Ибо вы куплены дорогою ценою. Купленные дорогой ценой - побеждая греховные желания

В 6 главе первого послания к Коринфянам Павел затрагивает серьёзную проблему. Пока мы живём в этом грешном мире, между людьми, даже и в церкви, будут существовать разногласия во мнениях. И не это проблема. Проблема заключается в том, чтобы находить верные решения и правильные методы в разрешении разногласий. И когда возникают разногласия, и во время их решений, и после их решений отношения друг ко другу должны быть доброжелательными.

Но в Коринфской церкви существовала серьёзная проблема в этом вопросе. Вместо того, чтобы с молитвой, сохраняя доброжелательные отношения друг ко другу, находить пути решения разногласий, а если это невозможно, обратиться к братьям в церкви, — они обращались в мирские суды. Такое решение вопросов противоречит учению Христа. (Матф.18:15-17.)

И, предположительно, ещё одна причина почему члены церкви не хотели решать вопросы в церкви. В церкви нужно было проявить смирение, а иногда и уступить, а это не очень хотелось делать. Хотелось добиться решения, приемлемого для себя.

Вторая серьёзная проблема. Суд проходил у нечестивых. Две составляющих этой проблемы:

  1. перед нечестивыми открывались определённые слабости членов церкви;
  2. суд у нечестивых очень редко был справедливым.

И ещё один интересный факт. Иудеи не позволяли, чтобы их спорные вопросы рассматривались в языческих судах. У них существовал закон, по которому все их разногласия должны представляться на рассмотрение компетентных людей одной с ними веры и национальности. Поэтому, христиане, представлявшие спорные дела в мирских судах на рассмотрение в языческие суды, этим показывали, что их доверие к церкви, к братьям ниже чем у иудеев.

Истинная причина почему в церкви возникают споры - гордость. Есть такие люди, в церкви, которые легко обижаются, когда никто не собирается их обижать. Такие люди проявляют чрезвычайную заинтересованность своими «правами». Фактической причиной их заботливого отношения к своим «правам» - является себялюбие.

Кающийся грешник отдаёт себя полностью в руки Христа. Он больше не стремится защищать самого себя, но постоянно занят тем, как лучше исполнить волю Божию.

Ввиду той роли, какую святые будут играть в суде над нечестивыми, неужели они не могут решить спорные вопросы между собой в духе мира. Неприятных отношений между членами церкви должно быть гораздо меньше чем у нечестивых. И, если возникают какие-то неприятности, верующие, руководимые Духом Святым, знают, как поступать в таких ситуациях.

Коринфяне хвалились своим развитием и мудростью, и ставили себя выше окружающих людей. Если бы это было так, тогда несомненно они могли найти такого человека в церкви, который мог бы справедливым образом решить все спорные вопросы между братьями. Но такового не оказывалось и в этом ирония Павла по этому вопросу.

Сам факт, что братья, которые в ссоре друг с другом доходили до такой вражды, что не могли примириться, уже был позорным сам по себе.

Имея тяжбы между собой, христиане показывают тем самым, что они утратили взаимную снисходительность, терпение и любовь, которые являются движущей силой в сердцах истинных последователей Господних.

Основной тон христианского учения показывает нам, членам церкви, что для нас было бы гораздо лучше терпеливо и спокойно переносить обиду, оскорбление, ущерб от нашего брата или сестры, чем искать удовлетворение через суды. Господь учит Своих детей переносит все обиды безропотно и терпеливо. (Пр.20:22; Рим.12:17, 19-21; 1Фес.5:15.)

Ещё одна проблема, которая усугубляла положение дел в церкви. Братья поступали нечестно в деловых отношениях и разоряли друг друга. Если член церкви допускает жестокие и несправедливые поступки в отношении своего брата или сестры, значит он потерял любовь к Богу и своим собратьям.

Неправедные, старающиеся нажиться за счёт своих братьев, Царства Божьего не наследуют. Их изворотливый, жадный эгоистичный характер не соответствует той бескорыстной, кроткой любви, которая отличает обитателей рая.

Неправедные, которые так жаждут приобрести материальные богатства, что нисколько не боятся опозорить церковь, судясь со своими братьями в светских судах, имеют в отношении себя приговор, что так поступая, они лишаются вечного наследия, которое намного ценнее всех земных богатств.

Грех ослепляет грешников настолько, что они даже не подозревают, что делают злое, а если и подозревают, то их чувства обыкновенно так притуплены, что они не видят надвигающейся опасности. В тексте 1Кор.6:9-10. Павел перечисляет определённые грехи, которые для некоторых людей вовсе не являются грехами, по их мнению.

Идолослужители. Идолослужение здесь уподобляется другим чувственным грехам. У язычников безнравственность обычно связана с идолопоклонством.

Малакии - «чувствительная натура», «чувственный», «страстный». Когда речь идёт о чувственных пороках, как например в 9-ом тексте, то это слово обозначает гомосексуалистов, в особенности тех, которые отдаются для низменных целей.

Мужеложники - то же, что и гомосексуалисты.

Перечень грехов, который приводится в 9-10 текстах, включает в себя большинство обычных грехов плоти. Если человек настойчиво продолжает лелеять в себе упомянутые злые наклонности, то он будет исключён из царствия Божьего, кто в своей жизни рабски следует грехам плоти, тот не только лишает себя возможности быть участником славного наследия святых, но и передаёт своему наследству пороки духовные и физические.

До своего обращения многие коринфяне принимали участие в упоминаемых здесь грехах. Но через веру во Христа и Его пролитую Кровь, приняв крещение, они «омылись» от греха. Крещение есть внешний знак или признание, или подтверждение внутренней перемены, связанной с удалением греха, которая совершилась в раскаявшемся грешнике. Омытие, упоминаемое в данном тексте, есть ничто иное как чудо возрождения, совершившееся в том, чьи грехи забыты и омыты Кровью Христа.

Текст 12-ый это явно общеизвестное выражение, вошедшее в поговорку.

Вопрос пищи один из актуальных вопросов во все времена. Бог при создании наделил человека аппетитом и пищей для его удовлетворения. Тем не менее, христианину не позволено вкушать всё, что пожелает его аппетит, не взирая на количество и качество. Он обязан понимать, что куплен дорогой ценой, и поэтому его долг содержать своё тело в наилучшем состоянии.

Человек не принадлежит самому себе; он не имеет права использовать свои способности в угоду своим желаниям и вожделениям невозрождённого тела. Он собственность Божья через творение и искупление. Интеллектуально, физически, духовно человек должен жить так, как указывает Бог, во славу Его Имени, а не ради удовлетворения своих плотских желаний. Обращённый человек по истине - добровольный служитель Иисуса Христа, проводящий свою жизнь в угоду своему Господу.

Пастор Сергей Столяренко

Комментарии к главе 6

ВВЕДЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
ВЕЛИЧИЕ КОРИНФА

Уже один взгляд на карту показывает, что Коринфу было уготовано важное место. Южная Греция представляет собой почти остров. На западе Коринфский залив глубоко вдается в сушу, а на востоке граничит с Сардоническим заливом. И вот, на этом узком перешейке, между двумя заливами, стоит город Коринф. Такое положение города неизбежно привело к тому, что Коринф стал одним из величайших торговых и коммерческих центров античного мира. Все пути сообщения из Афин и северной Греции в Спарту и на Пелопоннесский полуостров проходили через Коринф.

Через Коринф проходили не только пути сообщения между южной и северной Грецией, но большая часть торговых путей из западного Средиземноморья в восточное. Крайняя южная точка Греции была известна под названием мыс Малеа (ныне мыс Матапан). Это был опасный мыс, и "обойти вокруг мыса Малеа" звучало в те времена так же, как звучало позднее "обойти вокруг мыса Горн". У греков было две поговорки, ясно показывающие их мнение об этом: "Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, забудет свой дом", и "Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, сначала составит свое завещание".

Вследствие этого моряки выбирали один из двух путей. Они поднимались по Сардоническому заливу и, если их суда были достаточно малы, перетаскивали их волоком через перешеек и потом спускали их в Коринфский залив. Перешеек назывался Диолкос - место, через которое волокут. Если же судно было слишком большим, то груз выгружали, переносили носильщиками через перешеек на другое судно, стоящее по другую сторону перешейка. Эти семь километров через перешеек, где теперь проходит Коринфский канал, сокращали путь на 325 км, и избавляли от опасностей путешествия вокруг мыса Малеа.

Понятно, каким крупным коммерческим центром являлся Коринф. Сообщение между южной и северной Грецией проходило через него. Сообщение же между восточным и западным Средиземноморьем, еще более интенсивное, чаще всего осуществлялось через перешеек. Вокруг Коринфа находились еще три города: Лехэуле - у западного побережья, Кенхрея - на восточном побережье и Скоэнус - на небольшом расстоянии от Коринфа. Фаррар пишет так: "Предметы роскоши вскоре появились на рынках, которые посещали все народы цивилизованного мира - арабский бальзам, финикийские финики, слоновая кость из Ливии, вавилонские ковры, козий пух из Киликии, шерсть из Лаконии, рабы из Фригии".

