Кровавая традиция праздника ашура. Как празднуется День Ашура? Какой праздник у шиитов сегодня

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2019 году приходится на 9 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора - поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) - Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида - сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

БАКУ / Новости-Азербайджан. В Азербайджане отмечается Ашура. В этот день внук пророка Мухаммеда - Хусейн ибн Али - "по своему же пророчеству" был убит в Кербеле. Ежегодно шииты всего мира в этот день вспоминают своих мучеников. Сегодня во всех мечетях Азербайджана пройдут акции сдачи крови, которая позже будет передана в Банк крови.

Ашура у суннитов

Сунниты утверждают, что Мухаррам - первый месяц исламского календаря и один из четырех священных месяцев, о которых Аллах говорит в Коране:

"Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах - с богобоязненными".

Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут ан-Нух) причалил к суше после перенесенных потрясений от водной стихии, а Муса со своими последователями спасся от преследовавших его Фараона и его войск.

У суннитов принято в день Ашуры совершать пост, история которого восходит к началу мединского периода жизни пророка Мухаммада.

Ашура у шиитов

Шииты отмечают Ашуру как траур по имаму Хусейну. Траур проходит в течение первых десяти дней Мухаррама с кульминацией траурных церемоний в день Ашура. В этот день, 10 октября 680 года (или 61 года Хиджры), в битве при Кербеле были убиты имам Хусейн, его брат Аббас и 70 их сподвижников. В память об их мученической смерти шииты совершают ежегодные траурные церемонии - тазия.

Траурные церемонии проводятся в Иране, Азербайджане, Афганистане, Таджикистане, Ливане, Пакистане, Бахрейне и иных странах Персидского залива, а также в других странах, где есть сообщества мусульман-шиитов.

Несмотря на разницу в понятиях шиитов и суннитов, траур по Хусейну чтят все мусульмане и не только.

История Ашуры

10 мухаррама 61 года Хиджры в иракских степях Кербелы провинции Нейнава правитель Бени-Уммы Йезид Ибн Муавия казнил Имама Хусейна и 72-х его сподвижников. Головы казненных отделили от туловищ, и по обезглавленным туловищам проскакали кони вражеской армии. Затем их головы были нанизаны на колья. Чтобы это было в назидание другим, их показывали в Ираке и Шаме. Семья Имама Хусейна была захвачена в плен и доставлена к Йезиду.

Несмотря на то, что с этого события минуло 14 веков, ежегодно миллионы мусульман вспоминают это событие.

Имам Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора Имам Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа. Однако, Йезид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению. Йезид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Евфрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям в степях Кербелы. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Йезида халифом.

Пророк Мухаммед всегда говорил, что Имам Хусейн является повелителем молодежи рая. Согласно 33 аяту суры Ахзаб, он является одним из пяти священных членов Ахли-Бейта. Сахабы повествуют хадисы о том, что он был самым любимым внуком Пророка. Пророк Мухаммед называл врагов Имама Хусейна врагами пророка.

С военной точки зрения Ашура также стала значимым событием, это событие привело в исламском мире к новым и серьезным политическим движениям. Вслед за Ашура произошли восстания под предводительством Зейда ибни Али, Яхьи ибн Йезида, Нафси Закия, Мухаммеда ибни Гасыма, Табатабаи Хусейни и Табаристанских алавитов. Наконец, Муслим Хорасани для того, чтобы отомстить за Имама Хусейна начал восстание и в 139 году хиджры положил конец правлению Бени-Уммы.

Трагедия Ашура еще раз доказала, что тирания и агрессия бессильны перед смелостью, бесстрашием и отвагой. Это доказал Имам Хусейн, проявив бесстрашие и отвагу в степях Кербелы.

Еще одна особенность Ашуры в том, что никто насильно не пропагандирует ее, и люди добровольно отмечают этот день в дань уважения к шехидам Кербелы.

Подготовил Али МАМЕДОВ

(т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают за Али и его потомками исключительного права на лидерство в общении. Кроме того, между шиитами и суннитами существуют значительные расхождения в принципах юридических решений, в деталях ритуалов, в характерах праздников.
* Т.е. тоже самое как в РПЦ — праведные ходят за Солнцем, а никонианская церковь (РПЦ) ходит в противоположном направлении, хотя и те и те идут крестным ходом; старообрядцы – двоеперстники, а никонианцы – щепотники (трёхперстники), хотя и те и те крестятся. Вроде, какая разница?, но они придают этому огромное значение.

В СССР большинство мусульман были сунниты. Шииты встречаются среди части таджиков, и в основном среди азербайджанцев. Можно добавить, что сейчас у них добавилось третье, очень мощное реакционное течение – ваххабиты .

