Танец ёхор. ​«Бурятский танец, объединяющий сердца»: Глобальный ёхор собирает друзей по всему миру

Вконтакте

Народный танец-хоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии.

Когда танцуешь ёхор, ты понимаешь, что одиночество тебе не грозит. Тот, кто рядом — твой родственник, земляк.

Исполняется под аккомпанемент оркестра или а капелла, под дружный напев. Группа танцующих, держась за руки и покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движение убыстряется, шаги сменяются прыжками.

Светлана Цыбикдоржиева , CC BY-SA 3.0

Музыкальный размер - 2/4. В разных районах Бурятии и соседних регионов имеются варианты мелодии и хореографии. Ёхор, исполняющийся в кругу, танцуется по движению солнца.


Ёхор на одном из бурятских праздников

История и терминология

В современном бурятско-русском словаре ёохор означает «бурятский хоровод». По мнению Д. С. Дугарова слово заимствовано из языка древних уйгуров и происходит от древнетюркского joqaru - «вверх».

По предположению И. А. Манжигеева, слово ёохор возникло либо из контаминации словосочетаний ёрог-ёрог гэхэ («двигаться вприпрыжку») и ёрд-хорд гэлдэхэ («говорить отрывисто, резко»). Таким образом, термин ёохор является результатом смешения двух выражений, либо происходит из древнего тюрко-монгольского корня.


Самые ранние упоминания о бурятском ёхоре в научной литературе встречаются в труде немецкого путешественника XVIII века И. Г. Гмелина «Путешествие через Сибирь», изданном в Германии в 1752 году, и в книге русского путешественника и этнографа XIX века Г. Н. Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии».

Ёхор сегодня

В настоящее время термин ёохор (в русской транскрипции ёхор ) употребляется как общенациональное название танца-хоровода.

У западных бурят, в частности у эхирит-булагатов, он популярен под названием наадан (букв. «игра») или хатар наадан («танец-игра»).

Песни , сопровождающие танец, называются нааданай дуунууд - «игровые песни» (вариант - наадан зугаа , где зугаа - «беседа, разговор, пир, увеселение») или хатар нааданай дуунууд - «танцевальные песни».

Видео-урок танца ёхор

По древней традиции нааданы (в значении «игра» и «танец») завершали родовые шаманские обряды жертвоприношений - тайлганы , а позднее, с распространением буддизма, и введённые в его практику, обряды обо .

Ёхор круглый, земля круглая, солнце круглое.

Поэтому хороводные танцы бурят в древности являлись составной частью обрядовых игрищ и были связаны с родовыми культовыми местами, проводившимися здесь молениями и жертвоприношениями, что и отразилось в традиционном названии кругового танца - наадан .

У восточных бурят терминами ёохор и нэрьелгэ (один из древнейших обрядовых танцев хори-бурят) обозначаются сами танцы, а песни именуются ёохорой дуунууд , хатарай дуунууд , нэрьеэнэй дуунууд .

Фотогалерея


Полезная информация

Ёхор (бур. Ёохор)

Ёхор на фестивалях

Одним из главных фестивалей в последнее время стала , ежегодно проводится в Улан-Удэ с 2008 года в летнее время.

Фестиваль, организуемый государственным театром песни и танца «Байкал» в июне-июле каждого года, собирает тысячи горожан и гостей столицы Бурятии.

Гипотезы происхождения

Бурятскими учёными предложены две гипотезы происхождения ёхора:

    Автохтонное - связано с древней облавной охотой зэгэтэ аба (по М. Н. Хангалову).

    «Пришлое» - как элемент культурного наследия древнейших индоевропейских и индоиранских племён, мигрировавших в Южную Сибирь и Центральную Азию в бронзовом и раннем железном веках (по Д. С. Дугарову).

Ёхор и одиночество

Доказано учеными, что одиночество вредит здоровья так же, как курение 15-ти сигарет в день. Когда танцуешь ёхор, ты понимаешь, что одиночество тебе не грозит. Тот, кто рядом - твой родственник, земляк.

