Кем же были т.н. «монголо-татары», пришедшие на Русь в XIII веке

Знал Тоян и дальних соседей. Он называл князя Бинея, который водил 10 тысяч человек, владения которого начинались в десяти днях пути от Томска. Миллер, изучавший донесения Тояна, изложенные в русских документах, полагал, что это был ойратский князь .

Ойратские князья были монгольскими князьями. Монгольский историк М.Б. Чимитдоржиев писал:

«Монголия в XVII веке представляла собой ряд независимых государственных объединений. Каждое такое государственное объединение, именуемое ханством, самостоятельно решало вопросы внутренней и внешней политики и входило в отношения с иностранными государствами» .

В XIII веке монголы стали хозяевами половины мира. Чингисхан завоевал огромные территории, на которых находились как кочевые, так и оседлые народы, а также высокоразвитые средневековые государства Евразийского континента. Но это государство не было долгожителем, сразу после смерти основателя начался процесс его распада.

В 1368 году произошел распад Монгольского государства на Западное и Восточное. В восточной части стала править монгольская династия китайских императоров Юань, а в западной части воцарились ойратские князья. Ойраты были небольшим монгольским племенем, которое вошло в состав войска Чингисхана. Оно всегда стояло на левом фланге войска, от чего получило название «дзюнгар», что означает «левые». Впоследствии в несколько искаженном виде это слово станет названием народа и его государства - Джунгарского ханства.

Ойраты повели борьбу на несколько фронтов за господство над Западной Монголией. В начале XV века ее оспаривал моголистанский правитель Вейс-хан, который провел 61 битву с ойратами. Итог этой войны был ничейный, и земли Западной Монголии так и остались за ойратами. Хан породнился с ойратскими ханами и стал впоследствии воевать с ханом Улугбеком. В одном из сражений с армией Улугбека Вейс-хан был убит.

Вслед за этой крайне ожесточенной войной начался период полного господства ойратов над Западной Монголией, пришедшийся на середину XV века. Два ойратских хана, Тогон, правивший в 1434–1438 года, и Эсен, правивший в 1439–1455 годах, набрались сил и повели войну против монгольской династии Юань в Китае, стараясь захватить восточномонгольские земли. В этой войне ойратам не удалось добиться успеха.

Зато на западе ойратам сопутствовал бурный успех. В 1457 году ойратский хан Уз-Тимур разгромил хана Абулхаира, потомка сына Джучи Шейбана, в результате чего Узбекский улус во главе с Абулхаиром вынужден был признать власть ойратского хана. Монголы разгромили также правителя Ак-Орды Урус-хана. Его владения раскинулись по казахской степи от Урала до Иртыша и от среднего течения Иртыша до Сырдарьи. Сыновья Урус-хана бежали в Семиречье. Там при поддержке моголистанского хана Есим-Буши в долине реки Чу основали Казахское ханство.

После гибели Вейс-хана снова возобновились войны ойратов с Моголистаном. В 1472 году тайджи Амасанджи разгромил войско моголистанского правителя Юнуса и захватил Семиречье, то есть район семи рек, впадающих с востока в Балхаш . После этих побед Семиречье и казахские степи более чем на двести лет подпали под владычество ойратов.

Ойратские владения перед появлением в Сибири русских занимали довольно приличную территорию центральноазиатских степей верховий Иртыша, Монгольского Алтая и Семиречья. Так же, как и остальные народы, они делились на несколько родов, каждый из которых занимал свою определенную территорию. Роды торгоутов и дербетов кочевали в верховьях Иртыша по Монгольскому Алтаю и Тарбагатаю, в районе современной китайско-казахской границы. Род чоросов кочевал в верховьях и среднем течении реки Или. Хошоуты жили восточнее Или и в горах Тарбагатая. И последний ойратский род хойтов жил по течению Черного Иртыша .

Ойратское общество было достаточно развитым обществом для того времени, но имело своеобразную форму организации. Улус имел двойное деление: на аймаки, по родовому принципу, и на отоки, по территориальному принципу. То есть различали население по принадлежности к родам, по происхождению и по занимаемой территории. Происхождение имело значение для определения внутренней иерархии. Выделялись роды старшие и младшие. Члены старшего рода имели преимущество перед членами младшего рода. Ойратский хан выбирался из старшего рода. Из этих же родов происходили ханские чиновники.

Население несло феодальные повинности в пользу хана. Оно сдавало одну десятую всего приплода скота, занималось сбором топлива, снабжало продовольствием ханских послов и гонцов, а также выставляло ополчение.

Деление на отоки совпадало с военным делением на хошуны, своего рода военные округа ханства. Население каждого хошуна должно было выставить по приказу хана определенное количество вооруженных и снаряженных воинов-ополченцев, которые усиливали ханское войско в случае опасности или большой войны .

Хан регулярно собирал ополчение, проводил его смотр и учения. Сборы проводились обычно осенью, перед перекочевкой на зимние пастбища. Каждый воин должен был прибыть к ханской ставке со своим вооружением, снаряжением и продовольствием. Этот обычай дожил до конца XIX века. Монгольские ханы, жившие на территории Китая, продолжали собирать ополчение на смотры. Один из таких смотров В.А. Обручев видел на озере Курлык-Нор в Монголии:

«По окраинам поля полукругом были расположены белые и синие палатки рядовых, по одному десятку в каждой, под начальством дзангира (урядника). Значок десятки в виде желтого флага с монгольскими надписями и с пришитыми к нему красными и белыми тряпками был прибит к длинному копью, воткнутому в землю возле палатки, полы которой с теневой стороны были подняты и укреплены на расставленных кремневых и фитильных ружьях. В палатке был виден различный скарб обитателей - разноцветные и разномастные сумки и мешки с провизией, сабли и мечи разной формы и древности, чайные чашки, одежда, сапоги.

В центре лагеря стояли палатки мергенов (сотников) и адъютантов князя; они отличались большей величиной и нашитыми на них по белому или синему фону белыми или синими полосами. Возле каждой палатки возвышалось копье с разноцветными флажками, к древку которого были привязаны ружья, сабли, луки и стрелы.

Одеянием солдат служили непромокаемые штаны до пола, войлочный, обшитый кожей сапог с острым, загнутым вверх носком и с острым каблуком, и куртка или кафтан… На куртках, кафтанах и шапках были нанесены черные или желтые крестики, обозначающие воинское звание…

Воинская повинность у князя была поголовной и пожизненной…» .

Рядом с владениями ойратов в самом начале XVII века образовалось новое ханство. С 1567 года в северо-западной части Халха- Монголии правил хан Шолой Убаши, который долгое время был данником халхасского Дзасакту-хана.

Дзасакту-хан, это титул, который давался китайскими императорами сначала династии Юань, а потом и династии Мин, правителям Монголии.

В 1600-х годах Шолой Убаши вышел из подчинения Дзасакту-хану и в северо-западе Монголии, населенном монголами-хотогойтами, образовал свое ханство, которое он назвал «золотым», по-монгольски «алтын», а себе присвоил звонкий титул Алтын-хана. Шолой Убаши был воинственным человеком и быстро завоевал практически всю Северную Монголию, от верховьев Селенги до Алтая. Ему были подчинены многие народы, и сфера влияния Алтын-хана в 20-х годах XVII века простиралась от северных склонов Тянь-Шаня до северо-западных отрогов Восточных Саян, до района современного Красноярска. Ставка хана находилась у озера Убсу-нор .

Русские узнали об ойратах, или калмыках, в самом начале XVII века, когда новые владения вышли к границам земель, заселенных ойратами. Это был первый многочисленный народ, обладающий значительными военными силами. В середине XVII века ойратов было 600 тысяч человек, при этом только ханское войско составляло 10 тысяч .

С такими силами в Сибири русские сталкивались впервые. Войско Кучума было намного меньше по численности. Конечно, такая масса населения, такое огромное войско, вызвало беспокойство у тобольского воеводы, у которого практически не было сил, чтобы защищаться, если ойраты задумают пойти войной на русские владения. Аналогичного мнения придерживался и Борис Годунов. Царь в указе тобольского воеводы 11 февраля 1601 года предписал вести разведку среди калмыков.

