Отличие графики от орфографии. Орфография и ее роль в речевом общении Графика и орфография

Русская графика. Состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основные принципы русской графики. Русская орфография, ее принципы. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. Правила переноса слов. Правила употребления прописных и строчных букв.

Русская графика

Графикой называется совокупность средств, используемых для письменной фиксации речи. Главными средствами рус­ской графики являются буквы, объединенные в алфавит. Буква - это письменный или печатный графический знак, служащий для передачи звуков на письме. Графика определя­ет способы обозначения звуков на письме и звуковое значение каждой буквы.

Кроме букв, используются также небуквенные графи­ческие средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые дру­гие.

Состав русского алфавита

Совокупность букв, расположенных в определенном по­рядке, называется алфавитом. Русский алфавит сложился на основе старославянской азбуки (кириллицы), введенной вели­кими славянскими просветителями монахами Кириллом и Ме-фодием в IX в. н. э. В современном русском алфавите 33 буквы. Различаются согласные, гласные и безгласные буквы.

Согласными буквами обозначаются на письме соглас­ные звуки; Согласных букв в русском алфавите 21 (включая букву и, ко­торая обозначает сонорный согласный звук [j] «йот»).

Гласными буквами обозначаются на письме гласные звуки Гласных букв в русском алфавите 10: а, о, у, э, и, ы, а также е, ё, ю, я.

Последние четыре из перечисленных букв называются йотированными. Они имеют двойное значение. Если йотированная гласная буква употребляется в начале слова (ель, ёлка, юла, яблоко), или после любой гласной буквы (при­ехали, моё, греют, стая), или после букв ъ и ь (съезд, подъ­ём, льют, рьяный), то она обозначает два звука - согласный звук «йот» и гласный звук: Если йотированная гласная буква употреблена после соглас­ной буквы, то она обозначает только один гласный звук, а до­полнительно указывает на мягкость предшествующего со­гласного звука: лес [л"эс], мёд [м"от].

Буквы ъ и ь, которые никаких звуков не обозначают, назы­ваются безгласными. Они используются как раздели­тельные знаки, отделяющие йотированную букву от согласно­го. Кроме того, буква ь используется для обозначения мягкости предшествующего согласного (мол - моль), а также в правописании для разли­чения типов склонения (мышь - 3-е склонение, ср.: шалаш - 2-е склонение) и некоторых грамматических форм (идёшь - 2-е л. ед. ч. изъявительного наклонения; ешь - повелительное наклонение).

Буквы и звуки

В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов. Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка. В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: [юс большой], [юс малый]. Так возникло расхождение между устным языком и письменным.

За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась. Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами.

Звук и буква

Звук - это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.

Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения . Именно качество звука определяет выбор буквы,а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения . В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.

Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами – пять.

Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы / пробелы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о], в слове тёлка – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], а в слове шёлка – один гласный звук [о].

Основные принципы русской графики

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад ), 2) [с"] (сюда, сядь ), 3) [з] (сдача, сбор ), 4) [з"] (косьба, сделка ), 5) [ш] (сшить ), 6) [ж] (сжать ).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е , ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю .

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.Слоговой принцип русской графики (это название, несмотря на довольно частое его использование, следует признать условным, т. к. при определении способа обозначения звука или звукового значения буквы прежде всего учитывается ближайшее окружение, а не весь слог, др. название - буквосочетательный) заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. Например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут ).

Система письма включает в себя исторически сложившуюся совокупность начертательных знаков, правил их применения, поэтому в науке о письме выделяют два раздела - графику и орфографию.

Графика - описывает состав используемых в данном письме знаков, их происхождение, начертание и возможные варианты. В современном письме применяются разные по характеру и назначению графемы, которые создавались в течении тысячелетий.

Основными начертательными знаками в фонографическом письме являются буквы. Совокупность расположенных в определённом порядке букв, используемых для передачи данного языка на письме, называется алфавитом. Буквы - знаки фонем. Наряду с буквами нередко используются и силлабограммы - знаки слогов. Таковы, например, русские графемы е, ё, ю, я после гласного, после разделительных ъ, ь. В силлабографическом же письме (индийский, эфиопский, японский) такие графемы являются основными.

Иногда мы применяем и морфемограммы - знаки морфем. Например: %, №, §.

Современное письмо не может обойтись без широкого использования логограмм (идеограмм). Таковы, например, цифры и разнообразные научные знаки и символы.

Порой мы прибегаем и к пиктографии (т.е. пиктограмма). К ним относятся, например, рисунки на вывесках ателье, магазинов, мастерских, некоторые дорожные знаки.

Особую группу составляют знаки препинания. Долгое время письмо постепенно начинают использовать для обозначения больших и малых фраз. В VIII - IX веке появляются и другие знаки препинания. Только с XII века точка закрепляется в современном значении. Возникновение книгопечатание породило настоятельную необходимость упорядочить систему знаков препинания.

Ныне в латинизированной и руссифицированной (кирилловской) системе письма используется десять знаков препинания: шесть из них отражают членение речи и выделяют элементы высказывания (точка, запятая, ;, :, -, скобки), четыре знака (?, !, «», …) отражают членение и эмоционально-смысловой характер высказывания. К этим знакам примыкают пробелы, абзацы, прописные буквы (как показатель начала предложения).

Для полного овладения литературным языком необходимо знать и соблюдать языковые нормы; соблюдать орфографические нормы; произносительные, лексические и грамматически нормы.

Орфография ­- исторически сложившаяся система правил практического письма. Она устанавливает единообразие способов передачи речи и её основных единиц на письме.

Правописание - это костюм, в котором является язык, и он может быть удобным и неудобным.

Русская орфография, как система правил, распадается на пять разделов:

  1. Правило передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем.
  2. Правило о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов.
  3. Правило употребления прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.
  4. Правило переноса слов с одной строчки на другую.
  5. Правило графического сокращения слов.

Каждый из этих разделов представляют собой систему правил, имеющих определённые принципы.


Выделяют несколько принципов орфографии:

  1. Фонетический принцип требует, чтобы на письме были отражены все реально произносимые звуки. В чистом виде фонетическое письмо (транскрипция) используется только в узкоспециальных лингвистических полях.

Однако фонетический принцип может играть важную роль. Так, в сербо-хорватском языке и письме фонетические написания являются основными. Например: врабац - воробей мн.ч. врапци, бодбити, подписати. В белорусском письме этот принцип выдерживается при написании гласных: дом - дамы, лес - лясы, сестра - сястры.

В нашей орфографии согласно фонетическому принципу пишутся, например, приставки на «з»: безбедный, бесплатный, разбить, распить.

  1. Согласно фонетическому принципу одна и та же фонема передаётся той же самой буквой в любой позиции независимо от конкретного звукового воплощения: боб - бобок, лес - лесник - лесовод, час - часовой - часовщик. Это основной принцип русской орфографии.

Морфологический принцип исходит из того, что каждая морфема должна писаться одинаково во всех положениях. На первый взгляд может показаться, что именно данный принцип является ведущим в русской орфографии морфологическое написание совпадает с фонетическим: дом - домик - домовой, сад - садик - садовник. На самом же деле очень многие морфемы в разных признаках пишутся далеко неодинаково: идти - пойти - пойдёшь, мять - мну - мнёшь и др.

39Основные отличия русского и английского языков.

— раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы; совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами).

Термин «графика» близок по своему значению к термину «письмо» (но несколько отличается по употреблению). С другой стороны, термин «орфография» иногда употребляется в расширительном смысле, включающем графику, например когда говорят о реформах орфографии. В этом же расширительном смысле может использоваться термин «письмо».

Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иныхданных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы. Графемы представляют собой минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определенным фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.

Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографическиеэлементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определенным языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.

Для возникновения и существования письменности требуются:

  • по крайней мере один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;
  • по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;
  • по крайней мере один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путем интерпретации написанного;
  • какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).

Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры - слова, акронимы и другие лексемы, — за счет чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами.

