Сурков алексей александрович краткая биография. Военный поэт Сурков А.А

Сурков Алексей Александрович - (1899—1983) — русский советский поэт, общественный деятель, подполковник (1943). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Член ВКП(б) с 1925 года.

А. А. Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье. С 12 лет служил «в людях» в Петербурге. В 1912—1918 годах работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против банд А. С. Антонова. По окончании гражданской войны вернулся в деревню. В 1922—1924 годах работал секретарём волисполкома, избачом, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924—1926 годах был на комсомольской работе в Рыбинске. В 1926—1931 годах в Ярославле редактировал губернскую газету «Северный комсомолец» (ныне областная газета «Ярославский регион»), затем работал в Москве. Был избран в руководство РАППа (1928).

В 1931—1934 годах учился на факультете литературы в ИКП, по окончании которого защитил диссертацию.

С 1934—1939 преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте СП СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством А. М. Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности ЛОКАФа.

Принимал участие в походе в Западную Белоруссию. Во время Финской кампании А. А. Сурков был сотрудником армейской газеты «Героический поход». В 1940—1941 годах он работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941—1945 годах А. А. Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда».

Ответственный редактор «Литературной газеты» (1944—1946) и журнала «Огонёк» (1945—1953). С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии», член редколлегии «Библиотеки поэта», в 1950-х годах — ректор Литературного института им. А. М. Горького.

Член ЦРК КПСС (1952—1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956—1966). Депутат ВС СССР (с 1954 года) и ВС РСФСР. Член ВСМ. Заместитель Генерального Секретаря (1949), в 1953—1959 — первый секретарь СП СССР.

А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбише (участок № 10).

Печатался с 1918 года. Первые стихотворения А. А. Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете». Первая книга стихов «Запев» вышла в Москве в 1930 году. Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Бьётся в тесной печурке огонь», «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы».

Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940), «Декабрь под Москвой» (1942), «Большая война» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Фронтовая тетрадь», «Россия карающая» (1944), «Сердце мира», «Дорога к победе», «Избранные стихи», «Миру — мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969), «После войны. Стихи 1945—1970 годов» (1972). Вышли его «Избранные стихи» в 2 томах (Москва, 1974) и «Собрание сочинений» в 4 томах (Москва, 1965—1966).

Стихи поэта отмечены политической остротой, проникнуты чувством советского патриотизма; они переведены на десятки языков. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962). Переводил стихи Мао Цзэдуна и других поэтов.

Многим людям в нашей стране знакомо это имя - Сурков Алексей Александрович. Представители старшего поколения даже смогут прочитать наизусть строчки из стихотворений замечательного поэта.

Перу Суркова принадлежит много произведений, но самыми знаменитыми стали его стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны.

Вехи биографии

Родился будущий поэт в крестьянской семье в Ярославской губернии в самом конце 19 века. По причине бедности, как и многие его товарищи, был вынужден в 12 лет пойти работать «в люди» в столице тогдашней царской России - городе Петербурге.

Революция и гражданская война застали его юношей, мечтающим о преобразовании страны и возможности получить хорошее образование для того, чтобы издавать свои стихи.

Слава поэта не заставляет себя ждать. Еще в 1930 году Сурков выпускает свой первый сборник стихов, который назывался «Запев».

В этом и своих последующих сборниках он прославляет мужественных борцов за светлое будущее, пишет о воинском подвиге и доблести.

В те годы самыми популярными его произведениями стали стихи «Конармейская песня», «Последняя война», «Так мы росли». Поэт назначается редактором молодого журнала «Литературная учеба», ведет активную общественную деятельность, принимает участие в советско-финской войне.

В это же время Сурков создает семью. Он женится на юной и прекрасной женщине - литераторе Софье Антоновне Кревс. В браке родились дочь и сын.

Великая Отечественная

Война застала поэта на фронте. В должности фронтового корреспондента Сурков Алексей Александрович побывал в большинстве сражений Великой Отечественной.

Сурков Алексей Александрович, творчество которого включает в себя около 20 поэтических сборников, огромное количество литературно-критических статей, достиг настоящей славы. Ему присвоили звание Героя социалистического труда, он был Лауреатом двух Сталинских премий. Больших высот Сурков добился и в руководстве КПСС. Вел активную политическую работу.