Шиитские праздники

Шииты, помимо общих мусульманских праздников отмечают дни рождения почитаемого ими имама Али и его потомков.

* День рождения имама Али (приходится на 13 раджаба).
* День рождения его сына — имама Хусейна (3 шаабана).
* День рождения восьмого имама Резы (11 зу-ль-каада).
* День рождения «сокрытого» имама Махди (15 шаабана).
* Праздник Кадир Хом (персидский) или Гадир Хумма (арабский), отмечается 18 зу-ль – хиджжа и связан с шиитским преданием о том, что пророк Мухаммед после паломничества в Каабе, в местечке Хумм, расположенного между Меккой и Мединой, произнёс у пруда Гадир следующие важнейшие для шиитов слова: «Али господин того, чьим господином был я».

Траурные дни

Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью шиитских имамов.

* День смерти пророка Мухаммеда (28 сафар).
* Дни Ашура связаны с гибелью имама Хусейна (с 1 по 10 мухаррам).
* День ранения имама Али (19 рамадан).
* День смерти Али (21 рамадан).
* День смерти шестого имама Джафара Сагига (25 шавваль).
* Особые моления происходят 20 сафара – 40-й день после мученической смерти Хусейна, и 13 джумада — день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Маали.
И т.д.

Ашура

Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря – день поминовения шиитского имама Хусейна. Приходится на 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года н.э.). В течение первых 10-ти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения и сказания о нём, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На 10-й день происходит торжественное шествие, оплакивание Хусейна, известное под названием «таазия» (перс. «оплакивание»).

Таазия, проходящая перед мечетями или в специально отведённых местах, начинается проповедью муллы. Проповедь завершается пением хора мальчиков, во время которой перед зрителями движется процессия. Иногда её участники, подчёркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама, и чаще всего повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн», т.е. «Владыка Хусейн, о горе, Хусейн». Это восклицание послужило ещё одному названию траура Ашура — «Шахсей-вахсей ». В нашей стране практикуется чаще не общественное, а домашнее оплакивание, а церемонии на открытом воздухе проходят без этого накала страстей и эмоций, какие наблюдаются, к примеру, в Иране.

Навруз

Навруз — таджикско-персидское слово означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое совпадает с весенним равноденствием. Этот один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков, приходится на первый день месяца савардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по календарю григорианскому на 21, 22, и реже на 23 марта.

В нашей стране Навруз отмечают преимущественно в республиках Средней Азии и Азербайджане. Навруз известен ещё с дозороастрийских времён — персоязычные народы торжественно отмечали его в доисламскую эпоху . Позднее он принял исламскую окраску, однако Навруз сохранил преимущественно земледельческие обряды, например, обряд проведения первой борозды, знаменующий начало весеннего сева. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия было известно для многих землевладельческих культур, повсюду оно символизировало вечное обновление жизни. Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением первых бутонов первых весенних цветов. Как только появятся цветы, группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по домам, кишлакам, и распивать песни, посвящённые наступлению весны. Нередко певцам аккомпанируют на народных инструментах. Хозяева приглашают певца в дом, берут цветы, целуют их, иногда проводят цветком по бровям и глазам, одновременно произнося различные пожелания для себя, своих близких и гостей. После такой краткой церемонии участники получают всевозможные подарки и идут к другому дому (т.е. как у нас Коляда, только весной ). После шествия гулгаргани люди начинают постепенно готовиться к Наврузу. Проводится тщательная уборка жилищ и дворов, обновляется домашняя утварь. За 15 дней до праздника весны начинают проращивать зёрна пшеницы или чечевицы, готовят праздничные кушанья, суть которых в надежде на получение богатого урожая в наступающем году. С особым энтузиазмом готовятся к празднику молодые девушки и женщины, которые шьют себе и детям ярке платья.

К сожалению, со временем утрачиваются многие традиции и обряды, связанные с наступлением весеннего праздника. Так одним из основных и весьма популярных предвестников наступления Навруза была последняя среда уходящего года, известная под названием чёршанбассури (?). Вот как описывает обычай таджиков, связанный с этой датой Нигмати: население Самарканда и его окрестностей весьма торжественно отмечало этот новогодний праздник. В самом Самарканде до наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанемент флейт, сурны, дойры, барабанов, держа факелы в руках, направлялись к берегам Оберамхата и там развлекались, плясали под музыку, пели песни, комики и шуты показывали своё искусство. В такой обстановке все поочередно перепрыгивали через костёр, купались. Кроме того, в этот день приготовляли лакомые кушанья и употребляли их коллективно. Богатые люди даже резали скот для угощения других, а несостоятельные в таких случаях собирались вместе по несколько человек и организовывали коллективное угощение вскладчину. В других городах Таджикистана вечером перед заходом солнца в каждом квартале разжигали костры, и все собравшиеся без исключения по очереди три раза перепрыгивали через костёр . Матери перепрыгивали через огонь вместе с детьми, совершалось это в целях избавления от всяких несчастий, бед и очищения себя и близких от грехов, накопившихся за год. При перепрыгивании через костёр произносили различные причитания, пожелания здоровья, счастливой жизни, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов и демонических существ. В день Навруза в культовых помещениях и абхана (?), т.е. в доме огня, собирались мужчины за чашкой чая и проводили свободное от работы время. Другой таджикский исследователь Нурджанов отмечает в этой связи, что в горных районах Таджикистана ежегодно собиралось всё взрослое население, утром разводили костёр, устраивали общее чаепитие, второй раз огонь разводили вечером, когда к дыму огня нередко приходили певцы, рассказчики, устраивавшие развлечения. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день среди таджиков.
* Прыганье через костёр и прочие обряды, связанные с культом Огня к шиитам пришли с Персии от огнепоклонников (т.е. Перуна сыны — крамольники). Но шииты прыгают через костёр 3 раза, т.е. очищали первые свои три тела, а славяне прыгают 9 раз — .

Во время Навруза, некоторых мусульманских праздников и свадебных церемоний люди водят хороводы вокруг костра и перепрыгивают через пламя. В ночь перед праздником одевают новые одежды. Женщины и дети готовят специальное ритуальное лакомство – саманак (содовую халву), для этого из проросших зёрен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне, приготовляя масло, добавляется мука и сахар. В ярко освещённом доме накрывают праздничный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь хавт, т.е. яств название которых начинается на фарси с буквы «С» , например: сабзи – пророщенные зёрна, сир – чеснок, себ — яблоко, серко – уксус, саамах – барбарис, саджи – джига, дикая маслина, сепат – шпинат. На стол ставят так же зеркало, по обе стороны от него канделябры, в которых зажигают свечи, и число, которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зелёный лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, молоко, сыр. Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом – хавтсин, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Люди холерического темперамента спешат в момент наступления Нового года отведать немного простокваши, а флегматики, как правило, немного молока, чтобы их темперамент уравновесился. Свечи, зажжённые на столе должны догореть, на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-то из близких членов семьи.

Хорошее предзнаменование, если первый посетитель следующего дня будет мужчина, и он скажет: «Живите ещё сто лет». Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовым гулянием. В некоторых местах появляются импровизированные ярмарки, на которых торгуют сувенирами, сладостями, национальными кушаньями. Своё искусство показывают народные певцы, музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики. Силачи демонстрируют силу, многих зрителей привлекают соревнования по национальной борьбе гуштингири. Любимым увлекательным зрелищем для публики в Средней Азии было состязание козлодраине В макале или кишлаке в Навруз устраивается общая праздничная трапеза, для приготовления которой заранее собираются продукты в каждом доме. В дни праздника люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки родственникам и близким.

В мусульманской традиции есть дни, в которые радость перемешана с трауром. Они рождают в душе верующих особые чувства. Возьмем, к примеру, праздник Ашура. Это великий день для любого мусульманина. Люди собираются вместе, проводят театрализованные мероприятия и вспоминают исторические события, произошедшие много веков назад. С чем связан праздник Ашура, в чем его смысл? Давайте разбираться.

Мусульманский праздник Ашура

Исламский календарь отличается от григорианского, к которому мы привыкли. Он является лунным, то есть сутки отсчитываются по движению нашего спутника. Праздник Ашура приходится на десятый день священного для мусульман месяца мухаррама. В 2016 году - 11 октября. Отмечать его начинают на закате предыдущих суток. Шииты и сунниты по-разному относятся к этому дню, хотя обе ветви ислама считают его праздничным.

Название праздника происходит от числа десять - «ашара» по-арабски. В этот день, согласно исламу, были созданы небеса и земля, ангелы и первый человек. Адам является праотцом всего человечества. Согласно легенде, он каялся в совершенных прегрешениях, и Всевышний благословил его тоже в день Ашуры. Кроме того, дата связана со множеством других исторических событий, которые принято вспоминать во время разнообразных празднований. Мусульмане уверены, что в этот день наступит когда-то Страшный суд, когда Аллах будет оценивать деятельность всех живших на планете людей. Верующие стараются выполнять заповеди пророка.

