Психофизиологические негативные факторы влияющие на безопасность жизнедеятельности. Опасные и вредные производственные факторы

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические перегрузки и нервно-психические перегрузки.

Может быть связана с перемещением материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и т.п. на необходимые расстояния и обуславливать динамическую перегрузку .

Обусловлена необходимостью работающему прилагать усилия без перемещения всего тела или отдельных частей тела. Она определяется весом удерживаемого груза (величиной прилагаемого усилия) и временем удержания.

При выполнении трудовых функций работающий может находиться в вынужденной позе (наклонные положения тела, вынужденные наклоны, выполнение работы только стоя, на коленях, на корточках и т.п.). Трудовая деятельность, связанная с выраженной двигательной активностью, при величинах нагрузок, превышающих физиологически обоснованные оптимальные и допустимые значения, оказывает неблагоприятное воздействие на состояние здоровья работающего.

При проектировании рабочего места следует учитывать, что фиксированная рабочая поза физиологически не оправдана, так как она вызывает нарушение кровообращения в нижних конеч ностях и органах тазовой области, приводящие к профессиональным заболеваниям (варикозному расширению вен, геморрою и др.).

При проектировании рабочих мест необходимо стремиться к тому, чтобы рабочая поза была как можно ближе к естественной позе человека. Поэтому целесообразно предусматривать возможность работы как стоя, так и сидя. Особого внимания заслуживает проектирование кресел для лиц, постоянно выполняющих работу сидя за пультами управления. Конструкция кресла должна быть такой, чтобы как можно равномернее распределить давление тела на площадь опоры. Это возможно тогда, когда кресло в наибольшей степени соответствует анатомическому строению человека.

В ряде отраслей промышленности (текстильная, легкая, приборостроение и т.п.), где преобладает конвейерный труд, на рабочих местах в двигательной активности работающих имеют место компонент крупных движений, а также компонент мелких стереотипных движений. К крупным относятся движения рук, плечевого пояса, к мелким - движения кистей и пальцев рук.

Отрицательно на состояние здоровья работающих отражается гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и др.) при ограниченной двигательной активности, снижении сил сопротивления мышц.

Профилактика гиподинамии предусматривает исключение статической работы, изменение рабочей позы в процессе работы, проведение производственной гимнастики с рациональным комплексом физических упражнений и т.п. Организация комнат психологической разгрузки способствует снижению усталости и повышению производительности труда работающих, улучшает их настроение, что в конечном счете способствует сохранению их работоспособности и обеспечению охраны труда.

Напряженность внимания характеризуется длительностью сосредоточения наблюдения, числом объектов одновременного наблюдения, плотностью сигналов (световых, здоровых) и сообщений. Такой характер деятельности присущ работающим с видеодисплейными терминалами, водителям транспортных средств, поездным диспетчерам, операторам, наблюдающим за сигнализацией на пульте управления, и др.

Степень напряженности анализаторских функций для зрительного анализатора зависит от размера объекта различения и расстояния объекта от глаз, различия в контрастности объекта различения и фона, для слухового анализатора - от соотношения между уровнями речи и шума.

Эмоциональные напряжения вызывают изменения функционального состояния центральной нервной системы. Данный фактор имеет место при работе по напряженному графику; на поточной линии или конвейере; в потенциально опасных условиях в связи с возможностью аварийных ситуаций и риском для собственных жизни и здоровья (усугубляет ситуацию необходимость выполнения работ при дефиците времени); с ответственностью за безопасность других лиц (операторы, профессии управленческого труда и другие, деятельность которых предусматривает персональную ответственность); с материалами, сырьем, оборудованием, загрязненными химическими веществами, радионуклидами и др.

Эстетический дискомфорт имеет место при работе с трупными материалами, разложившимися биологическими тканями, естественными и патологическими компонентами, при наличии на рабочем месте стойких и труднопереносимых запахов и т.п.

Физиологический дискомфорт создает работа в респираторах, пневматических костюмах, резиновых сапогах, фартуках и рукавицах из просвинцованной резины и т.п.

Чередование работ по сменам требует определенной перестройки организма. Суточные дежурства, работа только в ночную смену, без естественного света и т.п. оказывает на работающего отрицательное психологическое влияние.

Многочисленные исследования влияния на организм человека работы в различные смены показали, что производительность труда, работоспособность, самочувствие, условия травмирования в первую и вторую половину рабочего дня почти одинаковы. В ночное же время труд протекает на фоне снижения функционального состояния центральной нервной системы, на фоне сонливости. Сонливость снижает производительность труда, его качество, а также защитные функции организма человека, т.е. человек становится менее «защищен» от несчастных случаев и аварий. Установлено, что сонливость при работе в ночную смену является, как правило, следствием несоблюдения суточной нормы сна. Люди, работающие в ночные смены, часто мало спят: не более пяти-шести часов, а иногда и того менее. В течение свободного времени, т.е. в дневное время, они занимаются домашней работой, для которой требуется большое напряжение физических сил.