Коринф, по выражению Фаррара, был ярмаркой тщеславия античного мира. Люди называли его Греческим мостом, его называли также Злачным местом Греции. Кто-то однажды сказал, что если человек простоит довольно долгое время на Пикадилли в Лондоне, то он может, в конце концов, увидеть каждого жителя страны. Коринф был Пикадилли Средиземноморья. В дополнение к этому там проводились также и Истмийские игры, которые уступали по своей известности лишь Олимпийским. Коринф был богатым многолюдным городом, одним из крупнейших торговых центров древнего мира.

ПОРОЧНОСТЬ КОРИНФА

Коринф получил всеобщую известность благодаря своему торговому процветанию, но он стал также и олицетворением безнравственной жизни. Само слово "коринфовать", то есть жить по-коринфски, вошло в греческий язык и означало вести пьяную и развратную жизнь. Это слово вошло и в английский язык, и во времена регенства коринфянами звали молодых людей, ведших разгульный и безрассудный образ жизни. Греческий писатель Элиан говорит, что, если когда-либо на сцене в греческой драме появлялся коринфянин, то он обязательно был пьяным. Само название Коринф было синонимом разгула. Город был источником зла, известным во всем цивилизованном мире. Над перешейком возвышался холм Акрополь, а на нем стоял большой храм богини Афродиты. При храме жила тысяча жриц богини Афродиты, жриц любви, священных проституток, которые спускались по вечерам с Акрополя и предлагали себя каждому за деньги на улицах Коринфа, пока у греков не возникла новая поговорка: "Не каждый мужчина может позволить себе поехать в Коринф". Помимо этих грубых грехов в Коринфе процветали еще более утонченные пороки, которые привезли с собой купцы и моряки со всех концов известного в то время мира. И поэтому Коринф стал не только синонимом богатства и роскоши, пьянства и невоздержанности, но и синонимом мерзости и разврата.

ИСТОРИЯ КОРИНФА

История Коринфа делится на два периода. Коринф - древний город. Фукидид, древнегреческий историк, утверждает, что первые триремы, боевые греческие корабли, были построены в Коринфе. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго . Но в 235 году до Р. Х. Коринф постигла трагедия. Рим был занят завоеванием мира. Когда римляне пытались покорить Грецию, Коринф возглавлял сопротивление. Но греки не могли выстоять против дисциплинированного и хорошо организованного римского войска, и в том же году генерал Луций Мумий захватил Коринф и превратил его в груду развалин.

Но место, с таким географическим положением не могло вечно пустовать. Почти ровно через сто лет после разрушения Коринфа, в 35 году до Р. Х., Юлий Цезарь восстановил его из руин, и Коринф стал римской колонией. Более того, он стал столицей, центром римской провинции Ахаиа, в которую входила почти вся Греция.

Во времена апостола Павла население Коринфа было очень пестрым.

1) В нем жили ветераны римской армии, которых поселил здесь Юлий Цезарь. Отслужив свой срок, солдат получал римское гражданство, после чего его посылали в какой-то новый город, давали ему земельный надел, с тем, чтобы он поселился там. Такие римские колонии устраивали во всем мире, и основной костяк населения в них составляли ветераны регулярной римской армии, получившие за свою верную службу римское гражданство.

2) Как только Коринф возродился вновь, в город вернулись купцы, поскольку его отличное географическое положение давало ему существенные преимущества.

3) Среди населения Коринфа было много иудеев. Во вновь построенном городе открывались прекрасные коммерческие перспективы, и они стремились воспользоваться ими.

4) Жили там и небольшие группы финикийцев, фригийцев и народов с востока, со странными и историческими манерами. Фаррар говорит об этом так: "Это смешанное и разнородное население, состоящее из греческих авантюристов и римских горожан, с разлагающей примесью финикийцев. Там жила масса иудеев, отставных солдат, философов, купцов, моряков, вольноотпущенников, рабов, ремесленников, торговцев, маклеров". Он характеризует Коринф как колонию без аристократии, традиций и авторитетных граждан.

И вот, зная, что прошлое Коринфа и само его название были синонимами богатства и роскоши, пьянства, разврата и порока, прочтем 1 Кор. 6,9-10:

"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют".

В этом рассаднике порока, в самом, казалось бы, для этого малопригодном городе во всей Греции, совершил Павел одно из своих величайших деяний, и в нем была одержана одна из величайших побед христианства.

ПАВЕЛ В КОРИНФЕ

Не считая Ефеса, Павел оставался в Коринфе дольше, чем в каком-либо другом городе. С опасностью для жизни покинул он Македонию и перебрался в Афины. Здесь многого он не достиг, и потому пошел дальше в Коринф, где и оставался в течение восемнадцати месяцев. Нам станет ясней, как мало мы знаем о его работе, когда узнаем, что все события об этих восемнадцати месяцах сведены в 17 стихов (Деян. 18,1-17).

По прибытии в Коринф Павел поселился у Акилы и Прискиллы. С большим успехом проповедовал он в синагоге. После прибытия Тимофея и Силы из Македонии Павел удвоил свои усилия, но иудеи были столь враждебны и непримиримы, что ему пришлось уйти из синагоги. Он переселился к Иусту, жившему по соседству с синагогой. Самым известным из обращенных им в веру Христову был Крисп, начальник синагоги; а среди народа проповеди Павла тоже имели большой успех.

В 52 году в Коринф прибыл новый губернатор, римлянин Галлион, известный своим обаянием и благородством. Иудеи попытались воспользоваться его неосведомленностью и добротой и привели к нему на суд Павла, обвиняя его в том, "что он учит людей чтить Бога не по закону". Но Галлион, сообразуясь с беспристрастностью римского правосудия, отказался разбирать их обвинение и не принял никаких мер. Поэтому Павел смог завершить здесь свое дело и потом отправился в Сирию.

ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ

Находясь в Ефесе, Павел узнал в 55 году, что в Коринфе не все благополучно, и потому написал тамошней церковной общине. Вполне вероятно, что коринфская переписка Павла, которой мы располагаем, является неполной и что компоновка ее нарушена. Надобно помнить, что лишь в 90 году, или около этого письма и послания Павла были впервые собраны. Кажется, они имелись в различных церковных общинах лишь на кусках папируса и, поэтому, было трудно их собирать. Когда собирали послания к Коринфянам, их, по-видимому, нашли не все, собрали не полностью и расположили их не в первоначальной последовательности. Попытаемся представить себе, как это все происходило.

1) Имелось письмо, написанное до Первого послания Коринфянам. В 1 Кор. 5,9 Павел пишет: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками". Очевидно, что это указание на ранее написанное письмо. Некоторые ученые полагают, что это письмо бесследно утеряно. Другие считают, что оно содержится во 2 Кор. 6,14-7,1. И действительно, этот отрывок перекликается с вышеупомянутой темой. В контексте же Второго послания к Коринфянам этот отрывок как-то не читается. Если же перейдем непосредственно от 2 Кор. 6,13 ко 2 Кор. 7,2, то увидим, что смысл и связь отлично сохраняются. Ученые называют этот отрывок "Предыдущим посланием". Первоначально, в посланиях не было деления на главы и стихи. Деление на главы было предпринято не ранее тринадцатого столетия, деление же на стихи не ранее шестнадцатого. Поэтому упорядочение собранных писем представляло большие трудности.

2) Различные источники сообщали Павлу о том, что в Коринфе не все ладно. а) Такие сведения доходили от домашних Хлоиных (1 Кор. 1,11). Они сообщали о ссорах, раздирающих церковную общину. б) Новости эти дошли до Павла и с прибытием в Ефес Стефана, Фортуната и Ахаика (1 Кор. 16,17). Которые личными контактами дополняли настоящее положение дел. в) Сведения эти пришли с письмом, в котором коринфская община просила Павла дать указания по различным вопросам. 1 Кор. 7,1 начинается словами "О чем вы писали ко мне..." В ответ на все эти сообщения Павел написал Первое послание к Коринфянам и отправил его к коринфской церкви с Тимофеем (1 Кор. 4,17).

3) Это послание вызвало, однако, дальнейшее ухудшение отношений между членами церкви, и, хотя у нас нет об этом письменных сведений, мы можем заключить, что Павел лично посетил Коринф. Во 2 Кор. 12,14 мы читаем: "И вот в третий раз я готов идти к вам". Во 2 Кор. 13,1,2 он снова пишет им, что придет к ним в третий раз. Ну, а если было третье посещение, то должно было быть и второе. Мы же знаем лишь об одном, изложенном в Деян. 18,1-17. У нас нет никаких сведений о втором посещении Павлом Коринфа, но ведь он находился от Ефеса всего в двух-трех днях плавания на корабле.

