В людях. В людях Главные герои рассказа в людях горький

Диапазон горьковских типажей широк — от бродяг до ученых, от воришек до богачей, от провокаторов и сыщиков до вождей революции. Кардинальным вопросом при изучении творчества Горького является вопрос о характерах его персонажей. Начиная с первых произведений, с романтической либо реалистической основой, литературные типы в разных по стилистике рассказах одинаковы. Горького привлекали люди, стремящиеся к свободе, воле, не терпящие никакого насилия. Лойко Зобар из цыганской легенды не так уж далек от Челкаша. Каждый из них отвергает любую связанность — женщиной, бытом, хозяйством, чем угодно.

В работах о М. Горьком, уже в первых критических откликах, отмечалось увлечение писателя идеями Ницше. Не выясняя глубины этого увлечения (характерного для многих русских писателей рубежа XX века), заметим, сколь необычны были для литературы персонажи, на которых М. Горький попытался проверить идею сильной личности, возможности человеческой воли и разума. Правда, достаточно быстро писатель понял, что эти люди, привлекательные душевным размахом, независимостью, гордостью, в реальной жизни — как общей, так и своей собственной — ничего не изменят.

М. Горький пристально вглядывался в различные формы противостояния, бунта. К концу века его поиски привели к первому крупному произведению, где в качестве центрального героя оказывался не цыган, не босяк, а сын богатого купца Фома Гордеев (1899). Купеческое сословие было хорошо знакомо писателю, но он выступал не бытописателем и не исследователем нравов, и среди купцов М. Горький увидел людей ярких, «выламывающихся» из жизни, в которой богатство, достигаемое и трудом, и обманом, определяет общественное положение и, в конечном счете, степень свободы человека. От ранних произведений еще сохранилась романтическая готовность героя противостоять миру, устоям, решимость на бунт. Бунт в данном случае чисто психологический, на моральной, а не социальной основе, хотя именно ее будут выискивать советские литературоведы.

Пожалуй, самая большая группа горьковских героев — это персонажи, близкие писателю по жизненной позиции. Прежде всего в эту группу попадают автобиографические персонажи. В различных циклах рассказов это тип «проходящего», человека, наблюдающего жизнь. Разговоры у костра после совместной работы, случайные встречи и случайные спутники — «проходящий» выступает в роли свидетеля и задает вопросы, порой и сам пытается на них отвечать, но чаще предпочитает слушать своих собеседников. К этой группе героев относится и Алексей Пешков из повестей «Детство», «В людях» (1913-1915).

Поиски идеи, ответа на вопрос — как жить? — привели М. Горького к созданию повести «Мать» (1906). Открытая интеллигентами социалистическая идея сначала совершает переворот в жизни молодых героев, а затем и матери. Истовое служение идее сродни религии, отсюда же и определенная доля фанатизма в готовности всем пожертвовать, но нести людям «слово правды». В этом плане «Мать» перекликается с «Исповедью» (1908). Герой «Исповеди» Матвей тоже ищет идею, которая помогла бы обрести Бога в душе. М. Горький попытался революционные идеи соединить с богостроительством, религию с марксизмом. Нельзя не согласиться с английским исследователем И. Уайлом, который при сопоставлении этих произведений подчеркивает, что в «Матери» лозунговость, риторичность губит художественную ткань. Тогда как «Исповедь» более убедительна именно художественным качеством текста.

Среди ищущих истину героев Горького не только те, кто нашел идею. Матвей Кожемякин, а ему тоже дано писателем право повествования от первого лица, многое понимает, видит, но не способен противостоять обстоятельствам. М. Горький сосредоточивает внимание не столько на результате, сколько на процессе поисков, показе «изнутри» российской провинции с ее бунтарями, философами. Неудачник Матвей способен к самоанализу и чуток по отношению к другим людям.

Финалы многих горьковских произведений «открыты», ответов на мировоззренческие вопросы не найдено, хотя связь с людьми помогает героям преодолеть растерянность, опомниться даже после попыток самоубийств.

Особенность автобиографических произведений М. Горького в кажущемся смещении центра внимания с главного героя на тех, с кем он общается, с кем сводит его судьба, кто становится его учителями жизни. Мир его души, обогащаясь впечатлениями и встречами, ничего не теряет, а читателю открывается процесс формирования личности, узнавания жизни в великом разнообразии людских судеб. Перед читателем проходят люди «зимние» и люди «пестрые», скучные и общительные, задумчивые и буйные, ясные с первого взгляда и так и не разгаданные.

