Чайный путь китай. Монголия и Бурятия объединятся

— караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов, в развитии экономики и культуры.

«Чайные пирамиды во время проведения Ирбитской ярмарки» фото из архива Ирбитского историко-этнографического музея

На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров. Наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий, Великий чайный путь сыграл огромную роль в истории развития человечества и установлении торгово-экономических, дипломатических и культурных связей между народами. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель.

История Чайного пути – это продолжение истории развития дипломатических, торговых и культурных связей между народами Евразии в средние века. Первый в истории Евразии торговый нефритовый путь сложился в каменном веке, в эпоху существования великих кочевых цивилизаций в Центральной Азии сложились все основные пути, связывающие Восток и Запад континента. Во время господства государств Хань и Хунну появился Великий шелковый путь и были проложены пути, на которых в XVI- XIX веках появился Великий чайный путь.


Цибик — так назывался ящик для сухопутной транспортировки чая. По одной версии, название его происходит от монгольского «плетушка», поскольку ящик оплетался камышом в два-три слоя. По другой, оно ведёт происхождение от греческого «», «» (куб, кубический) и латинского «cubicus». Цибики бывали полуторными и квадратными и вмещали от 25 до 35 кг чая. Позднее значение слова стало более широким и до сер. ХХ в. так могли называть любую пачку чая.

Чайный путь изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах, а жители получили возможность не только покупать и обменивать товары, но и работать на пути. Благодаря чайной торговле появился ряд профессий, которых раньше не было. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями. Чайная торговля оказалась очень выгодным предприятием. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени и нередко финансировали проекты развития городов, различные благотворительные программы, а также ссужали деньги для государственных нужд. Купцы-меценаты оказывали большую помощь в развитии науки и образования, воспитании молодежи, поддержке культуры и искусства. Принесенная из Китая национальная культура чаепития на территории России и стран Европы породила оригинальные национальные культуры.

Начинался Чайный путь в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов. Движение караванов из России в Китай и из Китая в Россию шло по следующему пути: Москва, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Вологда, Устюг Великий, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Ишим, Новосибирск, Красноярск, Канск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Сайшана, Урга, Эрн-Хото, Калган, Пекин и другие города и поселки. В Пекине действовала русская купеческая фактория, которая играла большую роль в развитии торговли.

На многих участках дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили ответвления в разные российские губернии. На пути работало несколько торговых ярмарок, причем ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним — 5. Основную массу составляли малые ярмарки, их насчитывалось 96. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки.


В районе Байкала действовали сухопутные пути через Хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге. Ни них строились села Кабанск, Мысовая (ныне город Бабушкин). В конце XVII — начале XVIII века этот путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше — по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в город Нерчинск, который стал главным центром торговли с Китаем. Этим путем долгое время велись торговые и дипломатические сношения России с Китаем. Кроме того, через Верхнеудинск по реке Селенге проходила дорога в Монголию, где в городе Урга (ныне город Улан-Батор – столица Монголии) велись торги. По этим двум путям двигались большие казенные караваны, ездило много служилых людей, а также купцов, которые вели частную торговлю.

В 1666 году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван, во главе которого были поставлены боярский сын Иван Перьев и бухарский купец Сектула Аблин. Бухарские купцы часто выполняли роль посредников в торговых отношениях России со странами Востока. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог торговли Аблина в Китае оказался весьма выгодным для русской казны. Прибыль от торговли в Пекине составила почти 100%. Привезенные в Россию китайские товары дали прибыль более 300%. Это вызвало исключительный интерес к торговле с Китаем в правительственных и торговых кругах России. В то же время на пути её развития стояли серьезные трудности — дальность пути через калмыцкие и монгольские земли, грабительские налёты на караваны кочевников. Опорными пунктами, которые давали защиту караванам, и одновременно были торговыми центрами, стали остроги, строительство которых началось в Сибири и в Забайкалье. Особое значение стали играть Иркутский острог, Удинский острог (позднее город Верхнеудинск, ныне город Улан-Удэ — столица Бурятии) и Нерчинский острог (ныне город Нерчинск Читинской области). Первые русские торговые караваны начали проходить через Удинский острог с 1680 года, а после подписания послом России Федором Головиным в 1689 году «Нерчинского трактата» об установлении свободной торговли между Россией и Китаем Удинский острог стал прикрывать от наступлений кочевников с Юга и Запада долину реки Уды, по которой пролегал главный путь в Нерчинский край.


