Инкерманский пещерный мужской монастырь. Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох

Привет всем. Продолжаю разбирать свои фото с Крыма. Перед нами Инкерман. Несмотря на вроде бы и хорошую погоду дул просто немыслимый холодный ветер и в море было находиться попросту нельзя, оно было грязным и неприветливым.
Кстати, знаете почему место называется Инкерман? Не в честь некого еврея или армянина, а в переводе с турецкого означает пещерная крепость.

Перед нами Инкерманский пещерный монастырь. История из педивикии.

Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV-XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.


Фото 2.

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь святого Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).
C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.


Фото 3.

Пройдём внутрь


Фото 4.

Вот такая там костница. Маленький кусочек Праги.


Фото 5.

Пещерная церковь св. Климента (бывшая Георгиевская). Вообще, в самом монастыре множество ходов, но к сожалению, они закрыты для посещения.


Фото 6.

Местное старое кладбище.


Фото 7.

Каменная шестерня - жернов от мельницы.


Фото 8.


Фото 9.

Поднимаемся наверх. Перед нами руины крепости Каламита.
В VI веке, как и в других местах Горного Крыма, здесь комплектуется византийское укрепление гарнизоном из местных жителей. Крепость предназначалась для защиты с севера главного города византийцев в Таврике - Херсонеса. Она также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Тогда твердыня состояла из четырех башен. Вероятно из-за появления хазар в Крыму крепость прекращает существование.
В XII-XIV веках крепость называлась «Газарии» или «Каламира». Название «Каламита» впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV-ХV веков. В 1427 году мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна защищать порт княжества Авлиту.


Фото 10.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене - по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущими на верхний ярус с кельями и колокольней, три пещерные церкви. Помимо описанного скита в скалах Инкермана обнаружено еще восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.
Крепость Каламита и поселение, расположенное под ее стенами, были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламита опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и даже захватили и сожгли ее в 1434 году. Феодоро отбило и восстановило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и переименовали в Инкерман, а в конце XVI - начале XVII веков перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за большое количество пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были в основном искусственные, образованные в результате добычи белого камня.


Фото 11.


Фото 12.

В ХVII веке через Каламитский порт происходит оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, который был в Крыму 1634–1635 годах в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.
До середины XVIII века крепость и порт Каламита потеряли военное и торговое значение. После присоединения Крыма к России был возрожден средневековый скит и освящен во имя святого Климента.


Фото 13.

В начале XX век на вершине Монастырской скалы была сооружена церковь святого Николая, Чудотворца Мирликлийского. Храм был сооружен в память о Крымской войне. До настоящего времени не сохранился



Фото 14.

К сожалению, как не искал я подземный ход под крепостью - не нашел. Но зато нашел вот такие небольшие пещерки.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.

Старые могильные плиты.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Сверху открывается прекрасный вид на местную промку завода ЖБИ.


Фото 29.


Фото 30.

В результате добычи белого камня образовались вот такие террасы, горы напоминают отдалённо сказочные пирамиды. А над горами летела стая птиц. Жаль у меня не было телевика с собой.


Фото 31.


Фото 32.

Вот такие куски камней. Интересно, что это было? отходы производства от изготовленных здесь блоков или же разрушенное сооружение? В общем, для тех, кто не держал ничего тяжелее компьютерной мышки и стакана кофе - повод пофантазировать как Андрей Скляров.


Фото 33.


Фото 34.

Куски блоков прямо на склоне горы, напоминающей ступени пирамид - зрелище фантастическое.


Фото 35.


Фото 36.


Фото 37.

А между тем, камень здесь добывается до сих пор.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.

Внизу расположено вот такое карьерное озеро на месте бывшего карьера. Всё-таки горное дело делает мир прекраснее.


Фото 41.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.

К озеру можно спуститься - это просто отличнейшее место отдыха.


Фото 47.

С одной стороны оно напоминает древнеримский или же древнеацтекский бассейн. С террас в некоторых местах можно очень здорово попрыгать в тёплую пресную воду, которая была намного теплее неприветливого в тот день моря. Плюс даже при сильном ветре здесь тепло, поскольку ветер загораживают стены. Плюс здесь мало народу, поскольку все тусят у моря, даже если там грязно и ветрено. Любители рыбной ловли также могут найти здесь неплохое место. Здесь обитает карась и окунь.


Фото 48.

Ну а в следующем посте мы побываем в жутких Инкерманских штольнях по добычи белого камня...


Фото 49.

Оформлено с помощью «

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Советского Союза, а пещерные помещения, вырубленные в Монастырской скале, считаются прибежищем первых христиан в Крыму. На плато сохранились и развалины древней крепости Каламиты.

Пещер в инкерманских скалах огромное количество, они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Путь к монастырю идет по длинному тоннелю, расположенному под железной дорогой, о которой я расскажу чуть позже.

Как гласит легенда, в 98 году сюда был сослан за проповедь христианства императором Траяном Святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. Тут он встретил 2000 христиан, осужденных на горные работы, которым не хватало питьевой воды. Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, - возвеселимся.» После этого взял лопату и открыл источник воды. Многие после этого уверовали в Христа и приняли христианство. За продолжение проповедей в 101 году по приказу Траяна Святой Климент был утоплен, а на месте каменоломен в 8-9 веках был основан монастырь.

Попадаем на территорию монастыря и сразу же видим здание братского корпуса, оно сильно пострадало во время Второй мировой войны.

Недавно его восстановили, но специально остались следы от пуль на фасаде здания.

В 1875 году тут построили железную дорогу, соединившую Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с монастырем. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. В то время поезд тут проходил по согласованному времени, сейчас же, естественно, никто этого не делает.

Здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. настоящее время В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя, братский корпус, хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. Источник, обнаруженный Святым Климентом, был поврежден в советское время при разработке соседнего карьера по добыче известняка. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро, а монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания.



Озеро можно увидеть, если подняться на смотровую площадку, где находятся развалины крепости Каламиты.

Там находился еще один храм, построенный в 1905 году в честь Святого Николая Чудотворца. Здание храма пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано.

Прямо из скалы нависают балкончики колокольни и с прорубленными окошками, благодаря которым в пещерном монастыре светло.



Храм великомученика Пантелеймона Целителя частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает храм, который возвели в 1895 году в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года.

Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны и вот так выглядела его алтарная часть, вырубленная в скале.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик. Один вход через общий коридор ведет сразу к трем пещерным храмам.

При входе находится склеп-костница, где собраны черепа иноков и защитников монастыря. На стекле надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Церковь во имя святого апостола Андрея небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком, и, как считают вырублена самим папой Климентом и больше напоминает пещеру.



Переходы из церкви в церковь мрачны и увешаны иконами.

Главный храм монастыря, освященный во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики.

За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение - комната с каменной скамьей, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три пещерных храма, которые я описал, действующие. Места тут немного, поэтому богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы.

Это еще одно интересное место, в котором стоит побывать, если будете проезжать Инкерман.

Недавно удалось побывать в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Это уникальное и удивительное место, чья история корнями уходит в далекое прошлое и связана с появлением раннего христианства на крымских берегах, задолго до Крещения Руси Владимиром. Неспешно гуляя по святому месту, я сделал для себя ряд неожиданных и странных открытий, о которых обычно не пишут в путеводителях и которые с трудом укладываются в логическую цепочку исторических событий. Но обо всем по порядку.

Добраться к Свято-Климентовскому монастырю довольно просто. Двигаясь по трассе из Симферополя в Севастополь, проехав и не доезжая до моста через реку Черная, поворачиваем налево перед АЗС. Сам с трассы не виден — он скрыт за обильной растительностью и высокой железнодорожной насыпью, поэтому ориентиром могут служить развалины средневековой крепости Каламита, расположенной на плато Монастырской скалы.

Оставляем машину на стоянке возле дороги и идем к скале. Путь к монастырю проходит по длинному тоннелю, проложенному под железной дорогой.

