Фантастика от Алексея Толстого: Гиперболоид инженера Гарина. Какие предсказания писателей-фантастов XX века сбылись в реальности Что предсказал толстой в романе гиперболоид

Сочинение

Мечта вырваться из западни серости будничной работы и приобрести уже в этом мире идеальной жизни, где работа для выживания стала бы радостным духовным творением, не оставляла человечество издавна. Художественное воплощение такое стремление к идеальному чаще всего получает через актуализацию мифологемы античного “золотого возраста” или близкого ей христианского “утраченного рая”, что, в частности для европейской литературы, естественно. В зависимости от ряда факторов и учитывая собственно мифологическую неопределенность своей семантики “золотое время” в произведениях художников возникает как вариативная временная визия, оцениваемая достигнутая реальность и т.д.. Закономерно при этом то, что яркое воплощение мифологема “золотого возраста” находит в утопии и антиутопии.

Изобретатель гиперболоида (гениальной догадки О.Толстого о будущем лазере) надеется пробиться с его помощью в толщу Земли к т.н. Оливинового пояса и достаться к планетарным запасам золота. Если нехватка денег, материального, делает жизнь человека трудной и подменяет его сплошной беспросветной работой, то, на наивный взгляд ученого из романа, достаточное количество золота даст человеку свободу и сделает ее жизнь прекрасной (не соглашаемся с утверждением Г.Сиваченко тем не менее, что гиперболоид создан как оружие, - в частности, как оружие его использовано). Инженер Гарин, украв ключевые идеи ученого Манцева, стремится создать на Земле собственную империю и воплотить в ней свое видение “золотого возраста” (принцип построения этой империи отдаленно напоминает взгляды на государственное устройство Аристотеля): замечательная жизнь избранных Гариным полубожеств патрициев здесь имели бы обеспечивать низшие работники.

Химик Рудольф Штор из украинского романа хочет достичь “золотого возраста” для всех без исключения с помощью Солнечной машины, способной (также используя “лучевой принцип”) превращать растительный материал на солнечный хлеб. Естественно при этом, что когда Гарин руководствуется, прежде всего, эгоистическими мотивами и пренебрегает людей (”Хотя я пренебрегаю, вообще говоря, людей, и приятнее находиться в красивом обществе”), то Штор людей любит.

В сопоставлении образов Гарина и Штора четко оказывается гуманистический пафос действий украинского героя. Так, если на первом этапе создания своей империи Гарин предусматривает уничтожение “лишних” для его системы людей, то Рудольф придерживается других позиций: “…я не верю, что трутниками, убийствами, смертью можно создавать жизнь (тем более идеальная жизнь, которого стремится Гарин). Это логический абсурд. Однако Идея “избранности” для жизни в “золотом возрасте” присутствующая и в украинском произведении (но здесь она высказана в дидактической форме, без неоправданной гаринивской жестокости): старый Кравтвурст, видя, что теряет с появлением Солнечной машины хаосе уважение собственных детей, говорит о необходимости заслужить эту машину: “Нельзя всякой пискле давать у руки Машину. Нужно, чтобы на семью давали одну, да и не всякой же семье, а той, что заслужит. Нужно, чтобы народ не распускался через нее, порядок государств”.

Констатируя, что украинке ознакомились с русским (младшим за украинского) романом значительно раньше, чем с Винниченковым, В.Гриценко указывает, что через это “…отрицательное восприятие деятельности инженера Гарина диктует читателю на уровне подсознания определенное восприятие первой утопии в украинской литературе”. Нам эта мысль кажется дискусионной.

В самом деле, описываемые в исследуемых антиутопиях следствия обесценения золота и денег, а соответственно - и работы, страшные. О причинах же таких событий в романах говорится довольно прозрачно: для наступления “золотого возраста” должно было обеспечить людей материально, - нужно, чтобы люди были высокодуховные и, получив пищу и волю, не потеряли органическую потребность создавать прекрасное, реализовывать себя в работе. Красноречиво свидетельствует об этом деталь в украинском романе: для выпекания солнечного хлеба необходимая капля пота человека, который печет этот хлеб.