У многих работающих постоянно ночью наблюдается расстройство сна. Люди, работающие в ночные смены, чаще имеют заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Это объясняется тем, что функции человека в течение суток подвержены закономерным колебаниям. Одни из них активизируются в дневное время и ослабляются ночью, а другие, наоборот, усиливаются ночью. В организме человека вырабатывается суточная ритмика физиологических функций, характерная значительной инертностью и трудно поддающаяся перестройке.

Работа в ночное время приводит к «рассогласованию» внешнего и внутренних ритмов, что приводит к нервным расстройствам, сопровождающимися, в первую очередь, нарушением сна.

Для профилактики вредного влияния сонливости следует учитывать, что трудовая деятельность связана не только с активностью мышечного аппарата и органов чувств (анализаторов), подчиняющихся сознательному управлению человеком, но и с сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной, эндокринной и другими системами, которые не находятся под контролем человека и выдерживают суточный ритм активности.

Профилактика сонливости при работе в ночные смены сводится к следующим основным мероприятиям:

  • необходимо, чтобы работающие ночью соблюдали суточную норму сна - восемь часов;
  • начало смен необходимо устанавливать в 8, 16 и 24 часа при трехсменном режиме работы и в 8, 14, 20, 2 часа при четырехсменном режиме работы;
  • переход из смены в смену производить через неделю или две недели, причем чередование смен должно быть таким: утренняя - вечерняя - ночная;
  • работающие в ночные смены должны в свободное время не заниматься тяжелым физическим трудом или трудом, требующим напряжения центральной нервной системы. Свободное время должно быть временем активного отдыха.

Монотонной работой называют такую работу, отличительными признаками которой служит однообразие рабочих действий, их многократное повторение и небольшая длительность.

Однако и длительная операция, состоящая из однообразных циклов, также может быть монотонной. Все зависит от структуры самой операции - количества, содержания и характера составляющих ее элементов. Если операция сводится к выполнению ограниченного круга действий (количество разнообразных элементов невелико), то она является монотонной даже при значительной длительности. Установлено, что на конвейерном производстве длительность операции не должна быть менее 30 сек.

Соответственно этому различают два вида монотонности : монотонность за счет информационной перегрузки одних и тех же нервных центров в результате поступления одинаковых сигналов либо при многократном повторении единообразных движений (например, работа на конвейере с мелкими операциями и др.) и монотонность, вызванная однообразием восприятия, из-за постоянства информации и недостатка новой информации (например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала и др.).

Таким образом, общим признаком для всех монотонных работ является перегрузка информацией при выполнении работ или, наоборот, ее недостаток, что накладывает отрицательный отпечаток на функциональное состояние человека - работающий теряет интерес к работе, и у него возникает состояние «производственной скуки». Аналогично, подобное состояние у водителей транспортных средств называют «дорожным гипнозом».

Монотонная работа отрицательно сказывается на эффективности производства: ухудшаются экономические показатели, повышается аварийность, травматизм, растет текучесть кадров.

Основные меры по уменьшению влияния монотонности на человека:

  • делать каждую операцию более содержательности, объединять малосодержательные операции в более сложные, содержательные и разнообразные; операция должна быть продолжительностью не менее 30 секунд; состоять из элементов, позволяющих чередовать нагрузки на различные органы чувств и части тела;
  • осуществлять перевод работающих с одной на другую производственную операцию;
  • применять оптимальные режимы труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены): назначать короткие дополнительные перерывы для отдыха всей смены (бригады) или отдельного работающего в удобное для него время. Целесообразны частые, но короткие перерывы;
  • устанавливать переменный ритм конвейера в течение рабочего дня; наиболее предпочтителен свободный темп конвейера;
  • осуществлять эстетичность производства и функциональное музыкальное оформление производственного процесса.

Ритм и темп работы также в определенных условиях могут оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья работающего, производительность и качество труда. В процессе труда у работающих, имеющих профессиональный опыт, вырабатывается определенный ритм, экономный автоматизм движений, при которых достигается наивысшая работоспособность с наименьшими энергетическими затратами.

Важное значение для человека имеет также и темп работы . Если величина энергозатрат является показателями тяжести работы, то темп работы определяет ее напряженность. Весьма неблагоприятными с точки зрения физиологии является принудительный темп работы, даже если он слишком медленный. Наименее утомителен свободный темп. Поэтому пульсирующий ход конвейера предпочтительнее непрерывного. Нарушение ритмичности труда из-за технических и организационных неурядиц, простои и т.п. раздражают работающего, так как приводят помимо прочего, к разрушению установившегося в центральной нервной системе стереотипа рабочих действий, вызывая раздражение и, как следствие, преждевременное утомление работающего.

Известно, что ритмичные процессы в организме практически неутомимы. Автоматизация рабочих движений также легче всего вырабатывается в условиях ритмической деятельности. Именно поэтому слепые работающие подчас лучше зрячих справляются с работами, выполняемыми в определенном ритме.