Праздник Ашура: день поминовения внука пророка Мухаммеда имама Хусейна

Кроме сотворения мира, описываемую дату связывают с более реальными историческими событиями. В 680 году произошла битва при Кербеле (нынешний Ирак). Согласно преданиям, в ней принимали участие внук Пророка брат его Аббас и еще 70 сподвижников. Их мучили так, «как не поступали с худшими из людей». По свидетельству источников, воинам не давали воды, их жгли огнем, рубили мечами, прибивали головы к крестам, пускали по телам лошадей. Герои стойко выдержали все испытания, предпочитая смерть позору предательства. Они доказали свою несгибаемую веру. Мусульмане обязательно вспоминают тяжкую участь этих людей, устраивая специальные мероприятия. Шииты в память о мученической смерти внука Пророка в день Ашуры соблюдают строгий пост. Они считают его траурным. Это правило обязательно для всех верующих шиитов. Иначе относятся к памяти имама Хусейна сунниты. Они соблюдают пост и траур по желанию.

Как проходят мероприятия

В городах и селах люди заранее организуют праздник Ашура. Принято в этот день устраивать театрализованные представления, в которых разыгрываются сцены битвы при Кербеле. Ничего радостного в таком мероприятии нет. Наоборот, верующие смотрят на постановку, переживая страдания героев, как собственные. Считается нормальным плакать во время представления, выражая таким способом печаль, подчеркивая траурность дня.

В постановке участвуют все желающие. Организует ее проведение община, то есть, каждый может стать актером на время празднования. Среди шиитов нет людей, задающихся вопросом о том, что за праздник «день Ашура». Всем с самого детства знакома традиция проведения мероприятий и особые верования этой даты (о них чуть ниже). История праздника Ашура преподается в учебных заведениях религиозной направленности. Верующим внушают уважение к героизму внука Пророка и его товарищей.

Детали представления

На центральной площади селения, как правило, сооружается временная сцена. Люди собираются в этом месте. Непременным атрибутом мероприятия являются пустые кувшины или меха для воды. Они символизируют жажду, от которой мучались павшие герои. Народ приходит к помосту в траурных одеждах либо с кусками черной ткани. Так выражается траур. Рядом сооружается макет печи, в которую, по преданиям, засовывали голову имама Хусейна. Импровизированную сцену украшают ножами, кинжалами и другим холодным оружием, используемым в те далекие времена для пыток. Вперемежку развешивают разнообразные цепи и оковы. Все декорации призваны для того, чтобы люди образно представляли исторические события, сопереживали им.

Шествие скорбящих

Представлением мероприятия не заканчиваются. Люди, воодушевлённые просмотренными сценами исторических событий, проводят шествие по улицам населенного пункта. Они несут черные траурные флаги. Повсюду раздаются возгласы: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!». Многие несут с собой цепи и холодное оружие, которыми ударяют себя в грудь. Это тоже своеобразное выражение скорби. Шествие растягивается на многие километры. Люди идут в траурных одежах, объединенные общей скорбью.

Женщины рыдают вголос, показывая скорбь. В шествии стараются принять участие все, кто живет в селении. Отказаться - совершить грех или постыдный поступок. Только лежачие больные могут не покидать дома в этот день. Они скорбят в своих постелях, стараясь тоже придерживаться поста.

Кстати, есть несколько интересных обычаев, связанных именно с недужными людьми. Вообще, мероприятия продолжаются почти сутки. И каждый считает честью внести свою лепту в их организацию и проведение.

Традиции дня Ашура

Как уже сказано, женщины во время представления и шествия рыдают вголос. С собой они несут небольшой сосуд - слезницу. В нее собирается влага из глаз. Мусульмане уверены, что она обладает целебными свойствами. Если в этот собрать слезы, то можно избавиться от всех болезней. Пророк Мухаммед благословляет всех, кто скорбит вместе с ним. Это и делает слезы чудодейственным лекарством. Ими мажут пораженные области, пьют и тому подобное. Празднование праздника Ашура начинается со специальной службы. Мусульмане собираются в мечетях для общей молитвы.

Молодежь и детей потом приглашают на торжественные чтения - своеобразные религиозные уроки. Людям рассказывают о страданиях имама Хусейна и его товарищей. Такие общественные чтения устраивают не только священнослужители. И простые верующие могут по собственной инициативе собрать соседей на литературно-историческое мероприятие.