Беспокоиться было от чего. Разрушение Сибирского ханства открыло для ойратов возможность завоевания для себя новых земель к югу от Иртыша. Первое десятилетие XVII века было для ойратов временем неудачных войн. В 1599–1600 годах они совершили нападение на Хорезм, но были разбиты войском хорезмшаха. Шла долгая и упорная война с казахским ханом Есимом, шедшая с переменным успехом. Война ойратов с Алтын-ханом, правителем Халхасского ханства, тоже закончилась неудачей. Более того, хан Есим и Алтын-хан заключили союз против ойратов . Это заставило самые многочисленные ойратские роды: торгоутов и дербетов, перекочевывать на северо-запад, с верховий в низовья Иртыша, к границам русских владений.

  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    Историки, писавшие историю моего народа, не обременяли себя строгостью концепций, непредвзятостью взглядов, тщательностью исследований и глубиной понимания истинных порядков вещей. Она написана поверхностно, противоречиво и беспомощно. Истории многих народов мира, если не сказать всех, находятся в том же состоянии. История всегда политизируется в угоду имперским амбициям. Империи, образовавшиеся после глобального исторического катаклизма 16 века, переписали историю по своим понятиям. Разрозненные факты, которые донесли летописные источники по всему миру, противоречат друг другу. Документы уничтожаются, искажаются, подметываются и фальсифицируются, но, как известно, рукописи не горят.

    Мой род относится к этнической группе бузавы, что означает оруженосцы или воины. Бузавы (ударение на второй слог) - донские калмыки-казаки имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков особенности культуры, свои танцы, песни, одежду, традиции и быт. Другие этнические группы калмыков на территории России - торгуты, дербеты, хошуты, элюты, зюнгары и другие. Этнические группы калмыков рассеяны на огромной территории Евразийского континента, что отражено в названии «калмык», смысл которого означает «далеко ушедший от родных мест».

    Все эти разрозненные этнические группы калмыков составляют единый этнос - ойраты. В давние времена «родным местом» ойратов были территории на Алтае, в Прибайкалье, в верховьях Енисея. Эволюция цивилизационных процессов в этом регионе на протяжении первого тысячелетия нашей эры привело к образованию этнического субстрата, из которого впоследствии выделилась ойратская народность. Она сформировалась на основе близких этнических признаков - общность языка, уклада жизни, быта, традиций, культуры, исторического опыта, верований и т.п. Дальнейшая история ойратов связана с метаморфозами цивилизационных матриц региона, занимающего две трети Азии и половину Европы. Эту гигантскую территорию европейские географы называли Тартарией.

    На карте Тартарии, составленной французским картографом Gullaume de l’Isle в Париже в 1706 году и ныне хранящейся в Коллекции Карт Библиотеки Конгресса США изображено состояние Тартарии на начало 18 века, в том виде, в каком она отражалась в представлении европейцев на этот период. В действительности же Тартария к этому времени уже не существовала. В описании к карте говорится: «Подробная карта региона, ограниченного Украиной и Балтией на западе и Китаем, Кореей и Тихим океаном на востоке, с Сибирью и Независимой Тартарией в центре». На этой карте под именем «Pays des Calmoucs» (Страна Калмыков) обозначена территория Джунгарского ханства ойратов.

    В первом издании британской энциклопедии 1771 года о Тартарии написано: «Тартария, громадная страна в северной части Азии. На севере и западе ее занимает Сибирь, которая называется Великой Тартарией. Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкесскими и Дагестанскими и расположены на северо-западе от Каспийского моря. Калмыцкие Тартары занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем. Узбекские Тартары и Монголы обитают севернее Персии и Индии. И, наконец, Тибет расположен на северо-западе от Китая».

    Была ли на самом деле Тартария или она существовала как понятие в европейской политической и этнографической географии, обозначающая земли за пределами доступного исследования (Тартар в древнегреческой мифологии является глубочайшей бездной, находящейся под Аидом, царством мертвых). Несмотря на то, что картографы отслеживали территорию Тартарии на протяжении нескольких сот лет, летописи о Тартарии молчат. Тем не менее, если рассмотреть локальные события по отдельным регионам в контексте всей Тартарии, то рисуется картина, в корне меняющая сложившиеся представления об истории этого региона. Тогда получается, что у всех наций Тартарии отняли их историю.

    Феномен Тартарии будет подробно рассмотрен в разделе «Принцип Москвы» в контексте современных проблем российской государственности и градостроительства Москвы. Здесь же важно отметить то, что ойратская цивилизация, обозначенная в британской энциклопедии как Калмыцкие Тартары, являлась структурообразующей цивилизационной матрицей Тартарии.

    Начало второго тысячелетия завершило процесс превращения родовых и племенных этнических группировок в более высокий тип этнических общностей - народности. К этому времени на огромной территории Восточной Европы, Северной и Центральной Азии оформились народности, общественный строй которых составлял особую организационную форму феодальных способов хозяйствования в соответствии с климатическими поясами и геоландшафтными монокомпонентами. Эти государственные образования, ханства, каганаты, орды всевозможных этносов, рас и народов составляли гигантскую метаимперию - империю империй, названную европейскими географами Тартарией. В 11 веке этническую общность феодального типа применительно к степному климатическому поясу создали ойраты.

    В историю ойратская народность вошла как «Союз четырех», указывая на то, что такой союз образовали четыре этнические группы ойратов. В действительности ойраты представляли собой пестрый конгломерат многочисленных этнических групп, имевших отдельные феодальные владения. Из того, что в исторических источниках промелькнуло название «Дорбен ойрат», т.е. «четыре ойрата», европейскими историками было сделано заключение о четырех ойратских народностях, образовавших союз. Но скорее всего источники писали о каком-то крупном перемещении четырех тумэнов ойратов.

    Тумэн (тьма - десять тысяч) - организационная военно-тактическая единица в государствах Тартарии, состоящая из десяти тысяч всадников. Тумэн дальше делился на тысячи, сотни и десятки. Подобная организационная структура основывалась на родоплеменном делении государственного строя. В Древнем Риме, например, в один из периодов истории каждый род (курия) был обязан поставлять центурию - 100 воинов под командованием центуриона. Племя поставляло трибу - 1000 воинов, которой командовал трибун. Самой крупной войсковой единицей римлян был легион. Десятками командовал декан, а легионами - легат, который по своему положению входил в состав сената Римской империи. Вначале легионы собирались из ополченцев (lego - собирать).

    Затем римские войска стали наемными и профессиональными. Легионам запрещалось покидать провинции и подходить к Риму из-за угрозы военных переворотов и психологического давления на сенат.

    Десятичная войсковая организационная структура государств Тартарии в разные периоды истории использовалась также и в административно-территориальном делении государств, например, на Украине в 15-18 веках. В своде законов «Уложение» Тимур (1336-1405) ввел правила управления армией и государством, согласно которым 10 воинов избирали начальника десятки или десятника (унбаши). Далее 10 унбашей избирали сотника (юзбаши).

    10 юзбашей имели своим начальником мирзу, которого называли тысяцкий (минбаши). В настоящее время организационная войсковая структура государств Тартарии сохранилась у казаков, которых Романовы с момента своего правления выделили в отдельное сословие и распределили, как и в Риме, по окраинам империи. Калмыкам в России отводилась та же роль - защита южных окраин Империи. Во время крупных войн калмыцкие и казачьи конные полки усиливали регулярные войска, например, в войне со шведами, с Наполеоном и других.

    В начале 13 века ойраты под предводительством хана Худухи-беки в составе одного тумэна переместились из верховьев Енисея в Джунгарию. Монгольская хроника «Шара туджи» описывает женитьбу двух сыновей ойратского хана Худухи-беки на Цэцэйкен - дочери Чингиз-хана и Холойхан - дочери старшего сына Чингиз-хана Джучи. Две дочери Худухи-беки были выданы за Онкута и Менгу. В результате заключения браков между сыновьями, дочерьми и потомками Чингис-хана и Худухи-беки образовалась отдельная родовая династия. Ойраты в составе смешанных родов распространились по всей территории Тартарии. Родственные связи ойратов с монголами были, например, у Хубилай-хана в Китае, у Бату-хана в Золотой Орде, у Хулагу-хана в Малой Азии.

    Так, например, в середине 13 века ойраты сыграли важную роль в установлении империи Хулагуидов, основанной Хулагу-ханом. Огромная империя Хулагуидов включала современные территории Ирака, Ирана, Азербайджана, Туркмении, Афганистана, Закавказья и восточной части Малой Азии. У Рашид-ад-дина мы находим: «В Иране и Туране было и есть множество [людей] из числа эмиров ойратского племени, однако, неизвестно, кто какой ветви, только они между собою знают свое происхождение. Из их числа был эмир Аргун-ака». Эмиром, кстати, в первоначальном значении назывался глава десятитысячного войска.

    Таковы факты, но здесь возникает вопрос, была ли Тартария «под монголо-татарским игом» или монгольские, ойратские, русские, украинские, тюркские и другие «казачьи тумэны» существовали по всей территории Тартарии для охраны рубежей и феодальных владений, сбора дани, торгового контроля, военных интервенций и подобных мероприятий. Например, в 16 веке сибирские промышленники Строгановы для охраны своих владений содержали «охочих людей» - казаков, среди которых были и ойраты. Значение слова «казак» - «скиталец», «вольный, независимый человек». Казачество, или казакование, - образ жизни казака, т.е. человека, по каким-то причинам оторвавшегося от своего племени (схожее значение имеет слово «калмык»), скитающегося на чужбине и добывающего себе средства для жизни своим оружием. Что-то вроде странствующего рыцаря. Так трактуются казаки по современным «научным» понятиям.

    На самом деле, казачьи тумэны не являлись войсками подобными современным войскам. Они представляли что-то подобное современным казачьим областям и округам в России. В таком случае, переход тумэна Худухи-беки в Джунгарию к западным окраинам владений Чингиз-хана можно трактовать как результат двухстороннего договора о взаимовыгодном территориальном сосуществовании. Появление калмыков в волжских и северокавказских степях, причина которого является на сегодняшний день неразрешимым вопросом, надо рассматривать не с современных позиций и представлений, а посредством концептуального моделирования и системного исследования цивилизационных матриц Тартарии.

    В 1284 году Аргун стал ильханом, т.е. правителем государства Хулагуидов, после него до 1335 года правили его сыновья и внуки Газан, Олджейту, Абу-Саид.

    В 1335 году ильханы потеряли влияние и правили под опекой, т.е. возводились на престол для придания законности власти новых династий Чобанидов и Джалараидов. Кроме них опеку осуществляли ойратские эмиры и визири. В 1338-39 годах ильханом под опекой Чобанидов была ойратка Сати-бек, дочь Олджейту-хана. По данным источников, в Иране и Закавказье в 13-14 веках находилось несколько тысяч ойратских семей, которые впоследствии ассимилировались в Сирии и Египте. Все эти политические отношения в Тартарии, рассматриваемые общепринятой исторической наукой в виде опек и других форм контроля власти, выглядят неубедительно и требуют отдельного исследования.

    В 1368 году после падения Юаньской (монгольской) династии в Китае поменялось напряжение политических сил Центральной Азии, которое оказало большое влияние на Джунгарию, населенную ойратами. Джунгария подверглась усиленному военно-политическому нажиму с противоположных сторон - запада и востока. Кроме того, значительно ослаб торговый обмен, который шел в этих направлениях. На востоке между монголами и ойратами были неурегулированы территориальные разграничения, которые периодически решались локальными войнами. С запада ойраты стали испытывать давление Могулистана (государства на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии), развивавшего свою экспансию на восток. Источники свидетельствуют, что вооруженные столкновения между ойратскими и могулистанскими войсками начались в последнем десятилетии 14 века и носили довольно ожесточенный характер.

    Лавируя между этими двумя силами, ойратские нойоны вынуждены были отправиться в Мавераннахр к Тимуру, у которого с Могулистаном были свои разборки, переходящие в военные столкновения, например, известная «битва в грязи» в 1365 году под Чиназом. В 1397 году к Тимуру из Дешт-и-Кыпчака (персидское название Половецкой или кипчакской степи, простиравшейся от Дуная до озера Балхаш с запада на восток) прибыло ойратское посольство. В сочинении «Зафар-намэ» - «Книга побед» (1425 год) летописец Тимура Шереф-ад-дин Али Йезди (?- 1454) написал: «Его величество милостиво обошелся с послами, удостоил их шапок, поясов, халатов и лошадей, согласился с их просьбой и отпустил с благосклонными грамотами, царскими подарками и редкостями».

    Первая половина 15 века характеризуется ростом сил ойратских феодалов и их политической консолидацией. В начале 20-х годов 15 века во главе ойратов стал энергичный и деятельный нойон по имени Тогон. Он подчинил своей власти все ойратские владения и стал единодержавным правителем созданной им империи ойратов. После этого он предпринял решительные шаги по расширению империи. В западном направлении ойраты в 1421 году продвинулись вглубь Могулистана и дошли до Иссык-Куля. Далее они овладели округом Хами и продержались там все 20-е годы 15 века, затем оставили этот округ турфанцам, сосредоточив все свои силы на восточном направлении. Тогон выиграл несколько сражений с Монголией и в 1434 году распространил на нее свою власть.

    Примечательно, что к этому времени относится появление у ойратов такого этнографического новшества, как ношение улан-зала - небольшой кисти из красной ткани на головных уборах. Указом ойратского хана Тогона в 1437 году ношение улан-зала было обязательным для всех ойратов, и служило наглядным выражением их отличия от остальных монголоязычных народов, сыграв свою роль в объединении ойратского этноса. Важно отметить, что калмыки Российской империи часто называли себя «улан залата», т.е. «носящие красную кисть», вкладывая в эти слова смысл этнонима.

    После завоевания Монголии Тогон вступил в переговоры с правительством Минского Китая, добиваясь в первую очередь узаконения свободной для ойратов торговли на китайских рынках. После того как переговоры с китайскими правителями зашли в тупик, Тогон начал готовиться к походу на Китай. После внезапной смерти Тогона в 1439 году, захват Китая осуществил его сын Эсен. Осенью 1449 года ойратская армия во главе с Эсеном вступила в пределы Китая. В местности Туму (в провинции Чахар, к юго-западу от города Хуэйлай) произошло генеральное сражение, закончившееся разгромом полумиллионной китайской армии и пленением императора Ин Цзуна (по другим источникам, Чжэн Туна). В китайских летописях это событие фигурирует, как «Тумусская катастрофа».

    Осенью 1450 года ойраты освободили императора и заключили с Китаем мирный договор. В 1454 году Эсен провозгласил себя всемонгольским ханом, но уже в следующем 1455 году он был убит в результате заговора группы крупных монгольских феодалов. Монголия вновь обрела самостоятельность, а в самой империи ойратов начались процессы распада. Состояние глубокой феодальной раздробленности ойратской общества, начавшееся со смертью Эсен-хана, продолжалось около полутора веков, до самого конца 16 века. В этот период внешнее и внутреннее положение ойратов непрерывно ухудшалось.

    Ослабление ойратского общества оживило силы сопредельных государств со всех сторон света. Феодальные правители Могулистана, Казахстана и Монголии поняли, что пришло время улучшить свои дела за счет раздробленной и ослабленной ойратской империи. Следующий 16 век поставил ойратское общество на грань выживания.

    У историков существует понятие «феодальная раздробленность». Где бы и когда бы ни существовали феодальные государства, мы обязательно слышим, что внутри них постоянно происходил дележ власти и территорий. Создается впечатление, что феодальная система хозяйствования просто обречена на междоусобицы. Междоусобицами объясняются все причины завоевания феодальных государств. И, наоборот, причиной их усиления является, как правило, их объединение посредством концентрации власти во внезапно появлявшейся «сильной руке» одного из феодалов. При этом феодалы, имевшие между собой прямые родственные отношения, убивали друг друга как заклятых чужаков. Отсюда и поговорка: «У царей нет родственников». Очевидно, что эта доморощенная модель внутренних политических взаимоотношений феодальных государств требует пересмотра и более объективного исследования.