В связи с этим при рационализации производственных процессов должны учитываться психофизиологические особенности работающих. Одним из важных требований в этом деле состоит в том, чтобы она не приводила к повышению затрат энергии работающего. Практикой доказано, что снижение физической нагрузки на работающего может сопровождаться повышением темпа работы.

Для предупреждения утомления следует учитывать также и специфику труда работающих. Так, виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха. Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время.

Умеренный (не очень напряженный) умственный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, периодически необходим более длительный отдых.

Специфического режима труда и отдыха требуют операторские и диспетчерские профессии.

Обычно диспетчер должен воспринимать и перерабатывать большой объем информации, планировать производственный процесс на длительный отрезок времени вперед. В то же время вхождение в работу и передача смены другому лицу требует от диспетчера такого большого напряжения, что частая смена работников (скажем через (6-7) ч) может привести к путанице, ненужному нервному напряжению и конфликтам. В подобных случаях целесообразно удлинять рабочую смену до 12 ч, соответственно увеличивая перерывы между сменами.

Работа большинства профессий требует соответствующего напряжения физических и нервных возможностей человека, мобилизации внимания, памяти, требует высокой ответственности за принимаемые в процессе выполнения работы решения. При правильном выборе профессии человек может быстро и эффективно адаптироваться к работе. При отсутствии такого соответствия человек не достигает необходимого мастерства и работает на пределе физиологических возможностей, что и приводит к неврозам, повышенной заболеваемости, аварийности, травматизму и низкой производительности труда. Однако этот человек может легко и быстро овладеть другой профессией, которая больше соответствует психологическим особенностям его организма.

При организации производственного процесса следует учитывать т.н. «кривую работы» . В процессе рабочего дня производительность работника, связанная с его физиологическими возможностями, изменяется, и в этих изменениях можно выделить несколько периодов:

  • период врабатывания - в этот отрезок времени происходит нарастание производительности труда;
  • период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей (в этот период утомление отсутствует);
  • период полной или устойчивой компенсации . Появившееся утомление приводит к некоторому снижению максимальных возможностей организма, однако их еще достаточно, чтобы волевым усилием сохранить производительность на прежнем уровне благодаря «резервным возможностям», имеющимся в организме;
  • период неустойчивой компенсации . При ослаблении волевого напряжения производительность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей» перед окончанием работы человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»);
  • период устойчивого снижения производительности труда . Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в состоянии сохранять заданный уровень производительности труда даже в короткие интервалы времени.

Как правило, окончание этого периода наступает ко времени обеденного перерыва, после которого указанные фазы повторяются.

Следует иметь в виду, что в процессе выполнения работы выделяются три этапа:

  • получение информации;
  • обработка информации и принятие решения;
  • выполнение решения.

В связи с этим возможны ошибки:

  • ошибки ориентации;
  • ошибки принятого решения;
  • ошибки выполнения действий.

Данные обстоятельства должны также учитываться при организации производственной деятельности.

Для обеспечения охраны труда необходимо так организовать производственный процесс, чтобы он исключал стрессы («стресс» в дословном переводе означает «напряжение»).

Вместе с тем необходимо, чтобы в аварийных условиях стресс не явился причиной неправильных действий и не ухудшил производственную обстановку. Поэтому очень важно в процессе профессионального обучения подготовить работающего к работе в экстремальных и аварийных ситуациях так, чтобы стрессы не помешали ему в этих сложных условиях выполнить свои профессиональные обязанности. Эффективным средством профилактики стрессов при экстремальных условиях является профессиональная подготовка на тренажерах, имитирующих аварии.

Важное значение для производительного и безопасного труда имеют чистота и порядок на рабочем месте, в подразделении, в организации, надлежащая окраска оборудования и помещений, освещенность рабочих мест, ритмичность работы, регламентированные перерывы в работе, производственная гимнастика, профессиональная пригодность и др., которые повышают настроение и работоспособность, внимание, скорость реакции, улучшают общее состояние работающих.

Психофизиологические условия труда определяются также рабочей обстановкой , взаимоотношениями в трудовом коллективе (и особенно между работающими и руководителем), уровнем обслуживания, соответствием выполняемой работы способностям и склонностям работающего, общественной престижностью работы и т.п. Поэтому формы руководства трудовым коллективом играют исключительно важную роль. Организация труда и его безопасность должна строиться на основе учета закономерностей не только физиологических, но и психологических реакций работающего на те или иные условия окружающей его среды. В этих условиях создание благоприятного социального и морального климата в коллективе, психологическая совместимость всех его членов - залог успешного решения не только производственных задач, но и задач охраны труда.

Большинство людей исключительно высоко ценят атмосферу дружеского сотрудничества, товарищества, взаимного участия и не согласны, даже при увеличении заработной платы, променять сплоченный, дружный коллектив на другой, где таких отношений нет.