Столь близкое расположение железной дороги в некоторой степени нарушает размеренный и умиротворенный быт монастыря. Но обитатели привыкли и склонны находить в этом даже положительные моменты, связанные с увеличением количества паломников в монастырь. Стоит упомянуть, время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII - IX до XIV - XV вв. Но в одном исследователи сходятся во мнении: отдельные пещерные церкви и отшельнические кельи Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма.

От тоннеля дорога ведет мимо древнего кладбища. Оно уже не используется, но за могилами ухаживают. Рядом с кладбищем находится Святой источник с которым связана красивая легенда.

Как гласит церковное предание, в 98 г. в инкерманские каменоломни за христианские учения в ссылку был отправлен один из величайших проповедников — святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. На заре христианства его знаменитое «Послание к Коринфянам» пользовалось большой популярностью и читалось на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Прибыв в инкерманские каменоломни на место заключения, святого Климента встретили около 2000 христиан, осуждённые на горные работы. Увидев св. Климента, они со слезами припали к его ногам, особенно жалуясь на недостаток воды в этих местах. Устье ближайшей реки было болотистым и вода была непригодна для питья. Для того, чтобы получить хоть немного воды, нужно было пройти не менее 45 стадий (9 км). Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, — возвеселимся.» По окончании молитвы святой Климент увидел агнца, стоявшего на склоне горы, как будто указывавшего место своим копытцем. После этого святой Климент взял маленькую лопату, начал копать в том месте, и тотчас явился источник вкусной чистой воды. Слух об этом чуде распространился по всей окрестности, стали стекаться люди в большом количестве, чтобы видеть источник и послушать святого Климента. Многие уверовали в Христа и приняли святое крещение. К сожалению, сейчас в источнике нет воды. Она пропала менее века назад, после создания карьера по добыче камня неподалеку. Из-за масштабных промышленных работ в советское время было повреждено русло подземной реки. Она изменила свое направление, и, как это часто бывает, затопила сам карьер. Таким образом монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания. В настоящее время ведутся работы по восстановлению источника.

Недавно его восстановили. При реставрации специально не тронули участки стены на фасаде здания, где остались следы от пуль. Теперь они служат немым напоминанием потомкам о кровопролитных боях, проходивших в этом месте.

За Братским корпусом находится Святой Троицы. Он был построен в 1867 году при настоятеле монастыря иеромонахе Ефреме. В советское время из-за отсутствия средств на содержание он пришел в упадок, однако, сейчас восстановлен и является действующим.

Пройдя еще немного вдоль скалы, можно увидеть храм великомученика Пантелеймона Целителя. Он был построен в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки 17 октября 1888 года. Начат в 1894 году, освящён 14 мая 1895 года Преосвященным Мартинианом, епископом Таврическим. Алтарная часть храма вырублена в скале, а к ней пристроено основное здание храма. В храме находился очень изящный ценный иконостас из стеклянной мозаики с иконами московского художника академика В.Д. Фартусова. В довоенное советское время в здании храма располагалась пекарня. Во время войны здание было разрушено до основания, но сейчас почти полностью восстановлено.

В нишах скалы над храмом пристроены колокольни и балкон одного из пещерных храмов, куда ведет наш дальнейший путь.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик, огражденный высоким забором с арочными воротами. Во дворике спокойная и уютная обстановка. Дорога прямо приведет ко входу в пещерные храмы. Слева работает церковная лавка, где можно приобрести разнообразную тематическую литературу, свечи, иконы и прочее. В центре дворика находится памятник воинам 25-й Чапаевской дивизии, павшим на инкерманских высотах в июне 1942 года, а в дальнем углу, у подножия скалы, погребены трагически погибшие в автокатастрофе 13 сентября 1996 г. архимандрит Августин и иеромонах Аганит, трудами которых началось восстановление монастыря в послесоветское время.

Дальше я сделал несколько интересных и загадочных наблюдений. При осмотре монастырского дворика можно заметить, что скала над ним имеет неестественно гладкую поверхность, и в нескольких местах видны ровные срезы под прямым углом длинной в несколько метров.

Находясь возле скалы, размеры срезов оценить сложно, но взглянув на скалу со стороны, откроются масштабы некогда проделанной работы. Становится заметен отсутствующий фрагмент скальной породы размером с 5-этажный дом. Это видно и на старой открытке начала прошлого века, на которой изображен монастырь.

