Что поднимает дух. Сила духа и её развитие

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.

Старец Паисий Святогорец

- Отец Алексий, что такое малодушие?

Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие - это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли - одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление - всегда слабость. Преступник - это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания - мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, - мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании - для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой - для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

- Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество - по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям - смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым - так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно - от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница - решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй: “Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы - в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное - чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели». Как вы думаете, почему сегодня большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в развитии добродетелей (достоинств души)?

Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели, противоположные своим прежним греховным наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).

Почему современный верующий человек слишком часто останавливается на стадии познания своих грехов и не делает следующий шаг к духовно-нравственному совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь насаждения добродетелей требует сегодня от человека большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце. Современному обывателю, всецело порабощенному материальной стороной бытия, очень трудно отречься от части своего земного достояния ради блага окружающих его людей, чего неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать частью своего земного благополучия.

Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро поймет, насколько велика духовная радость от совершения благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в духовной, так и в земной жизни.

Как вы считаете, может быть, одна из причин малодушия заключается в том, что человек не осознает всемогущество Бога, Его силу и мощь?

Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых не представляется шанса выйти победителем, если уповать только на земные средства. Для многих это становится поводом для малодушия.

Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни правительства, ни системы государственного управления, ни армии, ни государственной казны… На стороне польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия мощного государства - Речи Посполитой. Если бы русские люди уповали только на собственные силы, сбор ополчения показался бы совершенно безумным предприятием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам земной логики.

Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает присутствие Творца в своей судьбе - это очень хорошее основание для борьбы с малодушием.

Паисий Святогорец учил: «Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне самоуверенным?

Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния, смирения, познания своих грехов… В том числе и о том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со страстями.

Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными способностями души, а сила духа - с тем, насколько наше сердце освящено светом Божественной благодати, насколько оно свободно от страстей, насколько оно может служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе силу воли человека, направляя ее на служение добру.

Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный - через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный - через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.

Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее - ограниченной. История является свидетельницей тому, как еще до христианства Римская империя знала многих достойных подражания воинов, которые на полях сражения показывали великое мужество и героизм. Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения, если сердце человека исполнено страстей, если естественные силы его души не подчинены духу - рано еще говорить о сильной воле.

Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса. Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?

Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе юношу, который способен поднять штангу весом в 80 килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150 килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил у него в данное время для этого недостаточно. Одного желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо потратить много времени, приложить массу усилий для того, чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через некоторое время многое для нас станет возможным; а если предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще большее малодушие и безволие.

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания, только преодолевая малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный мужчина, и что ему мешает быть таковым?

Если говорить кратко, православный мужчина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное - временному, высокое - низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией.

При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим личным достоянием ради общего блага; он не имеет права поступаться своими принципами, своими высокими ценностями и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по причине земной корысти.

Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом, который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных влечений, комфортной жизни и личных выгод.

Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных семьях практически ничего не делается для того, чтобы вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок становится центром семьи, где все, начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать долго и последовательно с самого рождения - она не развивается самопроизвольно.

Известный православный инструктор-«рукопашник» сказал: «Некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что об этом можете сказать?

Мне кажется, что военно-патриотические клубы, основанные на русских боевых и культурных традициях, - немногое из того, что сегодня способно сберечь нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую - от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек, которым следует научиться защищать свою Родину и своих близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено, если не будут ограничиваться духовные потребности учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной жизни.

Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма, несколько лет назад организовал и возглавляет до настоящего времени военно-патриотический клуб «Воин». Некоторые ребята приходили туда даже некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря церковному окормлению, они обретали спасительную веру и принимали святое крещение. В настоящее время многие из них являются активными прихожанами различных храмов Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка, который окормляет подобного рода клубы и организации, приведет немало конкретных примеров вышесказанному.

Кроме всего прочего, военно-патриотические клубы могут внести существенный вклад в мощь и обороноспособность нашей Родины, воспитывая достойных ее защитников. Их развитие должно быть одним из приоритетных направлений в программах государственной поддержки. К сожалению, подобная поддержка на сегодняшний день практически отсутствует. Относительно того, что «некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще», замечу: наша Православная Церковь таких воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи, обученные воинскому делу. Сами же монастыри нередко представляли собой надежные крепости, способные дать отпор в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не говорю о том, что владение боевым искусством на Руси всячески поощрялось для мирян, независимо от их происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии у нас было положено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего священнического служения практически не встречал батюшек, которые бы столь ригорично относились к боевым искусствам.

От некоторых батюшек мне приходилось слышать подобные «пацифистские» суждения… Хотя ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.

Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие покинуло апостолов после того, как они приняли Святого Духа. Можно ли говорить, что малодушие - это следствие нестяжания человеком Духа Святого?

Уже говорилось, что благодать Божия питает силу духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен малодушию.

