Как был убит князь игорь. Князь Мал древлянский

Великий князь Руси Игорь - это одна из фигур нашей истории, на которую вылили немало грязи. Его смерть в изложении «Повести временных лет» наложила негативный отпечаток на всё его правление, в котором было пролито много пота и крови для укрепления русской державы.

В летописи о последних днях князя сказано следующее: «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил свою дружину домой, а сам с малой дружиной вернулся, желая большего богатства». Дальше сюжет всем известен по школьным учебникам истории, древляне на вече решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне организовали засаду и убили князя и его дружинников, «так как было их мало».

Картина образная, яркая, запоминающаяся. В результате мы с детства знаем, что великий князь русский Игорь - это алчный и глупый грабитель (сунулся с малым числом воинов к уже ограбленному племени), бездарный полководец (сюжет сожжения русского флота «греческим огнём» в 941 году), никудышный правитель, который не принёс пользы Руси.
Правда, если рассуждать здраво и помнить о субъективности исторических письменных источников, которые всегда писались под заказ, то можно заменить несколько несоответствий. Дружина говорит великому князю, «а мы наги». Всего год назад - в 944 году византийцы, испугавшись мощи войска Игоря дали ему огромную дань. Князь «взял с греков золота и шелка на всех воинов». Да и вообще смешно говорить о том, что дружина великого князя (военная элита того времени) «нага». К тому же летопись сообщает, что Игорь взял с Византии «дань, какую Олег брал и ещё». Олег брал по 12 гривен серебра на брата (гривна равнялась примерно 200 грамм серебра). Для сравнения хороший конь стоил 2 гривны. Боевая морская ладья с набойными бортами - 4 гривны. Понятно, что после такого богатства, «сокровища» древлян - мёд и меха - это обычная дань (налог).

Следующее несоответствие - образ «неудачливого князя», бездарного полководца. За долгие годы своего правления (правил с 912 года - погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву - в 941 году. Причём, соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями - Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности - греки успели хорошо подготовиться к битве (о нападении русов сообщили болгары), и использования мощнейшего оружия того времени. Это был т. н. «греческий огонь» - горючая смесь, которую применяли в военных целях, его точный состав неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде. Надо учесть и тот факт, что военная кампания в целом была выиграна Игорем. Уже через три года великий князь собрал новое войско, пополнил его варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на врага. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Игорь проявил себя не только, как воин, но и дипломат - зачем воевать, если враг сам предлагает выгодный мир? Не забыл он и предательство болгар - он «повелел печенегам воевать Болгарскую землю».

Почему князь Игорь приказывает печенегам? Ответ есть и также не укладывается в образ «грабителя и авантюриста». В 915 году, когда «пришли впервые печенеги на Русскую землю» великий князь смог принудить их к миру. Понятно, что если бы Русская земля была слабой, ситуация сложилась бы иным образом. Как в те времена, так и сейчас, народы понимают только язык силы. Печенеги откочевали к Дунаю. В 920 году в летописи о печенегах есть ещё одна фраза - «Игорь воеваша на печенегов». Обратите внимание - не отбил набег, не в Русской земле сражался с ними, а «воевал на печенегов», т. е. сам пошёл на них и победил. В результате печенеги решатся испробовать силы Руси только в 968 году. К тому же, если участь тот факт, что Игорь мог в 944 году «повелеть» печенегам воевать Болгарскую землю, они были в вассальной зависимости от Руси. По крайней мере, часть племён. Это подтверждает и участие вспомогательных печенежских сил в войнах Святослава. 48 лет (два поколения) печенеги не смели трогать русские земли. Это говорит о многом. Всего одна строка - «Игорь воеваша на печенегов», и целый забытый подвиг русского воинства. Удар был такой мощи, что смелые воины степей два (!) поколения боялись нападать на Русь. Для сравнения, половцы, пришедшие позже печенегов, за сто пятьдесят лет сделали только пятьдесят крупных нападений на русские земли. Это не говоря о мелких рейдах, которые и не считали. А если взять период правления крестителя Руси Владимира Святославича, то ему пришлось сооружать линию крепостей по южным рубежам государства, сгонять туда ратников со всех концов державы. При Владимире отношения Руси со Степью резко ухудшились - шла непрестанная «великая брань» с печенегами, которые почти ежегодно прорывались к киевским предместьям. По данным византийского императора Константина VII Багрянородного, печенежские орды кочевали на расстоянии всего одного дня пути от Руси.

Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон - «Русской рекой», а Чёрное море - «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.

Спрашивается, кто великий государственный деятель? Игорь, которому платила дань могучая Византийская империя, печенеги были «острием его оружия» и два поколения не смели тревожить русских пределов, правитель сделавший Дон «Русской рекой». Или Владимир «Святой» - участник братоубийственной междоусобной войны, владевший сотнями наложниц, и строившим остроги на Десне, от печенегов, которые кочевали в дне пути от русских городов.

Загадка гибели Игоря и роль Ольги

Спрашивается, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говоря несколько фактов. Во-первых, настоящая русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнена варягами. После второго похода на Византию, в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность (официальная причина гибели Игоря и малой дружины) не была свойственна русам и вообще язычникам Севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Христиане-германцы, христиане-поляки наоборот отличались жадностью к добыче. В-четвертых, византийский автор Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».

Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живы и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время чувствовала себя хорошо, ещё князь Аскольд принял христианскую веру, при Игоре появляется соборная церковь. Был у христианской общины и высокий покровитель - княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.

Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин - это брат, сын, отец убитого, сын брата, или сын сестры. Женщины, как мстители не рассматривались. Кроме того, в те время дела христиан были не менее (а то и более ужасны), чем язычников. К примеру, христианский император Юстиниан Великий на столичном ипподроме приказал вырезать 50 тыс. восставших христиан, а император Василий II приказал казнить 48 тыс. пленных болгар (также христиан).

Удивляет число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, была ли Ольга среди организаторов этого убийства, или её использовали «втёмную» агенты Константинополя, которые действовали через христианские общины Киева и Древлянской земли.

Древляне возмутились было, думали освободиться от дани. Игорь усмирил их и заставил платить больше прежнего. Он тоже совершал походы в чужие края, но удачи ему такой, как Олегу, не было. При Игоре Рюриковиче совершен был набег на прикаспийских жителей. В 913 г. русские на пятистах ладьях явились в Черном море, проплыли в Азовское, поднялись по Дону до того места, где он близко подходит к Волге, и послали к хазарскому кагану просить пропуска через его владения по Волге в Каспийское море: обещали отдать хазарам половину всей добычи, какую захватят. Каган согласился. Переволокли воины князя Игоря свои ладьи в море, рассеялись по южным и западным берегам его, стали беспощадно избивать жителей, забирать в плен женщин и детей. Попробовали жители сопротивляться, но русские разбили их рать. Огромную добычу захватили победители и поплыли из Каспийского моря обратно в Волгу. Здесь отдали они, как условились раньше, половину награбленной добычи кагану, но захотели хазары и другую половину отнять у руссов. После трехдневной страшной битвы большая часть русской рати была истреблена, а остатки ее, спасавшиеся вверх по Волге, почти все погибли в борьбе с болгарами .

Печенеги и русские

В конце IX в., незадолго до начала княжения Игоря Рюриковича, по соседству с русскими появились орды нового племени кочевников – печенегов . Они стали кочевать в степях от Дуная до Дона. Византийское правительство, чтобы спасти свои владения от их набегов, старалось жить с ними в мире, посылало богатые подарки их вождям, а иногда коварные греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на руссов. В мирное время печенеги продавали русским коней, быков, овец, нанимались иной раз перевозить товары и таким образом помогали торговым сношениям с греками. Но по большей части эти кочевники враждовали с русскими, неожиданно врывались небольшими отрядами в русскую область, грабили ее, сжигали поселения, уничтожали нивы, часто нападали на русские купеческие караваны, поджидая их у Днепровских порогов.

