Необитаемый новый город в китае. Каких жильцов ждут пустые города, построенные в Китае? (6 фото)

Почему в Китайской Народной Республике беспрерывно возводят крупные и хорошо продуманные населенные пункты, в которых никто не живет?

На спутниковых снимках страны из года в год возникают все новые города-призраки, которые состоят из административных и офисных зданий, спортивных стадионов, парков, жилых высоток, домов и башен, связанных между собой пустынными дорогами, по которым ездят только машины строителей и представителей власти (esoreiter.ru).

Можно подумать, что здесь, как и в Припяти, произошли радиационные катастрофы, заставившие горожан покинуть насиженные места. Но на самом деле жить здесь волне можно: имеется вся необходимая инфраструктура, а жилые дома являются современными и комфортными. На проектирование и постройку каждого такого города были потрачены миллиарды долларов. Хотя и странно, что многие города-призраки располагаются в наиболее неблагоприятных регионах Китая, плохо освоенных человеком и весьма далеких от крупных предприятий и торговых путей.

Версии о причинах появления городов-призраков Китая

Китайские журналисты сообщают, что в настоящий момент в КНР возводят около двадцати городов-призраков, а количество незаселенных новых домов приближается к семидесяти миллионам. Согласно одной из теорий, такие населенные пункты представляют собой своеобразный резервный фонд для населения. Скажем, начнется третья мировая война. Шанхай, Пекин, Чунцин и прочие крупные города окажутся под риском бомбардировки, и тогда их жителей можно будет сюда эвакуировать. Города-призраки имеют бомбоубежища на многие тысячи человек, и в таких надежных укрытиях можно пережить даже ядерную атаку.

Другая версия гласит, что стихийное возведение пустых городов является антикризисной мерой правительства. Примерно так же в тридцатые годы прошлого века Франклин Рузвельт выводил Соединенные Штаты из Великой депрессии. По указке президента в Америке начали строить дороги, больницы, школы и тюрьмы. Это позволило побороть безработицу и вывести страну из бедственного положения. Разница между США и КНР лишь в том, что китайцы решили не дожидаться финансового кризиса и начали делать то же самое заблаговременно, тем самым, возможно, предотвращая возможный коллапс экономики.

В Поднебесной имеются десятки миллионов строителей, и им необходимо постоянно работать, чтобы кормить семьи. Кроме того, резервы индустриализации в азиатском государстве почти исчерпаны, валовой внутренний продукт перестает расти, при этом экономика страны плотно подвязана на заемные средства. Внутренний кризис может нагрянуть в любой момент. Нынешние китайские мегаполисы станут первыми его жертвами, и тогда города-призраки пригодятся в качестве новых инвестиционных площадок. И это будет не военное, а экономическое заселение по тревоге.

К слову, не все из этих городов полностью безлюдны. Например, Ордос – крупнейший из них – уже заселен несколькими тысячами китайских граждан. Это настоящий мегаполис, в котором стоят пустые библиотеки и супермаркеты (однако с получающими зарплаты библиотекарями и продавцами), ходят пустые автобусы, работают безлюдные парки аттракционов. Такое место – настоящий рай для социофобов и мизантропов. Можно весь день гулять или кататься по городу на велосипеде, так и не встретив ни одну живую душу.

Видео: Для чего в Китае возводят города-призраки?

Безлюдные улицы городов с полуразрушенными домами и гуляющими между ними сквозняками являются излюбленной темой авторов многочисленных «ужастиков». Однако для жителей Китая такие картины представляют собой вполне нормальное явление. В стране построено более десятка городов-призраков, и, похоже, Поднебесная не собирается на этом останавливаться. Зная о том, что некоторые населенные пункты Китая сталкиваются с серьезными проблемами, касающимися явного «перебора» численности населения, невольно впадаешь в недоумение.

Каким образом получается так, что на территории одной страны соседствуют пустые и перенаселенные мегаполисы? Однако ответ на этот вопрос журналисты, политики, путешественники и просто любознательные люди пытаются найти уже не первый год. Сами китайцы говорят, что появление каждого из таких городов-призраков стало результатом ошибочных прогнозов местных властей. По их мнению, всеми виной неправильное развитие тотальной урбанизации. Несмотря на уговоры правительства и просто невероятные условия, представители 700-миллионного крестьянского населения, проживающего в стране, с большой неохотой соглашаются на переезд.

