Артиллерийская разведка. Батарея управления и артиллерийской разведки

Звукометрия является хорошим средством разведки, но область действия ее ограничена. Она не может находить те не наблюдаемые с земли цели, которые не выдают себя звуками выстрелов, например, батареи, не ведущие огня, штабы, колонны войск в тылу и многие другие глубоко расположенные цели. {262}

Во всех этих случаях на помощь артиллерии приходят средства воздушной разведки - самолеты и привязные аэростаты наблюдения.

Рис. 234 дает наглядное представление о сравнительных возможностях наземного наблюдения, а также наблюдения с аэростата и с самолета. Что недоступно одному, - доступно другому, что недоступно другому,- доступно третьему.

Привязной аэростат - в сущности обычный наблюдательный пункт, но только поднятый на большую высоту. В корзине аэростата можно устроиться вполне удобно, взяв с собой все приборы, необходимые для стрельбы и наблюдения.

С аэростата удается увидеть многое из того, что для наземного наблюдателя скрыто в складках местности и за местными предметами. Перед наблюдателем, находящимся на аэростате, открывается очень большой кругозор. С аэростата можно определить не только направление на стреляющую батарею, но достаточно точно и место ее расположения.

Аэростатом удобно пользоваться в тихую погоду. При сильном ветре он раскачивается из стороны в сторону и это мешает наблюдению.

Чтобы обеспечить успешную работу аэростата в бою, необходимо охранять его от вражеских самолетов и от огня дальнобойной артиллерии, {263} для которых он является заманчивой и сравнительно легко уничтожаемой целью.

Самолет - наиболее удобное и надежное воздушное средство разведки. С его помощью можно наблюдать с очень большой высоты, можно отправиться в глубокий тыл противника и проникнуть в тайны его расположения. У самолета для выполнения этой задачи есть два способа: разведка наблюдением и фотографирование. И первый, и второй способы решают в сущности одну и ту же задачу: обнаружить цель, не видимую с наземных наблюдательных пунктов, и определить ее положение на карте или планшете. Наиболее точное решение этой задачи дает фоторазведка. Поэтому разведка наблюдением с самолета обычно сопровождается фотографированием района, где обнаружены цели.

Фотоснимок, сделанный с самолета (рис. 235), дает возможность разыскать даже те цели, которые при современном состоянии маскировки не могут быть обнаружены наблюдением. А главное, имея такой фотоснимок, можно определить положение цели относительно местных предметов, зафиксированных на фотоснимке, и точно нанести эту цель на карту, что при наблюдении можно сделать лишь приближенно.

Заснятые с самолета фотопленки сбрасываются на парашютах на установленные для этого приемные пункты артиллерии, оттуда они передаются в специальные фотолаборатории для немедленного проявления. После этого они подвергаются дешифрированию, то-есть их тщательно изучают и выявляют на них все заснятые объекты - местные предметы и цели. {264}

Нельзя, однако, думать, что полеты авиации над территорией, занятой противником, совершать очень просто. Противник всегда применяет многочисленные и сильные средства противовоздушной обороны (ПВО), ятобы воспрепятствовать наблюдению и фотографированию цели прямо сверху. Но с самолетов можно иногда с успехом наблюдать цели и летая над своим расположением под защитой своих средств ПВО.

В Великой Отечественной войне все рассмотренные нами способы разведки имели широкое применение.

В связи с развитием техники и позднейшими исследованиями в области физики в минувшую войну на полях сражений появились и другие виды разведки, как, например, наблюдение и фотографирование в инфракрасных лучах, а также обнаружение целей при помощи радиолокационных средств.

Использование инфракрасных лучей для наблюдения открывает большие возможности в этом деле: человек приобретает способность видеть сквозь облака, ночью, в туман. Таким образом, разведка наблюдением становится возможной даже при тех условиях, при которых обычные средства для этого применить нельзя.

Как известно из физики, инфракрасные лучи в спектре солнечного луча (разложенного на составные части) занимают определенное место - за пределами видимого спектра, рядом с красными лучами; они изображаются в виде темной полосы. Эти невидимые лучи обладают свойством проникать даже через насыщенную водяными парами атмосферу (сквозь туман). При помощи прожектора инфракрасные лучи, незаметные для глаза, могут быть направлены на какой либо объект, от которого эти лучи отражаются. Для улавливания невидимых отраженных лучей служит оптический прибор особого устройства. В этом приборе имеются объектив, окуляр и так называемый электронно-оптический преобразователь с экраном (рис. 236). Пройдя через объектив и преобразователь, {265} лучи попадают на светящийся экран, на котором и получается четкое изображение объекта. Это изображение рассматривается через окуляр.

Использование радиолокационных средств дает возможность при помощи радиоволн обнаруживать ненаблюдаемые цели, находящиеся в воздухе, на воде и на земле, и определять их местоположение. О том, как производится такая разведка, вы узнаете при чтении главы тринадцатой.

Итак, вы ознакомились со многими способами разведки, которые применяются для отыскания целей.

Какой же из этих способов является самым лучшим?

Было бы ошибкой, если бы вы, отвечая на этот вопрос, выбрали какой-нибудь один способ разведки и сказали, что он самый лучший.

Надо заметить, что ни один из перечисленных способов разведки в отдельности не может обеспечить получение исчерпывающих сведений о противнике. В боевой обстановке должны использоваться все способы артиллерийской разведки, которые применимы в данных условиях, и, кроме того, должны всегда учитываться и те данные о противнике, которые добыты разведкой других родов войск. Только при этом условии можно рассчитывать на то, что наиболее важные цели для артиллерии будут разысканы.

Аэрофотоснимок, 1889 год.

Авиационная фотографическая съёмка с французского самолёта, 1916 год.

