Империя, но другая. Почему Китай не стал сверхдержавой


По мере того как Китай становится богаче и сильнее, все больше стран во всем мире начинают признавать: Поднебесная заслуживает того, чтобы ее признали великой державой и выказывали ей причитающееся почтение.

Благодаря сочетанию динамично развивающейся экономики, искусной дипломатии и смягчения военной риторики, Китай вновь обретает былое господство в Азии.

После распада Советского Союза, Китай стал наиболее вероятным кандидатом на роль противовеса США как сверхдержавы.

Но действительно ли Китай готов пойти так далеко и так ли он к этому стремится? И если да, то насколько миролюбивой будет эта сверхдержава?

"Нет никаких сомнений для меня, по крайней мере, в том, что Китай постепенно приближается к превращению в сверхдержаву, которая пошатнет статус кво в мире", - говорит Джефри Гартен, декан Йельской школы менеджмента в США.

Однако, по словам, Янь Сюэтуна, директора Международного института Пекинского Университета Синьхуа, Китаю предстоит еще долгий путь.

Он говорит, что в обозримом будущем Китай не сможет тягаться с США.

Однако это не означает, добавляет Сюэтун, что Китаю это положение вещей нравится. Ведь каждая страна, по его словам, хочет стать мировым лидером. "Китай не хочет признавать американского верховенства. Так что противостояние неизбежно", - говорит он.

Редкая страна, добившаяся больших экономических успехов, не имеет военных амбиций, утверждает Гэри Милхоллин из американской некоммерческой организации "Висконсин армз проджект".

"Сейчас Китай не может соревноваться с США в военной области, - говорит Милхоллин. - Однако важно помнить, что американская военная мощь основана на превосходстве американской экономики. В тот день, когда у Китая будет больше денег, чем у других стран, он будет располагать и лучшей военной системой".

Рост влияния

На протяжении примерно 40 лет после прихода коммунистов к власти Китай считался в Азии бедной и опасной страной, от которой предпочитали держаться подальше.

Но теперь, в век расцвета Тихоокеанского океана, Китай отбросил свои помыслы о мировой революции и возвращается к прежней роли главы азиатского семейства.

Китай все чаще играет определяющую роль в политике Восточной Азии, оказываясь у руля многонациональных организаций и подпитывая свое экономическое возрождение.

Япония по-прежнему сохраняет тесные связи США, однако и она все чаще посматривает на Китай, как на возможный рынок сбыта, способный спасти ее экономику от застоя.

Страны Юго-Восточной Азии, в которых все большим влиянием пользуются выходцы из Китая, больше не воспринимают Японию, как возможного регионального лидера.

"Юго-Восточной Азии Китай не только бросает экономический вызов, но и представляет определенную культурную и, в некоторой степени, военную угрозу", - говорит Кобсак Чутикул, видный тайваньский политик.

"Прежде, чем принять бой, дракон должен извергнуть огонь", - добавляет он.

Однако коммунистическая партия Китая все же пытается создать более мирный образ, не вызывающий ассоциаций с кровожадным драконом.

Недавно КПК заговорила о "мирном возвышении" страны, однако эти разговоры вскоре прекратились. Причиной, очевидно, стали опасения некоторых лидеров страны относительно того, что слово "мирное" может вызвать недовольство в китайской армии, а слово "возвышение" вызвать тревогу за рубежом.

Отвечая на вопрос Би-би-си, представитель министерства иностранных дел Китая Лю Цзяньчао сказал, что споры, действительно, были.

Цзяньчал сказал, что Китай является крупнейшей региональной и мировой державой и будет играть все более заметную роль. Но это должно рассматриваться как перспектива, а не как угроза.

Он тщательно избегал слова "возвышения" и, как все чиновники, болезненно реагировал на всякое упоминание слова "сверхдержава".

Однако если в мире существуют сверхдержавы, Китай захочет быть одной из них. В этом мнении сходится большинство аналитиков.

Мирные намерения

Поддержка азиатских стран заметно подкрепляет притязания Китая на мировое влияние. Однако профессор Лондонской школы экономики Барри Бузан говорит, что остальные страны должны сохранять бдительность.

"Китайцы хотят спокойного и плавного развития. Вопрос в том, не изменится ли ситуация, когда они достигнут своей цели?", - говорит он.

По словам профессора Бузана, под спокойной поверхностью Китая зреет "ультра-национализм", а это наталкивает на параллели с предвоенной Германией.

Другие специалисты утверждают, что Китай теперь привержен тем же принципам свободного рынка, что и США.

По словам приверженцев этой точки зрения, наибольшую угрозу представляет разъединенность и хаос, которые могут повлечь поток беженцев и распространение массового оружия.