Однако существует и другое мнение касательно сооружения таких населенных пунктов. Некоторые политологи и экономисты считают, что они являются частью грандиозного плана будущего развития страны. Учитывая, что население Китая продолжает стремительно расти, местное правительство сооружает города на перспективу. Эксперты уверены, что власти страны делают выгодные инвестиции в будущее, одновременно заботясь о своем народе, и ожидая в дальнейшем извлечь финансовую выгоду от реализации недвижимости. Давай познакомимся с самыми интересными городами-призраками Китая, которые сегодня являются объектами интереса туристов со всего мира.

Тяньдучэн: фэйковый Париж, обреченный на пустоту

Первым объектом нашего знакомства станет небольшой пригород мегаполиса Гуанчжоу. Сооружая миниатюрную копию крупнейшей европейской столицы, местные власти рассчитывали привлечь сюда не только большой поток туристов, но и большое число постоянных жителей.

Однако расчет оказался неточным, так как стоимость недвижимости в пригороде нередко даже превышает расценки на жилье и помещения для бизнеса в самом Гуанчжоу. Что же касается эстетической привлекательности города, то и здесь прогнозисты допустили промах. Да, действительно, туристов очень привлекает это место.

Однако для большого притока гостей требуется хорошо развитая инфраструктура, а для ее обслуживания необходима местная рабочая сила.

Оказалось, что крестьянам, на которых понадеялись проектировщики Тяньдучэна, практически безразлична красота макета Эйфелевой башни. Они пренебрегли архитектурной ценностью объекта и дружно превратили близлежащие скверы в садово-огородные участки.

Таким образом, великолепный по своей архитектурной ценности проект оказался полностью невостребованным, породив один из городов-призраков Китая.

Темза-Таун: призрак Лондона в 30 километрах от Шанхая

Следующим необычным городом-призраком поднебесной является Темза-Таун. Уже из названия этого населенного городка можно догадаться о специфике его архитектуры. Город был построен в 2006 году, являясь одним из направлений плана по расширению Шанхая.

Главной ошибкой проектировщиков стало полное расхождение целей проекта (обеспечить жильем как можно больше жителей) и его реализацией (преобладание малоэтажных домов).

В результате такого просчета основная часть недвижимости была выкуплена состоятельными семьями в качестве загородных коттеджей. Таким образом, в городе оказалось просто некому работать на объектах инфраструктуры.

Поэтому еще один прекрасный по своей идее и реализации архитектурный проект с треском провалился. Сейчас в Темза-Таун, вместо планируемых 10000 жителей проживает менее 2000.

Единственная прибыль поступает в городскую казну от туристов и молодоженов, которые любят фотографироваться на тихих «улочках старого Лондона», покинув на какое-то время переполненные пыльные автострады Шанхая.

Кангбаши: крупнейший город-призрак Китая и самый неудачный проект властей

Завершает наш обзор провальных проектов программы урбанизации Китая город-призрак Кангбаши. Он был возведен в 20 километрах от многомиллионного населенного пункта Ордос, расположенного в провинции Внутренняя Монголия.

Целью сооружения этого города-миллионера стало массовое переселение крестьян, связанное с угольной лихорадкой конца 20 столетия. На территории провинции открылось множество шахт, и власти призвали жителей местных деревень активно поддержать перспективную промышленность.


Жителям Кангбаши не знакомы пробки

Однако не все пошло так гладко, как этого хотелось. Во-первых, многие шахты оказались совершенно не перспективными и их закрыли после нескольких месяцев эксплуатации.

Во-вторых, место, выбранное для строительства Канбаши, является малопривлекательным с точки зрения климатических условий. Кроме того, важную роль сыграл человеческий фактор. Несмотря на многочисленные уговоры властей, предоставление льгот и просто смешные цены на жилье, многие крестьяне наотрез отказывались покидать насиженные места.


Здание правительства… ПУСТОЕ здание правительства

Таким образом, к 2016 году, вместо ожидаемого миллиона жителей, на которых был рассчитан город, здесь живет около 30000 людей. При этом многие из них переехали в Кангбаши, мягко говоря, «из-под палки».


Похоже, что прокат велосипедов возле торгового центра явно не пользуется популярностью

Несколько окрестных поселков были пущены под снос. Взамен снесенных домов китайское правительство предоставило крестьянам не только жилье, но и финансовую компенсацию. Однако и тут не все пошло гладко.


Полуразрушенные коттеджи размещены по всей окраине города

Как говорится, «мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому после переселения простых жителей деревень, не «страдающих» городскими привычками, властям пришлось направить все свои усилия на обучение новоселов элементарным правилам.