“Гнили бесчисленные сокровища духа в покрытых пылью библиотеках”, - читаем в О.Толстого и сумасбродные мысли находим в В.Винниченко: “А в университете тишина гроба. … Лаборатории, научные кабинеты, залы заседаний, библиотеки стоят открытые, грязные, разворованы… Остановился большой, могущественный организм. Молчат возрасты снятого, любовно, саможертвенно построенного сокровища. Затихли голоса гениев - стоят себе просто тома сбитого с бумаги. Кусочек зеленой массы убил всех гениев, вся гордость, святых, храмы, ризы, предрассудки, науку. Чем же, собственно, гордилось человечество? Из какого кроткого неважного материала совершались его “вечные святые”?”.

Таким образом, духовность и нравственность должны сохранять для человека ценности ее жизнь и стабильность ее мировоззренческих координат. Бездуховное существование обречено и для цивилизации катастрофическое. Важные в этом контексте декларации в украинском произведении одного из сторонников Солнечной машины о “новом обществе” (в его словах ощутимый дух ницшеанства): “Ни преступлений, ни добродетелей мы не знаем. … Мы стоим по ту сторону добра и зла. Что такое грех? Мы не понимаем, что это такое. Молитва? … Бог для нас стал целиком лишний”.

Как видно из вышесказанного, размышляя в своих романах о “золотом возрасте”, О.Толстой и В.Винниченко оригинально раскрывают возможные пути его достижения соответственно нивелированиям денежного вопроса (имеем во внимании “путь” к планированному порядку на Золотом острове).

Сегодня буквально все страны стремятся к развитию инновационной экономики, ведь напрямую от этого зависят перспективы их дальнейшего развития. Такую инновационную модель успешно внедряют на протяжении ряда последних лет в стремительно растущем Китае, ставшим за это время новым глобальным игроком планеты. С научной точки зрения инновацией считается внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Это результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческих возможностей, открытий, изобретений и рационализации. О том, как используются инновационные разработки в отечественной промышлености, редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала не однажды.

Есть много примеров, когда прообразом инновационного прорыва или изобретения служит фантазия авторов художественных произведений. Такие фантасты не только обладают даром провидения, но и в курсе последних достижений исследовательской мысли, хорошо знакомы с необычными по гениальности гипотезами своих современников. Речь идёт об учёных, по смелости идей далеко опережающих собственное время. Один из таких достойных писателей-фантастов в нашей стране — Алексей Николаевич Толстой. Его знаменитый роман "Гиперболоид инженера Гарина" содержал ту самую инновационную направленность инженерной мысли, которая задала вектор развития очень важным для всего человечества изобретениям на целое столетие. Рядовому читателю романа они казались просто немыслимыми.

В Советской России в 1925 году "Госкино" выпустило фантастический фильм "Луч смерти". Строго говоря, показанный в фильме прибор в точном смысле не является "лучом смерти", поскольку он не убивает человека непосредственно, а взрывает на большом расстоянии бензин в баках самолетов. Оружие, основанное на подобных принципах, описал Алексей Толстой в романе "Гиперболоид инженера Гарина". Этот фантастический роман писатель завершил в 1927 году.

Алексей Толстой вспоминал: "Когда писал "Гиперболоид инженера Гарина", старый знакомый Оленин рассказал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида. Инженер, сделавший это открытие, погиб в Сибири. Пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик П.П. Лазарев".

Роман повествует о том, как русский инженер Пётр Гарин, воспользовавшись разработками своего учителя Манцева, пропавшего впоследствии с экспедицией в сибирской тайге, создаёт "гиперболоид" — аппарат, испускающий тепловой луч огромной мощности, способный разрушить любые преграды.