Печенеги были рослые, сильные люди дикого, свирепого вида. Они были превосходные наездники и отличные стрелки. Стрелы и копья были главным их оружием, а кольчуги и шлемы защищали их от вражьих ударов. На своих легких степных конях с дикими криками кидались они на врагов, осыпая их стрелами. Затем, если не могли сразу сломить противника, обращались в притворное бегство, стараясь завлечь врага в погоню за собой и при помощи засады окружить его и уничтожить. Игорю Рюриковичу, первому из русских князей, пришлось оборонять свою область от этих степных хищников.

Походы князя Игоря на Византию

Задумал Игорь, по примеру Олега , сделать большой набег на Византию и промыслить себе и дружине большую добычу. Собрав огромную рать, направился он обычным путем на ладьях к берегам Византии . Как только показались бесчисленные суда русские в Черном море, дунайские болгары дали знать об этом императору. На этот раз руссы напали на азиатские берега Византийской империи и стали здесь, если верить греческим известиям, страшно свирепствовать: они предавали разным истязаниям пленных, выжигали селения, грабили церкви и монастыри. Наконец греки собрались с силами, снарядили корабли и выступили против врагов. Игорь Рюрикович был вполне уверен, что руссы одержат победу, но ошибся. Когда сошлись византийские суда с русскими, вдруг византийцы стали метать огонь на русские ладьи. Попадет он на лодку – спасения нет! Пламя охватывает ее – вода его не гасит, упадет огонь на воду – и на воде горит!.. Ужас овладел всеми; самые смелые, боевые дружинники, и те дрогнули, все пустились в бегство. Иные воины князя Игоря кидались с загоревшихся лодок прямо в воду и тонули; множество руссов погибло тут, много их попало в руки византийцам.

Спаслись немногие и рассказывали потом с ужасом, что у греков во время этого боя была в руках небесная молния, что они бросали ее на русские ладьи и те гибли в пламени. Дело в том, что византийцы употребляли на войне особый состав из нескольких горючих веществ (нефти, серы, смолы и др.). Когда состав этот зажигали, огонь нельзя было погасить водою, она даже усиливала пламя. По воде состав этот плавал и горел. На византийских судах на носовой части устраивались особые медные трубы, при помощи их греки, подойдя близко к неприятельским судам, бросали горящий состав и зажигали их. Этот «греческий огонь », как его называли, не одних руссов приводил в ужас, но и других иноплеменников, нападавших на греков.

Игорь Рюрикович хотел во что бы то ни стало загладить стыд своего поражения и отомстить грекам. Он послал за море звать охочих людей из норманнов в новый поход на Византию. Толпы хищных воителей, падких на добычу, направились в Киев. Три года собирался князь Игорь, наконец изготовился, нанял и печенегов, а чтобы они не изменили, взял у них заложников и отправился в путь.

Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Пришла в византийскую столицу Константинополь грозная весть из Корсуня (греческого города на Таврическом полуострове): «Идет Русь без числа: корабли их покрыли все море!..» За этой вестью последовала другая от болгар: «Идет Русь и печенеги с ними!»

Византийский император рассудил, что лучше ублажить как-нибудь врагов, не вступая с ними в новую борьбу, и послал нескольких знатных бояр сказать Игорю: «Не ходи на нас, возьми дань, какую брал Олег, мы еще и прибавим к ней».

Отправили греки и печенегам богатые дары – много золота и дорогих паволок (шелковых тканей). Руссы в это время дошли уже до Дуная. Созвал Игорь Рюрикович свою дружину, сказал ей о предложении византийского императора и стал советоваться, как быть. Порешили принять предложение.

«Когда император, – сказала дружина, – и так предлагает уплатить дань и мы можем взять с Византии золото, серебро и паволоки без боя, то чего же нам еще? Разве известно, кто одолеет – мы или они! Да и с морем не уговоришься. Не по земле ведь ходим, а по глубине морской – общая всем нам может быть смерть».