4) Это посещение ни к чему хорошему не привело. Дела лишь обострились и, в конечном счете, Павел написал строгое послание. О нем мы узнаем из некоторых отрывков Второго послания к Коринфянам. В 2 Кор. 2,4 Павел пишет: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами..." В 2 Кор. 7,8 он пишет: "Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время". Это письмо, как результат душевных страданий, было столь суровым, что он опечалился, послав его.

Ученые называют это послание Строгим посланием. Имеем ли мы его? Очевидно, что это не Первое послание к Коринфянам, потому что оно не душераздирающее и не мучительное. Очевидно также, что во время составления этого послания положение не было безнадежным. Если же мы перечтем теперь Второе послание к Коринфянам, то столкнемся со странным обстоятельством. Из глав 1-9 видно полное примирение, но с 10-ой главы происходит резкий перелом. Главы 10-13 содержат самое душераздирающее, что Павел когда-либо писал. Они ясно показывают, что ему причинили острую боль, что он был оскорблен как никогда ни до, ни после этого. Нападкам и критике подвергаются его внешность, его речь, его апостольство, его честь.

Большинство ученых полагают, что главы 10-13 - и есть Строгое послание, и, что при составлении собрания посланий Павла, оно попало не на свое место. Если мы хотим иметь точное представление о переписке Павла с Коринфской церковью, нам надо читать сначала главы 10-13 Второго послания, а главы 1-9 после них. Мы знаем, что Строгое послание Павел переслал в Коринф с Титом (2 Кор. 2, 13; 7,13).

5) Павла волновало все, что было связано с этим посланием. Он не мог дождаться, когда Тит вернется с ответом, и отправился встретить его (2 Кор. 2,13; 7,5.13). Он встретил его где-то в Македонии и узнал, что все обошлось хорошо и, возможно, в Филиппах, он написал Второе послание к Коринфянам, главы 1-9, - письмо примирения.

Сталкер говорил, что послания Павла снимают покрывало неизвестности с раннехристианских общин, сообщая нам, что происходит внутри их. Лучше всего это высказывание характеризует послания к Коринфянам. Здесь мы видим, что значили для Павла слова "забота о всех церквах". Мы видим здесь и сокрушенное сердце и радости. Мы видим Павла, пастыря своей паствы, принимающего близко к сердцу ее заботы и печали.

ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ

Прежде чем приступить к детальному разбору посланий, составим хронологию переписки с Коринфской общиной.

1) Предшествовавшее послание, которое, может быть, составляет 2 Кор. 6,4-7,1.

2) Прибытие домочадцев Хлоиных, Стефана, Фортуната и Ахаика и получение Павлом послания Коринфской церкви.

3) В ответ на все это написано Первое послание Коринфянам и отправлено с Тимофеем в Коринф.

4) Положение ухудшается еще больше, и Павел лично посещает Коринф. Это посещение оказывается неудачным. Оно тяжело сокрушило его сердце.

5) В результате этого Павел пишет Строгое послание, которое, вероятно. составляет главы 10-13 Второго послания к Коринфянам, и было переслано с Титом.

6) Не в состоянии вынести ожидания ответа, Павел отправляется в путь, чтобы встретить Тита. Он встречает его в Македонии, узнает, что все образовалось и, возможно, в Филиппах пишет главы 1-9 Второго послания к Коринфянам: Послание примирения.

В первых четырех главах Первого послания к Коринфянам рассматривается вопрос о расхождениях в Божьей церкви в Коринфе. Вместо того чтобы быть единой во Христе, она была расколота на секты и партии, отождествляющие себя с различными христианскими руководителями и учителями. Именно учение Павла вызвало этот раскол, ввиду того, что Коринфяне слишком много думали о мудрости и знании человеческом и слишком мало о чистом милосердии Божием. В действительности же, несмотря на всю их, якобы, мудрость, они еще находились в незрелом состоянии. Они думали, что они мудрые, но, в сущности, они были не лучше детей.

ГЛУПОСТЬ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ (1 Кор. 6,1-8)

Теперь Павел разбирает проблему, которая относится к эллинам. Иудеи обычно не ходили в публичный суд судиться; вопрос решался старейшинами деревни или старейшинами синагоги; в их понимании справедливость была скорее делом, требующим семейного разрешения, нежели судебного. В действительности, иудейский закон вообще запрещал иудеям обращаться с тяжбой в неиудейский суд; такой поступок рассматривался как богохульство и нарушение священного закона Божия. У эллинов же дело обстояло совершенно иначе: они были специфически привержены к судебным разбирательствам. Суды были для них одновременно и одним из основных развлечений.

Изучая детали афинского законодательства, мы видим, какую большую роль суды играли в жизни каждого афинского гражданина, а ситуация в Коринфе мало чем отличалась от Афин. В Афинах возникший спор сначала пытались разрешить в частном третейском суде - арбитраже. В этом случае каждая сторона выбирала по одному арбитру, а третьего выбирали по согласию обеих сторон. Он должен был быть беспристрастным судьей. Если арбитраж не мог решить спор, дело переходило в суд под названием сорок. Суд сорока передавал дело на рассмотрение общественного арбитража, а в качестве общественных арбитров выступали все афиняне в возрасте старше шестидесяти лет; любой из них, выбранный в качестве арбитра, был обязан выступать, нравилось ему это или нет, под страхом наказания - лишения избирательного права. Если же дело не могло быть решено и в этой инстанции, оно передавалось в суд присяжных, состоявший из двухсот одного человека и рассматривал споры и претензии на сумму, эквивалентную 50 фунтам стерлингов и менее. Суд же четырехсот одного человека рассматривал споры и претензии на сумму свыше 50 фунтов стерлингов. Конечно, бывали и другие присяжные суды с числом присяжных от одной тысячи до шести тысяч афинских граждан в возрасте от тридцати лет. Они получали плату за свою службу. Граждане Афин, имевшие право выступать в качестве присяжных, собирались утром, и жребий решал, кто будет сидеть в суде при слушании дела.

Очевидно, в греческих городах каждый гражданин был в той или иной степени юристом и проводил большую часть своего времени, сидя в суде в качестве слушателя, либо решая спор. Греки были известны своей страстью ходить по судам. Поэтому естественно, что некоторые греки ввели судебные разбирательства в церковь, чем явно шокировали Павла. Его иудейское прошлое и воспитание вызвали в нем бурный протест против такой практики, а его христианские принципы укрепили его в этом мнении. "Как, - спрашивал он, - смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых?"

Еще более поражало Павла во всем этом то, что в будущем Мессия будет судить народы, а святые примут участие в суде. В Премудрости Соломона 3,8 сказано: "Они будут судить племена и владычествовать над народами". В Книге Еноха 108,12 сказано: "Я вознесу тех, кто любил Мое Имя, облаченное ярким светом, и Я посажу каждого на его трон чести". Поэтому Павел спрашивает: "Если вы собираетесь когда-нибудь судить мир, если даже ангелы, высшие создания, будут подвержены вашему суду, как можете вы, во имя всего этого, отдавать ваши дела на суд людей, и притом язычников?

Если уж вы должны делать это, - говорит он, - делайте это внутри церкви, а оставляйте суд людям, о которых вы невысокого мнения, потому что никто, кому предназначено судить мир, не возьмется за решение мелких будничных склок".

И вдруг Павел переходит к великому и чрезвычайно важному принципу. Вообще ходить в суд, а особенно судиться с братом во Христе, значит пасть намного ниже норм, установленных христианством. Задолго до этого Платон сказал, что благочестивый человек предпочтет страдать несправедливо, нежели поступать несправедливо. Если в сердце христианина обитает хотя бы тень Христа, то он скорее перенесет оскорбление, утрату и причиненный ему вред, нежели сделает попытку обернуть все это против другого. Тем более, если этот другой - его брат во Христе. Месть - вообще не христианское дело. Деловые отношения христианина определяются не желанием получить вознаграждение. Он не прибегает к судебным нормам для достижения справедливости, а руководствуется духом любви, который напоминает ему, чтобы он жил в мире с братьями во Христе, и не позволит ему пасть столь низко, чтобы пойти с тяжбой в суд.

И ТАКИМИ БЫЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВАС (1 Кор. 6,9-11)

Павел приводит ужасный список грехов, представляющий собой мрачный комментарий к той распутной и развратной цивилизации, в которой вырастала Коринфская церковь. О некоторых грехах вообще говорить неприятно, но нам необходимо рассмотреть их, чтобы увидеть, в каком окружении возникала и развивалась раннехристианская церковь, и чтобы убедиться в том, что человеческая природа не очень-то изменилась с тех пор.