Русская графика

В русском языке пять гласных фонем и 34 согласных. Всего звуков-смыслоразличителей 39. А букв в алфавите 33. Чем объясняется эта «недостача»? Оказывается, можно «сэкономить» число букв. Яковлев вычислил формулу построения наиболее экономного в отношении числа букв алфавита. Он показал, что если в языке есть пары согласных, различающихся одним и тем же признаком (например, твердостью - мягкостью), то каждую пару можно обозначать одной и той же буквой, а дополнительный признак передавать с помощью соседней, следующей буквы. На эту мысль его натолкнул русский алфавит. В русском письме парные по твердости-мягкости согласные передаются одной и той же буквой: для [с] и [с"] - одна буква - с, для [м] и [м"] - одна буква м и т.д. Всего таких пар, различающихся только твердостью-мягкостью, в русском языке 12. Значит, вместо 24-х букв для передачи этих согласных наше письмо обходится 12-ю буквами.

А как же мы отличаем твердый согласный от мягкого? Почему при чтении не путаем, когда произнести мягкий, а когда твердый? Потому что на твердость-мягкость согласного указывает следующая буква - сосед справа. Такими указателями мягкости-твердости предшествующего согласного служат буквенные парыа - я, о - ё, у - ю, э - е, ы - и (ср. мал-мял, мол-мёл, лук-люк, сэр-сер, лыс-лис). А если после согласного нет гласного? Тогда «смягчительную» роль выполняет буква мягкий знак (ь), который сам по себе не обозначает никакого звука, но передает мягкость предшествующего согласного. Итак, потребовалось на 12 согласных меньше (сэкономили 12 букв), зато пришлось вводить мягкий знак плюс еще пять букв для гласных, чтобы они обозначали не только гласную фонему, но и мягкость предшествующего согласного.

Такой принцип обозначения твердых-мягких согласных условно называют слоговым.

Слоговой принцип - яркая особенность русской графики. Он сложился стихийно, в процессе развития русского языка, и оказался очень удобным. Он не только позволяет обойтись меньшим числом букв, но и экономит бумагу. Ведь если бы не было двойного набора букв для гласных, а мягкость согласных всегда обозначалась бы мягким знаком (например, тьотьа, льубльу - вместо тётя, люблю), то слова были бы на письме гораздо длиннее.

До сих пор мы говорили об употреблении букв независимо от того, в состав каких слов они входят, когда выбор буквы определяется только окружением передаваемых звуков, звуковым контекстом. Такие правила называются правилами графики в отличие от правил орфографии.

Орфография

Орфография русского языка — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; система правил, предписывающих выбор какого-то одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.

Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип: значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

В качестве азбуки используется русский алфавит, основанный на кириллице.

История русской орфографии

Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г., получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг.

Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считалморфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев, А. И. Томсон, М. Н. Петерсон, Д. Н. Ушаков.

В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн-де Куртенэ, А. И. Соболевский, занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъв окончаниях слов.

В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё. В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма ».

Важнейшие правила орфографии

Правописание гласных в корне слов

Безударные гласные, которые можно проверить ударением

сто лы — сто? л
мо ло дой — мо? лодость, моло? денький

Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)

ко рова, ко роль, обла ко, бо лото

И — ы после ц

в корнях ци и

Ци рк, ци ркуль, ци тата, ци нга, ци фра … и в других заимствованных словах

Слова-исключения: цы ган на цы почках подошёл к цы плёнку и цы кнул: «цы ц».

В суффиксах и окончаниях — цы ы
лисицын , курицын ; улицы

Гласные после шипящих

1) жи , ши и
ча , ща а
чу , щу у

Жи знь, ча ща, чу до …

2) После шипящих — ё:
Чё рный, жё лтый, шё лк, чё рточка …

Слова-исключения: о шо в, шо рох, капюшо н, крюшо н, крыжо вник, шо ссе, шо колад, жо кей, обжо ра, прожо рлив, жо нглёр, чо порный, трещо тка, трущо ба, шо рты, шо рник, шо мпол, шо винизм, шо к, шо ра, чащо ба, чо кнутый, чо каться, чо х, чо хом, жо м, жо р, жо х, вечо р, мажо р, мажо рный.

Чередующиеся е — и, о — а в корне слова

1) бе р — би ра?-
те р — ти ра?-
де р — ди ра?-
пе р — пи ра?-
ме р — ми ра?-
сте л — сти ла?-
бле ст — бли ста?-
же г — жи га?-

де рёт — сди ра?ет
сте лить — засти ла?ет
уме р — уми ра?ть
бле стит — бли ста?ет выте реть — выти ра?ть
Слова-исключения: соче та?ние, соче та?ющийся, словосоче та?ние

2) Ко с — ка са?-
ло ж — ла га?-
ко снуться — ка са?ться
изло жение — изла га?ть
Слово-исключение: поло г

3) Ро с — о
ра ст — ра щ — а

выро с, выра сти, выра щенный
Слова-исключения: р о сток, Р о стислав, Р о стов, р о стовщик, отр а сль

4) Мо к — ма к
вымо кнуть под дождём,
ма кать в жидкость

5) Ро вн — ра вн
ро вный — ра вный
(гладкий — одинаковый)
выро внять — ура внение
Слово-исключение: ра внина

6) го р — га? р
зага ?р, го рит
Слово-исключение: выга рки
7) зо р — за р
за ря, зо ри, за рево.

Правописание согласных в корне слов

Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й

1. Столб — столб ы
жёлуд ь — жёлуд и.
2. Глаз ки — глаз ницы
сказ ка — сказ очка.
3. Здрав ствуй — здрав ие
мест ность — мест о.

Непроверяемые согласные (словарные слова)

Ё и О после шипящих

  1. Всегда ё: (сущ.) пчёлы,чёлка, чётки, жёлудь, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.
  2. Слова-исключения: (сущ.) шов, шорох, капюшон, крыжовник, шок, шорты, шовинизм, трущоба, шорник, чох, жом, жор, обжора, ожог, шомпол, крюшон, трещотка, чащоба, мажор; (прил.) прожорлив, чопорный, чокнутый, мажорный; (глаг.) чокаться; (нареч.) чохом, вечор.

В суффиксе:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) галчо?нок , зайчо?нок , мышо?нок , медвежо?нок , кружо?к , волчо?к и звоночек ; (прил.) ежо?в ый, парчо?в ый, холщо?в ый и бежев ый; (нареч.) горячо? , свежо? , хорошо? и пахуче .
  2. Однако: (глаг.) размежёв ывать; (прич.) обожжённ ый, заворожённ ый.
  3. Слово-исключение: ещё .

В окончании:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) ножо?м , свечо?й , врачо?м и сторожем , дачей ; (прил.) большо?го и хорошего .
  2. Однако: (глаг.) стережёт , жжёт , печёт .

Трудности русской орфографии

  • Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия, определяется возможностью/невозможностью разорвать слово на две значимые лексические единицы (досыта , но до смерти ; пополам , но по третям ; вдобавок , но в заключение , посуху , но по морю ).
  • Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол), горшок при горшечник .
  • Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучить и др.
  • Написание форм слова «идти» (корень -и -) определяется только словарём: идти , но прийти и приду . То же с формами корня -им -/-ем -/-я -: пойму , ноприму , возьму и выну .

Несоответствия морфо-фонологическому принципу:

  • исчезновение й перед и: стройка - строить
  • беглые гласные: копий - ружей; достоин - строен, спокоен; заяц - перец, немец, боец …
  • -и как флексия предл.п.
  • з/с в приставках без/бес, вз/вс, роз/рос (раз/рас)
  • о/а в приставке роз/раз (рос/рас)

– Основные этапы развития письма.

– Орфография русского языка, ее разделы и принципы.

Люди пользуются устной речью около 500 тыс. лет, письмо возникло гораздо позднее. Первоначальные формы начертательного письма появились 5 тыс.

Лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.

Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Вместе с появлением письма возникает и цивилизация, т. к. без него были бы невозможны те достижения науки, техники и культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

Устная речь ограничена во времени и в пространстве, тогда как письмо сохраняет информацию во времени и позволяет передавать ее в пространстве на значительные расстояния.

Первоначально для передачи информации на расстояние использовались предметные послания – различные предметы, которым придавалось условное значение, например, засохшая ветка сообщала о смерти вождя, стрела о приглашении на охоту или объявлении войны. Однако возможности такого письма были ограничены.

Вообще письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени.

Науке известны несколько типов письма, исторически сменявших друг друга.