Торговля в Нерчинске не приобрела ожидаемого размаха, поступление товаров с обеих сторон было не систематическим, торговля прерывалась из-за частых стычек с местным населением, кроме того, ей противодействовали манчжурские власти. В связи с этим в 1719 году в Пекин было направлено посольство, во главе которого был министр, капитан гвардии Лев Измайлов. Егo сопровождал секретарь Лоренц Ланг, который в результате поездки собрал интересные материал по истории русско-китайских отношений и Сибири, а так же написал труд «Описание государства Китайского». Была составлена также новая, более подробная карта пути. В Пекине Измайлов был встречен с большими почестями, имел 12 аудиенций у императора, поднес подарки, но, кроме разрешения оставить Ланга в качестве торгового агента и возобновления торговли, ничего не добился. Такое положение дел не устраивало русское правительство. В 1727 году императрицей Екатериной I был отправлен в Китай посол Савва Лукич Владиславич-Рагузинский. После продолжительных переговоров у речки Буры он заключил с Китаем новый трактат, ратификация которого в несколько измененном виде была совершена 1728 году на речке Кяхте. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска. На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли.


«Символ трансграничного проекта «Великий чайный путь» в Ирбитском музее народного быта» фото из архива М.И. Смердова

После строительства Кяхты значение Верхнеудинска как главного перевалочного и товарораспределительного центра сохранилось. Здесь взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 году известный путешественник А.Мартос отмечал: «При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Казенные караваны, направляемые в Китай, имели довольно сложную организацию. Караван возглавлялся доверенным купцом, к которому приставлялись правительственный комиссар, четыре целовальника, гвардейский офицер с военной охраной в составе 100 казаков. Общая численность администрации и охраны казенного каравана достигала 200 человек. Караваны организовывались один раз в три года, их движение в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.

На протяжении XIX века Москва продолжала оставаться хотя и не единственным, но доминирующим распределительным центром в Европейской части России. В столицу страны Санкт-Петербург чай завозили из Москвы. До середины XIX века в Петербурге был один чайный магазин, в то время как в Москве в I647 году было свыше 100 специализированных чайных магазинов и более 300 чаепитейных заведений.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. Расцвет чайной торговли с использованием сухопутного пути продолжался вплоть до конца XIX века. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым. Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. Большую часть чая стали перевозить морским путем. Из г. Ухань, куда чай свозили из южных провинций Китая, он направлялся в город Ханькоу. Здесь работал самый крупный в Китае чайный рынок. В 1861 году русскими купцами был построен морской порт, из которого чай на судах перевозили в Европу и Россию.

После того, как Англия стала импортировать чай из своих индийских колоний, объемы продаж китайского чая в Ханькоу резко сократились. Благодаря этому усилилось влияние России, к которой перешел контроль за чайным рынком. Русский купец А.Д.Старцев построил первую железную дорогу Китая. С 1863 по 1873 год в Ханькоу русскими купцами был построено 8 чаеперерабатывающих заводов, часть которых сохранилась до настоящего времени. Успехи купцов были высоко оценены правительством России. Многие из них были отмечены наградами. В 1891 году наследник русского престола, цесаревич Николай, путешествовавший по России на Дальний Восток, посетил чайный завод «Синтэй» в городе Ханькоу в год празднования 25-летнего юбилея завода.

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби. Этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу — и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара — чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилизации народов по значению, которое они имели, предназначено быть всемирно-историческими городами».

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в России проходил через города Троицкосавск (Кяхта), Селенгинск (Новоселенгинск), далее путь разделялся на несколько ветвей, которые сходились в Мысовой (Бабушкин).Правая ветвь: Гусиноозерск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (Бабушкин). Левая ветвь: Удунга, Удунгинский купеческий тракт через горы Хамар-Дабана, Мысовая (Бабушкин). Через горы Хамар-Дабана было проложено несколько купеческих трактов: Хамар-Дабанский, Игумновский, Ивановский, Тункинский, Удунгинский. Из Троицкосавска (Кяхты) шел также сухопутный (Иркутский тракт) и водный маршрут по р. Селенге до Верхнеудинска (Улан-Удэ). Из Мысовой (Бабушкина) шел сухопутный маршрут через Слюдянку и водный маршрут через озеро Байкал в Иркутск. Далее путь разделялся на две ветви. Правая ветвь шла по реке Лене в Якутск, далее на Аляску. Левая ветвь проходила через Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Ачинск, Мариинск (Анжеро-Судженск), Ботогол, Томск, Новосибирск, Колывань, Чулым, Барабинск, Каинск (Куйбышев), Татарск, Калачинск, Омск, Тара, Ишим, Тюкалинск, Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Соликамск, Ирбит, Пермь, Кунгур, Нижний Новгород, Макарьев, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. В Омске от маршрута отделялась левая ветвь, которая вела в Казахстан и Среднюю Азию. Из Санкт-Петербурга маршруты вели в страны Западной Европы. По территория России пролегал также водно-сухопутный маршрут: Забайкальск, Нерчинск, Верхнеудинск (Улан-Удэ).


Чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года. К началу XIX века Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира: во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты — самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное — крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи — обеду или ужину. Кроме того, в любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой русской семьи.

В настоящее время многие участки Чайного пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем. В список исторических населенных пунктов Российской Федерации, расположенных непосредственно на Великом Чайном пути, включены: Республика Бурятия — Улан-Удэ, Бабушкин, Кяхта; Республика Тыва — Кызыл; Республика Хакасия: Абакан; Алтайский край — Бийск; Красноярский край — Красноярск, Ачинск, Енисейск, Канск; Иркутская область — Иркутск, Нижнеудинск; Кемеровская область — Мариинск; Новосибирская область — Куйбышев, Колывань; Омская область — Омск, Тара, Тюкалинск; Томская область — Томск, Нарым; Тюменская область — Тюмень, Ишим, Тобольск, Ялуторовск.

История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов.

В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. Великий чайный путь проходил по городам Пермского края Соликамск, Пермь, и Кунгур, бывший некогда «чайной столицей Российской империи». В XVII веке торговый путь из Китая в Россию проходил через территорию Тары — старейшего города Омской области. Тарские купцы с XVII века были одними из поставщиков чая в Россию. Так, в 1659 году тарский боярский сын Иван Перфильев возглавил одно из первых русских посольств в Китай и привез оттуда в подарок царю десять пудов чая, что послужило основой для заключения официального договора на поставку «сушеной китайской травы».

В Свердловской области разрабатывается тур «Чайными дорогами Урала», имеющий маршрут: Екатеринбург — Камышлов — Ирбит — село Речкалово — село Коптелово — Екатеринбург. Для Свердловской области проект интересен тем, что «чайный» маршрут проходил по Большому Сибирскому тракту, а также имел опорную точку на одной из самых известных российских ярмарок — Ирбитской. Талица, Пышма, Камышлов, Богданович, Красноуфимск и, конечно, Ирбит, где ярмарка возрождается как яркое событийное мероприятие, являются участниками огромного международного проекта.

«Великий чайный путь» — это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать. На всем протяжении Великого чайного пути находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами, культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников. Целый пласт культуры составляют традиции приготовления и потребления чая, окруженные народными преданиями, обычаями, обрядами, ритуалами, верованиями, нашедшие отражение в народном быту и искусстве.

Великий Устюг.
Картина В. Березина, 1795 г.

Великий Устюг: исторические связи с Китаем

Старинный русский город Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области в 600 км от Вологды, основан в 1147 г. Он славится своей многовековой историей. Это ¬– город-заповедник, словно нетронутый временем с целыми улицами сохранившихся до наших дней домов, построенных в XVIII–XIX веках, т.е. в те времена, когда Великий Устюг был одним из значимых пунктов Великого чайного пути и великоустюгские купцы активно участвовали в торговле с Китаем.
Великий чайный путь начинался в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Он разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, имел множество дорог, волоков, водных путей по рекам и морям. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Уде), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Новосибирск, Ишим, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Кунгур, Соликамск, Ирбит, Нижний Новгород, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее – через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Хпрбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.
В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.


В 1727 году между Россией и Китаем был подписан Буринский трактат, а затем на его основании – Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска (город в Бурятии, на границе России и Монголии, в середине 1930-х годов был объединён с торговой слободой Кяхта и стал называться по имени этой слободы). На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. В середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России с азиатскими странами. В 1762 году Екатерина II провозгласила полную свободу торговли в Кяхте, в том числе пушниной. К этому времени пушнина составляла около 85 % российского экспорта в Китай. В дальнейшем её доля снижалась, но она по-прежнему значительно превосходила объёмы торговли металлами, тканями, скотом, кожей и другими товарами. Из Китая в Россию ввозились чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится ряд вещей, привезенных в те времена их Китая – это в первую очередь китайская посуда и ткани.
Движение торговых караванов в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.
В 1800 году принимаются правила торговли с Китаем. Правила устанавливали фиксированные расценки товаров, разрешены только бартерные операции. Цены устанавливались «общим уговором» торгующих в Кяхте российских купцов. Запрещены покупка и продажа за деньги, а также кредитные операции. Торговля с Китаем была очень прибыльной и вызывала большую заинтересованность в правительственных и торговых кругах России. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени.
В качестве примера можно привести деятельность представителей купеческой семьи Захаровых. Григорий Федорович Захаров (1713 г. р.) появился в Великом Устюге в середине XVIII в. У него была большая семья: три сына (Лев, Иван, Петр) и дочери Мария и Анна. Г. Ф. Захаров, его сыновья и внуки занимались торговым промыслом, ездили в Сибирь, торговали пушниной и «выменными» китайскими товарами. Эти долгие путешествия по бескрайней Сибири и к китайской границе были не безопасны и рискованны, но торговля с Китаем приносила в то время значительные прибыли устюжским купцам.
Разбогатевшие великоустюгские купцы активно занимались строительством в родном городе. Одними из самых щедрых благотворителей были уже упоминавшиеся купцы Захаровы. В 1781 г. Г.Ф.Захаров внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с данного капитала обращались в пользу бедных и неимущих людей в Устюге. В 1787–1788 гг. Захаровы выстроили на свои средства двухэтажный каменный воспитательный дом на Набережной, известный в прошлом в Устюге как Захаровская богадельня (бывшее хирургическое отделение больницы). На содержание богадельни они вложили в сиротский суд 17200 рублей. От членов семьи Захаровых в Вологодский приказ общественного призрения и в здешний сиротский суд в разные годы было внесено 40200 рублей. В 1812 г., когда Отечество подверглось нападению французов, Григорий Львович одним из первых пожертвовал 1000 рублей на ополчение. Когда в апреле 1817 г. в Устюге было очередное большое наводнение он двое суток «пропитывал и покоил» значительное число людей, пострадавших от наводнения.
Члены купеческой семьи Захаровых активно проявляли себя в общественной жизни. Не случайно в конце XVIII в. Григория Федоровича, а в начале XIX в. Льва Григорьевича избирали на пост городского головы Великого Устюга.
Купец первой гильдии Лев Григорьевич (1738–1809) жил со своей семьей в сохранившемся до наших дней каменном доме на улице Большой слободе о восьми теплых покоях (ныне здание детской художественной школы). В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится его портрет, написанный в начале XIX в., на обороте которого имеется надпись: «Великоустюжский первой гильдии купец Лев Григорьев сын Захаров. Родился 15 февраля 1738 года. Скончался 27 марта 1809 года, пожертвовавший в здешний сиротский суд двенадцать тысяч рублей на содержание убогих».
На Великом чайном пути работало несколько торговых ярмарок. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним – 5. Основную массу составляли малые ярмарки – 96.
Приказчик Российско-Американской компании, первенствующим директором которой был устюжский купец Михаил Матвеевич Булдаков, устюжанин Николай Иванович Коробицын в своих «Записках» пишет о поездке из Устюга на Макарьевскую ярмарку, об обмене в Кяхте пушнины на китайские товары (чаи, ткани), о продаже этих товаров на Макарьевской ярмарке и о доставке их в Москву. Когда Коробицын был направлен Российско-Американской компанией в качестве приказчика в первое русское кругосветное плавание 1803–1806 годов, он написал о таком поручении, данном ему компанией: «Поступившия в груз корабля Невы товары должны быть в моем ведении, которыя по благополучном в Америку прибытии здать тамо находящейся компанейской конторе, а при отправлении оттуда в обратной вояж, по назначению Главнаго компании правления, получа от тамошней конторы в свое ведение, погрузя в корабль; и на обратном оттоле пути, ежели обстоятельства позволят, зайти в китайской порт Кантон, то оныя, смотря и соображая обстоятельствам, к пользе компании променять на китайския товары».
Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Монополия Кяхты в торговле с Китаем закончилась. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.
Великий чайный путь оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями.
К началу XIX века Россия уже была самой «чаепотребляющей» страной мира. Во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты – самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или ужину. В любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал любимым напитком каждой русской семьи. Не были исключением и жители Великого Устюга. Здесь, как и в других русских городах, самовар стал непременным атрибутом семейной жизни. Об этом свидетельствует замечательная коллекция самоваров, хранящаяся в Великоустюгском государственном музее-заповеднике.
История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов. В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Вологодская область тоже могла бы стать участником этого проекта – для этого у нее имеется значительный потенциал.
Для развития взаимного сотрудничества с Китаем гостиница Великий Устюг, ООО «Гостиный двор» предлагает открыть в Великом Устюге в купеческом особняке Неледина (XVIII век, ул. Красная, 76), расположенном на территории гостиничного комплекса, представительство Китая.




Китайские вещи XVIII – XIX веков из собрания Великоустюгского музея-заповедника
Ткань конца XVII века. Китай из собрания Великоустюгского музея-заповедника Риза XVII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника

Гораздо меньше, чем Великий Шелковый, известен Чайный путь, по которому из Китая в Российскую империю и обратно шли караваны и обозы, груженые в одну сторону чаем, а в другую - медом, пушниной и другими богатствами России. Как же он возник и почему прекратил свое существование?

В русских летописях первые сведения о Китае появились в XV веке. Налаживание контактов с Поднебесной шло непросто и потребовало серьезных политических и дипломатических усилий, но, как бы то не было, в 1666 году из Москвы в Пекин отправился первый торговый караван. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог «негоции» оказался весьма привлекательным, невзирая на дальность пути через калмыцкие и монгольские земли и грабительские налёты кочевников.

Правительство Петра I решило сосредоточить торговлю с Китаем в своих руках. Ценнейшие виды пушнины - соболь и черно-бурая лисица - были объявлены товарами казенной монополии, в обмен на которые «казенные» обозы привозили предметы роскоши для царского двора. «Негламурные» товары, такие как выделанные кожи, мануфактура, галантерея, бакалея, пенька, мед и пр., а также китайские товары, такие как хлопчатобумажные ткани и продовольствие, оставались объектами купеческой торговли.

В конце XVII - начале XVIII вв. караванный путь шел по Ангаре, Байкалу , Селенге до г.Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ ) , дальше - по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск, далее в Китай. Однако вскоре маршрут изменился, и главным местом торговли стал монгольский город Урга (Улан-Батор), путь до которого из русского приграничного города Селенгинска занимал всего 10-12 дней (вместо 3 месяцев пути до Пекина).

По мере роста населения Сибири и увеличения спроса на китайские товары частная торговля все больше расширялась, особенно в Урге. К этому времени Китай стал крупным мировым поставщиком чая, и китайское купечество было заинтересовано в русском рынке сбыта. В России же чай потреблялся пока лишь местным населением Сибири и Прикаспия, так что казенные караваны чай не закупали.

В 1725 г., после смерти Петра I, в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским (Владиславичем), в результате которого были подписаны договоры, определившие политические и торговые отношения между двумя странами.

С этого времени приграничный российский город Кяхта становится центром российско-китайской торговли, а Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) - главным перевалочным и товарораспределительным центром на пути. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией .

Так как казенная торговля не дала ожидаемых доходов, русское правительство приняло решение о передаче ее в частные руки. С этого момента начался бурный рост торговых операций, благодаря чему в Сибири были сосредоточены крупные капиталы.

Постепенно чай стал одним из важнейших предметов торговли, а торговый путь, связывавший Китай и Россию, был назван «Великим чайным путем». К этому времени чай сумел превратиться в подлинно народный напиток. За первую половину XIX века ввоз чая через Кяхту возрос более чем в 6 раз, а к середине века на его долю приходилось уже около 95% стоимости русского импорта.

Через Кяхту китайские товары проникали не только в города Сибири и России, но в страны Ближнего Востока, в Западную Европу и Аляску. Во второй половине XIX века кяхтинский торг становится всё более известным. Город полуофициально именовали «Российской столицей чая» и «Москвой на востоке». Ее хорошо знали во многих странах мира. Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам - миллионерам, за что ее называли также единственным в то время в мире «городом миллионеров».

«Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет. В это время с нею были связаны купцы всех больших городов Сибири и Центральной России. Всего в России тогда действовало 20 больших, 5 средних и 96 малых ярмарок, и на всех них продавали чай.

География «Великого чайного пути» весьма обширна и охватывает значительные территории Китая, Монголии, России и других стран. Ее протяженность составляла по разным данным от 8332 до 8839 верст без учета ответвления Иркутск - Аляска.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной упадка стало установление морского пути между Россией и Китаем, что удешевило перевозку чая. Большую роль в этом сыграло открытие Суэцкого канала и строительство Транссибирской железной дороги, прошедшей в стороне от Кяхты.

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских и семейных связей. По объемам торгового оборота он был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности и влиянию на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, вполне с ним сравним.

И сейчас на всем протяжении «Великого чайного пути» находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами и культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников.

Сегодня «Великий чайный путь» - это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию от Балтийского моря до Желтого. Проезжая по нему вы побываете в Санкт-Петербурге, Москве, городах Золотого кольца, Сибири, на Байкале, в степях Монголии, Улан-Баторе, пустыне Гоби, Пекине и на чайных плантациях Южного Китая. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

Фото предоставлено В.Рачковским

О Великом чайном пути многое известно из школьной программы. Но теперь проехать по легендарным местам сможет любой желающий. В международных путеводителях появился «Великий чайный путь» длиной 3000 км - новый туристcкий маршрут, который обслуживает специальный поезд «Звезда Евразии». Он проходит по пути Транссибирской магистрали. Такая инициатива стала совместным проектом глав государств и туристических отраслей Монголии, России и Китая.

В первую очередь, маршрут «Великий чайный путь» рассчитан на активное привлечение туристов из Китая. Они смогут останавливаться в каждом пункте следования поезда на два дня.

История Великого чайного пути

Издавна чай был не просто напитком для Китая: секреты возделывания плантаций держали в тайне и считали чай лекарством от любых недугов. Для остальных народов он долгое время оставался неизведанным продуктом, но в XVI веке всё изменилось - чай стали вывозить за пределы Китая.

Проложенный между Европой и Азией, Чайный путь по торговому обороту уступал только Шёлковому пути. Его география была весьма обширна и охватывала, помимо территорий самого Китая, Россию и Монголию. Вместе с разными видами чая перевозились другие товары. Долгие годы своего существования Чайный путь способствовал экономическому росту многих государств.

Своё начало Чайный путь брал в китайском Ухане. Именно сюда чай свозили из китайских провинций и готовили к отправке. Затем продукцию отправляли тремя маршрутами: сухопутным, водным и водно-сухопутным. Пожалуй, основной маршрут шёл через Улан-Батор (Ургу), Пекин, Улан-Удэ (Верхнеудинск), Иркутск, Омск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль, завершался в Москве и Санкт-Петербурге, откуда товар распределялся по регионам страны или шёл дальше, в Европу.

Пункты туристического маршрута

Поезд отправляется из Маньчжурии и следует в Читу. Здесь туристам предстоит посетить театр «Забайкальские узоры» и отправиться в фермерское хозяйство, где их встретят культурной программой с казацкими песнями, старинными свадебными обрядами и угощениями.

После Читы туристы посетят Улан-Удэ. Это один из интереснейших пунктов программы, ведь город способен удивить своей самобытностью. За два дня гости Улан-Удэ успеют посетить городские музеи и познакомиться с бурятским фольклором. В программе - экскурсия по историческому центру, Этнографическому музею народов Забайкалья и дацану Ринпоче Багша. Состоятся встречи со старообрядцами, посещение старообрядческой церкви и женского монастыря.

Следующим пунктом маршрута стал Иркутск. Здесь туристы узнают, какое место занимал чай в истории города, увидят коллекцию музея деревянного зодчества «Тальцы» и отправятся к главной сибирской жемчужине - озеру Байкал. Также будет возможность выпить чашку чая в старинном купеческом доме. В оставшееся время гости Иркутска прогуляются по его центральным улицам, чтобы полюбоваться домами с деревянной резьбой.