Среди них блудники и прелюбодеи. Мы уже видели, что половая аморальность являлась нормой языческой жизни, а добродетель целомудрие и девственность были им почти неизвестны. Особенно непристойно слово блудники, означающее проституирующих мужчин. В развращенной атмосфере Коринфа, очевидно, было трудно быть христианином.

Были среди них идолопоклонники. Самым большим зданием Коринфа был храм Афродиты, богини любви, в котором идолослужение и аморальность процветали, шествуя рука об руку. Идолослужение представляет собой печальный пример того, что происходит, когда мы пытаемся упростить религию. Ведь идол первоначально не был богом, а лишь символом бога. Его функция состояла в том, чтобы упростить поклонение богу путем создания материального предмета, в который он воплощался. Но очень скоро люди стали поклоняться не богу, стоявшему за идолом, а самому идолу. В этом заключается одна из постоянных опасностей, что люди начинают поклонятся символу, а не стоящей за ним реальности.

Там были малакии. Слово малакос означает мягкого, изнеженного, женоподобного человека, утратившего мужественность и живущего ради наслаждения тайными пороками. Можно сказать, что он погряз в роскоши и потерял всякую способность противиться пороку наслаждения. Одиссей и его моряки, прибыв на остров Цирцей, вышли на берег, где росли цветы лотоса. Человек, съевший такой цветок лотоса, забывал свой дом и своих любимых, и желал жить вечно там, где "был вечный полдень". У него больше не было тех здоровых радостей, которые человек получает "взбираясь на громоздящиеся друг на друга волны". Малакия - сластолюбец, стремящийся к жизни, где всегда полдень.

Там были воры, бич античного мира. Было очень просто обкрадывать дома, ибо они были плохо защищены. Воры и грабители чаще всего нападали на бани и на спортивные залы, где они крали одежду купающихся или занимающихся спортивными упражнениями. Часто также крали рабов, обладавших особыми ценными качествами. Законодательство показывает нам, насколько сложной была эта проблема. Смертью карались три вида краж: 1) Кражи, ценностью свыше 50 драхм; 2) кражи из бань и спортивных залов, ценностью в 10 драхм; 3) ночные кражи. Христиане жили среди этого воровского населения.

Там были пьяницы. Павел употребляет слово мефос, означающее безудержное пьянство. Ведь в древней Элладе даже маленькие дети пили вино. Завтрак у эллинов назывался акратисма и состоял из смоченного в вине хлеба. Широкое употребление вина было вызвано, кроме того, плохим водоснабжением. Но греки были трезвым народом, потому что их напиток состоял на три части из вина и на две части из воды. Но в богатом и роскошном Коринфе необузданное питие вина стало нормой.

Там были хищники и грабители. Оба эти слова интересны: для передачи понятия хищники Павел употребляет слово плеонектес, что означает по определению эллинов, "дух, постоянно стремящийся подчинять себе все больше и больше, хватающий и то, на что он не имеет права". Это агрессивное приобретательство. Это не дух скряжничества, ибо хищник стремится приобрести с тем, чтобы тратить так, чтобы жить в еще большей роскоши и удовольствии. Хищника вовсе не волнует, у кого он отнял, лишь бы приобрести. Слово грабители - хапракс, означает захватывать. Интересно отметить, что это слово употребляется по отношению к особому виду волков, а также к абордажным крюкам, посредством которых захватывали борта кораблей во время битвы. Это дух захватчика, применяющего зверскую жестокость. Самый противоестественный грех упомянут в завершении. Грех мужеложства пронизал Грецию, как раковую опухоль, а из Греции захватил и Рим. Нам трудно представить, сколь распространен был этот грех в античном мире. Даже такой великий человек как Сократ был гомосексуалистом. Известно, что диалог Платона (Симпозиум) одно из величайших в мире произведений о любви, посвящен не естественной, а противоестественной любви. Четырнадцать из первых пятнадцати римских императоров предавались этому пороку. Когда Павел писал это послание, в Риме правил император Нерон, который взял себе мальчика по имени Спор и кастрировал его, потом он женился на нем с соблюдением всей брачной церемонии, привез его в свадебной процессии в свой дворец и жил с ним как с женой. В своей безудержной порочности Нерон вышел замуж за другого мужчину по имени Пифагор, и называл его своим мужем. Когда император Нерон был устранен и на престол взошел Оттон, он первым делом взял Спора в свое владение. Позже имя императора Адриана связывали с юношей из Вифинии по имени Антиноус. Он жил с ним неразлучно. После его смерти император Адриан воздал ему божественные почести, украсил мир его статуями, и назвал его именем звезду. Так он увековечил этот грех. В этом пороке мир во времена раннехристианской церкви потерял всякое чувство стыда. Несомненно, этот порок был одной из важнейших причин вырождения и окончательного упадка этой цивилизации.

Приводя этот ужасный список естественных и противоестественных пороков, Павел торжествующе восклицает: "и такими были некоторые из вас". О христианстве можно судить по его силе. Христианство могло превратить в людей отбросы человечества. Оно могло сделать детьми Божьими людей, прежде потерявших всякое чувство стыда. В Коринфе, как и во всем мире, имелись люди - живые свидетели силы Христа. Власть Господня сильна, как и прежде. Никто не может сам изменить себя, лишь Христос в силах изменить его. Между языческой и христианской литературой того времени видно поразительнейшее отличие. Сенека, современник Павла, взывает, что люди жаждут "опустившейся руки, которая подняла бы их". "Люди, - пишет он, - в высшей степени сознают свою слабость и неспособность совладать с самыми насущными проблемами". "Люди любят свои пороки, - говорит он в отчаянии, - и одновременно ненавидят их". Он сам называл себя хомо нон голерабилис, то есть невыносимым человеком. И в этот мир, сознавший свой неизбежный упадок, который уже ничто не могло остановить, вошла сияющая сила христианской религии, обладавшая победоносной способностью обновлять все.

КУПЛЕНЫ ДОРОГОЮ ЦЕНОЮ (1 Кор. 6,12-20)

Павел приступает к решению целого ряда проблем, и заканчивает боевым кличем: "Прославляйте Бога и в телах ваших".

Эллины всегда несколько свысока относились к телу. У них была поговорка: "Тело - могила". Эпиктет говорил: "Моя бедная душа скована телом". Важной считалась душа, дух человека; тело же греки считали несущественным элементом. Из этого устанавливался один из двух взглядов: У одних он выражался как суровый аскетизм, который делал все для подавления и унижения всех физических желаний и инстинктов. Другие же - ив Коринфе господствовала эта вторая точка зрения, - сводили все к тому, что, если тело не представляет никакой ценности и важности, с ним можно делать все, что заблагорассудится, можно удовлетворять все его желания. Еще больше эту картину осложнила теория христианской свободы, которую проповедовал апостол Павел. Ведь если христианин самый свободный из всех людей, то разве он не может делать все, что ему угодно, особенно же со своим телом, не обладающим никакой ценностью?

Поэтому коринфяне рассуждали, как им казалось, очень умно и обоснованно: пусть тело живет по своему усмотрению. Но для чего же оно предназначено? Желудок предназначен для переваривания пищи, а пища - для желудка. Пища и желудок естественно и неизбежно предназначены друг для друга. Точно так же тело предназначено для удовлетворения инстинктов, то есть для свершения полового акта, а половой акт предназначен для тела. Так что пусть желания поступают, как им предназначено по их усмотрению.

Ответ Павла ясен: желудок и пища - вещи преходящие. Придет день, когда и чрево, и пища уйдут в небытие. Но тело человеческое, человек, личность, как целое, не уйдет в небытие. Человек создан для единства с Христом в этом мире и для еще более тесного единства в потустороннем. Что произойдет, если человек совершит грех блуда? Он отдаст свое тело блуднице, ибо в Писании сказано: "два будут одна плоть" (Быт. 2,24). Это значит, что тело, в действительности принадлежащее Христу, отдано кому-то другому.

Заметим, что Павел пишет не систематический труд, а проповедует, умоляет с горящим сердцем, используя каждый подходящий аргумент. Он говорит, что из всех грехов блуд - самый ужасный грех, поражающий человеческое тело и унижающий его. В сущности, пьянство может сделать то же самое. Но Павел пишет не контрольную работу по логике, а чтобы спасти души и тела коринфян. Поэтому он утверждает, что все иные грехи являются внешними по отношению к телу, а этим грехом человек грешит против своего собственного тела, предназначенного для соединения с Христом.

