Мини-тренинг "как отвечать на острые вопросы". Курсы и тренинги Предварительные фильтры вопросов

…Вы выступаете перед собравшимися, и вдруг из зала звучит вопрос:

  • "Вы пытаетесь нам это впарить?"
  • "Да скажите проще - вы хотите наших денег!"
  • "Вы хотите затуманить нам мозги?!"
  • "Почему вы нас обманываете?!"
  • "То, что вы предлагаете - не работает!"
  • "Что за чушь вы несёте?!"

Вы подготовились к докладу/презентации. И единственно, что вас тревожит - возможные вопросы. Многие выступающие боятся вопросов из зала и стараются их избегать.

А если вы не готовы к острым вопросам, то можете растеряться: начнёте мямлить, с трудом подбирать слова, демонстрировать неуверенность.

  • Как отвечать на сложные вопросы придирки, возражения, сомнения, наезд, критику, компромат, обвинения?
  • Как быть готовым к самым острым и каверзным вопросам, поддерживать диалог с залом, выходить из сложных ситуаций?

На мини-тренинге "Вопросы-возражения" мы будем тренироваться отвечать на вопросы, которые обычно ставят в тупик, заставляют теряться, загоняют в ступор и замешательство.

Ответы на вопросы - многогранная тема, и существует много способов реагирования на них.

За эти три часа мы разберём и проработаем приём, который позволяет сохранять своё эмоциональное состояние и нейтрализовать негатив, направленный на вас или вашу презентацию (продукт, услугу, тему, идею).

Что мы с вами успеем за эти 3 часа?

На мини-тренинге у нас будет время только для работы.

Необходимый минимум теории: разберём приём реагирования позволяющий нейтрализовать даже каверзные вопросы и сохранить своё эмоциональное состояние. Как ответить на неудобный вопрос из зала так, чтобы "сохранить лицо" и не дать втянуть себя в спор, ситуацию взаимных обвинений и словесную перепалку?

И максимум времени на практику - отработку приёма в упражнениях и ответах на вопросы.

Приняв участие в мини-тренинге, вы начнёте учиться отвечать на вопросы легко, с азартом и драйвом. И ощутите что это гораздо проще, чем вы думали!

Сколько человек в группе?

Для качественной проработки каждым участником приёма реагирования на вопросы-возражения группа ограничена 12-ю участниками.

Гарантия 100% возврата денег

Если вы решите до конца первой половины мини-тренинга (т.е. в течение 1,5 часов), что это не то, что вам нужно, что этот мини-тренинг вам не подходит или ещё что-то не устраивает - мы вернём вам деньги.

Почти ни одно публичное выступление не обходиться без вопросов из зала. Они могут быть как во время самого выступления, так и после него, в блоке вопросов-ответов.

Вопросы из зала выгодны для оратора . Во-первых, они говорят об интересе к теме. Во-вторых, позволяют наладить отношения и составить мнение о спикере. В-третьих, помогают людям шире разобраться в предмете речи и, если это продажа, то принять решение о покупке. В-четвертых, помогают оратору почувствовать аудиторию, понять наиболее актуальные темы для нее и скорректировать свое выступление.

В работе с вопросами есть несколько инструментов, которыми мы можем пользоваться . Каждый из них направлен на корректное взаимодействие с вопросами и удержание интереса всей аудитории, а так же снижения риска возникновения конфликтной ситуации или нанесения нечаянной обиды слушателю.

Мы можем в начале выступления сказать о порядке озвучивания вопросов . Например: «Наша встреча продлиться 15 минут. В конце будет время для вопросов из зала. Если у вас будут возникать вопросы по ходу моего выступления, пожалуйста, запишите их, я с удовольствием на них отвечу». Можно позволить задавать вопросы и по ходу встречи. Это зависит больше от собственной уверенности, знакомства с аудиторией и стиля ведения выступлений, чем от аудитории. Так что выбирайте:-)

Еще один способ установить порядок получения вопросов - попросить писать их на бумаге и передавать к сцене, модератору. Он за время выступления отберет самые актуальные или частые и в конце спикер даст на них ответ.

Однажды увидел обновленную версию этого способа: сбоку от сцены стояла табличка, на которой написан номер телефона. Оратор попросил отправлять свои вопросы в форме sms на этот номер.

Блок вопросов-ответов можно устраивать после каждого отдельного раздела или темы. Главное, не затянуть со временем выступления. Хороший ответ - это лаконичный, краткий и полный. Будьте бдительны:-)

Эмоциональная реакция на вопросы всегда спокойна. Мне случалось наблюдать, как ораторы воспринимают вопросы, как помеху. Представляете, что написано на лице при таких мыслях?!

Чтобы такого не было, будьте готовы к вопросам - эмоционально открытыми к тому, что в любой момент могут задать вопрос. Тогда они никогда не вызовут странное выражение лица.

И конечно, во время подготовки продумайте, какие вопросы вам могут задать .