Национальный музей Кангбаши

Так, китайская чиновница Лу Сяомэй рассказала о том, что им приходится распространять среди переселенцев брошюры, рассказывающие о том, как «… не сс*ть на обочине, не плеваться на асфальт и не мыть голову в общественном туалете».

Постепенно крестьяне, переселившиеся в Кангбаши, принимают новые правила. Однако большинство из них все еще считает, что скатиться кувырком с песчаной дюны гораздо интереснее, чем посетить музей или библиотеку.


Катание с песчаной дюны по-прежнему остается главным развлечением жителей города

Поэтому на сегодняшний день город все еще относится к категории призраков. Он по-прежнему в большей степени представляет интерес для туристов, нежели в качестве индустриального центра региона.


Полуразрушенный стадион

Вот такие они — китайские города-призраки. Зачем их строили и продолжают строить китайцы — остается для нас загадкой. Если у тебя есть мнение по этому поводу, обязательно поделись им в комментариях. Возможно, именно твоя идея поможет человечеству разгадать эту тайну!

Китайские города-призраки: что скрывают пустынные кварталы? обновлено: 20 апреля, 2019 автором: Юрий Боковня

Видение территориальной политики Китая в отношении соседних стран сложно понять на первый взгляд. За последнее десятилетие страна опередила многих конкурентов в развитии промышленной индустрии и экономического потенциала. Внедрила новейшие разработки научно-технической и инженерной мысли во всех сферах своей жизнедеятельности. Однако в замешательство приводит тот факт, что, несмотря на очевидный успех развития, со временем образовались мертвые города Китая . Занимаясь изучением этого вопроса на протяжении многих лет, Институт Дальнего Востока РАН задается вопросом: зачем Китай хочет расширять свои территории? Ведь он уже получил некоторые острова для свободной экономической зоны, так называемые «программы переселения» и имеет пролонгацию развития отсталых регионов России.

О каких пустующих городах Китая известно?

У самой «поднебесной» имеется в резерве свыше 60 млн нововозведенных квартир и домов со всеми удобствами и инфраструктурой «по последнему слову техники» (парки, стадионы), где при необходимости сможет разместиться половина жителей постсоветского пространства. Распределены они между более чем 15-ти незаселенными городами , среди которых выделяют основные:

  • Сишуань;
  • Ордос;
  • Кангбаши;
  • Тяньдучэн;
  • Темза-Таун.

Город Сишуань возведен в одном из самых суровых по погодным условиям районе – посреди пустыни во Внутренней Монголии. Имеет внешние сходства с трагично известным городом Припятью. За редким исключением в какой-нибудь квартире можно увидеть свет – людей здесь считанные единицы. Но покинутые жилища не разграблены – во многом это заслуга действующего в стране закона о смертной казни.

Высокоразвитый город-призрак Ордос построен в 2001 году на земле, богатой полезными ископаемыми. Это никак не покинутое раньше селение, а огромные площади пустующих квадратных метров вполне пригодного для жизни жилья. Большинство этой недвижимости раскупается еще на стадии начала строительства, тем не менее, сами китайцы не горят желанием туда заселяться. Они знают места для жизни лучше, например, деревня Бама на юге Китая, где природные и климатические условия совместно с ультракрасными солнечными лучами, активность которых самая высокая на планете, позволяют жить свыше 100 лет без болезней, тратя свое время желаемым образом.

Кангбаши – крупный город, который при наличии населения, насчитывал бы свыше миллиона людей. Он расположен вблизи Ордоса и должен был служить зоной урбанизации крестьян, однако, из-за отсутствия перспективы жители были вынуждены переехать в более выгодные регионы. Время, через которое город будет заселен хотя бы наполовину, – неизвестно.

Тяньдучэн . Пригород Гуанчжоу известен копией Эйфелевой башни, однако попытки сделать из региона подобие Парижа не увенчался успехом. Расценки на жилье здесь достаточно велики, а факт отсутствия инфраструктуры полностью исключает вероятность заселения здесь людьми. Немногочисленные местные жители пытаются выжить, исходя из малого, поэтому плантации с овощами можно увидеть даже вблизи памятников архитектуры города.

Темза-Таун . За счет возведенного в 2006 г города планировалось расширить масштабы Шанхая, однако проектировщик допустил ошибку. Вследствие этого, преобладающей численностью строений были одноэтажные дома, что противоречило первоначальной идее заселения на новую территорию большого количества жителей. В настоящее время местность заселена лишь на 10%: китайцы используют возведенные жилища лишь для проведения загородного отдыха.

