Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир” (Элен Безухова): описание внешности и характера. Образ и характер характеристика Элен Курагиной по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Элен из романа война и мир

Меню статьи:

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.


Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.


Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Единственный вариант женщина видит в разводе, но это не позволяет сделать ее религия. Для этой цели Елена становится католичкой, однако осуществить свое намерение она не успела – девушка скоропостижно умирает. Точная причина ее смерти не известна, предположительно, что Елена умерла вследствие кровотечения открывшегося после неудачной попытки избавиться от нежелательной беременности.

Таким образом, семейство Курагиных не отличается высокоморальностью или благородством. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег, привязанностью к разврату. Курагины не отличались гуманным отношениям к окружающим, а больше всего в людях ценили внешнюю красоту и привлекательность.

Шестичасовую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир», снятую для канала BBC One, наконец смотрят и в России . Журнал «Телепрограмма» выяснил, как снимали сериал и почему британские актеры остались в таком шоке от Санкт-Петербурга .

Обошлись без порно

Работа над масштабной экранизацией «Войны и мира» заняла 2,5 года. Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-си - бюджет составил $15,5 млн. Более 90 ролей, дорогие костюмы, съемки в Санкт-Петербурге, под Новгородом и в Вильнюсе . В Великобритании , где сериал шел в январе - феврале, рейтинги были сумасшедшие - первый эпизод посмотрели 7 млн. человек. Британская пресса назвала проект жемчужиной воскресного эфира (сериал показывали по серии в неделю).

Мастер костюмированной драмы молодой режиссер Том Харпер («Острые козырьки», «Отбросы») роман Толстого до съемок в руках не держал: «Если бы мне раньше предложили снять «Войну и мир», я бы точно сказал нет. Страшно! Ведь столько людей обожают эту книгу. Которую, я, кстати, прочитал только после того, как увидел сценарий. И мне открылся целый мир».

А вот сценарист проекта Эндрю Дэвис , напротив, читал роман крайне внимательно и разглядел в нем множество эротических подтекстов. «Я включил в сценарий совершенно новые сцены, которых не было в романе. Они, разумеется, связаны с сексуальной стороной произведения. Толстой лишь намекал на эти отношения, но мы расскажем о них без обиняков. В сериале будет сцена, в которой брат и сестра покажут свои настоящие чувства друг к другу». Такая подача проекта спровоцировала волну негодования: мол, из величайшего романа порнуху решили сделать. Громкое заявление осталось рекламным трюком: Элен и Анатоль Курагины в сериале так и не переспали. Томные многозначительные взгляды, вздохи и вожделение, которое можно додумать при желании, - вот и все, что осталось. Намеки на инцест, к счастью, так и остались намеками.

Похмелье от России

Новое прочтение романа Толстого открыло британцам, привыкшим к компактности городов Туманного Альбиона, свежий взгляд на Россию . Магнетизм северной столицы и величие Царского Села, где проходили съемки, буквально ввели в транс британских актеров «Войны и мира». Вот что они вспоминали после работы.

Я не осознавал этого, пока находился в России. Но как только уехал - понял, что у меня после России наступило похмелье. Впечатляющее место! - не скрывает восторга Пол Дано (Пьер Безухов ).

Санкт-Петербург - это что-то невероятное, в этом городе меня не покидало тяжелое чувство меланхолии, - признается Джеймс Нортон (Андрей Болконский). - Нельзя не почувствовать могущество России, находясь в этом городе. У нас была сцена длинной прогулки с Джимом Бродбентом (сыграл Николая Болконского. - Авт.). Мы шли по мосту между двумя замерзшими озерами , а вокруг была огромная белая безжизненная пустыня. Такое возможно только в России! У нас были кадры, которые снимались с вертолета, чтобы захватить все пространство. Такое можно снять только здесь.

Санкт-Петербург - просто потрясающий город, - вторит Том Берк (Федор Долохов). - Выхожу из самолета, а вокруг пейзаж, которого я не встречал нигде в мире. Все горизонтальное! Противоположность небоскребам Нью-Йорка или Японии . Необъятное пространство: широкие улицы, реки, мосты. Чувствуешь себя карликом!