Изначально туристский маршрут «Великий чайный путь» был рассчитан на 8 дней. Но уже точно известно, что к нему присоединились другие города России - Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург. Всего маршрут объединит 20 городов. В Новосибирске гости посетят Театр Оперы и Балета, Краеведческий музей и Монумент Славы, а в Красноярске - пароход Святитель Николай, на котором Ленин отправлялся к месту ссылки, и заповедник «Столбы». В Екатеринбурге путешествие завершится посещением Частного музея военной техники.

Перспективы развития у маршрута «Великий чайный путь» более чем оптимистичные. Планируется, что поезд будет провозить по нему туристов еженедельно и круглогодично. Эксперты уже предсказали проекту славу самого популярного туристического маршрута по России, а власти регионов готовы обеспечить качественный сервис.

Путь Воина, Путь Отшельника, Путь Мага… Среди множества Путей – малоизвестный, странный, таинственный Путь Чайного Мастера. Можно ли идти таким Путем в нашей обычной жизни, и если да — как Путь Чая соотносится с духовными поисками современного человека?

О Духовности

Понятия «обычная жизнь» и «духовный путь человека» для меня идентичны. Но, оказывается, эту точку зрения разделяют далеко не все. В чем же загвоздка?

Когда люди говорят о своей «обычной жизни», они имеют в виду каждодневный распорядок дня: семейные обязанности, работу, отдых, хобби, занятия спортом и т.д.

Говоря о «духовном пути», некоторые имеют в виду — церковь, другие – йогу и восточные учения, третьи – специфические духовные практики и медитацию, четвёртые – все сразу.

В целом, люди начинают задумываться о своем духовном пути, когда по тем или иными причинам теряют ясность в вопросах «зачем жить?» и «кто я?», и начинают по необходимости или просто ради интереса искать истинный смысл своих поступков и смысл жизни.

Но поскольку вопрос духовного пути, как таковой, отсутствует в нашем образовании и представлен либо церковью, либо самоучками-эзотериками, основная проблема большинства кроется именно в сознательном отделении духовности, то есть смысла жизни, от того, что мы делаем ежедневно, — то есть, от самой жизни. Получается, что жизнь, теряющая свой смысл, обрести его не может, будучи отделенной от «духовности». В итоге мы получаем несчастного человека, который вынужден работать ради денег, осознавая бессмысленность своей каждодневной деятельности по сравнению с теми духовными знаниями и благостными идеями, которыми он напичкал себе голову. Следствием этого является отсутствие связи между идеями и их воплощением. Идей существует очень много, законченных образов и схем реализации — меньше, самой реализации – ничтожно мало. Многие «духовные» люди имеют доступ к красивым и вкусным духовным идеям, но в связи с жесткостью нашего мира не находят в себе силы их воплотить в жизнь. Как результат, большинство идей остаются мёртвыми, а их носители продолжают страдать.

Вероятно, многим знакома сентенция: «Совсем не одно и то же: знать о Пути, встать на Путь, идти по Пути и самому стать Путем». Это как раз о том, что вся каждодневная жизнь, начиная с режима дня, заботы о здоровье, определения вашего круга общения, творческих занятий, любимого человека и заканчивая вашими духовными практиками, и является вашим истинным Путем.

Следуя этому принципу, например, в древнюю оккультную школу Пифагора не принимали людей без семьи, не достигших определённого возраста и социального положения. Истории не известны случаи, когда не реализованные в обычной жизни люди были бы допущены к каким-либо тайным знаниям, дающим им реальную возможность воздействовать на себя и на мир.

О разных Путях

Каждый человек абсолютно уникален и приходит в этот мир, неся в себе особые качества и предрасположенности. Можно сказать, что у Бога для каждого человека есть специальный план его развития, а у человека, соответственно, есть задача следовать этому плану. Если человек ему соответствует, он становится ближе к Богу, то есть, к самому себе, становится счастлив. Если человек выбирает не следовать плану и не использовать данные ему качества характера, он как бы изменяет себе и может начать разрушать себя и мир вокруг.

Чтобы ответить для себя на вопрос «Кто я?», описать свои предрасположенности, можно использовать астрологию или пройти как можно больше психологических тестов, расспросить ваших знакомых – какие качества характера в вас им наиболее ярко видны, наконец, понять – что вы в своей жизни не можете не делать? Или поступить как-то иначе. Для ответа на вопрос «Кто я?» важно иметь лишь терпение и желание получить на него ответ.