16 февраля, в первый день всенародного праздника Сагаалган, в 18.00 на Театральной площади столицы Бу­рятии по традиции стартует широкомасштабный флеш­моб «Глобальный ёхор», организатором которого вы­ступает Издательский дом «Буряад унэн» совместно со Всебурятской ассоциацией развития культуры (ВАРК). В этом году он пройдёт в седьмой раз.

Откуда пошёл ёхор?

Культура ёхора возникла в период родового строя в связи с празднествами по случаю удачной охоты. Этот древний обрядовый танец имеет особое сакральное значение, связанное с со­лярным культом, культом солнца, так как движение танцующих по кругу сле­ва направо совпадает с направлением движения солнца. Такой тезис ос­новывается на анализе трудов учёных-исследователей, посвящённых изуче­нию бурятского кругового танца ёхор.

Известный этнограф Матвей Хангалов отмечал, что национальный танец ёхор берёт своё начало от облавной охоты и воен­ных учений. Чингисхан при подготовке своих войск широко применял оба этих компонента, в которых во­ины приобретали навыки взаимосвязи и координа­ции совместных действий. Во время облавной охоты «зэгэтэ-аба» люди также создавали широкий круг, внутрь которого попада­ли дикие животные, и этот круг сужался с нараста­нием темпа движений. Кульминация наступала в тот момент, когда воины, окружив врага, а охотники, обложив дичь, начинали уничтожать их холодным оружием.

То же самое происходит и во время исполнения ёхо­ра, по сути, военного танца. Танцоры идут по кругу, сна­чала плавно, а потом темп и движения убыстряются.

В то же время ёхор мо­жет носить и сакральный характер. Например, в Ти­бете есть круговой танец с пением, идентичный с нашим ёхором. Считается, что во время исполнения танца его участники могут постичь состояние Будды.

Родство ёхора с танцами народов мира

У болгар, имеющих как тюркские, так и славянские корни, круговые танцы на­зываются хора, у македон­цев - оро, сербов и хорватов - коло, есть они и у молда­ван, румын... У турков это халай, хорон и хора. Гово­рят, болгарская хора очень схожа с нашим ёхором. Но болгары сумели превратить хору в туристический бренд и неплохо на нём зарабатывают. Наверное, когда-то круговые танцы действительно имели об­рядовое значение, но сей­час повсеместно утратили какой-либо религиозный смысл, став неотъемлемой частью культур разных на­родов.

Кстати, исследователь старинных бурятских пе­сен Тамара Танганова утверждает, что традиционные песни бурят, с одной стороны, архаичны, а с дру­гой – носят следы контактов с другими народами. Напри­мер, хороводный танец ёо­хор и сопровождающие его песни могут иметь общие корни: у славян - «хоро», у эвенков - «ёхорье», у бурят - «ёохор», у долган - «хей­ро». Не случайно Хорс – имя бога солнца у древних славян, славянские и гре­ческие слова, обозначающие «круг», «окружность»: «хоро», «хороs». К слову, вспомним и название од­ного из основных бурятских племен – хори!

На взгляд Александра Махачкеева , автора идеи «Гло­бального ёхора», танцы по ходу солнца изначально заложены в человека как частичку Вселенной. Жизнь - это движение, движение, возникшее после Большого взрыва. Все галактики, пла­неты и элементарные ча­стицы движутся по орбитам – по кругу. Пока существует этот мир, пока совершается круговорот воды в приро­де, люди будут танцевать по кругу, поскольку ход кругов - это знак вечности, форма нашего существова­ния – круговорот Сансары.

Как начинался «Глобальный ёхор»?