Кроме того, благодать Божия может сообщать такую силу духу, так укрепить волю верующего, что способности последнего могут превысить естественные человеческие силы. Эпоха гонений на христианство ясно свидетельствует о том, что страдания за Христа переносили наиболее мужественно и достойно те, у кого было чистое сердце. Те же, кто в силу неизжитых греховных наклонностей был мало укрепляем силой Божественной благодати, оказывались неспособными перенести мучения и отрекались от Господа. Случалось и так, что слабая беззащитная женщина достойно переносила все самые чудовищные пытки, а сильный мужчина-воин с позором отрекался от Господа и униженно просил пощады у своих мучителей.

Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.

- Что такое духовная сила?

Духовная сила - сила духа. Человек по учению Церкви состоит из духа, души и тела. Человек построен по иерархическому принципу, согласно которому есть главное, есть подчиненное, есть подчиненное подчиненному. Иначе говоря, есть низшее и высшее.

Человек задуман Богом так, чтобы в нем господствовал дух. Чтобы дух господствовал над душою, душа над телом. Высшее - это дух, низшее - это плоть. На самом деле, после грехопадения все стало наоборот: человек перестал быть духовным, человек стал плотским. Очень часто в современном человеке плоть диктует духу, подавляет дух и управляет им. То есть сластолюбие, похоть и другие страсти зачастую руководят нашими поступками.

Я думаю, духовная сила - это когда все-таки дух входит в свои права, когда он диктует телу и душе, как поступать, как не поступать.

- Дух, душа - тонкие материи, невидимые глазу. Для того чтобы люди поняли, что это значит, давайте разберемся на примере. Вот у человека есть некий выбор. Чувство, эмоция его влекут к одному решению. А разумом он понимает, что лучше поступить по-другому. Вот разум, сознание - к чему относится, к душе или духу?

Я думаю, к духу, конечно.

Вообще, действительно, понять, что от души, что от духа, бывает непросто. Я для себя так определяю. Вот, у меня есть различные мысли и чувства, которые меня постоянно наполняют: воспоминания, мысли, чувства, желания, эмоции. И среди них есть, условно говоря, добрые и есть недобрые. Но во мне же есть некая часть моего «я», которая дает оценку этому. Она говорит мне: «Я сейчас нехорошего хочу. Будет гадко, если я это сделаю». Та часть моего «я», которая может дать оценку тому, что происходит в моем сердце и в уме, вот это есть дух. Дух знает добро и зло, знает определенную систему ценностей и живет в них.

Душа - она вот: «это хочется мне», или наоборот, не хочется чего-то. Вообще есть «хочу» и «надо». «Надо» - это из области духа, а «хочу» - из области души. И когда человек поступает именно исходя из «надо», а не из «хочу», это духовно сильный человек. Когда довлеет «хочу» над «надо» - значит, духовная сила не на высоте.

- Понятие «сила воли» тождественно «силе духа»?

В миру, вне Церкви, эти понятия почти тождественны. На мой взгляд, духовная сила и сила воли - это понятия очень близкие. Сила воли - это способность понуждать себя к чему-то, чего ты не хочешь. Но я бы сказал, что сила духа больше, чем сила воли, потому что к силе духа я бы отнес и способность к мужеству - это все-таки не совсем сила воли. К силе духа я отнес бы терпение, стойкость в страданиях, в скорбях - это все-таки не совсем сила воли. Сила духа - это когда человек радуется в скорбях...

Поэтому я считаю, где есть сила духа, там обычно есть сила воли, но там, где есть сила воли, там не всегда есть духовная сила. Для меня сила духа - это всегда положительная характеристика, это направленность на позитив, на добро. А сила воли… Было немало негодяев, злодеев страшных, которые достигли больших результатов в своих злодеяниях именно благодаря тому, что были очень волевыми людьми. Но сказать про какого-нибудь Сталина, хотя он был волевой и целеустремленный по-своему, шел к своей цели, что он был сильный духом человек, у меня язык не повернется.

Бывают и исключения, когда сила духа есть, а силы воли нет особенной. Вот я читал про священника, который был недостоин священного сана - до революции он служил в одном небольшом городке. Он был подвержен недугу пьянства, причем пил так, что это было очевидно для всех окружающих, часто его находили на улице в состоянии «положения риз», что называется. Терпели его люди как-то, но, тем не менее, его никто не уважал ни как священника, ни как человека. Он служил себе, служил - когда был в состоянии, на грани запрета в служении был… А потом случилась революция, и он оказался в ЧК. Его пытали, от него требовали отречься от своих убеждений. Его избивали, потом бросали в камеру, и заключенные спрашивали: «Батюшка, что они от вас требуют?» - «Они от меня требуют, чтобы я подтвердил, что Христос был за то же, за что выступают большевики, - чтобы было везде равенство и т. д. А я не могу этого подтвердить, потому что Христос говорил «Отдай!», а они говорят «Возьми!» - это разница большая». В конце концов его расстреляли… Сильный это был духом человек? Я думаю - сильный. А вот сильный ли волей… Если бы в то время не случилось этих гонений, так бы, может, и умер бы человек где-то под забором пьяный и никогда бы никто не сказал бы о нем доброго слова. А вот когда пришлось постоять за веру за свою, я думаю, в нем проявилась сила духа.

- Зачем дана человеку эта сила - сила духа? Весь все, что нам дано, дано с какой-то целью.

