Биография беллы ахмадулиной. Белла Ахмадулина — интересные факты из жизни поэтессы Кто отец дочери беллы ахмадулиной

С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»

Белла Ахмадулина - советская поэтесса, переводчица, литератор, ее творчество стало одной из ярких страниц поэтического бума 60-х годов. Она всегда называла себя только поэтом и находила вдохновение в простых вещах.

Детство и юность

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась в апреле 1937 года в Москве в интеллигентной и состоятельной семье. Ее отец занимал пост заместителя министра, мама состояла в звании майора КГБ и работала переводчицей.

Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере читала свои произведения. Ее легкие, воздушные стихи имели успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-м. Через год появилась еще одна книга лирики, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Ее сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.

View this post on Instagram

Поэтесса Белла Ахмадулина

В 1970-е Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и ее культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзии «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Ахмадулина - автор множества эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове , и других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

Литературный вечер Беллы Ахмадулиной

В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» - неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были , Лев Копелев, и многие другие. Заявления поэтессы в их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».

В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-м Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах - «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссером которой был , вышла на экраны в 1959-м, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок.

View this post on Instagram

Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме «Живет такой парень»

Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть только дважды, то ее стихи и песни в лентах появляются часто, привнося необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером служат ставшие культовыми фильмы . В « » звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная . Позднее ряд песен на слова Ахмадулиной пополнил репертуар Примадонны российской эстрады.

Белла Ахмадулина - «О, мой застенчивый герой». Читает Светлана Немоляева

В «Жестоком романсе» героиня поет «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный в « », тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб». Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. , озвучившая Пятачка в мультфильме о , взяла «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила ее за «подложенную свинью».

Нередко необычное имя поэтессы вдохновляло ее коллег на юмористические эпиграммы. Литераторы предпочитали соединять в своих строках Беллу Ахмадулину и . Оба поэта отказались от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей, поэтому вскоре в поэтической среде распространилась эпиграмма:

«Только Белла и Булат отказались от наград».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж в ранней молодости, едва ей исполнилось 18 лет. Ее первым супругом был Евгений Евтушенко. Вместе они прожили 3 года. Развод состоялся после прерванной по просьбе супруга беременности. Позднее Евгений корил себя за необдуманное предложение, которое стало началом конца его отношений с женой.

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Ее отец — Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979), татарин по национальности, комсомольский и партийный работник. Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани .

Белла Ахмадулина. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка материнской линии Надежда Митрофановна. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным .

В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где проживала ее вторая бабушка по отцовской линии. Сразу же после окончания войны Белла вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтение лишь занятиям литературы. Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок. В школьные годы она начала писать стихи.

Творческая деятельность

В 1955 году в журнале «Октябрь» состоялся литературный дебют 18-летней поэтессы.

В 1957 году поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.

В 1960 году она окончила Литературный институт. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год...». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах.

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).

В 1970-х годах поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили , Г. Табидзе , И. Абашидзе и других грузинских авторов.

Ахмадулина — автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове , Анне Ахматовой , Марине Цветаевой , Вениамине Ерофееве , Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов — Андрея Сахарова , Льва Копелева , Георгия Владимова , Владимира Войновича . Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий».

В 2001 году подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.

Белла Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи, на 74-м году жизни. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза.

Поэтесса Белла Ахмадулина с супругом - художником Борисом Мессерером. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Библиография

1962 — Струна"
. 1968 — Озноб"
. 1969 — «Уроки музыки»
. 1975 — «Стихи»
. 1977 — «Свеча»
. 1977, 1979 — «Сны о Грузии»
. 1977 — «Метель»
. 1980 — Альманах «Метрополь»
. 1983 — «Тайна»
. 1987 — «Сад»
. 1988 — «Стихотворения»
. 1988 — «Избранное»
. 1988 — «Стихи»
. 19991 — «Побережье»
. 1994 — «Ларец и ключ»
. 1995 — «Шум тишины»
. 1995 — «Гряда камней»
. 1995 — «Самые мои стихи»
. 1995 — «Звук указующий»
. 1996 — «Однажды в декабре»
. 1997 — «Созерцание стеклянного шарика»
. 1997 — «Собрание сочинений в трёх томах»
. 1997 — «Миг бытия»
. 1996-1999 — «Нечаяние»
. 1999 — «Возле ёлки»
. 2000 — «Влечет меня старинный слог»
. 2000 — «Друзей моих прекрасные черты»
. 2000 — «Стихотворения. Эссе»
. 2000 — «Зеркало. XX век»
. 2008 — «Озябший гиацинт»
. 2009 — «Пуговица в китайской чашке»
. 2009 — «Избранное»
. 2010 — «Ни слова о любви»
. 2010 — «Нечаяние»

Грузинский писатель Тенгиз Буачидзе, поэтесса Белла (Изабелла) Ахмадулина и литературный критик Гия Маргвелашвили. Фото: РИА Новости / Рухкян

Фильмография

Актёрские работы :

1964 — Живёт такой парень
. 1970 — Спорт, спорт, спорт

Леонид Куравлев (слева) и Белла Ахмадулина (справа) в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Фото: РИА Новости / Рухкян

Сценарист :

1965 — Чистые пруды
. 1968 — Стюардесса

Использование стихов :

1964 — Застава Ильича
. 1973 — Друзья мои... (киноальманах)
. 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
. 1976 — Ключ без права передачи — сама автор читает стихи
. 1978 — Служебный роман — «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
. 1978 — Старомодная комедия
. 1984 — Пришла и говорю — «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
. 1984 — Жестокий романс — «А напоследок я скажу», «Романс о романсе», «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
. 1997 — «Зал ожидания» — «Исчерпана до дна пытливыми глазами», читает героиня Инны Алексеевой.

Поэтесса Белла Ахмадулина. 1967 г. Фото: РИА Новости / Минев

Награды и премии

1984 г. — Орден Дружбы народов
. 1989 г. — Лауреат Государственной премии СССР
. 1993 г. — Лауреат премии фонда «Знамя»
. 1994 г. — Лауреат «Носсиде» (Италия)
. 1994. — Лауреат премии «Триумф»
. 1994 г. — Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера
. 1997 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
. 1999 г. — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
. 200 0г. — Лауреат журнала «Дружба народов»
. 2004 г. — Премия имени Булата Окуджавы 2003 года
. 2005 г. — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года — за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии
. 2007 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
. Почетный член Российской академии художеств

09 октября 2007. Президент России Владимир Путин наградил поэтессу Беллу Ахмадулину Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Фото: РИА Новости / Владимир Родионов

Личная жизнь

С 1955 по 1958 Ахмадулина была женой Евгения Евтушенко . В этом браке детей не было.

С 1959 по 1 ноября 1968 года — женой Юрия Нагибина . В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню . Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.

Очень коротким и гражданским был брак Беллы Ахатовны с сыном известного писателя Кайсына Кулиева Эльдаром . В 1973 году у них родилась дочь Елизавета .

В 1974 году вышла замуж в четвертый и последний раз за театрального художника Бориса Мессерера , оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и ее мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкине с мужем.

Белла Ахмадулина – советская, российская поэтесса, писательница и переводчица. Литературоведы справедливо называют ее крупнейшим лириком XX века. Произведения этой поэтессы резко отличались от творчества современников своей камерностью, вниманием к внутреннему миру человека. Белла Ахатовна всегда отличалась смелой гражданской позицией и принципиальностью.

Детство

Изабелла Ахмадулина родилась в Москве 10 апреля 1937 года. Ее родители были интеллигентными и состоятельными людьми. Отец будущей поэтессы, Ахат Валеевич, до войны был комсомольским, затем партийным работником. Он был фронтовиком, дослужился до майора, впоследствии работал в должности замминистра таможенного комитета. Мама девочки, Надежда Макарова Лазарева, была переводчицей в КГБ, ее звание – майор.

Большую роль в жизни девочки сыграла бабушка, Надежда Митрофановной. Именно она подобрала для своей внучки такое звучное, красивое, необычное имя. В 30-е годы прошлого века в Советском Союзе очень трепетно относились к Испании, наша страна помогала ей в борьбе с фашизмом. Все, что было связано с Испанией, в те годы было очень популярным, в том числе и имена. Мама девочки подыскивала красивое испанское имя для новорожденной дочки. Бабушка дала ценный совет, предложила назвать малышку Изабеллой. Когда девочка стала постарше, она вполне оценила бабушкины старания, но слегка подкорректировала имя, которое казалось ей слишком длинным.

В этой красивой черноглазой девочке была смешана кровь многих национальностей – татарской, русской, итальянской. Ее родители много работали, девочка оставалась с Надеждой Митрофановной. Бабушка учила внучку читать, привила ей любовь к русской классической литературе. Когда началась война, Ахат Валеевич отправился защищать родину. Оставаться в Москве было опасно, 4-летнюю Беллу отвезли в Казань, где жила ее вторая бабушка. В этом городе девочка сильно заболела, была на грани гибели, и только своевременно приехавшая мама смогла поставить ее на ноги.

После войны Белла с мамой возвращаются в Москву. Она стала ходить в школу, но большим прилежанием не отличалась, пропускала уроки. Из школьных предметов ее интересовала только литература. Она была очень начитанной по сравнению со своими сверстниками, с раннего возраста писала без грамматических ошибок.

Первые стихи юная поэтесса пишет уже в школьные годы. К 15-летнему ее стиль невозможно было не узнать. В 18 лет ее стихи опубликовали в журнале «Октябрь». Но произведения Ахмадулиной нравились далеко не всем. Уже через два года в газете «Комсомольская правда» появилась статья, где поэтессу упрекали за манерность, старомодность, которые не соответствовали оптимизму хрущевской оттепели.

Творчество

Еще во время учебы в школе Белла стала посещать занятия московского Литобъединения. Она хотела быть поэтессой, писательницей и упорно готовила себя к этому поприщу. Но родители отговаривали Беллу, они предложили ей альтернативный путь – журналистику. После долгих раздумий девушка согласилась с ними, и решила поступать в МГУ на факультет журналистики. Но вступительные экзамены она провалила. Нужно было устраиваться на работу. Так Белла, по желанию родителей, стала сотрудницей газеты «Метростроевец». Она публиковала в этой газете свои статьи и стихотворения.

Через год девушка поступила в Литературный институт. Радости не было предела, наконец-то сбылась ее заветная мечта. Однако учеба в этом ВУЗе закончилась довольно быстро.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал, связанный с присуждением Нобелевской премии . Студентов в принудительном порядке заставляли подписывать петицию с осуждением «изменника». Принципиальная Ахмадулина, высоко ценившая творчество Пастернака, отказалась поставить свою подпись. За это ее исключили из института.

Белла уехала в Сибирь, где ей удалось устроиться внештатным корреспондентом иркутской «Литературной газеты». Главный редактор очень скоро понял, что к ним на работу пришла очень талантливая поэтесса. Он сделал все возможное, чтобы Ахмадулину восстановили в Литературном институте. Поэтесса окончила ВУЗ в 1960 году, здесь она училась отлично.

Творческая биография молодой поэтессы развивалась очень быстро. Через два года после окончания института выходит «Струна», ее первый сборник стихов. Ее талант сразу отметили признанные мэтры – , . На творческих вечерах этих поэтов стал появляться и Ахмадулина. Она читала свои стихи в особой, свойственной лишь ей манере.

Даже на фотографиях можно заметить, насколько поэтессу увлекает процесс работы с залом. Беллу охватывало настоящее вдохновение, ее легкие воздушные стихи, исполненные глубокого смысла, проникали в душу. Ее слушали, затаив дыхание. Критики у поэтессы тоже были, они упрекали Беллу за напыщенный, старомодный слог и камерность. Но она уже привыкла к подобным упрекам и не слишком обращала на них внимание.

Во Франкфурте, в 1968 году, выходит «Озноб», второй сборник стихов Ахмадулиной. Примерно через год появляется еще одна книга, под названием «Уроки музыки». Говорят, что рифмованные строчки поэтам диктуют высшие силы. Эти высшие силы очень старались для Беллы Ахмадулиной, она едва успевала записывать рифмы. Но все это не более, чем шутка, настоящий поэт – истинный трудоголик, не знающий покоя. Такой была и Белла Ахатовна, она работала много и с надрывом, ей важно было подобрать самые точные слова, выстроить их в стройные колонны.

Стихи Ахмадулиной кажутся такими легкими, невесомыми, но за каждой ее строчкой стоит огромный труд. Именно поэтому ее произведения читаются на одном дыхании. Ее следующие сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» выходили один за другим. Огромное впечатление на поэтессу оказала поездка в Грузию. Беллу поразила эта древняя страна, ее великая культура, а Грузию удивила сама Ахмадулина, она покорила ее жителей своей восточной красотой и необычными стихами. Эта любовь стала обоюдной. Вскоре поэтесса публикует свой новый сборник «Сны о Грузии».

Белла Ахмадулина - Сны о Грузии Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, неясность родины чужой.

Она стала заниматься переводами произведений грузинских поэтов на русский язык. Многие стихи Симона Чиковани, Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили мы читали в переводе Ахмадулиной. Журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения поэтессы даже в тот период, когда в СССР на них были идеологические запреты.


