Нет ничего страшнее. Анатомия страха Нет ничего страшнее

"Месть - вредящие действия, произведённые из побуждения ответить на реальную или мнимую несправедливость, причинённую ранее." [Википедия].

Итак, определени дано, осталось понять, почему она возникает. И почему некоторые из нас готовы душу дьяволу продать за то, чтобы покарать несправедливо обившего/оскорбившего его или убившего его близких.

Месть женщины мужчине, за оскорбление ее чувств. За то, что оставил ее или променял на другую. Что она чувствует? Прежде всего, она оскорблена тем, что отвергнута. Она плачет ночами вовсе не из-за того, что она рассталась с ним, а потому что он обидел ее, он променял ЕЕ на кого-то еще. И тогда она хочет мстить. Она хочет хоть как-то расстроить его привычный образ жизни. В таких случаях месть бывает двух видов: месть линейная и месть изощренная. МЕсть линейная заключается в нанесении мужчине материального ущерба: размещение в его рабочей сети порнофотографии от его имени, царапание ключами несчастное крыло его автомобиля, звонки его нынешней пассии с целью хоть один вечерок ему испортить скандалом с новой благоверной. Изощренный же тип подразумевает в себе нанесение мужчине морального ущерба. Сначала женщина меняет имидж, а потом принимается за психику бывшего. Она может нервировать его новую пассию анонимными письмами, звонками, воздействием на его мамочку. В общем, она добивается того, чтобы его жизнь стала невыносимой в психологическом плане. Чтобы атмосфера накаляла его мозги и он наконец понял КАКОЕ СОКРОВИЩЕ ОН ПОТЕРЯЛ! Что самое интересное, иногда действует, но несколько не так, как рассчитывалось. Просто мужчина с тоской думает, что с бывшей было спокойнее, не смотря на все ее закидоны... А когда положение его совсем станет незавидным, он скорее всего просто хлопнет дверью, уйдет ото всех, будет долго приходить в себя, обитая в родной стихии - холостяцком быте, а потом найдет себе третью, забыв о прежних неудачных опытах, а и правда, живем-то один раз... Даже , и то не выдержит таких испытаний.

Кстати о любви. Сразу стоит отметить, что ни одна месть не совершается из неразделенной или отвергнутой любви. Потому что когда человек любит, он готов сделать все, чтобы объект его любви не страдал. И если речь зашла о мести, ничего более страсти в тех отношениях не было.

Вас оскорбил коллега. Вот здесь роль играет злоба. Вспышка гнева. Месть здесь разделяется на две категории: мужская и женская. Мужчины мстят своими достижениями, разработками, похвалой начальства, кто быстрее получит повышение. Женская же месть отличается мелочностью. Она "случайно" разобьет рамочку с рабочего стола оскорбившей ее персоны и ангельски улыбаясь, произнесет "ах, какая я глупая! такая чудненькая рамочка... была" и тут по ее лицу пробежит тень самодовольства. Если оскорбивший - женщина, чаще всего это противостояние превращается в вечную войну. Конечно, мужчины могут действовать женской местью, а женщины мужской, но это бывает крайне редко.

Убийство. Сейчас такой вид мести встречается все-таки гораздо реже, чем раньше. Стоит отметить, что у древних славян была так называемая "кровная месть". Она заменяла закон и худо-бедно поддерживала порядок в обществе. Потому что каждый знал, чтоего преступление не окажется безнаказанным. Действовала она по типу зеркала. Око за око, зуб за зуб. Ты убил моего брата - я убью твоего брата. Ты изнасиловал мою сестру, я изнасилую твою сестру. В некоторых случаях любое преступление все равно каралось смертью.

Так почему же люди идут на убийство... Пусть и убийцы? Ведь нужно переступить через себя. Во-первых, невообразимая боль потери. Она застилает разум и не дает рационально соображать. В мозгу бьется только одна мыль - "он... все из-за него... это он убил... он виноват..." (ну или она, как вам больше нравится). А во-вторых, с потерей человека очень часто у сильно привязавшегося к нему человека теряется цель в жизни. И ее место занимает месть. Ею человек живет. Когда же она совершена человек остается снова наедине со своей пустой... И тут уже бывают совершенно разные итоги...

СТО ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД

Это случилось так давно, что даже самый правдивый и точный рассказ покажется тебе ложью или сказкой. Но, согласись, те времена все же когда-то были, и тогда тоже что-то случалось, и жили люди, непохожие на нас, и их имена звучали странно. Но так же странно будут звучать и наши имена через сто тысяч лет и такими же странными покажутся наши поступки.

Не спрашивай, откуда я знаю о том, что случилось тогда. Я не смогу тебе ответить. Но все, что ты прочтешь, – правда; все это было и было именно так.

Чем отличались те люди от нас с тобой? Они были неразумны?

– Да, но не это главное. Они были некрасивы и свирепы? – Да, но не это главное тоже. Главное в том, что они любили друг друга.

Только в те далекие времена люди знали, что такое любовь.

Не любовь мужчины и женщины, а любовь каждого к каждому.

Сильный воин, оставшийся в лесу один, умирал на третье утро; умирал не от голода или звериных клылов, а только потому, что ему некого было любить. И когда умирал воин, ребенок или старик, каждый человек племени чувствовал такую боль, будто он потерял ступню или кисть руки. Вот так умели любить тогда.

Но люди Мабууу не боялись боли и никогда не показывали, что им больно, поэтому даже смерть друга они встречали с улыбкой.

Тот год был очень дождливым. Всю весну и лето шли дожди, иногда чуть капая, иногда водяными стенами. Это было так необычно, что никто не знал, что же делать. Мудрейшие люди племени собирались в шалаше на возвышенности посреди леса и думали. Самой мудрой и самой старой была Нья. Обычно женщины племени Мабууу не жили после того, как переставали рожать, но Нья была предназаначена к долгой жизни и к мудрости еще с детства. Когда-нибудь старая Нья найдет другого ребенка, достойного великого дара. Она будет учить ребенка, а, научив, умрет, потому что станет ненужной. Сейчас мудрейшей была она.

Нья давно знала о приближении беды – слишком удачными были предыдущие годы. В лесу было много дичи и людям племени

Мабууу не приходилось делиться добычей с хищниками. Не приходилось делиться и с племенем Тода. Люди Тода иногда подходили совсем близко, но никого не трогали. Люди разучились воевать. Уже много лет не было войны и мужчины начинали толстеть, и на их телах было слишком мало шрамов, и шрамы были неглубоки. Идя на охоту, мужчины брали с собой длинные копья Ривааа, даже если собирались убить всего лишь волка. А волка нужно убивать голыми руками. И вот теперь, когда духи неба разгневались на народ Мабууу, племя забыло, как нужно бороться за жизнь.

