Наян стал одним из военачальников Чингис-хаана и с честью служил ему до конца. Чингис-хаан уважал храбрость и самоотверженность Зургадая, хана тайчиутов, хотя тот являлся его непримиримым врагом.

Чингисхан на троне. Средневековая персидская миниатюра.

За верность и доблесть Чингис хаан причислял своих нукеров к подданным Хух Тэнгри. Такими нукерами были Джэбэ, Субудай, Наяа, Мухулай, Кит Бука и многие другие. По определению Л. Н. Гумилёва, это были “люди длинной воли”. Они ярко выделялись среди остальных беззаветным служением делу, готовностью жертвовать собой ради общего дела. Эти качества широко проявились среди монголов в XIII веке. Кит Бука, погибший при Айн Джалут, и другие батыры были последними представителями такого поколения.

Образ полководца Кит Бука из глубины столетий встаёт перед нами преисполненный гордости и доблести, в трагический момент своей смерти обращаясь к потомкам: «Да не устыдятся мною потомки, не скажут, что я спасал свою шкуру, убегая от врага и показывая им спину». Ему нечего стыдиться перед потомками, а вот потомкам есть, за что стыдиться перед ним.

Героический конец Кит Бука оказался последней песнью величия монголов. Пусть сегодня эта песнь будет призывом, который пробудит погаснувшую в нас отвагу, воодушевит наш разум, восстановит растерянную веру и разбудит дремлющую в нас силу.

Армиям Чингизхана и его потомков не было равных во всей Евразии. За весь период завоеваний, монголы не проиграли ни одного крупного поражения. Орды степняков были способны сокрушить любое, даже многократно превосходящее численно войско, какой бы талантливый полководец им не руководил. От Индии до Центральной Европы кровожадным конным лучникам из самого сердца Евразии не было равных. Разбираемся, какие факторы дали монголам такое сокрушительное преимущество.

Суровая жизнь

Образ жизни монголов, был очень суровым. Климатические условия Великой Степи заставляли их бесконечно скитаться по ней в поисках скудных пастбищ, постоянно страдать от холода или жары, голода и жажды. Монгольские дети учились ездить на коне и стрелять примерно в то же время, когда и ходить - по-другому в степи не выжить. На коне они проводили гораздо больше времени, чем лучшие всадники оседлых народов. То же самое и с луком, который был для них и рабочим инструментом, и почти единственным способом развлечься с младых ногтей. В результате даже самый средний монгольский воин имел куда более высокие боевые навыки, чем лучшие воины врагов монголов. Просто для монголов это навыки были даже не боевыми, а трудовыми.

Монгольская лошадь

Монгольская лошадь похожа на своего хозяина. Это одна из самых выносливых пород лошадей в мире. Она способна проходить огромные расстояния, довольствуясь скудной пищей и небольшим количеством воды. В жизни кочевника нет никакого разнообразия: только степь, другие кочевники, и лошади. Поэтому монголы понимают своих коней так, как никогда не поймет всадник другого государства.

Общественный строй

Помимо суровых условий выживания, еще одной важной для нас характеристикой монгольского народа был общественный строй. Их родоплеменной строй был более низкой ступенью организации, нежели феодализм, который был у абсолютного большинства их противников. Но Чингизхан смог реформировать монгольское общество, превратить недостатки родовой системы в достоинства. Он стал вождем вождей, объединив племена. Но эта система была совсем непохожа на европейскую феодальную систему, в которой «вассал моего вассала - не мой вассал»: Чингизхан выстроил невиданно четкую и жесткую по тем временам вертикаль власти. В ней каждый уровень управления был ответственен перед вышестоящим за нижестоящие. Да, у монголов была аристократия. Владельцы пастбищ благородные нойоны и их «бояре» нукеры руководили отрядами.

Монгола ничем не удивить

Есть и еще кое-что: удачное соседство. Монголы в своем развитии были сильно отсталой от соседей нацией. Но при этом они всегда были в курсе нововведений и инноваций, которые создавали их соседи, самые передовые державы того времени - Китай и Хорезм. Монголов нельзя было ничем удивить или испугать: они были знакомы с большинством военных инноваций эпохи еще до того, как Чингизхан повел свои орды на покорение всего мира. Это преимущество не стоит недооценивать. В «Ружьях, микробах и стали» Джаред Даймонд писал, что Евразия так сильно обогнала остальные континенты планеты в своем развитии именно из-за того, что она вытянута с востока на запад, а не с севера на юг. Это сильно облегчает культурный обмен: нациям схожих климатических зон проще взаимодействовать между собой. А монголы жили в самой ключевой для этого обмена зоне материка - как раз между Ближним Востоком, Индией, Китаем, и, в меньшей степени, Европой.

Монгольские луки

Это древнейшее оружие монголы довели до совершенства. Они не умели ковать железное оружие, однако в мастерстве изготовления луков превзошли все другие народы. По разным свидетельствам, сила натяжения монгольского лука равнялась 65-75 кг, в то время как сила натяжения лучших луков Европы и Китая не доходила до 40 кг. Заметим, что монгольский лук на момент начала завоеваний Чингизхана, был исключительно монгольской инновацией. Луки других степных народов все равно были на порядок хуже. Стоит ли говорить, что монголы еще и мастерски с луками обращались. Воины могли выпускать 12 стрел в минуту, что сравнимо со скорострельностью винтовок XX века. Кроме того, монголы не практиковали «артобстрелы»: их с детства учили именно прицельной стрельбе. Монгольский минимум - это попасть в ту или иную часть тела человека на скаку с 30 шагов.

Тактика

Монголы побеждали сотни битв довольно простой тактикой, противопоставить которой европейцы ничего не могли. Так описывал ее Марко Поло:: «В битвах с врагом берут верх вот как: убегая от врага, не стыдятся, убегая, поворачиваются и стреляют. Коней своих приучили, как собак, ворочать во все стороны. Когда их гонят, на бегу дерутся славно, да сильно так же точно, как бы стояли лицом к лицу с врагом; бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьет и вражьих коней, и людей; а враг думает, что рассеяны и побеждены, и сам проигрывает, от того, что кони у него перестреляны, да и людей изрядно перебито».

Со временем монголы усовершенствовали эту тактику, придумали другие приемы. Но ни всегда мастерски умели использовать себе на пользу свои преимущества.

Выберите правильный ответ.

1. Указ об «урочных летах»:

А) запрещал свободный переход одного хозяина к другому

Б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

В) определял пятнадцатилетний срок сыска

Г) восстанавливал Юрьев день

2. Успех легкого восшествия Лжедмитрия I на российский престол объясняется:

А) надеждой народа на доброго и справедливого царя

Б) поддержкой польской армии

В) признанием иностранных государств

Г) поддержкой всего боярства и дворянства

3. На русский престол боярское правительство приглашало:

А) сына польского короля Владислава

Б) польского короля Сигизмунда

В) Лжедмитрия II

Г) Дмитрия Шуйского

^ 4. К Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители:

А) крестьянского восстания

Б) обороны Смоленска

В) ополчения, освободившего Москву от интервентов

Г) заговора бояр против Лжедмитрия I

^ 5. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

А) Дания, Норвегия

Б) Речь Посполитая, Швеция

В) Англия, Швеция

Г) Турция, Крымское ханство

^ 6. Укажите верные утверждения:

А) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России

Б) настоящее имя Лжедмитрия I Григорий Отрепьев

В) Лжедмитрию I удалось долго удержаться на московском престоле

Г) основной военной силой движения И. Болотникова были стрельцы

Д) ослабление центральной власти привело к Смуте

Е) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав

Ж) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие

З) летом 1611 г. Россия оказалась в исключительно тяжелом положении

И) значительную роль в отпоре интервентам сыграла Русская православная церковь

К) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих ру­ках столицу

^ 7. Выберите правильные ответы. Основные итоги внешнеполитической деятельнос­ти Бориса Годунова:

А) заключение перемирия с Речью Посполитой

Б) вхождение территории Западной Сибири в состав России

В) разгром крымских татар

Г) успешная для России война со Швецией

Д) получение выхода к Балтийскому морю

Е) укрепление южных рубежей от набегов крым­ских татар

Ж) расширение внешней торговли

^ 8. Установите правильное соответствие:

1598-1605 а) оборона Смоленска

1605-1606 б) период «семибоярщины»

1606-1607 в) царствование Бориса Годунова

1609-1611 г) царствование Лжедмитрия I

1610-1612 д) восстание под предводительством И. Болотникова

^ 9. Восстановите последовательность событий:

А) создание Первого ополчения

6) поражение восстания под предводительством И. Болотникова

В) смерть Федора Ивановича

Г) взятие польскими войсками Смоленска

Д) начало царствования Лжедмитрия I

Е) действие русских войск под командованием М. Скопина-Шуйского

^ 10. О ком идет речь?

«Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся
оказать реальную по­мощь народу, укрепить военную мощь страны и
внешнеполитическое положение, считался ви­новником всех несчастий,
обрушившихся на стра­ну, и был ненавидим народом»

^ 11. О чем идет речь?

«И нам бы господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и
настоятельных людей из духовного чину - пять человек. Из посадских и из
уездных людей - двадцать человек. Из стрельцов - пять человек... Дав им
от себя полный до­статочный приговор, как им о великом земском деле с
нами вместо всех вас советоваться...»

^ 12. По какому принципу образован ряд?

Воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин