«Как много нужно, чтобы создать таких людей, которые были бы истинно нужны нашему времени» Н.В.Гоголь Герой Советского Союза Райлян Александр Максимович. Шагалеев Фарит Султанович

Р айлян Александр Максимович - командир 2-й эскадрильи десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.

Родился 19 апреля 1954 года в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края в крестьянской семье. Молдаванин. Член КПСС с 1976 года. Окончил 10 классов.

В Советской Армии с 1971 года. В 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков.

За год прохождения службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, 2-я эскадрилья десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии, которой командовал Александр Райлян, выполнила ночных заданий больше, чем все полки ВВС СССР вместе взятые. За этот же период отважный комэск не потерял ни одного из своих подчинённых.

У казом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года за умелое командование авиаэскадрильей, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11566).

После возвращения в Советский Союз А.М. Райлян продолжил службу в ВВС Прикарпатского военного округа, а когда в конце декабря 1991 года СССР прекратил своё существование, - остался на службе в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.

Участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Косово и Чечне. Был заместителем начальника боевой подготовки армейской авиации Вооружённых Сил Российской Федерации. Живёт в Москве.

Заслуженный военный лётчик РФ (1995). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Член Центрального Комитета КПСС в 1990-1991 годах.

И НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО

Днём этот пятачок на уступе каньона ещё мог бы сойти для посадки какого-нибудь виртуоза высшего пилотажа. Ночью - исключено. Так доложил вернувшийся на аэродром капитан Букатов, сам, между прочим, к вертолётной эквилибристике привычный.

Ну, раз исключено, полетит Райлян, - к такому решению неразрешимых проблем в эскадрилье успели привыкнуть.

Звезда состоит из пяти лучей. Золотая Звезда Героя - не исключение. Свою награду комэск Александр Райлян «делит» так:

Один луч - авиационному училищу, в котором учился, и подразделению, в котором служу. Второй - боевым друзьям по Афганистану. Третий - родителям, которые воспитали. Четвёртый - жене и сыну, чья доля (ждать и надеяться) едва ли легче солдатской. Ну, и пятый - себе.

Так как же он выглядит, «поделённый на пять» героизм?

Каньон встретил вертолёты кромешной темнотой - ни луны, ни звёзд. И где-то внизу, стиснутые скалами и окружённые душманами, отбивались наши десантники. Там были раненые. Там почти уже не было боеприпасов. Вот почему Райляну пришлось мгновенно решать: что для него более невозможно - приземлиться на крохотный пятачок или оставить ребят без помощи?

Они вылетели вчетвером - два Ми-8 и два вертолёта поддержки. В бездну каньона, едва не задевая каменные стены, по-альпинистски, спустилась одна машина. Описывать посадку на одно колесо не буду: всё равно получится вроде небылицы. Но она состоялась.

Утром Райлян тщательно осмотрел машину - ни одной царапины! А в эскадрилье - ни одной потери.

Рассказывая мне о той памятной ночи, Александр не забыл ни одного из её действующих лиц. Отметил абсолютную достоверность данных Букатова. Хвалил за меткость экипажи вертолётов поддержки под началом Прохорова. Восхищался филигранным мастерством своего штурмана Селиванова...

Я же слушал и с неудовольствием даже прикидывал, на сколько частей «расщепит» командир свой единственный лучик Золотой Звезды?

Сейчас подполковник Райлян служит в Прикарпатском военном округе. В полку, первым командиром которого был Герой Советского Союза Ф. Степанов . Второй полковой Герой, как мне показалось, с большей охотой говорит не о прошлых «подвигах ратных», а о насущных будничных делах. Только в разговоре нашем по-прежнему, как и в Афганистане, звучат одни и те же фамилии. И я совсем не удивляюсь, узнав от сослуживцев, что их комэску совершенно чужда распространённая среди командиров манера подменять собой подчинённых. Даже в делах особой важности. Не удивляюсь, потому что знаю: проверка Афганистаном имеет солидный гарантийный срок. А под мирным небом даже у офицеров редко случаются ситуации, требующие совершения Невозможного.