    В первой половине 16 века ойраты Джунгарии оказались под властью монголов, которым удалось преодолеть раздробленность государства, благодаря стараниям Даян-хана (1470-1543). После длительной борьбы он объединил Монголию, подчинил ойратов, заставил Китай заключить выгодный для монгольских феодалов мирный договор и провозгласил себя «Великим Юаньским ханом». В 1543 году Даян-хан умер. Монголия вновь распалась на множество мелких ханств и княжеств. Ойратские владения отделились от Монголии и стали самостоятельно отражать интервенции. Борьба велась со всех сторон одновременно - на юге против Турфанского султаната, на западе против Казахского ханства, на востоке против халха-монгольских и южномонгольских правителей. Появлением «сильной руки» у ойратов и монголов вряд ли можно объяснить процессы таких сильных колебаний межэтнических отношений. Причины лежали глубже.

    В 16 веке плохо было всем обитателям Тартарии. И не только в Тартарии. Во всем мире происходила глобальная перестройка цивилизационных матриц с крушением одних и созданием других империй. Через две сотни лет, начиная с середины 15 века, мир стал другим. Мораль, если вы об этом подумали, не изменилась, разве что стала более разнузданной и циничной. Изменилась карта. Она была перекроена гигантскими ножницами в руках сумасшедших. С падением Константинополя в 1453 году была пресечена торговля между Европой и Азией. Италия постепенно захирела и с ней закончилась эпоха Возрождения. Торговый центр Европы переместился из Италии в Голландию. Европа вынуждена была искать обходные пути, что послужило в конце 15 века началом так называемых Великих географических открытий.

    Когда эти «открытия» случились, удивлению европейцев, самых цивилизованных и религиозных людей планеты, не было предела. Они открыли у других народов несметные богатства, которые еще никем не были ограблены. Жесточайшему грабежу придали характер национального геройства, сопротивлявшихся убивали целыми народами, а покорных обратили в рабство. Эти открытия принесли гибель великим американским цивилизациям майя, ацтеков, инков и другим. Затем в 16 веке страны европейского атлантического побережья приступили к колонизации всех остальных континентов, сея смерть многим древним цивилизациям по всей планете. Эти цивилизации находились на самых разных стадиях своего развития от глубокого матриархата до феодальных форм, что не умаляет их достоинства, попранного самыми цивилизованными варварами, вооруженными до зубов мушкетами и пушками.

    В России в конце 16 века великая смута положила конец так называемой династии Рюриков. Последние цари династии создавали на обломках распадающейся метаимперии Тартарии, территории которой рассматривались как фронтиры, империю нового типа. Начало созданию Московской (Российской) империи положил в 1485 году царь Иван III, присоединив Тверь к Великому княжеству Московскому, после чего он официально принял титул «государь всея Руси». Далее началось поглощение земель, уделов, орд, княжеств, ханств и других организационно-территориальных образований Тартарии, названное «собиранием всех русских земель». Так, например, были «присоединены» Великое княжество Рязанское (1521), Литовские уделы (1537), Казанское ханство (1552), Астраханское ханство (1556), Большая Ногайская Орда (1557), Сибирское ханство (1565) и т.д. В 1606 году после вероломного убийства Дмитрия Ивановича, последнего царя династии Рюриков, империю, но уже с другой концептуальной идеей, продолжила создавать династия Романовых.

    На другом конце Тартарии в 1616 году вождь потомков чжурчжэней Нурхаци объявил себя ханом и основал династию Хоу Цзинь (Поздняя Цзинь). Таким образом, была создана Маньчжурская империя. В 1620-х годах Нурхаци удалось подчинить себе большинство княжеств Южной Монголии. В 1627 году маньчжуры подчинили Чосон (название Кореи во времена правления династии Чосон). В 1636 году по повелению сына Нурхаци Абахая собрался съезд правителей 16 южномонгольских княжеств, на котором Абахая провозгласили всемонгольским ханом. В том же году Абахай под именем Хуан Тайцзи дал своему государству новое название - Цин. В 1644 году маньчжуры захватили Китай и основали новую китайскую династию Цинь, которая уничтожит затем (в середине 18 века) все государства ойратов.

    Ойратские ханства постигла та же участь, что и другие крупные государственные образования, возникшие в результате распада Тартарии, например, Речь Посполитая (1569- 1795) или Империя Великих Моголов (1526-1858). Эти государственные образования не смогли перестроить свою внутреннюю и внешнюю политику применительно к новым реалиям. Все, что не удалось прибрать к рукам новым империям, было колонизировано европейцами. Так был установлен новый порядок эпохи промышленной революции. Этот порядок просуществовал до начала 20 века, пока его не изменили мировые войны и революции. Маньчжурская империя просуществовала до 1911 года, Российская - до 1917 года, Османская (турецкая) - до 1922 года. Процесс создания новейшего порядка еще не завершен. В современном мире происходит угасание и накопление движущих сил, способных шевелить глобальную цивилизационную структуру.

    Но вернемся в 16 век. По свидетельству известного английского купца и путешественника Дженкинсона, который в 1557 г. пытался проехать из Средней Азии в Китай, он не смог этого сделать из-за войны между казахами и ойратами. В 1552 году южномонгольские феодалы во главе с Алтан-ханом (1507-1583), внуком Даян-хана, нанесли поражение ойратам, принудив их покинуть освоенные кочевья в верховьях реки Орхон и бежать на запад. Спустя 10 лет в 1562 году южномонгольские правители нанесли новый удар, заставив их отступить еще дальше к западу, к реке Иртыш. В 1587 году против ойратов выступили халха-монголы во главе с ханом Убаши-хунтайджи (1567-1627), борьба с которыми развернулась уже в долине реки Иртыш.

    Ойратская анонимная хроника «История Убаши-хунтайджи и его войны с ойратами», составленная в конце 16 века, излагая ход этой войны, отмечает, что перед лицом опасности, угрожавшей самому существованию ойратских владений, их правители объединились, общими силами выступили против Убаши-хунтайджи и разгромили его. Во главе объединенных ойратских сил стоял правитель хошутского улуса Байбагас-хан, пользовавшийся наибольшим влиянием.

    Последние десятилетия 16 века характеризуются дальнейшим резким ухудшением положения ойратских владений. Некоторые из них потерпели поражение от казахского хана Тевеккеля, который с 1594 года стал даже титуловаться как «царь Казахский и Калмыцкий». Ряд серьезных поражений нанес ойратским правителям и халха-монгольский хан Убаши-хунтайджи. Убаши-хунтайджи стал родоначальником династии халха-монголов, получившей в России известность под именем Алтан-ханов.

    Ойратов теснили со всех сторон, вынуждая их отходить на север. На севере ойраты в самом конце 16 века добили остатки войск бежавшего от русских сибирского хана Кучума. Гибель Сибирского ханства позволила ойратам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. В первой половине 17 века ойратский хан Хара-Хула силой оружия и средствами дипломатии медленно и неуклонно подминал под себя всех правителей ойратский владений.

    Постепенная концентрация власти позволила ему укрепить ойратское государство и начать планомерное возвращение потерянных земель. В 1635 году Хара-Хула умер, незадолго до образования ойратами своих собственных государств.

    В 30-е годы 17 века были созданы три государственных образования ойратов: Калмыцкое ханство на Волге (1633-1771), Джунгарское ханство в Центральной Азии (1635-1755) и Хошутское ханство в Тибете (1637-1723). В 1640 году ойратские ханы провели съезд, на котором приняли юридический документ под названием Икэ Цааджин Бичиг (Великое Степное Уложение), регулировавшее правовые отношения ойратских государств. Среди прочего, это уложение утвердило тибетский буддизм в качестве официальной религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских ханских и княжеских родов, собравшихся на съезд с обширной территории - Поволжья, Северного Кавказа, Малой Азии, Средней Азии, Западной Монголии, Урала, Сибири, Восточного Туркестана, Тибета. От высшего буддийского духовенства в работе съезда принял участие ойратский просветитель и религиозный деятель Зая-Пандита (1599-1662).

