Хорошая успеваемость в школе. Вниманию родителей! Как повысить успеваемость ребенка в школе - Документ

— Мой Сережка опять тройку по физике принес! Что делать?!
— Найми репетитора.
— На весь год? По всем предметам? Я не выдержу.
или
— Опять Светка висела целый вечер вКонтакте! К диктанту не подготовилась и школу пропустила. Ходит в школу, как на каторгу.
— Забирай из дома шнуры от монитора.
— Да как заберешь, у неё же ноутбук. Он ей для школы нужен…

Знакомые диалоги? К сожалению, сейчас многие родители сталкиваются с проблемой успеваемости их ребенка в школе. Неуспешность в учении вызывает у детей стойкое нежелание посещать школу, а непосещение влечет за собой неуспеваемость. Замкнутый круг… Что делать? Ответьте однозначно на такой вопрос, и Вы заслужите Нобелевскую премию. Потому что проблема глобальна, многогранна и противоречива. Попробуем обозначить основные шаги, которые советуют предпринять педагоги, психологи и врачи.

Причины неуспеваемости ребенка имеют два корня: физиологические и психологические. Физиологические причины — это проблемы со здоровьем, отклонения в развитии, гипердинамичность или наоборот, заторможенность, неразвитые интеллектуальные способности и т.п. Психологические причины — это психологическая неготовность к школьному типу обучения, отсутствие мотивировки, лень, неумение ладить с учителем и одноклассниками, проблемы с адаптацией, неправильная самооценка и т.д. Не будем здесь обсуждать аспект проблемы, связанный со здоровьем ребенка. Примем за гипотезу, что ребенок физически и психически здоров, среднестатистически подготовлен к школе, в его классе сложилась нормальная атмосфера, и мы не хотим нанимать репетиторов. Вот что нам советуют специалисты, чтобы поднять уровень успеваемости ребенка:

  1. Рекомендации экспертов для родителей:
    • постоянно и планомерно занимайтесь развитием интеллектуальных способностей ребенка;
    • исходя из психологических особенностей ребенка, наладьте режим дня;
    • проявляйте живой интерес ко всему происходящему в школе — это повысит мотивацию ребенка к учению;
    • деликатно и ненавязчиво внушайте ребенку, что хорошая учеба — в его же интересах. Образованный, много знающий человек впоследствии может устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу;
    • не сравнивайте ребенка с другими, объективно оценивайте его усилия по достижению результата;
    • даже если оценки в школе не блестящие, хвалите его, возможно, он полностью реализовал свой ресурс усердия и терпения;
    • предпримите усилия по повышению самооценки ребенка.
  2. Рекомендации экспертов для школьника:
    • выполняй добросовестно всю работу, задаваемую в школе на дом, причем старайся выполнять ее отлично;
    • знай чуть больше школьной программы хотя бы по одному предмету — это поднимет твой авторитет;
    • стремись отвечать на каждом уроке, зарабатывай оценки. Со временем ты будешь получать удовольствие от положительных оценок, тебе станет интересно и будет намного легче учиться;
    • наладь отношения с учителями: зарекомендуй себя как добросовестный ученик, желающий получить знания;
    • активно участвуй в жизни школы: записывайся на всевозможные олимпиады, конкурсы, мероприятия. На сегодняшний момент при поступлении в ВУЗы хорошо при себе иметь портфолио, в котором будут все твои грамоты и награды, иногда даже не важно то, что у тебя нет призовых мест, достаточно и простого участия.

Ну вот, скажете Вы, ничего себе задачка. А как это все реализовать, ведь каждый пункт практически неподъемный, особенно, если процесс запущен. Во-первых, чем раньше начнем, тем быстрее все пойдет. Многие пункты отпадут сами собой, это будет естественное поведение для ребенка. Во-вторых, мы можем предложить Вашему вниманию еще одну точку зрения, которая, возможно, поможет вам в решении проблемы неуспеваемости.