Китай пытается действовать так, будто он сознает свою мощь, и потому не должен противопоставлять себя окружающим, - говорит Хью Бейкер из Лондонской школы стран Азии и Африки.

В качестве иллюстрации он привел такое высказывание, характеризующее отношение к будущей сверхдержаве: "Джентльмен не сражается. Но в случае необходимости он бы одержал победу".



На фоне резко обострившихся торговых и политических отношений межу КНР и США оживилась и дискуссия в Интернете по поводу этого самого торгово-политического конфликта. У нас почему-то активно болеют за тот самый Китай, активно ему сочувствуют и активно делают на него ставку в грядущем противостоянии. И почему-то активно им восхищаются. Скажу честно: не знаю, с чем это связано, не понимаю.

РФ и КНР - союзники? Ну как сказать, на фоне отношений с Западом российско-китайские отношения выглядят очень и очень неплохими, это так, но именно на фоне противостояния с Западом, и только. Ведь в чём «затык» и загвоздка: США уже неоднократно публично обвиняли в том, что они толкают Россию и Китай друг к другу. Причём «толкали» уже после того , как было широко объявлено о российско-китайском партнёрстве.

Ну и каков должен бы был быть результат этих «сближений» и «толканий»? Как вы мыслите? По меньшей мере, достаточно тесный военно-политический союз. О чём автор постоянно читал как в «нулевые», так и в «десятые». Россия и Китай. Китай и Россия. И что они должны делать против Америки и как ей противостоять… причём писали об этом достаточно безапелляционно и достаточно неглупые люди. Ну, и как бы вполне себе в это верилось. Потому как было логично, разумно и с окружавшей нас реальностью вполне себе стыковалось.

Потом случилось «кризисное десятилетие» 2008-2018 и всё, что с ним связано, и «оптимизма» поубавилось. Просто заниматься «рассуждаторством» можно долго и красиво, а вот реальная политика очень быстро всё расставляет на свои места. Так вот как раз хотелось бы бросить шустрый взгляд на ту самую «внешнюю политику Китая». Про экономические достижения Поднебесной у нас не писал только ленивый, с восхищением так писали. Тоже непонятный момент: каким образом Запад вложил гигантские деньги (без которых никакого бы чуда и не было) в страну под управлением… коммунистической партии?

Нас (и особенно украинцев) так долго пугали «декоммунизацией», что вот этот момент гигантских инвестиций в откровенно коммунистический режим не может не вызывать серьёзных вопросов: «А как же идеология?» Украина провела полную и окончательную декоммунизацию, но инвестиций не получила, а тут такое «раздолье». Россия 90-х тоже никаких «инвестиций» не получила, несмотря на откровенное отрицание идеологии коммунизма. Почему?

Что-то как-то не стыкуется, в смысле реальная жизнь не стыкуется с западной пропагандой. Рецепт китайского экономического чуда (а до него японского) достаточно прост: серьёзные инвестиции из-за рубежа плюс открытие богатых рынков США. Ну, им и попёрло… Что-то подобное пытались изобразить наши «горе-реформаторы» в конце 80-х, в 90-х. Но им «не попёрло». И рынки им не открыли, и инвестиций не дали. По поводу чего все 90-е продолжались политические конфликты между Россией и Западом. «А где инвестиции?» - вопрошали товарищи из Кремля (уже полностью «декоммунизированные»). «А это - чисто коммерческий вопрос, и бизнес такие решения принимает абсолютно самостоятельно». Так было принято отвечать «оттуда».

А вот в Китай те же самые западники очень активно вкладывались, что и привело к вполне очевидным результатам - созданию гигантской фабрики, производящей товары для богатых западных рынков. На этом (в своё время) поднялась Япония. На этом же поднялся и Китай. И по итогам уже много лет принято в восхищённых тонах описывать достижения Поднебесной. Что есть, то есть. Гигантскую фабрику (как раньше в Японии) создать удалось, это факт.

А вот что касается политических достижений Поднебесной, то тут всё не так однозначно, как многим хотелось бы. Вот нравится это кому-то или нет, но после 1945-го и до 1991-го мы жили в «двуполярном» мире. И это проявлялось буквально во всех сферах: в культуре, спорте, науке, экономике, не говоря уже о политике. Но надо понимать, что СССР (особенно 40-х/50-х) был достаточно бедной страной. Не было у него и близко тех денег, что у США. И тем не менее, двуполярная система имела место быть, и никто в ней не сомневался. СССР имея гораздо меньшие экономические ресурсы чем США сумел создать свой мир на планете Земля. И это было, и никто вопросов не задавал.