Коллеги по литературному цеху по-разному оценивали его творческое наследие и общественную деятельность. Были среди них те, кто называл Суркова партийным функционером, но находились люди, понимающие тонкий лиризм его стихотворений, догадывающиеся о том, что он прежде всего литератор.

Скончался поэт, достигнув 83-летия. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Значение творчества

Много лет минуло со дня смерти Суркова. Изменился общественно-политический строй, изменилась и сама страна. Многое забыто, многие события получили свое переосмысление.

Но имя Суркова известно сегодня многим россиянам потому, что когда-то этот человек написал замечательные стихотворные строки о мужестве и любви, которые знает вся страна: «Бьется в тесной печурке огонь…». И хочется всегда петь эту песню и восхищаться ее красотой и задушевностью.

Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1 (13) октября 1899, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния - 14 июня 1983, Москва) - русский советский поэт, журналист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (). Лауреат двух Сталинских премий ( , ). Батальонный комиссар (1941).

Биография

Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых . Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге : работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту . Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский . В 1918 году добровольцем ушел в РККА , участник Гражданской войны и Польского похода . Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против повстанцев А. С. Антонова .

По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал избачом - работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома , политпросветорганизатором , селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда» . Член ВКП(б) с 1925 года . 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах первый секретарь Рыбинской организации комсомола . С 1925 года селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец» , а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в два раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа .

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей , после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) . В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в , по окончании которого защитил диссертацию .

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и ; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба », где работал под непосредственным руководством М. Горького . В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) . В 1930-х годах вышли сборники его стихов «Запев», «Последняя война», «Родина мужественных», «Путём песни» и «Так мы росли». Женился на Софье Антоновне Кревс, которую встретил в литературных кругах; появились дочь Наталья и сын .

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого , 1941), «В землянке » («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Я. Листова , 1941), «Песня защитников Москвы » (музыка Б. А. Мокроусова , 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других. За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР . В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты ». В июне 1945 года посетил Берлин , Лейпциг и Радебойль , а затем Веймар ; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943) .

В 1945-1953 годах ответственный редактор журнала «Огонёк» . С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии» . Член редколлегии «Библиотеки поэта ». Выпустил полтора десятка поэтических сборников.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940), «Декабрь под Москвой» (1942), «Большая война» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Фронтовая тетрадь», «Россия карающая» (1944), «Сердце мира», «Дорога к победе», «Избранные стихи», «Миру - мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969), «После войны. Стихи 1945-1970 годов» (1972). Вышли его «Избранные стихи» в 2 томах (Москва, 1974) и «Собрание сочинений» в 4 томах (Москва, 1965-1966).

Стихи поэта отмечены политической остротой, проникнуты чувством советского патриотизма; они переведены на десятки языков. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962). Переводил стихи Мао Цзэдуна , Николаса Гильена , Янки Купалы , Тараса Шевченко , Ивана Франко , Христо Ботева , Отона Жупанича и других поэтов.

Некоторые из стихотворений Суркова, проникнутые ненавистью, гневом и болью, с их естественностью, доходчивостью и мужественностью, выгодно отличаются от общей массы тогдашних произведений с их пустой патетикой.

Произведения

Книги

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1946) - за общеизвестные стихи и песни «Песня смелых», «За нашей спиною Москва», «Песня о солдатской матери», «Победа», «Песня защитников Москвы », «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке »), «В смертном ознобе…»
  • Сталинская премия второй степени (1951) - за сборник стихов «Миру - мир!» (1950)
  • четыре ордена Ленина (31.01.1950; 13.10.1959; 28.10.1967; 14.10.1969)
  • орден Октябрьской Революции (12.10.1979)
  • орден Красного Знамени (23.09.1945)
  • два ордена Красной Звезды (21.05.1940; 22.02.1942, был представлен к ордену Красного Знамени)
  • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)
  • медали
  • орден «Кирилл и Мефодий» (Болгария)
  • Международная Ботевская премия (1976)

Память

Напишите отзыв о статье "Сурков, Алексей Александрович"

Литература

Турков А. М. Сурков Алексей Александрович // Русские писатели. ХХ век. Биографический словарь: А-Я / Сост. И. О. Шайтанов. - М .: Просвещение, 2009. - 623 с. - ISBN 978-5-09-017151-9 . . - С. 514.