Китай – одно из самых густонаселенных государств и первое по численности на земном шаре. Это доставляет ему массу проблем, заставляющих прибегнуть даже к на законодательном уровне. Поэтому еще более парадоксален факт строительства такого количества пустующих городов в Китае , некоторые из которых претендуют на звание мегаполисов.

Возможные причины создания мёртвых городов

Почему китайцы позволяют пустовать огромным территориям? Неужели среди миллионов нет людей, желающих заполнить эти города? Существует несколько объяснений данному явлению:

  • У большинства местных жителей, особенно молодого поколения, отсутствуют финансовые ресурсы для приобретения своего жилья. В перерасчете на соотношение стоимости квартиры к средней зарплате, обычному китайцу понадобится около 60 лет работы для осуществления столь желаемой покупки. А у тех обеспеченных собственников, кто способен осуществить приобретение подобных объектов, и без того достаточно недвижимости, чтобы позволить себе проживать в элитных регионах. Многие опровергают данное мнение, говоря, что у «небесной империи» (а сейчас еще и строительной) внушительные денежные запасы, позволяющие дождаться полного заселения в заброшенные города Китая не в ущерб капиталу страны, даже если они будут пустовать 5-10 лет. Может быть и так, но здесь речь идет о преобладающей части населения.
  • Политика властей, давших указание никого не заселять в эти города. Миллионы туристов доведут новые строения и улицы до состояния повседневного Пекина и Шанхая, еще больше ухудшая санитарные условия мегаполиса. Ведь именно по причине недопонимания культуры, быта и присущей только китайцам манеры поведения, представители европеоидной расы предпочитают ограничиться лишь путешествием в эту страну, а не жить здесь постоянно.
  • Некоторые из городов в дальнейшем могут быть предназначены для людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Суть проблемы заключается в законе об ограничении рождаемости. Используя методы ранней диагностики беременности, китайцы начали делать аборты в случае потенциального рождения девочки. Вследствие чего и наступил дефицит женщин, а затем переполнение населения мужчинами. Поэтому в стране стало обыденностью большое количество гомосексуалистов. Не исключено, что заброшенные города в будущем могут быть предназначены именно для такой территории людей.
  • Строительство перечисленных городов – это инвестиции скопившейся за последнее время денежной массы из-за бурного роста экономики для последующего переселения туда своих же граждан: рабочих заводов, фабрик и цехов, которые не будут пренебрегать также ипотечным кредитованием.
  • И наконец, теория военной концепции, характеризующая истинное лицо «восточного друга» и возвращающая к пониманию мотивации строительства Великой Китайской стены. Многоквартирные и частные дома, а также объекты инфраструктуры с подвальными бункерами для укрытия, рассчитанные на сотни тысяч человек. Вместе с широкополосными бетонными дорогами в направлении России, выдерживающими нагрузку тяжелой техники, они наталкивают на мысль о возможном нападении со стороны Китая, а опустошенные города, в таком случае, говорят о создании резервного жилья для оставшихся в живых солдат после ядерной контратаки. Вполне вероятно, что таким «угрожающим» постройкам мог послужить урок на чужой ошибке – опыт Хиросимы и Нагасаки.

Подводя итог этой темы, нужно усвоить одно: все эти города – многомиллиардные вложения средств, поэтому заброшены они лишь на время. Предположить событие, которое будет предшествовать глобальному заселению пустующих территорий, – сложно.

Китай – страна с самой большой численностью населения в мире. На 2015 год число жителей Поднебесной составило 1, 371 миллиарда человек. Несмотря на такие показатели, за последние пару десятков лет экономика Китайской Народной Республики совершила гигантский скачок, обогнав многие ведущие страны мира. Это сподвигло правительство КНР на новые реформы и создание смелых проектов, многие из которых оказались провальными и не принесли желаемой выручки. Впрочем, китайцев это не смущает.

В начале 2000-х годов правительство Китая пустило в ход программу расширения рынка недвижимости. На огромной территории страны существовало большое количество пустующих участков земли, которые решили освоить методом строительства новых городов. Учитывая темпы роста населения китайцев, такое решение выглядит довольно логичным, но на деле реализация уперлась в тупик.

После вступления программы в силу, огромное количество строительных компаний начали возведение новых жилых районов в существующих городах, а также постройка целых населенных пунктов. Застройщики предполагали, что китайцы с удовольствием начнут уезжать из шумных мегаполисов в новые города. На деле все пошло не так, как планировалось, и мертвые города-призраки остаются практически пустыми по сей день.

Примечательно, что постройка таких мертвых городов ведется по сей день и программа продолжает работать, поэтому ежегодно на территории Китая появляются огромные жилые комплексы, которые никому не нужны.