Принял этот совет князь, взял у греков золото и паволоки себе и на всех воинов своих и вернулся в Киев.

На следующий же год он и византийский император обменялись посольствами и заключили новый договор, похожий на договор Олега с греками . Князь Игорь Рюрикович пришел со старшими своими дружинниками (боярами) на холм, где стоял идол Перуна . Все положили свое оружие, копья, мечи, щиты и клялись византийским послам, что будут соблюдать договор. Были между дружинниками и христиане, они присягали в церкви св. Ильи.

Одарил князь Игорь греческих послов мехами, воском и челядью (то есть рабами) и отпустил их.

Договоры с византийцами Игоря Рюриковича и раньше – Олега – показывают, что русские совершали не просто дикие набеги, но имели в виду и торговые выгоды. В договорах этих уже выговариваются русским торговцам разные льготы; обязываются та и другая стороны оказывать помощь купцам, потерпевшим крушение, справедливо разбирать и судить разные ссоры, могущие возникнуть при торговых сношениях и пр. Опасливые греки, видимо побаиваясь воинственных руссов, требуют, чтобы в столицу не входило их разом более 50 человек, притом безоружных…

О смерти Игоря Рюриковича русские летопись рассказывают так. Под старость он не ходил сам на полюдье . Полюдьем назывался сбор дани: князь с дружиной обыкновенно ходил по селам и городам «по людям» и собирал дань, которую делил с дружинниками. Стал князь поручать сбор дани своему боярину Свенельду. Это невыгодно было для дружины Игоря, и стала она роптать:

«Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги, пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!»

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Картина К. Лебедева, 1901-1908

Послушался их князь Игорь, пошел в землю древлян собирать дань, причем он и дружина его прибегали к насилиям. Князь уже возвращался в Киев с данью, но захотелось ему пособирать еще. Большую часть дружины Игорь Рюрикович отпустил, а с небольшим отрядом вернулся опять в землю древлян производить поборы. Древляне возмутились, собрались на вече и порешили с Малом, своим старшиною, или князем, как величали они его: «Когда повадится ходить волк в стадо овец, то все стадо расхитит, если не убьют его; так и этот (Игорь), если не предадим его смерти, всех нас погубит».

Казнь князя Игоря древлянами. Рисунок Ф. Бруни

Когда князь Игорь снова начал силою собирать дань, древляне из города Коростеня перебили маленький отряд Игоря и самого его убили (945 г.). Есть известие, будто они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним несчастного князя, потом отпустили их, и Игорь Рюрикович погиб ужасной смертью – он был разорван деревьями на две части.

В летописных сводах X-XI веков сын легендарного князя Рюрика, Игорь, упоминается с добавлением слова Старый. Происходит это потому, что именно к нему возводят они начало династии русских князей Рюриковичей. Подобное наименование вошло в обиход, и широко использовалось историками более поздних времён. Не будем и мы отступать от установившейся традиции.

Краткое предисловие

Прежде чем начать разговор, следует отметить крайне важную деталь - обо всех событиях, в которых, так или иначе, принимал участие Игорь Старый, сегодня известно из ряда письменных памятников, часто противоречащих друг другу. Поэтому, ведя разговор о тех давно ушедших временах, принято следовать наиболее распространённой и общепринятой версии, и не следует удивляться, если она не во всём соответствует данным из каких-либо второстепенных источников.

Регент и попечитель юного князя

Как свидетельствует составитель «Повести временных лет» - летописец Нестор, после смерти легендарного князя Рюрика, последовавшей в 879 году, остался его малолетний сын и наследник Игорь, родившийся годом ранее. Поскольку по малолетству он ещё не мог приступить к княжению, то до его возмужания правление осуществлял родственник почившего правителя - князь Олег - тот самый, который вошёл в нашу историю с титулом Вещий. Он же был и ближайшим попечителем отрока.