Хочу по этому случаю вспомнить отрывок из Евангелия, который мы читаем в дни памяти Иоанна Предтечи. Иисус Христос говорит об Иоанне Предтече такие слова: «Что смотреть ходили вы в пустыню - трость ли, ветром колеблемую?» Меня эти слова всегда цепляют. Действительно, человек очень часто является «тростью (то есть тростинкой), ветром колеблемой». Пока ветра нет, эта тростинка стоит прямо, но как только начинает дуть ветер, трость колеблется. И вот как раз сила духа - это способность тростинки не колебаться под влиянием ветра. Когда появляется такой человек, как Иоанн Креститель - трость, которая не колеблется ветром, то он покоряет себе всех окружающих своей силой, потому что сила притягивает. Почему люди пошли к Иоанну Крестителю - потому что они почувствовали: «я - трость колеблемая, а он - нет, у него дух стойкий и прямой, который не колеблется ветром».

Я думаю, что быть тростинкой, ветром колеблемой - жалкая и недостойная человека участь. Человек должен стремиться к тому, чтобы обрести твердость, без которой не будет и радости. Чем тверже дух человека, следующего по пути добра, тем радостнее, веселее на душе человека. А слабость всегда влечет за собою отсутствие радости сердца, уныние, тоску, печаль…

- Как укрепить силу духа?

Так же, как и силу тела. Силу тела укрепляют правильным питанием и упражнениями, гимнастикой. С духом то же самое - правильным питанием и гимнастикой. Только питание и упражнение духа и души - это все-таки другое питание и упражнение…

Человек желающий быть сильным духом, обычно знает, какую роль играют люди, с которыми ты общаешься. Это влияет на нас. От того, с какими людьми я общаюсь, во многом зависит, каким человеком становлюсь я сам - «с преподобным преподобен будеши», так сказано в Псалтири. «С кем поведешься, от того и наберешься». Общение с духовно сильными людьми, это тоже питание души.

Очень важно, какие книги человек читает. У Высоцкого есть прекрасная песня, в ней есть слова:

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал

Если в жарком бою испытал что почем,

Значит, верные книги ты в детстве читал…

Я перефразирую: «Если ты стал достойным человеком - значит, верные книги ты в детстве читал». Это действительно так - я уверен, что от того, что в детстве прочитает человек, многое зависит. Чтение - это тоже упражнение, конечно, и в любом возрасте…

А церковные люди еще знают слово «аскет». Что такое аскетика? Ее смысл, конечно, не в том, чтобы во всем себе отказывать. Это система упражнений, направленных на то, чтобы подчинить духу душу и плоть. То есть как раз на развитие силы духа. Человек сознательно совершает некие усилия, которые укрепляют его дух. Для православных людей главным таким упражнением является пост. Это очень сильное, серьезное упражнение. Каждый, кто имеет опыт поста, знает, что из поста обычно выходишь, чувствуя себя гораздо в меньшей степени тростинкой, ветром колеблемой, чем до него.

Для верующих людей хочу особо сказать: главным источником, силы духа является причастность к Духу Святому. Сегодня, я думаю, мы не случайно говорим на эту тему в день Сошествия Духа Святого на апостолов, когда они получили силу свыше. Вот посмотрите - апостолы - можем ли мы назвать этих людей сильными духом до Пятидесятницы? Едва ли: мы видим, что люди, которые бросили своего Учителя, в ужасе разбежались - они были очень хорошие, добрые, чистые - но они не были сильные люди. И когда на них сошла в Пятидесятницу сила свыше, они сделались совсем другими людьми. Поэтому мы, православные, считаем, что все-таки самое главное средство стать духовно сильным человеком - это стяжание благодати Святого Духа. Как? Все, что происходит в Церкви, весь режим жизни церковного человека - посты, молитвы, Богослужения, Таинства - все это направлено на то, чтобы стяжать благодать Святого Духа. А дальше уже - соответственно той мере, в какой я наполнен этой благодатью - в той мере я становлюсь духовно сильным человеком.

- Многие считают, что занятия спортом тоже укрепляют силу духа, поскольку спорт тоже требует дисциплины, режима - вот как вы говорите, подчинения низшего высшему, приходится терпеть усталость и боль, преодолевать свои слабости тела…

Полностью под этим подписываюсь. Некоторые православные авторы критически относятся к спорту. Обычно в их книгах делается упор на то, что спорт - это соревнование, что соревнование - это всегда желание быть первым, а там, где есть желание быть первым, обязательно есть тщеславие, а мы же, наоборот, смиренными должны быть … Я вам честно скажу - я не разделяю этой точки зрения и думаю, не беда стремиться быть первым. Быть первым не плохо, плохо гордиться над теми, кто не первый.

Конечно, спорт в основном развивает силу воли. Но, как мы говорили, сила духа и сила воли - это понятия не противоположные. Сила воли - прекрасное качество.