Хотя, как сказать. Сколько уж бьётся армия, чтобы избавиться от постыдной «традиции» дедовщины! Сдвиги, надо признать, невеликие, но и им приходится радоваться. Разве возможно излечить столь запущенную болезнь быстро, прямо сегодня?

Невозможно? Спросите во второй эскадрилье.

В. Изгаршев. - см. «По афганским дорогам». Комплект открыток. - М.: Изд. «Плакат», 1989.

РАЙЛЯН

АЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ

Командир авиаэскадрильи вертолетов Ми-8, майор. Родился в 1954 году в селе Молдаванском Краснодарского края, окончил Саратовское военное авиационное училище. Служил летчиком и командиром вертолета, командиром звена.

Участвовал в боевых действиях в Афганистане (ДРА, Демократической Республике Афганистан): в 1983 году командовал отрядом вертолетов Ми-8. Совершил 284 боевых вылета на вертолете Ми-8МТ для десантирования бойцов и эвакуации раненых. После возвращения на Родину продолжил службу в ВВС командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи вертолетов.

В 1986 году вновь был задействован в боевых действиях в ДРА в должности командира эскадрильи. На вертолете Ми-8МТ совершил 410 боевых вылетов (из них 135 – ночью), высадил 600 десантников и эвакуировал более 100 раненых. Участвовал в операциях в провинциях Кабул, Газни, Пактия, Кунар, Нангархар и Лагман. Авиаэскадрилья под его командованием выполнила около 6000 боевых вылетов, высадила более 7500 десантников, перевезла 670 тон боеприпасов и продовольствия, эвакуировала около 300 раненых.

Днем этот пятачок на уступе каньона еще мог бы сойти для посадки какого-нибудь виртуоза высшего пилотажа. Но ночью – без вариантов. Так доложил вернувшийся на аэродром капитан Букатов, сам, между прочим, к вертолетной эквилибристике привычный. Ну, раз так, то полетит Райлян – к такому решению неразрешимых проблем в эскадрилье уже привыкли.

Звезда состоит из пяти лучей. Золотая Звезда Героя – не исключение. Свою награду комэск Александр Райлян делит так: «Один луч – авиационному училищу, в котором учился, и подразделению, в котором служу. Второй – боевым друзьям по Афганистану. Третий – родителям, которые воспитали. Четвертый – жене и сыну, чья доля – ждать и надеяться – едва ли легче солдатской. Ну, и пятый – себе». Так как же он выглядит, героизм, поделенный на пять?

…Каньон встретил вертолеты кромешной тьмой – ни луны, ни звезд. И где-то внизу, стиснутые скалами и окруженные душманами, отбивались наши десантники, почти без боеприпасов. Там были и раненые. Вот почему Райляну пришлось мгновенно решать, что для него невозможнее: приземлиться на крохотный пятачок или оставить ребят без помощи.

Они вылетели вчетвером – два Ми-8 и два вертолета поддержки. В бездну каньона, едва не задевая каменные стены, по-альпинистски, спустилась одна машина. Посадка на одно колесо кажется невероятной. Но она состоялась. Утром Райлян тщательно осмотрел машину – ни царапины! А в эскадрилье – без потерь.

Рассказывая о той памятной ночи, Александр не забыл никого из действующих лиц. Отметил абсолютную достоверность данных Букатова. Хвалил за меткость экипажи вертолетов поддержки под началом Прохорова. Восхищался филигранным мастерством своего штурмана Селиванова... Я же слушал и прикидывал, на сколько частей командир расщепил свой единственный лучик Золотой Звезды героя...

РАЙЛЯН А.М. РУБАН П.В.

РУБАН

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

Командир штурмовой авиационной эскадрильи, подполковник. Родился в 1950 году в селе Хильчичах Сумской области Украины. После окончания металлургического техникума трудился разливщиком металла. Однако жизнь свою решил посвятить авиации. В 1972 году экстерном окончил Черниговское высшее военное училище летчиков, служил в Прибалтийском военном округе, в группе советских войск в Германии, в Закавказье.