Гарин привлекает на свою сторону американского промышленника и финансиста, миллионера Роллинга, уничтожив с помощью своего аппарата заводы его немецких конкурентов. На средства Роллинга Гарин захватывает необитаемый остров в Тихом океане, где с помощью гиперболоида начинает добычу золота из ранее недосягаемых недр Земли. Получив доступ к неограниченным запасам золота, Гарин подрывает мировой золотой паритет, чем вызывает в капиталистических странах тяжелейший финансовый кризис. Он скупает промышленность США и становится диктатором под именем Пьер Гарри. Но вскоре его диктатура рушится в результате захвата гиперболоида группой революционеров, возглавляемых советским агентом, сотрудником уголовного розыска Шельгой, а затем и всеобщего восстания рабочих.

"Лучи Филиппова"

Прообразом же описанного А. Толстым луча послужили так называемые "лучи Филиппова". История этого известного петербургского учёного довольно загадочна. Михаил Филиппов был найден 25 июня 1903 года мёртвым в своей лаборатории. Из письма, посланного им ранее в редакцию газеты "Санкт-Петербургские ведомости", стало известно, что он работал над способом "электрической передачи на расстояние волны взрыва". Взрывная волна полностью передается вдоль несущей электромагнитной волны. И, таким образом, заряд динамита, взорванный в Москве, может передать своё воздействие в Константинополь.

В начале ХХ века идея создания таких лучей была весьма популярной. В России подобными исследованиями занимался уже названный петербургский профессор Михаил Филиппов. В 1913 году итальянский химик Джулио Уливи тоже предложил британскому адмиралтейству способ подрыва мин с помощью невидимых лучей. История с лучами продолжилась после окончания Первой мировой войны. Англичанин Гарри Гринделл Мэтьюс демонстрировал свои "дьявольские лучи", а европейская пресса заявляла, что немцы вступили в сговор с большевиками и работают над созданием "смертельных лучей" в России.

В 1925 году некий англичанин Грилович предложил Красной Армии свои услуги по разработке отечественных лучей. Однако вскоре он куда-то исчез. В 1930-х годах повальное увлечение лучами пошло на спад. Но тут учёный с мировым именем Никола Тесла утверждает, что он тоже создал "лучи смерти", которые назвал "Teleforce". Американское агентство DARPA в 1958 году якобы попыталось создать легендарные лучи Теслы в ходе проекта Seesaw ("Качели"), который проводился в Ливерморской национальной лаборатории. Как сообщается, в 1982 году проект был прерван в связи с рядом неудач и превышением бюджета.

О реальности схемы гиперболоида

Гиперболоид инженера Гарина иногда называют предвестником идеи созданного в 1960 году лазера — квантового генератора оптического диапазона, луч которого, на первый взгляд, похож на "лучевой шнур" гиперболоида. Но многие учёные уверены, что в действительности здесь имеет место лишь чисто внешнее сходство. Физические принципы работы лазера совершенно иные. В частности, при некоторых условиях (высокая интенсивность, гауссовый профиль луча) лазер обладает способностью к самофокусировке в воздухе за счет эффектов нелинейной оптики; гиперболоид же является классическим оптическим устройством, луч которого, как говорилось выше, неизбежно должен рассеиваться.

Схема гиперболоида, несмотря на внешнюю логичность и исполнимость, в действительности, как считают эксперты, пример теоретически необоснованной фантазии. Это показал в 1944 году профессор Г. Слюсарев в книге "О возможном и невозможном в оптике", заметив, что Толстой пренебрёг законами оптики и термодинамики. В частности, он писал:

"Независимо от конструкции, в силу первого начала термодинамики мощность "теплового луча" ограничена выделяемой при сгорании термических элементов энергией. Даже прикидочный расчёт показывает, что для большинства описанных в романе применений (мгновенное разрезание толстых стальных предметов, плавка горных пород) потребуется почти мгновенно сжечь нереально большое количество топлива. Малое зеркало гиперболоида, находящееся в фокусе большого зеркала, где собирается вся энергия аппарата и формируется луч, должно иметь близкий к единице коэффициент отражения тепловых лучей и сверхвысокую температуру плавления, в противном случае оно мгновенно расплавится. Материала с подобными характеристиками не существует. В силу чисто оптических эффектов тепловой луч будет неизбежно рассеиваться, поэтому даже при идеально точном изготовлении аппарата и применении описанных в романе фантастических материалов (тугоплавкий "шамонит", из которого изготовлено малое зеркало гиперболоида, и полностью сгорающие термитные "свечи") луч гиперболоида мог бы быть эффективен на расстояниях не более нескольких десятков метров".