Практика показала, что при выборе форм контроля, мер поощрения и наказания руководителю следует учитывать индивидуальные черты личности работающего. Так, наказание людей робких по натуре, не уверенных в себе, может дезорганизовать их работу, а периодическое поощрение улучшить ее; в то же время, частое поощрение слишком самоуверенных людей приводит их в состояние «головокружения от успехов» и заносчивости и т.д.

Практика организаций различных отраслей показывает, что в производственных коллективах, где внимательное отношение друг к другу, товарищеская взаимопомощь и поддержка стали нормой поведения, добиваются хороших результатов в работе, быстрыми темпами повышается культура производства, сведено до минимума количество травм и микротравм, постоянно соблюдаются требования по охране труда. Там же, где между работающими установились нездоровые отношения, производственные результаты, положение дел с охраной труда, как правило, хуже.

Известно также, что эффективность мер предупреждения несчастных случаев во многом зависит от самих работников, от их субъективного отношения к труду, к требованиям по охране труда.

Охрана труда может быть успешной только при условии, если она предполагает сознательное отношение к ней трудящихся. Если от работающего требуют безопасных приемов труда, он должен четко осознать необходимость этого требования и последствия, к которым приведет их несоблюдение.

Если каждое, даже самое малое нарушение, не останется незамеченным и встречает осуждение не только руководителя, но и товарищей по работе, это заставляет нарушителя подчиняться общему, обязательному порядку, заведенному в коллективе, и наоборот.

В связи с этим привлечение работающих к поиску новых способов предупреждения травматизма и всемерное поощрение их инициативы в этом деле играют исключительно важное значение.

К ценным средствам профилактики травматизма относится разбор конкретных несчастных случаев в данной организации. С этой целью необходимо использовать анализ всех несчастных случаев, включая микротравмы, а также имевшие место опасные ситуации, не завершившиеся несчастными случаями.

Эти и другие мероприятия должны служить одной из важнейших целей - определить деятельность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда как важное приоритетное направление в работе.

Следует отметить, что не во всех трудовых коллективах установились такие отношения. Нередко работающие проявляют безучастность к происходящим на их глазах нарушениям требований по охране труда. Именно этим можно объяснить тот факт, что почти половина погибших работающих, ставших жертвой нарушений требований по охране труда, в момент причинения травмы находились на работе в состоянии алкогольного опьянения.

Необходимо признать, что в целом ряде случаев соблюдение требований по охране труда увеличивает затраты времени на выполнение работы. В этих случаях работающие нередко пренебрегают требованиями по охране труда в стремлении побольше заработать, проявляют легкомыслие, неосторожность и т.п. В борьбе с такими явлениями следует использовать как меры воспитательного характера, так и меры дисциплинарного и иного воздействия.

Для защиты работающего от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, учета психофизиологических возможностей организма должен в комплексе использоваться весь арсенал перечисленных методов, средств и мероприятий, которые должны разрабатываться, планироваться и осуществляться.

Важное место в этой деятельности принадлежит действенному контролю, который должен осуществляться во всех его видах. Данное обстоятельство не только является объективно необходимым для успешного осуществления многогранной деятельности по охране труда, но и обязанностью нанимателя, закрепленной в статье 226 Трудового кодекса Республики Беларусь .

Вместе с тем, необходимо отметить, что для известные методы и способы защиты работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов в ряде случаев оказываются недостаточно эффективными, от воздействия ряда вредных производственных факторов не найдено также достаточно надежных средств повышения сопротивляемости человеческого организма их воздействию, не все заболевания, вызванные условиями труда на производстве, поддаются полному излечению. В связи с этим работающим во вредных и тяжелых условиях труда предоставляются предусмотренные законодательством компенсации по условиям труда .

Могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы (ГОСТ 12.0.003-74), которые разделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К опасным физическим производственным факторам относятся движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и др.

Вредными физическими производственными факторами являются повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы — бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца, токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз и латуней и некоторых пластмасс с вредными наполнителями. К этой группе относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ними.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует проявлению опасных факторов — например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Уровни воздействия на работающих вредных производственных факторов нормированы предельно-допустимыми уровнями, значения которых указаны в соответствующих стандартах системы стандартов безопасности труда и санитарно-гигиенических правилах.

Предельно допустимое значение вредного производственного фактора (по ГОСТ 12.0.002-80) — это предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.

Пространство, в котором возможно воздействие на работающих опасных и/или вредных производственных факторов, называется опасной зоной .

В результате воздействия вредных производственных факторов у работников развиваются профессиональные заболевания — заболевания, вызванные воздействием вредных условий труда. Профессиональные заболевания подразделяются на:

  • острые профессиональные заболевания, возникшие после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов;
  • хронические профессиональные заболевания, возникшие после многократного воздействия вредных производственных факторов (повышенный уровень концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, повышенный уровень шума, вибрации и др.).

Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления вредных и опасных факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь обнаружить опасность и определить ее характеристики.

Защита от вредных и опасных производственных факторов обеспечивается снижением их уровня в источнике и применением профилактических и предохранительных мер. При этом компетентность людей в области производственных опасностей и способов защиты от них — необходимое условие обеспечения их безопасности.