Потом Павел взывает: именно потому, что Дух Божий живет в нас, мы стали храмом Божиим, и поэтому само тело наше священно. Это тем более, потому что Христос умер не для того, чтобы спасти какую-то долю человека, а его всего, тело и душу. Христос умер, чтобы дать человеку искупленную душу и очищенное тело. Поэтому тело человека не принадлежит ему самому, и он не может делать с ним, что ему угодно; оно принадлежит Христу, и посему человеку нужно употреблять свое тело не для удовлетворения собственной похоти, а во славу Христа. В этом две важные мысли:

1) Павел настаивает на том, что, хотя христианин свободен делать все, он не позволит чему-то поработить себя. Суть христианской веры не столько в том, что она освобождает человека от греха, а что она дает ему свободу не грешить. Ведь так просто позволить привычкам завладеть нами, но христианская вера дает нам силу справляться с ними. Когда человек действительно обратился, он перестает быть рабом тела, и становится его хозяином. Человек часто говорит: "Что хочу, то и сделаю", подразумевая, что он будет предаваться своим привычкам или страстям, овладевшим им. Лишь когда человек обретет силу Христа, он может сказать: "Я сделаю, что захочу", а не "я удовлетворю те желания, которые владеют мной".

2) Павел заявляет, что мы не принадлежим самим себе. В этом мире нет человека, который бы сотворил самого себя.

Христианин думает не о своих правах, а о своем долге. Он никогда не может делать то, что он хочет, потому что принадлежит не себе; он всегда будет делать то, что хочет Христос, потому что Христос купил его ценой Своей жизни.

Главы 7-15 к Коринфянам посвящены ряду проблем, о которых Павлу писала Коринфская церковь, спрашивая его совета. Этот раздел Павел начинает фразой: "О чем вы писали ко мне, то..." На современном языке это звучало бы так: "ссылаясь на ваше письмо..." Мы рассмотрим каждую проблему в отдельности, когда подойдем к ней. В главе 7 рассматриваются вопросы о браке. Вот краткий перечень вопросов, интересовавших Коринфскую церковь, на которые Павел ответил.

Стихи 1 и 2: совет тем, кто думал, что христиане вообще не должны вступать в брак. Стихи 3-7: совет тем, кто настаивает на том, что даже находящиеся в браке должны воздерживаться друг от друга. Стихи 8 и 9: совет неженатым и вдовам. Стихи 10 и 11: совет тем, кто считает, что состоящие в браке должны развестись. Стихи 12-17: совет тем, кто думает, что, если один из супругов христианин, а другой язычник, то этот брак следует расторгнуть. Стихи 18-24: советы ведения христианской жизни, независимо от того, в каком состоянии христианин находится. Стихи 25 и 36-38: советы относительно девственниц. Стихи 26-35: призыв к тому, чтобы ничто не мешало христианам сосредотачиваться в их служении Христу, потому что времени осталось мало, и Он вскоре вновь придет. Стихи 38-40: советы желающим сочетаться браком вновь.

Эту главу следует изучать основательно по двум причинам:

1) Павел писал в Коринф, бывший самым аморальным городом тогдашнего мира. Живя в таком окружении, лучше было придерживаться более строгих, нежели более свободных правил.

2) В каждом ответе, доминирует убеждение, что Второе пришествие Христа должно произойти в ближайшее время. Хотя это ожидание не сбылось, Павел был убежден в том, что он дает советы лишь временного характера. Если бы он знал, что он дает советы на длительное время, они, несомненно, звучали бы иначе. Давайте рассмотрим главу подробно.

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»

Комментарии к главе 6

Фрагмент церковной истории, подобного которому нет. Вайзекер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Первое послание к Коринфянам - это "книга проблем" в том смысле, что Павел рассматривает в нем проблемы ("Что же касается..."), которые стояли перед общиной в порочном городе Коринфе. В этом качестве книга особенно нужна сегодняшним церквам, раздираемым проблемами. Разделение, поклонение руководителям, как героям, безнравственность, споры о законе, проблемы брака, сомнительная практика и предписания о духовных дарах - все это здесь рассматривается. Однако было бы неверно думать, что вся книга посвящена проблемам! В этом же Послании есть самое прекрасное произведение о любви не только в Библии, но и во всей мировой литературе (гл. 13); замечательное учение о воскресении - и Христовом, и нашем (гл. 15); поучения о причастии (гл. 11); заповедь принимать участие в материальных пожертвованиях. Без этого Послания мы были бы намного беднее. Это сокровищница практического христианского учения.

Все ученые согласны, что названное нами Первoe послание к Коринфянам вышло из-под пера Павла. Некоторые (главным образом либеральные) исследователи полагают, что в письме есть некие "чужие вставки", но эти субъективные предположения не подкрепляются доказательствами-рукописями. 1 Коринфянам 5,9, видимо, ссылается на предыдущее (неканоническое) письмо Павла, которое было неправильно понято коринфянами.

Внешнее свидетельство в пользу 1 Коринфянам очень раннее. Климент Римский (около 95 г. н. э.) говорит о книге как о "послании благословенного апостола Павла". Книгу цитировали и такие ранние церковные авторы, как Поликарп, Юстин Мученик, Афенагор, Ириней, Климент Александрийский и Тертуллиан. Она входит в список канона Муратори и следует за Посланием к Галатам в еретическом каноне Маркиона "Апостоликон".

Внутреннее свидетельство также очень сильно. Помимо того, что автор сам называет себя Павлом в 1,1 и 16,21, его доводы в 1,12-17; 3,4.6.22 также доказывают авторство Павла. Совпадения с Деяниями и другими посланиями Павла и сильный дух искренней апостольской озабоченности исключают подделку и делают аргументы в пользу подлинности его авторства более чем достаточными.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Павел говорит нам, что пишет из Ефеса (16,8-9, ср. ст. 19). Поскольку он трудился там в течение трех лет, скорее всего, 1 Коринфянам было написано во второй половине этого продолжительного служения, то есть где-то в 55 или 56 г. н. э. Некоторые ученые датируют Послание даже более ранним сроком.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Древний Коринф находился (и находится) в южной Греции, к западу от Афин. Во времена Павла его расположение было выгодным: через город проходили торговые пути. Он стал крупным центром международной торговли, в него прибывало множество транспорта. Поскольку религия народа была извращенной, город вскоре превратился и в центр худших форм безнравственности, так что само название "Коринф" стало олицетворением всего нечистого и чувственного. Он пользовался репутацией города настолько распутного, что даже появился новый глагол "korinthiazomai", означавший "вести порочный образ жизни" .

Апостол Павел впервые посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18). Сначала он с Прискиллой и Акилой, которые, как и он, делали палатки, трудился среди иудеев. Но когда большинство иудеев отвергло его проповедь, он обратился к коринфским язычникам. Души спаслись проповедью Евангелия, и образовалась новая церковь.

Примерно через три года, когда Павел проповедовал в Ефесе, он получил из Коринфа письмо, сообщающее о серьезных проблемах, с которыми столкнулась община. В письме также были заданы разные вопросы о христианской жизни. В ответ на это письмо он и написал Первое послание к Коринфянам.

Тема Послания - как исправить мирскую и плотскую церковь, которая легкомысленно относится к тем умонастроениям, ошибкам и действиям, которые так тревожили апостола Павла. По меткому выражению Моффатта, "церковь была в миру, как и должно быть, но мир был в церкви, чего быть не должно".

Поскольку такая ситуация до сих пор не редкость в некоторых общинах, значение Первого послания к Коринфянам остается непреходящим.

План

I. ВСТУПЛЕНИЕ (1,1-9)

А. Приветствие (1,1-3)

Б. Благодарение (1,4-9)

II. НЕУРЯДИЦЫ В ЦЕРКВИ (1,10 - 6,20)

А. Разделения среди верующих (1,10 - 4,21)

Б. Безнравственность среди верующих (Гл. 5)

В. Тяжбы между верующими (6,1-11)

Г. Нравственная распущенность среди верующих (6,12-20)

III. ОТВЕТ АПОСТОЛА НА ВОПРОСЫ О ЦЕРКВИ (Гл. 7 - 14)

А. О браке и безбрачии (Гл. 7)

Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 - 11,1)

В. О покрывале для женщин (11,2-16)

Г. О Вечере Господней (11,17-34)

Д. О дарах Духа и их использовании в Церкви (Гл. 12 - 14)

IV. ОТВЕТ ПАВЛА ОТРИЦАЮЩИМ ВОСКРЕСЕНИЕ (Гл. 15)

А. Несомненность воскресения (15,1-34)

Б. Опровержение доводов против воскресения (15,35-57)

В. Заключительный призыв в свете воскресения (15,58)

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Гл. 16)

А. О сборах (16,1-4)

Б. О своих личных планах (16,5-9)

В. Заключительные наставления и приветствия (16,10-24)

В. Тяжбы между верующими (6,1-11)

Первые одиннадцать стихов главы 6 говорят о тяжбах между верующими. До Павла дошло известие о том, что некоторые христиане собирались подать на своих братьев-верующих в суд, обратившись к судьям мира сего. Поэтому он дает наставления, имеющие для Церкви непреходящую ценность. Обратите внимание на повторение слов "разве не знаете" (ст. 2, 3, 9, 15, 16, 19).