Воздушная разведка (авиационная разведка, авиаразведка) - один из видов военной разведки , проводимой с воздуха, с (при помощи) летательных аппаратов .

История

Тактическая воздушная разведка ведется в интересах командования соединений и частей видов вооруженных сил и родов войск с целью обеспечения их разведывательными данными, необходимыми для организации и ведения боя. Основные усилия тактической воздушной разведки сосредоточиваются на объектах, находящихся на поле боя и в тактической глубине.

Основными способами ведения воздушной разведки являются:

  • визуальное наблюдение,
  • аэрофоторазведка и
  • разведка с помощью радиоэлектронных средств.

Выбор способа ведения воздушной разведки зависит от выполняемой задачи, типа ЛА и его разведывательного оборудования, противодействия противника, времени суток и метеорологических условий.

Визуальное наблюдение осуществляется невооруженным глазом или с помощью оптических приборов . Оно позволяет быстро обследовать большие районы, получить общие данные о группировке и действия противника, об объектах, изучить местность и погоду, немедленно обобщить и передать добытые разведывательные данные с борта ЛА командованию.

Аэрофоторазведка выполняется с помощью дневных и ночных аэрофотоаппаратов (плановых, перспективных, панорамных). Она обеспечивает получение наиболее полных, достоверных и точных данных о войсках противника, объектах и местности.

Воздушная разведка с помощью радиоэлектронных средств делится на

  • радио-,
  • радиотехническую,
  • радиолокационную,
  • телевизионную.

Для радиоразведки используются самолетные радиоприемные устройства , позволяющие раскрывать содержание радиопередач противника, определять состав и дислокацию его сил, получать данные об их деятельности и намерениях.

При радиотехнической разведке применяются приемо-пеленгационных устройства, позволяющие определять основные технические параметры работы средств радиолокации и радиотелеуправления противника, а также их местонахождение. Она может вестись в любых метеорологических условиях днем и ночью.

Радиолокационная разведка выполняется с помощью самолетных РЛС , которые позволяют обнаруживать объекты, контрастные в радиолокационном отношении, получать фотоснимки радиолокационных изображений объектов и местности, раскрывать меры противника по радиолокационной маскировке.

Телевизионная разведка осуществляется с помощью телевизионных систем, имеющих в своем составе самолетную передающую и наземную приемную станции, которые позволяют наблюдать за объектами и действиями войск противника и своих войск. Многие страны внедряют также

ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА , один из видов военной разведки. Ведётся частями развед. авиации, развед. подразделениями авиац. соединений, всеми экипажами, выполняющими боевые задания, а также беспилотными летательными аппаратами (самолёты, автоматические аэростаты и др.) с целью получения данных о пр-ке (объектах, силах и средствах, местности и т. д.), необходимых для успешного ведения военных действий всеми видами вооруж. сил и родами войск. Первыми летат. аппаратами (ЛА), к-рыо в кон. 50-х гг. 19 в. были использованы для ведения В. р., были аэростаты. В нач. 20 в. для В. р. стали широко применяться самолёты.

В России 1-й опыт В . р. с самолётов получен на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского воен. округов в 1911. В 1912-13 в 1-й Балканской войне рус. авиац. отряд под командованием капитана Щетинина, действовавший на стороне Болгарии, выполнял задачи В. р. с фотографированием крепостных и полевых сооружений.

Как самостоят, вид разведки (см . Разведка военная) В. р. оформилась во время 1-й мировой войны. В годы Великой Отечеств, войны 12% самолёто-вылетов сов. авиация совершила в целях В. р. С увеличением размаха воен. действий интенсивность В. р. возрастала. В 1941 кол-во самолёто-вылетов на В. р. составило 9,2%, в 1944 оно увеличилось до 15%. В. р. не только добывала данные о пр-ке, но дополняла и документально уточняла данные др. видов разведки.

В условиях быстро меняющейся обстановки В . р. часто являлась единств, средством добывания данных о пр-ке для общевойскового и авиац. командования. Напр., зимой 1942/43 только В. р. смогла своевременно вскрыть переброску с Сев. Кавказа 2 нем. -фаш. танковых дивизий в р-н Ко-тельниково для деблокады войск, окружённых под Сталинградом. При подготовке Вис-ло-Одерской операции 1945 В. р. обнаружила за р. Висла 7 подготовл. оборонит, полос пр-ка, эшелонированных на глубину до 500 км, и 6 противотанковых рвов.

В вооруж. силах большинства стран осн. средствами В. р. являются пилотируемые и беспилотные самолёты-разведчики. Они способны быстро выходить к объектам разведки, расположенным на значительном удалении, просматривать в короткие сроки обширные пространства, добывать достоверные развед. данные о пр-ке и оперативно доставлять их командованию (в т. ч. путём передачи с борта самолёта). В целях наиболее полного и своевременного обеспечения боевых действий В. р. должна постоянно взаимодействовать с др. видами разведки.

В . р. подразделяется на стратегическую, оперативную и тактическую. Стратегическая В. р. ведётся в целях обеспечения главного командования необходимыми развед. данными о стратег, объектах пр-ка, расположенных в его глубоком тылу. Оперативная В. р. выполняется в интересах командования объединений (соединений) видов вооруж. сил и родов войск с целью получения развед. данных, необходимых для подготовки и ведения фронтовых и армейских операций, а также операций, проводимых флотами и ВВС.

Такт . В. р. ведётся в интересах командования соединений и частей видов вооруж. сил и родов войск с целью обеспечения их развед. данными, необходимыми для организации и ведения боя. Осн. усилия такт. В. р. сосредоточиваются на объектах, находящихся на поле боя и в такт, глубине.

Осн . способами ведения В. р. являются: визуальное наблюдение, аэрофоторазведка и разведка с помощью радиоэлектронных средств. Выбор способа ведения В. р. зависит от выполняемой задачи, типа ЛА и его развед. оборудования, противодействия пр-ка, времени суток и метеорологич. условий. Визуальное наблюдение осуществляется нево-оруж. глазом или с помощью оптич. приборов.

Оно позволяет быстро обследовать большие р-ны, получить общие данные о группировке и действиях пр-ка, об объектах, местности и погоде, немедленно обобщить и передать добытые развед. данные с борта ЛА командованию. Аэрофоторазведка выполняется с помощью дневных и ночных аэрофотоаппаратов (плановых, перспективных, панорамных). Она обеспечивает получение наиболее полных, достоверных н точных данных о войсках пр-ка, объектах и местности. В. р. с помощью радиоэлектронных средств делится на радио-, радиотехническую, радиолокац. и телевизионную.

Для радиоразведки используются самолётные радиоприёмные устройства, дающие возможность вскрывать содержание радиопередач пр-ка, определять состав и дислокацию его сил, получать данные об их деятельности и намерениях . При радиотехн. разведке применяются приёмо-пеленгац. устройства, позволяющие определять осн. техн. параметры работы средств радиолокации и радиотелеуправления пр-ка, а также их местонахождение.

Она может вестись в любых метеорологич. условиях днём и ночью. Радиолокац. разведка выполняется с помощью самолётных РЛС, которые позволяют обнаруживать объекты, контрастные в радиолокац. отношении, получать фотоснимки радиолокац. изображений объектов и местности, вскрывать мероприятия пр-ка по радиолокац. маскировке. Телевиз. разведка осуществляется с помощью телевиз. систем, имеющих в своём составе самолётную передающую и наземную приёмную станции, которые позволяют наблюдать за объектами и действиями войск пр-ка и своих войск.

В ряде стран внедряются также тепловые, лазерные и др. развед. средства. Развед. данные, добытые В. р., поступают в виде донесений по радио с борта ЛА, информации от автоматич. бортовой развед. аппаратуры, а также обработанных документальных данных об объектах пр-ка (дешифрованные фотоснимки и аэрофильмы, фотоснимки экранов индикаторов самолётных РЛС), в виде устных и письменных докладов экипажей после посадки Л А.

Литература:
Авдеев А. И. Организация и планирование воздушной разведки.

М., 1943; Воздушная разведка железных дорог . М., 1963; Карпович Н. К., Соловьев Е. И., Р о ж д е с т-в и н Н. II. Аэрофоторазведывательная служба. М. ~ Л., 1940; Лазарев Б. А., Сизов А. II.

Фотографические средства воздушной разведки . Ч. 1.

Рига, 1973; Маковский В. П. Системы обработки и передачи разведпнформации. Ч. 1. Рига, 1973; Соколов А. Н. Разведывательная авиация.

М., 1939; Соколов А . Н. Тактика разведывательной авиации. М. - Л., 1933; H о в и к о в А., Ю н у-с о в Т. Визуальный поиск наземных целей в сумерках. - «Авиация и космонавтика», 1965, № 12; Разведчик надполем боя. - «Авиация и космонавтика», 1965, № 9. M. M. Данилевский.

  • АВИАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА - АВИАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА, силы и средства авиац. частей, соединений или опе-рат. объединений, расположенные на аэродромах (кораблях) и предназначенные для совместных боевых действий с соединениями, объ...
  • АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА - АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, боевые действия авиации, выполняемые в интересах объединений (соединений) сухопутных войск в операции, а также высаженного мор. (возд.) десанта. А. п., являющаяся составной част...
  • АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА - АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА, см. Воздушная разведка.
  • АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ - АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (аэ), основное авиац. подразделение, предназначенное для решения тактических задач. Отдельная аэ является авиац. частью. Аэ выполняет свои задачи самостоятельно или в составе по...
  • АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС - АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС (ак), высшее тактическое или оперативное авиац. соединение ВВС, предназначенное для решения опе-рат. (оперативно-стратегических) задач самостоятельно и в составе авиац. объединения...
  • АВИАЦИОННЫЙ УДАР - АВИАЦИОННЫЙ УДАР, воздействие с воздуха на наземный (мор.) объект авиац. средствами поражения с целью его уничтожения (подавления). В зависимости от состава сил, привлекаемых для выполнения А. у., он...
  • АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА - АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА, широко применяемый капиталистическими государствами вид разведки, к-рый осуществляется с помощью тайных агентов. Осн. задача А. р.- добывание сведений о вооруж. силах, военно-экон...
  • АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ - АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ, вид авиации, предназначенный для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований. В армиях некоторых стран входит в состав сухопутных войск и является родом войск. В...
  • АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА - АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА (АИР), составная часть артиллерийской разведки, предназначенная для разведки и определения координат объектов и целей в расположении пр-ка, обслуживания стрель...
  • АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА - АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА, вид обеспечения боевой деятельности ракетных войск и арт-и. Осн. задача А. р.- добывание и обработка данных, необходимых для подготовки эффективного огня арт-и и ударов такт, ...

Разведывательная авиация является основным средством оперативной и одним из средств тактической разведки.

Войсковая авиация ведёт разведку и наблюдение, корректирование артиллерийского огня и обеспечивает связь между штабами. Однако в решающие периоды боевых действий все виды авиации, в том числе и войсковая, должны сосредоточивать свои усилия на поле боя для поражения живой силы и боевых средств противника на главном направлении.

Место авиационной разведки в общей системе разведывательной службы

Воздушная разведка не заменяет других видов разведки, но в значительной мере дополняет их, устанавливая вместе с ними непрерывную цепь разведки и наблюдения. В некоторых случаях авиация может явиться единственным возможным средством получения необходимых данных о противнике.

Обладая способностью быстро проникать в расположение противника на большую глубину, быстро исследовать обширные районы и быстро доставлять командованию добытые данные, авиация стала незаменимым средством разведки крупных групп войск, какими являются армии, корпуса и дивизии.

Воздушная разведка занимает как бы промежуточное место между агентурой, действующей на территории противника, и войсковой разведкой наземных войск. В процессе боевой работы действия всех видов разведки по сбору данных о противнике тесно переплетаются между собой, создавая условия последовательной преемственности видов разведки.

Обнаруженный объект, попав в сферу наблюдения разведывательных орта нов, не может и не должен исчезнуть из их поля зрения. Агентурная, воздушная и наземная разведки последовательно перехватывают наблюдением обнаруженный объект при попадании его в зону их действия, передавая его друг другу.

Виды воздушной разведки

По боевому значению воздушная разведка разделяется на:

  • а) оперативную
  • б) тактическую.

Оперативная воздушная разведка ведется в интересах командования фронтов и армий для выяснения оперативных планов противника (группировки и переброски неприятельских сил и средств, подготовки вероятных районов действий в пределах фронтового или армейского театра).

Задачи, выполняемые разведывательной авиацией, определяются характером проводимой операции.

Оперативная воздушная разведка, проводимая в интересах командования фронта, должна проникать в глубину территории противника на 200-500 км (зона тылового района фронта и глубина, достигаемая рядом последовательных операций).

Воздушная разведка, проводимая в интересах командования армии, ведется в расположении противника на глубину 100- 200 км, охватывая наблюдением зону тылов армии.

Оперативная воздушная разведка выполняется распоряжением армейского и фронтового командования.

Тактическая воздушная разведка ведется в интересах войск и командования корпусов и дивизий (там, где дивизия является высшим тактическим соединением) для выяснения численности, положения и действий группировки противника перед фронтом данного войскового соединения.

Задачи тактической воздушной разведки определяются характером боевых действий.

Разведка в интересах Командования корпуса ведется на глубину до 60 км с целью своевременного обнаружения подходящих резервов, особенно люто-механизированных соединений.

Разведка в интересах командования дивизии ведется на глубину 30-40 км, обеспечивающую своевременное принятие командованием необходимого решения и проведения его в жизнь (встречный бой с открытым флангом, бой при наличии у противника мех. соединений).

Разведка в интересах самостоятельно действующих крупных мотомеханизированных соединений и конницы ведется на глубину, обеспечивающую им выполнение задач.

Тактическая воздушная разведка ведется распоряжением командования соответствующего соединения, в состав которого входит, которому придана или которое обслуживает авиационная разведывательная часть.

Особым видом тактической разведки является наблюдение поля боя, обслуживание артиллерии и сопровождение танков.

Характеристика воздушной разведки и различных ее видов

1. Положительные свойства воздушной разведки

  • 1) быстрое проникновение в глубину неприятельского расположения;
  • 2) быстрое обследование (с той или иной целью) обширных районов;
  • 3) быстрая доставка командованию добытых данных;
  • 4) документальная достоверность фоторазведывательных данных;
  • 5) объективная беспристрастность фоторазведки.

2. Отрицательные свойства воздушной разведки

  • 1) трудность распознавания замаскированных объектов противника;
  • 2) невозможность получения других данных сверх тех, которые могут быть обнаружены глазом или фотоаппаратом (документы, опрос пленных, изучение настроения жителей и пр.);
  • 3) невозможность длительного и непрерывного наблюдения одного и того же объекта (технические условия: ограниченность пребывания в воздухе, зависимость от атмосферных и метеорологических условий).

Однако планомерное и систематическое проведение воздушной разведки, дополненное другими видами разведки, дает возможность командованию накопить определенные данные о положении противника к определенному моменту и вскрыть динамику обстановки на определенном отрезке времени.

Характеристика различных видов воздушной разведки. Разведывательная авиация

I. Подчиненность частей разведывательной авиации

Части разведывательной авиации подчинены начальнику штаба армии и получают от него задачи.

2. Задачи воздушной разведки в наиболее характерных операциях

Встречная операция:

  • а) определение интенсивности перевозок и районов сосредоточения основной массы войск противника;
  • б) розыск основных группировок войск противника, а также его быстро-подвижных частей, установление образа их действий (стоят, сосредоточиваются, выдвигаются, развертываются);
  • в) определение рубежа развертывания;
  • г) определение местонахождения армейского резерва, его силы и состава;
  • д) наблюдение за флангами;
  • е) наблюдение за деятельностью распорядительных станций, станций снабжения и железных и обыкновенных дорог;
  • ж) разведка аэродромной сети и ВВС противника.

Наступательная операция:

  • а) разведка основного оборонительного рубежа;
  • б) определение местонахождения оперативных резервов противника и направление их движения;
  • в) наблюдение за движением на железных дорогах и обыкновенных путях;
  • г) разведка тыловых оборонительных рубежей;
  • д) разведка аэродромной сети противника.

Оборонительная операция:

  • а) установление группировки противника при оперативном его развертывании;
  • б) установление местонахождения резервов;
  • в) наблюдение за тылом противника для определения характера наступления (подготовка оборонительного рубежа, оборудование переправ и т. д.);
  • г) наблюдение за железнодорожным маневром противника;
  • д) разведка аэродромной сети.

Отступательная операция:

  • а) наблюдение за продвижением противника (передовых частей и основной группировки);
  • б) наблюдение за флангами;
  • в) особенное наблюдение за мотомеханизированными войсками и конницей противника;
  • г) разведка аэродромной сети.

Во всех видах операций в задачи разведывательной армейской авиации входит обслуживание политорганов выполнением агитполетов и разбрасыванием пропагандистской литературы л листовок в расположении своих войск и противника.

Дополнительные задачи разведывательной авиации

Кроме воздушной разведки, наблюдения и связи, разведывательная авиация в некоторых случаях может привлекаться и для решения других задач, свойственных другим видам авиации.

В исключительных случаях обстановки она может быть использована как штурмовая, бомбардировочная и истребительная авиация.

При действиях войск в горах на нее, кроме общих задач, ложатся:

  • а) задачи по поддержанию связи между группами войск, действующих на изолированных направлениях;
  • б) наблюдение за путями, выходящими на эти направления как со стороны противника, так и с флангов;
  • в) разведка долин, горных кряжей, перевалов и горных узостей;
  • г) доставка боеприпасов и прочих видов снабжения группам войск, отрезанных от своих путей подвоза как противником, так и условиями местности, а также установление связи между ними и Командованием.

При действиях войск в песках на разведывательную авиацию, кроме задач, указанных в пп. а, б и г, может быть возложено отыскание водных источников, легко заметных (при отсутствии предшествовавших песчаных бурь) по тропам и следам, оставленным караванами.

Объекты разведки

Железные дороги. На железных дорогах воздушная разведка должна обследовать железнодорожные узлы, станции и перегоны между ними.

Цель разведки:

  • а) определение графика движения и установление интенсивности и характера перевозок противника;
  • б) изучение устройства и работы оперативного тыла противника;
  • в) проверка увеличения пропускной способности железных дорог;
  • г) подготовка бомбардировочного налета на железнодорожные узлы, станции, мосты и перегоны.

График движения может быть определен путем наблюдения железнодорожного участка длиною в 400-500 км одновременным пролетом со сплошным фотографированием его, что позволит учесть численность и характер подвижных составов, следующих по нему в течение суток, так как средняя скорость движения маршрутов в сутки не превосходит данного расстояния.

Просмотр участка в полете

Если просмотреть участок такой величины нельзя, следует ограничиться участком в 250-300 км, просматривая его два раза в сутки через каждые 12 часов.

Характер перевозок определяется наличием на просмотренном участке воинских, снабженческих, пассажирских и санитарных поездов, отличных друг от друга по типу -вагонов и их распределению в составе поезда.

Воинские поезда отличаются от снабженческих тем, что имеют примерно одинаковое число вагонов (около 50); в данное число входят 1-2 классных вагона в середине поезда для командного состава, 8-10 платформ и остальные крытые вагоны. В пути и на стоянках воинские поезда могут выдавать себя дымом походных кухонь, находящихся в вагонах, открытыми дверьми и наличием большого количества людей около вагонов.

Снабженческие поезда отличаются друг от друга численностью вагонов, причем поезда с боеприпасами имеют не более 25-30 вагонов, а поезда с прочими грузами нормально имеют около 45-50 вагонов (крытых и платформ).

Санитарные поезда отличаются от пассажирских окраской и знаками красного креста или полумесяца.

Устройство и работа оперативного тыла устанавливаются определением местонахождения на железных дорогах различных складов, магазинов и ремонтных органов, которые демаскируются выгрузкой и погрузкой подвижных составов, наличием на железнодорожных путях составляющихся и готовых поездов, наличием автомобильного и конского транспорта, появлением новых грунтовых, сильно разъезженных дорог, а иногда наличием грузов, расположенных на земле в виде длинных и относительно узких штабелей.

Увеличение пропускной способности железной дороги и крупного узла определяется: открытием разъездов и постройкой новых; производством земляных работ на перегонах и станциях для уширения и удлинения станционных площадок и укладки новых путей; постройкой новых депо и расширением существующих; появлением на сортировочных и товарных станциях кранов, эстакад и т. п. для механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Подготовка бомбардировочного налета на железнодорожный узел производится путем аэрофотосъемки, определения площади

бомбометания и распознавания сооружений (депо, здание станции, водокачка, водоемная башня, поворотное устройство, здание с центральным управлением стрелок), мостов, путепроводов и т. п.

Шоссейные и грунтовые дороги

При разведке грунтовых и шоссейных дорог необходимо определить:

  • а) характер движения по дорогам (состав, глубина колонн, время и место обнаружения, направление, а по возможности и скорость движения);
  • б) месторасположение тыловых органов (складов, хранилищ, ремонтных мастерских, лечебных и этапных учреждений, обменных пунктов и т. п.);
  • в) районы и населенные пункты, занятые оперативными и стратегическими резервами.

Движение колонн демаскируется летом в сухую погоду пылью, летом после дождей и зимой - изменением тона дороги там, где двигаются войска или обозы; летом после дождей, при чередовании участков сухих и смоченных, последние, как более резко выступающие, легко спутать с колоннами войск.

Особое внимание обращается на узости на дорогах: мосты, гати, переправы, теснины, плотины и дороги, идущие через болота, где войскам трудно применять меры маскировки.

Значительную трудность для разведки представляют лесные дороги, дороги, обсаженные деревьями, а также те, вблизи которых растут кустарник и небольшие группы деревьев.

Месторасположение тыловых органов обнаруживается по автомобильному и конскому транспорту, оживленному движению обозов по отходящим от населенного пункта дорогам, дыму от кухонь и костров, иногда по стадам крупного и мелкого окота.

Районы и населенные пункты, занятые оперативными и стратегическими резервами, отличаются: наличием стрельбищ, инженерных городков (окопами и укреплениями с искусственными заграждениями, сооруженными в учебных целях) и полевых манежей; скоплением большого количества людей, лошадей, повозок и автомобилей; значительным движением в населенных пунктах и между ними; прокладкой новых дорог и уширением разъезженной части старых; появлением натоптанных мест, вызывающих летом посветление, а зимой потемнение местности, и иногда появлением большого числа землянок и различных земляных построек, а в ночное время костров.

Укрепленные тыловые рубежи. Укрепленные тыловые рубежи нормально находятся на расстоянии 50-100 км от линии соприкосновения с войсками противника, обеспечивая

возможность организованного сопротивления в случае вынужденного отхода.

Укрепленные тыловые рубежи состоят из укрепленных полос и зон заграждения

Характерными признаками оборудования рубежей являются:

  • а) земляные работы по отрывке окопов всех видов и назначений, ходов сообщений, убежищ и укрытий;
  • б) прокладка новых дорог и уширение существующих вследствие движения транспорта, подвозящего строительные материалы; появление натоптанностей от хождения людей, работающих на постройках;
  • в) вырубки леса и кустарника (расчистка обстрела); последнее особенно характерно при создании блокгаузной системы обороны и засек;
  • г) снос различных построек в населенных пунктах, расположенных как на территории самого рубежа, так и в непосредственной близости от него (расчистка обстрела);
  • д) наличие и постройка вблизи рубежей складов строительных материалов;
  • е) наличие большого количества подвезенных строительных материалов (бочки с цементом, бревна, рельсы, доски, мотки колючей проволоки);
  • ж) наличие специальных землеустроительных машин (экскаваторы, бетономешалки, камнедробилки и т. п.);
  • з) наличие в некоторых случаях узкоколейной полевой железной дороги, связанной с ближайшей железнодорожной станцией.

Воздушная разведка должна установить:

  • а) общее начертание укрепленного или укрепляемого рубежа, протяжение его по фронту и в глубину;
  • б) степень развития инженерных сооружений на различных направлениях;
  • в) тип естественных и искусственных препятствий;
  • г) при возможности характер работ по подготовке зон заграждений.

Аэродромы и аэроузлы

Характерными признаками аэродромов являются:

  • а) ровные и лишенные препятствий участки местности, используемые для летных полей;
  • б) следы от колес самолетов, костылей и лыж (зимой);
  • в) наличие на земле самолетов, палаток;
  • г) оживленное движение личного состава, а иногда и автомобилей;
  • д) взлеты и посадки самолетов.

Конфигурация летного поля и покров местности не имеют отличительных признаков; кроме того, широко применяемая естественная и искусственная маскировка в значительной степени устраняет все демаскирующие признаки аэродромов. Следует считаться и с тем обстоятельством, что для введения в заблуждение воздушного разведчика будут устраиваться многочисленные ложные аэродромы. Все это вместе взятое затрудняет разведку аэродромов и требует ведения ее путем непрерывного, систематического наблюдения за тем районом, где по ряду признаков предполагается наличие аэродромов. Ведя систематическое наблюдение за аэродромами противника, иметь основной целью установление времени, когда самолеты противника будут находиться на земле, представляя хороший объект для их уничтожения путем нападения с воздуха.

Войсковая авиация. Подчиненность

Войсковая авиация, организационно включенная в состав войскового соединения, в различных армиях подчиняется или непосредственно командиру соединения или начальнику его штаба.

Артиллерийская авиация подчиняется начальнику артиллерии войскового соединения, которому она придана или в состав которого входит.

по вопросам отвода аэродромных районов, комплектования, специальной подготовки и специального авиационно-технического снабжения войсковая авиация подчиняется начальнику ВВС армии.

Части войсковой авиации, временно придаваемые войсковым соединениям, подчиняются соответственно тем же начальникам, но лишь в оперативном отношении.

Общие задачи войсковой авиации и общие объекты разведки и наблюдения

  • 1. Разведка в интересах командования общевойскового соединения или частей. Объекты разведки: войска противника, особенно мото-мехсоединения, находящиеся о движении или на месте.
  • 2. Разведка на начальников родов войск. Объекты разведки: войска противника, находящиеся в движении или на месте, но на глубине не более 15-20 км, особенно артиллерия и мотомехчасти.
  • 3. Наблюдение за полем боя. Объекты наблюдения: войска противника и свои в боевых порядках, полковые, дивизионные и корпусные резервы.
  • 4. Контроль огня артиллерии. Объекты: артиллерийские батареи на огневых позициях, танки в сосредоточенных порядках или колоннах, резервы противника как подходящие из глубины, так и расположенные на поле боя, штабы, пути подвоза боеприпасов.
  • 5. Воздушная связь, передача приказаний войскам и получение донесений от них,
  • 6. Проверка маскировки своих войск.
  • 7. Воздушная доставка боеприпасов и других предметов в случаях:

а) окружения отдельных частей,

б) действий с большим отрывом от фронта и в) ведения боя с форсированием крупных речных преград. В некоторых случаях боевой обстановки (борьба с авиадесантом противника, при уничтожении прорвавшихся в тыл своей обороны механизированных частей) войсковая авиация содействует наземным войскам в борьбе с наземными целями, а в редких случаях привлекается и к борьбе с воздушным противником.

Общие объекты разведки

Объектами воздушной разведки являются войска противника как находящиеся в движении, так и расположенные на месте (привал, ночлег, район сосредоточения).

При расположении войск на месте:

  • а) при расположении в населенных пунктах: дороги, подходящие к населенному пункту, улицы, сады, огороды и дворы для обнаружения обозоз, артиллерийских орудий, автомобилей, палаток, коновязей, походных кухонь и т. п.;
  • б) при расположении биваком:

1) рощи, лесные опушки и заросли кустарника для обнаружения палаток, повозок, автомобилей, танков, артиллерийских орудий, походных кухонь, коновязей и групп людей;

2) берега рек и озер и пространство между ними и ближайшими естественными укрытиями (лесами, рощами) для выявления конского состава на водопое или во время следования к нему.