    В 1648 году Зая-Пандита, буддийский монах, учёный, просветитель и переводчик сутр, создал ойратский алфавит «тодо бичиг» - «ясное письмо». В калмыцком языке письмо тодо-бичиг официально употреблялось до 1924 года, после чего было заменено кириллицей в ходе проводившейся в то время кампании кириллизации алфавитов народов СССР. Утрата калмыцкой письменности является трагедией не только культуры калмыцкого народа, но и культуры России и мира. День национальной письменности «Тодо бичиг» ежегодно отмечается в республике Калмыкия 5 сентября.

    Буддизм пришел в Тибет в первой половине 7 века во время правления царя Сонгцена Гампо (617-650) в виде комплекса тантрических учений и медитативных техник Ваджраяны с элементами Хинаяны и Махаяны. В этот период в Тибете появились первые монастыри и крупные учебные заведения.

    Начала складываться школа Ньингма «Старая традиция», старейшая из четырех главных школ тибетского буддизма. Остальные школы: Сакья, Кагью и Кадам сложились в 10 веке. В 14 веке тибетский монах Чже Цонкапа (1357-1419) преобразовал традицию Кадам в Новую Кадам или Гелуг - «добродетель», которая получила наибольшее распространение среди всех монголоязычных народов. Южномонгольский правитель Алтан-хан принял буддизм в 1571 году. В 1615 году буддизм принят в Джунгарии. В 17 веке традиция Гелуг пришла к маньчжурам в Китай.

    В начале 17 века в Тибете разыгралась религиозная война между школами Кагью и Гелуг. Положение Гелуг резко ухудшилось, она была на грани уничтожения. В 1637 году ламаистские иерархи Гелуг направили монаха Гару-лозава в Джунгарию за помощью. Ойраты послали свои тумэны во главе хошутского хана Торубайху, известного в истории под именем Гуши-хана (1582-1654). В 1642 году на окраине Кукунора ойратское войско в кровопролитном сражении разгромило 30-тысячное войско монгольского феодала Цохор-Цогто, союзника Кагью. Затем Гуши-хан основал ойратскую династию правителей Тибета - Ладзан-ханов.

    В том же 1642 году между калмыками Нижнего Поволжья и казаками Войска Донского был подписан договор, которым было закреплено официальное вхождение калмыков в состав Донского казачества. Возглавлял делегацию Донских атаманов Степан Тимофеевич Разин (1630-1671). Происхождение казаков, с которыми калмыки тесно взаимодействовали, и поныне является исторической загадкой. Казачьи государственные образования были отмечены на всей территории Половецкой степи. Есть сведения, что казаки участвовали в знаменитой битве на Калке в мае 1223 года. Считается, что уже к концу 14 века в низовьях Дона и Днепра существовали две крупные группы казаков, которые к началу 16 века выросли в вольные войска. Историк Татищев В.Н. считал, что Войско Донское образовалось в 1520 году. По его мнению, в это время казачество переходит на оседлый образ жизни, строя первые «зимовища и юрты», и образовывает свою государственность. Современные исторические исследования склоняются к тому, что истоки донского казачества следует рассматривать в древнем славянском населении, которое по данным археологических открытий, существовало на Дону в 8-15 веках.

    По моему мнению, казаками стали называть отдельные славянские этнические народности, составлявшие государственные образования Тартарии, с того момента, когда Тартария перестала существовать как единое геополитическое пространство. Романовские записные борзописцы сочинили байку о происхождении казаков в 17 веке из беглых крепостных крестьян. Они наверняка знали, что казаки являются полноправными представителями государственных образований Тартарии, одно из которых Романовы отняли у династии, обозвав ее затем Рюриковской. Попытки казаков восстановить нарушенный порядок и устранить давление на них новых сил были стихийными и безуспешными. Романовым удалось эти попытки нейтрализовать, потопив их в крови и назвав их затем крестьянскими восстаниями. На деле это были полномасштабные гражданские войны, в которых участвовали помимо казаков, многие народы и государства распадающей Тартарии.

    Оставшиеся силы казаков были постепенно переорганизованы, введены в государственный реестр и переориентированы на внешнего врага. В 1663 году кошевой атаман Войска Запорожского Иван Дмитриевич Сирко, собираясь в поход на Крым, писал грамоту Московскому царю Алексею Михайловичу: «Великий Государь! Для помощи Войску Запорожскому казаков-донцов присылать не надо. Прошу прислать тайшу Аюку со своими калмыками. Это народ воинственный, с копьем садится на коня, вооружен колчанами с большими стрелами с широкими наконечниками, отличные наездники и прекрасно владеют мечом. По характеру своему люди мужественные и отважные. В бою страшны. Никогда не отступают, хотя и занимаются идолопоклонством». По сведениям источников с начала 17 века в различных районах Поволжья находилось 8 санов или тумэнов калмыцких воинов.

    Векторы расширения Романовской империи и организационные воздействия на фронтиры были направлены на выходы к Черному и Балтийскому морям. Пока Западная Европа была занята колонизацией других континентов, России довольно быстро удалось «прорубить окно в Европу» на Балтике. На Черном море Россия столкнулась со встречным движением усиливающейся Османской турецкой империи. Борьба с ней растянулась на несколько столетий и закончилась вместе с гибелью обеих враждующих империй в начале 20 века. Наиболее удаленное от центра черноморское направление требовало постоянной локализации военных сил и их непрерывного подкрепления. Этим объясняется планомерное усиление южных казачьих войск.

    В 1710 году глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642-1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), который, оставшись на Дону, целиком вошел в состав Донского Казачества. Очередная война с Турцией (1710-1713) велась Россией как следствие разгрома 27 июня 1709 года шведских войск в Полтавской битве, в которой принимала участие и шеститысячная калмыцкая кавалерия. Шведы были союзниками Турции.

    Накануне Турецкой войны состоялась встреча астраханского воеводы князя Одоевского Якова Никитича с Аюкой за Волгой при речке Соляной. Был заключен договор, который назывался: «О подданстве его Российскому государю, о бытии ему в походах противу неприятелей России, о нечинении разорения российским городам и людям и непринимании к себе в улусы государевых холопей». Глава калмыцкого ханства тайша Аюка получил ханский титул у главного иерарха ламаистской церкви Тибета в 1690 году. Однако правительство России признало Аюку ханом в 1709 году, после его заслуг в борьбе с турецко-крымскими войсками.

    Выражением доверия к калмыкам и признанием их заслуг в несении военной службы Русскому государству явилась отправка в сентябре 1664 года в калмыцкие улусы русского военного знамени. Этим фактом признавалось, что калмыцкое войско отныне выступает в качестве составной части русской армии. Знамя было изготовлено по специальному заказу и представляло собой группу символических изображений. В середине - двуглавый орел, над орлом месяц, около орла «круг винецкие травы», на коне человек с копьем «прободает змия». Знамя написано с обеих сторон, кайма алого цвета, по ней вышиты травы золотом. Одновременно со знаменем тайше Мончаку была отправлена «булава серебреная золоченая» для подчеркивания власти тайши в калмыцких улусах.

    В 1725 году калмыки входят в состав Яицкого (Уральского) казачьего войска. 7 апреля 1737 года Высочайшим Указом императрицы Анны учреждено Ставропольское калмыцкое казачье войско. В следующем 1738 году на левом берегу Куньей Воложки (рукав Волги), напротив Молодецкого кургана была заложена столица казаков-калмыков - крепость и город Ставрополь на Волге (с 1964 года город Тольятти). В 1842 году по Указу Николая I войско было реорганизовано, и казаков-калмыков распределили в Оренбургское и Астраханское казачьи войска. Российская империя много внимания уделяла организационным мероприятиям, направленным на установление государственного статуса казачьим, калмыцким и другим уцелевшим государственным образованиям распавшейся Тартарии.

    На восточной половине Тартарии в это время происходила иная цивилизационная переструктуризация с тенденцией усиления Маньчжурской империи, завершившейся соединением границ маньчжурского Китая и России. Создав в 1635 году в центре Азии самое воинственное из ойратских государств Джунгарское ханство, ойраты развернули имперскую политику по всем сторонам света. Вначале была остановлена военная интервенция Алтан-ханов, однако дальнейший нажим на Халха-Монголию затронул интересы маньчжурской империи Цин. В 1690 году разгорелась ойратско-цинская война, которая закончилась поглощением в 1691 году Халха-Монголии империей Цин.