Мы подготовили для вас подборку таких городов, где жизнь практически остановилась, а редкие прохожие на улице вызывают скорее удивление и какое-то чувство отчужденности.

1. Темза-таун

Копирование других городов и их стилей популярно у человечества с давних пор. Например, в США есть целый ряд населенных пунктов с названием Москва, а Санкт-Петербург во Флориде по красоте может сравниться с крупнейшими городами мира.

В 2001 году в рамках проекта расширения жилой территории страны, под раздачу попал мегаполис Шанхай. Девелоперы начали застройку близлежащих территорий города новыми, более мелкими населенными пунктами. В одном из таких городков было принято решение использовать классическую лондонскую стилистику со всеми подробностями, включая невысокие жилые дома, знаменитые красные телефонные будки, пожарные гидранты и даже ночные фонари были скопированы.

Строительство города, который получил название Thames Town (Город Темзы) было закончено в 2006 году. Правительство планировало, что такой городок, рассчитанный на 10 тысяч человек, сможет отвлечь жителей от центра Шанхая, чтобы разгрузить перенаселенный мегаполис, но на деле все пошло не так, как ожидалось. Хитрые и богатые китайцы начали скупать недвижимость в Темза-тауне исключительно в виде инвестиций своих денег в будущее, но жить там совсем не планировали. Жилье разошлось очень быстро, однако заселились в этот город единицы, и теперь Темза-таун превратился практически в мертвый город, где можно встретить редких жителей, брачующихся молодых людей и туристов.
Этот город не спасает даже то, что он расположен всего в 4 километрах от главной линии метро Шанхая.

2. Тяньдучэн

Мертвый город Тяньдучэн является частью провинции Чжэцзян. Неподалеку от него находится столица провинции, один из крупнейших туристических городов Китая – Ханчжоу.
Добро пожаловать в Париж! Точнее в китайский Париж, строительство которого было начато в 2007 году, но местные СМИ уже говорят о том, что это почти мертвый город-призрак.
В Тяньдучэн произошла та же ситуация, что и с Темза-таун. Городок, который был рассчитан также на 10 тысяч человек, стал жертвой инвестиций китайских семей, которые просто скупили дешевое жилье для своих детей, но заселяться туда не планируют.

Если вы собрались посетить Тяньдучэн, то первое, с чем вы столкнетесь, это, скорее всего, 108-метровая копия парижской Эйфелевой башни. Весь город также выполнен в стиле, присущем столице Франции. Здесь и характерная лепнина на жилых домах, и четко очерченные газоны с прогулочными дорожками. Даже деревья, которые растут на обочинах, были тщательно подобраны в соответствии с теми, что растут в Париже.

Пешеходов на улице мало, еще меньше автомобилей на дорогах. По данным некоторых СМИ, город заполнен лишь на пятую часть, и в ближайшее время заселения новых жильцов не предвидится. Никто не хочет срываться с насиженного места в городок, где не так развита инфраструктура, как в любимом мегаполисе.

Несмотря на оскорбительные заявления о том, что Тяньдучэн мертвый город, правительство Китая не оставляет надежд, что когда-нибудь он станет огромным мегаполисом, который будет привлекать своими красотами жителей страны и туристов со всего мира. Тем временем китайская урбанизация продолжается.

3. Инкоу, провинция Ляонин

Инкоу отличается от своих собратьев мертвых городов тем, что он не пытается копировать чью-то архитектуру или стиль. Здания здесь выполнены в традиционном стиле, присущем социалистическому государству. Только заселять их пока некем.

Почти 10 лет назад правительством провинции Ляонин и ее председателем Ли Кэцяном в частности, был запущен масштабный проект по перестроению экономики региона таким образом, чтобы она была менее зависима от добычи полезных ископаемых и производства металлов. Шахты постепенно израсходовали свои ресурсы, но кормить регион чем-то было надо. Для этого было решено привлечь в область другие активно развивающиеся отрасли, которые бы компенсировали финансовый провал.

Для работников новой инфраструктуры решили построить новое жилье по сниженным тарифам, так началось возведение новых городов и пристройка районов к существующим.
Инкоу стал одним из городов, куда изначальные инвестиции в строительство вливались особенно бодро, поэтому там в считанные годы вырос целый лес высотных новостроек, которые впоследствии оказались никому не нужны. В результате часть строек заморозили по сей день, от других и вовсе отказались.