Когда оказываешься в таких местах, невольно думаешь: почему революцию не устроили раньше? - задается вопросом Эдриен Эдмондсон (граф Илья Ростов ). - Наверняка любой крестьянин, работавший рядом с этими дворцами, думал: «Подождите, у них есть все это, а у меня даже на ботинки не хватает?!»

Война и мир (сериал, 2016) Трейлер.

Счастливый финал

Одно из ключевых отличий от первоисточника - финал. Видимо, предвкушая запрос западной аудитории на хеппи-энд, сценаристы не стали показывать героев Толстого такими, какими они показаны в романе после изгнания Наполеона. В заключительных сериях мы не увидим дикого помещика Николая Ростова, его обезумевшую мать, неврастеника Николеньку Болконского - сына Андрея и даже Наташу Ростову, которая в 28 лет превратилась в растолстевшую бабу, занятую исключительно воспроизводством потомства. Авторы британской «Войны и мира» оставляют зрителя с красивой Наташей и ее близкими на фоне залитого солнцем русского пейзажа. Наверное, это слишком по-голливудски, но многим именно такой финал кажется наиболее логичным.

Два месяца на озвучку

На русскую озвучку шести серий ушло два месяца. Режиссер дубляжа Ольга Гаспарова рассказывает, что создатели проекта «попытались найти золотую середину между современным языком новой экранизации и текстом романа». Проще говоря, пришлось не просто перевести речь героев, но и не слишком далеко уйти от оригинального текста писателя. Та еще задачка. В дубляже были заняты 45 актеров, в том числе двое детей. Особенно кропотливой была работа над дубляжом батальных и массовых сцен. Сначала озвучивали главных героев, затем «эпизодников», затем массовку - и в заключение соединяли все с оригинальной звуковой дорожкой.

1. Федор Долохов (Том Берк). 2. Анатоль Курагин (Каллум Тернер). 3. Анна Павловна Шерер (Джиллиан Андерсон ). 4. Князь Василий Курагин (Стивен Ри). 5. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон). 6. Пьер Безухов (Пол Дано). 7. Наташа Ростова (Лили Джеймс). 8. Андрей Болконский (Джеймс Нортон). 9. Николай Ростов (Джек Лауден). 10. Соня Ростова (Эшлин Лофтус). 11. Мария Ростова (Джесси Бакли). 12. Князь Николай Болконский (Джим Бродбент). 13. Граф Илья Ростов (Эдриен Эдмондсон). 14. Графиня Наталья Ростова (Грета Скакки).

КСТАТИ

Не оставил без внимания британскую экранизацию и Президент России Владимир Путин . На форуме Общероссийского народного фронта признался: «Мне понравилось. Хорошая режиссерская работа. Создатели смогли почувствовать русскую душу и эпоху».

ПАРАЛЛЕЛИ

Пьер - хипстерам* - пример

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, - ключевая фигура.

Как мы помним еще со времен школы, он проходит тернистый путь эволюции: получает образование за рубежом, затем огромное состояние в наследство, женится на Элен Курагиной, которая изменяет ему, уходит в масонство, пытается облегчить участь крестьян, увлекается культом Наполеона, а потом, разочаровавшись, хочет убить его, попадает на войне в плен, встречает солдата Платона Каратаева - воплощение смирения и простоты, «всего русского, доброго и круглого», перерождается и приходит к любви и браку с духовно богатой Наташей Ростовой. Философия характера Пьера в британском сериале чуть упрощена: меньше метаний, и как раз это дает возможность подсветить цельность героя.

Роман остается бессмертным из-за его абсолютной человечности, - считает Пол Дано, исполнитель роли Пьера. - Это не только история - это произведение о людях. Книга так же актуальна сейчас, как и раньше.

Забавно, но, если конвертировать роман в сегодняшние дни, в Пьере мы увидим типичного антагониста современному поколению хипстеров - молодых людей, живущих в свое удовольствие, без идей и сверхзадач. Поколение десятых - люди, живущие в гаджетах и существующие в формате селфи, - в отличие от Безухова сконцентрировано на внешней атрибутике. Когда смысл и идея упразднены. Даже в самом начале пути Пьер, который соткан из противоречий, выглядит на фоне хипстеров абсолютом и глыбой. Он не понимает, что такое быть мужем, но очень стремится быть им. И становится в итоге лучшим из мужей - верным Наташе Ростовой, отцом семейства. Он ни разу не держал в руках оружие и не понимает, что такое война, но отправляется туда, интуитивно чувствуя «скрытую теплоту патриотизма». Он толком не знает, как дружить, но становится лучшим другом холодному и надменному Андрею Болконскому...