Но Нья помнила, для этого она и жила на свете. Она так любила свой народ.

Дожди начинали слабеть, но лес уже умер. Лес стоял неподвижный, прозрачный, напитанный влагой, изьеденный топями. Земля превращалась в болото. Уже не оставалось дерева, сохранившего всю свою кору, а многие деревья стояли серые, гладкие и твердые, как обглоданная кость. Время от времени они медленно наклонялись и погружались в темную плотную воду, разбивая масляно блестящую поверхность, и совсем не было брызг. Черные болотные змеи лениво отплывали в стороны и застывали с приподнятыми над водой внимательными треугольными головами. Когда дожди, наконец, прекратились, лес был совсем мертв, и племя Мабууу не знало что делать, потому что люди разучились бороться за жизнь.

Племя не могло уйти, потому что с трех сторон была трясина, а с четвертой – горы, на которые невозможно подняться. Можно было бы остановиться у этих гор, но туда же придет племя Тода, и два народа не смогут жить на одной земле.

Об этом думала Нья, и однажды утром она сказала людям идти

– идти, чтобы когда-нибудь вернуться или не вернуться никогда.

Но она так любила свой народ.

На четвертый день пути они увидели туманные горы, нависающие кольцом над краем мира, и Нья приказала остановиться. Она еще не приняла решения, потому что единственное решение было слишком страшным. Две ночи племя не двигалось с места, а седая старуха неподвижно сидела у огня и размышляла. Воины боялись ее, потому что сами они не умели размышлять. Потом племя сделало еще один дневной переход и остановилось.

Конец ознакомительного фрагмента.

Френсис Бэкон

— Страх — это чувство, через которое в своей жизни неоднократно проходил каждый человек. Все люди, всех возрастов и национальностей, когда-либо испытывали страхи. Страх может убить, а может и спасти. Страх может помочь, а может и привести в отчаяние. Что такое страх с точки зрения психологии?

— Если говорить в общем, то умеренный страх — естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, которая угрожает ценностям этого человека. Этой ценностью могут быть здоровье, физическая целостность, может быть идея, может быть представление о себе, дети, комфорт и.т.п.

— Что лежит в основе страха? Откуда он появляется?

— Чувство страха — это производная неизвестности: когда мы чего-то не знаем или не можем хотя бы частично предугадать, незнание и неопределенность нас сильно пугают, и это вполне естественно — ведь за неизвестностью может скрываться опасность, которая может угрожать ценностям. Поэтому нормальный, умеренный страх, несмотря на все неприятные ощущения, которые он доставляет, является необходимым чувством. Это совершенно нормальная, закономерная реакция на опасность, угрозу (воображаемую или настоящую), которая поддерживается в нас очень сильным инстинктом — инстинктом самосохранения.

— В одном из Ваших интервью было сказано почти теми же словами о боли. Страх и боль похожи?

— И страх, и боль имеют общую цель: сохранение жизни. Страх и боль довольно часто появляются вместе, у них много общего. Боль дает сигнал о том, что в организме что-то не в порядке, и если бы боли не было, мы не смогли бы выжить. Ведь наш организм ориентирован на продолжение жизни. Боль выполняет функции по предупреждению, сигнализации о том, что с телом что-то не в порядке, и это в итоге нам сохраняет в большинстве случаев жизнь. И страх выполняет аналогичную охранительную функцию. Он подсказывает, что нам угрожает опасность, и заставляет нас реагировать действиями. Страх, как и боль, призван охранять нас, заставлять быть осторожными, сигнализировать о том, что мы должны задуматься, перестроиться и принять некое решение, которое будет оптимальным в текущей ситуации. Обобщая, можно сказать, что и боль , и страх — это сигналы об опасности, которые мы должны распознать и принять адекватные меры по преодолению опасной ситуации.

— А давайте подробнее поговорим о неизвестности, которая лежит в основе страха.

— Как я уже сказал, именно неизвестность нас пугает. Это было известно еще в античные времена. Например, до нас дошла мысль выдающегося философа Аристотеля, который утверждал, что «страх определяют как ожидание зла ».

Замечу, что ключевое слово здесь — ОЖИДАНИЕ. То есть другими словами — неизвестность. Об этом же говорил и великий христианский святой, преподобный Иоанн Лествичник, который писал, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений». О том же писал известный философ Джон Локк: «Страх есть беспокойство души при мысли о будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится».

Для того, чтобы нормально и полноценно жить, нам необходимо в некоторой степени представлять, что нас ждет в будущем, мы должны быть готовы к разного рода неприятностям, знать, как их преодолевать. Если же у нас нет этого более или менее ясного ви дения ситуации, если ситуация резко меняется, и мы не знаем, что дальше будет, или если мы не знаем, как реагировать на некий раздражитель, то возникает страх. Он легко возникает в ситуации нехватки информации. Поэтому в целом можно утверждать, что известность, предсказуемость, точный прогноз, анализ ситуации, гибкое мышление освобождают нас от страхов ; чем лучше мы ориентируемся в ситуации, тем меньше у нас страхов.

— Вы могли бы привести пример?

— Простой пример: мы можем спокойно ходить по лесу днем, когда в нем все знаем и видим. Днем мы хорошо ориентируемся, ситуация в значительной степени предсказуема. Но, несмотря на это, ночью нас всё может в этом же лесу пугать. Почему? Потому, что днем все видно, и мы в большой степени контролируем ситуацию. А с наступлением ночи приходит темнота и неизвестность, контроль теряется, становится возможной любая неожиданность. Кроме того, мы легко можем заблудиться, и это тоже нас пугает, ведь заблудиться в лесу ночью гораздо страшнее, чем днем. Ночью мы можем испытывать в этом лесу просто паническое состояние вследствие отсутствия ориентиров и надлежащей видимости.

— А почему мы так боимся некоторых людей?

— Мы боимся только тех, от кого не знаем, чего ожидать. Посмотрите: нам иногда страшно подойти и попросить что-то у неизвестного человека — потому, что мы НЕ ЗНАЕМ, что он нам скажет (если бы мы знали, то страха бы не было). А вот у знакомого, предсказуемого человека, чьи реакции нам известны, нам спрашивать не страшно.

— А почему так страшно делать выбор, принимать решения?