Время расставило точки над "i", и в 1969 году другой учёный ответил на эти научные нападки на прообраз лазера в романе Толстого: "Основным заключением, которое, как мне кажется, следует из такого анализа, является то, что человечество систематически ошибается вследствие недостатка воображения и способности предвидеть. Мы постоянно недооцениваем возможности науки и техники в будущем. Великолепно осведомленные специалисты по планированию — ученые, пытаясь ответственно оценить важность исследования и сталкиваясь при этом с тем, что пока ещё непонятно или неизвестно, слишком часто оказываются недальновидными в свои прогнозах. Элемент неожиданности — постоянная составная часть технического прогресса, и это как раз то, что невероятно трудно совместить с любым обычным принципом планирования".

Эти слова принадлежат члену Национальной академии наук США, иностранному члену Российской академии наук Чарльзу Харду Таунсу. В апреле 2014 года он признался журналистке Энни Джейкобсен, что на создание лазера его вдохновил прочитанный роман А.Н. Толстого (английский перевод — "The Garin Death Ray", публиковался в 1936 и 1955 годах).

Продолжение следует

Подготовила Марина Благодатская

Алексей Толстой - писатель, публицист и видный общественный деятель советского периода. Он известен своими историческими, социальными и психологическими романами. Но в нашей статье мы обратимся к научно-фантастическому жанру, а точнее, роману «Гиперболоид инженера Гарина». Краткое содержание этого произведение станет основной темой для нас.

О книге

Алексей Толстой завершил свое научно-фантастическое произведение в 1927 году. Роман «Гиперболоид инженера Гарина» (краткое содержание рассмотрим ниже) по замыслу автора делится на три части: авантюрную, героическую и утопическую.

Замысел написать подобное произведение возник у писателя в 1922 году, когда он впервые увидел конструкцию Позднее, уже работая над романом, Толстой изучил все новейшие теории молекулярной физики.

«Гиперболоид инженера Гарина»: краткое содержание

События романа разворачиваются в 192… году. На ленинградской давно заброшенной даче близ реки Крестовки находят зарезанного человека. На его теле сохранились следу пыток. Расследованием занимается Василий Витальевич Шельга, сотрудник уголовного розыска. В доме проводится обыск, и в подвале обнаруживается оборудование для проведения физико-химических опытов. Возникает предположение о том, что убитый - Петр Петрович Гарин, инженер.

С самых первых строк становится понятно, что в романе есть и детективные элементы. А классическую, для подобных произведений, интригу с обнаружением мертвого тела делает завязкой всего произведения Алексей Толстой («Гиперболоид инженера Гарина»).

Шельга случайно встречает живого Гарина, но принимает его за двойника. Сам инженер, поняв это, не рассказывает Василию правду, а выдает себя за Пьянкова-Питкевича. Мужчины договариваются о взаимопомощи в расследовании убийства. Шельга быстро догадывается о том, что был обманут. Но не успевает задержать Гарина - он уезжает в Париж.

Париж

В столицу Франции пребывает американский миллиардер Роллинг, который скупает химические заводы по всей Европе. Он, вместе со своей русской любовницей Зоей Монроз, уже давно интересуется изобретением Гарина. Именно они послали убийц за инженером в Ленинград.

Оказавшись в Париже, Гарин разыскивает своего сотрудника Виктора Ленуара. И уговаривает его загримироваться, став двойником инженера.

Для чего нужен гиперболоид

Показывает себя мастером остросюжетных произведений Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина» (краткое содержание иллюстрирует это) предстает не просто фантастически произведением, а умело закруженным детективным романом.