Демаскирующие признаки родов войск при расположении на месте.

Пехота; большое скопление людей при сравнительно малом числе лошадей и повозок, причем последние составляют отдельные небольшие группы.

Артиллерия: большое скопление лошадей, зарядных ящиков, тракторов и некоторого количества автомобилей.

Справочные сведения по авиации

Автотранспорт: скопление грузовых автомобилей на стоянке и в движении по прилегающим дорогам; обычное место расположения- населенные пункты у больших грунтовых дорог и шоссе, вблизи железнодорожных станций.

Мотомехчасти: скопление автотранспорта, танков, бронемашин и артиллерии на самоходных установках, значительные группы людей.

Войска в движении. Объектом разведки являются грунтовые пути в полосе действия своего войскового соединения, а при открытых флангах и за границами данной полосы не менее чем на 60 км- с целью своевременного обнаружения колонн противника, особенно мотомехвойск.

При обнаружении войск на дорогах воздушная разведка должна определить и зафиксировать:

  • а) время наблюдения;
  • б) направление движения;
  • в) место головы колонны;
  • г) состав колонны {пехота, кавалерия, артиллерия, смешанное соединение, мотомехчасти);
  • д) длину участка дороги, занятого колонной;
  • е) дистанции между составными частями колонн, если они превышают нормальные;
  • ж) поведение войск во время полета разведчика (маскировка, ПВО).

Демаскирующие признаки родов войск при движении

Пехота имеет вид точек - зимой темных, летом светлых или серых. С высоты 1 000 м и более точки сливаются и образуют прямоугольник удлиненной формы; цвет - в зависимости от времени года; между отдельными подразделениями видны просветы.

Колонна пехоты характерна малым количеством всадников и повозок.

Конница демаскирует себя благодаря большим размерам каждого отдельного всадника, а отчасти и разной мастью лошадей (если кавалерийская часть не на одномастных лошадях). Видимость тем лучше, чем больше цвет грунта дороги отличается от масти конского состава.

С высоты 1 000-1 500 м легко различимы небольшие группы всадников (10-20 человек), а при хорошей видимости и отдельные аса-знаки; с высоты более 1 500 л колонна конницы представляет вытянутые полосы, лучше или хуже наблюдаемые 8 зависимости от цветя грунта дороги, с небольшими просветами между подразделениями.

В кустарниках и лесных порослях движение конницы обнаружить трудно. В лесу обнаружить конницу невозможно, если нет пыли, которая особенно демаскирует ее.

Артиллерия конной тяги обнаруживается по типичному виду упряжек, особенно при наличии тени.

В некоторых случаях за артиллерию могут быть приняты упряжки понтонных войск.

Артиллерия на механической тяге обнаруживается труднее, чем артиллерия конной тяги, особенно! при наличии у нее специальных чехлов, маскирующих орудия.

Отдельные орудия различаются с высоты 1 200-1 500 м.

Характерные контуры орудия сохраняются и при наблюдении с больших высот.

Организация разведки

Организацией разведки во встречном бою средствами войсковой авиации ведает штаб корпуса.

Часть самолетов целесообразно передавать в распоряжение дивизий.

Если такой возможности нет, штаб корпуса обязан учитывать требования дивизий по воздушной разведке.

Применение войсковой авиация в наступательном бою

Задачи воздушной разведки. В наступательном бою на войсковую авиацию возлагаются следующие задачи:

  • а) установить начертания переднего края и определить глубину оборонительной полосы противника;
  • б) определить характер инженерной обороны противника по всей глубине оборонительной полосы;
  • в) установить вторую оборонительную полосу;
  • г) определить местоположение резервов;
  • д) выявить узлы связи;
  • е) навести свои танки на объекты их нападений;
  • ж) обеспечить борьбу с артиллерией противника контролем огня своей артиллерии;
  • з) наблюдать за полем боя, уделяя особое внимание продвижению своих войск и передвижениям противника;
  • и) наблюдать за тылом противника.

Эти задачи осуществляются в определенной последовательности частично в период подготовки наступления (задачи по пп. а, б, в, г, ж, з, и), частично в процессе самого наступления (задачи по пп. в, г, д, е, ж, з, и).

Кроме того, перед принятием решения командиром корпуса войсковая авиация должна обеспечить штабу корпуса проверку с самолета данных всех видов разведки.

Объекты воздушной разведки:

  • а) инженерные сооружения обороняющегося по всей глубине оборонительной полосы;
  • б) артиллерия на огневых позициях;
  • в) резервы противника;
  • г) танки на выжидательных позициях;
  • д) штабы и узлы связи;
  • е) тыловые дороги;
  • ж) переправы в тылу войск противника.

Демаскирующие признаки

Полоса обороны противника демаскируется окопами. На открытой местности сплошные линии окопов отлично видны с высоты 5 ООО м, а в перспективе

наблюдаются на расстоянии 7-10 км. Зимой видимость окопов увеличивается.

На местности закрытой (лесистой и гористой) окопы хорошо видны с высоты 2 000-3 000 м.

Отдельные детали в системе окопов наблюдаются лишь с высоты 800-1 200 м; присутствие людей можно определить лишь в случае значительною движения в окопах.

Основной способ разведки - фотографирование.

Особенно важно фотографирование оборонительной полосы противника. Фотосхемы размножаются с таким расчетом, чтобы по возможности снабдить ими в первую очередь артиллерию, батальоны и танковые роты, действующие на направлении главного удара.

Фотосхемы должны иметь масштаб 1: 5 000.

Разведка хорошо замаскированных резервов может производиться не только наблюдением с воздуха, но и с применением бомб и пулеметного огня, чтобы заставить укрывшегося противника обнаружить себя.

Артиллерийские позиции распознаются по ряду признаков, как-то заезженности дорог, ведущих к огневым позициям, тропам, задульным конусам (летом - белые, зимой - черные), вырубкам в лесу (расчистка обстрела).

Воздушная разведка возникла практически сразу после появления самолетов. Информация, полученная из кабины летчиков, влияла не только на результаты отдельных сражений, но и на ход истории.

Секретная миссия «Хейнкель-111»

После разгрома Третьего рейха и захвата многочисленных архивов, (в том числе и Люфтваффе) советскими военными выяснилось, что начиная с 1939 года специально подготовленные средние бомбардировщики «Хейнкель-111» летали на тринадцатикилометровой высоте вплоть до Москвы. Для этого кабины летчиков герметизировали, а в днище самолетов размещали фотоаппараты. В частности, были обнаружены снимки некоторых районов Кривого Рога, Одессы, Днепропетровска и Москвы, датированные августом 1939 года. Впрочем, не только немцы фотографировали объекты в СССР. В марте - апреле 1940 года двухмоторный самолет «Локхид-12А» на высоте восеми тысяч метров летал над Баку и фотографировал нефтепромыслы.

Война воздушных разведчиков

13 июня 1949 года генерал-майор ВВС США Кейбелл отдал приказ подполковнику Таулеру, возглавлявшему американскую воздушную разведку, о начале «агрессивной программы ведения разведки». В итоге за последующие 11 лет американцы совершили порядка десяти тысяч разведывательных полетов, в основном вдоль границ СССР. Для этого использовался моноплан Consolidated PB4Y-2 Privateer. Ему противостоял советский Ил-28Р, на тот момент лучший в мире воздушный разведчик.

В годы холодной войны судьба многих летчиков-разведчиков, как американских, так и советских, оказалась трагической. Так, авторитетное американское издание «United States News and World Report» сообщило, что до 1970 года «252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор».

Что касается советских воздушных разведчиков, то многие трагические инциденты до сих пор неизвестны. Огласку получил случай, произошедший в нейтральных водах Японского моря 4 сентября 1950 года, когда был сбит самолет лейтенанта Геннадия Мишина.

Прерванный полет

Во время Второй мировой войны и в течение следующих нескольких десятилетий считалось, что своей неуязвимостью воздушные разведчики обязаны высоте. Так, вплоть до 1 мая 1960 года американцы безнаказанно летали над территорией СССР на самолете Lockheed U-2, пока расчёт ЗРК С-75 Михаила Воронова не сбил борт 56-6693 Гэри Пауэрса.

Чтобы оценить потенциальный ущерб национальной безопасности СССР, нанесенный таким полетом, достаточно сказать что разведчик сфотографировал, в частности, МБР на космодроме Тюратам и завод «Маяк» по производству оружейного плутония. После прерванного полета снимки не попали в Пентагон, а Пауэрс отправился за решетку. Впрочем, ему еще повезло, поскольку год спустя он вернулся на родину - Пауэрса обменяли на Рудольфа Абеля.

Выше и быстрее

Вслед за самолетом Lockheed U-2 появились «сверхвысотные» разведчики, летавшие на высоких скоростях. В 1966 году американцы ввели в строй самолет SR-71, который мог летать даже в стратосфере со скоростью 3М. Впрочем, глубоко на территорию СССР он не вторгался, разве что пролетал рядом с границей. Зато успешно применялся для фотографирования объектов в Китае.

Пользоваться материалом, полученным с помощью такой воздушной разведки, было не так просто. Например, фотоаппаратура SR-71 за один час полета фотографирует 680 000 кв. км. С таким количеством снимков не справится даже значительная команда аналитиков, тем более в условиях боевых действий, когда информация должны быть представлены военным в считанные часы. В конечном счете главной опорой для штабов так и осталась визуальная информация, как это было во время операции «Буря в пустыне».

Вся надежда на дронов

Успехи радиолокации, в частности перспективных загоризонтных систем, работающих на принципе «отражения волн от ионосферы», резко снизили возможности самолетов-разведчиков. Именно поэтому им на смену пришли «дроны» – беспилотные летательные аппараты. Считается, что пионерами в этой области были американцы, но СССР это не признает. Перспективный беспилотник Ту-143, входящий в систему воздушной разведки ВР-3 «Рейс», совершил свой первый полет еще в декабре 1970 года.

Однако после 1991 года многие советские проекты были свернуты, тогда как США, напротив, продолжили работу над созданием новейших моделей беспилотной воздушной разведки. В настоящее время американцы поставили на крыло БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») с высотой полета 8 тысяч метров и стратегический разведывательный БПЛА MQ-9 «Жнец», способный патрулировать на тринадцатикилометровой высоте.

Впрочем, назвать эти системы неуязвимыми нельзя. Например, в Крыму, в районе Перекопа, 13 марта 2014 года с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» был перехвачен современный БПЛА MQ-5В.

Воздушный разведчик против авианосца

В арсенале современных российских самолетов-разведчиков имеются средства для преодоления противоздушных систем наиболее развитых стран. Так, уже дважды – сначала 17 октября 2000 года, а потом 9 ноября 2000 года - самолеты Су-27 и Су-24 проводили воздушные маневры над американским авианосцем Kitty Hawk, при этом команда корабля оказалась не готовой к ответным действиям. Паника, начавшаяся на палубе Kitty Hawk, была сфотографирована, а снимки отправлены электронным письмом американскому контр-адмиралу Стивену Пьетропаоли.

Аналогичный случай произошел и в 2016 году: 12 апреля российский самолет СУ-24 несколько раз облетел эсминец Donald Cook с системой ПРО «Иджис» на высоте всего лишь 150 метров.