Вскоре после обретения власти Олег подчиняет себе вольный, до той поры, Смоленск, а затем подступает со своей дружиной к Киеву. Летописец рассказывает, что киевских князей Аскольда и Дира он хитростью выманивает из укреплённого города, и убивает. Захватив таким образом власть, и желая придать ей легитимность, Олег указывает киевлянам на малолетнего Игоря как на законного наследника власти, себе же отводит роль некоего регента. В действительности же это было лукавством, поскольку власть он не выпустил из рук до самой смерти.

Женитьба князя Игоря

О том, как прошла юность князя Игоря ничего не известно, и в следующем отрывке летописец являет его читателю уже возмужавшим, однако, всё ещё не вышедшим из-под опеки Олега. Именно он приводит молодому князю невесту - совсем юную тринадцатилетнюю (а по некоторым источникам, вообще, десятилетнюю) псковитянку с необычайно поэтическим старославянским именем Прекраса.

Далее, Игорь Старый (которому тогда едва исполнилось 23 года), воспылав любовью, женится на юной красавице, но почему-то даёт своей невесте новое имя - Ольга. Объяснений этому его поступку может быть два - или это следствие сиюминутного каприза, или причина более серьёзная.

Вероятная родственница Вещего Олега

Дело в том, что Ольга - это скандинавское имя, являющееся производной формой от мужского имени Олег. Поэтому бытует предположение, что попечитель и временщик попросту сосватал наследнику свою родственницу, желая укрепить влияние на повзрослевшего юношу.

Так или иначе, но в историю России эта женщина вошла под именем княгини Ольги - первой русской христианки, причисленной к лику святых. Она же является бабкой крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Плодом её брака с князем Игорем стал сын Святослав Игоревич, унаследовавший власть, и ставший в отличие от своей матери жестоким гонителем христиан. Кроме Ольги у князя было много и других жён, но она всегда оставалась самой любимой.

Под бременем власти

В 912 году после неожиданной смерти своего опекуна, которую так поэтично воспел А. С. Пушкин, Игорь Старый обрёл, наконец, всю полноту власти. До этого времени он являлся самостоятельным правителем Киева лишь в 907 году, когда Олег оставлял его своим наместником во время похода в Византию, в ходе которого он овладел Царьградом и прибил на его вратах свой знаменитый щит.

Власть, ставшая достоянием ещё неопытного в правлении Игоря, принесла с собой немало забот. В частности, узнав о смерти Олега, взбунтовались и отказались платить ранее установленную дань племена древлян - восточнославянских народов, населявших в те годы территорию нынешнего украинского Полесья.

В результате князь Игорь Старый был вынужден, собрав дружину, идти усмирять бунтовщиков, что он и сделал в 913 году, а чтобы впредь было неповадно вольничать, обложил их данью, вдвое превышающей прежнюю.

Азиатское коварство и честолюбивые мечты

Следующим по хронологии военный поход был совершён князем против печенегов, впервые появившихся на Руси в 915 году. Направляясь в Византию для помощи ей в отражении нападения болгар, эти степные жители не имели в отношении подвластных Игорю земель агрессивных намерений, и князь согласился пропустить их. Однако, исполненный коварства, он ударил с тыла по их арьергарду, и в результате одержал довольно лёгкую победу, овладев имуществом и провиантом.

Это был успех, но разве он мог сравниться с той славой, которой покрыл себя его предшественник и опекун - Вещий Олег? Мысли об этом не покидали сознание честолюбивого и завистливого Игоря. Чтобы обессмертить своё имя, ему требовалось нечто, способное затмить прежние победы. Мечты о собственном щите на вратах Царьграда наполняли его жизнь. И в 941 году начинаются походы Игоря Старого на Византию. Их было два, каждый из которых по-своему интересен.