Войны в Корее, Вьетнаме, победа Мао в Китае до того. Широчайшее противостояние двух систем на всех континентах (включая Антарктику!) имело место быть. Вся с 1945-го по 1991-ый может быть описана в рамках противостояния двух систем…

А вот как раз с современным Китаем всё не так просто, не так однозначно. Безусловно, в области экономики его достижения неоспоримы (на первый взгляд). И вроде бы китайцы «глобально проникают» везде, где только можно, в сфере экономики (и в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке). Однако не всё так просто, не всё так позитивно. Де-факто Китай не предлагает альтернативы США. Да, именно так.

В чём была «фишка» пусть даже небогатого СССР после ВМВ? Он не был «завязан» на западные центры принятия решений. Он проводил самостоятельную внешнюю политику. Он был идеологически, политически, культурно независим. Именно за это его и ненавидели на Западе. Именно поэтому его всячески пытались «сжить со свету». А Китай? А что Китай? Китай никому, ничего и никак не предлагает. Китай не выдвигает никаких «альтернатив» западным политическим (глобальным) идеям.

Китай тупо торгует и просто инвестирует. Так это же здорово! Да как сказать… Почему-то вспоминается Япония 80-х, про которую говорили как про «экономического гиганта и политического карлика». Потом ещё она «накрылась медным тазом» рецессии на 25 лет. Просто поднимите и прочитайте газеты/книги 80-х и что они писали о «мегасупер» Японии. И какие «перспективы» расписывали. Но всё уныло накрылось медным тазом, увы. Одна из причин - Япония не была политически самостоятельна и была весьма ограничена в выборе стратегий национального развития.

«Японское экономическое чудо» закончилось, и сегодня страна находится в глубоком экономическом, политическом, ресурсном и смысловом тупике. Никто не говорит, что Китай обязан повторить судьбу Японии, но вот как-то «терзают смутные сомнения». Сомнения в способности китайского руководства выстроить устойчивую модель развития. Всё, что было у Китая, - четверть века ускоренного экономического развития (как когда-то у Японии). Причём сегодня фактически потенциал этого ускоренного развития (с низкой базы) исчерпан.

Выросли зарплаты в Китае, рынок насытился товарами китайского производства, да и уже почти 10 лет на планете бушует экономический кризис. То есть та самая «модель», в рамках которой китайцы построили свой экономический «парадиз», издыхает прямо на глазах. Тут вот многие любят поминать про долговые расписки казначейства США на триллион долларов, счастливым обладателем которых как раз и является Китайская Народная Республика. Вы таки юмора ситуации не чувствуете? А чем, собственно говоря, обеспечены эти долговые расписки? Честным американским словом?

Де-факто китайцы всей страной работали как папы Карло, чтобы заработать по центику этот триллион. А американцы… его просто напечатали. Но ведь они обязаны выкупить эти самые расписки? Да как сказать… если джентльмены перестают выигрывать по старым правилам… Почему-то большинство обозревателей считает, что этот «триллион» - мощное средство давления КНР на США. Опять же таки: это как посмотреть. Если ты должен банку десять тысяч долларов и не можешь заплатить - это твои проблемы, если десять миллионов - это уже, скорее, проблемы банка.

Как ни странно, Россия, имевшая долговых расписок по максимуму на 150 миллиардов, уже практически их не имеет (себе дороже). А вот «великий Китай» всё чего-то ждёт… Чего? В принципе, Китай в этом плане уже проиграл. Китайское руководство упустило время. Америка нанесла «упреждающий удар». Сегодня для Пекина «сбрасывать» долговые расписки американского казначейства немного поздно. Война Китаю (солидному держателю американских долгов) уже объявлена! Попытка сегодня начать «скидывать» те самые расписки к успеху уже не приведёт - это будет расценено как «акт агрессии», со всеми вытекающими.

Как раз для США сегодня те самые расписки служат аргументом для шантажа и давления - Китаю очень сложно будет смириться с потерей этих денег. А, как мы все понимаем, это сегодня фактически неизбежно. Но смиряться с этим китайцы никак не хотят. Признать тот факт, что китайское руководство так обмишурилось, - себе дороже. А если кто из читателей будет упорствовать в необходимости выплат как залога доверия к американским финансовым инструментам, так сегодня администрация Трампа открыто объявила торговую войну всему миру, а вы про какой-то смешной триллион в расписках рассуждаете.

И вообще, время тревожное сегодня, кругом арабские террористы и русские хакеры… тут не до сантиментов. Де-факто Китай по сей день не проводит самостоятельной внешней политики. Наиболее ярко и выпукло это было продемонстрировано после пафосных военных учений «Восток-2018», где приняли участие представители НОАК и где Путин встречался с китайскими политиками. Всё было громко и пафосно, а потом стало известно, что банки Поднебесной приостановили платежи российских контрагентов по «американским санкционным спискам». Такая вот китайская «сверхдержава».