В правительстве любой страны есть отдельная группа людей, которые предугадывают вопросы от аудитории и заранее готовят ответы для политиков. По статистике они предугадывают 70–90% вопросов. Политика во всеоружии. А вы? :-)

Скажите, а что значит отвечать на вопросы всей аудитории?

Вы как раз вовремя! Спасибо за вопрос. Он очень верный - действительно нужно отвечать всему залу на вопрос одного человека. Вот вы сейчас задали вопрос и я начал отвечать на него, глядя на вас. И тут же перевел взгляд на всю аудиторию и начал соединяться глазами с каждым по очереди… Это и означает, что отвечаю на вопрос всей аудитории. А теперь я вернусь глазами к вам и уточню: «Я ответил на Ваш вопрос?».

Благодарность за вопрос и уточнение после ответа - это способ поощрения вопросов. Так можно подтолкнуть аудиторию спрашивать. Если на вопросы «выгодно» отвечать, то обязательно нужно поощрять. Кстати, уточняйте в корректной форме: «Я ответил на Ваш вопрос?». Не нужно уточнять: «Понятно?» или «Понял?». В ответ напрашивается: «Понял, не дурак»:-)

Скажите, а если я только что ска… и… -то… вопрос …ил?
- Уточните пожалуйста Ваш вопрос и повторите громче.
- Скажите, а если я только что сказал что-то и кто-то задает вопрос, на который я только что ответил?
- Благодарю!

Во-первых, если вопрос задан тихо и его никто не слышал, нужно попросить его повторить громче. А если он не понятен, то можно попросить уточнить.

Ответ на ваш вопрос затрагивает эмоциональную реакцию. И я еще раз повторюсь, даже если после подобного вопроса вам захочется чем-то бросить, реагируйте спокойно и положительно. Коротко повторите то, что уже сказали. Я заметил, что иногда люди просто не могут связать всю мысль в целое из-за того, что пропустили пару слов. Когда они услышат нужное, они могут вам сами сказать: «А! Да! Понял. Спасибо!».

Прежде, чем задать вопрос, воспитанные слушатели поднимают руки. Прошу вас, не игнорируйте их. Это может обидеть. Если вопрос возник, рука поднята, а вам нужно закончить мысль, коротко дайте понять, что сейчас договорите и ответите на вопрос: «Минуту, я договорю и отвечу на Ваш вопрос». Закончите мысль и дайте задать вопрос.

Выступление окончено. Вопросов нет!

Это не безвыходная ситуация и не беда. Можно попрощаться и уйти со сцены.

А можно… Подтолкнуть к вопросам… Например так: «Перед выступлением мне задали вопрос…» или «Мне часто задают такой вопрос…» Озвучить вопрос и самому ответить на него. Потом пригласить к вопросам: «Возможно, у вас тоже есть какие-то вопросы. Пожалуйста задавайте».

Если все же вопросов нет, прощаемся.

Не перебивайте меня!

Зачастую нужно дослушивать вопросы до конца, даже если суть вопроса понятна. Причина проста - уважение, такт и остальные слушатели. Не все в аудитории могут так же быстро понимать суть вопроса, как сам оратор.

И на закуску - я не могу придумать ответ сразу!

«Спасибо за вопрос. Дайте мне несколько секунд подумать…» Сделайте паузу, подумайте и дайте ответ. Такая реакция оратора на вопрос положительно скажется на всех слушателях - каждый будет уверен, что ответ дан на совесть. А это вам, как оратору, плюс.

Приятных разговоров!

Дмитрий Малиночка

Почти ни одно публичное выступление не обходиться без вопросов из зала. Они могут быть как во время самого выступления, так и после него, в блоке вопросов-ответов.

Вопросы из зала выгодны для оратора . Во-первых, они говорят об интересе к теме. Во-вторых, позволяют наладить отношения и составить мнение о спикере. В-третьих, помогают людям шире разобраться в предмете речи и, если это продажа, то принять решение о покупке. В-четвертых, помогают оратору почувствовать аудиторию, понять наиболее актуальные темы для нее и скорректировать свое выступление.

В работе с вопросами есть несколько инструментов, которыми мы можем пользоваться . Каждый из них направлен на корректное взаимодействие с вопросами и удержание интереса всей аудитории, а так же снижения риска возникновения конфликтной ситуации или нанесения нечаянной обиды слушателю.

Мы можем в начале выступления сказать о порядке озвучивания вопросов . Например: «Наша встреча продлиться 15 минут. В конце будет время для вопросов из зала. Если у вас будут возникать вопросы по ходу моего выступления, пожалуйста, запишите их, я с удовольствием на них отвечу». Можно позволить задавать вопросы и по ходу встречи. Это зависит больше от собственной уверенности, знакомства с аудиторией и стиля ведения выступлений, чем от аудитории. Так что выбирайте:-)

Еще один способ установить порядок получения вопросов - попросить писать их на бумаге и передавать к сцене, модератору. Он за время выступления отберет самые актуальные или частые и в конце спикер даст на них ответ.