На самом деле Инкоу является местом жительства для более чем 2 миллионов человек, однако площадь этого города составляет 5402 км2, что очень много для такого количества жителей. Для сравнения, площадь Москвы 2511 км2. Если в центре Инкоу и есть какая-то жизнь, то на его окраинах при взгляде на пустынные улицы пробегают мурашки по спине от постапокалиптического вида.

4. Ордос

История Ордоса также связана с Великой китайской урбанизацией. Когда в монгольских степях были обнаружены большие залежи угля, туда устремились сотни китайских компаний по добыче полезных ископаемых. Правительство начало скупать земли фермеров, которые, в свою очередь, становились работниками на шахтах. Большие и далеко идущие планы по разработке местной территории заставили Китай спроектировать огромный город, который планировалось заселить работниками ближайших предприятий, а позже привлечь другие компании на расширение сферы их влияния.

Благоустройство территории Ордоса шло полным ходом. Трудолюбивые китайцы построили множество музеев, причудливых скульптур, театров и огромный стадион. Но все это так и осталось стоять нетронутым, в город площадью 86 752 км² заселилось всего полтора миллиона человек. Главной причиной этого стала ошибка расчета рентабельности угольных предприятий, которые начали работать себе в убыток.

Улицы мертвого города-призрака Ордоса пустынны и навевают неприятные мысли о всемирном апокалипсисе. Прохожих на улице практически нет, зато очень много работников коммунальных служб. Именно благодаря им на территории этого огромного города очень чисто, и это поражает немногочисленных туристов, которые добавили этот город в свой туристический маршрут. Многие действительно целенаправленно едут посмотреть именно на пустой город.

На улицах Ордоса вы не встретите пробок. Несмотря на то, что движение общественного транспорта здесь организовано весьма грамотно, все автобусы ездят практически пустые. Многие местные жители предпочитают добираться на работу на велосипедах и мопедах, тем более, что здесь можно ездить прямо по шоссе.

В планах китайского правительства переселить в подобные города большую часть сельского населения. Связано это не только с заботой о своих гражданах, но и на ориентированности экономики страны. Деревенские жители практически не покупают товары местного производства за ненадобностью. Они обеспечивают себя всем сами, в том числе жильем и едой. Если сельскому жителю и понадобится что-то раз в год, так это какая-нибудь запчасть для трактора или инструменты для возделывания земли. Такая позиция не устраивает власти КНР, поэтому на переселение 100 миллионов сельских жителей в каменные массивы планируется потратить почти 7 триллионов долларов.

Чтобы заставить крестьян переселяться в Ордос, чиновникам пришлось идти на ухищрения. Например, школы и больницы в сельской местности стали закрывать, чтобы перенести их в город. Таким образом у бедных китайцев не оставалось иного выбора, как собрать свои пожитки и отправиться на проживание в каменный лес.

Еще одна проблема, с которой столкнулись власти при переселении сельских жителей в большой город – это вопрос воспитания. Вы можете вывезти человека из деревни, но деревню из человека никогда. Переселенцы не соблюдают элементарных правил личной гигиены, справляют нужду на обочине тротуара, бросают окурки на землю и сплевывают там же, а мыться могут в самых неожиданных местах. Например, в общественных туалетах какого-нибудь музея. Терпеливые работники городских служб направляют все силы на то, чтобы перевоспитать бескультурных крестьян мертвого города и дать шанс на развитие жизни в этом свидетельстве провала урбанизации.

Пока что Ордос является крупнейшим мертвым городом-призраком в мире, который не сдается в своих попытках стать очередным мегаполисом и свидетельством развитой экономики Поднебесной.

5. Новый Хэби

Еще один практически мертвый город Китая, который пострадал из-за плановой экономики страны и всеобщей урбанизации. Здесь, как и в Ордосе, ведется массовая добыча угля. За счет предприятий угольнодобывающей отрасли и живет Новый Хэби.

Когда правительство Китая захотело освоить новые угольные месторождения, было принято решение заложить новый город рядом со старым Хэби. Почти 20 лет назад в 40 километрах от старого города началось строительство населенного пункта под названием Новый Хэби.

Рентабельность новых угольных шахт опять оказалась под вопросом, а быстрорастущий город никто не хотел заселять. На протяжении двух десятилетий большая территория в несколько сотен квадратных километров остается пустующей. В отличие от других городов-призраков, здесь жители Китая даже не стали скупать недвижимость в качестве инвестиций. Если в Темза-тауне и Тяньдучэне изначальная стоимость жилья была очень мала, но через несколько лет увеличилась в несколько раз, то в Новом Хэби ситуация обстоит довольно плачевно и роста стоимости не предвидится.