— Нам страшно принимать решения, потому что мы НЕ УВЕРЕНЫ, что они правильные (если бы были уверены, то страха не было). Нам страшно жить — потому что мы НЕ ЗНАЕМ, как жить, будущее нас пугает НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ (если бы знали, то страха бы не было), нам страшно, когда кто-то НЕИЗВЕСТНЫЙ НЕОЖИДАННО выскочил из-за угла (если человек нам известный и мы ожидаем от него некие действия, то страха не будет).

— Можно ли сказать, что чем больше неизвестности, тем больше страх?

— Да, страхи тем сильнее, чем хуже человек ориентируется в ситуации, чем больше неизвестности.

— А вот если я боюсь укола на вакцинации или операции? Тут же нет неизвестности. Я доподлинно знаю, что мне сделают укол, мне это известно! Или я знаю, что будет операция. Или я, например, испытываю страх от тараканов. Но я же точно знаю, кто они такие!

— Да, на первый взгляд кажется, что в этих случаях нет места неизвестности, что страх возникает на пустом месте, но это не так. Дело в том, что существуют воображаемые и реальные страхи.

Если, например, Вам собираются сделать укол, то Вы воображаете, что это будет очень болезненно (в случае с операцией рисуете в воображении ужасные картины хирургического вмешательства, при которых Вам не очевиден ее результат). И от этого появляется фактор неизвестности. Вы ожидаете боли, интенсивности которой точно не знаете. То же самое с тараканами. Ваше воображение рисует, что они такие страшные и противные («а вдруг он сейчас на меня заползет!») и Вам тоже неизвестно, что случится, когда Вы «вступите в борьбу» с этим тараканом. В данном случае Вы пугаете сами себя, вводя своей фантазией факторы неизвестности. Хотя со стороны это может показаться смешным кому-то другому, например, Вашему мужу (который не фантазирует, а точно знает, что тараканы безопасны для людей).

Прошу заметить, что после того, как операция или укол сделаны, когда таракан убит (то есть неизвестность сменилась известностью) — сразу проходит страх перед этими мероприятиями. Как только наступает ясность, уходят фантазии — сразу отступает и страх. Каждый человек многократно в этом убеждался, но не придавал значения.

Надо сказать, что иногда страх не имеет причины в неизвестности, а является просто закрепленным стереотипом поведения, рефлексом. Это, например, часто бывает, когда человек с детства боялся мышей, потом вырос, но все равно испытывает страх при их виде. Это другой страх, на причине которого не будем останавливаться в нашей беседе.

— А если я все равно после операции боюсь, например, осложнений? Страх ведь не ушел?

— Страх перед операцией, о котором мы говорили, ушел. Операция ведь уже проведена. Но в этом случае появился новый страх — страх осложнений. И опять он связан с неизвестностью. Когда пройдет послеоперационный период, и станет ясно, что осложнения больше не может быть, то и в этом вопросе наступит известность. И страх пройдет.

Работая в Онкологическом центре, я много раз видел у своих пациентов этот механизм возникновения страхов. Сначала, в диагностический период (когда устанавливают точный диагноз), человек боится, что у него обнаружат рак. Потом точный диагноз поставлен, и этот страх пропадает. Человек понимает, что это уже случилось, неизвестность по этому вопросу исчезает. Но теперь больной боится противоопухолевого лечения. Когда он прошел это лечение, болезнь перешла в стадию ремиссии, то и этот страх уходит. Но теперь появляется следующий — страх перед рецидивом. Например, случился рецидив. Это человек понимает. И страх перед рецидивом тоже исчезает, но начинается страх перед прогнозом и будущим лечением. И так далее. Страхи сменяют друг друга, плавно перетекая из одного в другой.

— Можно ли привести еще какие-либо примеры, которые иллюстрируют связь неизвестности и страха?

— Приведу пример с солдатами-новобранцами, которые впервые оказались на линии фронта. На этом этапе они представляют собой просто толпу, готовую в любой момент запаниковать. Эти еще необстрелянные солдаты всего боятся, у них нет никакого опыта. Ситуация для них полностью непредсказуема, и страх в этой связи у них очень сильный. Но проходит определенное время, они участвуют в боях, приобретают сноровку, получают опыт, могут многое спрогнозировать. Со временем они начинают осознавать, чего ожидать на поле боя, узнают законы ведения боя и способы защиты. Таким образом, приобретенные знания, относительная предсказуемость ситуации и опыт вытесняют страх.

Еще раз скажу, что знание, опыт, анализ ситуации и правильное ее понимание побеждают страх подобно тому, как луч света рассеивает темноту, преображая все вокруг.

— В примере с уколом мы говорили о воображаемых страхах. Как можно побороть страх, который у нас в воображении? Ведь это случай, наверное, не редкий.

— Это важнейший вопрос, потому что в составе любого страха воображение очень важную роль.

Приведу еще один пример: днем все ходят мимо кладбища без всяких страхов. Ночью ситуация обстоит иначе... Нам может стать страшно. Естественно, мы здравомыслящие люди, и не думаем, что на нас нападут покойники. Откуда же страх? Здесь свою работу выполняет фантазия. Мы начинаем фантазировать и сами себя пугать, как дети пугают друг друга страшными историями в пионерских лагерях. Мы представляем разнообразные сцены, которые видели в фильмах ужасов или читали в соответствующих книгах. Воображение дорисовывает многие моменты, и нас действительно постепенно охватывает ужас.

Дело здесь в том, что нашему сознанию совершенно неважно, в реальности происходит ситуация или в воображении. Сознание будет реагировать на эти два случая одинаково. Более того, и физиологические механизмы будут работать одинаково как в первом, так и во втором случае. Классический пример психологии: если человек закроет глаза и представит себе лимон, потом представит, как он его разрезает, потом — как кладет дольку в рот… то он заметит (если представил это очень живо, реально), что во рту у него появилось много слюны. То есть живое воображение запустило вполне конкретные физиологические механизмы. Страх тоже тесно связан с воображением. Если представить (а чаще просто внушить) себе что-то, что вызывает страх, тоже начнутся вполне конкретные изменения в физиологическом состоянии (увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, гормональные изменения). Эти изменения в свою очередь подкрепят воображаемые страхи и … так по кругу. И вот в этом состоянии уже действительно трудно будет разобрать, где реальность, а где воображение.