Однажды увидел обновленную версию этого способа: сбоку от сцены стояла табличка, на которой написан номер телефона. Оратор попросил отправлять свои вопросы в форме sms на этот номер.

Блок вопросов-ответов можно устраивать после каждого отдельного раздела или темы. Главное, не затянуть со временем выступления. Хороший ответ - это лаконичный, краткий и полный. Будьте бдительны:-)

Эмоциональная реакция на вопросы всегда спокойна. Мне случалось наблюдать, как ораторы воспринимают вопросы, как помеху. Представляете, что написано на лице при таких мыслях?!

Чтобы такого не было, будьте готовы к вопросам - эмоционально открытыми к тому, что в любой момент могут задать вопрос. Тогда они никогда не вызовут странное выражение лица.

И конечно, во время подготовки продумайте, какие вопросы вам могут задать .

В правительстве любой страны есть отдельная группа людей, которые предугадывают вопросы от аудитории и заранее готовят ответы для политиков. По статистике они предугадывают 70–90% вопросов. Политика во всеоружии. А вы? :-)

Скажите, а что значит отвечать на вопросы всей аудитории?

Вы как раз вовремя! Спасибо за вопрос. Он очень верный - действительно нужно отвечать всему залу на вопрос одного человека. Вот вы сейчас задали вопрос и я начал отвечать на него, глядя на вас. И тут же перевел взгляд на всю аудиторию и начал соединяться глазами с каждым по очереди… Это и означает, что отвечаю на вопрос всей аудитории. А теперь я вернусь глазами к вам и уточню: «Я ответил на Ваш вопрос?».

Благодарность за вопрос и уточнение после ответа - это способ поощрения вопросов. Так можно подтолкнуть аудиторию спрашивать. Если на вопросы «выгодно» отвечать, то обязательно нужно поощрять. Кстати, уточняйте в корректной форме: «Я ответил на Ваш вопрос?». Не нужно уточнять: «Понятно?» или «Понял?». В ответ напрашивается: «Понял, не дурак»:-)

Скажите, а если я только что ска… и… -то… вопрос …ил?
- Уточните пожалуйста Ваш вопрос и повторите громче.
- Скажите, а если я только что сказал что-то и кто-то задает вопрос, на который я только что ответил?
- Благодарю!

Во-первых, если вопрос задан тихо и его никто не слышал, нужно попросить его повторить громче. А если он не понятен, то можно попросить уточнить.

Ответ на ваш вопрос затрагивает эмоциональную реакцию. И я еще раз повторюсь, даже если после подобного вопроса вам захочется чем-то бросить, реагируйте спокойно и положительно. Коротко повторите то, что уже сказали. Я заметил, что иногда люди просто не могут связать всю мысль в целое из-за того, что пропустили пару слов. Когда они услышат нужное, они могут вам сами сказать: «А! Да! Понял. Спасибо!».

Прежде, чем задать вопрос, воспитанные слушатели поднимают руки. Прошу вас, не игнорируйте их. Это может обидеть. Если вопрос возник, рука поднята, а вам нужно закончить мысль, коротко дайте понять, что сейчас договорите и ответите на вопрос: «Минуту, я договорю и отвечу на Ваш вопрос». Закончите мысль и дайте задать вопрос.

Выступление окончено. Вопросов нет!

Это не безвыходная ситуация и не беда. Можно попрощаться и уйти со сцены.

А можно… Подтолкнуть к вопросам… Например так: «Перед выступлением мне задали вопрос…» или «Мне часто задают такой вопрос…» Озвучить вопрос и самому ответить на него. Потом пригласить к вопросам: «Возможно, у вас тоже есть какие-то вопросы. Пожалуйста задавайте».

Если все же вопросов нет, прощаемся.

Не перебивайте меня!

Зачастую нужно дослушивать вопросы до конца, даже если суть вопроса понятна. Причина проста - уважение, такт и остальные слушатели. Не все в аудитории могут так же быстро понимать суть вопроса, как сам оратор.

И на закуску - я не могу придумать ответ сразу!

«Спасибо за вопрос. Дайте мне несколько секунд подумать…» Сделайте паузу, подумайте и дайте ответ. Такая реакция оратора на вопрос положительно скажется на всех слушателях - каждый будет уверен, что ответ дан на совесть. А это вам, как оратору, плюс.

Приятных разговоров!

Дмитрий Малиночка

Как научиться отвечать на неудобные вопросы, вступая публично?

Как часто Вам, выступая публично, доводилось попадать в ситуации, когда из зала доносится вопрос, на который Вы не готовы, или, попросту, не знаете, как ответить? Уверена, что с десяток таких ситуаций найдется у каждого, кому приходится делать доклады, читать лекции и т.д.

При этом в Вас тут же поднимается волна негодования на того, кто задал вопрос, желание защититься и дать сдачи, которое сменяется полнейшим замешательством. Однако, если Вы хотите стать хорошим оратором, позволять себе этого нельзя ни в коем случае. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие, держать себя в руках. А чтобы было легче этого добиться, есть несколько универсальных способов выйти из неприятного положения.

