Виллем баренц что он открыл 1596 1597. По следам виллема баренца

10 июня 1596 года голландскими мореплавателями Виллемом Баренцем и Якобом ван Хемскерком (в ходе третьей экспедиции Баренца) был открыт остров Медвежий. Этот участок суши находится в западной части Баренцева моря, к югу от острова Западный Шпицберген. В настоящее время принадлежит Норвегии, но, как и весь архипелаг Шпицберген, чьей южной частью является остров Медвежий, имеет особый статус внутри королевства.

Третья экспедиция Баренца по поиску северного пути в Азию стартовала 16 мая 1596 года. В ней участвовало два корабля. Для самого Баренца этот полярный поход стал последним, из своей третьей экспедиции великий голландский полярник уже не вернулся.

Открытие острова Медвежий 10 июня в архипелаге Шпицберген стало, пожалуй, единственным достижением экспедиции. Остров оказался расположен на полпути между южной оконечностью Западного Шпицбергена и мысом Нордкап, его площадь составила около 180 км². Своё название остров получил благодаря тому, что первооткрыватели увидели у его берегов плавающего белого медведя, который попытался залезть на корабль. До этого, голландцам белые медведи были незнакомы.

После этого открытия экспедиция Баренца, обогнув Новую Землю, достигла Карского моря. Опасаясь гибели среди льдов, экспедиция высадилась на берег и устроила зимовку на Новой Земле близ Ледяной Гавани. Первоначально зимовка проходила более-менее успешно, главным образом, из-за непререкаемого авторитета самого Баренца, сумевшего организовать выживание команды в суровых условиях Заполярья.

Однако зимой 1597 года сам Баренц заболел цингой, от которой так и не оправился. А в январе 1597 года зимовку голландцев завалило снегом по самую трубу, из-за чего они едва не замерзли и не задохнулись дымом.

Хотя к началу июня 1597 года Карское море освободилось ото льда, бухта, где стоял корабль, по-прежнему была во льдах. Зимовщики не стали ждать освобождения корабля - северное лето слишком короткое - и 14 июня 1597 предприняли отчаянную попытку добраться до Кольского полуострова на 2-х шлюпках. Хотя экспедиция достигла полуострова, сам Баренц скончался во время этого путешествия 20 июня 1597 года и похоронен на Новой Земле.

Однако само открытие Баренца быстро возымело практические последствия - уже с 1614 года в районе острова Медвежий голландская Северная Гренландская компания начала вести китобойный промысел. В XVII-XVIII вв. еках остров активно использовался в качестве промежуточной базы для скандинавских и русских промысловиков. Географическое, экономическое и военное значение острова впоследствии сделало его объектом территориальных споров.

Казалось, что им наступил конец, когда 16 февраля 1924 года полномочный представитель СССР в Норвегии в ноте министру иностранных дел Норвегии Мишле сообщил, что СССР признает суверенитет Норвегии над островом Медвежий.

Однако через 20 лет, 12 ноября 1944 года на переговорах между наркомом СССР Молотовым и норвежским министром иностранных дел Трюгве Ли советская сторона потребовала установить кондоминиум над Шпицбергеном, а остров Медвежий передать под суверенитет СССР.

Норвегия 9 апреля 1945 года предложила компромисс: заключить соглашение о совместной ответственности Норвегии и СССР за оборону Шпицбергена. Советское руководство на предложение не ответило, и дальнейшие переговоры по этому вопросу не велись.

Каравелла Виллема Баренца (наши дни)

28 сентября 2012 года из Архангельска стартовала экспедиция на архипелаг Новая Земля, с целью поиска останков корабля, на котором в 1596 году Виллем Баренц пытался пройти из Европы в Индию. Исследования планировалось провести еще осенью 2011 года, но в силу ряда причин мероприятие было перенесено.

Люди, способные посвятить всю свою жизнь одной цели, восхищают. Мечтою Баренца было – во что бы то ни стало найти Северо-Восточный морской проход из Европы в Китай и Индию. Ради этого он организовал три арктические экспедиции. Суровые испытания, насмешки скептиков, неудачи первых двух попыток не остановили Баренца. Голландское правительство отказалось спонсировать новый морской поход, и он заразил своей верой купцов и сумел найти соратников. В мае 1596 года на средства горожан была организована третья экспедиция. Первыми из европейцев Баренц и его команда достигли Новой земли, но не открытие новых островов было целью голландца, нужно было двигаться в Индокитай.