Следующая группа литературных характеров — это герои произведений Горького, которые оказались несостоятельными, ненужными обществу, автора они заинтересовали попытками понять, почему их жизнь не удалась. Среди таких персонажей, примирившихся с действительностью, и герой «Жизни ненужного человека», нашедший свое место на службе в охранке, и Клим Самгин, прошедший по жизни соглядатаем, так и не создавший ни дома, ни семьи, человек «полумыслей», «получувств», завидующий всем, кто оригинален, самостоятелен в своих суждениях и поступках.

Однако эти герои интересуют Горького отнюдь не с целью их развенчания и демонстрации несоответствия идеалам. Всю творческую жизнь полемизируя с Достоевским, он именно у Достоевского воспринял тягу к душевному подполью, к выявлению раздвоенности души, несовпадению того, каким человек хочет выглядеть и что он из себя представляет.

Пройдя сложный жизненный путь, воспитав себя интеллигентом, М. Горький неоднозначно относился к интеллигенции. Ценя настоящих ученых, художников, он именно в среде интеллигенции наблюдал людей опустившихся и никчемных, лишенных творческого начала. Талант и способность к творчеству — эти качества он ставил во главу угла, и в размышлениях о русском народе определяющим было представление о его «фантастической талантливости». Однако культ «народушки» не был долговечным. И не только потому, что Ленин после «Исповеди» объяснил М. Горькому несостоятельность «богостроительства».

К героям-интеллигентам произведений Горького принадлежат и общественные деятели, и писатели, которых он изобразил в литературных портретах. Среди них те, кого он знал близко (Л. Андреев) и с кем общался от случая к случаю (Н. Гарин-Михайловский), кого считал своим учителем (В. Короленко) и кому поклонялся (Л. Толстой). Несомненная удача М. Горького в этом жанре — очерк о Л. Толстом.

В литературоведческих исследованиях портреты общественных деятелей (Камо, Красина, Морозова и др.), как правило, завершаются рассмотрением очерка о Ленине, об идеальной дружбе писателя с вождем. Сегодня эта легенда развеивается, мы имеем возможность познакомиться с первым вариантом очерка и узнать о резко негативных суждениях М. Горького о Ленине. В литературном портрете Ленина действительно отражен идеал активной, деятельной личности, способной не просто сопротивляться обстоятельствам, но влиять на них, подчинять себе массы людей, вести за собой. Другое дело, какую оценку М. Горький дает этим действиям. О Ленине как о политике он высказывал по тому времени крамольные мысли, в частности о несовместимости политики и морали. Но в редакции очерка 1930 года, который читали школьники, студенты и все, кого интересовало мнение М. Горького о Ленине, даже намека на это нет.

В разные периоды творчества Горький обращался к повествованию, построенному по биографическому принципу, который давал возможность показать процесс формирования личности («Фома Гордеев», «Трое», «Дело Артамоновых»). Это могла быть биография людей одного поколения, но разных по характерам, или история нескольких поколений. Сохраняя угол зрения героев, во многом не совпадающий с авторским («Жизнь Клима Самгина»), писатель использовал различные способы дополнения и корректировки такого восприятия. Следуя за тем, что привлекает внимание Самгина, что вызывает его отталкивание, какую позицию избирает он для наблюдения («сбоку», «со стороны»), мы можем выявить авторское отношение к герою и характер авторского комментария в произведении.

Излюбленным жанром Горького можно считать повесть, хотя он пробовал себя и в жанре романа, рассказа, очерка, воспоминаний. В разные годы обращался он к драматургии. Его привлекали напряженность конфликтов, соотнесение житейских ситуаций и философских идей, прямые столкновения героев без видимого вмешательства автора. Острый социальный конфликт является пружиной действия в первых пьесах, созданных на рубеже XX века: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Из них самая значительная — «На дне». Непривычен был сам ее материал — обстановка ночлежки, люди, выброшенные из своей среды, не имеющие будущего, предстали перед зрителем в роли философов, решающих вечные проблемы смысла жизни. При видимом столкновении Луки и Сатина в их позиции не было принципиального расхождения. Сатин отдавал должное Луке, его знанию людей («старик знал правду»). Сам же призывал уважать человека, не унижать его жалостью,— но высокие слова не подкреплялись у него должным поведением. Принято было считать, что М. Горький, поначалу сам увлеченный правдоискательством Луки, развенчивал его, показывал его духовную несостоятельность. Вместе с тем пьеса интересна не разоблачением «утешительной лжи», а действительной верой в человека.