Уже на втором году службы стал командиром звена, которое вскоре было признано лучшим. Затем – начальник разведки полка, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи. В 1983 году отличился на учениях «Союз-83». Летом того же года майору Рубану предложили возглавить штурмовую авиационную эскадрилью в Республике Афганистан.

Этого офицера-руководителя всегда отличали дисциплинированность, грамотность, старательность. Петр Васильевич чувствовал ответственность за исполнение своего служебного долга, всегда тщательно следил за боевой выучкой летного состава, соблюдением требований документов по обезпечению безопасности летной работы, был настойчив и принципиален. Личный состав эскадрильи под его командованием налетал 1119 часов, осуществив при этом 1149 боевых вылетов. Не раз они выполняли задания по прикрытию войск и колонн, нанесению авиационных ударов по скоплениям мятежников, складам с оружием и боеприпасами. По итогам боевой и политической подготовки эскадрилья Рубана значилась одной из лучших в ВВС в Афганистане.

Петр Рубан был военным летчиком первого класса. Полетные задания выполнял на отлично, цели поражал с первого захода, летал смело и уверенно. Всегда решительно атаковал наземные цели, несмотря на зенитное противодействие мятежников. Управлял самолетами Л-29, МИГ-17, МИГ-21, СУ-17. В 1982 году успешно прошел переобучение на новый авиационный комплекс СУ-25. Был подготовлен к ведению боевых действий в полном объеме курса боевой подготовки; общий налет составлял 1765 часов. В Афганистане выполнил 106 боевых вылетов, налетал 96 часов.

Принимая участие в Гератской и Кундузской, Шинданской и Фарахской операциях, 20 раз лично руководил эскадрильей при выполнении боевых заданий. В декабре 1983 года и в январе 1984-го принимал участие в Баграмской операции, во время которой десять раз водил эскадрилью на уничтожение живой силы и огневых точек мятежников. В сложных условиях боевой обстановки смело, решительно, грамотно управлял экипажем в воздухе. Сначала сам находил и подавлял зенитные средства противодействия и только после этого позволял летному составу работать на объектах.

За время службы в ДРА лично уничтожил 14 ДШК (станковых крупнокалиберных пулеметов, – примеч. ред. ), 3 опорных пункта, 6 автомобилей, 1 склад горюче-смазочных материалов, 2 мотоцикла, более 300 мин, 3 пушки, около 250 мятежников. Пользовался исключительным авторитетом среди личного состава.

16 января 1984 года, участвуя в очередной операции по уничтожению обнаруженной банды душманов, эскадрилья из восьми самолетов, ведомая П.В. Рубаном, наносила массированный удар в районе населенного пункта Ургун в условиях мощного противодействия противника зенитно-ракетными средствами. Командир эскадрильи первым выполнил атаку, однако на выходе из пикирования самолет СУ-25 получил повреждения от попавшей в него ракеты и потерял управление. Летчик катапультировался при большом угле крена и на малой высоте, что препятствовало полному раскрытию парашюта...

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ




Родился 15 апреля 1954 г. в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края; в Советской Армии с 1971 года; в 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков; за год прохождения службы в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане 2-я эскадрилья транспортно- боевых вертолётов МИ отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии.




За умелое руководство подразделением в боевой обстановке, что позволило избежать потерь личного состава и техники, а также за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий Родины по оказанию интернациональной помощи ДРА, 25 февраля 1988 года Александр Максимович Райлян был удостоен звания Героя Советского Союза.






«Голубь мира» 1987 год. Аэродром 335-го отдельного вертолетного полка. Перед отправкой очередной партии Ми-8 из советского Кагана в Афганистан техники рисуют на броне щитке одной из винтокрылых машин белокрылого голубя. Этот вертолет достался самому Райляну. Александр не стал удалять изображение птицы с брони, хотя поначалу начальство его ругало. И вот, то ли из-за этого рисунка на машине комэска, то ли оттого, что на вертолетах 335-го ОВП, кроме пулеметов ПКТ в носовой части, вообще не было никакого вооружения, десантники прозвали вертолетчиков "голубями мира".