Была ли здесь древняя каменоломня или часть скалы вырубили для других целей, вопрос не столь интересный. Интереснее было бы узнать, как древние люди, имея только кирки в качестве инструментов, смогли сделать такой большой и ровный срез. Ведь даже современное оборудование в горных карьерах оставляет после себя ступенчатые следы.

О древности среза может свидетельствовать небольшая пещера у его подножия. Вокруг входа в пещеру заметны следы глубокого выветривания скальной породы. Заглянув внутрь, можно убедиться, что она вырублена вручную, входное отверстие неровной формы. Внутренние стены шероховатые и грубо обработанные, со следами древних инструментов, с помощью которых скалывалась горная порода для получения нужной формы жилища.

Очевидно, часть скалы была срезана до появления христиан, так как согласно церковному преданию, священномученик Климент собственноручно вырубил в скале храм святого апостола Андрея первозванного, а если вход в этот храм находится на месте срезанного фрагмента скалы, значит срез был сделан до 98 г.

Но самая странная находка ждала меня у входа в пещерные храмы. Сбоку от крыльца зияли 3 зарешеченные отверстия зерновых ям. Удивили не столько зерновые ямы, сколько нелогичность их присутствия в этом месте и хаотическое расположение.

Зерновые ямы — одни из самых загадочных объектов пещерных городов Крыма. Как известно, существует множество версий об их предназначении и технологии изготовления. Однако, до сих пор никто точно не описал по какой именно технологии в древности они создавались. С помощью каких инструментов через небольшое отверстие (36-40 см) удавалось выдалбливать внутри скалы огромные емкости шириной до 180 см и глубиной до 2 метров с гладкими стенками без единого бугорка и зазубрины?

Скорее всего, скальный срез и зерновые ямы появились тут до появления христиан. Иначе сложно объяснить, почему для вырубания пещер и тоннелей не использовалась технология, позволяющая делать идеально гладкие стены, такие как в зерновых ямах или на отвесной скале под которой находится монастырь. Можно сделать предположение, что инструменты и технологии работы с камнем у предыдущих обитателей этих мест были гораздо совершеннее, чем у их исторически известных потомков.

Продолжая осмотр святого места, заходим в осовремененный вход (в средневековое время было не менее трех входов с лестницами) и попадаем в единый пещерный комплекс, который включает в себя Храм Священномученика Климента, Храм святого апостола Андрея Первозванного и Храм Святого Мартина Исповедника.

Поднимаемся по лестнице и попадаем в коридор-тоннель. В правой стене вырублены окна и балконные двери, а в левой расположены склепы-костницы, лестница, ведущая на верхний ярус, три пещерных храма и помещение, в древности служившее братской трапезной.

Неизгладимое впечатление производит костница, расположенная в углублении перед входом в храмы. Как свидетельствует описание монастыря начала ХХ века, «у входа в пещерную святого Климента в усыпальнице хранятся человеческие кости, — из коих только 12 голов лежит на видном месте под стеклом – это тех лиц черепы голов, кои были сосланы в каменоломню в Инкерман, куда был сослан и сам святой Климент». Не сохранилась древняя надпись, которая была над костницей, но ее воспроизвели на стекле, закрывающем проход: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». На мой взгляд, при всей своей простоте, надпись имеет глубокий смысл и каждый может понять ее по-своему.

Храм Священномученика Климента — главный храм монастыря и считается одним из самых больших пещерных храмов Крыма. За всю историю своего существования неоднократно приходил в запустение, но восстанавливался в последствии. В древности храм был посвящён святому великомученику Георгию Победоносцу, но в 1852 году после восстановления был освящён в честь святого священномученика Климента.

Храм святого апостола Андрея Первозванного по преданию был вырублен самим священномучеником Климентом Римским в период пребывания его в инкерманских каменоломнях в конце первого века нашей эры и служил местом его молитвенных подвигов. Храм по размерам небольшой, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от остальной части храма сплошной скальной преградой. Посередине находятся Царские врата, а по бокам от них прорублены два небольших окна. Освящён в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году.