Первый «Глобальный ёхор» состоялся 22 февраля 2012 года на площади Сове­тов. Ведущими были Вла­димир Гунзынов и Эрдэни Дымчиков . Тогда во флеш­мобе приняли участие мно­гие города, в том числе и из-за рубежа. На будущий год география участников флешмоба значительно расширилась. Это меропри­ятие приобрело поистине глобальный характер. Так, в нём стали широко уча­ствовать наши земляки (и не только), проживающие в Англии, США, Франции, Японии, Монголии, многих городах России. С 2013 года флешмоб проводится на Те­атральной площади столи­цы Бурятии.

Быть единой семьей

Идея обязательного «Глобального ёхора» по­любилась многим. Каждый год в рамках празднования Сагаалгана в Оке, помимо спортивных, культурных мероприятий, поддержи­вают «Глобальный ёхор». В первый день Сагаалгана проходит обряд «hан табил­га», в РКДЦ ставят театра­лизованное представление и праздничный концерт, а ровно в шесть вечера на улице, а если сильные мо­розы, то в спортзале, все присутствующие, взявшись за руки, танцуют ёхор.

«Сестра Анна живет в Нью-Йорке. Они там тоже так встречают Сагаалган. В 18:00 по улан-удэнскому времени в первый день Са­галгана, взявшись за руки, поворачиваются в сторону Улан-Удэ, смыкают круг и танцуют ёхор. Они знают, что в этот момент в любой точке земного шара выход­цы из Бурятии и все люди, неравнодушные к ней, где бы они ни находились - на улице, в квартире, на пло­щади, тоже танцуют. Она говорит, что это позволяет ощущать единство со сво­им народом», - рассказывает Александр Махачкеев.

Идея «Глобального ёхо­ра» рождает атмосферу единения и всеобщей ра­дости, которая объединяет людей. «Глобальный ёхор» можно отметить как день национальных нарядов, люди стараются прийти на праздник в бурятской национальной одежде, не просто надев терлики поверх верхней одежды, но пошив к этому дню зимние дэгэлы, которые украшают праздник, создавая особый колорит этому мероприя­тию. Задолго до официаль­ного начала собравшиеся начинают сами водить ёхор, веря, что мы все объединя­емся в одну большую еди­ную семью, единый народ.

Способы исполнения танца

Сегодня главный бурят­ский танец различают по территориальным и родо­вым признакам – есть ёхор ольхонский и агинский, бу­лагатский и аларский, тун­кинский и баргузинский, кяхтинский, шэнэхэнский... Отличаются ёхоры как по смысловому содержанию, так и по темпоритму. Ёхо­ров много, но это неважно, главное - взяться за руки и пойти по солнечному кругу.

В основном танец разде­ляется на три периода: пер­вый, когда танцующие, об­разовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медлен­но двигаются по солнцу, де­лая круг, и поют протяжные песни разного содержания; второй период, когда тан­цующие становятся друг к другу поплотнее, при­поднимают руки и слегка машут ими вверх и вниз, наклонившись немного вперёд. В это время песня делается менее протяжной и поётся громче. Третий пе­риод, когда танцующие со­всем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делает­ся совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Танцевать таким образом можно недолго, так как с непривычки че­ловек сразу устанет. Это трудный танец, требующий навыка. Когда танцующие устают, то перестают пры­гать, опять начинают мед­ленно двигаться по солнцу и поют разные по содержа­нию песни.

Приглашаем жителей Бурятии, наших земляков, живущих в разных городах и странах, присоединиться 16 февраля к «Глобальному ёхору»!

Фото А. Огородник

Ёхор (бурятское Ёохор) - это народный танец-хоровод у бурят, распространён он во всей этнической Бурятии и без этого танца не обходится ни одно крупное застолье или празднование.

Круговые танцы существуют у многих народов мира . Сакральные круговые танцы - это древние практики, которые возникали стихийно. Они могли быть приурочены к разным временам и событиям года - к посеву и сбору урожая – медитативные и задорные, исполняемые для заклинания стихий, духов солнца и дождя, для привлечения счастья и сохранения мира. Круговой танец служил особым языком общения с природой, богами, людьми и со своим собственным естеством. На протяжении многих веков он выражал настроения и чувства, копил опыт и стремления народа. Самобытная культура и национальные традиции добавили в музыку и танцы каждого края своё неповторимое очарование.

