Намаз который делается ночью. Тахаджуд намаз - когда и как совершается

«О закутавшийся!

Простаивай ночь без малого,

половину ночи или чуть меньше того,

или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением».

(Сура Аль-Музаммил, 1-4 аяты)

Бисмиллахир рахманир рахим!

Самое благородное из нафиль намазов это – ночной намаз тахаджуд. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» - просыпаться от сна.

Тахаджуд – это нафиль-намаз, который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во второй половине ночи. Когда все люди погружены в глубокий сон встающих ночью для поклонения Аллаху мусульман, Аллах наделит большими благами. В Священном Коране Творец описывает правоверных мусульман следующим образом:

تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ ﴿١٦﴾ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали » .

Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал

" عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأَبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ ، وَهُوَ قُرْبَةٌ لَكُمْ إِلَى رَبِّكُمْ ، وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ ، وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ "

«Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха» .

Еще в одном хадисе говорится:

«إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا، يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا، وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَتَابَعَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ»

«Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри». Аллах приготовил их д ля тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали» .

Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

Согласно хадисам, совершал посланник Аллаха тахаджуд намаз из двух, четырех, шести или восьми ракаатов. Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов.

В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится:

«Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха»

В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее:

«Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах ) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)» .

Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах ) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза».

Время тахаджуд намаза

Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. В этом промежутке времени вы можете совершать тахаджуд намаз. Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи.

Если промежуток времени от заката до наступления времени утренней молитвы разделить на три части, то тахаджуд предпочтительнее совершать в третьей части (время до утреннего намаза) разделенной времени. В хадисе говорится, что в это время будут приняты наши покаяния и мольбы.

Всевышний Аллах в Священном Коране, говоря: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» , указывает на важность времени «сухур».

Время сухур – охватывает 1-2 часа до наступления утренней молитвы, это время также называют одна шестой частью ночи.

Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз. После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву. Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду).

В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой и во второй части ночи следует спать.

Как совершается тахаджуд намаз?

  1. Проснувшийся человек по возможности читает последние десять аятов суры Али Имран. Это сунна.
  2. Согласно сунне при омовении нужно полоскать рот с помощью мисуака.
  3. Перед совершением тахаджуд намаза следует совершить нафиль намаз из двух ракаатов.
  4. Тому, кто совершает тахаджуд намаз из четырех, шести или восьми ракаатов, следует совершать их по два ракаата с перерывами. Также можно совершать их по четыре ракаата. В этом случае, после чтения "ташахуда" произносится "салават" и (без слов приветствия) в третьем ракааате читает дуа "сана", и начинает его с "агузу" и "бисмилла".
  5. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном.

Итак, друзья, если вы хотите получить Божью милость, то по чаще совершайте тахаджуд намаз.

Перевод с казахского - Айнагуль Джумагазиевой

Тирмизи -№1614 хадис.
قال الطبري‏:‏ التهجد السهر بعد نومة
сура Ас-Саджа, 16–17 аяты
Ал-Мустадрак – (439) №1197 хадис.
Байхаки: Китабус сунан - №8272
Шарху фатхул кадир – 1/465 стр.; Ибн Габидин: Раддул Мухтар – Матлаб фи Салатил Лайл. 2/467 стр.
Ибн Мажа: Китабу икаматиссала – 1335 хадис.
Фатхул бари (шарх Сахих Бухари) - №1339 хадис.
Бухари, Муслим.
Сура аз-Зарият 17-18 аяты
Ибн Габидин – 2/468 стр.
Сахих Бухари – Китабут тахаджүд - №1095.
Сахих Бухари – Китабут тахаджүд - №1085.
Сахих Бухари - Китабут тахаджүд - №1086.
Сахих Муслим – Китабу салатил мусафирин уа касриха - №755.

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (Коран, 17:79)

Ты подоил корову сегодня утром?

В крестьянском хозяйстве, когда жизнь вращается вокруг земледелия и животноводства, очень важно подоить корову утром. Супермаркеты далеко, и единственное, что у тебя есть на завтрак – это коровье молоко. Молоко само по себе – один из ценнейших продуктов на свете. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) ценил молоко превыше всех других продуктов.

Передается от Абу Дауда, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если Аллах накормил кого-либо из вас, пусть скажет: “О Аллах! Благослови нас в этом и надели нас от этого благом!”А если кого-либо из вас Аллах напоил молоком, пусть скажет: “О Аллах, благослови нас в этом и прибавь нам в этом!” Потому что я не знаю ничего, что могло бы служить и едой, и напитком» (Абу Дауд).

Итак, наилучшая еда для завтрака – это молоко. Но деревенские жители нуждаются в молоке не только потому, что это основной источник кальция, но и потому, что это продукт, без которого не изготовить масло или сыр. Поэтому, если ты утром не подоил корову – а утром она дает больше всего молока – то ты останешься без нужных продуктов.

Точно такую же ценность представляет для верующего намаз тахаджуд. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Ночная молитва должна быть выполнена, несомненно, даже если она совершается в течение отрезка времени, которое требуется, чтобы подоить овцу. И все, что есть после обязательного ‘иша – это тахаджуд”» (Табарани «Кабир»)

На самом деле, тахаджуд для Всевышнего Аллаха это самый ценный добровольный намаз. В последнюю часть ночи на нас нисходит милость Всевышнего Аллаха, и Он спрашивает нас о наших нуждах, чтобы их исполнить. Это время, когда Аллах особенно близок и благосклонен к верующим. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Лучший намаз после обязательного - это тахаджуд» (Муслим).

Именно в последнюю треть ночи во время тахаджуда Йакуб (мир ему) просил прощения за сыновей, Закария (мир ему) молил о сыне, и, наконец, в это самое время наш любимый Пророк (мир ему и благословение) просил о наставлении и руководстве для Умара (да будет доволен им Аллах).

Одним словом, тахаджуд всегда был обычаем праведных и благочестивых людей. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Вам следует совершать тахаджуд! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» («Мустадрак аль-Хаким»).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обычно будил свое семейство на тахаджуд. И время от времени проверял, молится ли его дочь Фатима и ее муж Али, слушал, как читают тахаджуд сподвижники. И говорил:

«И не уподобляйтесь таким-то, которые раньше просыпались на тахаджуд, а теперь оставили его» (Муслим).

Тахаджуд освещает и озаряет лицо молящегося на весь день (Ибн Маджа). Он дает богатство в будущей жизни и не дает верующему попасть в число нерадивых.

Обычно во время тахаджуда Пророк (мир ему и благословение) сопровождал дуа слезами. Чем длиннее тахаджуд, тем более высокого уровня духовности достигнет молящийся. Для тахаджуда нет никаких предпочтительных сур. Читать необходимо в том порядке, в каком они стоят в Коране. Например, не следует читать в первом ракаате суру «Ат-Тин», а во втором «Аш-Шарх». Можно прочесть все известные суры в предписанном порядке, а затем во втором ракаате прочесть их снова. В большинстве хадисов говорится о тахаджуде в 8 ракаатов, поэтому мы говорим, что тахаджуд состоит максимум из 8 ракаатов.

Тахаджуд – это главный источник благословений на весь день. Тот, кто хочет иметь успешный день, просыпается на тахаджуд. Тахаджуд дает доброе расположение духа и здравомыслие.

Бытует мнение, что тахаджуд читается только после сна. Летом, когда наступают короткие ночи и длинные дни, считая, что сон является обязательным условием тахаджуда, у многих мусульман может возникнуть вопрос: «неужели теперь не получится читать тахаджуд?», т.к. порой не получается заснуть до утреннего намаза. С другой стороны, когда вот-вот уже должен наступить утренний намаз, если лечь спать даже на 20 минут с намерением совершить тахаджуд, в итоге есть опасность проспать и тахаджуд, и пропустить фаджр. Особенно ограниченно время в летнее время во время рамадана, когда, возвращаясь от гостей, есть большая вероятность поздно попасть домой и после таравиха, может остаться менее часа, чтобы приготовить еду на сухур и поесть. А так хочется, ещё совершить тахаджуд, но нет времени для сна. Для решения этой проблемы было сделано небольшое исследование, где были поставлены следующие вопросы:

  1. Что такое тахаджуд?

  2. Когда лучше совершать тахаджуд? Когда его совершал обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и почему именно тогда?

  3. Является ли сон обязательным условием тахаджуда?

Начнём с того, что такое намаз тахаджуд? Глагол хаджада , согласно словарю Баранова, переводится как «бодрствовать (ночью)», а глагол пятой породы тахаджада переводится как «бодрствовать, не спасть (совершая молитвы)». Глаголы пятой породы обозначают действия, совершение которых предполагает необходимость приложить усилия и затратить на достижение результата время (‘алама – «знать», та’аллама – «учиться», т.е. прилагать усилия, чтобы узнать). Из этого следует, что тахаждуд как вид поклонения предполагает усилия над собой, чтобы оторваться от теплой постели с целью совершения поклонения.

Тахаджуд – дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Тахаджуд читают от двух до восьми ракяатов, потом совершается витр намаз. Совершение в такой последовательности считается наилучшим, и так поступал лучший из людей. Если человек сомневается, что встанет ночью, витр лучше совершить сразу после ночного намаза (иша).

О тахаджуде есть указания в Коране и сунне. Например, «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов » (Коран, 17:79). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных ». «Всё, что совершается после ночного фарда (иша), считается ночным (будет считаться тахаджудом) ». «Совершайте ночной намаз. Так как совершение намаза ночью, является обычаем праведников, живших до вас, покорностью Господу, избавлением от грехов и зла ».

Для пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, тахаджуд был обязательным. Так считают со слов Аиши и Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). Они приводят в подтверждение этому первые аяты суры «Закутавшийся»: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением » (Коран, 73:1-4). Есть мнение, что тахаджуд был для него (мир ему) дополнительным намазом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз (тахаджуд) после сна. Он (мир ему) вставал обычно в середине ночи или в последней ее части (1/3 части ночи) и совершал тахаджуд до конца сухура. Приведем минимум две причины почему он (мир ему) совершал намаз в это время.

Первая – исходит от смысла хадиса, где пророк (мир ему) сказал: «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его ?» И продолжается это до начала зари. Возможно также, что сон указывает на время совершения намаза – поздно ночью. Это время для молитв – одно из самых принимаемых, логично совершать молитву и просить у Творца именно в это время.

Вторая причина связана со временем, по школьному курсу географии мы знаем, что чем ближе к экватору, тем день по продолжительности приближается к ночи, и наоборот, чем дальше от экватора, тем меньше длится ночь и больше день, а на экваторе они совпадают. Мекка находится не так далеко от экватора, как и Медина, соответственно ночи в этих городах достаточно долгие. Ночь достаточно долгая, вечерняя молитва наступает раньше, утренняя – позже, отсюда – есть время для сна. Лучше вздремнуть, чтобы это придало сил для ночной молитвы. Так и поступал пророк (мир ему). Также он (мир ему) рекомендовал поспать днём (кайлюле), что не только придаст бодрость до конца дня, а также придаст сил для ночной молитвы.

Исходя из вышеупомянутого хадиса, согласно которому «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь… » лучшее время для тахаджуда – последняя треть ночи. Это время легко вычислить математически: нужно посчитать время от вечерней молитвы (магриб) до утреннего намаза (фаджр) и разделить на три, последняя треть будет тем самым временем.

Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?

Сподвижники следовали пророку (мир ему) и проводили ночь, пол ночи или треть ночи в поклонении. Некоторые уважаемые праведные предки, совершали утренний намаз с омовением ночного, т.е. совершали ночной намаз (тахаджуд), не засыпая. Например, табиины, как имам Азам (Абу Ханифа), Сулейман бин Тархан, Саид бин аль-Муссайеб и таба-ут-табиин Язид бин Харун (да будет доволен ими всеми Аллах) и др. Это также указывает на их понимание важности ночного намаза и желание максимально провести это время в поклонении. Некоторые табиины-толкователи Корана (муфассиры), как аль-Асвад, Алькаме и Муджахид считали намаз тахаджудом, если человек совершил его ночью после сна.

Исходя из всего вышесказанного может возникнуть путаница, тахаджуд намаз после сна, почему некоторые читали его, если не спали? Ответив на этот вопрос, мы сразу ответим на вопрос, можно ли читать тахаджуд, если человек не спал.

Дело в том, что есть два мнения, касательно тахаджуда. Для начала, стоит отметить, что есть ещё пара синонимов, относящихся к тахаджуду, это ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) и ночной намаз (салят аль-лейль). Ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) – более общее название, которое означает не только тахаджуд, к нему относится любой намаз после последнего обязательного, например, таравих во время рамадана и любое поминание Творца, как чтение Священного Корана, произнесение прославляющих формул (тасбихат) и др. В это время можно спать или нет, все эти молитвы являются ночными (кыям аль-лейль).

Первое, тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. В хадисах пророк (мир ему) использовал оба синонима тахаджуда: ночной намаз (салят аль-лейль) и ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль). Видимо, по этой причине большинство учёных исламского права сделали вывод о том, что сон не является обязательным условием тахаджуда.

Второе, что тахаджуд – молитва после сна. В обиходе иногда разделяют ночной намаз (салят аль-лейль) и тахаджуд, говоря, что если поспал, то тахаджуд, а если нет, то – это ночной намаз, но на самом деле речь идет про один и тот же намаз. В качестве доказательства приводят то, что пророк (мир ему) всегда читал тахаджуд после сна, также поступали и сподвижники. Это мнение принимают и учёные, придерживающиеся первого, более широкого в трактовке мнения.

Подведя итоги этого небольшого исследования, сделаем следующие выводы:

  1. Пророк (мир ему) обычно совершал тахаджуд в середине ночи или в последней трети ночи. Наилучшим для тахаджуда считается последняя треть ночи.

  2. НАМАЗ ТАХАДЖУД НОЧНОЕ СОКРОВИЩЕ «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.» (Коран, 32:16-17) Одним из 13-ти признаков рабов Аллаха (Ибадур-Рахман) является то, что они «…проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом (т.е. в тахаджуд-намазе).» (Коран, 25:64) Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم). Госпожа Аиша (رضى الله عنها) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине, Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. В случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя.» (Сунан Аби Давуд, хадис №1301; Сахих ибн Хузайма, хадис №1137) Тахаджуд также был неотъемлемой частью жизни сподвижников (رضوان الله تعالى عليهم اجمعين), которые были отважными воинами днем и искренне молящимися ночью. Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд - самый значимый из всех нафль-намазов. (Тахтави, стр.393) Господин Абу Умама (رضي الله عنه) передал следующие слова Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) : «Помните о ночном намазе (тахаджуд), ведь поистине: 1) он практиковался праведниками, жившими до вас, 2) это способ достижения близости к вашему Господу, 3) он является искуплением грехов, 4) он служит защитой от непослушания.» (Сунан ат-Тирмизи, хадис №3549, Сахих ибн Хузайма, хадис №1135) В других хадисах Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) описал тахаджуд как: 5) лучший из всех намазов после обязательных, 6) честь для истинно верующего, 7) причину чрезвычайного довольства Аллаха, 8) способ для легкого попадания в рай, 9) защиту от болезней. (ат-Таргиб, том 1, стр. 423-435) Алимы говорили, что одним из многих достоинств тахаджуд-намаза является то, что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его, и защищает его от ужасов Судного Дня. Мать пророка Сулеймана (عليه السلام) советовала своему сыну: «О, сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный День.» (Сунан ибн Маджа, хадис №1332) Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить меня (о чем-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить меня о прощении, чтобы Я простил его?» (Сахих аль-Бухари, хадис №1145) Комментируя благоприятность этой части ночи, хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (р.а.) говорил: «Это лучшее время для намаза, в это время раб ближе всего к Аллаху, врата небес открыты, а дуа принимаются Всевышним Аллахом». (Латаифуль Магариф, стр. 56) Имам Ахмад ибн Харб (р.а.) сказал: «Удивляет состояние того, кто, зная, что над ним украшают рай, а под ним разжигают ад, продолжает спать между ними.» (аль-Матджарур рабих, стр. 130) Тем не менее, если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза. Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал: «Все, что совершается после иша, считается ночным (т. е. будет считаться тахаджудом)» (ат-Таргиб, том 1, стр. 430; Шами, том 2, стр. 24) К тому же, некоторые сахабы (رضي الله عنهم) совершали тахаджуд перед сном. (Ибн Аби Шайба, хадис №6679). При этом следует помнить, что совершать витр-намаз последним, т.е. после тахаджуд-намаза, - мустахаб. (Сахих аль-Бухари, хадис №998; Шами, том 1, стр. 369) Но в месяц Рамадан витр необходимо совершить с джамаатом, даже если собираетесь совершить тахаджуд позже. (Маракиль Фалях, стр. 386) Тот, кто не уверен в том, что проснется ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо (Шами, том 1, стр. 369). Можно совершать до 12-ти ракаатов тахаджуда. (Миркат, том 3, стр. 238) Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого наставника (صلى الله عليه و سلم) прочно вошла в нашу жизнь. Источник: askimam.ru МОЛИТВА ТАХАДЖЖУД: ЕЕ ОПИСАНИЕ И ДОСТОИНСТВА ВОПРОС: Не могли бы вы пояснить некоторые детали относительно молитвы тахаджжуд? Каковы ее достоинства? Как ее следует выполнять? ОТВЕТ: Всевышний Аллах сказал: «Выполняй обряд молитвы с того момента, когда солнце начинает склоняться с середины неба к западу, и продолжай до наступления темноты. Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни»1. Он также сказал: «Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху»2. Всемогущий также сказал: «Они спали только малую часть ночи, большую же её часть они посвящали поклонению Аллаху»3. Хадисы о ночной молитве Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшая молитва после обязательных молитв - это ночная молитва» (Муслим). Абу Хурайра сообщает, что Посланника Аллаха спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?» Он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа). Абдуллах ибн Салям сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «О люди! Распространяйте мир, кормите других, поддерживайте семейные связи и обращайтесь ко Всевышнему ночью, когда остальные (люди) будут спать, и вы войдете в Рай безопасно» (Тирмизи, Хаким). Абу Умама аль-Бахили передает, что Посланник Аллаха сказал: «Придерживайтесь ночной молитвы, потому что это путь праведности для вас, путь приближения к вашему Господу, искупления неправильных поступков и щит от греха» (Тирмизи и другие). В других передачах есть дополнение: «…и она ограждает тело от болезней». Ибн Масуд сказал: «Преимущества ночной молитвы перед дневной подобны преимуществам тайной милостыни перед явной» (Табарани). Ученые объясняют, что эти хадисы относятся к добровольным молитвам. Определение ночной молитвы и тахаджжуда Ночная молитва - это любая молитва, совершаемая после времени молитвы Иша. Время для совершения ночной (тахаджжуд) молитвы оканчивается с окончанием времени Иша и временем наступления намаза Фаджр. Поэтому любые добровольные молитвы, совершаемые после наступления времени намаза Фаджр не считаются ночными молитвами (тахаджжуд). Имам Саффарини, ханбалитский факих и суфий, объясняет в своем «Шарх Мандумат аль-Адаб»: «Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто - и поэтому они более искренние. Праведные предшественники (саляфы) очень старались скрывать свои тайные поступки (имеются в виду поступки, совершаемые между ними и Аллахом). Хасан аль-Басри сказал: «Обычно бывало, если у человека были гости, которые оставались у него, то он молился ночью так, чтобы гости не знали (об этом)». И потому еще ночные молитвы превосходнее, что ночная молитва тяжелее для низкой сущности человеческого нафса. Ведь ночь - это время отдыха от дневных забот, так что отказываться от сна, несмотря на то, что нафс хочет спать, - это великая битва (муджахада). Некоторые сказали: «Лучшая работа - это та, которую ты заставляешь выполнять свой нафс». И это еще потому, что чтение Корана ночной молитве более сосредоточено, потому что те вещи, которые занимают сердце днем, в большинстве своем ночью отсутствуют, так что сердце человека не отвлекается и вместе с языком занято поминанием. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу»4. Именно поэтому нам было велено читать Коран в ночной молитве размеренным чтением (тартиль). И это потому что ночная молитва служит щитом от греха. И это потому что время ночного бдения является лучшим временем для добровольного поклонения и молитвы и наиболее приближает раба к его Господу. И потому что в это время врата неба открываются, просьбы принимаются, и нужды тех, кто просит, выполняются. Аллах хвалит тех, кто просыпается ночью для поминания Его, мольбы, поиска Его прощения и взывания к Нему, говоря: «Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его Милости, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами. И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему»5. И Он сказал: «Те, кто просит прощения в ночные часы»6. И: «Рабы Милостивого - те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда глупцы из многобожников-невежд порицают их, они оставляют их, говоря: Мы не имеем с вами никакого дела. Нам было приказано говорить вам: Мир! Это - те, которые проводят ночи в поклонении Аллаху, падая ниц и многократно поминая Аллаха в своих молитвах»7. Аллах отрицает всякое подобие между теми, кто молится ночью и теми, кто не делает этого: «Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления»8». Саффарини, «Гида аль-Альбаб шарх Мандумад аль-Адаб» Подробности относительно молитвы тахаджжуд Имам Абу Саид аль-Хадими сказал: «Существует единогласное мнение ученых (иджма), что среди добровольных деяний лучшей является ночная молитва (ночное бдение)» (Аль-Барика аль-Махмудийя шарх ат-Тарика аль-Мухаммадийя). Ученые вывели из Корана и хадисов Пророка следующее: 1. Местом для намерения является сердце, и оно (намерение) имеет два аспекта: Намерение на то, что вы собираетесь совершать (на молитву тахаджуд). Намерение, почему вы собираетесь это сделать (ради Аллаха). Минимальное из того, что достаточно (сказать) для всех суннат и нафиль намазов, - это просто выразить намерение совершить молитву, хотя лучше всего уточнить, что вы совершаете определенную молитву сунны, на которую вы делаете намерение (к примеру, на тахаджжуд или духа). 2. Минимальное количество ракаатов ночной молитвы - 2 ракаата (Хиндийя, цитируя Фатхуль-Кадир). 3. Оптимально рекомендуемое количество ракаатов - 8 ракаатов, потому что это была обычная практика Посланника Аллаха. 4. Более продолжительное чтение (Корана в молитве) предпочтительнее большего числа ракаатов молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар; Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар). 5. Если вы делите ночь на три части, то последняя треть является самой лучшей для молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар). 6. Если вы разделяете ночь пополам, то последняя часть является лучшей для молитвы (там же). 7. Наиболее предпочтительно делить ночь на шесть частей, следует спать в первые три части, поклоняться и совершать молитву тахаджжуд в четвертую и пятую части, затем спать в шестую часть, так как это салят Даудаhttp://cs661.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_2eeb8 .. (Умдат аль-Фикх). 8. Добровольная (нафиль) молитва ночью более предпочтительна, чем добровольная молитва в течении дня. Однако наиболее полная награда в аятах Корана и хадисах Пророка относится к тому поклонению, которому предшествовал сон. Это также понятно из лингвистического значения слова «тахаджжуд», которое обозначает борьбу со сном (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитируется Ибн Амиром Хадж в «Хальба»). 9. Ибн Нуджайм и Хаскафи, оба относят ночную молитву к рекомендованным (желательным действиям) (Бахр аль Раик, Дурр аль-Мухтар, выбрано в «Аль-Фатава аль-Хиндийя»). Однако Камаль ибн аль-Хумам, блестящий муджтахид, который был величайшим ханафитским факихом в последней части исламской истории, колебался между желательной и достоверной сунной. Это потому что хадисы указывают на рекомендованную (желательную сунну), а продолжительная практика Пророка Мухаммада, казалось бы, указывает, что это строгая сунна. Это было также выбрано учеником Ибн аль-Хумама, Ибн Амиром Хадж в «Хальба» (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар). 10. Нехорошо оставлять ночную молитву тому, кто имел привычку ее совершать, если у него нет оправдания. Пророк Мухаммад сказал Ибн Умару: «О Абдуллах, не будь похож на такого-то. Он имел привычку молиться ночью и оставил это» (Бухари и Муслим). Поэтому нужно совершать такое количество деяний, которое ты можешь выполнить, так как Посланник Аллаха сказал: «Самыми любимыми деяниями для Аллаха являются наиболее постоянные, даже если их немного» (там же) (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, из «Хальба» Ибн Амира Хаджа). 11. Желательно начинать ночную молитву с двух коротких ракаатов, потому что в хадисе от Абу Хурайры сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Если вы встаете ночью для молитвы, начинайте с двух коротких ракаатов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд). 12. Просьбы (мольбы) глубокой ночью принимаются, как упоминается в хадисах. Некто сказал Ибн Масуду: «Я не могу молиться ночью». Он ответил: «Твои грехи отвращают тебя от этого». И Аллах знает лучше. 1. Коран, 17:78-79. 2. Коран, 32:16. 3. Коран, 51:17. 4. Коран, 73:6-7. 5. Коран, 32:16-17. 6. Коран, 3:17. 7. Коран, 23:63-64. 8. Коран, 39:9. Автор: Шейх Фараз Раббани