Нередко наши беспочвенные страхи, сформированные богатым воображением, приводят к плачевным последствиям в реальной жизни. Недавно на консультации мне один мужчина рассказал такой случай. Он ждал жену из командировки. Она позвонила и сказала, что опоздает на два дня. У него разыгралось воображение. Он стал думать о том, что у жены появился любовник, что она его специально обманывает, что эти отношения разрушат их семью. Потом он представил, как жена с ним разведется и будет жить с другим мужчиной, а он всегда теперь будет один, его никто больше не полюбит. Далее фантазия рисовала ему, что жизнь кончилась, счастья больше не будет. Так он постепенно «накручивал» себя. У него пропал аппетит, повысилось артериальное давление, пропал сон, заболело сердце. В итоге он попал в больницу с острым инфарктом. Из-за чего? Из-за фантазий. НЕИЗВЕСТНОСТЬ, неуверенность, от которой взялся первоначальный страх, этот мужчина заполнил самыми ужасными фантазиями, которые привели к реальным проблемам. Этот случай, к сожалению не единичный, а довольно частый. Мы собственными фантазиями, которые усиливают наши страхи, можем превратить реальность в ад. Что очень часто и делаем. А зря!

— Можно ли сказать о механизме появления страхов?

— Умение ориентироваться и анализировать текущую ситуацию приходит постепенно. Так, с самого рождения человек попадает в определенную систему. Сначала это совсем простая система. Например, малыш должен понимать с самых первых дней, где мама. Мама для новорожденного — это все: безопасность, питание, ласка. Поэтому понимать, где мама, отличать ее от других (сначала по запаху, по голосу, а потом и узнавать в лицо) — это базовая потребность ребенка. Если ребенок НЕ ЗНАЕТ, где мама, то он испытывает страх, плачет. Также он пугается от НЕИЗВЕСТНЫХ звуков, НЕИЗВЕСТНЫХ людей, голосов, действий, мест. Затем постепенно, день за днем, поле познания расширяется. И малыш уже начинает понимать, что он может делать, а что нет; начинает различать, что ночь сменяет день; что кроме матери есть и другие близкие люди… И так постепенно появляется понимание того, что происходит в мире. Но все, что выходит за пределы этой понимаемой системы — рождает страх разной интенсивности. И так на протяжении всей жизни.

— Соответственно, страх пройдет, если опять войти в границы этой системы? От неизвестности к предсказуемости?

— Конечно, если мы войдем опять в границы предсказуемости, ясного прогноза, если уменьшится число неизвестных факторов, появится ощущение стабильности и порядка, то и страх будет проходить (по мере того, как мы будем входить в границы этой системы). Чаще всего система расширяет свои границы с течением времени. Об этом говорил Шекспир: «Из всех низких чувств страх — самое низкое. Но знание природы страха рассеивает его».

Есть ситуации, с которыми человек сталкивается в жизни и которые вызывают у него сильный страх (потеря близкого человека, развод, какой-либо стресс и т.д.). Все это вызывает полную дезориентированность, дезадаптацию, крушение всей жизненной системы, неясность перспектив. И должно пройти время, чтобы мы опять вошли в границы понятной системы, чтобы появилась предсказуемость, чтобы мы адаптировались к новым условиям.

— Многие люди специально вызывают страх, когда смотрят фильмы ужасов, занимаются экстремальными видами спорта или развлекаются на аттракционах типа «американских горок». Зачем они это делают?

— Во-первых, когда человек испытывает страх, происходит выброс в кровь больших доз специальных гормонов, которые должны поддержать организм в борьбе с опасностью. Самый известный из них — адреналин. Этот гормон запускает некоторые биохимические процессы, которые в свою очередь доставляют специфическое удовольствие человеку. То есть сказать проще, это некий вид наркомании, которая в большинстве случаев не вызывает такой сильнейшей зависимости как никотин или героин. Но зависимость от этого тоже бывает. Именно ею объясняется поведение людей, которые постоянно ищут риска, острых ощущений и.т.п.

Во-вторых, это делается для того, чтобы выгнать внутренний страх , преодолевая страх другого рода. Как говорят «клин клином вышибают». Более сильное чувство подавляет более слабое. Если у человека есть основные страхи (перед социумом, перед болезнями, страх перед жизнью), то парадоксальным образом преодоление другого страха (например, в экстремальных видах спорта) помогают ему создать иллюзию того, что он справляется с основными страхами. Например, человек, преодолевая свои страхи в экстремальных видах спорта, получает иллюзию того, что он влияет на свою жизнь, держит ее под контролем, управляет ею, он чувствует себя сильным . Естественно, что таким образом он не избавится от основных страхов, но иллюзию этого он получает. Довольно широко известен феномен, когда, например, больные, которые узнали о неизлечимой болезни, люди, пережившие утрату близкого или столкнувшиеся с серьезными жизненными проблемами, переживающие тяжелые этапы в жизни — вдруг начинают увлекаться экстремальными занятиями, балансируя буквально на грани жизни, подвергая себя риску. Вот это как раз тот самый случай.

И, наконец, в-третьих, это желание доказать себе или окружающим свое бесстрашие, «крутость». То есть люди делают попытку не разрешить страхи внутри себя, а показать окружающим, что они ничего не боятся. Им важнее то, за кого их считают , чем то, кто они есть на самом деле . Очень часто такое встречается у подростков. Отсюда увлечения подростков «темными» силами (готы, сатанизм), отсюда и любовь к ужасам, отсюда и экстрим, который действительно подвергает опасности и их собственную жизнь, и жизнь других людей. Парадоксально, но в основном именно эти люди показывают себя паникерами и трусами, если происходит что-то действительно серьезное.

— А как реальность может настолько расходиться с собственными ощущениями человека, который не хочет жить? Ведь он не придумывает, а действительно чувствует сильнейшую обиду, боль души, отчаяние, ужас и.т.п. Он же чувствует свои страдания!

— Недаром существует поговорка: «У страха глаза велики». Кажется, что все донельзя плохо, а на самом деле ситуация не такая уж тупиковая, как представляется человеку. И чувства есть, но они внушены себе самим человеком или сущностями, которые в Православии называются бесами. Давайте вернемся к нашему примеру с солдатами. Сидели в окопе несколько человек, и вдруг им показалось, что враг значительно превышает их своей численностью, и на них идет целая дивизия. И вот это «показалось» воплощается в ощущениях, страх передается от одного к другому, начинается паника, которая приводит их к смерти. А на самом деле никакой дивизии не было. Им это просто показалось, а потом и почувствовалось. Глупее ничего придумать нельзя!

Нельзя доверять своим чувствам и ощущениям! Мы можем чувствовать, ощущать, а тем более внушить себе что угодно. С давних пор известно самовнушение. И медики знают, что это не шутки. Возьмем, например, эффект плацебо, давно известный в медицине (когда больному дают под видом лекарства то, что не может иметь лечебной активности). Если человек поверил в это псевдолекарство, внушил себе, что это лекарство поможет, то он выздоравливает. Это яркое подтверждение силы самовнушения.

Ответственно говорю, что в подавляющем большинстве случаев у суицидентов ощущение безвыходности, боль, отчаяние и прочее является банальным следствием систематического самовнушения.

Мудрейшие люди, которые жили много веков назад, всегда знали о том, что предаваться чувствам, не контролируя себя рассудком нельзя. И наоборот, контролируя себя умом, логикой, не давая чувствам захватить себя, можно даже любое чувство поставить себе на пользу. В своем сочинении святитель Григорий Нисский пишет, что чувство страха «является само по себе нейтральным движением души, которое, при худом употреблении ума стало пороком» но, добавляет он, «если рассудок восприимет власть над такими движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели. Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность».

— Мы говорили, что причиной страхов является неизвестность. Кроме этого, есть ли что-то еще, что способствует появлению страхов?

— Кроме неизвестности, недостатка знаний и опыта, глубинной причиной возникновения многих страхов является гордость. Например, нетрудно объяснить, каким образом из нее вытекает страх общения.

Страх общения возникает вследствие страха быть непонятым: человек начинает думать, что о нем скажут другие, дорисовывать в своих фантазиях негативную реакцию окружающих на его слова, осуждение, идущее от них… И таким образом он доводит себя до такого состояния, что его начинает пугать сам процесс общения. Впоследствии таким людям даже не приходится ничего дорисовывать, потому как у них уже формируется соответствующий рефлекс (который приносит им страдания): мысль об общении — страх общения.

Однако посмотрим в глубь вопроса: почему же возникает этот страх быть непонятым и сами мысли о мнении окружающих? Причина как раз заключается в гордости (она может быть развита в большей или меньшей степени, но мы для наглядности поговорим о том случае, когда она значительна). Человек думает, что он очень умный, достойный и замечательный, а все вокруг его не понимают, не ценят в полной мере и говорят «гадости». Естественно, подобное «несправедливое обращение» человека травмирует. Из-за этого он замыкается.

Если бы самооценка была более адекватной, не завышенной, то человеку бы не приходилось избегать реальности. Но он о себе высокого мнения, а все в его жизни складывается по его мнению «не так, как надо»... И каждый его шаг приводит к разрушению его «значительного» образа, созданного его же гордостью. Поэтому каждый шаг воспринимается как поражение. В результате этого у него формируется убеждение: «Я несчастный, я неудачник, потому что у меня не получается обрести друзей, добиться внимания женщин, ладить с начальством…» (список бесконечен). А далее — последствия…

Кроме завышенной самооценки есть еще одно свойство гордости, которое приводит человека к суициду. Известно, что гордый человек считает себя центром мира, его интересуют лишь собственные чувства, мысли, трудности. Он эгоцентричен. И именно этот эгоцентризм мешает ему посмотреть на проблему с другой точки зрения, найти те решения, которые можно найти. Говоря проще, человеку, который воспринимает все только с позиции собственных чувств, собственных интересов, собственных проблем, практически невозможно посмотреть на мир в другой плоскости, в которой он может увидеть выход из ситуации.

Надо сказать, что связь гордости и страха была известна очень давно. Приведу слова величайшего христианского святого преподобного Иоанна Лествичника, который указывал, что страх проистекает от страсти гордыни: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней .

О том же свидетельствует и преподобный Нил Синайский, заповедуя: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков». Вот так гордость может отравлять жизнь ее носителя и даже убивать его…

— В начале нашей беседы Вы говорили, что функция страха — охранять человека, сигнализировать об опасности, заставить нас быть осторожными в незнакомой ситуации… То есть страх «состоит на службе» у инстинкта самосохранения. Так как же получается, что страхи порой толкают человека к самоубийству?

— Закономерный вопрос. Вообще, с точки зрения психологии, большинство страхов уходят корнями в страх смерти. Страх — это, как было уже сказано, та же реакция, которая позволяет нам избежать гибельных для нас последствий и выжить.

Но возникает потрясающий по своей нелепости парадокс. У человека зарождается страх, который, по сути, должен предотвратить смерть и помочь ему выжить. А у него из этого страха развивается такая паника, что он… убивает себя, пытаясь убежать от настоящего или будущего, подавить паническое начало, убить страх вместе с самим собой! Получается, что вместо того, чтобы сохранить свою жизнь (к чему изначально направлен страх как явление), вместо того, чтобы действовать логически, разумно, восполнять нехватку информации о ситуации, анализировать пути выхода из нее…— вместо этого человек раздувает из искры костер (панику) и пытается убить себя.

И вот мы приходим к тому, что суицид — это боязнь самого себя. То есть человек настолько болен гордостью, настолько искаженно воспринимает себя и окружающий мир, настолько запугивает себя, не желает разобраться с проблемой, переработать ее — что в конце концов уже не видит никакого выхода. Он хочет покончить с жизнью, потому что боится себя, боится разрушения своего мнения о себе самом, боится разрушения своих иллюзий, фантазий, боится будущего.

Представим такую ситуацию: человек идет по лесу, потом обнаруживает свою тень и его обуревает такой страх, что он не в силах с ним бороться; он тут же берет веревку и вешается. Причина самоубийства была существенна: человеку стало очень страшно от того, что его кто-то настойчиво преследовал. А понять, что за ним двигалась тень, он не смог (или не захотел?). И даже если бы человеку объяснили, что за ним по пятам следовала его же собственная тень, он бы все равно не поверил бы и предпочел бы избавиться от своего страха уже выбранным им способом. Ведь страх со временем (иногда достаточно быстро) сменяется ужасом, который затмевает рассудок. Можно сказать, что суицид — это состояние, когда боишься собственной тени. Состояния, когда человека пугает собственная тень, очень легко достичь, лишь «раскрутив» собственные эмоции и позволив им взять верх над рассудком.

— Перейдем к главному вопросу: как же бороться со страхами? Что об этом говорит современная психология?

— Надо сказать, что современная психология, к сожалению, предлагает немногое. Разные школы выдвигают различные теории борьбы со страхами, начиная от анализа прошлого и заканчивая различными поведенческими методиками. Иногда они дают временный результат, но чаще результата нет, даже временного. Я думаю, что это обусловлено тем, что неверно определяется природа страха.

Пока страх не достиг значительной интенсивности и не перешел в панику, надо избавляться от неизвестности, важнейшей причины страха — то есть расширять собственные знания (мы уже говорили об их необходимости), надо учиться расставлять приоритеты, надо обдумывать проблему со всех сторон, анализировать ее.

Кроме того, необходимо переступить через те установки и принципы, которые в результате анализа ситуации окажутся неверными. Очень важно отказаться от своего образа, и, отбросив гордость, составить реальное мнение о себе, своих достоинствах и недостатках, о взаимоотношениях с людьми, перспективах и.т.п.

И в конце концов, надо, пересилив собственную гордость, попросить помощи. Если ты не просишь помощи, то как можно залезть тебе в голову и, выяснив твои проблемы, оказать помощь?

Кроме того, в настоящее время достаточно эффективны во многих случаях фармакологические методы лечения. Не нужно отрицать пользу, которую может принести психиатр. Если у человека не получается преодолеть свой страх, используя для этого психологические методы лечения, то необходимо обратиться к фармакологии. В том случае, если страх удается купировать, у пациента появляется время на осмысление ситуации. Если страх не остановить и позволить ему развиваться, человек может впасть в тяжелое состояние паники, когда он уже не сможет себя контролировать. Не нужно дожидаться этого состояния! Лучше прибегнуть к каким-либо действенным препаратам, которые доказали свою эффективность и которые могут улучшить состояние. К сожалению, сама причина страхов фармакотерапией не лечится, но симптомы во многих случаях снимает успешно. НО!! Подчеркну, что лекарства должен назначать врач-психиатр! Самолечение в данном случае абсолютно недопустимо!!

— Страхи были у людей во все времена. И с ними же как-то справлялись, когда еще не было психологов и фармакологических методов лечения. Были ли раньше какие-либо эффективные методы борьбы со страхами?

— Да, такие методы были и есть. Более того, эти методы значительно более эффективны, чем многие современные, и проверены временем. Самый действенный метод избавления от страхов предлагает нам Православие.

Из жизнеописаний святых мы знаем огромное количество историй о тех, кто не боялся ничего и никого, кроме Бога. Игумен земли Русской Сергий Радонежский не боялся даже медведей, с которыми жил в одном лесу. Прп. Иринарх Ростовский совершенно не боялся смерти, которую ему пообещал во времена Смуты один из офицеров польского войска за то, что преподобный категорически отказался молиться за польского короля. Святой Иринарх объяснил это тем, что он уже молится за царя русского, а так же за избавление русской земли от них, поляков. Офицер был удивлен спокойствием и бесстрашием святого, и спросил его, почему он не боится смерти. Святой сказал, что поляк не в силах убить его душу, которая все равно предстанет пред Богом. Пораженный польский офицер запретил своим солдатам грабить монастырь, поклонился и вышел из келии.

Таких примеров тысячи, и не только в древности, но и ближе к нашим дням. Хорошо известна история одного вологодского священника — новомученика. В 1921 году этого священника арестовали чекисты. На допросе следователь потребовал выдать спрятанные священником церковные ценности и святыни храма. Их хотели конфисковать в пользу большевиков. Священник на это предложение бесстрашно ответил категорическим отказом. Следователь показал ему на красноармейца с оружием и недвусмысленно сказал: «Если Вы сейчас же не скажете, где Вы спрятали ценности, то мы Вас расстреляем сегодня же. Думайте быстрее. У меня мало времени и много начальников». Священник ответил: «Устрашать расстрелом можно того, у кого мало времени, много начальников и один мир, но не того, у кого есть Вечность, только один Бог и целых два мира».

Все эти истории хорошо иллюстрируют отсутствие страха у по-настоящему верующего человека. Святые отцы считали, что страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак внутренней несвободы и несовершенства. И это действительно так. Посмотрите, как с помощью страха управляется весь мир. Террор, репрессии, преступность, болезни, эпидемии, угрозы стабильности жизни, здоровью, статусу и.т.п. Зная и понимая страхи людей, ими легко манипулировать . Это происходит повсеместно в самых разных сферах жизни. Используя страхи людей, политики убеждают их выбрать то, что нам невыгодно, а торговцы убеждают купить то, что нам не нужно. Но еще более тонко и умело посредством страха манипулируют людьми бесы, преследуя единственную цель — отвратить людей от Бога. Мы все рабы страха, и тех, кто может нами управлять посредством этого страха.

— Да, но ведь все равно остается страх — страх Божий. Значит и рабство от этого страха остается. Какая разница тогда? Они меняли многие страхи на один большой, одно рабство на другое?

— Многие люди, которые слабо знают Православие, думают, что страх Божий — это страх перед Богом. Это не так. Святые отцы говорили, что это не страх перед Богом, а страх опечалить Бога. Если например, у Вас есть любящий Вас, добрый, справедливый, умный, сострадательный отец, Вы его будете бояться?

— Нет, если он будет соответствовать описанному, то конечно нет.

— Но тогда Вы будете бояться расстраивать его! Вот примерно так и надо понимать страх Божий. Бог — Совершенство, истинная Доброта, Справедливость и Любовь! Как можно его бояться? Кстати, о связи любви и страха апостол Иоанн говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4, 18). Это как раз о том, что кто не имеет Бога — любви в своем сердце — того мучают страхи.

Я приведу еще цитату преподобного Ефрема Сирина, который объясняет связь между страхом Божиим и обычными страхами: «Кто боится [расстроить] Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему»;

А другой святой, преподобный Иоанн Лествичник, говорит: «В ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится». Не правда ли, это про нас, про людей, которые не имеют страха расстраивать Бога, а потому и страдают, боясь всего на свете?

Ну и думаю, понятно, что о замещении одного рабства на другое речи тоже не идет. Наоборот, человек в рабстве — если он не знает Бога. Если он с Богом, то он перестает быть рабом, потому что Бог относится к нему как к сыну. Нельзя же быть в рабстве у собственного Отца, который есть Любовь! Именно об этом и говорит апостол Павел, напоминая христианам: «…Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15).

— То есть мы должны быть с Богом, чтобы победить страх?