Вообще я убежден, что кем станет человек в этой жизни, чего он достигнет, на какой уровень совершенства он поднимется, во многом зависит от силы воли. Волевой человек плывет против течения в этой жизни. Победа приходит всегда через усилие. Так много прекрасных, чудесных, добрых, но безвольных людей, которые не смогли стать тем, кем они призваны были стать, потому что у них не хватило воли…

Поэтому я к спорту отношусь положительно. Сам никогда спортом не занимался, но с удовольствием наблюдаю за теми молодыми людьми, которые серьезно этим занимаются. Когда смотрю, как девочка каждое утро, в 4 или в 5 утра, перед школой едет на тренировку по фигурному катанию… Какое усилие нужно делать над собой - я думаю, это очень хорошо.

- Вы сказали о важности силы воли, силы духа для успеха. В принципе, всем людям, которые считают себя неудачниками, у которых ничего не получается, для них тема силы духа, видимо, должна быть очень важной темой. Им следует обратить на это внимание, чтобы перестать быть неудачниками.

Конечно. Большинство среди моих знакомых, кто оказались «неудачниками», как правило, считают, что причина их неудачи не в них, а в том, что они недостаточно хитры, недостаточно приспособлены… У меня был один знакомый, со мной в институте вместе учился. Когда с ним встретишься, постоянно какой-то едкий сарказм: «Ну конечно, все устроились, а я не могу приспосабливаться, не могу то, не могу се…» А он просто не может взять себя в руки и действительно понуждать себя трудиться. Конечно, легче всего найти причину неудачи в обстоятельствах. Бывают и неудачные обстоятельства, но все-таки я думаю, что всегда 90% успеха во внутренней силе, которую мы называем силой духа.

© сайт

Ваши отзывы

Мысли в статье правильные.Но Сталина задеть при каждой удобной возможности,я смотрю,многие служители церкви рады.Товарищи верующие,я не хочу никого здесь обидеть, но назвать Сталина человеком слабым духом - глупость.Страна под его руководством выстояла и победила в страшнейшей войне в человеческой истории,совершила невиданный рывок вперёд. Не иконы над Москвой и не молитвы помогли победить,а экономический уклад страны,выстроенный под руководством Сталина. Не будь этого,молились бы вы сейчас в лучшем случае по католическим канонам,а в худшем - мы все с вами исследовали бы таинства загробной жизни. Рассматривайте в качестве демона без силы духа того же Гитлера,почему его в пример не приведёте?Я понимаю обиду церкви на Советы,но давайте не будем плевать в свою историю - выбирайте примеры тщательнее.Благодарю за статью.

Тимур, возраст: 24 / 11.02.2019

Кажется в конце перепутал силу духа и силу воли в силу своих убеждений, сам ведь рассказывал разницу, что сила духа не обязательно идет об руку с силой воли, сила духа умение различать и следовать хорошему, но и история с пьяницей показала что сильный духом на материальном уровне может быть слаб, значит в мире так же нужна сила воли

Dfgh , возраст: Fggh / 23.10.2018

СПАСИБО!!

Эдуард, возраст: 44 / 06.08.2017

Хорошая статья,простая и глубинная. Отлично раскрывает тему.

Юлия, возраст: 23 / 28.02.2017

Большое спасибо за статью

Logan , возраст: 14 / 22.01.2017

Спасибо, теперь кое-что стало понятно

Серик, возраст: 27 / 25.05.2016

спасибо. очень хорошие и нужные слова.

Игорь, возраст: 30 / 14.05.2016

спасибо отличная статья раскрывает общие понятия что без "труда не выловить рыбу из пруда"

Михаил, возраст: 29 / 29.03.2016

Как жаль, что редко можно услышать на проповеди-такие глубокие разборы смыслов, необходимых жизненных понятий. Зачастую слышишь: историю икон, поверхностный разбор Евангелие, шаблонные призывы к разным духовным вещам. Благо, что молодому можно почитать такие прекрасные статьи.

Артемис, возраст: 21 / 11.03.2016

Спасибо,очень верные мысли

фарадей, возраст: 52года / 08.05.2015

Очень хорошая статья, спасибо!

Михаил, возраст: 28 / 06.05.2015

Спасибо брат мой, хорошо сказал, я только перед статьёй сообразил, чтобы достичь кротости, смирения, Любви, надо иметь силу воли, а главное Силу Духа! Сразу набрал поиск, как достичь силу Духа и нашёл твою статью, очень просто, а главное понятно пояснил!!!

Александр, возраст: 54 / 02.04.2015

Спасибо, я знал что вера в бога, укрепляет и дух. А тут все как подтверждение.

Пейн 1 , возраст: 17 / 03.12.2014

Как просто и понятно! Много полезного взяла для себя из статьи. Есть ли у Вас еще статьи? Где их можно почитать?

Надежда, возраст: 61 / 24.11.2014

Спасибо огромное! С удовольствием прочитала и постараюсь следовать советам.

Людмила, возраст: 41 / 25.10.2014

Отличная статья. Огромная благодарность. И СПАСИБО!!! Многое можно для себя узнать из этой статьи.

Фируз, возраст: 49 / 22.09.2014

Спасибо огромное!Очень хорошие примеры, все разложено по полочкам. Ещё раз огромное спасибо!

Дмитрий, возраст: 32 / 19.05.2014

Огромное спасибо!!Теперь я для себя понял чем различаются сила духа, душа и сила воли и как выработать силу духа.

Сергей, возраст: 15 / 10.05.2014

Огромное спасибо!!! Очень вразумительно!!!

Paletti , возраст: 45 / 03.03.2014

Огромная благодарность за наставление!

voin , возраст: 33 / 10.02.2014

Катя, возраст: 35 / 06.01.2014

Мой отец во время войны был ранен и лежал в Вене в госпитале,Главврач тогда говорил: "Всли у бойца есть Сила Духа, то он выжевет, даже если ранение тяжелое, а если он упал духом, то и врачи помочь не смогут!

Вера Клиштеева, возраст: 58 / 26.12.2013

Первый конкретный ответ знающего человека. А не глупая философия пустословов.

Ронин, возраст: 31 / 20.12.2013

Прочитав Вашу статью, я по многим изложенным в ней обстоятельствам словно увидел свое зеркальное отражение, более реально взглянул на свои недостатки и наметал пути их искоренения. Спасибо, постараюсь упражняться над укреплением своего духа, а точнее сказать буду укреплять дух свой ибо он обрел верх над душою и телом! Признаться откровенно на данную страничку я попал совершенно случайно в поисках ответа на молитву найденную в рукописных записях покойной матушки, и сейчас довольно отчетливо понимаю, что ничего просто так не бывает...

Василий, возраст: 30 / 23.07.2013

спасибо!хороший ответ на мой вопрос!

любовь, возраст: 57 / 12.06.2013

Лидия, возраст: 23 года / 06.06.2013

Очень познавательно и здравомысляще, уважаемый.

Вика, возраст: 17 / 16.11.2012

Спасибо за статью, у меня укрепла ещё больше вера в Бога и появилось желание развивать силу духа.

Владимир, возраст: 18 / 14.11.2012

Спасибо большое!

арсений, возраст: 13 / 05.11.2012

Два с половиной года назад страшное горе пришло в мою семью, мой дом. С тех пор верой ослаб, если не совсем потерял ее,духом ослаб да и телом тоже. Статья Ваша проста и сильна. Спасибо Вам.

Сергей, возраст: 52 / 04.07.2012

Спасибо большое за статью)

Андрей, возраст: 26 / 26.06.2012

Благодарю!Знание-сила!Дай мне Бог,научи как обрести силу духа!и справиться с плотскими желаниями!

Душечка, возраст: 33 / 20.06.2012

Замечательная статья! очень вдохновляюще! Особенно понравилась моему мужу, теперь он другими глазами взглянул на спорт - как на эффективный способ воспитания в себе силы воли и духа.

Надя, возраст: 23 / 25.05.2012

Интересная и познавательная статья, спасибо!

Олег, возраст: 32 / 21.05.2012

большое спасибо!!

Юра, возраст: 21 / 20.02.2012

Спасибо за статью.

Олег, возраст: 16 / 19.02.2012

Очень интересная статья. Спасибо за неё. Многое открыл для себя.

Кирилл, возраст: 21 / 18.01.2012

Смотрите также по этой теме:
Сила силе рознь (Александр Ипатов, президент российской национальной федерации Ояма Киокушинкай Каратэ-До )
Чтобы выработать силу духа, нужно поставить цель и идти к ней (Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион )
История одного праведного воина (Павел Охапко )
Две мои победы (Юлия Гагинская )
Анна Герман: «Отчего мытьё полов - счастье?»
История легендарного Валентина Дикуля
Человек-антикризис (Михаил Шляпников )
Алексей Налогин: нужный человек (Александр Ботов )
«Я cлышу музыку сердцем!» (Марина Корец )

Стойкость помогает пережить неприятности, благодаря силе воли и духа человек поднимается после ударов судьбы и продолжает двигаться дальше.

Тот, кто обладает этими качествами, добивается в жизни гораздо больших успехов, чем тот, кто сдается после первой же неудачи.

К сожалению, далеко не все могут похвастаться тем, что в них заложена и сила воли, и сила духа. Впрочем, если есть желание, то эти свойства можно в себе развить. О том, как это сделать, мы сегодня и поговорим.

Сила воли и сила духа: в чем отличие

Но для начала давайте определимся, что есть сила воли, и чем она отличается от силы духа.

Сила воли – это подчинение необходимости, умение идти против своих желаний и телесных ощущений, способность держать данное, прежде всего себе, обещание. Это преодоление инерции и совершение поступков, которые неудобны, но по каким-то причинам зачем-то нужны. Сила воли в первую очередь означает победу разума над потребностями тела.

Сила же духа заключается в умении не сдаваться, не допускать мыслей о самоубийстве, находить в себе скрытые резервы и верить, что рано или поздно все будет хорошо. Кроме того, это соблюдение нравственного закона даже тогда, когда все вокруг ведут себя, мягко говоря, небезупречно. Это способность сохранять себя в духовной чистоте и не отступать от своих моральных принципов.

На примере это выглядит так: сила воли – терпеть физическую боль и преодолевать себя ради какой-то материальной (не обязательно – денежной) цели, сила духа – не поддаваться отчаянию и не предавать то, во что веришь. Еще проще: сила воли – не плакать, порезав руку, сила духа – не рыдать от бессилия, а либо принять происходящее, как некое испытание, данное свыше, либо искать выход из сложившейся ситуации. Первое – не потакать порокам, второе – до последнего отстаивать свои убеждения, как бы при этом ни били.