Современные технологии в помощь школьнику

Мы живем в 21-м веке и можем пользоваться его достижениями, ведь теперь почти в каждом доме есть компьютерная техника. Использовать достижения информационных технологий для образования ребенка разумно и логично, тем более, что дети легко и естественно пользуются компьютером. Посмотрим, как можно задействовать компьютер для улучшения ситуации со школьной успеваемостью.

Учебный центр вычислительной техники предлагает изучение компьютерных технологий для учебы, творчества и интеллектуального развития - курсы Компьютерные технологии для школьника.

Рецепт 1

Существует возможность улучшения с помощью компьютера характеристик интеллектуальной активности. Что это за характеристики? Это память, восприятие, воображение, способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы плюс широта представлений. Даже если не ставить целью именно интеллектуальное развитие, работа с компьютерными программами способствует улучшению мозговой активности. Лучше всего помогают занятия программированием, отлично развивающие логику, аналитичность и алгоритмичность мышления.

Например, даны три числа, нужно найти наибольшее. Как будем действовать? Если число 1 меньше числа 2, а число 2 меньше числа 3, то самое большое - это число 3. Сколько таких проверок нужно сделать? А если найти максимальное из первых 2-х чисел и сравнить его с третьим? Вроде получается короче и изящнее. Представьте, что такими экзерсисами регулярно занимается ваш ребенок!

Специфика информационных технологий такова, что серьезная грамотная работа в любой программе стимулирует интеллект. Давайте рассмотрим пример. Большинство деток младшей школы пробовали рисовать в редакторе Paint. Но попробуйте попросить ребенка нарисовать радугу, только ровную, с одинаковой толщиной линий. Трудно? Вот тут и приходится напрягаться: нужно вспомнить, какие есть инструменты, особенности их работы, сообразить, что можно копировать линии или нарисовать вложенные овалы и стереть лишнее и т.д. Накопив в памяти различные приемы и методики, ребенок начнет анализировать задание, разбивать его на этапы, подбирая пути решения или придумывая новый алгоритм. Это также развивает воображение, фантазию, раскрепощает разум. Планомерные, грамотно организованные занятия с компьютером помогают организовать мышление, сделать его более структурированным и четким, что опосредованно улучшает успеваемость в школе, особенно по техническим дисциплинам.

Рецепт 2

Существует масса методик тренинга различных аспектов интеллектуальной активности.

С помощью компьютера можно заниматься именно развитием памяти, мышления, сообразительности, логики и т.д.!

Например, для младших школьников — это кроссворды, судоку, игры типа «найди отличия», «вычеркни лишнее», «продолжи ряд», разнообразные «запоминалки», тренинг устного счета и т.д. Правильно выстроенные, в ограниченном объеме, с разумно поставленной целью каждого упражнения, такие занятия, безусловно, помогают ребенку.

Рецепт 3

Полезно и, главное, нетрудно и недорого, использовать Интернет для получения дополнительных знаний по предмету. Ученик, знающий чуть больше заданного, уверен в себе, не боится урока. Активный поиск информации и работа над своим текстом закрепят знания и раскрепостят мышление. Это очень хороший способ обучения, потому что он развивает активность и самостоятельность, следовательно, становится более продуктивным.
Тут еще есть психологический аспект:

Когда ребенок работает без задания, без прессинга школы, он раскрепощен, запоминает лучше и пользуется знаниями дольше!

Рецент 4

Попробуем подойти к проблеме с другой стороны. Речь идет о самооценке ребенка, его авторитете, улучшении психологического климата его пребывания в школе. Даже если учеба идет со скрипом, ребенок все равно должен иметь некий внутренний бонус, чтобы не чувствовать себя неудачником.

Если ребенок чем-то занимается помимо школы, это поднимает его самооценку, делает его смелее, независимее, интереснее.