"Максимальная высота, куда садился и днем и ночью, была 3600 м. Максимальный предел для Ми-8 при определенном весе м, но я поднимался и на м. Когда по вам пытаются пускать ПЗРК, как-то хочется несколько повыше подняться, чтобы не достали".






Набрал высоту, оглянулся в отсек. Борттехник кивнул: "Всё в порядке" Лети, вертолётчик, живи, человек, Счастливой, ребята, посадки!






Привет, дружище! Здравствуй, "шурави"! Как долго мы с тобою не встречались? С тех пор, пожалуй, как в чужой дали На полосе в Кабуле попрощались. Ты всё такой же, только седины В усах и на висках прибавилось немного. Всё вспоминаешь тропы той войны, Где нас с тобой свела одна дорога.


Награды и почётные звания Герой Советского Союза () Орден Мужества () орден Ленина () орден Красной Звезды () орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени () орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени () медали иностранные награды Заслуженный военный лётчик Российской Федерации ()




Р айлян Александр Максимович – командир авиаэскадрильи вертолётов Ми-8 335-го отдельного вертолётного полка (ВВС 40-й армии, Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), майор.

Родился 19 апреля 1954 года в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края. Молдаванин. В 1971 году окончил 10 классов школы.

В армии с июля 1971 года. В 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС лётчиком и командиром вертолёта, командиром звена (в Прикарпатском военном округе).

Участник боевых действий в Афганистане: в феврале-октябре 1983 – командир отряда вертолётов Ми-8 302-й отдельной вертолётной авиаэскадрильи. Совершил 284 боевых вылета на вертолёте Ми-8МТ для десантирования бойцов и эвакуации раненых.

После возвращения из Афганистана продолжал службу в ВВС командиром звена, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи вертолётов (в Прикарпатском военном округе).

В августе 1986 – июне 1987 вновь участвовал в боевых действиях в Афганистане в должности командира 2-й авиаэскадрильи 335-го отдельного вертолётного полка. Совершил 410 боевых вылетов (из них 135 – ночью) на вертолёте Ми-8МТ, высадил 600 десантников и эвакуировал более 100 раненых. Участвовал в операциях в провинциях Кабул, Газни, Пактия, Кунар, Нангархар и Лагман. Авиаэскадрилья под его командованием выполнила около 6.000 боевых вылетов, высадила более 7.500 десантников, перевезла 670 тон боеприпасов и продовольствия, эвакуировала около 300 раненых.

За умелое командование авиаэскадрильей и мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1987-1992 – командир авиаэскадрильи, заместитель командира и командир отдельного транспортно-боевого вертолётного полка (в Прикарпатском военном округе). В 1992 году заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина (Монино).

В 1992-1994 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Управления авиации Сухопутных войск. С 1994 – заместитель начальника, а в 1995-1999 – начальник отдела боевой подготовки Управления авиации Сухопутных войск (с декабря 1997 – Управления армейской авиации). В июле-августе 1993 года участвовал в боевых действиях в Таджикистане, в ноябре-декабре 1994, январе-феврале 1995 и мае 1996 – в боях в Чечне. В 1999-2003 – заместитель начальника боевой подготовки Управления армейской авиации. С мая 2003 года полковник А.М.Райлян – в запасе.

Живёт в Москве.

Член Центрального Комитета КПСС в 1990-1991 годах.

Заслуженный военный лётчик РФ (11.05.1995), полковник (1991). Награждён орденами Ленина (25.02.1988), Красной Звезды (24.08.1983), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (25.05.1987) и 3-й (27.12.1982) степеней, российским орденом Мужества (23.08.1996), медалями, орденом «Звезда» 3-й степени (Афганистан), другими иностранными наградами.

И НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО

Днём этот пятачок на уступе каньона ещё мог бы сойти для посадки какого-нибудь виртуоза высшего пилотажа. Ночью - исключено. Так доложил вернувшийся на аэродром капитан Букатов, сам, между прочим, к вертолётной эквилибристике привычный.