6,1 Вступительный вопрос выражает потрясение и изумление тем, что ктото из верующих мог допустить мысль о привлечении брата к суду у нечестивых, то есть у неверующих судей или должностных лиц. Павел считает, что те, кому ведома истинная праведность, проявили бы непоследовательность, представ перед людьми, праведностью не отличающимися. Представьте себе христиан, ищущих справедливости у тех, кто ничего не может дать!

6,2 Другое бросающееся в глаза проявление непоследовательности - то, что люди, которые однажды будут судить мир, неспособны рассудить несущественные дела между собой. Писание учит, что верующие вместе с Христом будут царствовать над землей, когда Он вернется в силе и славе, и дела, подлежащие суду, будут отданы Ему. Если христиане будут судить мир, неужели они не могут уладить свои мелкие распри, возникающие среди них сейчас?

6,3 Павел напоминает коринфянам, что они будут судить ангелов. Поражает то, как апостол вводит в текст такое важное утверждение. Безо всяких фанфар и дифирамбов он говорит о том потрясающем факте, что христиане однажды будут судить ангелов. Мы знаем из Послания Иуды (стих 6), и 2-го Послания Петра (2,4.9), что ангелы будут судимы. Мы знаем также, что судить их будет Христос (Ин. 5,22). О нас можно сказать, что в грядущий день мы будем судить ангелов благодаря тому, что находимся в союзе с Христом. Если мы достаточно компетентны, чтобы судить ангелов, то мы должны быть способны разобраться в повседневных житейских проблемах, встающих перед нами.

6,4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви. Во многих переводах это предложение звучит утвердительно, но лучше понимать его как вопрос. Павел спрашивает, выносят ли христиане свои конфликты на суд мирских людей. Поместная церковь не должна высоко ценить неверующих судей или отводить им почетные места. Их, конечно, уважают за ту работу, которую они делают в мире, но дела, касающиеся церкви, выходят за пределы их компетенции. Таким образом, Павел спрашивает коринфян: "Когда между вами возникают споры, требующие беспристрастного суда третьей стороны, уходите ли вы из Церкви, отдаете ли себя на суд людям, за которыми Церковь не признает духовной проницательности?"

6,5 Павел говорит это, чтобы заставить их устыдиться. Неужели правда, что в общине, которая хвалилась своей мудростью и обилием духовных даров у своих членов, нет ни одного разумного, кто уладил бы ссоры между братьями своими?

6,6 По-видимому, ни одного разумного не нашлось, поскольку брат христианин собирался судиться со своим братом во Христе, вынося внутренние дела на суд неверующего мира. Воистину прискорбная ситуация!

6,7 Выражение "и то уже весьма унизительно для вас" показывает, что в данном случае они были абсолютно неправы. Им не следует даже допускать мысль о преследовании друг друга по суду. Но, возможно, один из христиан мог здесь возразить: "Павел, ты не понимаешь, брат такой-то обманул меня в деловой сделке". Павел отвечает: "Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" Такое отношение было бы истинно христианским. Гораздо лучше терпеть зло, чем творить его.

6,8 Но не такой была позиция коринфян. Вместо того чтобы терпеливо принимать зло и обман, они сами обижали других и даже собственных братьев во Христе.

6,9 Неужели они забыли, что неправедные Царства Божьего не наследуют? Если забыли, то он напомнит им перечень грешников, которые не войдут в Царство Божье. Он не имеет здесь в виду, что христиане, совершающие эти грехи, - погибшие, скорее, он говорит, что люди, совершающие такие грехи, - не христиане. (Некоторые считают, что есть различие между вхождением в Царство и наследованием Царства. Они допускают, что верующий может не победить главный грех в своей жизни и все же спастись. Он "войдет" в Царство, но получит в нем малое наследство (награду) или не получит его вообще. Однако в этом отрывке речь идет о неправедных, т. е. невозрожденных.)

В этом перечне блудники отличаются от прелюбодеев тем, что блуд - это незаконное сожительство людей, не состоящих в браке, тогда как прелюбодеяние означает такую связь со стороны человека семейного. Как и в двух предыдущих перечнях в главе 5, снова упомянуты идолослужители. Под малакиями здесь подразумеваются сексуальные извращенцы, которые позволяют использовать свое тело, тогда как мужеложники - это те, которые сами практикуют гомосексуализм, используя других.

6,10 Павел добавляет к этому списку воров, лихоимцев, пьяниц, злоречивых и хищников. Воры - это те, кто берет им не принадлежащее. Обратите внимание на то, что грех лихоимства всегда перечисляется среди самых страшных пороков. Хотя люди могут извинять его и не принимать всерьез, Бог решительно осуждает его. Лихоимец - это человек, который страстно желает обладать имуществом, что часто приводит его к использованию незаконных средств ради получения желаемого. Пьяницами названы главным образом те, кто злоупотребляет алкоголем. Злоречивые - это люди, зло отзывающиеся о других. Хищники - это те, кто наживается на бедности или нужде других, получая непомерную прибыль.

6,11 Павел не имеет в виду, что верующие коринфяне совершали все эти грехи, но он напоминает, что это было свойственно им до уверования: такими были некоторые из вас. Но они омылись, освятились и оправдались. Они омылись от своего греха и нечистоты драгоценной Кровью Христа и постоянно омывались от всякой скверны Словом Божьим. Отделившись от мира для Бога, они освятились действием Духа Божьего. Они оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего; то есть они признаны праведными перед Богом на основании того, что Господь Иисус совершил ради них на кресте. Что Павел доказывает здесь? Эту простую мысль хорошо выразил Годет: "Перейдя через эту неизмеримую бездну посредством благодати, христианин не должен поворачивать и идти назад".

Г. Нравственная распущенность среди верующих (6,12-20)

6,12 В заключительных стихах этой главы апостол закладывает некоторые принципы суждения о том, что верно и что неверно. Первый принцип состоит в том, что законное может быть не полезным. Когда Павел говорит: "Все мне позволительно", он не подразумевает абсолютно все. Так, ему было бы непозволительно совершать грехи, упомянутые выше. Он говорит здесь только о нравственно нейтральных вещах. Например, во времена Павла был очень актуален вопрос о том, должен ли христианин есть свинину. В сущности, он не имел нравственного значения. Для Бога не имело значения, ест ли человек свинину. Павел просто говорит здесь, что определенные вещи могут быть законны, но не полезны. Это может быть что-то позволенное мне, но если бы кто-либо другой застал меня за этим занятием, его бы смутили мои действия. В таком случае для меня это совсем неподходящее занятие.

Второй принцип состоит в том, что законное может подчинять себе. Павел утверждает: "...ничто не должно обладать мною". Сегодня это непосредственно относится, например, к алкоголю, табаку или наркотикам. Они, как и многое другое, подчиняют себе человека, и христианин не должен позволять себе попадать в рабскую зависимость.

6,13 Третий принцип гласит: ценность того, что вполне законно для верующего, может быть преходяща. Павел говорит: "Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое". Это значит, что чрево человека (или желудок) устроено так, что может принимать и переваривать пищу. Более того, Бог удивительным образом создал пищу такой, что ее может принять человеческий желудок. Однако мы не должны жить ради пищи, потому что ценность ее преходяща. Ей не следует отводить неподобающее место в жизни верующего. Не живите так, будто самое важное в жизни - потворствовать своему аппетиту.

То, что тело чудесно устроено Богом для приема и усвоения пищи, не вызывает сомнений; но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела.

Задумывая человеческое тело, Бог никогда не предназначал его для использования в низких или нечистых целях. Напротив, Он планировал использовать его для славы Господней и в благословенном служении Ему.

В этом стихе есть изумительная фраза, которую нельзя обойти вниманием. Не только тело для Господа; еще удивительнее та мысль, что и Господь для тела. Это означает, что Господь заинтересован в благополучии и правильном использовании наших тел.

Бог хочет, чтобы наши тела были предоставлены Ему в жертву живую, святую и благоугодную (Рим. 12,1). Как сказал Эрдман, "без Господа тело никогда не достигло бы своего истинного достоинства и бессмертия". (Erdman, First Corinthians, p. 63.)

6,14 Смысл того факта, что Господь для тела, более подробно объясняется в этом стихе. Бог не только воскресил из мертвых Господа, Он воскресит и нас силою Своею. Его интерес к нашему телу не заканчивается со смертью. Он собирается воскресить тело каждого верующего, уподобив его славному телу Господа Иисуса. В вечности мы не будем бесплотными духами. Нет, наш дух и душа воссоединятся с нашим прославленным телом, чтобы вечно наслаждаться славой небес.

6,15 Желая сильнее подчеркнуть необходимость сохранять личную чистоту в своей жизни и оберегать тело от нечистоты, апостол напоминает нам, что тела наши суть члены Христовы. Каждый верующий - член Тела Христова. Можно ли тогда отнять члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Задать этот вопрос - значит ответить на него, и Павел отвечает негодующим "Да не будет!".

6,16 При половом акте два тела становятся одним. Так было сказано на заре творения: "Два будут одна плоть" (Быт. 2,24). Поскольку это так, то верующий, совокупляющийся с блудницей, делает члены Христовы членами блудницы. Двое становятся одним телом.

6,17 Как двое соединяются в одно в физическом акте, так и верующий в Господа Иисуса Христа соединяется с Ним, и союз верующего со Христом становится таким, что о них можно уже сказать "один дух". Это самое совершенное слияние двух из всех возможных.

Это самый тесный союз. Поэтому Павел доказывает здесь, что соединяющийся с Господом никогда не должен допускать никакого союза, конфликтующего с этим духовным супружеством.

А. Т. Пиерсон пишет:

"Овца может уйти от стада, а ветвь можно отсечь от лозы; можно отделить от тела один из его членов, ребенка разлучить с отцом и даже жену с мужем; но когда два духа слиты в одно, что может разделить их? Ни одна внешняя связь или союз, даже брачный, не является таким полным выражением совершенного слияния двух жизней в одну". (A. T. Pierson, Knowing the Scriptures, p. 147.)

6,18 Вот почему апостол советует коринфянам бегать блуда. Они не должны допускать его, шутить с ним, изучать его, даже говорить о нем. Им надо убегать от него! Прекрасную иллюстрацию этого можно найти в Библии, в рассказе об Иосифе, когда жена Потифара искушала его согрешить (Быт. 39). Иногда безопаснее просто убежать, а не оставаться рядом с искушением и пытаться противостоять ему!

Затем Павел добавляет: "Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела". Большая часть грехов не оказывает прямого воздействия на тело, но блуд - единственный в своем роде грех в том смысле, что он оказывает на тело непосредственное воздействие: человек пожинает плоды своего греха в собственном теле. Утверждение, что всякий грех, совершаемый человеком, - вне его тела, вызывает затруднение.

Мы считаем, что слова апостола здесь относительны. Большинство грехов не воздействуют на человеческое тело, тогда как обжорство и пьянство, например, действительно разрушают его. Но даже обжорство или пьянство не оказывают на тело столь прямого, обширного и губительного воздействия, как блуд. Секс вне брака неизбежно и неудержимо произведет в виновном разрушительное действие.

6,19 И вновь Павел напоминает коринфянам, что их призвание свято и величественно. Неужели они забыли, что их тела - храм Святого Духа? В Писании содержится важная истина: в каждом верующем обитает Дух Божий.

Как мы можем даже подумать о том, чтобы тело, в котором обитает Святой Дух, использовать в греховных целях? Не только тело наше - храм Духа Святого, но и мы не свои. Мы не имеем права распоряжаться своим телом так, как нам заблагорассудится. В конечном счете оно принадлежит не нам, а Господу.

6,20 Мы Господни и по творению, и по искуплению. Здесь особое внимание обращается на последнее. Господне владычество над нами восходит к Голгофе. Мы куплены дорогою ценою.

Сумму, в которую оценил нас Господь Иисус, мы видим на кресте. Он посчитал нас столь ценными, что готов был заплатить за нас Своей собственной драгоценной Кровью. Как Он должен был возлюбить нас, чтобы Своим телом вознести наши грехи на крест!

Помня об этом, я не могу больше считать свое тело собственным. Если я хочу распоряжаться им по своей воле, я веду себя, как вор, берущий то, что мне не принадлежит. Нет, я должен прославлять Бога в теле своем, ибо оно принадлежит Ему.

Бейтс восклицает:

"Голова! Думай о Том, чье чело было увенчано терниями. Руки! Трудитесь для Того, чьи руки были пригвождены к кресту. Ноги! Спешите исполнить повеления Того, чьи ноги были пронзены. Тело мое! Будь храмом Того, чье тело терзали невыразимые муки". (Edward Herbert Bates, Spiritual Thoughts from the Scriptures of Truth, London: Pickering and Indlis, n.d., p. 137.)

Мы должны прославлять Бога и в душах наших, ибо и материальное, и нематериальное в человеке принадлежит Богу. (В ряде переводов упоминание "духа" ("души") отсутствует.)

Ст. 23-24 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23) . Это сказано не только рабам, но и свободным, потому что можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом. Когда же раб не бывает рабом? Когда он делает все для Бога, когда служит нелицемерно и не из человекоугодия: это и значит быть рабом людей и оставаться свободным. А когда свободный бывает рабом? Когда он служит людям в чем-нибудь худом, в чревоугодии, корыстолюбии, или честолюбии. Такой человек, хотя и свободен, порабощеннее всякого раба. Вот пример того и другого: Иосиф был рабом, но не раболепствовал людям, потому и в рабстве был свободнее всех свободных; он не покорился госпоже, склонявшей его к удовлетворению ее похоти. Госпожа напротив была свободна, но оказалась ниже всякого раба, обратившись к рабу и с лестью и с убеждением, и однако не смогши склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно, он был не рабом, но в высшей степени свободным: разве рабство послужило ему препятствием к добродетели? Послушайте вы, рабы и свободные: кто оказался рабом, тот ли которого просили, или та, которая просила? Та ли, которая убеждала, или тот, который презрел ее убеждения? Так, есть пределы рабства, положенные Богом, есть законы, до чего оно может простираться, которых преступать не должно. Когда господин не требует ничего, противного воле Божией, тогда должно повиноваться ему и покоряться; а простираться далее не должно: так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом, хотя и свободен. Это внушает (апостол) словами: . А если бы не так, если бы он повелевал оставлять господ и стараться получить свободу, то как он стал бы говорить следующее: «в каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор.7:24) ? И в другом месте: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести… Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья,… и благодетельствуют им» (1Тим.6:1–2) ? То же самое он повелевает и заповедует в посланиях к Ефесеям (Еф.6:5) и Колоссянам (Кол.3:22) . Отсюда видно, что он отвергает не внешнее рабство, а происходящее от пороков, бывающее и с свободными, и самое тяжкое, хотя бы подвергался ему человек свободный. Какую пользу получили братья Иосифа от того, что они были свободны? Не оказались ли они раболепнее всякого раба, обманув отца, солгав пред купцами и пред братом? А он был не таков, но везде и во всем был правдив и оставался свободным; и его ничто не могло поработить, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в чужой земле, – всегда он оставался свободным. Это и есть высшая свобода, которая сияет и в рабстве.

Павел говорит: «не делайтесь рабами человеков» , т. е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

Цена человека есть кровь Христова. Ибо сказано: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. Эту-то цену замыслили сделать для нас бесполезной воины лукавого, снова вводя в рабство однажды освобожденных.

Гомилии на Псалмы (Пс. 61).

Свт. Феофан Затворник

Ценою куплени есте; не будите раби человеком

Пред этим только сказал, чтобы даже, когда бы имели возможность свободу получить, оставались в рабстве, а теперь говорит: не будите раби человеком . Как же это? Надобно разуметь здесь рабство не внешнее, а душевное,– нравственное, и именно только в отношении к человекам. Рабство душевное, как видели, в разных видах является: есть рабство страстям, есть рабство миру и диаволу. От этого всестороннего рабства свободу получают христиане в Господе Иисусе Христе. Куплены , говорит, вы ценою крови Единороднаго Сына Божия, куплены все, и рабы, и свободные, работать должны Господу всесторонне. Это нравственно. Следовательно, и не будите раби человеком – тоже нравственно. Что же это? – Не человекоугодничайте. Это одна, малозаметная, но много зла делающая в нравственном отношении, сторона рабства миру, человеческим мнениям, человеческим обычаям и желаниям человеков, с которыми приходится жить. Апостол говорит как бы: что вы рабы, это не важно во Христе, но вот что имейте в виду, чтобы не быть рабами человеческих мнений, обычаев и желаний, наперекор воле Господа. Куплены вы Господом; Его воля во всем да господствует в вас, противное же сей воле, в чем бы оно ни проявлялось, ни за что не соглашайтесь делать из угождения людям. Это правило подходит к другим правилам Апостола: плоти угодия не творить в похоти, не себе угождать, а тут: людям не угождать, когда этим нарушается воля Господа.