1. Вы не обязаны знать все на свете и отвечать на все вопросы, задаваемые аудиторией!

Причина ухода от ответа может быть как в нецелесообразности ответа на заданный вопрос, так и, чего греха таить, в Вашей некомпетентности по данному вопросу. Однако честное признание этого факта будет всегда смотреться выйгрышнее, чем попытка показать свою компетентность в незнакомом вопросе.

Конечно, прямо заявить, что Вы не намерены отвечать на вопрос нельзя… Но всегда можно сказать что-то вроде «Я бы сейчас не хотел выдавать непроверенную информацию…» или «Я сейчас не обладаю информацией по данному вопросу…» Однако, если спрашивающий настаивает, либо Вы уже не раз прибегали к этому приему, воспользуйтесь другим приёмом. Запишите вопрос и пообещайте связаться в течение суток с человеком, задавшим вопрос, как только уточните ответ. При этом Вы не только проявите уважение, покажете всю значимость для Вас задаваемых вопросов, но и уйдете от неудобного вопроса.

2. В случае выдачи непроверенной, неправильной или некорректной информации никогда не оправдывайтесь и не спорьте!

В такой ситуации нужно просто признать свою ошибку, можно сделать комплимент внимательности и компетентности человека, её обнаружившего, и двигаться дальше, не заостряя на этом внимания!

3. Если слушатель из зала высказывает мнение, противоположное Вашей точке зрения, либо задает провокационный вопрос, ни в коем случае не вступайте в полемику!

Необходимо очень внимательно выслушать оппонента, всем своим видом показывая, насколько оно важно для Вас, и только после этого, не перебивая его, переходить к ответу. Причем ни в коем случае нельзя переходить на оскорбления и личности, поскольку есть вероятность, что именно этого от Вас и добиваются.

Не показывайте своего смущения или замешательства. А, начав с фразы «Проблема, которую Вы затронули, действительно имеет место быть», либо «Спасибо за острый вопрос», выйграйте некоторое время обдумать ответ и успокоиться. А дальше поступите так, как часто делают студенты… Начните выдавать информацию, которую Вы знаете и в которой уверены, например «Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно начать вот с чего…».

По сути, вопросы ведь могут задаваться совсем не с целью раскрытия темы, особенно когда это «неудобные» для выступающего вопросы… Высока вероятность того, что он прозвучал с целью привлечения внимания к задающему вопрос. Это, своего рода, «интеллектуальный терроризм». Ведь в большинстве случаев террористы, захватившие здание, взявшие заложников, конечной целью не всегда видят выкуп и удовлетворение своих условий. Они, в большинстве случаев, требуют в первую очередь телевизор, чтобы насладиться вниманием к себе. Хотя могут этого и не осознавать.

Так и в случае с Вашим докладом. Неосознанно человек, поднявший руку с целью задать вопрос, может просто хотеть внимания к себе, проявить свою эрудицию, чувство юмора, смелость. Поэтому чем больше Вы будете с ним спорить, тем больше он начнёт распаляться и получать желаемое. Чтобы не допустить этого, необходимо сделать из него союзника, а не противника, обратив внимание на широту и глубину познаний задающего вопрос. Либо просто восхитившись тем, что человек так заинтересован и душой болеет за это дело.

Конечно, более простым способом может являться простое игнорирование неудобного вопроса, но при этом Вы не будете выглядеть так эффектно, как в случае применения выше описанной методики. А имидж оратора, как ни крутите, дело очень важное.

4. Предупредить нежелательные каверзные вопросы можно сказав о том, что ждёте их!

Как мы знаем из курса физики, сила действия равна силе противодействия. Таким образом, сказав после выступления не просто фразу о том, что Вы готовы ответить на вопросы, а что-то вроде «Рад буду ответить на ваши вопросы, особенно на каверзные» или «А теперь, пожалуйста, задавайте вопросы, и пожалуйста, поострее». В таком случае каждый, кто за время Вашего выступления заготовил парочку неловких вопросов, окажется союзником, а не противником, при этом у него пропадёт всякое желание вредить, поскольку не получится ожидаемого эффекта.

5. Если Вы не расслышали, недопоняли вопрос, можно попросить задающего повторить его, либо сделать это самостоятельно, озвучив, как Вы его поняли.

Согласитесь, лучше перестраховаться, чем начать отвечать невпопад. Кроме того, повторяя вопрос самостоятельно, Вы не только даёте возможность вникнуть в суть тем, кто, возможно, не расслышал вопрос, но и убеждаетесь в том, что сами правильно его поняли.

Ещё важно помнить, что ни в коем случае нельзя перебивать спрашивающего на середине вопроса, даже если Вы в самом начале поняли, о чем он хочет спросить. Ответ должен быть кратким и чётким, в идеале - одна фраза.

6. Если Вы не хотите попасть в ситуацию, когда Вам задают несколько вопросов одновременно, позаботьтесь об этом заранее, предупредив всех, что в силу ограниченности времени можно задавать не больше одного вопроса и по очереди.