Праздничные угощения

Особо благочестивые граждане не останавливаются на молитве и торжественном шествии. Они с детства знают, что в день Ашура в исламе принято совершать добрые дела. Люди устраивают благотворительные обеды. Прийти на них может каждый желающий. Это мероприятие отличается от обычного званого обеда. Организаторы сочтут за честь угостить любого, кто почтит их своим присутствием.

Людей усаживают за столы, где они неспешно едят то, что предлагается хозяевами. А в это время читаются книги богословского содержания, ведутся рассуждения о деяниях и подвигах пророка Мухаммеда, обязательно упоминается и подвиг имама Хусейна с подвижниками. Такой благотворительный обед является делом, угодным Аллаху. Организаторы радуются, когда удается принять множество случайных гостей. Иноверцев тоже с порога не гонят. Их усаживают за столы и растолковывают суть традиции. Ислам - миролюбивая религия. И в праздники это чувствуется совершенно особым образом.

Посещение больных

Особое место в исламе занимает и иной род благотворительности. Люди верят в то, что посетить лежачего больного в этот день - все равно что проведать всех детей Аллаха. И правда, тот, кто не может вместе с общиной принять участие в мероприятиях, обделен вдвойне, так как еще страдает от недуга. Обязательно в день Ашура люди стараются посидеть у постели больных родственников или знакомых. Им приносят угощения, стараются отвлечь от тягот недуга, развлечь.

Если больной попросит напиться, то люди считают, что Аллах благословил того, к кому обращена просьба. И вообще, подать кому-то воды - особая радость. Это как примета к удаче и радости у христиан. Конечно, когда просьба подать воды оказалась случайной, не подстроенной. Верующие считают, что избавив человека от жажды в этот день, они обретают прощение всех грехов.

Традиция омовения

С водой связано и еще одно верование. Как у христиан в Крещение, среди мусульман есть традиция совершать полное омовение в день Ашура. Искупаешься - защитишься от болезней и напастей. Очень похоже не ныряние в морозной проруби. Только день Ашура попадает на более теплое время и купаться в открытом источнике необязательно.

Праздничной ночью верующие не спят. Ее проводят в молитвах (ибадате). Это традиция поклонения. Тот, кто сумеет выдержать всю ночь, а утром постится, избавится от предсмертной агонии. Верующие стараются приучить к такой традиции детей. Семья проводит всю ночь в бдении. Старшие рассказывают малышам суть ритуала, читают исторические повествования. Это один из способов передачи религиозных традиций по роду. Поутру никто не спешит к столу завтракать, нужно поститься. Это время для омовений. После идут в мечеть, следом можно посетить больных или сходить на благотворительный обед. Весь день верующие стараются быть приветливыми с окружающими.

Традиция щедрости

Еще одно верование связано с подарками. Считается, что тот, кто будет в день Ашура щедр с зависимыми от него людьми, получит благословение Свыше. Аллах тоже одарит его исполнением мечты. Такое верование выливается в традицию дарить подарки родственникам. Кстати, зачастую женщины пользуются обычаем, чтобы попросить у супруга нечто необыкновенное, в чем он отказывал ранее. Конечно, не в традициях мусульманских жен наглеть. Но какие-то поблажки им перепадают.

Мужчины же почтут за честь проявить щедрость к тем, кто ее примет с благодарностью. Они верят, что потом в течение всего года Аллах станет помогать им в делах. Очень хорошая и для всех приятная традиция. Везет и наемным работникам. На предприятиях и в организациях хозяева могут выдать специальную премию к празднику. Считается, что за это Аллах наградит, наделит предпринимательской удачей на весь год.

Государственный праздник в Иране

Эта страна шиитская. Поэтому праздник Ашура в Иране отмечают всенародно. Люди собираются в мечетях. Глава государства обращается к народу с траурной речью. Все скорбят и вспоминают о героях, которые выступили против многочисленного войска «злодеев» небольшим отрядом. Телевизионные станции ведут репортажи с траурных мероприятий. Это событие используется властью для того, чтобы объединить людей, укрепить их дух.

Иран более сорока лет находился под санкциями практически всего мира. Жизнь в этой стране довольно тяжела. Но народ не роптал, стойко выдерживая испытания. Людей объединяет дух общей идеи. Они сумели доказать внешнему миру, что способны противостоять несправедливости. И немалую роль в воспитании этого всенародного упорства сыграла религиозная традиция.

Для иранцев день Ашура по-настоящему объединительный праздник. Они чувствуют себя не просто потомками героев, о которых слышали с младенчества. Фактически народ Ирана сумел повторить этот подвиг, причем по времени их страдания длились намного дольше. Может, из-за этого ощущения сопричастности к прямому люди с особым чувством гордости встречают день Ашура.