Тут два нюанса. Во-первых, чем заниматься? Если ребенок имеет ярко выраженные склонности к музыке, спорту и т.п., то задачка решена. А если нет? Если явных предпочтений не видно? В этом случае палочкой-выручалочкой опять выступает компьютер, потому что среди бесчисленного множества различных программ существует та сфера, где ребенок найдет интересное и полезное для себя. Здесь и графика, и музыка, и видео, и анимация, и программирование и т.д.
Во-вторых, все это сыграет роль, если этот внутренний ресурс пользуется авторитетом у других детей. Проявить себя как музыкант или полиглот на глазах у других ребят удается нечасто.

Результаты работы за компьютером всем понятны, привлекательны, легко публикуемы через сеть и быстро обновляемы.

Как пример, ребенок умеет в PhotoShop убрать с фотографии дефекты. Представляете, сколько девчонок попросят его улучшить их фотопортфолио?

Рецепт 5

Пусть ребенок поможет школе или учителю справиться с проблемой, связанной с информационными технологиями. Например, сделать сайт, презентацию, видеоролик о школе и т.п. Учителя не всегда имеют время разбираться в тонкостях компьютерных программ, дети же такие вещи осваивают легко. Если это и не поднимет оценки, то снимет страх ребенка перед педагогом уж точно.

Подведем итоги. Компьютер в доме зачастую превращается во врага. Игровая зависимость, зависание в Интернете не помогает, а мешает учебе. Избавиться от компьютера мы не можем. Следовательно, нужно сделать все возможное, чтобы компьютер превратился в нашего друга и помощника.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в трудностях с концентрацией при выполнении любой работы, требующей внимания и аккуратности. Чтобы домашняя работа не превращалась в пытку для ребенка и его родителей, следует воспользоваться простым правилом, известным всем взрослым. Оно сводится к тому, что нужно уделить нелюбимому занятию всего 10–20 минут.

За это время ребенок успеет полностью включиться в задание, и ему будет сложно переключиться на другой вид деятельности даже после того, как время закончится. Если же по прошествии 10 минут ребенок отвлекся - ничего страшного, снова засеките время и предложите ему заняться чем-то еще.

2. Соблюдайте режим дня

«Многие родители путают понятия „дисциплина“ и „наказание“», - пишет в своей книге о взаимосвязи поведения взрослых и детей доктор наук Сол Севир. Последние исследования подтверждают: дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам и наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции - таких детей гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие .

Не лишним будет обратить внимание и на отношения между родителями такого ребенка - постоянные ссоры и конфликты лишь усиливают симптомы.

4. Уделите особое внимание правильному питанию

В ходе последних исследований было установлено , что нездоровая пища, плохая экология и эмоциональный стресс могут накладываться друг на друга, усиливая симптомы СДВГ. Проще всего из этого списка повлиять на питание: кроме отказа от фастфуда ученые рекомендуют ограничить количество сладкого в меню.

Приняв решение завести детей, родители уже имеют в сознании определенный образ будущего ребенка. Когда ребенок, страдающий симптомами СДВГ, начинает вести себя в разрез с их ожиданиями, очень просто поддаться панике и начать испытывать к нему неприязнь. В таких случаях родители могут неосознанно избегать общения с ребенком, что еще больше усиливает симптомы.

Кэрол Брэди, детский психолог из Хьюстона, рекомендует видеть врага в заболевании, а не в ребенке. Как только родители начинают связывать плохое поведение с ребенком, а не болезнью, его самооценка падает. Когда же они объединяются с ребенком в общей борьбе, то создается атмосфера любви и поддержки, несмотря на недостатки.

6. Не преувеличивайте важность медицины и помощи специалистов

Очень просто списать проблемы в поведении ребенка на недостаток компетенции других людей. Если его не могут контролировать учитель и школьный психолог, это не повод опустить руки - даже самые неэффективные действия специалистов не освобождают родителей от необходимости бороться за будущее своего ребенка.