Если сгруппировать людей по свойственным им качествам и наложить результат на нашу социальную реальность, то мы получим восемь классических направлений деятельности, в которых люди духовно развиваются, или восемь типов людей: 1. Бизнес. 2. Искусство. 3. Политика. 4. Религия. 5. Наука. 6. Учительство. 7. Целительство. 8. Синтез направлений.

Остановлюсь на тех из них, которые могут иметь отношение к феномену чая.

О Пути Чая

Классически китайцы выделяют три вида взаимодействия с чаем:

  • Чай как дело
  • Чай как искусство
  • Чай как Путь

Понятие «Чай как дело» в наибольшей степени относится к «людям бизнеса», т.е. к тем, кому максимальное счастье приносят конкретные действия и их конкретные результаты. Сделать из чая свое дело означает — начать зарабатывать чаем. Вашей изначальной и главной целью в этом случае будет получение прибыли, в какой бы форме это ни происходило – торговля чаем как товаром, создание чайных клубов, проведение чайных церемоний, фестивалей, коллекционирование чая, который со временем дорожает и т.д.

Для людей, основной предрасположенностью которых является стремление к конкретным материальным вещам («людей бизнеса»), такой подход к чаю вполне может быть их духовным путем, т.к. на нём они будут реализовывать себя, и будут счастливы.

Выражение «Чай как искусство» имеет отношение к тем, кто живет созданием прекрасного. Искусство в своей сути не имеет никакой конкретной цели, кроме создания шедевров красоты и гармонии; «чайное искусство» не является исключением. Идущие этим путем, проводят чайную церемонию так, что она завораживает, открывает людям иные миры. Основой в этом случае является создание утонченного продуманного ритуала, который всегда будет стремиться проявить себя в различных формах — начиная от традиционной церемонии и заканчивая, например, чайным театром, живописью, музыкой, кино. Человек свободен в форме самовыражения, и если он избрал в качестве временного посредника для этого именно чайную культуру, он должен привнести в неё себя, создав нечто новое и сохранив, таким образом, традицию — живой, а себя — счастливым.

Отвечая на вопрос, что такое «Чай как Путь», необходимо понять склонности человека, для которого реальным стал именно такой вид духовного пути.

Вероятно, он должен начать с заботы о самом растении, с познания всех тонкостей его растительной жизни. Эта форма деятельности – постоянная забота – является неотъемлемой частью его натуры. Растения реагируют на любовь к себе и платят людям тем же. Кроме того, человек должен обладать острым обонянием и развитой интуицией, чтобы понимать, как обрабатываются листья чая для получения изысканного и полезного напитка.

Громким титулом «Чайный мастер» можно назвать только того человека, который создал продукт под названием «Чай» от начала до конца. То есть – вырастил его, обработал, приготовил, смог правильно заварить и подать тому, кому он был нужен в подходящее для этого время. При этом совершенно необязательно устраивать чайную церемонию.

Чай по своей сути является очень сильно действующей лекарственной травой, и, следовательно, основным направлением деятельности человека, идущего «Путем чая», должно быть именно Целительство – в истинном смысле слова, то есть работающее с чертами характера человека, исцеляющее душу, а потом уже тело. При этом характер самого чая очень медитативный — не зря исторически выращиванием самых изысканных сортов занимались монахи и отшельники. И «человек чая» должен этому соответствовать – пребывать в том возвышенном состоянии, свойственном чаю.
Нельзя забывать и о таком аспекте, как настроение. В повседневной жизни чай помогает поддержать беседу, сгладить шероховатости в общении — сегодня это одна из важнейших его функций. Именно поэтому чай – самый популярный, после воды, напиток. Тот, кто заваривает чай, должен обладать всеми позитивными качествами, свойственными бармену: угадывать, что необходимо человеку в данный момент, и самим действием по созданию напитка творить определенное настроение. Например, в Японии чайный мастер готовил чай самураям перед боем. Это была своего рода настройка: чайный мастер передавал таким образом свое внутреннее уравновешенное и отстраненное состояние, необходимое в бою.

Занимаясь делом своей жизни, человек не должен отвлекаться на что-либо ещё. Поэтому в идеале чайное дело должно быть выстроено таким образом, чтобы «кормить» человека и приносить достаточный для жизни доход. Круг полностью замкнется, а идущий по «Пути чая» получит ресурсы, необходимые для перемен и преобразований.

Фотограф Дмитрий Преображенский.