Но при всём многообразии характеров, народы разных стран объединяет структура танцевального круга. Люди берутся за руки, а танец усиливает энергию, направляя её в русло интуитивного знания. Круг – это переход в другое измерение. Танец поглощает нас целиком и дарит необъяснимое словами ощущение полёта. Мы летим сквозь время, и, доверяясь кругу, черпаем незримую мудрость далёкого прошлого, осознаём настоящее и загадываем будущее. Двигаясь в ритмах разных стран, мы легко переносимся с континента на континент, зная, что вселенная чутко реагирует на любое наше чувство, и что от нас зависит судьба всей планеты. Так, например, у французов круговой танец называется гавот или фарандола, у сербов, хорватов и черногорцев – коло, у грузинского народа это перхули, у румынского народа – хора или сырба. У Бурятского народа это ёхор.

В современном бурятско-русском словаре слово «ёхор» означает «бурятский хоровод». Слово «ёхор», по мнению фольклористов, возникло из словосочетания «ерогодэхэ» (двигаться вприпрыжку) и «ерд-хорд гэлдэхэ» (говорит отрывисто, резко), либо из более древнего тюрко-монгольского корня «ягаруухаянаадан» (водить хоровод). У многих народов Сибири и Дальнего Востока существуют похожие танцы. Это и эвенкийская пляска, и якутский танец «осуохай». Исполняется он под аккомпанемент оркестра или а капелла, под дружный напев. Группа танцующих, держась за руки и покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движение убыстряется, шаги сменяются прыжками.

Говорить однозначно о смысле движений нельзя, пишет Википедия . Можно лишь предположить, что скачкообразные движения могли относиться к культу (поклонению) коня у бурят. А движения руками могут относиться к культу птицы. В древности танцевали «ёхор» только по кругу слева направо, то если за направлением движения солнца. Танцевать наоборот строго запрещалось, так как существовало поверье, что против Солнца движутся злые духи. И в настоящее время буряты, чтя традиции предков, танцуют «ёхор», образовав круг.


Сегодня ёхор употребляется как общенациональное название танца-хоровода. У западных бурят, в частности у эхирит -булагатов, он популярен под названием наадан (букв. «игра») или хатарнаадан («танец-игра»). Песни, сопровождающие танец, называются нааданайдуунууд - «игровые песни» (вариант - нааданзугаа, где зугаа - «беседа, разговор, пир, увеселение») или хатарнааданайдуунууд - «танцевальные песни». По древней традиции нааданы (в значении «игра» и «танец») завершали родовые шаманские обряды жертвоприношений - тайлганы , а позднее, с распространением буддизма, и введённые в его практику, обряды обо. Поэтому хороводные танцы бурят в древности являлись составной частью обрядовых игрищ и были связаны с родовыми культовыми местами, проводившимися здесь молениями и жертвоприношениями, что и отразилось в традиционном названии кругового танца - наадан. У восточных бурят терминами ёохор и нэрьелгэ (один из древнейших обрядовых танцев хори-бурят) обозначаются сами танцы, а песни именуются ёохоройдуунууд, хатарайдуунууд, нэрьеэнэйдуунууд.

Как танцуют ёхор

Ёхор изучался в разные годы учеными, исследователями практиками –хореографами. В древности буряты исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, столба-сэргэ, дерева, а также вокруг горы. Все эти объекты символизировали мифическое мировое дерево, т.е. исполнение танца имело религиозный смысл.Ехор исполнялся во время празднования Сагаалгана, на свадьбе, в ритуале посвящения в шаманы, по случаю приезда молодого гостя и гостьи.

Большей частью ехор исполняли весной и летом, как правило, на природе, на открытом воздухе.Костер, вокруг которого образовывали круг, разжигали после захода солнца. Если число участников было много, то образовывали двойной круг. Здесь можно было не только танцевать, но встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой старались им понравиться.