Каравелла попала в ледяной плен у северной оконечности Новой Земли в бухте, которую Баренц назвал «Ледяной Гаванью». Морякам пришлось построить на берегу зимовье и провести в нем 10 долгих месяцев. Когда команда решила возвращаться домой Баренц был тяжело болен и оставшиеся в живых голландцы вернулись домой уже без своего штурмана, который был для них и руководителем, и душой экспедиции.

Разве не удивительно, что человека, чья мечта оказалась несбыточной, спустя четыре столетия никто не считает неудачником. На родине его называют «Храбрейшим из голландцев» и имя его носит не только Баренцево море, но так же город на открытом им архипелаге Шпицберген и острова у западного побережья Новой Земли. Так платит история за преданность мечте.

В 2012 году мы ставили перед собой целью поиск килевой части корабля. Именно этот элемент позволит определить, каким был набор корпуса судна. Известно, что сделан он был из дуба, а дуб не портится в воде. Предположительно судно постепенно затонуло (там же, где и было оставлено Баренцем и его командой), и его останки более 400 лет похоронены под слоем грунта. Мы – мировое сообщество - знаем, как выглядела каравелла, но не знаем, как она была построена! Подъем частей корабля со дна моря позволит ученым реконструировать каравеллу, в практике европейской цивилизации такая возможность предоставляется впервые.

На предполагаемом месте гибели корабля неоднократно использовались приборы повышенной чувствительности, которые зафиксировали скопление цветных и черных металлов. Составлена карта с указанием аномалий. Анализ полученных результатов дает ученым основания предположить, что обнаружена днищевая часть каравеллы Баренца и затонувшие с ней пушки, такелаж и другое снаряжение.

Как и в прошлом году, экспедицию поддерживает Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!». Президент Фонда Юрий Неёлов придаёт огромное значение этому проекту и считает, что «труд этих увлеченных людей приумножит знания истории географических открытий на арктических территориях России, а их исследования будут уникальны для всего мирового сообщества. И успех данного проекта может привести к открытиям мирового уровня».

Можно долго рассказывать почему не получилось завершить начатое в прошлом году, - говорит руководитель проекта, Дмитрий Федорович Кравченко, - сразу совокупность факторов, это и финансовая составляющая, и время, и погодные условия, которые в Арктике имеют огромное значение. Мы получили бесценный опыт, которым дорожим! Сейчас экспедиция хорошо подготовлена, я уверен и в своих силах, и в силах команды. Наша задача найти останки каравеллы, определить их состояние, разработать методику подъема и консервации. Отработать технологию (безопасную для памятника) расчистки от наносного грунта и поднять артефакты подтверждающие, что мы имеем дело с каравеллой XVI века.”

Программа работ по поиску останков каравеллы Виллема Баренца была разработана совместно с Полярной комиссией ГО при АН СССР и утверждена на Президиуме Географического общества. Поисковые работы на месте гибели судна проводились в 1977, 1978, 1979, 1980, 1982, 1985, 1991, 1992, 1995, 2006, 2008 и 2009 годах.

Руководитель экспедиции: Дмитрий Федорович Кравченко

Вильям Баренц вовсе не был каким - то "одержимым" идеей. Он был - практичным человеком. А его родным Нидерландам был ПРОСТО НЕОБХОДИМ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ДЛЯТОРГОВЛИ, ТАК КАК ОНИ БЫЛИ БЛОКИРОВАНЫ БРИТАНИЕЙ, ТАКЖЕ ПРЕТЕНДУЮЩЕЙ НА "МОНОПОЛИЮ" НА ВОДНЫХ МИРОВЫХ ПРОСТОРАХ!

был и практичным, конечно, и все -таки и вдохновленным желанием найти морской путь для торговли. А проводить астрономические наблюдения, брать пробы грунта, замерять глубину его же тоже никто не заставлял? Значит было у человека желание - исследовать, узнавать, открывать.

о результатах экспедиции что-то не могу найти...