В пьесах М. Горького проигрывались те мировоззренческие конфликты, которые решались и в прозе. Идея Матери — источника жизни, начала начал — в пьесах «Васса Железнова», «Старик», «Последние». Не могли и не хотели понять друг друга мать полицейского и мать революционера, бабушка и мать — у каждой была своя правда, своя любовь, своя вера. В 30-е годы Горький пишет вторую редакцию «Вассы», в сюжете которой усилена роль Рашели. Васса умирает, казалось бы, в расцвете сил, но в отчаянии от бесцельно прожитой жизни, если не будет наследника, если отберут внука.

Идея зря прожитой жизни звучала и в «Егоре Булычеве». Герой вдруг осознавал, что жил «не на той улице». На этот раз ставилась под сомнение сила Отца. И у отца (отца ли семьи, духовного ли отца) ее нет, нет опоры, нет надежды на будущее, а болезнь — смертельна. Нет больше у Егора Бога, потерял веру он и в себя, и в высшие силы. Трагичность мировосприятия характерна для героев поздних произведений Горького. Очевидно, парадность и внешнее благополучие существования писателя не соответствовали тому, что было в душе. Художественным отражением душевных тупиков и стали книги, созданные в последние годы жизни.

Говоря о месте М. Горького в отечественной литературе, в первую очередь подчеркнем высокий художественный уровень его произведений. Он определялся талантом, знанием людей, чуткостью к слову, умением слышать другого человека, понимать другой тип сознания. Галерея литературных героев произведений Горького расширяет наше представление об особенностях русского национального характера.

Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – «В людях» . Такое название говорит о многом: быть «в людях» означало жить у совершенно чужих людей, зарабатывая себе на жизнь подчас очень тяжелым трудом.

Действительно, после того как скончалась мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается кормить внука и отправил его в магазин обуви «мальчиком» . В обязанности Алеши входило встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться дома: он подметал пол, мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в постель. Ситуацию усугублял двоюродный брат Саша, чувствовавший свое превосходство в возрасте. Он помыкал Алешей, грозил колдовством – в итоге мальчик готов был бежать куда глаза глядят, но из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) оказался в больнице, а потом и у бабушки.

Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря ей он полюбил природу и с удовольствием ходил в лес, наблюдая, как бабушка разговаривает с травами и всем живым вокруг.

С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться «в люди» , ведь он уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, «черная» работа, а возможности учиться не предоставлялось.

Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет героев, а есть только трусы и подлецы.

Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина, окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша называл ее Королевой Марго. Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина , Тютчева , Одоевского: она считала, что нужно читать русские книги, чтобы знать русскую жизнь. Первую настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.

Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь «в людях» . Судьба занесла его даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню. При этом не раз слышал подросток от людей выражение «запрещенные книги» , значения которого уяснить пока не мог.

Случайно встретив своего прежнего хозяина, Алеша согласился стать «десятником» - надсмотрщиком за рабочими, которые восстанавливали после наводнения торговые ряды на ярмарке. Ему, подростку, приходилось нелегко, ведь работники откровенно смеялись над его молодостью и не очень-то слушали. Алеше в свои 15 лет казалось, что он уже пожилой человек, а все вокруг чужие. Совсем недавно он собирался уехать в Астрахань, а оттуда бежать в Персию, но не сделал этого, а время упущено.

Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого провинциального «болота» . К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай Евреинов уговорил Алешу отправиться в Казань, чтобы готовиться к поступлению в университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.

Рисуя страшный быт, «свинцовые мерзости» жизни городских низов, Горький показывает, как преодолевалась в сознании подростка распространенная в то время проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание противостоять злу и насилию. Писатель с психологической точностью воспроизводит стремление мальчика, а затем юноши к «красивой, бодрой, честной» жизни.