    В составе Цинской империи территория Монголии представляло собой отдельное имперское наместничество, поделенное на многочисленные хошуны (феодальные уделы). Все мужчины в хошунах считались солдатами-ополченцами (цириками) империи, и по первому требованию маньчжурских властей каждая административная единица должна была выставлять и содержать, из расчёта один воин от десяти семей, вооружённых всадников в полной экипировке, т.е. по системе Тартарии.

    В 1678 году джунгарами был полностью захвачен Могулистан, который стал его вассалом, а в 1704 году из-за восстания Мухаммада Муммин-хана государство Могулистан было уничтожено. Одним из важных объектов ойрато-могулистанской борьбы за контроль над важными торговыми путями был Хамийский округ, обладание которым оспаривали три основные силы: Могулистан, Джунгарское ханство и Китай.

    Расположенный на главном торговом пути, связывавшем Китай со странами Запада, Хами играл роль дверей, открывавших и закрывавших вход в Китай.

    Особая роль Хами была причиной многочисленных войн, которые с древних времен Китай вел с кочевыми и оседлыми обитателями Половецкой степи и Восточного Туркестана. В конце 14 - начале 15 века правителями Хами были потомки императоров Юаньской династии Китая. В 20-х годах 15 века округом Хами владели ойраты, затем турфанцы. С тех пор борьба за Хами велась с переменным успехом несколькими государствами до конца 70-х годов 17 века, когда Xамийский оазис окончательно подпадает под власть Джунгарского ханства ойратов.

    Продолжение следует.

    Согласно легендам бурят, несшим персонифицирующий характер, когда все племя именовалось от легендарного первопредка, таковым был Барга-баатар, т.е. лидер племени баргутов.

    Его сыновьями были Илюдэр, Буряадай и Хореодой. От первого произошли олеты (ойраты), от второго - буряты (эхирит-булагаты), от третьего - хори-монголы. Легенда эта появилась гораздо позже другой, согласно которой бурятские племена появились от животных-тотемов. Так или иначе, любопытен тот факт, что олеты в этом мифе про трех братьев, неотделимы от бурят, коими тогда считались только эхириты и булагаты, и хори-монголов. И этому есть причины.

    XVII и XVIII века были драматичными и трагическими для народа ойрат, или джунгаров. Они пережили битвы в казахских степях, несколько миграций, вплоть до берегов Каспия и обратно, братоубийственные войны с халхасцами, геноцид от цинского императора.

    Сегодняшние калмыки составляют лишь часть народа ойрат, составлявшего некогда войска левой руки Их Монгол улс (зуун гар, или джунгар).

    Не собираясь затрагивать всю историю этого народа, хотелось бы остановиться на ойратах, поселившихся на западной стороне Байкала.

    Основную волну миграции джунгаров в Предбайкалье (территория нынешнего Усть-Ордынского округа и ряда районов Иркутской области) историки датируют временами ойрат-халхасской войны 1688 года. Времена «Сайн-хана смятенья, Бушагты наступленья». Тогда, спасаясь от кровопролития, на север ушли многие рода как халхов, так и джунгаров. И если халх-монголы в основной массе своей осели на территории нынешней Южной Бурятии, то ойраты ушли дальше, на земли реки Куды, Лены и Киренги. По направлению миграционного потока, это были в основном выходцы с Саяно-Алтая, что называется истинные «ой арад» - лесной народ. Они отличались от степных джунгар Галдан Бошогт-хана, воевать не хотели, и при первой возможности бежали.

    Сбором и систематизацией родовых легенд в начале - середине XX века занимался ученый-этнограф Сергей Петрович Балдаев. Многие данные, собранные им у информаторов, зачастую противоречивы, несут печать либо совершенно архаических культов, либо наложившихся друг на друга мифов, легенд, и исторических заблуждений. Работать с этим материалом нелегко, и на многие вопросы до сих пор нет однозначных ответов.

    Сэгэнуты - «третья сила» Предбайкалья

    В родовых преданиях булагатов и эхиритов часто встречаются рассказы о набегах, боях и целых битвах этих племен с сэгэнутами. Это было сильное и многочисленное племя, часто сэгэнуты нападали на соседей, грабили, убивали, похищали скот и женщин. Они могли выставить более трехсот человек конного войска. Позже, когда племя сэгэнут ослабло, эхириты и булагаты стали нападать на них, мстя за прежние грабежи и насилия. Жили сэгэнуты в долине реки Лены и устье реки Киренги, примерно на территории нынешнего Байкало-Ленского заповедника.

    По одной из легенд, с сэгэнутами сталкивались еще молодые Булагат и Эхирит. По другой - они пришли в долину Лены с южных берегов Байкала, убив своего родового нойона. Еще одно предание гласит, что путь сэгэнутов был довольно долгим, и шел по маршруту Саяно-Алтай - долина реки Хэм (Енисей, район нынешнего Канска), долина Ангары - долина реки Зулхэ (Лены). На происхождение сэгэнутов указывает не только время их миграции (ойрат-халхасская война) и место их проживания (Саяно-Алтай). Указывает также и то, что информаторы Балдаева часто называли их «цэгэнуты»,

    Часть сэгэнутов позже переселилась на остров Ольхон, часть ушла в район дельты Селенги, Байкало-Кудару, где поселились в селах Корсаково и Дулан. Еще одна группа сэгэнутов ушла из дельты Селенги в село Романовка Еравнинского района и село Чесан Кижингинского района Бурятии.

    Сэгэнуты полностью ассимилировались среди булагат и эхиритов. Но родовая память хранит образы вождей, часто носивших почетные звания «баатар», «мэргэн», «бухэ».

    По легенде, из Монголии сбежали три семьи и одна беременная женщина, Дулагай. Муж ее, Сулма, был убит преследователями. Она родила сына Уха Шара, который стал первым предводителем сэгэнутов. От него пошел I Сэгэнутский род, от трех семей - II род.

    По другому преданию, первый вождь сэгэнутов, Уха Шара, родился от женщины-сэгэнутки в плену у эхиритов. Она сбежала из плена, но родичи не принимали мальчика, называли его чужаком. Со временем, он стал знаменитым охотником, борцом и наездником, возглавлял облавные охоты и был провозглашен баатаром.

    У него были железные кольчуга и шлем, бухарский лук и скакун из конюшни самого Сэцэн-хана.

    Во время одной из охот - зэгэтэ аба, Уха Шара победил трех эхиритских борцов из рода Шоно, которые потом устроили ему засаду и убили вождя сэгэнутов. Есть любопытная легенда о том, что сэгэнуты ведут свою родословную от самого Сэгээн Сэбдэг тэнгэри, некогда бывшего «третьей силой» между западными и восточными тэнгриями. Такой же силой выступали сэгэнуты.

    Родственники сэгэнутов - икинаты и зунгары

    Ближними родами сэгэнутов, были еще несколько самостоятельных подразделений. Всех их связывало общее предание о выходе из предгорий Саяно-Алтая, и время этого исхода - ойрат-халхасская война.

    Икинаты к XVII веку занимали довольно обширные территории, примерно в треугольнике нынешних городов Братск, Канск и Нижнеудинск. К появлению русских икинаты находились на стадии племенного формирования, как и их соседи ашаабагаты. Между этими племенами происходили постоянные стычки. В итоге ашаабагаты заручившись поддержкой русских служилых людей из Красноярского острога, нанесли икинатам поражение. Со временем племя совершенно ослабло, и рассеялось по унгинским и аларским степям, примкнув к булагатам.

    По легенде, Икинат был племянником Сэгээна и пришел с ним к Ангаре с реки Хэм (тюрк. - Кем, рус.- Енисей). Икинат решил остаться и кочевать между реками Ангара, Ока и Бирюса, а дядя ушел дальше, в сторону Лены (Зулхэ мурэн).

    По другому преданию, племянником Сэгээна был некто Барта. Когда они поселились возле Зулхэ мурэн, они приумножились, стали нападать на соседей - эхиритов и булагатов. Те, объединившись, истребили сэгэнутов, в живых остались только Сэгээн и Барта. Как-то Барта ушел на охоту, а его дядя тем временем, проголодавшись, съел единственную овцу. Родственники поссорились, и Барта откочевал. От него пошел зунгарский род.