Продолжается научная экспедиция Русского географического общества (РГО), целью которой является поиск знаменитой каравеллы Виллема Баренца. Старт экспедиции был дан 29 сентября из Архангельска. Место поисков – архипелаг Новая земля, в районе рифовой зоны Ледяной гавани. Сегодня, 5 октября, в 16.00 (МСК) научно исследовательское судно «Алдан» бросило якорь в пункте назначения. Экспедиция приступила к работам. Инициатор и идейный вдохновитель экспедиции – Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников.
Экспедиция станет заключительным этапом работы команды Кравченко в Ледяной гавани - места, где в 1596 году голландская экспедиция под руководством шкипера Виллема Баренца провела самую сложную свою зимовку в попытке пройти Северным морским путём из Европы в Индию.
Уникальность археологической находки в том, что подъем со дна Карского моря частей затонувшего судна, позволит российским учёным впервые реконструировать каравеллу - корабль эпохи Великих географических открытий. По многочисленным гравюрам известно, как выглядели корабли XV-XVI веков, но точными сведениями об особенностях конструкции корпусов и технологии постройки кораблей, которые позволили человечеству познать весь земной шар, современная историческая наука почти не обладает.
Руководитель экспедиции остановил свой выбор на НИС «Алдан», которое было для нужд ученых преобразовано ЗАО «Белфрахт» из рыболовного судна в настоящую научную лабораторию. Администрация национального парка «Русская Арктика», на территории которого, у берегов мыса Спорый Наволок (о.Северный, Новая Земля), предположительно и находятся останки корабля голландцев оказывает содействие в проведении исследований.
За неделю работы в рифовой зоне Ледяной гавани ученые планируют обнаружить останки каравеллы с помощью высокоточной аппаратуры, расчистить их от наносного грунта, провести обмеры и фиксации днищевой части корпуса, определить степени его сохранности и методики подъема и консервации. Возможно им удастся поднять части судового снаряжения - пушки, якорей, судовые рынды, обеспечивая их сохранность. Все найденные артефакты будут переданы в музеи страны.
В составе экспедиции профессионалы высокого класса – геофизики, археологи. Техническую часть работы по подъему останков судна Баренца взяла на себя водолазная бригада из Северодвинска, специализирующееся на подводных и водолазных работах любой степени сложности. Все исследования и работы будут фиксироваться фото-видео группой. Корреспондент телеканала Регион-Тюмень Игорь Емельянов уже передает свои репортажи коллегам через спутниковую систему Гонец, обеспечивающую беспрерывную связь с командой Кравченко.

Экспедицию финансирует Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!». Президент Фонда Юрий Неёлов придаёт огромное значение этому проекту и считает, что «труд этих увлеченных людей приумножит знания истории географических открытий на арктических территориях России, а их исследования будут уникальны для всего мирового сообщества. И успех данного проекта может привести к открытиям мирового уровня».

Предновогоднее сообщение от Дмитрия Кравченко
31.12.2012

Друзья! Прошло достаточно много времени после окончания нашей работы на Новой Земле. И хотя исследование образцов и составление градиентных карт еще не закончено, уже сейчас многое можно "разложить по полочкам".

Ежегодно, в течение более пятидесяти лет я участвую в экспедициях по исследованию исторических памятников в Арктике. На основании накопленного опыта, могу сказать, что экспедиция 2012 года по нескольким факторам значительно отличается от предыдущих работ:

Прежде всего, у нас никогда не было столь надежного «тыла». Айгуль Бакиева, Маша Смолянинова и Володя Климко еще в подготовительный период самостоятельно решали массу вопросов по поиску инвесторов, приобретению и аренде необходимых приборов, материалов, инструментов, продуктов, снаряжения, всего - без чего немыслимы работа в Арктике. Позже они обеспечили надежный, такой необходимый, ежедневный обмен информацией между работающими на Новой Земле и материком. Благодаря их настойчивым стараниям удалось продлить срок фрахта судна судна и работы экспедиции еще на 7 суток.

Впервые работа проходила в столь комфортных для участников условиях. В основном это заслуга Вице президента Русского географического обществ Артура Николаевича Челенгарова, который поддерживал экспедицию в самые критические моменты и "Фонда поддержки северным и арктическим территориям "Север Наш"- генерального инвестора проекта, который финансировал и приобретение оборудования, и фрахт НИС "Алдан", нашего
базового судна,

Впервые исследования проводились при столь сложных погодных условиях. При планировании сроков работы, я обычно рассчитываю, что на один день хорошей погоды (при которой возможно проводить исследования в море) приходится 2-3 дня штормовых. Мы же столкнулись с еще более "жестким" графиком. На день работы в нормальных условиях, пришлось 5 дней штормовых.