Почему-то все рассматривают это обидный факт исключительно с точки зрения российско-китайских отношений. Но тут надо смотреть в глобальном смысле. Ещё лет 10 назад все российские аналитики были абсолютно убеждены, что для Китая независимость в сфере финансов - краеугольный камень державности и суверенитета (небезызвестный «Авантюрист» из Омска на этом строил свои рассуждения). И вот «на тебе» … Почему-то большинство аналитиков сегодня рассматривают данное решение китайских банков как удар по престижу России. Я бы смотрел на ситуацию несколько иначе…

Китай фактически «окружён»: Япония, Ю. Корея, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Индия… Со всеми этими странами у Китая серьёзные «территориальные тёрки». Американские политики даром хлеба не едят и своё дело знают. Назвать стратегическое положение сверхперенаселённого Китая, окружённого «недрузьями», блестящим язык не поворачивается. У Китая очень много проблем. И за большинством из них стоят «американские партнёры». Но даже сотрудничать в финансовой сфере с Россией (вроде как союзником!) без разрешения американцев «великий Китай» «не готов».

«Блестящая изоляция номер два». И, кстати, проблему Тибета и проблему уйгур тоже никто не отменял… И за ними (уже несколько поколений) тоже стоят американские «партнёры». Кстати, в своё время СССР признал Тибет и Тайвань китайскими, без вопросов, а вот Крым, с точки зрения Пекина, сегодня украинский... Такая вот «сверхдержавность». При этом степень влияния американцев на китайскую внутреннюю политику такова, что они способны разрешать и запрещать осуществление платежей китайским банкам, то есть для китайских банкиров Вашингтон более авторитетен, чем Пекин. «Моя плакать».

Что-то, знаете, «меня терзают смутные сомнения» в блистательных перспективах «великого Китая». А вы говорите, они проворовавшихся чиновников расстреливают? Пусть расстреливают. Ну, если нет более достойных занятий.

Следованию западным моделям должен быть положен конец, Китай должен стать могущественным, счастливым и экологически безопасным, а идеи должны быть формально вписаны в официальный устав компартии. Все эти постулаты были провозглашены на закрывшемся накануне XIX съезде Коммунистической партии Китая (КПК). разбиралась, какие цели поставила перед собой одна из самых могущественных держав земного шара и как она планирует перестроить мир.

Мао, Дэн, Си

«Идеи Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой», - именно замыслы нынешнего генерального секретаря, закрепленные в уставе партии, должны стать в будущем руководящей и направляющей линией для Китая.

Официальная канонизация замыслов генсека стала делом небывалым. Всего за пять лет пребывания у власти Си выдвинул собственные «руководящие идеи» и добился того, что они названы его именем. Помимо идей Си в теоретический арсенал Компартии входят марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна - основателя современного китайского государства - и теория Дэн Сяопина, который модернизировал страну.

Главная особенность «идей Си Цзиньпина» не в том, что они получили имя партийного лидера, которое теперь вписано в устав после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Замыслы нынешнего генерального секретаря соответствуют им по масштабу и широте, что отличает их от более узких и частных «идей тройного представительства» Цзян Цзэминя и «научного взгляда на развитие» . «Идеи Си» вобрали в себя множество политических концепций и лозунгов, выдвинутых китайским лидером за минувшие пять лет, которые определят судьбу страны в будущем.

Появилось и другое видимое свидетельство личного могущества Си. В соответствии с неформальными правилами, руководство Китая меняется раз в десять лет. И за пять лет до смены власти преемники высших руководителей - генерального секретаря и премьер-министра - вводятся в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.

В этот раз ничего такого не было: в Постоянном комитете нет ни одного человека, возраст которого позволил бы ему претендовать на роль преемника Си Цзиньпина. Многие эксперты считают, что нынешний генсек, благодаря небывалому укреплению собственной власти, может пойти на нарушение неформальных правил и, вопреки обычаю, остаться на третий срок - до 2027 года.

Даже если этого не произойдет и в течение ближайших пяти лет у нынешнего лидера появится признанный преемник, неформальное влияние Си на китайскую политику в 2020-е останется очень большим.

Ненужный ветер с Запада

Сегодня китайское руководство понимает, что страна стала сильной и экономически (успех Китая в этой сфере поддерживает развитие мировой экономики в целом), и в военной сфере. Пекин активно продвигает собственную модель международных отношений, основанных на равноправии, отказе от идеологической и геополитической конфронтации, признании общности интересов.

На протяжении десятков лет Китай активно учился и перенимал достижения других стран. В начале ХХ века китайская интеллигенция поклонялась западной науке и демократии, во второй его половине китайские коммунисты скопировали советскую модель, а потом успешно преодолели ее недостатки, обратившись в годы реформ к развитию рыночной экономики и глобализации.