Храм Святого Мартина Исповедника в плане прямоугольный, с алтарной апсидой на востоке и сводчатым потолком, представляет собой «обыкновенный тип крымских пещерных старых церквей». Единого мнения о времени сооружения храма нет. Так же как и большинство крымских пещерных храмов не единожды приходил в запустение, но каждый раз в последствии восстанавливался. В 1867 году был перепланирован из средневекового храма и освящён в честь святого Мартина Исповедника.

Сейчас все три храма восстановлены, находятся в хорошем состоянии и являются действующими. Каждый из них интересен по-своему, со своими уникальными архитектурными особенностями. Имея богатую историю, они привлекают множество паломников и туристов, желающих увидеть и прикоснуться к святым местам связанных с церковными преданиями раннего христианства.

В храмах очень красиво, но фотографирование там не приветствуется, поэтому я не смог запечатлеть их внутреннее убранство. Зато удалось сфотографировать вид с балкона. Немного воображения и можно представить, как было красиво в этих местах, без производственных зданий, заполнивших всю долину.

На на левом берегу реки Черной виднеются огромные валуны вдоль скалы. Не так давно там тоже были тоннели и пещеры. Их использовали наши войска как укрытие во время Великой Отечественной войны. Но при отступлении пещеры были взорваны, образовав гору из огромных валунов.

Закончив осмотр пещерных храмов, направляемся к развалинам крепости Каламита. Возвращаемся к святому источнику и от него, вдоль забора идем по тропе вверх и проходим мимо грота в скале.

Он настолько глубокий, что с легкостью, наверное, вместил десяток легковых автомобилей. Подобные гроты я видел в пещерном городе Мангуп-Кале, в одном из которых еще сохранился источник. Остается только гадать, сколько веков вода вымывала камень, что бы получилась такая огромная ниша.

От грота на вершину скалы ведет дорога, вырубленная в скале. На ней до сих пор сохранились следы от колес древних повозок. Легко представить, что здесь мог быть удобный спуск от крепости к реке, когда еще не было железнодорожной насыпи.

Следуем по дороге и из-за холма видим полуразрушенные башни — фрагменты крепости Каламита.

Согласно историческим данным, была основана в VI в. Она занимала площадь около гектара и в плане имела очертания неправильного четырехугольника. В XIV - XV вв. входила в состав православного княжества Феодоро, защищая его порт. За время своего существования, она неоднократно перестраивалась и усовершенствовалась. Основательная доработка была сделана князем Алексеем в начале 20-х годов XV века. Однако, вскоре отвоевали генуэзцы, а затем турки в 1475 г., переименовав ее в Инкерман. При захвате крепости турками была использована инновационная по тем временам военная техника — пушки. Став хозяевами крепости, турки усовершенствовали ее, приспособив к применению огнестрельного оружия. После присоединения Крыма к России, утратила свое стратегическое значение и пришла в запустение. В таком состоянии она находится и по сей день, продолжая разрушаться.

Башня крепостных ворот — одно из наиболее сохранившихся сооружений крепости. На замковом камне арочного свода выгравирована надпись с которой связано церковное предание. Священник Иаков, оставивший первые документальные сведения о монастыре, сообщает об увиденных в пещере мощах неизвестного. Застав святыню в состоянии поругания, его спутники хотели перенести мощи в Россию, но ночью святой явился одному из них во сне, «глагола с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хочу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день». Впоследствии именно эти слова святого — «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь» — выбили на камне, заложенном в арку крепостных ворот.

О том, какие сооружения находились на территории крепости в средневековье сведений не сохранилось. Известно лишь, что в в 1905 году на плато Монастырской скалы к пятидесятилетнему юбилею первой обороны Севастополя в память о воинах, убиенных в Крымской войне, был построен Собор святого Николая Чудотворца. Он был выполнен в классическом поздневизантийском стиле, крестообразный в плане и имел два придела - во имя святителя Николая и святого Иакова.

К сожалению, до наших дней он не сохранился. Землетрясение 1927 года значительно повредило здание, в нём образовались большие трещины. Окончательно Собор был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Теперь на его месте стоят два креста — один на месте алтаря, другой на месте входа.