Интервью, мемуарная литература

  • Сурков А. А. Бойцы вспоминают… : [из военной биографии автора: диалог между поэтом А. А. Сурковым и генералом армии дважды Героем Советского Союза П. И. Батовым] / А. А. Сурков, П. И. Батов; записал Н. Маар // Литературная газета . - 1969. - 15 окт. - С. 2.

Литературная критика

  • Бать Г. Л. «Я солдат» // Незабываемые встречи / Г. Л. Бать. - М ., 1970. - С. 152-162.
  • Бровка П. Поэзия мужества // Известия . - 1979. - 12 окт.
  • Резник О. С. Алексей Сурков: очерк жизни и творчества. 3-е изд. - М .: Художественная литература, 1979. - 223 с. - (Советские писатели Герои Социалистического Труда).

Примечания

  1. Мухтаров Е. О. Песни нашей Победы // 4 года из 1000: 65-летию Победы посвящается: [ярославцы в Великой Отечественной войне: альманах]. - Ярославль: Ярновости, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-88697-190-3 . . - С. 23-76.
  2. Сурков Алексей Александрович // Ярославская область в годы Великой Отечественной войны. Научно-популярное справочное издание / Управление по делам архивов Правительства Ярославской области, Государственный архив Ярославской области; сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. - Ярославль: Индиго, 2010. - 400 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-91722-028-4 . . - С. 272-273.
  3. Полина Иванушкина. // Аргументы и факты . - 2011. - № 50 за 14 декабря . - С. 79 .
  4. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография ()
  5. Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. - М .: Астрель, CORPUS, 2010. - С. 319.
  6. Мао Цзэ-дун. Восемнадцать стихотворений. - М .: Изд-во «Правда», 1957 (Библиотека «Огонёк»).
  7. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 . . - С. 409.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • Сурков Алексей Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Турков А. М. // Краткая литературная энциклопедия . - М .: Советская энциклопедия , 1962-1978.
  • . На сайте «Хронос » .
Предшественник:
Фадеев, Александр Александрович
главный редактор
«Литературной газеты »

1944-1946
Преемник:
Ермилов, Владимир Владимирович

Отрывок, характеризующий Сурков, Алексей Александрович

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.
– Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.
Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери.
– Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать…
Наташа закрыла рукою рот матери.
– О Борисе… Я знаю, – сказала она серьезно, – я затем и пришла. Не говорите, я знаю. Нет, скажите! – Она отпустила руку. – Скажите, мама. Он мил?
– Наташа, тебе 16 лет, в твои года я была замужем. Ты говоришь, что Боря мил. Он очень мил, и я его люблю как сына, но что же ты хочешь?… Что ты думаешь? Ты ему совсем вскружила голову, я это вижу…
Говоря это, графиня оглянулась на дочь. Наташа лежала, прямо и неподвижно глядя вперед себя на одного из сфинксов красного дерева, вырезанных на углах кровати, так что графиня видела только в профиль лицо дочери. Лицо это поразило графиню своей особенностью серьезного и сосредоточенного выражения.
Наташа слушала и соображала.
– Ну так что ж? – сказала она.
– Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.
– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.
– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его.
– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.



Сурков Алексей Александрович - русский советский поэт, общественный деятель.

Родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево ныне Рыбинского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту.

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию, до 1922 года служил пулемётчиком, конным разведчиком. Участник Гражданской войны: боёв на Северо-Западном фронте, Польского похода, подавления Тамбовского крестьянского восстания во главе с А.С.Антоновым.

По окончании гражданской войны А.А.Сурков вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи были опубликованы в газете «Правда». Член ВКП(б) с 1925 года. 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах - первый секретарь Рыбинской организации комсомола. С 1925 года - селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в 2 раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа.

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию.

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством А.М.Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

Писал патриотические стихи, прославляя героику Гражданской войны. Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940). Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Конармейская», «Терская походная».

Во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра", в годы репрессий (1937-39) выступал с обличительными стихами, направленными в адрес «врагов народа».