Несмотря на то, что люди отказываются заселяться в этот город, здесь все также действует план по расширению и урбанизации. Строительные компании продолжат возводить новые здания и другие объекты инфраструктуры в надежде на то, что китайская программа по переселению сработает.

6. Чэнгун

Несмотря на то, что китайские власти избегают таких формулировок, многие журналисты и жители страны называют Чэнгун очередным мертвым городом призраком на карте Китая.

В 2003 году правительство решило использовать территорию малонаселенного уезда Чэнгун для расширения территории городского округа Куньмин, который был столицей провинции Юньнань. Всего за несколько лет девелоперские компании возвели на этом месте огромный район с тысячами домов, в которые планировалось заселить почти 1,5 миллиона человек. В городе построили большое количество школ и даже два университета, а также здания правительства. Но урбанизация в Чэнгун пошла не по плану, и китайцы отказываются заселяться в этот город, предпочитая оставаться в родных местах. Во многом это связано и с плохим транспортным сообщением, а также отсутствующей инфраструктурой, хотя все предпосылки для ее существования есть.

Впрочем, инвестиции в покупку жилплощади на территории города Чэнгун идут активно. Богатые китайские семьи не прочь купить жилье про запас для своих потомков, или же просто в целях заработка в виду будущего роста цен на квадратный метр жилья в этом районе.
В 2010 году в прессе начали активно появляться публикации, что Чэнгун стал одним из самых больших городов-призраков в Азии. Возможно, именно это стало толчком для власти кардинально пересмотреть свои решения по урбанизации этого района.

Недовольство китайцев отсутствием нормального транспортного сообщения планируется удовлетворить. В районе активно ведется строительство железных дорог, а недавно в эксплуатацию была введена скоростная дорога, соединяющая центр столицы Куньмин с Чэнгуном.

Также правительство предполагает, что жителей заставит заселяться близость к кампусу нового университета Юньнань и к другим объектам общественного назначения.
Еще одна неприятная новость ожидает китайцев, которые уже купили квартиры в Чэнгуне в виде вложений. Местное муниципальное правительство полагает, что снижение цен на жилье в Чэнгуне в несколько раз по сравнению с Куньмином, заставит жителей переселяться на эту территорию, поэтому инвестиции скупщиков могут серьезно пострадать.
Возводя такие города-призраки как Чэнгун, Китай совершенно не заботится о дизайне и архитектуре. Многие жители высказывают недовольство однотипными и унылыми блочными домами, которые своим серым цветом отпугнут кого угодно.


***
Китайские чиновники очень неохотно говорят о существовании мертвых городов-призраков. Плановая экономика КНР терпит существенные убытки из-за того, что китайцы ведут себя не так, как предполагало правительство.

Недавно СМИ сообщили, что по всему Китаю пустует почти 65 миллионов квартир. Это удалось выяснить с помощью энергетической компании, которая проверила показания счетчиков электроэнергии. По подсчетам, такого количества квартир было бы достаточно для проживания почти 200 миллионов человек.

Сельские жители очень неохотно перебираются в городские застройки. Они не готовы отказаться от привычного образа жизни в угоду правительству. Кроме того, препятствием заселению новых городов являются китайские бизнесмены, которые во время кризиса начали скупать недвижимость в городах-призраках целыми небоскребами, пытаясь избежать банкротства. Формально квартиры принадлежат владельцу, но на деле они пустуют.

Пока Китай не разработает новый план по предотвращению скупки жилья в качестве инвестиций, у вас есть шанс посетить настоящие мертвые города, где на пустынных улицах едва теплится жизнь.

#Китай #путешествия #туризм #сталкеры

Поистине феноменальный строительный бум, захлестнувший Китай в начале XXI века, породил удивительное явление на рынке недвижимости – города-призраки, построенные «про запас».

Пустующие кварталы высотных домов и огромные комплексы из офисных небоскребов, безлюдные улицы с мигающими светофорами, гипермаркеты без товаров и покупателей, детские сады без детей, университеты без студентов, широкие проспекты без автомобилей, заброшенные парки развлечений, театры и музеи без посетителей – нет, это не антураж очередного постапокалиптического блокбастера. Это реалии современного Китая – города-призраки, число которых перевалило за два десятка, миллионы благоустроенных квадратных метров, на которых никто не живет.

В свое время Китай поставил перед собой ряд стратегических задач, решение которых является залогом существования государства: поддержание высоких темпов экономического роста; обеспечение населения работой; масштабная урбанизация; индустриализация и многоплановая модернизация экономики; утилизация свободных финансов, наводняющих страну за счет торгового профицита, недооцененного юаня и иностранных инвестиций.