*Хипстер - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного to be hip, что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Hipster дословно можно перевести как «модник, прикольный чувак». Грубо говоря, хипстеры - это современные стиляги.

Первый канал. «Война и мир». Среда - пятница/21.30.

BBC "Война и мир" - Трейлер.

Княжна Элен Курагина еще до своего замужества покорила «весь Петербург», то есть ту его узкую прослойку, которую принято называть высшим обществом. Ее полное имя в девичестве - Елена Васильевна Курагина.

Эта женщина по-разному представляется художникам и кинематографистам всех стран. В романе «Война и мир» Элен Курагина - яркий образ. Познакомимся с ней подробнее.

Семья Элен Курагиной

Элен - дочь князя Василия и сестра Анатоля и Л. Толстой не показывает Элен в семейной обстановке. Только по косвенным намекам можно понять, какая холодная и бездушная обстановка в ней царит. Прежде всего тон в семье задает заядлый интриган и царедворец князь Василий. Он просто всегда держится как можно ближе к людям выше него по положению и от которых можно что-то получить. И всегда отдаляется от тех, кто стоит ниже, чем он (как, например, обратившаяся к нему с просьбой за сына дочь его старинного покойного друга обнищавшая княгиня Друбецкая).

Жена князя абсолютно пустое место, которой практически внимания в произведении не уделено. Лишь в конце можно понять, что женщина она достаточно отвратительная (завидует своей собственной дочери). В романе постепенно, страница за страницей, глава за главой, в полный рост встает Элен Курагина. Образ, который создает Л. Толстой, далек от идеала.

Отношения с братьями и Пьером

Ее брат Анатоль при всей его красоте циничен и мерзок во всех своих проявлениях. Они с сестрой составляют достойную пару. Их отношения настолько двусмысленны, что отец удаляет Анатоля от сестры, поскольку он опасается инцеста.

Лишь на лице скудоумного Ипполита Куракина, как в зеркале, отражается вся сущность этой семьи. Пьер знает Элен с детства. Их отцы - дальние родственники. П. Безухов долгое время провел за границей и встречает в салоне А. П. Шерер ослепительно похорошевшую девушку на выданье. Ей нужен лишь подходящий кандидат. А у Пьера она вызывает чувства, которых он сам стыдится. Он ощущает что-то гадкое при встречах с Элен. Но в то же время князь Василий старается устраивать их встречи как можно чаще. Это обсуждает весь Петербург. Все считают Пьера женихом, но он не делает решительного шага.

Обручение

Задача князя Василия - выдать дочь замуж за человека с состоянием. Ему попадается простодушный Пьер Безухов. Из лап этого семейства, поставившего перед собой определенную цель, вырваться невозможно. Пьер, сам не понимая, как это происходит, обручается с Элен. Пьер, как агнец на заклании, сидит рядом с Элен.

Он слышит, как скрипит ее корсет, чувствует запах ее духов, но что-то мешает ему сделать последний шаг и попросить ее руки. Пьер и раньше думал, что она глупа, и он не испытывает к ней любви, только страсть, которую и сам не уважает. Но Елена Васильевна при всей ее глупости совсем не простушка.

Когда отец приходит в комнату, где сидит совершенно одуревший от происходящего Безухов, Курагина грубо целует мужчину, и все - они обручены. Скоро свадьба. Это не сатира. Толстой показывает жизнь такой, какая она есть. Сцена обручения - прекрасная характеристика Элен Курагиной как циничного существа.

Внешность Елены Васильевны

Эта молодая белокурая девушка, прекрасная, как мраморная статуя, созданная великолепным скульптором, совершенна с головы до ног. В ее внешности нет изъянов. И она хорошеет год от года на протяжении всей своей жизни. Она рано расцвела. На первых же страницах романа она предстает юной девушкой, которая уже привыкла к своей всепобеждающей красоте. И далее она становится внешне все совершеннее. Такова характеристика Элен Курагиной, пленительной красавицы.