В 1939-40 годах принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании. В последней был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940-1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941-1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, выезжал в район Ржева, воевал в Белоруссии. Под Ржевом осенью 1942 года едва не погиб у сёл Глебово и Выдрино в долине реки Бойня.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В.Белого, 1941), «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К.Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. Мокроусова, 1942) и других. Принимал участие в создании стихотворных фельетонов о смелых, удачливых русских бойцах Васе Гранаткине (армейская газета «Героический поход», 1939-40) и Грише Танкине (газета Западного фронта «Красноармейская правда», 1941-42). За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая».

По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР.

В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойсе, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

В послевоенные годы А.А.Сурков, всегда хорошо чувствовавший ситуацию, выполняя социальный заказ, писал стихи, призывая к борьбе за мир. Много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники: «Миру - мир» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). Кроме стихов А.А.Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1965). Переводил стихи Мао Цзэдуна и других поэтов.

В 1945-1953 годах А.А.Сурков - ответственный редактор журнала «Огонёк». В 1950-х годах - ректор Литературного института имени А.М.Горького. С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотеки поэта».

Активно участвовал в травле "не соответствующих" партийной линии писателей, певец сталинской эпохи. В 1947 году А.А.Сурков опубликовал статью «О поэзии Пастернака», направленную против поэта. Был одним из подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о А.И.Солженицыне и А.Д.Сахарове.

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952-1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1966). Депутат Верховного Совета СССР 4–8-го созывов и РСФСР 2-3-го созывов (с 1954 года). Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира. С 1949 года - заместитель генерального секретаря, в 1953-1959 годах - первый секретарь Союза писателей СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1969 года выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Суркову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Почётный гражданин Рыбинска (1976). Именем А.А.Суркова были названы школа № 28 города Рыбинск, улицы в Рыбинске и Ярославле, новый четырёхпалубный речной теплоход.

Награждён 4 орденами Ленина (31.01.1950, 13.10.1959, 28.10.1967, 14.10.1969), орденами Откябрьской Революции (12.10.1979), Красного Знамени (23.09.1945), 2 орденами Красной Звезды (21.05.1940, 22.02.1942), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранной наградой - орденом Кирилла и Мефодия.

Дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Международная Ботевская премия (1976).

В Москве, на доме где жил поэт, установлена мемориальная доска.

В Ярославле провели опрос о том, знают ли жители знаменитую песню «В землянке». Люди разного возраста с удовольствием подхватывали текст, практически не ошибаясь в словах. А вот назвать автора смогли далеко не все. Алексей Сурков, биография которого навсегда связана с Ярославской областью, является автором известных строк, вышедших из-под его пера в начале Великой Отечественной. Что известно об этом выдающемся человеке?

«В людях»

Рождённый до революции (1.10.1899) в небольшой деревне Середнево (Рыбинский уезд Ярославской губернии) в семье крестьян, Алексей Сурков начал обучение в местной школе, впитав в себя красоту природы и простоту сельского быта. Проявив тягу к учёбе, в 12 лет он отправляется в Санкт-Петербург, где ему приходится жить в хозяйском доме и подрабатывать. Такое проживание называлось «в людях», но оно позволяло подростку читать газеты и развиваться. Трудовая биография начиналась с работы учеником в типографии, магазине мебели, столярных мастерских. Революцию он встретил в торговом порту, где работал весовщиком.

В 1918-м «Красная газета» публикует стихи некоего А. Гутуевского. Такой псевдоним поначалу выбрал для себя Алексей Сурков, фото которого в эти годы можно увидеть в статье. Это была его первая проба пера. Восемнадцатилетним юношей он записывается в ряды Красной Армии, служа пулемётчиком и конным разведчиком до 1922 года.

«Запев»

В мирное время будущий поэт возвращается на малую родину, где занимается просветработой. До 1924-го в соседнем селе он работает в избе-читальне, становится селькором местной уездной газеты. Профессия журналиста вскоре становится для А. Суркова основной. Уже в 1924-м в газете «Правда» публикуются его новые стихи, а в 1925-м он становится участником съезда писателей губернии. В этом же году, вступив в ВКП(б), Алексей Сурков находится на комсомольской работе, параллельно являясь корреспондентом вновь созданной в губернии газеты «Северный комсомолец». На протяжении трех лет (1926-1928) он возглавляет её в качестве главного редактора, увеличив тираж в 2 раза и создав «Литературный уголок», где могли печататься начинающие поэты и прозаики.