Литературный альмонах «Метрополь»

Белла Ахатовна всегда отличалась свободомыслием. В 1979 году она, вместе со своими единомышленниками, становится основательницей «Метрополя». Так назывался неподцензурный альманах. Поэтесса открыто поддерживала некоторых советских диссидентов – , Владимира Войновича, Льва Копелева. Заявления Ахмадулиной, направленные на защиту этих людей, были опубликованы в «Нью-Йорк-Таймс». Они были зачитаны по «Радио Свобода», «Голосу Америки».

Поэтесса подписала и «Письмо сорока двух» в 1993 году. Его авторы требовали от президента запрещения всех видов коммунистических и националистических партий. Под письмом в защиту канала НТВ (2001 год) тоже стоит подпись Ахмадулиной.

Фильмы

Белла Ахатовна проявила себя и как талантливая актриса. Она снималась в двух кинокартинах – «Живет такой парень», «Спорт, спорт, спорт». В первом фильме, сценаристом и режиссером которого стал легендарный Василий Шукшин, ей досталась роль журналистки. Все мы помним юную красавицу, которая берет интервью у водителя, совершившего героический поступок. Эта лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Во втором фильме Белле даже не пришлось играть роль, она была поэтессой, читающей свои стихи о спортсменах и спорте.


Зато стихи и песни на стихи этой поэтессы появляются в фильмах с завидной регулярностью. Стоит только вспомнить замечательные фильмы Эльдара Рязанова, который и сам был большим поэтом, и умел ценить настоящую поэзию. В его «Иронии судьбы…» Алла Пугачева проникновенно исполнила песню «По улице моей который год…». Героиня «Жестокого романса» спела «А напоследок я скажу…», в «Служебном романе» мы слышим стихотворение «О, мой застенчивый герой».

Ие Саввиной очень нравился стиль декламации Ахмадулиной. Она взяла его за образец при озвучивании Пятачка в мультике о Винни-Пухе. Поэтесса с тонким юмором поблагодарила актрису за «подложенную свинью».

Личная жизнь

В 18 лет поэтесса выходит замуж за Евгения Евтушенко, но через три года брак распался. В 22 года она стала женой знаменитого прозаика Юрия Нагибина. Через девять лет последовал развод, потому что Белла была неверна своему супругу.


Еще до развода с Юрием Ахмадулина удочерила девочку, взяв ее из детского дома. Аня получила отчество от Нагибина.

После этого был гражданский брак с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя. У Беллы родилась дочь Лиза, но их союз распался. В 1974 году поэтесса выходит замуж в третий раз за театрального художника, сценографа Бориса Мессерера. Ее дочерей воспитывала мама и домработница.

Смерть

В последние годы у Беллы Ахатовны было очень плохое зрение, и оно продолжало падать. Женщина двигалась наощупь. В ноябре 2010 года она умерла от сердечного приступа.


Все это произошло в машине «Скорой помощи», врачи не успели довезти поэтессу до стационара. Прах великой поэтессы покоится на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • «Струна»
  • «Озноб»
  • «Уроки музыки»
  • «Свеча»
  • «Сны о Грузии»
  • «Метель»
  • «Тайна»
  • «Сад»
  • «Стихотворения»
  • «Избранное»
  • «Побережье»
  • «Ларец и ключ»
  • «Шум тишины»
  • «Гряда камней»
  • «Самые мои стихи»
  • «Звук указующий»
  • «Однажды в декабре»
  • «Созерцание стеклянного шарика»
  • «Миг бытия»
  • «Нечаяние»
  • «Возле ёлки»
  • «Влечет меня старинный слог»
  • «Друзей моих прекрасные черты»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

П ервые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла» , - рассказывала поэтесса.

Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год...», которое стало известным романсом.

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений - «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <...> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам» .

Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.

«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век».

Белла Ахмадулина

В 1958 году студентов Литинститута - в их числе была и Белла Ахмадулина - принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально - за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.

«Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам».

Белла Ахмадулина

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

Белла Ахмадулина. Фотография: pinterest.com

Леонид Куравлёв, Василий Шукшин и Белла Ахмадулина на съёмках картины «Живёт такой парень». Фотография: prosodia.ru

Белла Ахмадулина. Фотография: art-notes.ru

В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына . Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию - стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.

«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь».

Белла Ахмадулина

Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Фотография: pravmir.ru

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: nastroenie.tv

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: alamy.com

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз - за скульптора Бориса Мессерера.

Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда» .

Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.

Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.

Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.