Западные эксперты были уверены в том, что рынок и процветание неизбежно приведут Китай к отказу от однопартийной системы и переходу к западной модели, однако этого не произошло.

Пророчества скорого краха Китая из-за отказа от экономических свобод и возвращения к ленинизму как жесткой форме политического контроля пока не находят подтверждения. Укрепление политической вертикали никак не повредило ценимым китайцами рыночным свободам, напротив - эти свободы неуклонно расширяются и получают правовое оформление.

В этом свете наиболее примечательным постсъездовским кадровым решением стало введение в состав Постоянного комитета Политбюро Ван Хунина. До середины 1990-х он был влиятельным политологом, занимался проблемами международных отношений в университете Фудань в Шанхае. В 1995 году он возглавил кабинет изучения политики при ЦК КПК, после чего превратился в загадочную непубличную фигуру теневого политического советника.

Сверхдержава на Востоке

«Наступает новая эпоха, когда наша страна с каждым днем приближается к центру мировой сцены, непрерывно вносит все более значительный вклад в дела человечества», - объявил Си Цзиньпин во время выступления, поставив перед партией и правительством цель сделать из Китая могущественную мировую державу. Ключ - в мелочах формулировок. На прошлом XVIII съезде цель звучала так: нужно построить «сильное, богатое, демократическое цивилизованное, гармоничное, модернизированное социалистическое государство».

Теперь в конце вместо слова «государство» появилось слово «держава», в буквальном значении входящих в него иероглифов - «сильное государство». Повторение иероглифа «сила» вряд ли произошло по недосмотру - это отражает осознание смены эпох в развитии Китая.

В древней книге «Ли цзи» содержится описание движения Поднебесной от процветания в древности к упадку. Поначалу люди жили в идеальном обществе «великого единения» (датун), когда «Поднебесная принадлежала всем». В то время все люди относились к другим как к родным; они не копили добро; уходя из дома, не запирали дверей. Такова была древняя китайская мечта об утопическом эгалитарном строе, где нет частной собственности и все принадлежит всем.

Потом «великий путь померк», и Поднебесная стала собственностью отдельных семей. Люди стали любить лишь своих родственников и детей, «вещи и силы они берегли для себя», у них появилось имущество, которое они обнесли оградами. Чтобы упорядочить отношения между людьми, были созданы ритуалы и этика, которые заложили основы иерархических моральных отношений между правителем и подданными, родителями и детьми, старшими и младшими братьями, супругами. Это и есть ступень «малой зажиточности», или «малого спокойствия» (знак кан допускает оба варианта перевода): общество перестало быть монолитным целым, собственность разделилась между людьми, однако этические ограничения удерживают людей от недостойных поступков.

В конце XIX века китайские реформаторы разъясняли эту схему в духе утопического социализма, поставив задачу практического построения общества «великого единения», путь к которому пролегает через «малую зажиточность». В современном Китае компартия поначалу истолковала ее в категориях материального благосостояния и подушевого дохода.

Мао Цзэдун помог стране встать на ноги, добиться независимости. и его преемники сделали Китай богатым. Теперь пришел черед Си Цзиньпина: ему суждено сделать Китай могущественным мировым игроком, ни в чем не уступающим другим ведущим странам. Он понимает, что Китай не сможет добиться этого путем копирования западных образцов.

К окружающему миру обращен тезис о «создании сообщества судьбы человечества». Он связан с лозунгом «китайской мечты», который Си Цзиньпин провозгласил сразу после прихода к власти в 2012 году.

Официальная трактовка, представленная на съезде, гласит, что мечта китайского народа тесно связана с мечтами народов всех стран, а осуществление «китайской мечты» возможно только в мирной обстановке на планете и при стабильности мирового порядка.

Китай обещает продолжать движение по пути мира и развития, открыто опираться на принцип выгоды, отвергать идеологические распри и практиковать правильный взгляд на выгоду и справедливость. В Пекине хотят продвигать сотрудничество цивилизаций, заботиться об экологии, строить мир во всем мире и беречь существующий международный порядок.

Богатство внутри

Помимо внешнеполитического влияния, важная роль отводится и благосостоянию обычных китайцев. На съезде было подтверждено, что к 2020 году в стране будет построено «общество малой зажиточности», и в Китае не останется бедняков, живущих менее чем на 1,17 доллара в день.

С 2020-го по 2035 годы предполагается «осуществить базовую социалистическую модернизацию». С 2035-го до середины века к столетнему юбилею со времени образования КНР обещано построить «сильную модернизированную державу».

«Идеи Си» во внутренней политике призывают развивать механизмы демократии и управлять страной на основании закона, укреплять систему социалистических ценностей и наследовать китайскую культурную традицию, развивать социальное обеспечение, решать экологические проблемы.