А как же, если вчитаться в роман, она выглядит? У нее черные глаза, белокурые волосы, тело античной красоты, которое всегда составляет единое целое с ее платьем. При первом появлении в салоне Анны Павловны Шерер она одета в бальный наряд с шифром. Шифр указывает на то, что она либо выпускница либо фрейлина. В начале романа ей приблизительно от восемнадцати до двадцати двух лет. В другом случае ее никто бы не назвал молодой девушкой. Каждый, кто ее видел, восхищался прекрасной Элен.

Черты характера Элен

Улыбка не сходит с лица Елены Васильевны. Она просто обворожительна. Но вместе с тем однообразна и не имеет оттенков. Она всем улыбается одинаково.

Платья Елена Васильевна предпочитает очень открытые. Она стремится продемонстрировать идеально красивую грудь, плечи, спину и руки. Чтобы ее прелесть была заметнее, она периодически поправляет украшения на груди, тогда ее всепобеждающая красота становится еще заметнее.

А манеры? Графиня Безухова умеет себя подать. Во-первых, она элегантна. Во-вторых, всегда спокойна и величава. Она не ходит, а плывет. И держит себя в свете молчаливо и достойно. Просто сказать ей нечего, поэтому на все обращенные к ней речи она отвечает односложно, сопровождая слова однообразной улыбкой.

Это характеристика Элен Курагиной, которую неоднократно подчеркивает Л. Толстой. Все в ней производит впечатление глубокого ума, который на деле просто практичен, груб и циничен.

Общительность графини Безуховой

У себя дома она сумела устроить салон, в который все стремились попасть. Ее близкими друзьями становится «весь Петербург». Светские люди, которых знают как людей любезных и умных, дипломаты, русские и иностранные, - все спешат засвидетельствовать свое почтение графине. Если человека принимают у нее в доме, то он автоматически получает признание и во всех домах Петербурга. Дипломат Билибин готовит свои лучшие «словечки», чтобы впервые высказать их в салоне Безуховой.

Если она посещает театр, то само ее присутствие в ложе становится похожим на представление. Самые знатные и умные мужчины спешат к ней, а все остальные наблюдают за этим зрелищем. Выставить себя безо всякого стеснения и смущения напоказ - забота Елены Васильевны. Скромность не ее стихия. Это тоже характеристика Элен Курагиной.

Глупость и пустота свободно, без усилий с ее стороны, успешно скрываются. В обществе за ней прочно утвердилась репутация женщины столь же умной, сколь и прекрасной. Лицемерие, как и у ее отца, у Елены Васильевны в крови. Она умела говорить совершенно естественно то, о чем не думала, и совершенно просто и легко льстить.

Что скрыто за аристократическими манерами

Элен Курагина и Пьер Безухов после свадьбы еще больше отдалились друг от друга. Их брак несчастлив. Пьер с отвращением смотрит на красавицу-жену. Жена, светская львица, считает мужа дураком и не скрывает этого. Она не желает иметь детей. Муж видит грубость ее мыслей и вульгарность выражений. Пьер с ужасом осознает, что женщина она развратная. У нее есть любовник - Долохов. Он понимает, как мерзко она повлияла на чистое существо - Наташу Ростову. Элен совершенно естественно знакомит брата Анатоля, известного повесу, с невестой князя Болконского. Вкрадчиво, спокойно и с удовольствием они наблюдают за растерявшейся девушкой. Наташа Ростова не в силах противостоять двойному давлению и готовится убежать с Анатолем. Она простодушно поддалась его красоте и обаянию зла.

Лишь позже, когда побег раскрылся и прошло время, Наташа Ростова (не без влияния Пьера) снова способна радоваться жизни и понять, в какую пропасть толкала ее прекрасная Елена Васильевна.

А жизнь Элен Курагиной идет своим чередом. После того как Пьер оставил жену и она вырвала, так как женщина она корыстная, значительную часть состояния, Элен сблизилась с высокопоставленным вельможей, а позже, в Вильно, и с иностранным принцем. Вернувшись в Петербург, она прилагает усилия сохранить связь с обоими, не оскорбив ни одного из своих любовников.