Впервые, я наблюдал столь слаженную и напряженную работу всего коллектива экспедиции. А ведь многие из нас впервые оказались в высоких широтах Арктики. Если прибегнуть к "школьным" оценкам, то всем, без исключения, обосновано можно ставить 5+. Все работали почти на пределе возможностей. Кстати, это в значительной степени стало возможным из-за четкой и надежной работы инспекторов НП «Русская Арктика», осуществлявших охрану от нападения белых медведей.

Также обосновано, я считаю необходимым отметить работу режиссера-оператора Веронике Соловьевой. Хрупкую женщину, с камерой в руках, можно было видеть везде, где проходила работа. Иногда казалось, что она одновременно снимает в разных местах и в самые ответственные моменты. За все время работы я не слышал не единой жалобы от нее. Все нагрузки, которые и опытные то мужики принимали с напряжением, она переносила просто и незаметно. Среди массы фотографий по работам экспедиции, легко выделить сделанные рукой Вероники. Они талантливы и профессиональны.

Теперь нужно поговорить о результатах...

Сжатые сроки фрахта базового судна и крайне неблагоприятные погодные условия все же не смогли помешать нам, выполнить большую часть из намеченных исследований. Нам удалось просканировать предполагаемое место гибели каравеллы голландской экспедиции 1596-97 годов, площадь акватории между первым и вторым рифами. Наиболее интересны итоги последнего дня работы экспедиции. На урезе воды, у основания первого рифа были обнаружены 6 фрагментов корабельного корпуса. Из них 3 фрагмента шпангоутов, которые имели отрицательную плавучесть и быстрее всего принадлежали днищевой части набора корпуса. Место, где они были обнаружены, неоднократно проверялось, в том числе и при картографировании береговой черты, но никаких частей корпуса до этого обнаружено не было. Вероятно всего, их выбросило волнами накануне, во время шторма, когда скорость ветра от NE достигала 25-30 м/сек.

Следует отметить, что среди многочисленных фрагментов корабельного корпуса, обнаруженных в период с 1978 по 2009 года, все элементы принадлежали к надводной части корпуса и имели положительную плавучесть. Такие фрагменты могли быть занесены течением на весьма отдаленные участки побережья. Части корпуса с отрицательной плавучестью могут быть выброшены на берег, как правило, поблизости от места нахождения затонувшего корабля.
Напряженно, несмотря ни на какие погодные условия, ежедневно шли работы по восстановлению "Behouden Huys" - зимовья голландской экспедиции, уникального архитектурного памятника ХYI века.

Когда дается оценка, какой либо работы, необходимо говорить как о ее результатах, так и об допущенных ошибках. Без такого подхода "результаты" выглядят сомнительно...
К сожалению, из-за поломки магнитометра, остались недостаточно проверенны 4 из 7 точек, в которых в 2009 году были зафиксированы высокие показатели напряженности магнитного поля. Целесообразно дублировать основные приборы, в этом случае поломка одного из них не приводит к срыву исследований.

Практика исследований в 2012 году показала, что использование гидролокатора бокового обзора на территории рифа малоэффективно. Наносной грунт так «укрывает» не крупные, тяжелые объекты (пушки, якоря, судовое снаряжение..), что для гидролокатора они становятся не различимы. В этих условиях более целесообразно применение гидролокатора- профилографа, который может «показать», что скрывается под наносами.

В штурманской практике, особенно в морской, есть такое незыблемое правило: считать себя всегда ближе к опасности. Рассчитывать на "везение"
не осмотрительно. Сроки работы должны рассматриваться со значительным запасом "прочности". Для наших работ они должны быть увеличены в 2-3 раза.
Экспедиция 2012 закончена. Нас с вами ждут работы в 2013 году.

С Новым Годом дорогие друзья "однополчане"! Желаю вам здоровья, успехов и Удачи!

Искреннее ваш Дмитрий Кравченко.

Виллем Баренц (Willem Barentsz) – нидерландский путешественник, покоритель морских просторов и естествоиспытатель.

Виллем Баренц появился на свет предположительно в 1550 году на острове Терсхеллинг (Terschelling), расположенном немного к северу от побережья Нидерландов.

Место рождения и имена родителей неизвестны . Привычная фамилия Баренц на самом деле фамилией не является: она обозначает «сын Баренца», то есть является отчеством. Так как точная дата рождения этого великого человека неизвестна, то можно утверждать, что был он самого незнатного происхождения.

Фамилия же была установлена в 2011 году исследователем Люком Кооймансом (Lucas Kooijmans) по путевым дневникам Баренца – Виллем Баренц ван дер Схеллинг (Willem Barents van der Schelling). Интересно, что в источниках XVI-XVII такая фамилия не попадалась.