Строительство оказалось той панацеей, которая позволяет одновременно решать все эти задачи. В свое время еще Джон Мейнард Кейнс предлагал «копать ямы, а потом засыпать их снова» в качестве лекарства от рецессии. Китай немного развил эту идею и, кроме рытья ям, стал сооружать города, мосты, дороги, заводы, превратив строительную отрасль в один из главных локомотивов экономики.

Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства, гигантские объемы свободных финансовых средств в конце концов привели к тому, что на китайском рынке образовался огромный переизбыток недвижимости. В 2011 году Государственная электросетевая компания КНР обнародовала данные по 660 городам. И оказалось, что в 65 млн квартир никто не пользовался электричеством, иными словами, они пустуют. Такого количества жилья было бы достаточно, чтобы переселить туда, как минимум, 200 миллионов человек - всех жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Молдавии, Украины, Франции и Великобритании вместе взятых.

Новые районы мегаполиса Сучжоу на востоке страны в низовьях Янцзы. Размаху градостроительного замысла позавидовали бы и знавшие толк в возведении новых городов советские архитекторы, однако обратите внимание на количество машин на этих широких и полностью безлюдных проспектах.

Город Синьян в провинции Хэнань. Центральная площадь со зданием городской администрации. Территория полностью благоустроена, вот только пользоваться ей некому.

Город Дунгуане на юге Китая. В 2005 году здесь открылся New South China Mall, второй по общей площади торгово-развлекательный комплекс в мире после знаменитого DubaiMall. Огромное сооружение, рассчитанное на 2350 магазинов, с момента своего открытия фактически полностью пустует. Тем не менее, комплекс не закрыт и продолжает поддерживаться в работоспособном состоянии.

Город Цяндучен близ Шанхая. Возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней. Несмотря на живописное архитектурное окружение, столь непривычное для жителей страны, популярностью район, рассчитанный на 100 000 жителей, пользуется разве что у молодоженов, падких на красивую картинку для свадебных фотографий. Большая часть квартир в «парижских» жилых домах шанхайского предместья не нашла своих хозяев.

Чэнгун, город-спутник 6-миллионного Куньмина. Рассматривается как основной резерв для расширения соседнего мегаполиса. Здесь с успехом освоены гигантские средства, но зияющие оконными проемами жилые высотки пока не находят своих «льготников».

Канбаши, район города Ордос. Самый известный из китайских городов-призраков. Вырос за 6-7 лет прямо посреди пустыни во Внутренней Монголии, стоит на очень крупных месторождениях угля и природного газа. Способен вместить до 1 миллиона жителей, но сейчас заселен едва на 20%.

Разумеется, в Поднебесной с ее бесчисленным населением найдется немало желающих улучшить свои жилищные условия. Так почему же пустуют города-призраки? Во-первых, многие из них построены вдали от оживленных торговых путей и крупных предприятий, вдали от цивилизации. Во-вторых, далеко не каждый китаец способен «поднять» кредит на покупку квартиры . В-третьих, зачастую решения по строительным проектам принимаются в ущерб экономической, а также экологической целесообразности. Одним из таких примеров может служить Циншуйхэ, поселок неподалеку от административного центра Внутренней Монголии. Строительство Циншуйхэ было начато в 1998 году и окончательно заброшено в 2008-м из-за отсутствия средств. Местные чиновники были привлечены к уголовной ответственности, а поселок остался незаконченным и абсолютно непригодным для жизни. Есть и примеры городов, отгроханных в непосредственной близости от гор фосфогипса - высокотоксичных отходов.

Отдельные эксперты предполагают, что наличие такого устрашающего количества пустующих квадратных метров – опаснейшая аномалия, тот мыльный пузырь, который обязан лопнуть, приведя к сильнейшему экономическому кризису. Однако в Китае, где ежегодный прирост городского населения составляет 10-12 миллионов человек, свято уверены в том, что города-призраки рано или поздно будут заселены, пусть даже кое-где простоят пустующими несколько лет. «Ведь это грандиозные убытки!» - скажете вы. Да, но у Поднебесной сегодня столько денег, что она может себе это позволить. К тому же в Китае уже есть примеры того, как безумные расходы, казалось бы, «в никуда» через некоторое время приносили впечатляющую отдачу. В частности, шанхайский район Пундун еще лет 10 назад напоминал безжизненную пустыню, утыканную небоскребами, а сегодня это цветущий и престижнейший уголок мегаполиса, вмещающий 5,5 млн. человек.