    Зунгары считают себя выходцами с запада, и соответственно, потомками западных тэнгриев. По одной из зунгарских легенд, их род, как и рода сэгэнутов и икинатов, произошли от небесного посланника Сээжин Сагаана и дочери некоего Аюхан-хана. От них родился первый вождь племени - Сэгээдэй мэргэн. Эта легенда любопытна также и тем, что Сээжин Сагаан спускается с неба в сопровождении Буха-нойона, который, по некоторым легендам, забодал пестрого быка и украл дочь Тайжа-хана.

    Так, неперсонифицированно, у булагатов назывались ойратские правители, то есть от титула «тайж».

    По еще одному преданию, племянником Зунгара был Икинат. Они жили на южно й стороне Алтая, и ушли оттуда из-за войны Галдан-Бошогту хана. Кочевали по реке Уде (Нижнеудинский район Иркутской области), из-за стычек с местными были вынуждены откочевать в район Балаганска у Ангары. Позже часть зунгаров ушла в Байкало-Кудару, близ дельты Селенги.

    Естественно, в первую очередь напрашивается тождественность названия рода зунгар с джунгарами. А также любопытное имя правителя - Аюхан. Не калмыцкий ли это Аюка-хан?

    Эта фотография калмыцких девушек в Интернете была названа “бурятские девушки”.

    «Рассыпались, как стрелы из саадака…»

    Война 1688 года была страшной. Голод, люди умирали тысячами, некому было хоронить мертвых. Воздух до небес был наполнен смрадом гниющих трупов людей и животных, пишет Балдаев.

    «Детей на коней сажали, женщинам луки давали…».

    От войны спасались целыми родами как халхасцы, так и ойраты. Первенство в неформальной иерархии ушедших к Байкалу ойратов было у племени сэгэнутов. Достаточно крупными были племя икинат и род зунгар. Помимо них также существовали и другие ветви ойратов.

    В Осинском районе Иркутской области проживает небольшой род мунхалют. Жена одного из сэгэнутов, не стерпев жестокого обращения, бежала с сыном в сторону реки Осы, где ее нашли булагаты янгутского рода. Сын этой женщины, Мунхалют, с детства был метким охотником.

    Хайтальский род также жил близ реки Зулхэ (Лена) вместе с сэгэнутами, по преданию, они имеют одни корни и вместе бежали от войны. Когда русские стали продвигаться по Верхоленью, хайтальцы ушли на остров Ольхон, затем ряд из них позже переселился в дельту Селенги. Оттуда несколько семей ушло в село Ильинка Заиграевского района и село Эгита Еравнинского района Бурятии. Также хайтальцев можно встретить в Нукутском районе Иркутской области. Сохранились упоминания об обогольском роде, родственном хайтальскому, ныне вымершем.

    Также из сэгэнутов выделился род боронут. Ныне из них мало кто остался, так как род рассеялся по разным селам в Качугском, Аларском, Эхирит-Булагатском, Баяндаевском районах Иркутской области.

    По Зулхэ мурэн кочевал род торгоут. Часть из них перешла Байкал, и также поселилась в дельте Селенги. Их великий шаман Буйдан принял ламскую веру, и молился родовым божествам «с указаниями от Далай-ламы, с поручениями от Богдо-гэгээна, с внушениями от Хамбо-ламы». Тут все понятно - торгоуты есть и в нынешней Калмыкии.

    Курумчинский род, по легенде появился в долине реки Лены во время разгрома Джунгарии. У Балдаева приход Хурэмшэ датирован XVII веком, что скорее всего, ошибочно, так как ханство ойратов было уничтожено в 60-х годах XVIII века. В итоге, непонятно, мигрировали ли они вместе с сэгэнутами и прочими, либо веком позже. Они, как и другие осколки ойратов, расселились довольно широко, в Качугском, Баяндаевском, Эхирит-Булагатском районах Иркутской области, Кабанском, Иволгинском и Баргузинском районах Бурятии.

    К ойратским, возможно, относятся рода букотский, шаранутский, дурлайский, ехэнутский, зодский, замотский, шэбхэнский, наратский. Сведения о них, у Балдаева, к сожалению, довольно скудны и обрывочны.

    Устные предания не сохранили для нас сведений об особенностях ойратских родов - об их быте, костюме, языке. К концу XIX века, когда в Предбайкалье стали работать первые этнографы и фольклористы, эти рода уже были полностью ассимилированы западными бурятами, сохранив лишь общую память о том, откуда и почему они пришли.

    PS: Тесные связи западнобурятских и ойратских племен отразились во многих легендах, мифах, родовых преданиях и сказаниях. Соперничество Буха-нойона и быка Тайжа-хана, кровное братство трех - ойратов, эхирит-булагатов и хори-монголов...

    Совместным памятником двух народов является эпос «Шоно баатар». Шоно был младшим сыном ойратского Хунтайж Цыбен Рабдана. Старшим братом Шоно-баатара был Галдан Цырен, правитель Джунгарии до 1745 года. Их мать, Налхан-хатан, была дочерью Аюка-хана.

    Падение ойратов было воистину трагическим. Империя Цин жестоко расправилась с непокорным народом, за один 1763 год было убито до миллиона ойратов. Оставшиеся рассыпались, как стрелы из колчана.

    Вариант эпоса, записанный в 1936 году фольклористом Хамгашаловым у сказителя из села Бильчир Осинского района Иркутской области Шанаршеева, стал составной частью духовного наследия бурят-монгольского народа.

    В Кем же были т.н. «монголо-татары», пришедшие на Русь в XIII веке

    Интерпретация событий российской истории ХII — XVI вв. в последнее время стала острым вопросом, предметом ожесточенных споров. Еще бы: ведь от этого времени сохранилось довольно много источников, и скрывать подлог (совершенный в ХVII в. любителями «укорачивать наше прошлое») было возможно только при сохранении в прошлом монополии на средства информации.
    Традиционное изложение «татаро-монгольского» нашествия есть ложь, это ясно всем здравомыслящим.

    Вопрос заключается в восстановлении подлинной истории. Историки пошли двумя путями.
    Первый — «евразийство» (Г. Вернадский, Л. Гумилев и др.) предполагает сохранение фактической основы «традиционной» версии, но при тотальной идеологической инверсии, при замене минусов на плюсы и наоборот. С точки зрения « евразийцев», татаро-монголы были дружественны Руси и находились с нею в состоянии идиллического «симбиоза». Но «дружелюбие» «татаро-монголов» в отношении Руси несовместимо с чудовищным погромом 1237-1240 гг.
    Евразийская теория нанесла удар по лживой версии русской истории. Ее позитивный аспект — в преодолении застарелой клеветы о якобы всегдашней враждебности «леса» и «степи», О несовместимости русских и славян с цивилизацией степной Евразии.

    Интерпретация «татаро-монгольского» ига, предложенная сторонниками «новой хронологии» (А. Фоменко и др.), пошла дальше. По Фоменко, никаких «татаро-монголов» вообще не было; под этим названием в средневековых источниках описана… часть российского государства. Сторонники «новой хронологии» приводят подбор сведений, позволяющих утверждать, что «Великая Татария» позднего Средневековья в основном была заселена русскими. Россия как «страна», как геополитическая реальность существовала всегда, причем в границах «евразийского» пространства, — вот позитивный вывод этой теории.

    Множество источников, которым удалось избежать тотальной «чистки» XVII в., позволяет сделать заключение о реальности «татаро-монгольской» агрессии против России. Но характер этой войны, ее события в этих источниках предстают иными, чем в «традиционной» версии… До недавних пор события 1237 г. было принято описывать, начиная со взятия Рязани; считается, что «татаро-монголы» обрушились на Русь неожиданно. Это было бы возможно только в том случае, если бы южная, степная часть Восточно-Европейской равнины в то время оставалась незаселенной или не существовала бы. По сути, в этом нас и пытались убедить.