Профессия

Известно, что Баренц уже взрослым переехал в Амстердам и стал его гражданином. Есть сведения о том, в Амстердаме он обучался в школе навигации и картографии, которой руководил Петер Планциус (Petrus Plancius).

Баренц приобрел профессию составителя географических карт . Вместе с Планциусом они отправились в морское путешествие к испанским и итальянским берегам.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

Одна из значительных работ Баренца, выполненная в этом морском походе, – атлас Средиземного моря, разработанный сообща с учителем. Атлас замечателен тем, что появился как результат исследований, проведенных в путешествии по средиземноморскому бассейну. После этого плавания Баренцу было присвоено звание штурмана. Об этом свидетельствует диплом, находящийся в Музее Баренца в Амстердаме.

Экспедиции

Баренц известен благодаря его длительным и опасным экспедициям в арктические районы земного шара, преследовавшим практическую цель – поиск короткого пути в Китай и Восточную Индию, минуя берега Испании, контролировавшей торговые пути в Атлантическом океане.

В удаче похода Баренц был уверен вслед за своим учителем Планциусом. Путешественник верил, что северная ледяная пустыня может растаять под воздействием солнечных лучей, освещавших Арктику во время полярного дня, и путь в страну дивных пряностей откроется.

В первую экспедицию, снаряженную именно Планциусом, Баренц отправляется из Амстердама (Amsterdam) в 1594 году. Плавание было организовано на средства государства и богатых торговцев, заинтересованных в расширении географии торговых путей. Возглавлял экспедицию из 4-х кораблей адмирал Корнелиус Ней.

В ходе плавания Баренц дошел до Новой Земли (Nieuw Land), попытался обогнуть ее с северной стороны, но, достигнув ее северной оконечности (Ледяной мыс, мыс Карлссена), экспедиция вернулась на родину. Во время плавания моряки много общались с племенами поморов, расспрашивали их о природе края и климате, все сведения подробно записывались в бортовые журналы.

Баренц записывал данные о глубине морей и проливов, о направлениях ветров и перемене погоды, о рельефе берегов и островов, о флоре и фауне, об обычаях местных народностей.

В ходе путешествия голландцы встретились с белым медведем и устроили на него охоту, увидели и описали моржей, арктических китов, были окружены группой айсбергов, но благополучно спаслись из ледяного плена. Они наблюдали за обычаями жителей арктических побережий, оставили описания коренных народностей, их лодок, способа хранения продуктов и захоронений.

Совершенно уникальным является сделанное голландцами описание языческого святилища ненецких племен, обнаруженного экспедицией на острове Вайгач (Vaygach). Деревянные и каменные изваяния покрывали остров, который называли колыбелью ненецких богов. После этого святилище было разрушено во время крещения коренных народностей Крайнего Севера в начале XIX века, и это свидетельство осталось единственным.

Через год, в 1595 году, была снаряжена вторая экспедиция, включавшая 7 хорошо оснащенных кораблей . Такое количество объяснялось тем, что на корабли нагрузили товары для обмена с жителями Индии и Китая, во встрече с которыми голландские путешественники не сомневались. Путь прокладывался через пролив, называющийся сейчас Югорский Шар (Yugorsky Shar), – пролив, разделяющий сибирские берега и остров Вайгач. Но Баренца снова ждала неудача: когда корабли подошли к входу в пролив, он был скован крепким многометровым льдом.

Экспедиция была неудачной и потому, что многие моряки погибли от неизвестной болезни, а по возвращении на родину путешественники узнали, что правительство больше не собирается финансировать рискованные проекты.

В 1596 году была снаряжена третья по счету экспедиция из 2-х кораблей , и Баренц отправился в поход всего-навсего штурманом.

Благодаря этому путешествию на карту был нанесен Медвежий Остров (Bereneiland), входящий в состав архипелага Шпицберген (Spitsbergen) и многие другие объекты. На этот раз Новую Землю удалось обогнуть и войти в бассейн Карского моря (De Kara zee). Во время этого странствия было составлено точнейшее описание береговой линии Новой Земли.

В целях безопасности команда под предводительством Баренца высадилась на Новую Землю и остановилась там для зимовки. Это была первая в истории Арктики зимовка. Зимовщики выстроили себе из выброшенной на берег древесины и частей палубы своего корабля жилище, отапливаемое огнем в очаге. Продовольственных запасов было достаточно. Моряки охотились на песцов, белых медведей, шили из шкур теплую одежду, диковинные пушистые шапки.