Если пройтись вдоль развалин оборонительной стены, можно увидеть выдолбленный в скале древний ров, который окружал стену. Позднее в нем были сделаны пещеры.

Повернув за башней на холм, выйдем на край карьера. В нем добывались строительные камни в советское время. Карьер очень глубокий и наполовину заполнен водой. Его наполняет та самая подземная река, которая раньше питала Святой источник в монастыре.

По периметру древней крепости еще виднеются остатки оборонительной стены. Под ее восточной частью находится интересное сооружение, заслуживающее отдельного внимания. Развалины одной из башен расположены на огромном полукруге, около 10 метров в диаметре, вырезанном из цельного куска скалы.

Поражает не столько огромный фрагмент скалы полукруглой формы, сколько количество сил, потраченных на его изготовление. Учитывая выветривание, до сих пор заметна хорошая шлифовка камня, что выделяет его на фоне остальных сооружений. Сложно представить, для чего древним людям, имеющим примитивный набор инструментов, понадобилось изготовить этот полукруг на вершине скалы.

Его очертания хорошо видны на любых картах.

Было бы интересно узнать в каких целях каменный полукруг использовался в древние времена. О его существовании до строительства крепости можно судить по остаткам крепостных стен. В их разломах видна кладка с отсутствием какой-либо упорядоченности. Очевидно, строители не сильно заботились о правильности форм камней из которых строилось укрепление, а любые неровности сглаживали раствором.

Используя столь примитивную технологию кладки, строители вряд ли стали бы заботится об изысканной форме фундамента одной из башен. Вероятно, они приспособили каменный полукруг, который уже находился на вершине скалы, под свои нужды. Тогда возникает вопрос, кто и с какой целью его создал? Быть может, его создали представители древней цивилизации, летописных данных о которой не осталось, но следы которой иногда находят в горах Крыма и в море, вдоль побережья. Или полукруг был вытесан работягами, осужденными на горные работы, с помощью примитивных инструментов, по прихоти надзирателя. Точный ответ на этот вопрос сейчас сложно найти. Слишком много времени прошло с тех пор, а письменных сведений на этот счет не сохранилось.

Неожиданная находка заставила задуматься о том, сколько еще интересных сооружений может находится под землей. Возможно, под оборонительными постройками средневековья находятся еще более интересные мегалитические сооружения до которых пока никто не добрался… Ответ на этот вопрос так же скрыт под многовековыми слоями истории.

Спускаясь вниз и выйдя за ворота монастыря, я в очередной раз поймал себя на мысли, что каждый участок крымской земли буквально пропитан историей, и даже заурядная экскурсия может превратиться в увлекательное путешествие.

Как бы там ни было, Крепость Каламиту и Свято-Климентовский монастырь стоит посетить. Это интересное и по-своему уникальное место. Каждый сможет найти здесь что-то для себя, будь это душевное успокоение, живописные пейзажи или загадки археологии.

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях Севастополя , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху - на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом - Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный - это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря - пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин - еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря - частица мощей Святого Климента.

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Был в монастыре еще один наземный храм - в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только , куда мы и направились.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь расположен в городе Инкерман, практически на окраине Севастополя. Добраться до Инкерманского пещерного монастыря проще всего по Симферопольскому шоссе. Он находится практически у самой речки Черная. Возле речки есть указатели на монастырь, далее по указателям.

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь - одна из самых древних святынь Крымского полуострова. Первые молебны проходили в пещерах монастыря уже в 92 году нашей эры. Проводил богослужения 4-й папа Римский Климент, высланный из Рима на крымские каменоломни.
На сегодня Инкерманский пещерный монастырь - действующий храм, в котором проводят службы и обряды богослужения. Оставив машину на стоянке возле храма, пройдясь около 1-й минуты пешком, Вы попадаете к монастырским воротам. Возле ворот находится касса. Вход на территорию монастыря бесплатный, но в кассе можно заказать экскурсию по монастырю: стоимость 500 рублей на группу не более 5 человек. Зайдя в ворота храма, Вы увидите недавно отстроенное панно, посвященное святым, так или иначе связанных с храмом.