Планы Елены Васильевны Курагиной

Она собирается принять католичество и развестись с Пьером. Тогда она сможет и располагать значительным состоянием и выйти снова замуж. Вера как таковая ее не интересует. Для нее, рожденной в православной семье, нет никакой разницы между католичеством и любой другой верой, если она поднимет ее еще выше по социальной лестнице. И она получает документы, позволяющие ей принять католичество. Это еще раз подчеркивает полную беспринципность светской дамы. Лишь скоропостижная смерть от грудной ангины прерывает эти безнравственные и далеко идущие намерения.

Л. Н. Толстой обрисовал убедительный облик Елены Васильевны. Обманчивость и коварство красоты представляет собой Элен Курагина. Образ полон жизненной силы. Толстой показывает ее во всей полноте чудовищного цинизма и мощной животной силы, которая нужна ей для побед, намеченных ею.

Страшная кончина Элен Безуховой в раннем замысле Войны и Мира

При чтении набросков и черновых вариантов "В и М" иногда берет досада, что они не реализованы. Иногда наоборот. В изображении Элен Толстого кидает от того, что она (до разъезда с мужем) не заводила любовника, до противоположного - но всегда остается одно: она воплощает все ужасы женской чувственности (и женщины как точки концентрации и генерирования плотских мужских желаний), которые вообще усматривал Толстой. Будучи в этой области тяжелым психопатом, он на протяжении всей жизни был убежден в том, что:

а) сексуальные отношения, не ставящие себе целью и оправданием деторождения - это ужасужасужас, да они и при наличии такого оправдания сами по себе - жуть и стыдоба; желать этой жути и стыдобы хоть и неизбежно для мужчины по его низкой природе, но для женщины патологично и непростительно вовсе ("...Неловко, стыдно, гадко, жалко и, главное, скучно, до невозможности скучно! Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне очень приятно. Наслажденье.от куренья, так же как и от этого, если будет, то будет потом: надо, чтоб супруги воспитали в себе этот порок, для того чтоб получить от него наслажденье.
- Как порок? - сказал я. - Ведь вы говорите о самом естественном человеческом свойстве. - Естественном? - сказал он. - Естественном? Нет, я скажу вам напротив, что я пришел к убеждению, что это не... естественно. Да, совершенно не... естественно. Спросите у детей, спросите у неразвращенной девушки. Моя сестра очень молодая вышла замуж за человека вдвое старше ее и развратника. Я помню, как мы были удивлены в ночь свадьбы, когда она, бледная и в слезах, убежала от него и, трясясь всем телом, говорила, что она ни за что, ни за
что, что она не может даже сказать того, чего он хотел от нее. Вы говорите: естественно! Естественно есть. И есть радостно, легко, приятно и не стыдно с самого начала; здесь же мерзко, и стыдно, и больно. Нет, это неестественно! И девушка неиспорченная, я убедился, всегда ненавидит это" - это сказано в "Крейцеровой сонате", но такого взгляда Толстой придерживался с юности, и это именно он - а никакая не девушка - вспоминал: "Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал". О том же: "В плотском соединении есть что то страшное и кощунственное. В нем нет кощунственного только тогда, когда оно производит плод. Но всё таки оно страшно, так же страшно, как труп"); беременность и деторождение есть единственное оправдание такого стыда-и-ужаса, как означенное действо (так Толстой думал до эпохи "Крейцеровой сонаты", а на ту пору решил, что и деторождение никаким оправданием такой жути быть не может. Но мы говорим о времени ВиМ). Предохранение, соответственно, есть зло и разврат, а женщина, не желающая беременеть и рожать - чудовище ("Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного.."); а если плотской любви она при этом хочет и получает от нее наслаждение - чудовище вдвойне. Собственно, само получение наслаждения от сексуальных отношений в женщине, по Толстому, есть порок. На счастье Толстого, его собственная жена в первые годы испытывала сильное отторжение к плотской любви ("Так противны все физические проявления" - дневниковая запись посреди медового месяца), шла на нее исключительно по причине любви к мужу, и таким отношением очень его радовала.

(б) рожать и проходить послеродовой период женщина должна бы без лекарств и без врачей - как Бог пошлет. Помрет в родах или от родильной горячки - так тому и быть, а вызывать врачей и пользоваться лекарствами, обезболивающими и дезифенкцией - опять же потакание слабости и развращению... "Родятся детей миллионы без Москвы и докторов... "... " (с) Левин. Но, надо сказать, если женщина и окружение не стоят на такой высоте, то надо, конечно, идти им навстречу и врачей с лекарствами обеспечивать (и Левин, и Толстой на это шли); а только жаль, что не стоят они на такой нравственной высоте.