    Аллах Всевышний в Коране говорит:

    يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ * قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا * نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا * أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

    «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» . (Сура Аль-Музаммил, 1-4 аяты)

    Самое благородное из дополнительных, добровольных (нафиль) намазов это – ночной намаз тахаджуд. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» - просыпаться от сна.

    Тахаджуд – это нафиль-намаз, который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во второй половине ночи. Всевышний Аллах наделит огромными блогами тех кто встает ночю с целью поклонятся Ему, в то время когда все люди погружены в глубокий сон.

    Достоинство Тахаджуд намаза

    Коран описывает правоверных мусульман следующим образом:

    "تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ * فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ"

    «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» сура Ас-Саджда, 16–17 аяты.
    Пророк Мухаммад ﷺ в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал:

    "عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأَبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ ، وَهُوَ قُرْبَةٌ لَكُمْ إِلَى رَبِّكُمْ ، وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ ، وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ"

    «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха»
    в другом хадисе говорится:

    "إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا، يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا، وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَتَابَعَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ"

    «Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри». Аллах приготовил их для тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали»

    В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится: «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха»

    В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее: «Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)» . Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза» .

    Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

    Тахаджуд намаз Посланник Аллаха ﷺ читал по разному. Иногода он читал два, четыре, иногда шесть или восемь ракаатов. Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов.
    Разрешается читать и по два ракаата и по четыре, но мустахабом является читать по два ракаата.

    Время тахаджуд намаза

    Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи, т.е. если промежуток времени от заката до наступления времени утренней молитвы разделить на три части, то тахаджуд предпочтительнее совершать в третьей части (время до утреннего намаза) разделенной времени. В хадисе говорится, что в это время будут приняты наши покаяния и мольбы. Способ чтения тахаджуда по суннату является следующим: прочитав ночной намаз, ложитесь спать, затем встаёте и читаете тахаджуд. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном. В случае чтения тахаджуда совершать три рака‘ата витр вместе с тахаджудом также является суннатом. Но если витр уже прочитан после ночного намаза, тогда после тахаджуда второй раз его читать не надо, потому что Посланник Аллаха ﷺ запретил читать витр два раза за одну ночь.

    Время сухур – охватывает 1-2 часа до наступления утренней молитвы, это время также называют одна шестой частью ночи.
    Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк ﷺ в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз. После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву. Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду).
    В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой части ночи следует спать.

    О люди Ислама! Если вы хотите получить милость Аллаха, то по чаще совершайте тахаджуд намаз. Да укрепит нас Аллах в Исламе! Амин!