Пройдя от панно всего 10-15 метров, Вы попадаете к святому источнику, с которого начались первые чудесные деяния Святого Климента. Источник более 70 лет назад полностью пересох из-за строительных работ, проводимых в карьерах с другой стороны горы. Возле источника находится старинное кладбище, и именно через него начинается подьем к Каламитской крепости и прекрасные обзорные площадки на Инкерманское озеро.


После кладбища находятся жилые помещения монахов, а после них непосредственно начинается череда пещер, которые объединены в Храмы. В первом храме находится пещера, в которой и проходили первые обряды крымских христиан. Если Вы берете экскурсию, то обязательно уточните проходит ли сейчас служба, потому что во время службы экскурсия проходит на улице и все описания храма нужно рисовать себе в воображении, а потом заходить во внутрь и пытаться по воспоминаниям восстановить картину.
Адрес Инкерманского пещерного монастыря : г. Севастополь, Инкерман, а/я №3.


Был основан в первом веке нашей эры. История монастыря началась с Римской империи. В те годы в Римской империи велись гонения на христиан. За проповеди и молитвы можно было угодить на каторгу или попросту быть убитым в гладиаторской яме. Один из учеников святого апостола Петра, Климент, проповедовал и нес христианство людям. На одной из проповедей в Риме он был схвачен и сослан в Херсонес, сейчас Севастополь, а оттуда отправлен на каменоломни в район Инкермана.


Климент по прибытию на каторгу очень быстро обзавелся паствой. На каменоломнях было около 2-х тыс. христиан с Греции и Рима. Местом для собрания была выбрана одна из каменоломней, небольшая и удобная пещера, где Климент проповедовал, читал молитвы и совершал христианские обряды.
Поскольку Климент был учеником апостола Петра, то за ним постоянно велась слежка и практически любой его шаг доносился императору. В те времена правил император Троян, который прославился чрезмерной жестокостью и ненавистью к христианам. Ему и принесли донос на Климента и на его деятельность в каменоломнях. Троян принял решение убить Климента, и, по одной из версий, святого Климента привязали к якорю и под покровом ночи сбросили в Чёрное море. Случилось это в 101 году нашей эры. В расчете запугать христиан Инкермана были еще несколько казней простых прихожан и ужесточение условий содержания каторжников.


Полноценный монастырь в этих местах появился в 8-9 веках, на месте первого святого места, где проповедовал святой Климент. Название монастыря было дано в честь святого, а от небольшой пещеры начали расстраивать кельи, церковный двор, и вскоре монастырь стал одним из почитаемых в Крыму, с большим количеством прихожан, которые съезжались не только с округи, но и приплывали с Греции, Италии, России и других стран.
В 1475 году Крым захватили турки. Большая часть монастырей и храмов была уничтожена и разграблена. Начались новые гонения на христиан. Так, под гнетом турков, храм приходит в упадок и практически прекращает принимать прихожан.
В 1850 году началось возрождение Инкерманского пещерного монастыря. Было выстроено несколько храмов, обустроены кельи, сделан красивый внутренний дворик. Обустройством храма занимался художник и архитектор Д.М.Струков. Он по-новому украсил храм. Весь потолок выкрасили в серебряную краску, заново расписали храм и нарисовали иконы.


Русско-турецкая война, всего через четыре года после открытия, прокатилась практически возле храма. В боевых действиях храм не участвовал и стены его не пострадали, только внутреннее убранство было полностью разграблено союзниками Турции, а именно англичанами.
После Турецкой войны храм восстановили и он был действующий до середины 30-х годов прошлого века. С приходом коммунистов, храм был закрыт, а всё церковное имущество передано в Симферопольский музей.


В 1991 году храм был вновь открыт для прихожан и гостей Крыма. довольно-таки разнообразны и интересны, но, пожалуй, самой значимой из них является Инкерманский пещерный монастырь. Его возраст и историческое значение по праву ставят его на первое место. Попав на отдых в , или , обязательно посетите монастырь. Вы обязательно ощутите духовное очищение и физическое успокоение.

Инкерманский пещерный монастырь на карте Крыма