Баренц заботился о сохранении здоровья команды: моряки принимали ванны, занимались физической культурой, правильно питались.
Однако цинга настигла самого Баренца.

Зимовка длилась всю полярную ночь, бывали жестокие морозы, сильные снегопады, угрожавшие всей команде гибелью, постоянные нападения белых медведей. Как только Карское море начало освобождаться от ледяного панциря, экспедиция окончила зимовку и отправилась в путь на построенных из остатков корабля 2-х шлюпках к берегу Кольского полуострова (Het Schiereiland Kola). Плавание было успешным, но во время него умер капитан Баренц, и его пришлось похоронить на Новой Земле. Моряки вернулись на родину и рассказали о своем тяжелом походе.

Могила Баренца и умершего с ним в один день слуги неизвестна . В записках спутников говорилось, что Баренц был похоронен в ледяной могиле. В память о герое-первопроходце его земляками, прошедшими весь маршрут славного штурмана, в 1879 году были установлены две памятные мраморные плиты.

После этой экспедиции, так и не проложившей дорогу в Восточную Индию, поиски северного пути в волшебную страну специй и слоновой кости прекратились. В память о славном моряке и исследователе Виллеме Баренце было названо море.

Материалы, которые экспедиция привезла в Голландию, легли в основу точных карт, стали фундаментом научных описаний природы северных широт.

По следам Баренца

Путь Баренца и его команды пыталась повторить не одна команда отважных путешественников.

В 1871 году, через 274 года после последнего похода Баренца, норвежец Эллинг Карлсен (Elling Carlsen) отправился к Новой Земле и нашел «законсервированное» подо льдами жилище, построенное во время зимовки команды Баренца. В зимовье были обнаружены личные вещи моряков XVI века:

  • Навигационные инструменты;
  • Кухонная утварь;
  • Деньги из меди;
  • Часы на стену;
  • Деревянные башмаки членов команды;
  • Оружие (мушкеты, протазаны, алебарды) и др.

Именно Эллингом Карлсеном был обнаружен путевой дневник Баренца и заметки его спутника о тяготах похода. Найденные вещи и документы, рассказывающие о третьей экспедиции Баренца, находятся в Музее Баренца в Амстердаме (Het Museum Van De Barents).

Через несколько лет по следам Баренца отправилась группа моряков под руководством исследователя Гардинера (Gardiner) из Англии, но после «расконсервации» от зимовья практически ничего не осталось.

В 1933 году российские моряки также прошли дорогой Баренца и смогли осмотреть основание сруба знаменитого зимовья.

В 1980 г. исследователи во главе с Д. Ф. Кравченко обнаружили фрагменты корабля Баренца. Именно Баренц и его экспедиции были первыми в истории исследования русской Арктики . Голландские путешественники составили карты Карского и Баренцева морей, собрали точные сведения об их глубине.

Жизнь исследователя северных широт сейчас называют подвигом. Баренц не преследовал личных целей, не мечтал о славе, выгоде и богатстве. Его жизнь – стремление открыть человечеству новые пути, новые горизонты, новые возможности. Сила духа и сила ума, величайший организаторский талант и вера в силу человеческих способностей помогли Баренцу пройти свой славный путь и стать примером для последующих поколений.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Сегодня мы решили вспомнить людей, в честь которых были названы моря в Северном Ледовитом океане и их окрестностях, а также разобраться, чем еще они были знамениты.

Виллем Баренц

Голландский мореплаватель и исследователь.


Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

Именем Виллема Баренца названо Баренцево море


Три раза (1594, 1595, 1596—1597 гг.) Баренц отправлялся в путешествие в поисках Северо-Восточного прохода из Европы в Азию. Во время первых двух экспедиций достиг архипелага Новая Земля. В ходе третьей обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли; корабль при этом оказался затёрт во льдах. После арктической зимовки команда отплыла на материк, погрузившись в две шлюпки.


Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами, в 1596 году


За время своих путешествий Баренц совершил столь значительные географические открытия и составил такие точные карты, что поныне остается одним из крупнейших исследователей Арктики. Метеорологические данные, собранные им, до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.

Витус Беринг

Именем Беринга названы остров, Берингов пролив ( пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами ) и Берингово море (на севере Тихого океана ), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга.