Они требуют придерживаться «комплексного взгляда на безопасность государства», отстаивать принцип абсолютного партийного руководства в армии, добиваться воссоединения родины и выступать против любой деятельности, нацеленной на раскол государства. «Идеи» также указывают на необходимость строгого управления партией, борьбы с коррупцией и разложением.

Несгибаемый товарищ Си

Впереди у Си Цзиньпина пятилетка крупных праздников: в 2018 году в Китае будут отмечать 40-летие начала политики реформ и открытости, которую провозгласил Дэн Сяопин. Для нынешнего лидера это удачная возможность заявить о себе как о продолжателе дела «архитектора реформ».

В 2019 году настанет время праздновать 70-летие со дня образования КНР. Круглый юбилей республики примечателен тем, что по этому поводу в Пекине проводят военный парад и приглашают зарубежных гостей. Это еще один неплохой повод для увеличения влияния страны и ее лидера.

В 2020 году, к которому должно быть построено «общество малой зажиточности», Си Цзиньпин получит обоснованную возможность заявить о том, что решающий вклад в этот успех был внесен под его руководством - в период после 2012 года.

В 2021-м Си Цзиньпину предстоит возглавить празднование столетия со дня основания Компартии Китая. Этот юбилей будет политически насыщенным и ярко окрашенным идеологически, ведь партия сможет рассказать стране и миру о достигнутых под ее руководством небывалых успехах за длительный период времени, начиная от революционной борьбы и победы в гражданской войне против Гоминьдана.

И после этой непрерывной цепочки праздников, которые будут способствовать укреплению власти Си, незаметно придет время для проведения осенью 2022 года ХХ съезда КПК. В соответствии с прежней традицией, Си нужно будет уйти в отставку по возрасту.

Однако его авторитет и влияние достигнут к тому времени таких высот, что можно ожидать отступления от традиции - либо путем продления полномочий на третий срок, либо, что более вероятно, разделения властных постов и полномочий между Си и преемником на переходный период.

Усилия Си Цзиньпина по реализации «китайской мечты» и превращению Китая в самую влиятельную державу современного мира задают вектор китайской политики на несколько десятков лет вперед. Порядок без идеологической и геополитической конфронтации, предложенный миру Пекином, имеет шанс обрести большое количество сторонников и со временем стать общепризнанным.

Учитывая быстрое и успешное развитие Китая, можно отмести всякие сомнения в том, что Китайская народная республика станет одной из доминирующих сверхдержав XXI века. Несмотря на огромные проблемы, которые стоят перед страной, она может даже превратиться в мировую державу.

Но было бы ошибочно полагать, что возрождение так называемых “держав XXI”, таких как Китай и Индия, просто приведет к продолжению традиций Запада. Мы будем иметь дело со сверхдержавами другого типа.

С тех пор как европейские державы отправились в плавание в конце XXV века, чтобы завоевать мир, историография и международная политика привыкла к определенному шаблону: военная, экономическая и технологическая мощь переводится во влияние на другие страны, завоевание и даже мировое господство и империю.

Это было особенно верно в ХХ веке, когда в результате двух мировых войн Соединенные Штаты и Советский Союз сменили европейские мировые державы на мировой арене. Холодная война и период глобального господства США после 1989/1990 годов также следовали по этой схеме.

Но я думаю, что рост Китая до мировой державы пойдет по другому пути, вследствие его огромного населения в 1,2 миллиарда человек, которое грозит чрезмерно растянуть структуру системы государственного управления, а также систему принятия решений. Это тем более верно в периоды быстрых фундаментальных изменений, которые сегодня происходят в Китае.

Постоянная опасность чрезмерного растяжения внутренних политических структур страны вряд ли позволит ей играть какую-либо имперскую роль во внешней политике. До тех пор, пока это будет оставаться так, Соединенные Штаты не будут заменены как доминирующая держава, если только они сами не отрекутся от этой роли. Это может показаться простым, но будет иметь далеко идущие последствия для международного порядка ближайшего столетия.

Жизненно важные интересы, которые руководят китайской политикой — это внутренняя модернизация, политическая стабильность и выживание правящего режима, а также единение страны (включающее Тайвань). Эти интересы вряд ли изменятся в течение длительного времени.

В результате Китай станет сверхдержавой, которая ориентирована на развитие за счет внутренних факторов и которая — именно по этой причине — будет преследовать свои внешнеполитические интересы совершенно несентиментальным способом. С военной точки зрения Китай прежде всего будет сосредоточен на своем региональном превосходстве, поскольку от этого зависит единство страны. В других отношениях, однако, трансформация экономики Китая и общества будет играть крайне важную роль, поскольку от этого зависит стабильность режима.