Ну, раз исключено, полетит Райлян, - к такому решению неразрешимых проблем в эскадрилье успели привыкнуть.

Звезда состоит из пяти лучей. Золотая Звезда Героя - не исключение. Свою награду комэск Александр Райлян «делит» так:

Один луч - авиационному училищу, в котором учился, и подразделению, в котором служу. Второй - боевым друзьям по Афганистану. Третий - родителям, которые воспитали. Четвёртый - жене и сыну, чья доля (ждать и надеяться) едва ли легче солдатской. Ну, и пятый - себе.

Так как же он выглядит, «поделённый на пять» героизм?

Каньон встретил вертолёты кромешной темнотой - ни луны, ни звёзд. И где-то внизу, стиснутые скалами и окружённые душманами, отбивались наши десантники. Там были раненые. Там почти уже не было боеприпасов. Вот почему Райляну пришлось мгновенно решать: что для него более невозможно - приземлиться на крохотный пятачок или оставить ребят без помощи?

Они вылетели вчетвером - два Ми-8 и два вертолёта поддержки. В бездну каньона, едва не задевая каменные стены, по-альпинистски, спустилась одна машина. Описывать посадку на одно колесо не буду: всё равно получится вроде небылицы. Но она состоялась.

Утром Райлян тщательно осмотрел машину - ни одной царапины! А в эскадрилье - ни одной потери.

Рассказывая мне о той памятной ночи, Александр не забыл ни одного из её действующих лиц. Отметил абсолютную достоверность данных Букатова. Хвалил за меткость экипажи вертолётов поддержки под началом Прохорова. Восхищался филигранным мастерством своего штурмана Селиванова...

Я же слушал и с неудовольствием даже прикидывал, на сколько частей «расщепит» командир свой единственный лучик Золотой Звезды?

Сейчас подполковник Райлян служит в Прикарпатском военном округе. В полку, первым командиром которого был Герой Советского Союза . Второй полковой Герой, как мне показалось, с большей охотой говорит не о прошлых «подвигах ратных», а о насущных будничных делах. Только в разговоре нашем по-прежнему, как и в Афганистане, звучат одни и те же фамилии. И я совсем не удивляюсь, узнав от сослуживцев, что их комэску совершенно чужда распространённая среди командиров манера подменять собой подчинённых. Даже в делах особой важности. Не удивляюсь, потому что знаю: проверка Афганистаном имеет солидный гарантийный срок. А под мирным небом даже у офицеров редко случаются ситуации, требующие совершения Невозможного.

Хотя, как сказать. Сколько уж бьётся армия, чтобы избавиться от постыдной «традиции» дедовщины! Сдвиги, надо признать, невеликие, но и им приходится радоваться. Разве возможно излечить столь запущенную болезнь быстро, прямо сегодня?

Невозможно? Спросите во второй эскадрилье.

Александр Максимович Райлян (род. 19 апреля 1954) - командир 2-й эскадрильи десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.

Родился 19 апреля 1954 года в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края в крестьянской семье. Молдаванин. Член КПСС с 1976 года. Окончил 10 классов.

В Советской Армии с 1971 года. В 1974 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков .

За год прохождения службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, 2-я эскадрилья десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии, которой командовал Александр Райлян, выполнила ночных заданий больше, чем все полки ВВС СССР вместе взятые. За этот же период отважный комэск не потерял ни одного из своих подчинённых.

Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года за умелое командование авиаэскадрильей, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11566).

После возвращения в Советский Союз А.М. Райлян продолжил службу в ВВС Прикарпатского военного округа, а когда в конце декабря 1991 года СССР прекратил своё существование, – остался на службе в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.

Участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Косово и Чечне. Был заместителем начальника боевой подготовки армейской авиации Вооружённых Сил Российской Федерации. Живёт в Москве.

Заслуженный военный лётчик РФ (1995). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Член Центрального Комитета КПСС в 1990-1991 годах.

Ссылки