— Да, именно так. На связь страха с недостатком веры указал и Сам Господь, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: Что вы так боязливы, маловерные? » (Мф. 8, 26). Поддержку, которую оказывает нам Бог и нашу беспомощность без Него можно проиллюстрировать следующим понятным примером: поход вечером в опасное место. Мы, вероятно, не побоимся идти в самый криминальный парк, в самый темный лес со взводом ОМОНа, который будет нас охранять. А в одиночку — естественно боимся! Почему? Потому что все непредсказуемо. А со взводом, оснащенным автоматическим оружием, мы чувствуем себя в безопасности, потому что знаем, что он убережет нас от любого хулигана или зверя. Поэтому с поддержкой идти не страшно, а одному — боязно.

И тут опять встает вопрос о том, почему суицидом заканчивают жизнь преимущественно неверующие люди. Потому что верующие люди — с Богом. А Бог намного сильнее всякого взвода ОМОНа. Именно поэтому святые ничего не боялись. Чего им бояться, если они с Богом? «Если Бог с нами, то кто против нас?», — говорили они. И не боялись ни диких зверей, ни вражеских армий, ни болезней, ни стихий, ни человеческого непонимания. Их любовь к Богу помогала им.

Продолжая аналогию, можно сказать: чтобы ОМОН пошел с тобой в лес, его надо вызвать . То же самое с Богом: если ты хочешь, чтобы Он был рядом, Его надо призвать на помощь. И помощь придет именно тогда, когда нужно. А призвать Бога на помощь можно простой молитвой, своими словами, идущими от сердца. Не стоит сомневаться, Он обязательно ее услышит.

— Но многие страдающие от страхов сразу скажут, что такой путь избавления от страха для них неприемлем…

— Это как если бы нам сказали: «Вот фонарь, возьми, освети дорогу и тебе не будет так страшно ходить ночью». На что мы решительно будем возражать, что нам это не поможет, хотя даже в руки его не взяли, не поняли его устройства. Но не разумнее было бы хотя бы попробовать это средство? Миллионы людей проходили через борьбу со страхами, с гордостью, с социофобией. И, несмотря на тяжесть этих проблем, с помощью определенного оружия они побеждали, выздоравливали душой и впоследствии начинали нормально жить, и что важно — наслаждаться жизнью как таковой .


Ф.Бэкон считал, что «Нет ничего страшнее самого страха». Я не могу не согласиться с автором. Действительно, именно наши фобии делают из нас неуверенных и трусливых людей. Люди боятся посмотреть в глаза тому, чего избегали всеми способами-самым потаенным страхам. Однако если бы мы умели с ними бороться, то жить стало бы проще и психика людей страдала бы меньше. Ведь все наши страхи только в голове.

Вы когда-нибудь задумывались, почему иногда мы додумываем за других людей? Ищем в их действиях скрытый смысл, которого никогда и не было? Все просто. Мы ищем скрытый смысл потому что постоянно ждем какой- то подвох, которого почти всегда нет. И в такие моменты человек начинает себя изводить, что поступил он не так, сказал не то, и, вообще, нужно отмотать время назад и все поменять.

К сожалению, некоторые случаи заканчиваются очень печально...

На такие мысли меня навел рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Экзекутор Иван Дмитрич Червяков, который умер совершенно глупой смертью. Находясь в театре, он непреднамеренно чихнул и попал на генерала. Бризжалов не обратил на то никакого внимания, но главный герой решил, что он теперь перед ним очень виноват и должен извиниться. Казалось бы, достаточно один раз подойти и описать ситуацию, попросить прощения и на этом разойтись. Однако мозг Червякова сработал быстрее и в нем уже зародился этот страх того, что генерал расскажет начальнику, и его уволят. Таким образом, в рассказе мы увидели, что героя сгубила способность все драматизировать. Его фобия сыграла против него как раз из-за того, что он не смог с ней справиться.

Люди, как правило, стараются скрывать, что перед чем-то испытывают волнение. Причины на это могут быть разные. В большинстве случаев-это не желание показать свои слабости. И справиться с этим одному сложно, но если вы молчите, как кто-то поймет, что нужна помощь? Надо учиться не бояться об этом говорить, ведь всегда найдется человек, который обязательно поможет.

Так, в произведении О.Генри «Последний лист» мы встречаем двух подруг, одна из которых заболевает туберкулезом. Джонси теряет интерес к жизни и ждет своей смерти. Можно подумать, что ей все равно жить или не жить. Однако она просто испытывает страх. Да, самый настоящий! И у нее проявляется защитная реакция, она ложится в постель и несмотря на уговоры Сью встать и порисовать, отвечает отказом. Считая листья плюща, Джонси ждет, когда упадет последний и она умрет. Засыпая, она думает, что завтра упадет последний и все закончится. Вопреки всему лист остался. После этого она идет на поправку, страх перед смертью отступает. И только в конце они узнают, что именно той самой ночью их сосед в холод и дождь прикрепил к дереву этот листок, который, фактически, спас Джонси. Берман умирает, создав свой шедевр....Именно благодаря таким людям у некоторых появляется шанс. Нужно сражаться до конца, не страшась никого, ведь если ничего не делать, можно потерять намного больше. Берман вовремя понял, что Джонси просто нуждалась в каком-то стимуле или знаке.И кто знает, возможно если бы не этот смелый поступок, то на утро Сью обнаружила бы уже труп подруги.

В заключение хочется сказать, что у каждого из нас без исключения есть свои определенные фобии.Управлять нами они будут до тех пор, пока мы не наберемся храбрости распрощаться с ними раз и навсегда.

Нет ничего страшнее, чем потерять любимого и близкого человека.
Еще страшнее, когда теряешь этого человека неожиданно. Еще страшнее, если этот человек не успел прожить и трети своей жизни.

День начинался прекрасно. Мы встали рано, собрались и отправились на пикник загород.
Я собрала все необходимое еще с вечера, а вернее даже с ночи. Наградой моим стараниям стало избежание утренних перепалок с детьми и мужем. Приехали, место чудесное. Сосновый лес. Птицы щебечут, и свежий воздух действует опьяняюще. Было общение с друзьями, костер и шашлыки. Все были радостны и довольны. Отдых удался.

Второе событие было столь же радостным. Выписывали мою подругу Лену из роддома.
Правда, я решила отказаться и не поехала. Меня уже неделю преследует непонятный кашель.
Но все равно решили отпраздновать с друзьями это радостное событие. Заказали пиццу. На улице стал подниматься сильный ветер, и небо как-то сразу потемнело.
Я пошла закрывать окна, предчувствуя начало сильного урагана. Ветер усиливался, пошел дождь, и стало темно в квартире. Но общение с друзьями и запах пиццы заглушали неприятные ощущения от приближающейся непогоды.