Именем Витуса Беринга названы пролив и море, а также Командорские острова

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив ).

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова ). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.


Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.


Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.

Море Лаптевых было названо в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых


С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Сэр Фрэнсис Бофорт

В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.


Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.

Сэр Френсис Бофорт был избран членом Ирландской королевской академии


С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.

Море Линкольна

Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.


Роберт Тодд Линкольн (слева) и Адольфусом Вашингтоном Гриль (справа)

Море Линкольна было названо сына Авраама Линкольна


Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.

Уильям Баффин

Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.


Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта

О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.

В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.


После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.

Кандидат биологических наук Николай Вехов.

Так выглядит ледниковый покров на архипелаге Новая Земля.

В первые я оказался на Новой Земле в 1994 году и в общей сложности провёл там пять экспедиционных сезонов в составе комплексной экспедиции Научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Это было время интереснейшей работы и незабываемых впечатлений. На гидрографических судах мы обошли весь архипелаг, побывали в самой северной и в самой южной его точках. На вездеходах совершили 1000-километровый круговой маршрут по Южному острову, видели моржовые лежбища и птичьи базары на Оранских островах, льды в проливе Маточкин Шар и многометровой толщины языки ледников в Русской Гавани. Мы изучали природные комплексы островов, а ещё искали могилу знаменитого командора Виллема Баренца, который вместе с другими голландскими мореплавателями открыл Новую Землю в конце XVI века.

История освоения островов

Согласно преданиям, ещё в ХII-ХIII веках архипелаг посещали русские зверобои из Поморья и низовий Печоры. На Новой Земле располагались их промысловые угодья, за что в старину её называли «Маточкой», подчёркивая тем самым, что эти острова их основная кормилица. Увы, истории не известно ни одного документа, упоминающего об отважных первооткрывателях архипелага. Легенды о былых промысловых экспедициях сохранились лишь в устном творчестве поморов.

Фрагмент карты
первой экспедиции
В. Баренца,
составленной
Яном Гюйгеном
ван Линсхотеном.
1601 год.

Географическое открытие Новой Земли, подтверждённое картами, дневниковыми документами и написанными позже красочными гравюрами, совершили голландские моряки в ходе трёх экспедиций 1594, 1595 и 1596- 1597 годов, возглавляемых выдающимся мореплавателем Виллемом Баренцом (1550-1597). Главной целью этих походов было стремление проложить торговый путь в страны Юго-Восточной Азии через арктические моря.

Во второй половине XVI века Нидерланды (Голландия), освободившись от испанского владычества, стали независимым государством и постепенно заняли одно из первых мест среди ведущих морских держав. Молодая федеративная республика стремилась установить надёжные торговые связи с Китаем и Индией, богатыми пряностями, шелками, чаем, благовониями, товарами местных ремесленников, слоновой костью, золотом, драгоценными камнями. Добраться туда через Атлантический, Тихий и Индийский океаны голландцы не могли - все морские пути были в руках англичан, португальцев и испанцев, грабивших торговые суда. Правительство Нидерландов при поддержке богатых купцов решило искать другой путь - через Север Европы и Азии по ледовым морям. Совместными усилиями они собрали достаточную сумму, чтобы снарядить первую арктическую экспедицию.

Весной 1594 года в плавание отправились четыре корабля - «Лебедь» из Зееланда, «Меркурий» из Энкхёйзена, «Посланник» и небольшая яхта из Амстердама. Экспедицию возглавляли адмиралы флота Корнелис Нэй, Брант Эйсбранц и шкипер Виллем Баренц, которого впоследствии мореплаватели назвали «храбрейшим из голландцев и шкипером эпохи».

Обогнув Скандинавский полуостров, суда разошлись по разным маршрутам. «Лебедь» и «Посланник» поплыли к проливу Югорский Шар, но, дойдя до пролива, столкнулись со сплошными льдами и повернули назад. «Меркурий» же, ведомый шкипером Виллемом Баренцом, направился в сторону Новой Земли и к июлю достиг северной оконечности архипелага. На широте около 76 о они открыли остров, названный ими островом Вильгельма. Здесь произошла их первая встреча с белым медведем. Раньше европейцы видели только бурых медведей, а тут такой же, но белый! Моряки решили поймать его и отвезти в Амстердам, чтобы показать правителю страны принцу Морицу Оранскому и жителям города.

Первая встреча голландских моряков с белым медведем. Гравюра из первого издания дневника Геррита де Веера. Амстердам, 1598 год.