Таким образом Вы не только сможете прервать настойчивого оппонента, сказав, что нужно соблюдать регламент, но и сохраните порядок в зале.

7. В случае, когда вместо вопроса высказывается точка зрения человека, а формат мероприятия не предполагает дискуссию, обмен мнениями, лучшим выходом из положения будет являться фраза «Итак, ваш вопрос!»

На мой взгляд это самый корректный способ не задевая спрашивающего тем не менее прервать его монолог, который может растянуться на долгое время. Тем более, что восьмое правило тоже нужно стараться выполнять.

8. Всегда четко нужно соблюдать регламент, и, если было объявлено о том, что вопрос можно задавать после поднятия руки, необходимо прерывать вопросы, выкрикиваемые с места без разрешения.

Кроме того, необходимо соблюдать временной регламент, если на вопросы отведено 10 минут, значит ровно столько времени и должно быть затрачено на вопросы, ни минутой больше, и только Вы можете на это влиять, остановив поток вопросов.

9. До начала выступления попытайтесь предугадать вопросы, которые могут быть Вам заданы, и подготовьтесь к ним!

При этом Вы можете озаботиться подготовкой таких ответов, которые выдавали бы в Вас высоко эрудированного, начитанного человека, владеющего в том числе, например, информацией из истории, философии, психологии и т.д.

10. Нельзя давать негативную или позитивную оценку вопросу, за него нужно быть просто благодарным, поскольку в любом случае это проявление интереса к Вашему выступлению.

Однако это не значит, что Вы не можете начать с фразы «Какой необычный вопрос!», «Смелый вопрос», «О, какой неожиданный вопрос!» Все дело в Вашей оценке происходящего и тактичности.

Кроме того, всегда желательно убедиться в том, насколько Ваш ответ удовлетворил задающего вопрос.

И в заключении хотелось бы сказать, что не только неловкие вопросы, но и их полное отсутствие могут привести докладчика в замешательство. Чтобы этого не случилось, всегда можно договориться с несколькими знакомыми Вам людьми о тех вопросах, которые они должны задать. При этом Вы всегда заранее чётко будете знать ответ. Либо, если нет такой возможности, начать с фразы «Обычно спрашивают…». А после первого вопроса вереницей потянутся и другие.

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Организаторы одного из HR-форумов попросили Директора по персоналу инвестиционного холдинга выступить – рассказать об организации обучения менеджеров среднего звена. HR-директор решил делегировать эту задачу подчиненной – руководителю отдела по обучению и оценке. Она как раз и занималась организацией обучения для менеджеров. Когда подошла дата выступления, глава службы персонала поехал на форум, чтобы послушать свою подчиненную. И был разочарован.

Начальник испытывал чувство неловкости за свою сотрудницу. Она постоянно повторяла, что выступает перед профессионалами в области HR впервые, ее голос дрожал, дыхание было сбивчивым, что подтверждало правдивость ее слов. Кроме того, женщина все выступление стояла на одном месте, как вкопанная, и лишь время от времени поворачивалась к экрану, чтобы взглянуть, что изображено на следующем слайде. А когда не запустилась аудиозапись, женщина совсем растерялась , стала повторять то, что уже говорила. Выступление получилось нервным и скучным. В анкетах обратной связи, которые заполняли слушатели, за доклад HR-специалиста ставили низкие оценки.

Разумеется, HR-директор, будучи тактичным человеком, не стал говорить подчиненной, что ее выступление было провальным, а тем более отчитывать ее. Он успокоил сотрудницу, сказал, что для первого раза – нормально. Но понял, что надо организовать в службе персонала внутренние мастер-классы, в ходе которых обговорить и отработать с HR-ами все важные правила публичных выступлений . Начиная с того, что говорить в начале и в конце доклада, как отвечать на вопросы, как стоять во время выступления, чем заинтересовать слушателей, как шутить. Ведь мало составить хорошую презентацию*, надо удачно выступить с ней.

Правило 1. Чтобы снизить стресс, потрясите кистями рук, быстро пройдитесь, представьте, что Вы – генерал

Конечно, лучше это делать, когда в помещении Вы находитесь в одиночестве. Потрясите кистями рук, подвигайте их в разном направлении. По мнению невропатологов, это стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность. В дополнение пройдитесь быстрым шагом, при этом размахивайте руками.

Чтобы пережить волнение, сядьте на стул, вообразите, будто Вы – генерал в тяжелой шинели. С Вами войско, а позади – родной город, который нельзя сдать врагу. Теперь вспомните, какие физические ощущения появляются у Вас, когда нужно сделать что-то суперважное либо когда Вы чего-то боитесь. В этот момент наклоните голову вперед, поднимите плечи, будто Вам сейчас дадут подзатыльник. Затем опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. Теперь можно выходить к аудитории.

Вы как бы прожили свое стрессовое состояние, пропустили его через себя. Помните: полностью успокоиться перед выступлением невозможно. Даже опытные ораторы немного нервничают.