    В действительности война началась не в декабре 1237 г., когда войска Батыя подошли к Рязани, а раньше. Первый удар был направлен против алано-половецкой степи: «Весной 1237 г. завоеватели перешли Волгу и начали затяжную и далеко не легкую для них войну с половцами и аланами… Упорное сопротивление половцев и аланов позволило Батыю сосредоточить войска для похода в Северо-Восточную Русь только глубокой осенью. На Руси знали не только о том, что готовится нашествие, но даже и о месте сосредоточения ордынского войска».
    Под псевдоэтнонимом «монголы» мы ни в коем случае не должны понимать реальных монголоидов, проживавших на землях нынешней Монголии. Самоназвание, подлинный этноним автохтонов нынешней Монголии — халху . Никогда они себя не называли монголами. И никогда не доходили ни до Кавказа, ни до Северного Причерноморья, ни до Руси. Халху , ойраты — антропологические монголоиды, беднейшая кочевая «общность», состоявшая из множества разрозненных родов. Примитивные пастухи, находящиеся на чрезвычайно низком первобытнообщинном уровне развития ни при каких обстоятельствах не могли создать даже простейшее предгосударственное сообщество, не говоря уже о царстве и тем более империи… Уровень развития халху, ойратов ХII — XIV веков был равен уровню развития аборигенов Австралии и племен бассейна Амазонки. Их консолидация и создание ими даже самого примитивного воинского подразделения из сотни воинов — полнейший абсурд.

    Миф о «монголах из Монголии на Руси » — есть самая грандиозная и чудовищная провокация иудохристианского Ватикана и Запада в целом против России.
    Антропологические исследования могильников XIII-XV веков показывают абсолютное отсутствие на Руси монголоидного элемента. Это факт, который оспорить невозможно. Монголоидного нашествия на Русь не было. И монголоидной империи в истории Евразии не было.
    Но нашествие как таковое было. Были жесточайшие битвы, осады городов, погромы, разграбления, пожары… Была дань-десятина, были «ярлыки», договора, совместные военные походы… — всё описываемое летописями и хрониками было, всё это подтверждается и археологически. Чтобы понять, кто на самом деле осуществил вторжение на Кавказ, в Причерноморье, на Русь, а перед тем завоевал Китай и Среднюю Азию, кто сокрушил и подчинил русов-аланов, русов-половцев Великой Степи, а потом и руссов Киевской Руси, надо просто определить тот народ, ту общность, которая обладала потенциалом для столь великих и трудных дел.

    В лесостепной полосе Евразии от Кавказа до Алтая и Саян, включая и Внутреннюю Монголию, никакой реальной силы, никакого народа, кроме поздних русов скифо-сибирцев, наследников бореального, огромного и могучего скифо-сибирского мира, не было. Даже если бы такой народ появился, он был бы раздавлен скифо-сибирцами беспощадно. Сотни могучих родов, объединенных языком, бореально-арийскими традициями суперэтноса, единой языческой верой — сотни и сотни тысяч прекрасно вооруженных воинов, профессиональных витязей во многих поколениях, могучих русоволосых и светлоглазых русов-бореалов — вот кто был реальными «монголами». Только они, эти непобедимые и ярые роды могли объединиться для великого завоевания, для великого похода (в который несчастных дикарей-халху они не взяли бы и погонщиками).
    Руссам скифо-сибирского мира не мог противостоять никто — и автор данного исследования знает об этом и пишет об этом - именно русы давали династии и элиты китайским царствам, надо добавить — и гвардии с чиновниками тоже. Именно они, совместно с русами Средней Азии подчинили себе её в считанные годы. Кто мог тягаться с ними! Кто мог сопротивляться им! Монголоидных ойратов и халху китайцы прогнали бы плетьми, а до Средней Азии они бы просто не дошли. В походе на запад скифо-сибирские русы разбили татар Урала и Поволжья, присоединили их к своим «ордам» (да будет известно, что «орда» не есть тюркское или монгольское слово, «орда» — это характерная трансформация слова «род» при переходе в ранненемецкие языки: сравни, «род» — «орда, орднунг, ордер», «работа» — «арбайт». Скифо-сибирские русы, язычники, гнали впереди себя и бросали на убой, на стены городов дружины покоренных народов — татар, булгар, русов-аланов, русов-половцев. Причем татары были язычниками «бореального толка», они, как и в целом «тюркская группа», не столь давно вычленились из бореальной общности и монголоидной примеси практически (в отличие от крымских татар — «кърым татарлар») не имели.

    «Татаро-монгольское» нашествие было нашествием скифо-сибирских русов-язычников, втянувших в свой могучий «девятый вал» язычников-татар, язычников-половцев, русов-алан, вторичных русов-язычников Средней Азии… — нашествием русов-язычников Азии на русов-христиан «феодально-раздробленной» Великой Владимиро-Суздальской и Киевской Руси.
    Сказки про монголов-ойратов надо оставить тем, кто их сочинил. Именно скифо-сибирские русы, опиравшиеся на покоренные царства и империи, в том числе и на Русь, создали Великую « монгольскую » могольскую Империю.
    Перерождаться и деградировать Империя-Орда (Империя-Род) начала после её нарастающей и тотальной исламизации, которой способствовал приток в Золотую (правильно, Белую) Орду огромного числа семитов-арабов. Исламизация в результате и стала причиной развала могучей Империи.

    История Евразийской Империи-Орды дошла до нас в «кривых зеркалах» мусульманских и католических источников. Ни одна из русских летописей не упоминает ни «монголов», ни «Монголии» — их просто не было. Вторжение, чудовищное по последствиям, было. «Симбиоза» не было, Гумилёв идеализирует прошлое. Но крепкие, договорные, кровно-родственные отношения были.
    И если сначала русов Руси и русов Орды разделяли религия и уклад, а также разница в социально-политическом развитии (русы-христиане Руси уже преодолели родовые фазы, имели «развитый феодализм», а русы Орды переживали родовой пик «военной демократии»), то спустя век исламизация русов и татар Орды пропахала непреодолимую межу между этнокультурно-языковыми «братьями», а, точнее, окончательно отсекла от суперэтноса русов его исламизированную евроазиатскую часть (за исключением тех русских «татар», что десятками тысяч принимали православие и переходили на службу Руси-России).
    Имена Чемучин, Батый, Беркей, Себедай, Угадай, Мамай, Убиляй, Чагадай, Боро(н)дай и пр. — тоже русские имена, только не православные, а языческие (позже в той же манере русские, и особенно русы-сибиряки, стали называть своих «меньших братьев» — Растерзай, Догоняй, Угадай…).

    А в том, что «ханы» русов скифо-сибирской Орды принимали в свою армию дружины русов-аланов, русов-ясов, русов Владимиро-Суздальской и Киевской Руси, татар-язычников, нет ничего странного. Было бы странным, если бы они собирали армию из халху, ханты, манси и ойратов — с такой «армией» они бы никогда не выбрались из «Монголии».

    Что касается иудохристианских описаний "жестокостей и зверств" «татаро-монголов» на Руси — то есть русов — язычников, то не менее красочно описывались их деяния и при походах русов на Византию, на Балканы, на Британские острова. Но несомненно то, что монголоидного нашествия на Русь не было. И еще в том, что мелкие окраинные народцы и торгашеско-ростовщический «интернационал», как и всегда, нажились на распрях между русами и, пользуясь смутой и войнами, вывезли на невольничьи рынки десятки тысяч русских, в основном женщин и детей из разоренных сёл, оставшихся без защиты мужчин-воинов. Особую роль в этом сыграли «крымские татары», имеющие весьма косвенное отношение как к Орде, так и к поволжско-уральским европеоидным татарам, которые от распрей пострадали не меньше, чем русские.

    Те политтехнологи, что пытаются внушить современным татарам, что их предки были «великими завоевателями» и «держали в рабстве Русь», — есть лжецы, усилия их направлены на стравливание народов по принципу: разделяй и властвуй.

    Нам надо помнить, что подлинные европеоидные татары (точнее - булгары ) — есть побочный сыновний этнос, вычленившийся из суперэтноса на бореальной стадии. Различие между русами и булгарами (татарами-язычниками), носителями исходной бореальной традиции, было значительно меньше, чем между нынешними русскими и татарами-мусульманами.