Вопрос 2. Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с социально-экономическими угрозами деятельности предприятия, фирмы (предпринима­теля). Приведите перечень внутренних и внешних угроз деятельности пред­принимателя ……………….................................................................................14

Тесты ……………………………………………………………………………. 20

Литература ………………………………………………………………………24

Вопрос 1. Группы опасных и вредных факторов производственной среды. Характер и последствия воздействия. Методы защиты

В своей трудовой деятельности человек неизбежно подвер­гается опасности. В условиях производства на человека действу­ют техногенные опасности, иначе называемые опасными и вред­ными производственными факторами.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется фак­тор, воздействие которого приводит к травме, острому нарушению здоровья или гибели организма.

Травма - повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием в результате несчастного слу­чая на производстве.

Опасные производственные факторы :

    электрический ток определенной силы;

    раскаленные тела;

    возможность падения с высоты человека или различных пред­метов;

    оборудование, работающее под давлением выше атмосфер­ного;

    движущиеся машины и механизмы, перемещаемые грузы, и т.д.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется фак­тор, воздействие которого приводит к сниже­нию трудоспособности или вызывает профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Вредные производственные факторы :

    неблагоприятные метеорологические условия;

    запыленность и загазованность воздушной среды;

    высокая влажность и скорость движения воздуха;

    воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

    наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирую­щих излучений.

Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению опасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Все опасные и вредные факторы производственной среды в соот­ветствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на группы физических, хи­мических, биологических и психофизиологических факторов .

Физические факторы - электрический ток; кинетическая энер­гия движущихся машин и оборудования или их частей, перемещаемых грузов, отлетающие частицы обрабатываемого материала; повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повы­шенное давление паров или газов в сосудах, высокая влажность и скорость движения воздуха; недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточная освещен­ность, повышенная яркость света и пульсация светового потока; электромагнитные поля, различные излучения - ионизирующие, тепловые, электромагнитные, инфракрасные и др.

Химические факторы представляют собой вредные и опасные для орга­низма человека вещества в различных состояниях. По характеру действия на организм человека они подразделяются на следующие подгруппы: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли. К этой группе относятся агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ними.

Биологические факторы - это воздействия на человека раз­личных микроорганизмов, а также растений и животных. К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы грибы, простейшие, продукты их жизнедеятельности и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

Психофизиологические факторы - физические (статические и динамические) и эмоциональ­ные перегрузки, умственное перенапряжение, перенапряжение органов слуха, зрения; монотонность труда.

Физические;- биологические;

Химические;- психофизиологические.

К физическим опасным и вредным факторам относятся;

движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;

Острые и падающие предметы;

Повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

Повышенная запыленность и загазова

Повышенный уровень шума, акустических колебаний вибраций;

Повышенное или пониженное барометрическое давление;

Повышенный уровень ионизирующих излучений;

Недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;

Повышенная яркость, пульсация светового потока.

2.1 Природные факторы опасности

Землетрясение;- холод;

Пожар;- водоемы;

Жара;- гроза;

Наводнение;- сильный снегопад;

Ураган;- сильный ливневый дождь;

2.2 Химические и биологические факторы опасности

Особую опасность представляют химические факторы, которые можно разделить на:

Промышленные яды (растворители, красители);

Ядохимикаты (гербициды, пестициды), используемые с/х;

Лекарственные препараты, применяемые не по назначению;

Химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены;

Боевые отравляющие вещества.

В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества делятся на:

Токсические; AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Раздражающие;

Мутагенные;

Канцерогенные;

Наркотические;

Удушающие и т.д.

Токсичные вещества – это вещества, которые вызывают отравление всего организма человека или влияют на отдельные системы человеческого организма (например, на центральную нервную систему). Эти вещества могут вызывать патологические изменения определенных органов, например, почек, печени. К таким веществам относятся такие соединения, как угарный газ, селитра, концентрированные растворы кислот или щелочей.

Раздражающие вещества – вызывают раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, пары кислот, щелочей, аммиак).

Мутагенные вещества приводят к нарушению генетического кода. Это – свинец, радиоактивные вещества.

Канцерогенные вещества вызывают, как правило, злокачественные новообразования – опухоли. К таким веществам относятся асбест, никель, хром.

Наркотические вещества влияют на центральную нервную систему (спирты, ароматичные углеводы).

Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких (оксид азота, оксид углерода).

Примером веществ, которые влияют на репродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.

Сенсибилизаторы – это вещества, которые действуют как аллергены. Это – формалин, лаки на основе нитросоединений.

Отравляющими называются вещества, которые приводят к поражению всех живых организмов, особенно людей и животных.

2.3 Биологические факторы опасности

Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди.

Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные.

Биологическими опасными и вредными факторами являются:

Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);

Растения и животные.

Бактерии – типичные представители микроорганизмов. Бактерии вездесущи и выносливы. Они не погибают ни в вечной мерзлоте, ни в космосе, не страшно для них и воздействие смертельной для человека дозы радиации.

Бактериальными заболеваниями являются: чума, туберкулез, менингит, столбняк и т.д.

Вирусы – мельчайшие клеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Вирусы полностью зависят от обмена веществ в клетке-хозяйке.

Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп, корь, свинка, краснуха и др.

Патогенные грибы вызывают болезни растений, животных и человека.

Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые и смертельные заражения.

По степени токсичности растения делятся на:

Ядовитые (белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеля из-за содержания соланина;

Смертельно ядовитые (белена черная, дурман, белладонна).

Животные:

Скорпионы – укол жала скорпиона очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышается температура);

Клещи – вызывают болезнь чесотку.

2.4. Психофизиологические факторы опасности

В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и расходует значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и другие.

Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими .

Психофизиологические опасности в современном мире являются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности постоянного действия следует считать:

1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).

2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.

3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).

4. Повышенная эмоциональность.

5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:

1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.

2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).

3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).

4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).

Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.

Физическая деятельность – деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.).

Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.

Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. Мотивами могут выступать потребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношение побуждение и целей человека, которые он хочет достигнуть в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение (удовлетворение своих потребностей), или невозможность физического существования бездеятельности.

Трудовая деятельность человека включает в себя два аспекта: трудовую нагрузку , определяемую характером и величиной основных требований, предъявляемых данным видом работы к человеку, выполняющему эту работу, особенностями условий производственной среды, в которых эта работа осуществляется (эргономический аспект ); функциональное напряжение организма как интегральный ответ на эту нагрузку (физиологический аспект ).

Основные требования, предъявляемые работой к организму человека, называются факторами трудового процесса. Совокупность факторов трудового процесса, характерная для того или иного вида труда, определяет характер трудовой нагрузки. В зависимости от особенностей факторов трудового процесса трудовая нагрузка может ложиться на самые различные физиологические системы, существенно повышая уровень их функционирования (активации).

Функциональное напряжение можно определить как повышенный (по сравнению с покоем) уровень активности возбудимых (нервные центры, нервы, мышцы и др.) образований или механическую нагрузку на невозбудимые (связки, сухожилия, хрящи, кости, позвонки) образования.

В соответствии с особенностями трудовой нагрузки в процессе деятельности напряжение может возникать или только в одной, или в нескольких физиологических системах. При этом одна из этих систем может быть основной, рабочей, а остальные обеспечивающими, как это, например, имеет место при тяжелой физической работе, когда основная нагрузка приходится на нервно-мышечную систему, а дыхательная и сердечно-сосудистая системы обеспечивают нормальное функционирование мышечной системы.

В ряде случаев трудовая нагрузка может более или менее равномерно распределяться между двумя или даже несколькими физиологическими системами. Так, при выполнении операторских работ в режиме слежения в состоянии напряжения находятся зрительный анализатор и функция внимания. Одновременно с этим достаточно часто функциональное напряжение в ответ на трудовую нагрузку охватывает не всю физиологическую систему, а лишь отдельные ее части. Например, при выполнении локальной мышечной работы нагрузка и соответствующее ей напряжение приходятся на весьма ограниченное число мышц и их сухожильно-связочный аппарат.

В ситуациях, когда трудовая нагрузка распределяется на несколько физиологических систем, напряжение каждой из них может быть выражено в значительно меньшей степени, чем в том случае, когда нагрузка приходится на какую-либо одну физиологическую систему, а тем более на какую-либо отдельную часть этой системы. С учетом этих моментов можно говорить о наличии достоверной зависимости степени напряжения физиологических функций в процессе трудовой деятельности от уровня трудовой нагрузки.



Функциональное напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое время вызывает появление признаков утомления , т. е. снижение уровня работоспособности человека (или отдельных функциональных систем его организма) под влиянием работы.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление : первое возникает при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика и др.), второе - при длительной малоинтересной работе (труд водителей, работа на конвейере и др.).

Утомление по своей биологической сущности является нормальным физиологическим процессом, выполняющим определенную защитную роль в организме, предохраняя его отдельные физиологические системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Определенный уровень утомления в конце рабочего времени даже является необходимым для поддержания достигнутого уровня тренированности организма к выполняемому виду трудовой нагрузки у работников, адаптированных к этой работе, или для повышения степени упражненности у начинающих работников.

В реальной трудовой деятельности утомление может проявляться или в снижении интенсивности (производительности) труда работника при сохранении величины начального уровня напряжения его физиологических функций, или в увеличении степени напряжения физиологических функций при неизменных показателях количества и качества труда, или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении количества или качества труда с одновременным увеличением степени напряжения физиологических функций.

В случае, если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период, т. е. будет происходить накопление, кумуляция утомления. При продолжении работы в подобных условиях кумуляция утомления может привести к появлению признаков переутомления , т. е. хронического утомления, неликвидируемого за обычный период отдыха (ежедневный и еженедельный).