Пример

HR-директор крупной торговой сети Михаил СЕРЕБРЯКОВ, психолог по образованию, сам нашел способ, с одной стороны, успокаиваться перед выступлением, с другой, повышать тонус. Михаил однажды вспомнил из курса по анатомии, что очень чувствительные места – на кончиках пальцев. Импульсы отсюда быстро поступают в мозг. Кроме того, много мышц задействуется при ходьбе. А значит, работают и нервные окончания – они дают команду мышцам. Следовательно, если задействовать все эти нервные окончания, то можно как бы отвлечь мозг. Это с одной стороны. А с другой, взбодрить мозг, настроить его на работу. Для этого перед выступлением HR-директор в течение трех–пяти минут как бы марширует на месте, при этом большим пальцем дотрагивается поочередно до кончиков других пальцев. И так на каждой руке. Это очень помогает. Проверено неоднократно.

Комментирует Сергей САВОНЬКИН,
директор HR-департамента компании «Седьмой континент»

Чтобы в начале выступления сгладить нарастающий стресс, задаю вопрос в зал, а вопросы из зала – паркую

По-моему, начало выступления – самая энергозатратная часть. Чтобы справиться с волнением, нужно овладеть групповой динамикой. Для этого начните взаимодействовать с группой. Например, спросите зал: «Как вы считаете, когда была изобретена первая ракета?» Пусть зрители начнут говорить, спорить. Благодаря этому они погрузятся в тему Вашего рассказа с самого начала. Еще один прием, который я часто использую, – так называемая парковка вопроса. На мой взгляд, не следует отвечать на вопросы из зала сразу же. Лучше отложить его и точно ответить позже. Поступая так, Вы не раскачаете «локомотив» Вашего повествования и будете твердо «идти по своим рельсам»!

Правило 2. Послушайте одного-двух предыдущих ораторов. Не занимайте то же место, что и оратор-неудачник

Рекомендуйте своим подчиненным прибывать туда, где предстоит выступать, заранее, чтобы посмотреть, как это сделают предыдущие ораторы. Например, оратор, который был на сцене перед Вами, выступил удачно. Тогда, выйдя на сцену, займите именно то место (на сцене, за трибуной, на краю подмостка), где находился этот оратор. У публики еще свежи выступления от него, и она будет невольно ассоциировать Вас с ним. А это уже пол-успеха. Если же предыдущий оратор не отличился талантом говорить, то постарайтесь подальше встать от того места, где он находился.

И еще совет: лучше не вставать за трибуну, так как такое месторасположение лишает оратора возможности лучше установить контакт с публикой. Вставайте туда только в том случае, если перед этим с нее прозвучал блестящий доклад. Но через каждые семь–десять минут выходите из-за нее. Публика в состоянии удержать внимание на статичном объекте только в течение такого времени.

Три совета начинающему оратору

1 . В день, когда Вам предстоит выступать, с утра все делайте медленно – ходите, ешьте, говорите. Тогда Вам будет проще перестроиться на новый ритм и во время доклада сохранять спокойный темп. Помните: именно такой ритм комфортен для аудитории.
2 . Перед выступлением и во время него дышите как можно чаще, вдыхая воздух небольшими порциями. Такое дыхание лучше выглядит со стороны, чем глубокие продолжительные вздохи, когда грудь вздымается.
3 . Если так получилось, что во время выступления Вы ошиблись, извинитесь и признайте ошибку сразу же, как обнаружили ее.

Правило 3. Если в зале шумно, все переговариваются, устройте «минуту молчания»

Люди заняты беседами друг с другом, когда только что вернулись в зал с перерыва или до этого прослушали уже много лекторов, а потому им сложно оставаться внимательными. В таком случае встаньте на то место, откуда планируете выступать, устремите свой взгляд в зал и смотрите в одну точку. Не двигаясь, не произнося ни слова, притворитесь деталью интерьера. Словом, устройте «минуту молчания». Скоро Вы начнете замечать, что люди начали слегка толкать наиболее разговорчивых и шумных слушателей локтями и показывать на Вас. Это знак того, что Вам осталось стоять неподвижно еще чуть-чуть. Дождавшись, когда все умолкнут, начинайте говорить, как будто ничего не произошло. Теперь аудитория нацелена Вас слушать, ее внимания хватит на 20 минут.

Вы знаете: если в работе оборудования будет сбой, Вы растеряетесь. Используйте минимум оборудования!

Достаточно ноутбука, проектора и микрофона. Не планируйте включать мелодии или показывать видео. А если это необходимо, то потренируйтесть, как Вы будете действовать, если это не удастся сделать. Попытайтесь устно охарактеризовать мелодию, описать то, о чем шла речь в видео. Рисуйте в воздухе очертания предметов, показывайте жестами, что делают герои или что происходит в видеосюжете. Отрепетировав это, Вы не будете бояться сбоя оборудования.