Конечно, автобиографизм повести очевиден: Горький писал о своей судьбе. Но он искренне считал свою биографию типичной для представителей народных низов. Однако писатель доверяет своему герою контакт с эпохой, хотя на плечи героя ложится груз исторической ответственности за все, что читатель видит в его судьбе. Так Максим Горький одним из первых показал конфликт человека и эпохи. В произведениях, написанных в советское время, но оставшихся за рамками официальной литературы, такой конфликт станет основным, как в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» или в повести А. Платонова «Усомнившийся Макар».

Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».

Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.

Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».

Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.

Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.

О чем же это произведение рассказывает между строк? Тем, на самом деле, довольно много, но ярко выделяется ряд основных. Во-первых, это, конечно, тема глубокой испорченности общества той эпохи. Об этом говорят многие эпизоды в жизни сироты. Это и воспоминания о казаке, что обманом выманил некую женщину из дома, после чего жестоко избил и изнасиловал ее. Это и рассказы о семье хозяина, в доме которого работал Алеша.

Рассказы о мужчинах и женщинах, что чахли от скуки и единственной целью которых была еда и сон. Будучи ребенком, Алеша был едва ли не единственным умеющим читать персонажем. Маленький ребенок оглядывался вокруг, но видел только полу людей со сгнившими душами, способными лишь на насилие, обман и предательство. Редкие встречи Алеши с действительно хорошими людьми были крайне редки.

Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.

Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.

Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.

Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.

Серия: 2 книга – Автобиографическая трилогия Горького

Год издания книги: 1916

Произведение Горького «В людях» является логическим продолжением повести «Детство» Горького. Это достаточно известное произведение, которое получило высокие отзывы у критиков и читателей. Оно было достаточно успешно экранизировано и несмотря на прошедшие годы пользуется популярностью и у современного читателя. Это позволило произведению М Горького «В людях» занять высокое место среди .

Повесть Горького «В людях» краткое содержание

Горького повесть «В людях» достаточно большое произведение, поэтому его краткое содержание лучше подавать по главам. При этом можно отразить только основные эпизоды, что не всегда позволяет создать полноценный образ о происходящих действия. Именно поэтому повесть «В людях» Горького читать лучше полностью на страницах нашего сайта.

В 14 главе книги «В людях» Горького вы узнаете, как Алеша вместе с Пашкой Одинцовым развлекали иконописцев. Так практически каждый вечер Алеша читал для них Лермонтова. Кроме того они устраивали театральные представления и смешили мастеровых. Как-то раз Капендюхин пришел пьяный и, положив свинец в перчатки, начал избивать всех в мастерской. Только Ситанову удалось изловчиться и оглушить его табуретом. А вообще в мастерской и за ее пределами много говорили о боге, но некто не хотел делать прогнившую половицу или смазать форточку, а когда они с Пашкой помыли умирающего Давидова, все их обсмеяли. Ведь все равно скоро помрет.

В 15 главе произведения Горького «В людях» читать можно о том, как на день рождения Алеши подарили образ Алексея. Вообще в мастерской его все любили кроме приказчика. Он постоянно подсовывал ему самую грязную работу, а как-то раз, вывел и кинул в снег лицом, чтоб Леша его чистил. Кроме того он постоянно раскидывал деньги в надежде поймать Алешу на воровстве. О малейшей провинности докладывал хозяину, а когда узнал, что они с Ситановым что-то записывают в тетрадку, стал донимать. Дед от всех жалоб Алеши открещивался, а бабушка велела терпеть. Главный герой уж совсем было решился бежать в Персию, но встретил бывшего хозяина Василия и тот позвал к себе. Весть об уходе Леши все восприняли плохо, а хозяйка в сердцах сказала, что все равно собиралась его выгнать.

В 16 главе повести М Горького «В людях» читать можно о том, как Алеша перебрался к Василию. Как раз в это время затопило лавки, которые ежегодно строили заново. Алеша возил хозяина на лодке, и ему довелось много послушать о его первой любви. Причем по тому, как печально это рассказывалось, Алеша понял, что это лучшие дни в жизни рассказчика. В квартире королевы Марго поселились пять барышень и два студента. Леша часто бывал у них и брал новые книги. Тут были произведения , и . Между чтением Алеша влюбился в барышню Птицину, в которую были влюблены практически все. Как-то раз решил покатать ее на доске, но она перевернулась, и зеленая тина реки смыла всю красоту барышни. По хозяйству хозяину помогал его отчим, который много ел и был болен, поэтому мало работал. Его дельные советы хозяин всегда принимал, но другие его не любили. Алеша же нашел с ним общий язык и часто разговаривал о прочитанных книгах. Поэтому когда он умер, он был очень расстроен. Особенно потому, что не застал на похоронах ту барышню, которую видел у его кровати.

В 17 главе повести Горького «В людях» читать можно о том, как Алеша познакомился на ярмарке со строителями. Он должен был присматривать за ними, чтоб они не таскали стройматериалы. Люди это были разные, но всегда пытались надурить друг друга. На этом фоне выделялся только штукатур Григорий, который не любил сор. Алеше было стыдно присматривать за этими людьми, но его поддержал плотник Осип. Так как денег давали мало, то главный герой жил впроголодь. Подкармливали его рабочие, за что он решил прочитать им «Плотничью артель». Произведение Писемського зацепило многих и его долго обсуждали. Только неприятно удивило Алешу то, что мысли Осипа и извозчика Петра из произведения совпадали.

В 18 главе повести Горького «В людях» кратком содержании вы узнаете, как Осип стал очень важен для Алеши. Он казался ему умнее всех людей, и главный герой проводил с ним очень много времени. Также выделялся Фома, который сам работал не очень, но умел заставить работать других. Фома сначала собирался в монахи, потом удачно женится, но стал половым в трактире. За это бывшие товарищи его не уважали, а затем и вовсе попался на краже с взломом. Так же хорошие отношения у Алеши сложились с каменщиком Алральоном, но он вскоре пропал. Нашли его спившимся на Миллионной улице нищих. Алеша ходил навещать его за что получал осуждение Осипа, но как то раз узнал, что каменщик избил старую знакомую спившуюся Наталью и перестал к нему ходить. Как раз в этот период он встретил Одинцова, который рассказал о жизни мастерской. Ситанов спивается, Гоголева съели волки, и лишь Жихарев все также со своей лошадью. Алеша понял, как далеко он отдалился от мастерской и что дороги назад нет.

В 19 главе повести Горького Максима «В людях» читать можно о том, как на зиму Алеша начал работать в доме хозяина, ведь на ярмарке работы не было. В это время хозяин стал тих и задумчив, а главный герой пробовал сочинять стихи. Так же Алеша пристрастился ходить в трактир слушать певчего Клещова. Человек он был дрянной, но спеть лучше него не мог не кто. Тут он познакомился с октавистом Митропольским, который много пил и рассказывал, когда же был трезв, был малословен. Однажды с ним нашли убитого, и пока Алеша бегал за полицией октавист допил водку убитого. Но вскоре его арестовали и выслали по этапу. В это же время Алеша привел слушать певчего своего хозяина, того так растрогали песни, что он плакал. Кроме того он признался что влюбился в женщину которая собралась ехать к мужу в Сибирь. Так как он был дворянин и привык жить хорошо, то она зарабатывала «бесстыдным» образом. Хозяин признался, что еще раз встретит ее, бросит все к черту.

В последней 20 главе произведения Горького «В людях» рассказывается, как Алеша уже три года работал десятником и наблюдал, как осенью ломают, а весной строят торговые ряды. К этому времени он уже чувствовал себя утомленным жизнью человеком, а свою работу глупой, как и вся жизнь. Тем не менее, когда он увидел, как дворник публичного дома издевается над пьяной девкой, он спас ее. Но с тех пор с дворником отношения были плохие. Однажды он даже на глазах главного героя убил кошку, за что Алеша кинулся в драку и чуть не убил того. Так же встретив Якова, и сразу вспомнил Цыганка. Теперь Яков разорился и живет на средства сына. После этого главный герой понял, что если не уедет, то эта жизнь проглотит его. Поэтому решил ехать учиться в Казань.

Повесть Горького «В людях» на сайте Топ книг

Максим Горький недаром занимает высокие места среди нашего рейтинга, ведь многие его произведения также представлены на страницах нашего сайта. Так повесть Горького «В людях» читать настолько популярно, что произведение попало в рейтинг и заняло там далеко не самое последнее место. При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что свойственно только действительно значимым книгам.