Важным показателем функционального состояния организма является работоспособность. Уровень работоспособности зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности человека, его мотивации к труду, моральных и материальных стимулов.

Работоспособность на протяжении рабочего времени возрастает и снижается в конце рабочей смены и в своих изменениях имеет три периода.

Первый является периодом врабатываемости или вхождения в работу (0,5-1,5 ч), для которого характерны низшие показатели уровня работоспособности.

Второй период - устойчивое сохранение высокой работоспособности, достигнутой в первом периоде, продолжительность его 2-2,5 ч.

Третий период - снижение работоспособности в результате утомления.

Исходя из ФСО, можно выделить следующие фазы изменения работоспособности:

1. Фаза мобилизации (предстартовая). Условно рефлекторным путем повышается тонус центральной нервной системы и усиливается функциональная активность ряда органов и систем. Субъективно эта фаза выражается во внутренней собранности, обдумывании предстоящей работы.

2. Фаза первичной реакции характеризуется небольшим снижением почти всех показателей функционального состояния. Длится всего несколько минут. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.

3. Фаза гиперкомпенсации - это продолжение первой фазы. На этой фазе человек приспосабливается к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

4. Фаза компенсации - в этой фазе устанавливается оптимальный режим работы органов и систем организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда в этот период максимальна. Нужно стремиться к максимальной длительности этой фазы.

5. Фаза субкомпенсации - при определенной интенсивности и длительности работы высокий уровень физиологических реакций начинает несколько снижаться и показатели функционального состояния ухудшаются. Фазой субкомпенсации начинается специфическое состояние утомления.

6. Фаза декомпенсации . В этой фазе быстро ухудшается функциональное состояние организма, причем изменяется и наиболее важная для данного вида труда функция - точность координации.

7. Фаза срыва . Здесь наблюдается значительное расстройство регулирующих механизмов.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве.

Динамическая работа представляет собой наиболее распространенный вид двигательной активности человека в процессе труда, при этом части двигательного аппарата могут принимать самое различное участие в выполнении работы.

Динамическую (мышечную) работу подразделяют на:

· региональную,

· локальную.

Общая мышечная работа - выполняется более чем двумя третями массы скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища. Общая мышечная работа выполняется при тех видах профессиональной деятельности, где полностью или в значительной степени отсутствует механизация (труд грузчиков, некоторые виды сельхозработ и др.).

Региональная мышечная работа - выполняется преимущественно мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей. В ней участвуют от одной до двух третей массы скелетной мускулатуры.

Локальная мышечная работа - выполняется с участием менее одной трети скелетных мышц.

В условиях современного производства происходит неравномерное распределение нагрузки на опорно-двигательный аппарат: исключаются из трудового процесса крупные мышцы, уменьшается объем мышечной деятельности, выполняется преимущественно региональная или локальная мышечная работа, требующая точности, координации и быстроты движений.

Статическая работа - процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве. Она характеризуется тем, что напряжение мышц развивается без изменения длины последних и без активного перемещения движущихся конечностей и всего тела. В процессе труда статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы.

Статическая работа более утомительна, чем динамическая. Это объясняется тем, что напряжение мышц длится непрерывно, в то время как при динамической работе благодаря чередованию процессов сокращения и расслабления мышц имеются паузы, во время которых нервные центры не посылают импульсов к мышцам, т. е. «отдыхают». Имеет значение и то, что при статическом напряжении мышц сосуды в них сдавлены и нормальное кровообращение затруднено, что приводит к застою крови и накоплению недоокисленных продуктов в них и в организме в целом.

Напряженная работа мышц как при динамической, так и при статической нагрузке может привести к мышечному утомлению. Степень мышечного утомления работающих определяется в первую очередь количеством движений за смену, затем величиной прилагаемого напряжения.

Монотонность труда - это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. Она свойственна многим отраслям промышленности, где есть поточно-механизированные и конвейерные линии. Монотонность характерна также для профессий, в которых преобладают однотипные мелкие операции, выполняемые не на конвейерах (операторы автоматических и полуавтоматических устройств, пультов управления, ЭВМ и т. д.).

Монотонный труд - это труд однообразный, требующий от человека либо длительного выполнения однотипных простых операций в заданном или свободном темпе, либо непрерывной концентрации внимания в условиях малого объема профессионально значимой информации.

Монотония, илисостояние монотонии , - комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

Различают две основные категории монотонных работ :

1 - монотонность действия или монотонность первого вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением ;

2 - монотонность обстановки, ожидания, или монотонность второго вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации (сенсорный голод) , а также вследствие пассивного наблюдения и контроля за автоматизированным процессом.

При 1-й категории монотонных работ степень выраженности состояния монотонии зависит от: количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительности отдельных рабочих операций, степени сложности выполняемых операций, принудительного ритма и темпа, величины и интенсивности мышечных нагрузок и др. При этом чем меньше количество элементов в однообразно повторяющихся операциях и чем эти операции короче, тем монотоннее труд. Чем более просты по содержанию отдельные элементы операции и вся операция в целом, тем в большей степени развивается состояние монотонии.

При 2-й категории монотонных работ определяющими являются следующие факторы: малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени; небольшое количество объектов наблюдения и активных действий оператора в единицу времени; небольшая степень ответственности за принимаемые решения; ограниченность поля наблюдения оператора; бедность внешних раздражителей и др.

Среди факторов, препятствующих развитию состояния монотонии , одно из ведущих мест занимает степень функционального рабочего напряжения. Чем больше физическая тяжесть или нервная напряженность труда, тем в меньшей степени однообразный труд приводит к монотонии.

К факторам, влияющим на устойчивость человека к монотонии , относятся: характер и условия работы, профессиональная и физическая подготовленность работников, функциональное состояние человека, отношение к работе (мотивация), психофизиологические особенности личности.

К факторам, способствующим развитию монотонии , относятся: гипокинезия и гиподинамия, низкая ответственность, постоянный фоновый шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортный микроклимат, замкнутость и однообразное оформление интерьера производственных помещений и т. п.

Установлено, что монотонный труд вызывает прежде всего изменения функционального состояния ЦНС. Степень влияния монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояние работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др.

Более устойчивы к монотонии люди со слабой нервной системой относительно процесса возбуждения, более инертными нервными процессами, т. е. люди замкнутые, интроверты. У этих людей низкий уровень нейротизма, высокая эмоциональная устойчивость, низкая тревожность.

Менее устойчивы к монотонии работники с более сильной нервной системой, с высокой подвижностью нервных процессов, активные, общительные (экстраверты), сангвинистического характера, эмоционально менее устойчивые, с высокой тревожностью (высокий невротизм).

Монотонная профессиональная деятельность не только снижает уровень бодрствования у работающих, но и развивает состояние своеобразного психофизиологического конфликта между необходимостью поддерживать целый ряд функций организма на заданном уровне и скучной однообразной работой.

Фрустрация - это неудовлетворенность потребности человека в разнообразной, интересной деятельности, переживание неудовлетворенности какой-либо потребности, необходимой для личности в данное время.

Отрицательные последствия фрустрации : увеличение числа несчастных случаев и профессиональных заболеваний; рост неврозов, астенических синдромов, психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь); снижение производительности труда и его качества, рост брака; смена места работы.

Интеллектуально-эмоциональная нагрузка (умственно-эмоциональное напряжение)

Образ жизни и трудовая деятельность людей за последнее время настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности, возникает дисгармония между психофизиологическими и трудовыми, социальными ритмами. Для все большего числа лиц, выполняющих умственную работу, часто сопровождающуюся высоким эмоциональным напряжением, возникает проблема умственно-эмоционального перенапряжения.

Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушария. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память.

Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга. Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности.

Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых задач» и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое количество ошибок).

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2 % от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5-6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.

Особое внимание следует обратить на то, что труд не сводится только к физической и умственной деятельности, он почти всегда связан с эмоциональным напряжением. Возникновение кратковременных эмоций в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека, однако хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного перенапряжения.

К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудового процесса, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры.

Исследователи отмечают, что профессиональный эмоциональный стресс у административных и диспетчерско-операторских работников, ученых, преподавателей и студентов, телеграфистов, телефонистов, машинистов поездов, шоферов и работников искусств имеет существенное значение для возникновения артериальной гипертонии (АГ) и ишемической болезни сердца (ИБС).

При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение электрокардиограммы, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности.

Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Однако при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией - на 94 %, у операторов вычислительных машин - на 60-100 %.

Синдром умственно-эмоционального (нервного) перенапряжения физиологи расценивают как качественно новое нозологическое (определенное) состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться болезнью.

В связи с этим перед физиологами стоят актуальные задачи, требующие решения в ближайшее время: выявление психофизиологических механизмов перехода от нормы до возникновения нервного перенапряжения под влиянием хронического эмоционального стресса; определение условий, при которых хронический эмоциональный стресс может стать причиной нарушений компенсаторных механизмов организма; определение позитивного и негативного психофизиологического статуса при влиянии кратковременного и хронического эмоционального стресса в трудовой деятельности человека.

Наиболее ранние признаки расстройства сложных функциональных систем, в том числе и перенапряжения, выходящие за пределы нормы, не улавливаются современными диагностическими средствами. Внешне обнаружить переходную стадию между здоровым организмом и организмом, в котором только начинают проявляться предвестники перенапряжения, почти невозможно, так как структурно-функциональные изменения носят скрытый характер и проявляются обычно в экстремальных ситуациях.

Автоматизация, механизация, интенсификация производственных процессов и информационные перегрузки со стрессами сами по себе не являются вредными (патогенными). Для человека умственного труда имеет значение не столько объективная трудность производственных и учебных процессов, сколько незнание, как работать, как правильно использовать большие резервы своего мозга и как реализовать личностные особенности в выполняемой работе. Таким образом, нервное перенапряжение не является фатальной неизбежностью.