Правило 4. Установите зрительный контакт с аудиторией

Продемонстрируйте доброжелательное выражение лица с легкой полуулыбкой. Затем, не изменяя выражения лица, загляните в глаза каждому, как бы скользя по залу. Но не пытайтесь пристально всмотреться в лицо каждого человека – это излишне! Если же встретиться взглядом с каждым участником невозможно, замрите на время и осмотрите зал слева направо . Теперь можно начинать выступление. Ведь у каждого слушателя появилась уверенность в том, что оратор выступает здесь для него.

Правило 5. Увлеките зрителей в начале выступления и красиво закончите свою речь

Зачин и концовка в равной степени влияют на успех выступления. В первую же минуту дайте понять присутствующим в зале, зачем им слушать Ваше выступление, заинтересуйте или заинтригуйте. От того, как Вы закончите свою речь, зависит, с какими эмоциями уйдут зрители . Нет необходимости всякий раз самостоятельно придумывать, как красиво начать и закончить выступление. Есть специальные приемы для этого, смотрите их в схеме ниже.

Схема. Какие приемы использовать в начале и в конце выступления, чтобы увлечь аудиторию

Пример

Коммерческий директор выступал с докладом перед представителями постоянного крупного клиента. Нужно было рассказать о том, для чего и как в компании создается единый колл-центр. Чтобы показать размах и масштаб идеи, он начал презентацию так: «Стадион «Лужники» вмещает 100 000 зрителей (на экране появилось изображение стадиона). А компания, в которой я работаю, сегодня обслуживает 10 млн абонентов. Это 100 стадионов “Лужники”». На экране появилась сетка, состоящая из 100 клеток, в каждой из которых угадывалось изображение стадиона. Аудиторию это впечатлило. Между тем коммерческий директор не сказал ничего экстраординарного. Он просто сравнил свою компанию со стадионом «Лужники». После этого он начал рассказ про колл-центр.

Правило 6. В зависимости от того, какой сигнал хотите послать публике, занимайте определенную позу

Есть две главные позы и соответственно два сигнала. Предположим, Вы хотите показать аудитории, что знаете толк в том, о чем говорите. Тогда расставьте ноги таким образом, чтобы между каблуками было 20–25 сантиметров, носки слегка раздвиньте, одну ногу выставите чуть вперед (толчковая пусть останется сзади). Центр тяжести сместите немного вперед, подбородок слегка приподнимите, чтобы создать ощущение умеренной нагловатости.

Другая поза – полностью противоположная первой. Сместив центр тяжести сильно назад, Вы тем самым продемонстрируете зрителям, что неуверенны в себе. Это и есть второй сигнал, который Вы можете посылать в аудиторию. Используйте его, когда хотите получить вопрос из зала, запустить дискуссию.

Комментирует Антон ЕМЕЛЬЯНОВ,
генеральный директор и управляющий партнер компании «Натико Солюшнс»

Нет ничего более непрофессионального, чем фраза «Так, что у нас тут на следующем слайде?»

Это первая непростительная ошибка, которую допускают выступающие на публике. Когда оратор произносит эту фразу, то, во-первых, показывает, что он плохо подготовился и не знает точно, какая информация содержится на следующем слайде. А во-вторых, намекает на то, что не он подготовил презентацию. А это еще хуже! Вторая ошибка: заняв позу в начале выступления, человек сохраняет ее, как памятник, пока не закончит говорить либо читать текст с экрана. Во-первых, смотреть на неподвижный «памятник» утомительно. А во-вторых, начиная читать текст с экрана, оратор, по сути, ставит себя на место зрителя – занимается тем, что и слушатели. Зачем же он тогда выступает? Советую во время своего рассказа каждые 7–10 минут перемещаться слева-направо, и, обращаясь к аудитории, вести диалог. При этом, кстати, можно жестикулировать, демонстрируя воображаемые объекты Вашего рассказа.

Правило 7. Делайте небольшие паузы после того, как перешли на следующий слайд

Если информацию на слайде можно прочитать за пять секунд и менее, сразу же продолжайте свою речь. Если же для того, чтобы изучить слайд, людям нужно время, сделайте паузу. Ровно на столько, сколько необходимо, чтобы изучить текст. Заметьте, что люди не способны одновременно и слушать спикера, и изучать слайд .

Правило 8. Чтобы вовлечь людей в то, о чем говорите, просите их о помощи, играйте с ними

Помните: человек забывает примерно 90% того, что слышит, 60% того, что видит, и лишь 10% того, что делает. Поэтому побуждайте аудиторию участвовать в Вашем выступлении. Например, задавайте вопросы залу или приведите цифры и скажите, что можете ошибиться, попросите поправить Вас.

Еще один вариант – проводить опросы. Например, узнайте, сколько в зале специалистов того профиля, на который Вы ориентированы. Просите этих людей поднять руки или встать. Чтобы «захватить» зал, покажите, что Вы заботитесь о присутствующих. Например, спросите, не отсвечивает ли доска, не темно ли в аудитории или, наоборот, слишком ярко, не нужно ли закрыть окно.

Еще один хороший прием – вести диалог со всей аудиторией. Но помните: с помощью одного приема Вы способны удерживать аудиторию не более 10 минут. Поэтому чередуйте приемы.