Охота на диковинного зверя чуть было не закончилась для моряков трагически. Летописцы голландских экспедиций в Арктику Геррит де Веер и Ян Гюйген ван Линсхотен зафиксировали это событие в подробностях. Зверя хотели поймать петлёй, но хищник длиной почти три метра оказался проворным и поплыл. Тогда моряки выстрелили в него. Тем не менее раненый зверь показал силу, «небывалую ни у льва, ни у другого дикого зверя: простреленный пулей, он всё же встал и, прыгнув в воду, поплыл; моряки, усиленно гребя вёслами, преследовали его...» Но медведь оказался настолько силён, что взять его живым не было никакой возможности. Охотники сочли за счастье довольствоваться его шкурой.

13 июля судно Баренца поднялось до широты 77 о 30´. Здесь море было почти полностью сковано льдами, но кое-где удавалось найти небольшие разводья, и судно медленно шло на восток. 31 июля корабль подошёл к группе неизвестных небольших островов, которые в честь правителя страны назвали Оранскими.

На вновь открытых островах взору голландцев предстало новое «диво» - по песку под лучами неяркого арктического солнца катались огромные морские звери с двумя клыками. Вот что написал о них Геррит де Веер: «Эти морские чудовища гораздо больше быков, живут в море, кожу имеют наподобие тюленей, с коротким волосом, пасть их подобна львиной; они держатся по большей части на льду, имеют четыре лапы и лишены ушей… Если промышленники случайно застанут их на ледяных глыбах с детёнышами, то моржи бросают их в воду, потом спрыгивают в воду сами, подхватывают детёнышей лапами и, то погружаясь, то всплывая, ускользают… Именно морж чуть не вонзил зубы в корму лодки, стремясь притянуть её к себе, но наши подняли крик, и он в испуге удалился, подхватив опять своих детёнышей…»

Оранские острова стали самой северной точкой, куда добралась первая экспедиция. Плыть дальше моряки отказались, и суда двинулись вдоль западного берега архипелага на юг. Последний залив Южного острова, куда заходил «Меркурий», был назван бухтой Цветов (на современных картах - это залив Чёрный). На побережье голландцы впервые обнаружили следы пребывания русских. Недалеко от берега они увидели крест и три избы. Это было промысловое становище. Осматривая его, моряки нашли разрушенную лóдью, несколько захоронений и тщательно спрятанные шесть мешков муки. Так на карте архипелага появился мыс Мучной.

На обратном пути команда Баренца обследовала около 300 км побережья Новой Земли, затем суда экспедиции встретились и вместе отправились в Амстердам. Близ побережья острова Вайгач экипажи судов увидели кита. Животное было относительно небольшое, всего 34 фута. Помятуя рассказы промысловиков с Печоры о том, как те ловили китов, голландцы устроили на него охоту - загнали на мелководье и убили гарпунами. По примеру русских моряки натопили из туши кита 20 бочек жира и убедились, что китоловство в Арктике не только возможное, но и очень выгодное занятие.

Корабль Виллема Баренца пробивается сквозь льды у берегов Новой Земли. Гравюра из первого издания дневника Геррита де Веера. Амстердам, 1598 год.

В следующем, 1595 году голландцы отправили в Арктику вторую экспедицию, которую снаряжали с большим размахом; на сей раз флотилия состояла из семи судов. Но удача отвернулась от мореплавателей. На пути вдоль Скандинавии корабли Баренца и ван Линсхотена столкнулись, и четверо моряков утонули. Вскоре по неизвестной причине погибла ещё часть команды. Несколько раз экипажи подвергались нападениям белых медведей. В районе Югорского Шара льды стали сплошными и непроходимыми, паруса замёрзли. 15 сентября флотилия была вынуждена повернуть назад.

Неудачная экспедиция 1595 года разочаровала голландских купцов и правительство, которые рассчитывали на успех. Они отказались поддерживать дальнейшие поиски морского пути в Юго-Восточную Азию с севера вокруг Евразии. Для третьего, последнего, плавания удалось собрать гораздо меньшую сумму, которой хватило на оснащение всего двух кораблей. Одним из судов, где штурманом был Виллем Баренц, командовал капитан Якоб ван Гемскерк, другим - Ян Корнелиус Рейп, однако фактическим руководителем экспедиции стал Баренц. Экипаж ведомого им судна состоял из 17 человек. Именно они впоследствии вошли в историю Арктики как первые зимовщики.