Ехор всегда выделяет из круга исполнителей талантливых певцов и певиц. В каждом улусе был свой ведущий запевала, мастер ведения ехора. Как правило, это были музыкально одаренные люди, наделенные хорошим голосом, артистическими способностями. Они становились главными заводилами, давали ритм запева и слова песни. Иногда устраивали турниры-состязания. Опытные запевалы могли выдумывать новые слова к старой песне, добавляя, что новое. Наиболее удачные строки песен, переходя к другим запевалам, постепенно теряли своих хозяев, становились народными.

Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать.

Танец разделяется на три периода. Первый – когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно передвигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания.

Второй период – когда танцующие подвигаются друг другу поплотнее, полуподнимают руки и слегка машут друг другу ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.

Третий период – когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу.

Ёхор сегодня

Сегодня этот танец не менее популярен у бурятского народа, чем в древности, хотя и не имеет уже религиозного значения. Его по-прежнему танцуют на крупных праздниках, свадьбах, застольях и юбилеях, многие называют ёхор даже брендом Бурятии. В республике есть даже специальное событие – «Ночь ёхора», которая в этом году как прошла в финал конкурса туристических проектов событийного туризма по Сибири и Дальнему Востоку - RussianEventAwards. С первого года проведения «Ночь Ёхора» сразу стал значимым и любимым многими, в нем принимали участие несколько тысяч человек – жителей и гостей республики. В этом году специально на него приезжали московские гости - жюри федерального шоу «Танцуют все» Алла Сигалова и Егор Дружинин. Они приняли участие в традиционных мастер-классах по ехору и провели автограф-сессию.

Есть и еще одно громкое событие, связанное с ёхором, но уже на уровне флеш-моба. Каждый год, в первый день Сагаалгана, в любой точке земного шара выходцы из Бурятии и все люди, которые в какой- то степени причастны к бурятской культуре, собираются в единый круг, берутся за руки и танцуют ехор. Таким образом, весь бурятский народ объединяется с помощью танца. В 2016 году на канале издательского дома в Youtube было залито 38 роликов, а в ночь на праздник поступили ролики из нескольких аймаков Монголии. В 2016 году ехор станцевали выходцы из Бурятии, живущие в Великобритании, Германии, США, Канаде. Впервые ролики были присланы из Казахстана и Австралии. Из российских городов первые к глобальному ехору присоединился Петропавловск-Камчатский. Стабильно во флешмобе принимает участие Москва, Иркутск, Новосибирск и Забайкальский край. Пройдет гранд-ёхор и в этом году.

В Улан-Удэ флешмоб состоится в первый день Сагаалгана, 19 февраля, на площади Советов, в то время как жители других районов смогут увидеться на центральных улицах, площадях своих городов и сел. Для выходцев из Бурятии, проживающих в других городах и странах, приветствуется сбор и общий ёхор в известных местах - Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, Централ-парк в Нью-Йорке и т.д. Так, московские буряты уже провели свой флешмоб 7 февраля на Красной площади. Всемирный флеш-моб пройдет во многих регионах нашей страны и за её пределами.

Пока буряты всех стран готовятся к глобальному ёхору, редакция АРД вспомнила, что в сакральном солнечном круге наши предки сходились не только на Сагаалган. Практически все национальные праздники заканчивались ёхорами. Сегодня главный бурятский танец различают по территориальным и родовым признакам - есть ёхор ольхонский и агинский, булагатский и аларский, тункинский и баргузинский... Отличаются ёхоры как по смысловому содержанию, так и по темпо-ритму.

И еще одну историю напомнили нам старожилы - когда-то ёхоры были местом свиданий для молодежи. И не редко парочка, найдя друг друга в большом кругу, исчезала в темноте. А после игрались свадьбы.

Теперь ёхор сошел со сцены и снова стал настоящим народным танцем.

“Гимн ночи Ёхора” от театра песни и танца “Байкал”, составленный из разновидностей ёхора всей этнической Бурятии: