Табха - место умножения рыб и хлебов. Христианские места капернаум и табха

Одно из важнейших для христианского мира место Галилейского моря - город Капернаум. Упоминается он в Новом Завете как место рождения апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Город этот очень древний, здесь постоянно работают археологи. Часть древних находок хранится во многих музеях мира.

Иисус пришел в Капернаум после того как оставил Назарет. И город стал центром проповеднической деятельности Христа, здесь он совершил многие из своих чудес: исцелил лежащую в горячке тёщу Петра, исцелил и призвал к апостольскому служению Матфея, исцелил находящегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу. Но, несмотря на все это, лишь немногие уверовали в проповеди Иисуса. Жители Капернаума выгнали его из синагоги. За это город был проклят и уподоблен Содому.

Сегодняшний Капернаум - цветущий оазис для христианских паломников всего мира и любознательных туристов и рай для археологов. Часть древнего города раскопана.

Обнаружены остатки дома Симона Петра, где Христос часто останавливался и исцелял многих людей. Вот фундамент храма, возведенного первыми христианами на месте дома Святого Петра.

Над фундаментом древнего храма сегодня построена ультрасовременная католическая церковь "Дом святого Апостола Петра".

Руины византийской церкви на месте дома апостола Петра можно также увидеть через стеклянный витраж в полу католического храма.

Рядом с храмом возвышаются остатки Белой Синагоги. В IV веке это была огромная синагога, сооруженная, по предположению ученых, на основе более древней синагоги, в которой проповедовал Иисус.


По размерам она значительно больше церквей того же периода, хотя построена в виде типичной двухэтажной базилики. Очевидно, что синагога возводилась с размахом и украшена была очень дорого. Вообще-то с этим роскошным зданием ученые пока до конца так и не разобрались. В какое точно время она была построена? Почему синагога больше и богаче украшена, чем церковь? Возможно, это было общественное здание, вмещавшее и синагогу? Впрочем, для многочисленных паломников все это не так уж и важно, сюда приезжают поклониться святому месту.

В другой части исторического парка Капернаум, куда приятно прогуляться пешком, находится православная греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Очень аккуратное, утопающее в зелени сооружение с красными куполами, построенное в 1980-х годах.

Яркое впечатление оставляет немного дикий церковный парк с тенистыми аллеями, цветущими растениями и прогуливающимися павлинами.

Святых мест вдоль озера множество, за короткое путешествие все не объедешь. Но оставить без внимания еще одно знаковое место Галилеи никак нельзя. Это Табха (на иврите - Эйн-Шева), где стоит Церковь Умножения Хлебов и Рыб. Именно здесь произошло несколько важных для христиан событий. Самое известное из них - чудо умножения хлебов и рыб.

Иисус пришел сюда, узнав о смерти Иоанна Крестителя, чтобы помолиться в одиночестве. За ним последовали его ученики, а за ними и народ с просьбами об исцелении. Никому не отказывая, весь день Иисус занимался исцелениями, а к вечеру люди проголодались. Но место было пустынным, а провизии с собой никто не взял. И тогда Иисус сказал: "Вот есть 5 хлебов и две рыбы" - и накормил всех. Народу было 5 тысяч человек, но все насытились и еще осталось. Примерно в 350 году при императоре Константине на этом месте построили базилику с мозаичным полом, большая часть которого сохранилась до сих пор, хотя некоторые куски реставрировались уже в наше время.

А тот камень, на который Иисус положил корзины с хлебом и рыбой, являлся церковным алтарём, рядом с ним и изображена знаменитая мозаика.

Это одна из самых известных в мире мозаик, изображающая двух рыб и пять хлебов. Она стала символом Святой Земли. На самом деле изображены всего четыре хлеба - для того, чтобы по форме получился крест. Современное здание церкви построено в 1982 году на средства монашеского ордена бенедиктинцев. Рядом находится монастырь бенедиктинцев, его монахи осуществляют надзор за церковью.

Принципиальным решением проекта было все внимание посетителей сконцентрировать на главной святыне места - камне, на котором Иисус разложил упомянутые в Евангелиях хлеба и рыбы. Нужно было также грамотно включить фрагменты ранних строений церкви и сохранить древние мозаики.

Кстати о рыбах. Самая распространенная рыба Галилейского моря - рыба Святого Петра. По евангельскому преданию, именно эту рыбку - тиляпию из отряда окунеобразных ловил в озере Святой Пётр, когда еще был простым рыбаком. По преданиям, два темных пятна за жабрами - это оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра. Рыбка Святого Петра водится во многих водоемах мира, но с отметинами, только в Кинерете. Отведать эту очень вкусную рыбку можно во многих ресторанах Тверии, а также в прибрежных кафе вдоль озера, расположившись в тени у воды.

Алла Добровольская

Иисус, призвав учеников Его, сказал:
«Жаль Мне народа; они со Мной уже три дня, и есть им нечего. И не хочу отпустить их голодными, чтобы не изнемогли они в дороге».
И говорят Ему ученики:
«Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить весь этот народ?» И говорит им Иисус: «Сколько у вас хлебов?» А они сказали: «Семь хлебов и немного рыбок». И Он, повелев толпе возлечь на земле, взял в руки семь хлебов и рыбы, произнес благодарение, преломил и дал ученикам, а ученики - народу; и все ели, и насытились, и набрали оставшихся кусков полные семь корзин. А едоков было четыре тысячи, не считая женщин и детей.

(Мт.15,32-38)
(Перевод Сергея Аверинцева)

Совсем недавно в Святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда –двумя рыбами и пятью хлебами Господь насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея.

Чудо как знак

Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.6,31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились». А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля; и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, в котором при исчислении народа (книга Чисел) не учитываются ни дети, ни женщины.

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство Причащения. Совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях. Для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает апостол Павел, говоря о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в Таинстве Причащения, он пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор.10,16).

Хлеб земной и хлеб небесный

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф. 16,16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. И тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище, «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27).

Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «Дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48) и: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.:6:51).

Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве Причастия, устанавливая которое накануне Пасхи – в Великий Четверг, на Тайной Вечере – Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века, верующим в Него: «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф. 26,26). И во время Литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они – людям, так и теперь священник, прежде чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него.

Знак веры

Такова основная символика и значение хлеба в Писании и молитвенной жизни Церкви. Но и рыба, послужившая чуду, сотворенному Христом, тоже имеет свое символическое значение. Большинство апостолов были рыбаками, через чудесный улов призвал их Господь следовать за Ним, а после Воскресения через новый чудесный улов Господь укрепил их в вере. В греческом языке, самом распространенном в Римской империи, на котором и был зафиксирован Новый Завет, «рыба» – «ΙΧΘΙС » (ИХФИС). Это слово может быть прочитано как аббревиатура, которая расшифровывается так: «Иисус Христос – Феу Ио с Соти р», то есть «Божий Сын, Спаситель». Это не что иное, как краткое исповедание нашей веры. Поэтому с древних времени христиане часто украшали места своих молитвенных собраний изображениями рыб. Впервые в святоотеческой литературе именование Иисуса Христа «рыбой» мы встречаем у Квинтия Септимия Флоренца Тертуллиана. Он называет Господа греческим словом «ихфис» в своем написанном на латыни трактате «О Крещении». То есть к концу II века, когда жил Тертуллиан, это понимание знака рыбы было общеизвестно. Принимая Таинство Крещения «от воды и духа», мы рождаемся для жизни со Христом; а принимая Таинство Причастия, мы таинственно питаемся Хлебом, сшедшим для нас с Небес. Так все, что было за века и за тысячелетия до нас, все, о чем мы читаем в Священном Писании, становится нашей жизнью. И то чудо, которое сотворил Господь, насытив двумя рыбами и пятью хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, говорит нам уже о нашем участии в христовых чудесах, о нашем участии в Его жизни, о нашей причастности Ему, о таинстве Причащения Святых Христовых Таин.

Евангелие от Матфея. Глава 14. Стихи 14-22:

14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18. Он сказал: принесите их Мне сюда.
19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов:

Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.

Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.

И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.

О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.

И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились . И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.

Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.

Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель

  • Адрес: Табха, Израиль;
  • Открытие: 1982 г.;
  • Телефон: +972 4-667-8100;
  • Сайт: dormitio.net;
  • Принадлежность к организации: Католическая церковь.

Церковь Умножения хлебов и рыб – это храм, относящийся к католикам и расположенный в районе, известном под арабским названием Табха в . Ранее в месте ее расположения находилась арабская деревушка вплоть до арабо-израильской войны, когда 1948 году территория была завоевана израильской армией. Со временем здесь был возведен храм, представляющий собой архитектурную, культурную и историческую ценность, и привлекающий туристов со всех стран.

История возникновения церкви

На месте возведения ранее были обнаружены руины византийского храма. Территория была выбрана не только по этой причине. Согласно Евангелию, здесь свершилось одно из самых важных христианских чудес – Иисус Христос сумел накормить 5 тысяч человек, используя всего лишь 2 рыбы и 5 ломтей хлеба.

До появления современной постройки на этом месте уже возводилась церкви, посвященные умножению хлебов и рыб. Первая была построена в IV веке и, как свидетельствуют высказывания паломницы Эгерии, алтарем служил именно тот камень, на котором Иисус совершил чудо, увеличив количество рыб и хлебов. Храм перестроили и расширили в 480 году – алтарь был перенесен на восток.


В 614 году ее разрушили персы, после чего место было заброшено на 13 веков. О постройке напоминали только руины. Так было до тех пор, пока Немецкое католическое общество не выкупило территорию с целью археологических раскопок.

Детальное изучение руин началось только в 1932 году. Тогда-то и обнаружили мозаику V века и фундамент еще более старой постройки IV века. Внешний вид современного здания, которое возвели над историческим мозаичным полом, полностью копирует церковь V века. Строительство было окончено в 1982 году, тогда же храм был освящен. Служителями церкви являются монахи-бенедиктинцы.

В 2015 году пожар, устроенный еврейскими экстремистами, нанес существенный ущерб церкви. Восстановительные работы проводились вплоть до февраля 2017 года, именно тогда была проведена первая месса.


Архитектура и интерьер храма

Церковь Умножения хлебов и рыб является постройкой, центральный неф которой завершается пресвитерием с полукруглой апсидой. Интерьер специально разработали довольно скромным, иначе он заглушил бы красоту мозаики.

Во время археологических раскопок был найден большой камень, который поместили под алтарь, но точно не известно, его ли имела ввиду паломница Эгерия. Справа от алтаря можно увидеть остатки фундамента первой церкви.

В церковь приезжают паломники и простые туристы со всего мира, чтобы увидеть отреставрированные мозаики на полу. Они представляют собой уникальный образец раннехристианского искусства. На мозаиках имеются изображения животных, растений (лотосов). Рисунок рыб и корзины с хлебом имеется в передней части.

С обеих сторон от алтаря находятся две иконы в византийском стиле. На той, что расположена слева, изображена Божья Матерь Одигитрии и святой Иосиф, который основал первую церковь в Табхе. На иконе справа – Иисус Христос с Евангелием и святитель Мартирий Иерусалимский, построивший вторую церкви.


Информация для туристов

Вход в церковь бесплатный. Она открыта для посещения с понедельника по субботу включительно – с 8 утра до 5 вечера. По воскресным дням – с 09:45 до 17:00. Для посетителей предусмотрены все удобства вроде бесплатной парковки и платного туалета. Рядом с церковью есть кафе и магазин сувениров.

Как добраться?

Добраться до храма на автомобиле можно от по шоссе 90, проехав 10 км на север, затем повернув на шоссе 87 до Табхи или автобусом из Тверии, но только до пересечения шоссе 97 и 87.

Антония, митрополита Сурожского,в неделю восьмую по Пятидесятнице .

Мф., 58 зач., XIV, 14-22.

Мы читаем то и дело во святом Евангелии о чудесах Христовых и ставим перед собой вопрос: почему в те времена такое было возможно и так мало чудесного видим мы в наши дни? И мне кажется, что на это можно ответить три вещи.

Первое - что мы не видим тех чудес, которые нас окружают; мы все принимаем как должное, как естественное. Все хорошее от руки Божией мы принимаем, как будто так и должно быть. И мы больше не видим, что жизнь - дивное, радостное чудо, что Бог захотел нас сотворить, что от небытия Он призвал нас к бытию, открыл перед нами все чудо существования. И Он этим не ограничился: Он нас призвал во веки веков быть Его друзьями, во веки веков жить вечной, божественной жизнью. А на земле Он не только дал нам существование и жизнь: Он нам открыл Себя; мы знаем, что Он есть, мы знаем Его во Христе как Бога такой любви, которая не останавливается и перед собственной смертью для того, чтобы спасти любимого.

А что сказать о тех чудесах, еще менее заметных нам, как здоровье, как мир, как дружба, как любовь? Это же все - сплошное чудо! Купить их - нельзя; принудить кого бы то ни было дать нам свое сердце - невозможно; а столько сердец друг другу открыты, и столько любви, столько дружбы вокруг нас! А наше телесное существование, которое мы принимаем так естественно, - разве оно не чудо?

И вот это первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание: что вся жизнь - чудо. О, я знаю, что в ней очень много боли, очень много страшного - очень! Но наряду с этим, в темноте, во тьме сияет такой тихий и вместе с этим не колеблющийся свет; если бы мы только, как Христос говорит, верили во свет, с тем чтобы быть чадами света, детьми света, носителями света!.

Чудо умножения хлебов и рыб; Византия; XIV в.

И еще две вещи хочется мне сказать: сегодня мы читали о том, как люди были в нужде, эту нужду Апостолы заметили, обратили на нее внимание Господне, и Господь им сказал: Вам надлежит встретить эту нужду, накормить этих голодных людей!. Чем? У нас же всего две рыбы, пять хлебов - разве хватит на такую толпу?. И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу.

Вот что ожидается от нас, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо нее проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошел и сделал то, что для нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг нас: материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и столько других нужд.

И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: Дайте всё , что у вас есть, - и мы накормим всех… Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они все дали Господу. И потому что они все отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращен этот призыв: когда мы увидим нужду - отдадим все, и все будет хорошо…