(в) кормить грудью женщина непременно должна сама - как бы больно это ей ни было, какие бы болезни от этого не возникали и не развивались. Уклоняться от этого - гнусный разврат. Женщина, берущая кормилицу - "урод",

Истинные причины всех этих психопатологий прекрасно разъяснил сам Толстой: "Ношение и кормление детей одно спасало меня от мук ревности".

Вот Элен с самого начала должна была стать воплощением такой ужасной женщины, которая по всем этим пунктам - полная антагонистка Бобра и Правды: чувственна, физической любви желает, а беременеть не хочет и кормить не хочет.

Первый набросок ее (тут у нее и дети есть, причем Толстой нашел время с типичной своей маникальностью отметить, что она не кормит детей грудью) таков (СС 13:20-21):

"Скупа. Всем равно такт, улыбка. Ничего не любит, одна чувственность. Ничего, кроме бала. Не кормит детей грудью, бриллианты. Глупа совершенно. Вышла замуж, ищет любовника. Понимает свое положение отлично. Всегда побеждает мужа цинизмом глупости. Заман[ивает] Бориса и Петра. Петр ее ругает и чуть не бьет. В связи с царем. Берг в связи с ней после и счастлив. Муж ее оставляет и она считает себя чистой. У французов в Москве в связи с генералом".

От значительной части этих мотивов Толстой потом с трудом отказывался, - вероятно, чувствовал, что по совокупности выходит совсем смешно - и детей грудью не кормит, и скупа, и ни единого доброго чувства, и изменница Родины - хранцузская подстилка. В итоговом варианте Элен и не скупа, и добрым чувствам не чужда, и горизонтальным коллаборационизмом с супостатами не занимается.

Но от самого начала и до конца развития замысла ее порочность должна была по сюжету найти себе смертную кару, а кара та должна была проистечь через самые ее пороки, то есть должна она была помереть плохой смертью, связанной с сексом.

Сначала Толстой замыслил то, что ее в Москве занасилуют и прикончат в 1812 году французы (тут получалось бы вдвойне "за что боролась, на то и напоролась": она ведь не только чувственна была, но и была франкофилка, в ее салоне и она сама, и гости стояли за франко-русский союз, осуждали сползание в войну, и посещал тот салон не кто иной, как канцлер Николай Румянцев, - находивший, кстати, Элен очень умной женщиной, согласно Толстому; - ну вот раз она так любит плотскую любовь и французов, то пусть и помрет от того, что ее занасильничают эти самые французы). К этому времени у него уже сложилась основная канва той биографии Элен, что с некоторыми переменами попала в конечный вариант. Выглядела эта канва так: брат ее Анатоль приехал в дом отца, научил там попугая матерным словам, а также стал увиваться за сестрой и как-то так ее поцеловал, что князь Василий счел за лучшее его из дома удалить (СС 13: 29); потом она выходит замуж за Пьера; потом приглашает Наташу и поощряет ухаживание своего брата Анатоля за ней; а вот потом она оказывается в связи с самим императором Александром, но неверна и ему, и вуаля - "Helene захвачена французами, изнасильничена и убита. Она ехала к любовнику гусару..." - потом "ехала к любовнику гусару" Толстой вычеркнул и заменил на: "Она в Москве ждала важное лицо [императора Александра], но изменила. Тот узнал. Ее письма" (СС 13:36).

От таковой суровой, но справедливой кары Элен, что ее насильники убьют, Толстой очень скоро отказался (и сходный способ возмездия низкой женщине был реализован только Набоковым в "Бенд синистере") - опять-таки лубочно бы вышло - а вот мысль про связь Элен разом и с царем, и - тайно от самого царя - с каким-то гусаром, и про неприятности, которые из-за этого ее постиг ли - эта мысль Толстого не покидала еще долго, а в конце концов, в превращенном виде, попала и в конечный вариант, где Элен гибнет именно от последствий параллельной связи с двумя мужчинами.

Среди персонажей ” Войны и мира ” Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли – князь Василий, Элен, Анатоль – в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины – третье в романе семейное объединение – лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи – Ростовы, Болконские – имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.

Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.

Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”.

Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.

Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.

В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети - это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.