Одной из древнейших и примитивных форм письма является пиктография – изображение предметов, событий и действий рисунками, которая не располагала какой-либо установившейся системой букв, обозначающих звуки устной речи, тот или иной условный рисунок непосредственно соответствовал какому-либо предмету или явлению.

Пиктограммы используются и в настоящее время. Это изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских: калач, бутылка молока, круг колбасы, сапог и т. д. Это некоторые дорожные знаки, например, изображение детей.

Более совершенной по сравнению с пиктографией формой письма, принятой и сейчас у некоторых народов (в Японии, Китае и др.), является идеография, которая также не располагает алфавитом, служащим для передачи звуков устной речи: символические знаки (иероглифы, логограммы), принятые в идеографическом письме, непосредственно передают те или иные понятия.

Переход от пиктографии к идеографии вызван необходимостью передать на письме абстрактные понятия, которые не могут быть изображены с помощью конкретного рисунка. Можно, например, нарисовать дом, стрелу, сову, зайца. Но невозможно наглядно передать значение «родина», «лететь», «мудрость», «трусость».

Вначале используются те же рисунки, но значение их меняется, например, рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма может обозначать понятия «зоркость», «бодрствование», «видеть» и др.

Удобство идеограммы в передаче понятия вне конкретного звукового оформления в речи; неудобство в том, что каждое из огромного количества передаваемых в языке понятий должно иметь свой собственный знак: так в полных словарях китайского языка содержится более 40 тыс. иероглифов.

Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, выражающие понятие числа, специальные научные символы, например, математические, химические и др.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое письмо с основной единицей – силлабемой (слогом), например, понятие гуськом изображалось двумя логограммами «гусь» и «ком».

Разновидностью слогового письма является консонантное письмо, в котором основными знаками передаются согласные, а гласные либо вовсе не обозначаются, либо передаются особыми дополнительными знаками. Таково, например, современное арабское письмо, в котором есть специальные знаки для согласных, а гласные могут передаваться при помощи надстрочных и подстрочных значков – комбинаций точек, кружков и черточек.

Вторым этапом развития фонографии было создание алфавитов, буквы которых отдельно передают согласные и гласные.

Русское письмо, как и письмо абсолютного большинства народов мира нашего времени, является фонографическим, или звуковым: специальными условными знаками (буквами) передаются отдельные звуки, комбинациями букв фиксируются на письме сочетания звуков, составляющие слова устной речи.

Каждое фонетическое письмо располагает определенным алфавитом или азбукой – перечнем, совокупностью букв, расположенных в определенном установленном порядке.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, каждая из которых может выступать в печатном и рукописном вариантах. В каждом варианте два вида букв – прописные и строчные. Каждая буква имеет свое определенное название.

В отличие от алфавита, являющегося простым перечнем букв, графика – рассматривает соотношение между буквами алфавита и звуками речи. Графика определяет, какие звуковые значения имеют буквы алфавита в данном языке, т. е. как эти буквы читаются, и, наоборот, какими буквами фиксируются на письме те или иные звуки.

Требования, предъявляемые к идеальной графике:

1. Каждая буква обозначает звук.

2. Каждая буква обозначает один звук.

3. Каждая буква обозначает один и тот же звук.

Графика любого языка, в том числе и русского, не идеальна: так есть буквы, не обозначающие звуков, например, Ъ и Ь; есть буквы, обозначающие два звука: Е, Ё, Ю и Я; Есть буквы, обозначающие разные звуки: СДАТЬ, СШИТЬ, С ЗАЙЦЕМ, С ЧУДОМ, С МАМОЙ и др. Для того, чтобы правильно читать, нужно руководствоваться слоговым (позиционным, буквосочетательным) принципом русской графики: каждая последующая буква дает ключ к прочтению предыдущей.

Орфография буквально означает «правописание», то есть правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Орфография – общепринятая в данном языке система правил написания, передачи на письме значащих единиц речи – слов в их различных грамматических формах. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов или написание слов и их значимых частей; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) способы переноса слов из одной строки в другую; 5) графические сокращения слов.

Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Центральным разделом орфографической системы любого языка является раздел о написании слов и их значимых частей. Все многообразие действующих в языке правил данного раздела может быть сведено к трем основным принципам: фонетическому, морфологическому (или морфематическому) и историческому (или традиционному).

Фонетический принцип связан с требованием написания слов в соответствии с их звучанием; в чистом виде он не встречается ни в одном языке, лишь несколько правил современного правописания имеют фонетический характер. К ним относятся:

а) написание приставок, оканчивающихся на з(с): безголовый – бесконечный, взглянуть – вскрикнуть и др.;

б) написание приставок раз-(рас-) и роз-(рос-) с гласными а и о: развалиться – розвальни, рассказ – россказни и др.;

в) написание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях в зависимости от наличия или отсутствия ударения: рожок – орешек, парчовый – кучевой, ножом – мужем, овцой – зайцем и др.;

г) написание ы вместо и после приставок, оканчивающихся на согласный: играть – отыграть и др.;

д) написание только двух букв при стечении трех одинаковых согласных: бессудный (от бес- и ссудный) и др.;

е) написание разных гласных и согласных в некоторых однокоренных словах заря – зорька, свадьба – сватать, буднишний параллельно с иным орфографическим вариантом будничный и др.

Морфологический (или морфематический) принцип является основным, ведущим принципом русской орфографии и связан с требованием одинакового написания одной и той же морфемы независимо от изменений в ее звучании в разных позициях в слове, например, одинаковое написание морфемы вод- в словах вода, водяной, водопровод, несмотря на звуковые изменения ее по отношению к ударному слогу.

Абсолютное большинство правил современной русской орфографии – правила правописания приставок, корней, суффиксов, окончаний и большинства частиц – строится на этом принципе, например: правописание приставки от-, произносимой по-разному в словах отпуск, отпустить, отзыв, отзываться.

Исторический (или традиционный) принцип орфографии связан с требованием написания слов согласно принятой традиции (т. е. так, как они писались в прошлом, например, собака, каблук, печаль и др.). Выбор буквы в этих непроверяемых словах основан на традиции, или этимологии слова, так как проверить эти гиперфонемы, находящиеся в слабой позиции, через сильную позицию невозможно.

К традиционным относятся также написания окончаний родительного падежа прилагательных, причастий, местоимений и числительных с буквой г (нового, растопленного, такого), в которых на месте г звучит в; употребление ь после твердых шипящих в личных окончаниях глаголов (говоришь, спишь); написание о в словах собака, тормоз и др.

Частный характер имеют так называемые дифференцирующие написания, сущность которых состоит в употреблении разных графических знаков для разграничения омонимов, например: Лев (имя) – лев, обработка земли – период вращения Земли, ожег – ожог, плач и плачь, братца и браться, балл – бал и др.

Особое положение в орфографической системе русского языка занимают слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания, а также правила переноса слов.

Слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания не зависят ни от морфологической, ни от фонетической структуры слова, ни от его истории. Разница таких написаний, как в первый день, во-вторых, впервые, зависит от степени утраты лексической самостоятельности входящих в них слов: сочетание предлога с числительным во втором и третьем примерах находится на разных ступенях слияния в новую лексическую единицу. Правда, в отдельных случаях слитное и раздельное написания могут иметь и дифференцирующий характер, например: недорогой костюм (дешевый) и не дорогой костюм (средней стоимости).

Основное правило переноса слов имеет чисто фонетическую основу, а именно деление слова на слоги: го-ло-ва, про-пи-сать. Однако частично эти правила связаны и с морфологическим членением слова, что, например, отражено в запрете оставлять в конце строки начальную часть корня, не составляющую слова, например, верным переносом является при-слать, неверным – прис-лать.

Контрольные вопросы

1. Что такое письмо? Какие типы письма вы знаете?

2. Чем отличается пиктография от буквенного письма?

3. Что такое идеографическое письмо? Какие виды идеографического письма вы знаете? Где сохраняется идеография сегодня?

4. Что такое фонографическая система письма?

5. Что такое графика? Какие виды графики вы знаете?

6. Какой принцип лежит в основе русской графики?

7. Что такое орфография? Какие разделы она в себя включает?

8. Какой принцип является ведущим в русской орфографии?

9. Какие еще есть принципы в русской орфографии?

Графика – это набор символов для записи текста. Наш алфавит, кириллица – самая распространённая графическая система русского языка, но далеко не единственная. Вспомните, наверняка вы получали (да и сами писали) электронные письма латиницей: Privet, kak dela? :-)

Вообще, человечество придумало множество способов записи и передачи текста: азбука Морзе, свод морских флаговых сигналов, азбука глухонемых... Некоторые из них трудно назвать «графикой», хотя, в принципе, все эти знаки можно изобразить на бумаге, так что суть у них одна.

Орфография – это набор правил, устанавливающих, какое из написаний, разрешённых графикой, является единственно правильным.

Правила орфографии напоминают политические законы тем, что они придуманы людьми и имеют подобную тенденцию к скачкообразному изменению. В отличие от них, законы морфологии и синтаксиса развиваются стихийно и скорее напоминают законы природы тем, что их нельзя просто взять и отменить, в то время как заменить какое-нибудь правило орфографии относительно легко. Пускай мы захотим, например, чтобы слова с жи – ши писались бы через жы – шы (жыть, пошыв, шырокий... ). Это не так уж сложно сделать. Для этого придётся всего лишь переиздать все словари, атласы, внести новое правило в школьную программу, подправить некоторые вывески... В общем, всё это вполне в людских силах. А вот изменить законы морфологии или синтаксиса – вне пределов человеческих сил. Навряд ли кому-либо удастся когда-нибудь убедить всех русскоговорящих, например, употреблять творительный падеж вместо родительного и наоборот.

Правописание гласных после шипящих и ц

Правописание о – ё после шипящих

  • в корнях – ё : начёс, зачёт, пчёлка, жёлудь, шёлк ; искл. корни слов ожог, жор, крыжовник, шов, шорох, чопорный, чокаться, чорт (устар.), а также заимствованных: шоу, шомпол, шофёр, джокер, пижон, лечо, анчоус и многие др.;
  • в начале суффиксов и окончаний ( -ок, -онок, -ов, -о и др.)о : движок, горшок, чащоба, трещотка, волчок, молчок, плечо

Правописание ы – и после ц

  • в корнях – и : цирк, цистерна ; искл. корни слов цыган, цыплёнок
  • ;
  • в начале суффиксов и окончанийы : Птицын, концы

Ь после шипящих

Мягкий знак после шипящих на конце слов пишется в следующих случаях (и только в них):

  • В И.ед. существительных 3-го склонения : мышь, печь .
  • В неопределённой форме глаголов с основой на ч : стричь, беречь .
  • В окончании 2 л. ед.ч. наст. глаголов: пишешь, поёшь, спишь .
  • В наречиях: настежь, наотмашь . Но: уж, замуж, невтерпёж .

Отображение на письме звука [й]

Отображение на письме звука [й] зависит от его положения:

  • Между гласным и согласным, а также на конце слов, звук [й] обозначается буквой й :
    Примеры: ле й к а , по й л о , урожа й .
  • Между согласным и гласным звук [й] обозначается разделительными твёрдым или мягким знаками. При этом Ъ пишется только после приставок (за исключением некоторых заимствованных слов: адъютант, конъюнктура, объект и др.), а Ь – во всех остальных случаях:
    ъ : об ъ е кт , об ъ я вление , раз ъ ё м ,
    ь : интер ь е р , обез ь я на , п ь ё т , в ь ю га .
  • Между двумя гласными и в начале слов звук [й] не имеет буквенного обозначения.
    Сравните: ба й к а – бае к , бо й ц а – бое ц , ста й – стая .
    А также: вее р, лекция , ё ж, ю г .
    Исключения составляют слова иностранного происхождения, где звук [й] обозначается буквой й : й од, й ог, рай он, май ор .
  • Между двумя согласными звук [й] не встречается.

Интересным частным случаем является отображение на письме сочетания [йй]. Например, слова майя, конвейер, фойе и др. могут произноситься с напряжённым («двойным») [й]. Однако, это «удвоение» скорее обусловлено их необычной записью, нежели объективными языковыми законами: ведь в языке-источнике многие эти слова имеют вполне «обычный» [й].


Please enable JavaScript to view the