Подобная позиция верна и в вопросе приема лекарств. Сара Быковски, мать двух сыновей с СДВГ, говорит: «Я сравниваю лекарство с очками, когда прошу детей их принять. Очки способны улучшить зрение, которое у человека уже есть, но не заменить. Мои дети знают, что их самоконтроль является основным фактором в управлении поведением».

В такой ситуации именно на родителях лежит ответственность за принятие индивидуальности своего ребенка и защита его права быть непохожим на остальных детей. И лишь родители могут сделать этот выбор: заставить ребенка страдать из-за своей непохожести на остальных детей или сделать его и без того непростое детство счастливее.

Бонус: звезды, которым в детстве поставили диагноз СДВГ

  • Аврил Лавин - знаменитой исполнительнице, чьи песни сделали ее кумиром среди подростков, и самой было нелегко в подростковом возрасте: ее регулярно выставляли из класса за неуспеваемость и плохое поведение. К счастью, родители девочки всегда были на ее стороне, и уже к 15 годам она добилась признания как начинающая певица.
  • Уилл Смит - энергичность и обаяние, которые сегодня так полюбились зрителям, в детстве мало нравились учителям и воспитателям. Вторым препятствием на пути к славе стали трудности с чтением - актер признается, что предпочитает аудиокниги из-за трудностей с концентрацией внимания.
  • Джастин Тимберлейк - в борьбе с заболеванием этого знаменитого исполнителя и актера поддерживала его мама. Испытывая трудности с концентрацией внимания и страдая от навязчивых и пугающих мыслей, ему все же удалось найти себя и покорить своим талантом большую часть мира.

Вы каждый вечер вместе с ребенком сидите над выполнением школьных заданий? Хотите научить его самостоятельности? Как повысить успеваемость ребенка? Тогда эта статья для вас.

Каждого хорошего родителя заботят оценки сына или дочери в школе. Все папы и мамы гордятся своими детьми, если те приносят хорошие отметки в дневниках, а домашние задания выполняют самостоятельно. К сожалению, так происходит не всегда. Зачастую ребенок воспринимает школу как каторгу, а задания на дом — как настоящее наказание. Приходится заставлять его стараться, следить за каждой только что выставленной оценкой в его дневнике, контролировать выполнение заданий, заново проходя вместе со своим чадом школьную программу. Что же делать, если у ребенка плохая память и ему тяжело дается учеба? Ниже приведены советы, которые помогут родителям узнать, как повысить успеваемость в школе.

Почему у ребенка проблемы с успеваемостью?

Для этого есть несколько причин:

  1. Непонимание материала
  • Должно быть каждый из нас хотя бы раз слышал, что хороший учитель в наши дни на вес золота. Именно от учителя и его метода подачи материала во многом зависит, в каком объёме усваивается информация в сознании детей.
  • Отвлекающие факторы
    • Самый распространенный недуг нынешней молодежи - неумение подолгу концентрировать своё внимание на одном предмете.
  • Система нравственных ориентиров
    • Если вы замечаете, что ваш ребёнок не хочет учиться, потому что это «непопулярно» или «тупо», то задумайтесь, не попал ли он в ловушку из ложно навязанных идеалов.

    Основные причины плохой успеваемости

    Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

    Учащиесяобъясняют неуспеваемость:

    • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
    • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
    • профессиональной некомпетентностью учителей.

    Учителя считают, что:

    • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
    • родители плохо помогают детям в учебе;
    • программы обучения слишком сложны.

    Родители называют такие причины:

    • недоступность программы, ее сложность;
    • высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
    • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

    КАК ПОВЫСИТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ?

    Есть несколько советов, которые помогают повысить успеваемость.

    1. Зарядка для мозгов

    Выполняются эти упражнения утром, сидя или лежа, через 5—10 минут после пробуждения.