Как развить в себе силу воли

Сила воли достигается тренировками тела, а вернее – полным игнорированием его потребностей. Начните с малого. Например, вы привыкли не соблюдать режим питания и влезать в холодильник при малейшем чувстве голода. Вы понимаете, что съеденный вами бутерброд либо плохо отразится на здоровье вашего желудка, либо прибавит вам несколько лишних грамм веса, но все равно едите его.

Так вот постарайтесь отказаться от перекусов. Сначала вам будет очень тяжело – ведь тело «сроднилось с мыслью», что вы потакаете его малейшим желаниям. Однако потом появится легкость, а главное – придет осознание, что вы победили, и этим сделали первый и, пожалуй, самый важный шаг на пути к железной силе воли.

Между прочим, есть отличный «тест», позволяющий понять, на самом ли деле вы голодны или в вас просто говорит привычка. Представьте себе черствую корку черного хлеба. Если вам хочется ее съесть, то ваш организм действительно нуждается в «топливе», и не надо ему отказывать. Если же вы понимаете, что этот черствый кусок не возбуждает аппетит, значит, дело не в голоде.

Отказ от несвоевременного приема пищи – это только самый элементарный и понятный пример, однако он позволяет проиллюстрировать сам механизм формирования силы воли. Дело в том, что если вы действительно хотите развить в себе это качество, вам придется постоянно себе в чем-то отказывать и к чему-то себя побуждать.

Отлично помогает в развитии силы воли и борьба с ленью. Регулярно заставляйте себя делать то, чего не хочется. Например, составьте график глажки белья и четко следуйте своим же предписаниям. Кроме того, никогда не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Кстати, замечено, что подобные тренинги способствуют еще и поднятию самооценки, и обретению хорошего настроения. Во-первых, вы довольны собой, так как справились с неприятным для вас делом (а это законный повод для гордости). Во-вторых, вы УЖЕ его сделали, значит, не надо томиться и испытывать чувство вины из-за того, что вы бездействуете, а дело стоит.

В былые времена для того, чтобы развить в себе силу воли, юноши держали руку над пламенем костра, добиваясь нечувствительности к боли, а девушки не надевали при шитье наперсток. Вы, конечно, тоже можете прибегнуть к подобным практикам, но это не даст такого эффекта, как преодоление внутреннего, психологического сопротивления выполнению неприятных для вас обязанностей.

Если же вы все-таки мечтаете научиться не реагировать на боль, то попробуйте на какое-то время отказаться от обезболивающих лекарств. Болит голова или зуб – терпите, пока это возможно. Однако помните, что это может негативно отразиться на состоянии вашего организма.

Впрочем, тут есть один секрет – болевые ощущения можно научиться не терпеть, а игнорировать, переключая свое внимание на что-то другое. Такое упражнение впоследствии поможет вам успешно абстрагироваться от каких-то других лишений или неприятностей.

В завершении этого подраздела скажем, что для достижения адекватного результата вам придется тренироваться достаточно долго. Минимум месяц. Ежедневно, и не давая себе поблажек. Не думайте, что 30 дней – это мало. Когда речь идет о преодолении себя, любимого, этот срок может показаться вечностью. Зато потом все будет гораздо проще – вы привыкнете.

Как развить в себе силу духа

Силу духа проще всего обрести через самопознание, через глубокий анализ своей личности. Осознайте все свои сильные и слабые стороны, подумайте, что помогает, а что мешает вам совершенствоваться, опишите все это на бумаге и добавьте туда же свои самые благородные и самые негативные поступки. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. В конце концов, вы пишите это для себя, а не в качестве своей характеристики для какого-то собеседования.

Главный смысл этих действий – разобраться, чего вы хотели бы изменить в своей жизни и последствия каких поступков вы желаете исправить. Примите решение и реализуйте его, даже если вам придется просить прощения, каяться или отказываться от каких-то благ и удобств. Сила духа – это преобладание высших ценностей над низшими.

Следующий шаг: определитесь, что помогает вам двигаться вперед, какую мотивацию вы чаще всего используете, побуждая себя к достижению цели. Кроме того, не стоит обходить вниманием и то, во что вы по-настоящему верите: в себя, в Бога, в кого-то из окружающих вас людей. Все это позволит вам понять, насколько сильна в вас духовная составляющая. Например, если для вас основа всего – деньги, то ни о какой силе духа речь просто не идет, так как ради материального благополучия вы отступитесь от любых своих принципов, предадите даже самого близкого человека.

Теперь разберитесь с кругом своего общения. Посмотрите, кого больше среди ваших друзей – отчаянных циников, готовых «идти по головам», делать пакости ближним и рассуждать о том, что грех только один – не пользоваться любыми обстоятельствами, помогающими получить всевозможные блага. Или все-таки преобладают те, в ком крепок морально-этический закон, кто блюдет не только свои интересы, кто развивается духовно и предпочитает делать добро.

Окружение важно для любого человека, ведь оно в большинстве случаев формирует его сознание, и если вам комфортно с, мягко говоря, нехорошими людьми, значит, вы тоже не сильно от них отличаетесь.

Если вы хотите развить в себе силу духа, откажитесь от общения с теми, кто нарушает правила морали и вас толкает к этому же. Не стоит подпускать к себе людей, которые оказывают на вас негативное влияние и заставляют вас отказываться от ваших духовных принципов. Душевная несокрушимость – вот что ценится уже на протяжении тысячелетий.

Еще один шаг – искать в любых негативных событиях второй, потаенный смысл. Сталкиваясь с неприятностями, думайте, зачем они вам даны, какую пользу вы можете извлечь из этой ситуации. Это поможет вам избавиться и от проблем, и от отчаяния. Не допускайте мыслей о суициде, крепитесь, будьте стойкими и обязательно действуйте, а не ждите, что придет кто-то добрый и вам поможет.

Естественно, развитие силы духа невозможно без определенной аскезы. Попробуйте хотя бы на время отказаться от тех благ, без которых на данном этапе вы не мыслите своего существования, но без которых вы можете обойтись. Это откроет перед вами новый смысл бытия, наполнит вашу жизнь какими-то неиспытанными ранее эмоциями и событиями.

Один из вариантов аскезы – соблюдение религиозных постов. Однако помните, что пост – это не только и не столько отказ от животной пищи, это еще и духовное развитие, и воздержание от увеселительных предприятий, и добрые поступки.

На обретение силы духа у вас, скорее всего, уйдет гораздо больше времени, чем на развитие силы воли. Однако если вам все удастся, вы на многое посмотрите другими глазами. Ваша жизнь станет проще, но не потому, что в ней не будет проблем, а потому, что вы окажетесь духовно выше всей этой суеты.

Надежда Попова


Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы часто угнетаем себя за промахи, говоря: «Мне категорически не хватает силы духа!». Что это за сила? Каким образом она связана с нашим самоощущением? С отказом от вредных привычек, бесчисленными обещаниями начать жизнь заново? Как тренировать силу духа?

С этими вопросами мне хотелось бы разобраться в сегодняшней статье, а также ознакомить вас с несколькими упражнениями для прокачки нового, улучшенного скилла.

Стержень человека, его внутренняя мощь и потенциал тесно связанны с самоконтролем и осознанностью. Как и любая мышца в нашем теле, он требует прокачки и тренировки, для своего укрепления и закаливания.

Для трицепса подойдут гантели, а для больших пальцев рук - умение быстро писать смс. В случае с самоконтролем, ситуация складывается аналогичным образом. Наполнение физического и духовного сосуда должно происходить комплексно.

Кто такой этот человек сильный духом? Во-первых, это личность, которая точно знает куда она идет и откуда проложен ее маршрут. Такой человек смог осознать свое истинное предназначение и не привык размениваться по мелочам.

Во-вторых, он с уверенностью достигает одну цель за другой, одновременно помогая другим людям, что встретились на его тернистом пути. Такая особь любит выигрывать в схватке с собой и обстоятельствами. Его реакции на происходящее рядом — всегда положительны, ведь он убедился в том, что негатив - разрушительная эмоция.

Сила воли играет решающую роль в становлении человека. Она способна исцелять индивида и защищать его от страхов, переживаний прошлого и конечно же от к себе любимому. На этих трех китах основывается кодекс сильного духом человека. И об этом мне хотелось бы написать подробнее.

Первое правило для развития железной силы духа - перебороть страх!

Если глубоко покопаться в своем подсознании, то можно смело прийти к выводу, что большинство наших страхов - воображаемые. Люди часто боятся того, что еще не произошло или того, что уже случилось, отрицая факт принятия ситуации.

Существуют и реальные страхи. Но какой смысл бежать от них? Страх, которому мы заглянули в глаза, перестает быть для нас неким монстром под кроватью. Мы полностью его контролируем и превосходим после такого интимного знакомства.

А вот боязнь, которую мы всячески избегаем и правда может нас погубить. Я предлагаю вам проститься со всеми иллюзорными и реальными страхами сегодня! Для этого нужно принять решение избавиться от недоброжелателя, и сформировать список пугающих аспектов в жизни.

Напротив каждого пункта пропишите наиболее ужасный вариант развития сюжета и самый перспективный. Внимательно поразмыслите над ситуацией. Что вы выберете, жить. как прежде или покончить с этим списком проблем и пойти дальше с высоко поднятой головой?

Второе правило для развития железной силы духа - перестать себя жалеть!

Думать о том, что жизнь не справедлива и полна негатива - глупо. Это вселяет в ваш разум мысль о том, что вы категорически не управляете происходящем. А это пугает и относится к первому правилу.

Жалость к себе и на Вселенную кроме опустошения, разрухи и отсутствия уважения к себе, ничего не приносит. Она заставляет годами двигаться одним и тем же маршрутом.

Позвольте себе вырваться к свету, свободе и вере в оптимистичное будущее, созданное своими руками! Избавьтесь от обид на людей. В случае, когда под сердцем накопилось, а в некоторых случаях, и похоронилось там же, движения вперед не предвидится.

Простите близких, знакомых и друзей. Практикуйте укрепление силы воли действиями, а не пустыми словами. Избавьтесь от накопившегося хлама чувств с помощью звонка, объяснений или встречи. Именно так вы ускорите свое «выздоровление».

Третье правило для развития железной силы духа - отпустить прошлое!

Желание уцепиться в родное болото понятно и присуще многим. Уж лучше это, нежели пустота. Знакомое ощущение, правда? Поймите, чтобы изменения произошли, необходимо тренировать выносливость.

Отпустив прошлое и неважно каким оно было, хорошим или плохим, вы открываетесь новым и свежим потокам энергии, наполняя свой духовный сосуд. Не стоит жить сожалениями об утраченном счастье, о возможных взлетах или судьбоносных встречах.

Именно это действие отнимает запас жизненной силы и заставляет отказаться от веры в успешное и светлое будущее. Живите сегодняшним днем, осознавая всю долю ответственности и колоссальное количество возможностей перед глазами!

Как укрепить силу духа?

1. Окружение

Каким образом укрепляют физическую оболочку нашей души? Правильно, упражнениями, правильным питанием и вниманием. Аналогичным образом должна быть выстроена забота и о духовном.

Человек, который желает быть сильным духом, обычно понимает, какую роль в его жизни играют люди, с которыми ему доводится общаться. Не тратьте время на тех, кто искренне пытается тянуть вас назад уверяя в том, что ничего не получится!

2. Разминка

Укрепление силы с помощью упражнения «Я буду! » отлично стимулирует мотивацию достижения и работает с силой воли. Постарайтесь придумать для себя ежедневный ритуал. Тренируйтесь создавать положительную привычку, например, пятиминутное медитирование каждое утро.

Перед упражнением проговариваете фразу «Я делаю это с удовольствием и для укрепления силы духа ». Мышечная система самоконтроля предполагает использование силы воли ежедневно. Именно этот навык закалит вас во всех волевых раундах.

Друзья, на этом точка!

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким образом вы развиваете внутреннюю мощь?

До встречи на блоге, пока-пока!

У меня страх высоты, темноты, смерти, болезни, общения, как мне их победить и развить силу духа? Насущная проблема с этими и подобными им страхами. Сила духа в этом контексте подразумевает отсутствие боязни чего бы то ни было.

Есть ещё экстремальные техники развития силы духа. Например, поехать в лес и пожить там недельку без необходимой экипировки и с минимумом продуктов. Эдакое выживание в диких условиях.

Или поехать в другой город или страну, не имея денег на дорогу обратно и еду. Задача – выжить и благополучно вернуться в течение нескольких дней без помощи каких-либо знакомых. Вроде просто, но денег нет даже на булочку.

Хорошо тонизирует дух скалолазание, боевые искусства, акробатика и любые виды спорта, где огромное значение имеет точность, внимательность, скорость, безупречность. Таким образом, человек формирует условия, в которых нужно вырабатывать определённые навыки. А их наработка подразумевает тренировку тела и психики.

Важный нюанс. Человек, сильный духом отнюдь не выставляет себя и свои качества напоказ, демонстрируя направо и налево своё бесстрашие. Это, как раз, есть следствие и активность эго и проявление комплексов. Всё происходит тихо, незаметно и без лишней суеты.

Небольшой пример. Спросите у себя и у других людей чего они боятся. Большинство ответят, не задумываясь: — ничего! На деле же получается наличие тысячи и одного страха. Простой громкий, резкий и неожиданный звук вызывает дёргание и подпрыгивание на месте. Идя глубокой ночью в безлюдном переулке, человек старается преодолеть его быстрее. Находясь на высоте, он осторожненько и предусмотрительно покрепче держится за перила. Общаясь с кем-то, анализирует себя со стороны на предмет соответствия. Но зато смело заявляет, что ничего не боится.

Сильный духом человек свободен от этого. У него ни в малейшей степени не меняется настроение и состояние ни в одной из перечисленных ситуаций.

То есть, тут не вопрос как себя вести и что делать в каждой из этих ситуаций, а вопрос состояния бытия: есть страх – нет страха, есть внутренняя свобода – нет её.

Мы начинаем задумываться о том, как поступать по-другому именно тогда, когда у нас нет возможности выбора. Желание иметь эту возможность есть, самой возможности нет. Мы только хотели бы ею обладать.

Особое значение в развитии силы духа уделяется . Мы находимся в ощущении состояния бессмертия, думаем, действуем и ведём себя так, как будто смерть нас никогда не коснётся. И такое поведение исходит из отождествлённости с телом. Поэтому, дабы освободиться от этого иллюзорного восприятия, необходимо выполнять эту технику много раз в день.

И, конечно, техники разотождествления, о которых речь пойдёт в следующих статьях, и, чтобы не пропустить их, подпишитесь на получение статей.

Сила духа – производная от всевозможных техник, которые нужно делать в своём развитии, и процесс её развития не быстрый, хотя его и можно форсировать. Для идеально быстрого развития её развития, рекомендую записаться в индивидуальное обучение .

С наилучшими пожеланиями ,

_____________________________________________________________________

Сила духа характеризуется в первую очередь состоянием бытия.©