В Ленинград из Сибири добирается мальчик Ваня. У него на спине написано послание, адресованное Гарину ученым Николаем Манцевым. Этот человек отправился на Камчатку еще до революции, чтобы доказать теорию Гарина. Заключалась догадка в том, что под землей есть который содержит в себе все существующие металлы в расплавленном виде. Среди этих металлов и золото, которое было необходимо Гарину, чтоб властвовать в мире. Но чтобы добыть вожделенные драгоценности, необходим гиперболоид.

Но для создания гиперболоида нужна огромная шахта и крупная сумма денег, которые можно достать у Роллинга. Для этого Гарин, выдавая себя за Пьянкова-Питкевича, идет к миллиардеру. На встрече он предлагает сотрудничество от имени инженера Гарина. Но Роллинг не принимает предложение всерьез и выгоняет визитера.

Опасающийся за свою жизнь Гарин высылает Шельге телеграмму с просьбой приехать в Париж. Следователь выезжает, надеясь вызвать интерес ученого информацией, посланной Манцевым.

Неожиданные союзы

Понять остросюжетность произведения и накал событий может помочь даже очень краткое содержание. «Гиперболоид инженера Гарина» - роман, постоянно преподносящий сюрпризы читателю. Так, Зоя Монроз переходит на сторону Гарина после очередного неудачного покушения на ученого. Роллинг вновь нападает на Гарина, которому приходится вступить в открытую схватку. Итогом сражения становится полное поражение миллиардера, оказавшегося пленником на яхте «Аризона» у своей несостоявшейся жертвы.

На это же судно Гарин привозит Шельгу, с которым заключает временное перемирие. Оперативник втайне надеется вернуть изобретение ученного в Советский Союз.

Осуществление плана

Продолжают разворачиваться события романа «Гиперболоид инженера Гарина». Краткое содержание по главам описывает начало осуществления задумки Гарина.

Чтобы сделать Роллинга монополистом, Гарин взрывает с помощью гиперболоида все химические заводы в Германии. Экспедиция на Камчатку, отправленная ученым, находит стоянку Манцева. Исследователь гибнет, но все его документы сохранены и переданы Гарину.

На захваченном Зоей острове строится гиперболоид для бурения. Начинается которое Гарин продает за бесценок, вызывая финансовый кризис капиталистического мира.

В обмен на стабилизацию мировой экономики Гарин просит власти у влиятельнейших капиталистов, и получает ее. Зоя провозглашается королевой Золотого остова. Но долгожданное мировое господство не приносит Гарину радости, его охватывает скука.

Развязка

Приближается развязка романа «Гиперболоид инженера Гарина». Краткое содержание повествует о восстании рабочих, вспыхнувшем на Золотом острове, которое возглавляет Шельга. Гарин вновь меняется местами с очередным двойником, а сам отправляется на Золотой остров вернуть себе гиперболоид.

Он с Зоей отплывает на яхте «Аризона», но заветной цели они не достигают, а попадают в тайфун. Гарин и Монроз терпят кораблекрушение, и их выбрасывает на необитаемый остров. Проходят месяцы. Все это время любовники вынуждены ютиться в хижине из пальмовых листьев и есть рыбу. Во сне же к ним приходят чудесные воспоминания о той жизни, которую они потеряли.

85 лет роману А. Н. Толстого«Гиперболоид инженера Гарина»

Роман «Гиперболоид инженера Гарина » составил определённый этап в творчестве известного писателя Алексея Николаевича Толстого. Он полон социального смысла. Его конфликты порождены реальными противоречиями середины 20-х годов прошлого столетия. Помимо изображения советской действительности, часть действия романа происходит на Западе, который нарисован писателем как мир, в котором наука превращена в орудие антигуманистических и экспансионистских сил, стала средством порабощения людей. Восстание на Золотом острове под руководством Шельги должно перерасти в Мировую революцию: она принесёт человечеству справедливость и благополучие. Главный герой романа –Гарин – авантюрист, но в нём присутствует сила, инициатива, своеобразный артистизм и этим он привлекает читателя. Толстого всегда интересовала подобная личность, ещё в романе «Эмигранты » он раскрывает сущность авантюриста через монолог героя книги Хаджет Лаше: «Будь дерзким до конца, будь циником до конца…Шагай по человеческим трупам, грабёж и насилие возведи в систему, и ты – царь жизни. Может быть, я смахиваю иногда на сумасшедшего, не забывай – при всём прочем я ещё артист. Меня утомило однообразие человеческой глупости – у меня потребность в более острых ощущениях ». Масштаб деятельности такого героя – полагал Толстой – мог быть самым разным, но суть остаётся одной и той же – безраздельная отданность «игре» во имя корыстной цели. Масштаб гаринской авантюры грандиозен – захват власти над земным шаром. Именно эта цель движет его деятельностью, а следовательно, и сюжетом романа. Детективное действие оказывается лишь ответвлением главного – авантюрного: по законам детектива развёртываются поиски Гарина и попытки его обезвредить.

Научно-фантастическая линия романа тоже входит в орбиту главного сюжета. Гиперболоид уже построен, открытие природы «Оливинового пояса » свершилось до начала сюжетного действия, теперь научные открытия – средства осуществления авантюры Гарина, вернее, целой цепи его авантюр. Жанр определяет коренную специфику персонажей этого создания Толстого. «Лицо» имеет, да и то не всегда, лишь сам инициатор авантюр, все остальные персонажи – «маски», достаточно однозначные и неподвижные, своего рода человеческие эмблемы той самой функции, которую они исполняют в сюжете. В романе один характер –Гарин (Зоя Монроз – его женский двойник). «Маски» — и советский сыщик Шельга (именно такой герой шествовал в те годы из одного детективного романа в другой), и мистер Роллинг, точно сошедший с антиимпериалистического плаката тех лет, и роллинговы детективы Семёнов и Тыклинский, которые свободно могли бы быть «сдвоены», поскольку функциональная их роль одинакова, а различимы они лишь портретно, и опереточный капитан Янсен. Сюжетная состоятельность романа обеспечивается бесконечным «накатыванием» одной на другую авантюр, неудержимо исторгаемых умом и энергией Гарина. Его удары вызывают ответные действия врагов. Состоятельность авантюрного романа обеспечивается также цельностью – яркостью главного героя – героев. Зоя Монроз в полной мере соответствует канонам героини такого романа: красивая, умная, смелая, она не только подруга Гарина и его помощник, но и сама способна быть инициатором действия. К художественному воплощению образа Гарина можно предъявить ряд претензий. На первых страницах романа Гарин, безусловно, обаятелен, подчёркивается его гениальность и интеллектуальная мощь. Один из героев обращается к нему: «Вы страшно талантливы…блестящи…Вы страшно смелы. Ваш ум – аналитический, дерзкий, страшный». Правда, здесь звучит и иное: «Вы страшный человек. Вы жестоки, Пётр Петрович, как всякий крупный талант, вы недогадливы к людям». По ходу действия негативный акцент нарастает и в конце «низкие желания» почти совсем заслоняют «задатки гения». Выясняется, что Гарин украл свои идеи у Манцева (он похититель идей, а не их генератор).

Толстой дописывал роман, вставляя в него новые «куски» на протяжении 1927-1935 годов и по мере написания романа в нём нарастала разоблачительная тенденция. Повествование о приключениях Гарина постепенно приобретало некоторые признаки политического памфлета. Но эта тенденция со всей очевидностью обнаружилась лишь по появлении заключительной главы «Гарин-диктатор ». Гарин упивается властью диктатора, теряет всякую самобытность ради желания богатой толпы видеть его традиционным Повелителем мира. «В сенат диктатор вошёл, нагло ступая каблуками. Сев в золочёное кресло, проговорил металлическим голосом формулу открытия заседания. Брови его были сдвинуты, лицо выражало энергию и решимость…» . Все переделки – дописывание романа в 30-е годы прямо продолжали линию «Гарина-диктатора» — роман всё более приближался к антифашистскому памфлету. «В 1926 году я написал роман « Гиперболоид инженера Гарина », в котором угадывается будущий фашизм »,- заявил Толстой в годы войны.