Все рухнуло в один момент.
Только один телефонный звонок.
Как сразу понимаешь, как тонка эта грань между тем миром и этим.

Нам позвонил знакомый и сообщил, что у наших друзей в аварии погибла дочь.
Другая дочь в реанимации. Всего у них пять дочерей, все красавицы и умницы.
Только недавно мы встречались, и наши дети так хорошо вместе проводили время. Планировали в ближайшее время встретиться снова.

Наверное, если бы я не была матерью, то это событие потрясло меня бы не так сильно.
Но когда ты сама мать и знаешь, что такое, когда носишь под сердцем дитя, потом в муках его рожаешь, растишь, ухаживаешь, не спишь ночами, если он заболел….
Нет ничего страшнее, чем вот так потерять любимое дитя.
Мои дети не сразу поняли, что произошло, младший сын вообще, я думаю, не вникал в происходящее. Но им уже известно, что такое смерть. Моя мама умерла три года назад. Наши дети встречались не так уж часто и дети не так близко общались. Но моя голова наполнена вопросами.

Я почти теряю сознание от этих мыслей. Почему именно она? Как сейчас ее родители?
Что переживают другие дети? Господи, просто помоги им.

Я часто задумываюсь о смерти. От чего злые живут долго, а светлые люди уходят рано.
Почему Бог дает такие испытания?
Какой вопрос тут важнее: «Почему?» или «Для чего?»
Сейчас мне так плохо, что не хочу отвечать ни на какие вопросы.
Какая разница, ведь когда состояние шока у всех пройдет, то всплывет реальность.

Человека нет. Не просто человека. Кровинки, ребенка, «котенка», «заюшки» и «солнышка». А кто-то будет оформлять сухими словами протокол:
«Автомобиль совершил наезд, на километре …..»
Как тошно от таких протоколов и выяснений. В душе кого-то гаснет последний огонь и начинается пустота. Пустота и темнота.
Куда идет человек после того, как его уже нет?!

Я верю в Бога, вечную жизнь и жизнь после смерти, но как спросить у Бога
«Для чего?» вместо «Почему?»
Как заставить себя жить после того, как остается только фото и вещи умершего?
Как чувствуешь себя, когда вчера ты еще кричала:
«Иди сюда, почему ты не убрала до сих пор свои побрякушки?!»
А сейчас тупо смотришь на пустую кровать и нетронутые вещи.

Мир рушится, а мировые войны ничто по сравнению с твоей личной потерей.
Потому что это не весь окружающий мир – это мир, который ты создавала, лелеяла и которым жила.
Как найти силы, чтобы продолжать жить?!

И здесь не найдешь слова, чтобы выразить соболезнования. Не выразишь во фразе, как ты сочувствуешь. Даже не знаешь, как набрать номер. Наверное, лучше помолиться и поплакать. Помолчать.

Конечно, нужно жить, когда нужно выхаживать и поднимать другого близкого и любимого тебе человека. А что, если больше нет никого, кто тебе дорог и близок?
Жить, но ради кого и чего?

Я верю в исполнение воли Божьей в моей жизни, я всегда знаю, что лично для меня ничего не может произойти, чтобы Бог не допустил этого. Но даже при всей моей уверенности в милость и любовь Господа, я не знаю, что станет с моим сердцем, если Господь пошлет такое испытание, как потеря любимого и родного человека.

Порой в нашей жизни или в жизни наших друзей и близких происходит что-то, что наш ум и сердце отказываются воспринимать адекватно. Это просто метод защиты от стресса.
Мы не допускаем того, что нам не понять до конца и не пережить. Бог не дает испытаний сверх сил. Но как бы мы не старались, часто смерть не спрашивает разрешения войти.
Можно пытаться предотвратить что-то, загадывать и предупреждать. Можно жить, как ни в чем небывало. Не задумываясь, что будет завтра и не беспокоясь о будущем.
Но конец может придти неожиданно. Ты даже не сумеешь его предугадать.
Утром ты поругалась с мамой, а вечером уже наступило «поздно», даже слишком поздно.
Ты накричала на ребенка, что вывел тебя из себя, а потом не стал извиняться за горячность и вспыльчивость. Потом суета и домашние заботы, а потом…

Знаю только одно - я не хочу понимать «зачем» или «почему» порой мы теряем любимых, близких и светлых людей. Тем более, недоступно моему пониманию, почему порой это дети. Но сама для себя я решила, что не буду спрашивать «почему?». А изо всех сил попробую ответить для себя на вопрос «для чего?».

Бог меня миловал, и я еще не испытала потери столь тяжелой. Да простят меня те, чьи раны я потревожила. Но знаю, что жить продолжать нужно, даже если не для кого.
Не мы давали себя это право «ЖИТЬ», не нам это право и забирать. Светлые и праведные люди уходят раньше, как колосья, которые срывают, пока они не перезрели. Людям, что полны злобы и зависти дается времени гораздо больше. Я думаю, чтобы они хотя бы на закате своей жизни смогли осознать свою вину и покаяться пред Богом и людьми.
В любом случай, даже самые плохие имеют близких и родных, которые для них незаменимы и любимы. Потеря такого человека – неоценима и непоправима. Время такие раны лечит годами и десятилетиями. Память лечению не помогает.

Но если смотреть на смерть глазами человека, верующего в жизнь после смерти. Я не говорю здесь про перевоплощение. Жить в ожидании страшного суда или в ожидании награды. Жить для ада или рая. Сохранить душу свою или потерять.

Мы не можем выбирать, когда терять близких и любимых, но мы можем быть всегда готовы, что они уйдут от нас в вечность. Не стоит жить только одним днем, забывая о прошлом и будущем. Есть тело и есть душа, но дух человека – то, что дает фундамент всему остальному. Прощаясь, не будем оставлять в сердце непрощение и злость.
Ссорясь, не обижайтесь годами, разжигая в сердце ненависть. Думая, что есть время что-то исправить, не стоит ожидать, что первый шаг сделает кто-то другой. Теряя любимого и близкого, не забудем, что у нас есть выбор, жить дальше в обиде и ненависти или отпустить и радоваться, что у вас было время для общения и любви.

Боль и пустота. Страх и темнота. Мысли об утрате и не восприятие происшедшего.

Время лечит, но память вновь будет открывать затянувшиеся раны. Душа будет стонать и плакать. Но та душа, которой уже нет рядом, вполне возможно, гораздо счастливее там, где она сейчас. Твоя же душа может стать еще лучше и чище, если пройдет это испытание без непрощения, ненависти и вечных: «Почему?»