Феодорит пишет: «Не противный сказанному постановляет закон; но повелевает не иметь раболепного образа мыслей, и тому, кто называется рабом, и тому, кто именуется свободным». Феофилакт: «Это говорит он не к рабам только, но и к свободным, убеждая всех христиан ничего не делать из угождения людям и никак не слушаться их, когда они велят делать что противозаконное, ибо это и значит быть рабами человеков». Святой Златоуст пространное об этом говорит слово: «Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе не быть свободным. Когда же раб не бывает рабом? – Когда он делает все для Бога, когда служит не лицемерно и не из человекоугодия: это и значит не быть рабом людей и оставаться свободным. И наоборот, когда свободный бывает рабом? – Когда он служит людям в чем-либо худом, в чревоугодии, корыстолюбии или честолюбии. Такой человек, хотя и свободен, хуже всякого раба. Вот пример того и другого. Иосиф был рабом, но не рабствовал людям; потому и в рабстве был свободнее всех свободных, ибо не покорился госпоже. Госпожа же его, напротив, хотя была свободна, но оказалась ниже всякого раба, и не могла склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно он был не рабом, но в высшей степени свободным. Так есть пределы рабства, положенные Богом, есть законы, до чего оно может простираться, которых преступать не должно. Когда господин не требует ничего противного воле Божией, тогда должно повиноваться ему и покоряться, а простираться далее не должно; так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом, хотя и свободен. Не таков был Иосиф; он везде и во всем был истинен и оставался свободен. Поработить его ничто не могло, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в земле чужой, но всегда он оставался свободным. Это и есть высшая свобода, которая сияет и в рабстве».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом

Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, - нет; это видно из последующих его слов: в каком звании кто призван и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. Пред Богом присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Какая цена может быть больше, чем Творцу за Свое творение Свою собственную кровь пролить?

Трактат на Псалмы (Пс. 102).

Ориген

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Во время Своего прихода Христос выкупил нас, в то время как мы служили тому господину, которому продали себя сами через наши грехи. И таким образом Господь вернул Себе Своих, которых сотворил. Он выкупил Себе человеков, что нашли себе рабство у другого господина через грех.

Гомилии на Книгу Исхода.

Амвросиаст

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Истинно так, ибо настолько дорого куплены мы, что никем не можем быть выкуплены, кроме Христа, Которому принадлежит все. Кто же дорого куплен, тот и служить должен соответственно, дабы воздать покупателю цену. Богом же купленные, рабами человеков быть не должны. Рабы человеков есть те, кто подчиняет себя человеческим предрассудкам.

На Послания к Коринфянам.

Ибо сказано: "Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков...".


ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Цена следования за Христом

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.14:26).


Ибо вы куплены дорогою ценою

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда ; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела . Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа , Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:15-20).

Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван , братия, в том каждый и оставайся пред Богом (1Кор.7:23-24).


Цена человека

Цена человека есть кровь Христова . Ибо сказано: "вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков" (1Кор. 7:23).


"Цена за человека есть кровь Христова"

Слова вел. Василия: Цена за человека есть кровь Христова: вы, говорит, куплены ценою, не будьте рабами человекам. Сию то цену воины лукавого умыслили сделать бесполезною нам, снова вводя нас однажды освобожденных в рабство. Кирилла: Едва не лишили нас демоны самого рассудка (который составляет честь человека), принудив нас покланяться древам и камням, так что и говорится об нас: человек, бывший в чести, не разумел. Феодорита: для благочестивых есть честь служить Богу. Безыменного толковника: Добродетель и благочестие есть честь мудрого, как сказано: Слава и честь и мир всякому делающему

Сразу оговорю - то, о чем будет идти речь в этой заметке, касается не всех священнослужителей Православной Церкв и . И ни в коем случае не жалоба, а просто попытка разобраться в проблеме и ее причинах. И возникла сия мысль после прочтения 1 Кор. 7:23: "Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков" .
Дело в том, что человек не может не быть рабом в принципе. Рабом в евангельском понимании этого слова: 2 Пет.2:19 - «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побеждён , тот тому и раб ». Homo sapiens назвать непобедимым нельзя, потому что слишком многое имеет над ним власть. Тот, кто одержим мыслью о свободе, раб свободы. Тот, кто не может справиться с желанием, раб желания. Тот, кто стремится покорить мир, раб идеи о покорении мира. Это - факты. Ни одного полностью свободного плотского человека нет и быть не может, иначе он не смог бы ни к чему приспосабливаться и, естественно, существовать в окружающей среде. Является ли это нормой?
Как ни странно, нет, потому что такой хозяин, как мир, просто так вольную не даст, а вечно в нем быть не выйдет - он же сам не вечный. С другой стороны, человек не должен и погибнуть вместе с миром. Итак, есть только один выход - примкнуть от него к такому Господину, у Которого иго - благо и бремя легко, а жизнь с Ним может быть вечной. Конечно же, всякий христианин, знакомый с текстом Евангелия от Матфея, поймет, о Ком я веду речь:).
Итак, здесь вроде бы все понятно - если хочешь не быть рабом всякой твари, становись рабом Божиим, следуй Ему деятельной верой, и будешь спасен. Это тоже довольно сложная задача, и в одиночку она вряд ли выполнима. Поэтому вскоре после Вознесения Господня в мир идут святые апостолы - люди, на которых неофиты могут опереться, как на столбы Церкви, потому что спотыкаться на узком пути к Богу они неминуемо будут. Но это стало уделом не только святых первых времен. Новообращенные есть всегда, и поэтому в мир приходят святители, преподобные, праведные пастыри, чье послушание Богу - вести к Нему за собой тех, кому не под силу найти дорогу самому. Или же идти позади всего стада, признавая себя недостойным, чтобы уследить за каждой овечкой, и таким образом исполнить слова Христа: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым , да будет вам рабом " (Мф, 20,26-27). А есть и не святые преемники этих пастухов Христова стада, но, тем не менее, благодатные и имеющие апостольское рукоположение.
Пастырь в любом случае должен быть первым, потому что иначе стадо слушаться не будет. Но первенство ведь бывает очень разным. Можно стремиться быть первым по смирению, кротости, угождению ближнему - это правильно, похвально и по-христиански. А можно позволить сделать из себя идола и первенствовать как главарь: "Хочу - даю благословение, хочу - разблагословлю; а ты делай так, а ты поступай эдак; а тебя я вообще не благословляю сейчас говорить закрой-ка рот" . Не в осуждение, а в рассуждение, но по сравнению с такими "приходскими идеалами" средневековые римские понтифики просто отдыхают. К этой когорте можно и младостарцев причислить, но о них разговор когда-нибудь будет отдельный и более подробный.
А сейчас пару слов о страшной язве современной Православной Церкви под названием "батюшки-кумиры". Она, как любая тяжелая болезнь, страшна не столько сама собой, как последствиями. Летальный исход - это превращение общины в мини-секточку, называющую себя православной.
Я, конечно, не прозорливец медик, поэтому вряд ли корректно опишу все синдромы заболевания под названием "обожествление пастыря" научным языком. Приведу только несколько примеров.
Девушка покупает себе кофточку, приносит показать ее духовнику. Тот после критического взгляда заявляет, что, мол, соблазнительно и никуда не годится. Придя домой, верное чадо ее сжигает.
Другая девушка, по благословению батюшки исполняющая обязанности председателя общины, звонит ему и в слезах жалуется на то, что ее обижает брат из этой же общины, просто ноги об нее вытирает. Священник спокойно говорит: "Ну что же, терпи, полезно для твоего смирения". Издевки и унижения продолжаются, потому что смирять, видимо, нужно только ее, а его поведение в пастырской коррекции не нуждается. Надеюсь, что Милостью Божией он не пострадает, потому что: «Горе миру от соблазнов , ибо надобно придти соблазнам ; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). Хотя, в его понимании, если жена в Церкви должна молчать (всегда ли, если учесть пример святых равноапостольных жен, которые проповедовали Христа повсюду?), то заткнуть ей рот -благое дело. Ну что же, каждый толкует по-своему.
И, наконец, третий пример. После того, как прихожане сообща выполнили одно послушание и остался последний шаг, чтобы довести дело до конца, батюшка вдруг решил, что для его завершения община не готова. В результате она все так же упорно борется с теми же давно возникшими проблемами, которые можно было бы легко решить, если бы дело закончили. Но, видимо, к этим привычным проблемам православные куда более готовы, чем к тому, чтобы с ними разобраться и перейти к более важным вещам. Батюшка сказал, значит, "усё".
Все это сопровождается бесконечным повторением прихожанами фраз: "А отец N сказал...", "A отец N не благословил...". Послушание - это очень хорошо. Но если ссылка на мнение отца N звучит чаще, чем на Священное Писание, то это настораживает. Хочется сказать - люди, ну пожалейте батюшку, не делайте из него идола! В такой соблазн человека вводите, и не железный же он, чтобы ему не поддаться.

Вспоминаю фрагмент разговора на эту тему с моим духовником.
Я: "Отче, ну почему у нас так? Священник - это ведь такой же человек, как и все остальные, разве нет?
Батюшка: Безусловно. Но только, если от мирского человека ты еще можешь услышать: "Простите, я был неправ", то к большинству священников с их апломбом не подступись. А исключений очень мало.

Еще он тогда сказал, что никого не надо осуждать в этой ситуации. Не буду. Просто еще раз повторю смиренную мольбу, и не только мою: братия и сестры, будьте милостивы к священникам, не навязывайте им целый легион рабов их мнения. Ведь кумиром быть слишком нелегко...