Для китайского руководства это означает, что темпы роста около 10% в год будут играть важную роль в течение длительного времени. В противном случае быстрое и коренное преобразование страны из преимущественно аграрного общества в ультрасовременное индустриальное общество не сможет обойтись без дестабилизации системы.

Но эта сосредоточенность на внутреннем росте будет иметь огромные политические последствия — как внутри страны, так и для внешней политики. Китай будет первой страной, которая, благодаря своим огромным размерам и требуемому росту ВВП, будет вынуждена следовать “зеленой” экономике. В противном случае Китай быстро дойдет до “пределов роста” с катастрофическими экологическими и, как следствие, политическими последствиями.

Поскольку Китай будет наиболее важным рынком будущего, он будет играть решающую роль не только в том, что мы производим и потребляем, но и как мы это делаем. Рассмотрим переход от традиционных автомобилей к электрическому транспорту. Несмотря на иллюзии европейцев, это решение будет приниматься в Китае, а не на Западе. Единственное, что будет решать глобально доминирующая автомобильная промышленность Запада — это будет ли она адаптироваться и получит шанс выжить, или же она пойдет по пути других старых западных отраслей промышленности — в развивающиеся страны.

Во внешней политике Китай будет стараться защитить свои внутренние преобразования, обеспечивая себя ресурсами и доступом к иностранным рынкам. Рано или поздно, но правительство Китая осознает, что роль Америки как глобального регулятора является необходимым условием для жизненно важных интересов Китая во внешней политике, поскольку Китай не может взять эту роль на себя, а других глобальных игроков нет, и единственной альтернативой США будет развал порядка.

Этот американо-китайский тандем будет работать далеко не гладко, но будет облегчать кризисы и периоды серьезных экономических и политических противостояний, подобных тому, который в настоящее время навис над двусторонним торговым дисбалансом. Стратегически, однако, Китай и США будут вынуждены полагаться друг на друга в течение длительного времени. Эта взаимозависимость в какой-то момент также примет политические очертания, возможно, к огорчению всех других международных игроков, особенно европейцев.

Европа сможет изменить ход этого развития только в том случае, если она представит себя как серьезного игрока и встанет на защиту своих интересов на мировой арене. “Большая двойка” Китая и США, вероятно, с радостью воспримет это. Но Европа слишком слаба и разделена, чтобы быть эффективной на глобальном уровне, а ее лидеры не желают проводить единую политику, основанную на стратегических интересах их собственных стран.

Проект Синдикат

Йошка ФИШЕР, министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005

Китай - удивительная страна. Именно на этой территории зародилась одна из старейших цивилизаций на Земле, преобразившаяся из аграрного общества (которым была на протяжении многих веков) в индустриальную державу. А реформы, которые проводились в этой стране в последние полвека, сделали её второй по величине страной-производителем на Земле. Есть мнение, что совсем скоро Китай станет настоящей сверхдержавой. Но скептики уверены, что с сегодня есть, как минимум, 10 причин, по которым Китай не станет достойным конкурентом сверхдержавам.

1. Демография

Китай сталкивается с настоящим демографическим кошмаром. Поскольку показатели рождаемости уменьшились после десятилетий политики «одного ребенка», страна очень быстро стареет. Хотя политика «одного ребенка» была официально отменена в 2016 году, многие пары сегодня хотят только одного ребенка или вообще не планируют заводить детей. По данным Организации Объединенных Наций, к 2050 году у Китая может быть до 44 процентов пенсионеров.

2. Перенаселение

По состоянию на сентябрь 2017 года население Китая составляло более 1,3 миллиарда человек. Хотя страна территориально является четвертой по величине в мире, в ней живут около 20 процентов населения мира. Это создает огромную нагрузку на природные ресурсы Китая, особенно учитывая то, что уровень жизни в Поднебесной растет (а, следовательно, спрос на ресурсы увеличивается).

Несмотря на то, что были приняты определенные меры по сокращению численности роста населения, вполне вероятно, что Китай станет более зависимым от иностранных ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

3. Экологические проблемы

Ни для кого не является секретом, что в Китае существует серьезная проблема загрязнения. С момента его быстрой индустриализации, начавшейся в 1950-х годах, Китай дошел до такой степени загрязнения, что ученые-медики предполагают следующее: сегодня на самом деле в Китае может умирать 1,6 миллиона человек в год (около 4000 человек в день). В то время, как другие страны не столь бурно развивали производство из-за ряда ограничений, Китай строил заводы, не заботясь о долгосрочных экологических последствиях.

По мере того как иностранный спрос на более дешевые продукты, производимые в Китае, падал, сокращалось и количество фабрик, необходимых для их производства. Но в некоторых из наиболее сильно загрязненных районов просто дыхание эквивалентно выкуриванию 40 сигарет в день. Почти половина всего населения, проживающего в крупных (и зачастую наиболее загрязненных) урбанизированных регионах, страдает от последствий подобного загрязнения.

4. Распределение богатств

Несмотря на то, что Китай в течение многих лет демонстрировал очень впечатляющий непрерывный рост, значительная часть населения по-прежнему живет в нищете. С начала 1980-х годов миллионы людей заметно увеличили свой жизненный уровень, но в то время как экономика непрерывно растет, много миллионов китайцев живет без электричества или адекватной питьевой воды. Потребуется значительное количество времени и инвестиций, чтобы население Китая в целом наверстало упущенное и стало богатым по стандартам других развитых стран.

5. Увеличение заработной платы

Хотя в Китае очень сильно увеличилась прослойка среднего класса, увеличились и ожидания: все больше китайцев ожидает лучшей оплаты своего труда, что, в свою очередь, в конечном итоге сделает китайскую продукцию более дорогой для потребителей. В то время как такие страны, как Япония и Корея, по-прежнему экспортируют огромное количество товаров (и там растут зарплаты), качество этих товаров является высоким, что, в свою очередь, сохраняет высокий спрос на них. Хотя Китай экспортирует много товаров, они в основном недорогие из-за их низкого качества.

В конце концов, когда уровень жизни повысится, население потребует более высокую заработную плату, что неизбежно приведет к росту себестоимости продукции, а затем и слишком высокой отпускной стоимости продукции. Вероятно, это приведет к тому, что компании в конечном итоге уйдут из страны в поисках более дешевых стран, таких как Вьетнам и Бангладеш, для производства своих товаров.

6. Региональная напряженность

В Китае существует несколько регионов (таких как Тибет и Гонконг), которые требуют большей автономии. А это требует от страны выделения значительного объема ресурсов для обеспечения политической стабильности в своих границах. Пока Китай не сможет достичь определенного уровня региональной стабильности, а также контроля растущего стремления населения к большей свободе, его иностранные амбиции будут затруднены.

7. Эмиграция

В отличие от бывшего Советского Союза, если гражданин хочет эмигрировать из Китая, он спокойно может это сделать. Единственная проблема, похоже, связана с деньгами. Это представляет собой довольно серьезную проблему для Китая, поскольку в недавнем докладе указывается, что до 50 процентов самых богатых китайских граждан рассматривают возможность выезда за границу в такие страны, как США, Австралия и Канада. Поэтому, даже если Китаю удастся повысить уровень жизни, стране предстоит задача убедить значительное число своих граждан остаться на родине.

Ранее упоминавшиеся проблемы, такие как загрязнение, перенаселенность и ограничения личной свободы, делают подобное очень затруднительным. А ведь, когда люди эмигрируют, то они забирают с собой свое богатство, что приводит к потере налоговых поступлений и инвестиций в пределах страны.

8. Государственные предприятия

Хотя частная промышленность значительно выросла в объеме, очень значительная часть китайской экономики по прежнему принадлежит государству. Приблизительно 30 процентов совокупных активов (как в промышленном, так и в обслуживающем секторах) контролируются государством. Это может привести к коррупции и неэффективности, поскольку зачастую используются субсидии для поддержки предприятий, которые в противном случае не смогут конкурировать.

Только при здоровой конкуренции рождаются инновации, необходимые для поддержания актуальности во все более высокотехнологичной экономики. Однако, и поныне 50 процентов всей промышленности в Китае контролируются государством.

9. Реформы

В настоящее время Китай находится в довольно неудобном положении: он имеет практически рыночную экономику и в то же время является социалистическим государством. В результате впереди стране предстоит очень большая внутренняя проблема, поскольку она пытается сохранить свою экономику свободной и конкурентоспособной во всем мире, чтобы получать доход для развития страны в целом и поддержания социалистического режима. Но по мере роста среднего класса и увеличения его богатства, классовая структура должна стать более очевидной, и именно поэтому социализм здесь станет неуместен.

10. Армия

Хотя Китай вложил значительные средства в свои вооруженные силы, они по-прежнему находятся далеко позади самых мощных вооруженных сил в мире по оснащению и обучению. Для соответствующего оснащения и обучения армии Китая потребуется много денег. Широко распространенная коррупция в сочетании с отсутствием конкуренции, перерасходами, задержками, проблемами контроля качества и монополиями в оборонной промышленности завели страну в серьезный тупик, когда речь заходит о приобретении новых технологий. Также стоит вспомнить, что Китай не участвовал в боевых действиях с иностранным врагом со времен Вьетнама в 1979 году. Отсутствие опыта по сравнению с такими странами, как США, Великобритания и Россия, ставит Китай в невыгодное положение.