Пример

HR-директор выступал на конференции с темой «Слияния и поглощения: мотивация сотрудников». На конференции было много гендиректоров и собственников бизнеса. HR решил поиграть с залом. Сначала он пригласил на сцену двух добровольцев и выдал им два плаката, где были нарисованы волки. Затем он пригласил еще двух добровольцев и выдал им картинки с овцами. Когда он пояснил, что волки – это руководители, а овцы – сотрудники компании, зрители засмеялись. «Что происходит, когда волки встречаются с овцами? Правильно, волки нападают. А овцам некуда отступать – позади речка. Чем все закончится, Вы знаете». Затем HR-директор пояснил, что такой исход, когда всех овец (сотрудников) съели, неприятен для бизнеса. Работа встанет, так как ее некому делать. После этого он спросил: «Как поступить?» В зале предложили сделать через речку мост. На это ведущий сказал: «Тогда овцы все убегут. Итог тот же, что и раньше – работать некому». Долго искали выход, и наконец нашли – мост построить, но посередине установить то, что может и волков накормить, чтобы они не нападали на овец, и этих овец удерживать, чтобы они не убегали, а оставались рядом. «Вот в чем смысл мотивации, господа!» – сказал HR-директор. Зал аплодировал.

Наталья ЛЕОНТЬЕВА,
руководитель направления рекрутинга, управляющий партнер компании GLOBALPAS

Упражнение для преодоления страха: привяжите на веревочку кастрюльку, походите с ней по городу, повторяя: «Жучка, за мной!»

Такое задание дал моему коллеге бизнес-тренер на семинаре, посвященном умению проводить переговоры. Мой коллега боялся выступать на публике, неуверенно говорил и вел себя. Когда он услышал, что должен целый час водить «Жучку» (таскать за собой кастрюльку) по городу, его охватила паника. Через некоторое время он успокоился и честно отработал свой час. На него глазели прохожие, тыкали пальцем, крутили у виска и фотографировали на мобильники. Но через 20 минут ему было уже все равно. Чувство стыда сменилось ощущением свободы и радости. Он почувствовал драйв от этой прогулки, смущение ушло. С той поры, по его собственным признаниям, он уже не боится никаких переговоров и выступлений. Советую Вам поступить также, если у Вас есть страх перед публичными выступлениями.

Правило 9. За вопросы благодарите, на сложные не отвечайте сразу, противоречивые просите повторить

«Спасибо за острый/хороший вопрос», «Как Вы внимательно слушали!», «Проблема, о которой Вы говорите, действительно существует» – такие фразы говорите тем, кто задает вопрос из зала.

Если вопрос длинный, противоречивый, попросите человека задать вопрос снова. Проговорив его еще раз, человек скорее всего упорядочит свою мысль и выразит ее более вразумительно.

Если же вопрос расплывчатый или сложный, попросите несколько минут на размышление и скажите, что пока готовы выслушать другие вопросы. В итоге либо Вы найдете, что сказать, либо аудитория забудет о сложном вопросе. Еще один вариант действий. Скажите: «Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно кое-что вспомнить…» и начинайте говорить о том, что готовили для своего выступления. Но Ваша мысль обязательно должна быть связана с вопросом, который Вам задали. А потом, продумав ответ, дайте его слушателю.

Иногда люди, чтобы задать вопрос, рассказывают свою историю . Дослушайте рассказ, придумайте положительную ассоциацию на этот счет и увяжите ее с Вашим докладом.

Правило 10. Договоритесь со знакомым Вам человеком, что он задаст вопрос. Либо озвучьте его сами

Если вопросов после выступления нет, это далеко не всегда означает, что оно было хорошим. Поэтому заранее договоритесь со знакомым или коллегой, другом или модератором мероприятия, что он задаст Вам вопрос по теме, как только Вы закончите выступление. Можете даже сами сформулировать этот вопрос или написать его на бумаге.

Есть еще способ спровоцировать слушателей задавать вопросы. Закончив свою речь, театрально и натянуто медленно произнесите: «Ита-а-к, по-жа-лу-й-с-та-а, первый вопрос…» А после этого подметьте, где в зале какое-то движение, направляйтесь туда, и, оказавшись рядом, скажите человеку: «Наверняка Вам есть, что спросить по моему докладу. Что Вас особенно заинтересовало?» И не дав опомниться, вручите человеку в руки микрофон.

Наконец, просто озвучьте вопрос сами, сославшись на то, что кто-то якобы задал Вам его перед выступлением или раньше. Начните, например, так: «Часто спрашивают…», «Перед началом выступления мне задали вот какой интересный вопрос…», «Недавно получил прелюбопытное письмо…»

Вудро Нельсон,
28-й президент США:

«На подготовку десятиминутной речи мне потребуется неделя, пятнадцатиминутной – три дня, получасовой – два дня, а к речи продолжительностью в час я уже готов».

Елена СОЛОДЯНКИНА, управляющий партнер компании «Ярмарка Решений»