    1. Сосчитай в обратном порядке от 100 до 1.
    2. На каждую букву алфавита называй слово (а — арбуз, б — бекон и т. д.) Если в течение 30 секунд не нашла нужное слово, пропускай букву.
    3. Произнеси 20 мужских имен, нумеруя каждое из них (1 — Игорь, 2 — Костя...), потом 20 женских имен. Помни о быстроте выполнения!
    4. Пусть ребенок расширяет свой кругозор, концентрируется на полезной информации.
    5. Память любит позитивные эмоции. Если тема урока интересна, то запоминается все легко и быстро, прямо на уроке. У безразличия и апатии — плохая память.
    6. Понятия и термины, которых в школе очень много, рекомендуют не «зазубривать», а объяснять своими словами и формулировками. Известно, что «зазубренное» быстро вылетает из головы.
    7. Память наиболее острая утром с 8.00 до 12.00. Потом она начинает снижаться до 17.00. И где-то с 19.00 (если не было сильного переутомления) снова растет. Поэтому полезно учить вечером, а утром повторять.
    8. Цитаты, выписки, тезисы, подача информации в виде схем, чтение вслух способствуют лучшему запоминанию материала.
    9. Полезным для запоминания считается метод сравнивания и ассоциаций. Новую информацию связывают с какой-то уже знакомой ситуацией, предметом, событием.
    10. Большой материал лучше разбивать на части и учить по «кускам». Всегда лучше запоминается начало и конец.

    Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

    Повысить успеваемость ребенка в школе помогут следующие советы:

    1. В стремлении улучшить оценки своих детей, многие мамы приходят им на помощь, выполняя вместе с ними задания, полученные в школе. Таким образом, они делят всю ответственность за результаты обучения на двоих. Заметьте, часто можно услышать от них такие фразы: «мы вчера весь вечер делали уроки», «мы получили тройку», «сегодня опять будем учить слова к диктанту». Но ведь в школе учится ребенок, а вовсе не его родитель, который прошел через это много лет назад. Старайтесь давать детям больше свободы и побуждайте их справляться с поставленными задачами самостоятельно.
    2. Давно доказано, что при соблюдении режима дня эффективность работы повышается. Постарайтесь наладить распорядок дня юного школьника и установить определенное время на выполнение домашнего задания.
    3. Поговорите с ребенком о причинах плохой успеваемости. Постарайтесь помочь ему, но не берите решение проблем полностью на себя.

    Центр развития для детей smartum

    Ваш ребенок плохо учится, и вы не знаете, что делать? Приходите в «Смартум» на бесплатное пробное занятие, где вы сами сможете увидеть, как мы обучаем детей, и каких результатов они достигают уже через 2 месяца занятий в нашем центре.

    В «Академии развития интеллекта SMARTUM» преподают различные методики, которые помогают ребенку улучшить оценки. Если вы заметили, что ваш ребенок плохо запоминает информацию, ему тяжело сконцентрироваться, он медлителен, то вам следует узнать подробнее о ментальной арифметике. Ментальная арифметика - это программа, которая гармонично развивает оба полушария головного мозга за счет вычислений на счетах абакус. Благодаря этой технике, разработанной в «Смартуме», дети не только учатся быстро считать в уме. Они также становятся более внимательными, у них улучшается память, они начинают быстрее усваивать материал, за счет чего повышается уверенность в себе.

    Методика Меморика научит вашего ребенка управлять всеми процессами своей памяти, а курс Либерики научит быстро читать и привьет любовь к литературе. С нами ваш ребенок поймет, что учиться можно легко и весело!

    Успеваемость вашего ребенка падает из года в год или он получает лишь средние оценки, хотя, по вашему мнению, мог бы претендовать на высший балл? Зная его способности, вы уверены, что он может быть более успешным в школе. И это сводит вас с ума, потому что вы понимаете, как важно хорошо учиться сейчас, чтобы потом поступить в университет или просто достойно окончить школу. Вы переживаете, ворчите и укоряете его за лень, отсутствие мотивации и безответственность. Вы просто не понимаете, почему ребенку настолько неинтересно учиться, и придумываете разные способы дополнительной мотивации. Но зачастую ситуация не улучшается, а становится лишь хуже.

    Нам, родителям, сложно не беспокоиться об академических успехах наших детей, потому что мы знаем, как это важно для их будущего. С нашей точки зрения, тот факт, что ребенок ценит друзей или электронные гаджеты выше, чем учебу, просто абсурд. Правда заключается в том, что большинство детей на самом деле мотивированы, хоть и не тем, чем, на наш взгляд, они должны быть мотивированы. Попробуйте посмотреть на это с другой стороны: когда дело доходит до чего-то захватывающего, такого как видеоигры, музыка, социальные сети и выбор крутых джинсов, ребенок демонстрирует высокую мотивацию и полное отсутствие какой-либо лени. Здесь есть один нюанс: если вы давите на ребенка, чтобы его мотивировать, ситуация, как правило, становится только хуже.

    Поймите, дети должны сами осознать ценность труда. Подумайте об этом с точки зрения собственного жизненного опыта. Вы прекрасно знаете, что питаться нужно правильно, но не всегда придерживаетесь здорового питания! Ваш ребенок должен сам осознать важность академических успехов. Конечно, есть и объективные факторы, которые могут воспрепятствовать получению хороших оценок (например, умственные или физические недуги, неспособность к обучаемости или поведенческие расстройства, семейные проблемы и злоупотребления некоторыми вредными веществами). Их тоже нужно учитывать.

    Есть люди, в которых сосредоточились все компоненты успеха – мотивация, соответствующие навыки, умение добиваться результата и извлекать максимальную пользу. Но для большинства из нас путь к мотивации и успеху гораздо более извилистый и тернистый. Если подумать, не каждый ребенок обращается за помощью к учителям, вовремя делает домашние задания, каждый вечер повторяет пройденный материал и откладывает в сторону все, что его отвлекает от учебы. Потому что так поступают дети, у которых более развита передняя часть мозга и которым, соответственно, присущи так называемые хорошие исполнительные функции, именно они играют значительную роль в школьных достижениях.

    Исполнительные функции головного мозга помогают регулировать эмоции, способствуют концентрации внимания, настойчивости и гибкости. У многих детей эти функции развиваются позже – лишь в подростковом возрасте. И, конечно, родителям очень тяжело видеть, как их ребенок в течение долгого времени отстает в успеваемости. В это трудно поверить, но такие дети не ленивы, не безответственны и не испытывают отсутствие мотивации. Если вы не согласны или не верите в это, то, понятное дело, будете раздражаться, расстраиваться и злиться в ответ на кажущуюся лень ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать его сопротивлению и борьбе с вами. Далее предлагаются советы, которые помогут вам избежать подобного негатива.

    Сохраняйте с ребенком открытые, уважительные и позитивные взаимоотношения. Всегда оставайтесь на стороне ребенка, не занимайте позицию на противоположной стороне баррикады. Это позволит сохранить ваш авторитет и влияние, что является самым важным инструментом воспитания. Наказания, нравоучения, угрозы и манипулирование приведут в никуда, разрушат ваши взаимоотношения и мотивацию ребенка. Конечно, ваша фрустрация, чувство тревоги и страха нормальны и понятны. Но реагировать на поведение детей подобным образом абсолютно неэффективно. Помните: ваш ребенок ведет себя так вовсе не для того, чтобы сделать вашу жизнь несчастной, или потому, что он никчемный бездельник. В следующий раз, когда вы почувствуете, что начинаете злиться, попробуйте сказать себе: «Мой ребенок просто еще не дошел до этого». Помните: ваша задача – помочь ему научиться быть ответственным. Если вы негативно настроены и превращаете это в нравственную проблему, ваш ребенок будет дерзить вам, не пытаясь задуматься над сутью проблемы.

    Введите правило «когда». Один из уроков жизни гласит: мы получаем удовольствие тогда, когда работа завершена. Если вы тренируетесь забивать гол, то в итоге набираете больше очков, и команда выигрывает. За работу тоже платят после ее выполнения. Поэтому начните говорить следующим образом: «Когда закончишь занятия, можешь пойти в гости к Диме». Или: «Когда сделаешь домашнее задание, можем вместе посмотреть тот фильм, который ты хотел посмотреть». Введите это правило и придерживайтесь его. Если ваш ребенок еще не способен самостоятельно планировать и инициировать, упорно придерживайтесь этого правила. Тем самым вы поможете ему научиться делать то, что его собственный мозг пока не может обеспечить, – научите его структурировать время.

    Вовлекайтесь в учебный процесс. Если ваш ребенок плохо учится и его успеваемость падает, вам приходится вовлекаться в учебный процесс. Вам необходимо подключиться превентивно и помочь ему создать оптимальную структуру занятий, которую сам ребенок создать еще не может. Эта структура подразумевает продуманное расписание с указанием времени, предназначенного для занятий, и времени на отдых. Вам придется проследить за его соблюдением. Например, выключайте компьютер и говорите: «Никаких видеоигр или телевизора, пока не сделано домашнее задание». Также нужно будет подумать и решить, какое количество времени ребенок должен посвятить учебе. В течение этого времени не допускайте использования электронных устройств (телефона, планшета и т. п.), так как ничто не должно отвлекать внимание ребенка. Вы можете ввести следующее правило: даже если ребенок выполнил всю домашнюю работу, а учебное время не истекло, он должен продолжать учиться. Пусть повторяет, читает или проверяет ошибки. Введите правило полутора часов тишины, без электронных устройств, только обучение. Некоторые дети лучше учатся, слушая музыку, но во время учебы любые другие электронные устройства необходимо выключить. Эти правила не должны напоминать наказание, они призваны помочь ребенку выработать эффективный рабочий режим и сосредоточиться на школьных предметах.

    Спрашивайте учителя. Если оценки и трудоспособность вашего ребенка не на высоте, вы можете вместе с его учителями разработать план спасения ситуации. Например, учитель может проверять, забрал ли ребенок все необходимое из школы, а вы проверяйте, хорошо ли он собрал портфель в школу. Как только вы увидите, что ребенок начал лучше распоряжаться и управлять своим временем, делать домашнее задание, повторять материал перед контрольными работами, это будет сигналом о том, что вам пора немного отступить.

    Определите место для занятий. Возможно, вам нужно будет посидеть возле ребенка, пока он делает домашнюю работу или, по крайней мере, находиться рядом, чтобы в нужный момент помочь ему. Может, ребенку понадобится тихое место для занятий, подальше от шумных братиков и сестричек. А может, наоборот, ребенок будет лучше заниматься в общей комнате со всеми членами семьи. Помогите ему проверить это на практике. Но как только вы определите, какое место для занятий окажется лучшим, пусть ребенок находится именно там. Не нужно выполнять домашнюю работу вместо ребенка. Ваша помощь может заключаться в том, чтобы проверить выполненное задание и расспросить ребенка, как он усвоил тот или иной материал.

    Разделяйте большие задания на мелкие части. Вместе с ребенком подумайте и решите: возможно, будет лучше, если вы разделите задания на небольшие части, и он будет выполнять их каждый день. Для записи ежедневных заданий можно использовать большой настенный календарь или белую доску. Вы можете также привлечь помощь учителя или нанять репетитора.

    Будьте добрыми, но стойкими. Делайте все возможное, чтобы быть добрым, полезным, последовательным родителем и стойко сопротивляйтесь соблазну наказаний, чрезмерного вмешательства и контроля. После каждого негативного взаимодействия с ребенком попробуйте создать десять позитивных. Постарайтесь сделать акцент на поддержке и поощрении ребенка вместо беспокойства и придирок. Когда вы начинаете рефлексировать и думать, что академическая успеваемость вашего ребенка является отражением вас самих или качества вашего воспитания, и что именно вы и только вы несете ответственность за его результат, то в итоге оказываетесь на месте ребенка, а не на своем, родительском месте. А это вредно и неэффективно.

    Отсутствие мотивации или тревожность? Иногда отсутствие мотивации (или то, что выглядит как безответственность) на самом деле может быть тревогой ребенка или стыдом за неуспеваемость по предметам, или невыполнение домашнего задания. Большинство людей тревожатся по поводу выполнения каких-то дел и избегают их, как чумы. Иногда дети просто не могут этого объяснить, потому что не всегда осознают свои волнения, тревоги, страхи и беспокойства. Вот типичный случай. Допустим, ребенок говорит вам, что сегодня ему не задали никакой домашней работы, хотя это не так. Ложь заставляет вас беспокоиться. И если вы реагируете криком и критикой, ваш ребенок, будучи движим тревожным состоянием, еще больше дистанцируется и от вас, и от домашней работы. Небольшое проявление тревоги способно мотивировать человека, но слишком сильное ее проявление блокирует способность ребенка думать, а также ту часть мозга, которая отвечает за мотивацию. Держите свои эмоции под контролем, помните о том, что тревога (страх) ребенка это не лень. Ваша цель как родителя заключается в том, чтобы сдерживать свои эмоции и правильно реагировать на волнения ребенка.

    Порой чувство стыда, неполноценности или тревоги, которое испытывает ваш ребенок, может неверно истолковываться вами, и вы можете принять его за плохое отношение к учебе, отсутствие мотивации и безответственность. Игнорирование таких эмоциональных реакций ребенка может привести к его противодействию, замкнутости, отказу или демонстративному неповиновению. Помните, что то, что происходит сейчас, может выглядеть совсем по-другому, когда ваш ребенок повзрослеет. А пока в позитивной форме помогите ему оптимально структурировать учебный процесс. И, понимая всю картину происходящего, успокойтесь сами.

    Научите ребенка обрести баланс интересов. Не забывайте держать в уме общую картину происходящего. Вместо того чтобы злиться по поводу оценок вашего ребенка, помогите ему найти жизненный баланс между дружескими отношениями, учебой, волонтерской работой и семейными мероприятиями. Примите участие в школьных делах ребенка, проявите интерес к школьным проектам.

    Не проецируйте будущее. Когда мы видим, что наш ребенок ничем не интересуется в жизни, легко начать проецировать такое поведение на будущее. Если у него нет никаких интересов кроме видеоигр и друзей, мы думаем, что он никогда не добьется успеха и даже вряд ли сможет самостоятельно функционировать в обществе. Это наращивает наше беспокойство и страх. Но правда заключается в том, что мы не можем предвидеть будущее. Если вы фокусируете свое внимание на негативе, это лишь усиливает напряжение в отношениях между вами и ребенком. Лучше, сосредоточьтесь на его положительных чертах и помогите ребенку развивать их. Он общительный, всегда спешит на помощь или любит животных? Сосредоточьтесь на тех качествах, которые воспитывают развитого, успешного человека, а не только на школьных оценках. Помогите ребенку развиться социально, творчески, эмоционально.

    Когда ребенок отстает в учебе, родители так сильно беспокоятся, что зачастую это приводит к постоянным ссорам, но успеваемость так и не улучшается. Если вы как родитель успокоитесь и поймете, что причина слабой успеваемости не только в плохом отношении к учебе и отсутствии мотивации, а также что вы не можете заставить ребенка быть мотивированным, то станете лучше к нему относиться и помогать ребенку, когда он будет нуждаться в помощи. Помните: ваша цель остановить негативную реакцию и решить проблему.