В мае 1928-го его делегируют в Москву на I съезд писателей, после чего в Ярославскую область он уже не возвращается, будучи избранным в РАПП. Начало настоящему поэтическому творчеству положил первый сборник, изданный в 1930-м. Он назывался «Запев». Стихи отличались политической остротой и чувством патриотизма, что было очень востребовано. В эти годы по-настоящему родился поэт Алексей Сурков.

Биография: семья мастера слова

Став завсегдатаем литературных встреч, поэт знакомится с Софьей Антоновной Кревс, своей будущей женой. У пары рождается двое детей: сын Алексей 1928 г.р. и дочь Наталья 1938 г.р. В годы войны семья будет находиться в эвакуации в Чистополе, именно туда с фронта будет писать свои письма Алексей Сурков. В дальнейшем дочь выберет для себя профессию журналиста, занимаясь музыковедением. Сын станет военным, инженером-полковником ВВС.

30-е годы ознаменованы тем, что А. Суркову приходится восполнять недостаток образования: он не только окончит Институт красной профессуры, но и защитит диссертацию, став преподавателем Литературного института. Не оставит он и редакторскую работу, сотрудничая с М. Горьким в «Литературной учёбе», журнале того времени. Работая в ЛОКАФе, продолжает писать стихи и песни о героях гражданской войны: «Ровесники», «Наступление», «Родина мужественных». Некоторые произведения становятся песнями: «Чапаевская», «Конармейская».

Военный корреспондент

«Боевой натиск», «Красноармейская правда», «Красная звезда» - те издания, в которых с 1939 года печатался военкор Алексей Сурков. Поэт участвовал в двух военных конфликтах накануне Великой Отечественной: финской кампании и походе в Западную Белоруссию. Несмотря на непризывной возраст, с первого дня войны он отправляется на фронт, дослужившись в 1943-м до звания подполковника. Здесь он встретится со многими поэтами военного лихолетья. Именно ему посвятит Константин Симонов знаменитые строки: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Будучи главным редактором «Нового мира», он публикует стихи, фельетоны и песни героического времени. У него будет издано несколько стихотворных сборников: «Стихи о ненависти», «Наступление», «Солдатское сердце». В 1942-м он чуть не погибнет под Ржевом, написав позднее пронзительные строки:

«И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня.

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила у смерти меня…»

Но самыми популярными в его творчестве станут песни. Среди них: «Песня смелых», «Песня защитников Москвы» и, конечно же, знаменитая «Землянка».

История рождения «Землянки»

Песня родилась в ноябре 1942-го в окрестностях Истры (деревня Кашино, Московская область), где ему пришлось выходить из окружения по Тогда он реально ощутил, что до смерти всего лишь несколько шагов. Когда опасность миновала, вся шинель была посечена осколками. Уже в Москве у него родились строки знаменитого стихотворения, отправленного в Чистополь жене. Когда в редакции появился композитор Константин Листов, Алексей Сурков передал ему рукописные строчки, и уже через неделю песню впервые исполнил его друг Михаил Савин.

С первым своим появлением она сразу же ушла на фронт, став любимейшим произведением солдат. Её исполняла Лидия Русланова, и поначалу даже выпустили грампластинки с записью. Но потом их полностью уничтожили, ибо политработники разглядели упадничество в строчках стихотворения и потребовали изменить слова. Но песня уже ушла в народ. Есть свидетельства, что солдаты уходили в бой, крича: «Пой, гармоника, вьюге назло!» Знаменитой песне у деревни Кашино поставили памятник. Это настоящее признание автору, который за цикл произведений в 1946-м был удостоен Государственной премии.

Последние годы

После войны Алексей Сурков, биография которого стала связана с партийной и государственной деятельностью, на посту главного редактора «Огонька» и ректора сделал очень много для открытия новых талантов. Он публиковал Анну Ахматову, защитив её имя перед И. Сталиным. В то же время, будучи убеждённым коммунистом, он не признает творчества Б. Пастернака, выступит против А. Солженицына и Поэт на протяжении нескольких лет будет возглавлять Союз писателей СССР.

В 1969-м правительство отметит его заслуги Звездой Героя за трудовые достижения. После смерти мужчины в 1983-м для многих он останется замечательным поэтом, прославившим Ярославскую землю.