Морской поход на Византию

Первый поход князь осуществил морским путём, посадив на ладьи всё своё многочисленное войско. Сколько потребовалось этих небольших и весьма примитивных кораблей, чтобы двигаясь вдоль морского побережья от устья Днепра до Константинополя, перевести весьма значительное количество людей, доподлинно неизвестно. Нестор Летописец сообщает о 10 тыс. судов, европейские же источники говорят лишь о тысяче.

В любом случае это была достаточно внушительная флотилия. На подходах к византийской столице ей удалось одержать ряд незначительных побед, но затем случилось непредвиденное. Защитниками города было применено против них совершенно неизвестное на Руси оружие, вошедшее в историю под названием греческого огня.

Молния, сошедшая с неба

Судя по оставшимся описаниям, это было некое подобие современного огнемёта. Суть его состояла в том, что при помощи специальных сифонов в направлении противника под давлением выбрасывалась струя горящей смеси, не гаснущей даже при попадании в воду. Из чего она состояла точно неизвестно, но ряд сохранившихся записей, а также лабораторные эксперименты дают основание полагать, что её компонентами были негашёная известь, сера и нефть.

Эффект от применения этого оружия был колоссальный. Мало того, что с его помощью отправилась на дно добрая половина княжеской флотилии, но и на оставшихся в живых вид летящего огня произвёл неизгладимое впечатление. Известно, что они в панике бежали, а вернувшись на родину, рассказывали о некоем чуде - молнии, сошедшей с неба и истребившей их воинство. Таким образом, первый византийский блин вышел у Игоря большим кровавым комом.

Армия мародёров

Значительно удачней сложился второй поход, который Игорь Старый предпринял в 944 году. Он принёс если не воинскую славу, то, во всяком случае, изрядную добычу. За год до этого у князя родился сын - Святослав Игоревич, и на время отсутствия отца он номинально считался правителем, хотя, разумеется, за него эти функции выполняла мать - княгиня Ольга.

В этот раз княжеское воинство было разделено на две части, одна из которых двигалась по суше, а другая, как и в прошлый раз, разместилась на ладьях. Чтобы достичь, наконец, желаемого триумфа, Игорь собрал под свои знамёна огромное количество ратников, в число которых входили представители всех племён, с которыми у него были налажены контакты. Желание безнаказанно пограбить и обогатиться за чужой счёт соединило в его рядах русичей, варягов, печенегов, кривичей, половцев и многих-многих других искателей лёгкой наживы.

Синица в клетке

Двигаясь вдоль побережья Чёрного моря по направлению к Византии, эта орда оставляла после себя мёртвую выжженную землю, и весть о творимых ею бесчинствах разносилась далеко по окрестным землям. Когда эти слухи достигли византийского императора Романа I Локапина, он пришёл в ужас, и счёл благоразумным попытаться как-то отвести беду от своего государства, тем более что иноземцы достигли уже к тому времени берегов Дуная.

С этой целью он выслал навстречу войску послов с дарами столь богатыми, что, посовещавшись, ратники решили не продолжать поход. В этом был свой резон - идти вперёд, и рисковать головой, чтобы умножить и без того богатую добычу, никто не хотел. В результате, вспомнив лишний раз, что лучше синица в клетке, чем журавль в небе, все повернули назад. К тому же синица им досталась хоть и не овеянная славой победы, но весьма тучная.

Поход к древлянам за данью

Возвратившись из похода, князь не подозревал, что жизни его уже подходит конец, и виной тому не старость, хотя ему минуло к тому времени 67 лет, а жадность, которая всегда составляла неотъемлемую часть его натуры. Однажды она его и погубила.

Дело в том, что правление Игоря Старого держалось исключительно на силе его дружины, служившей ему опорой в борьбе с иными претендентами на власть, которых, как всегда, было немало. Поэтому для него являлось крайне важно поддерживать должные отношения с ратниками. И вот однажды среди них поднялось недовольство тем, что в дружине князя Свенельда - игорева воеводы, воины богаче одеты и лучше вооружены, чем они.

Не желая самому нести расходы, и в то же время, стараясь успокоить недовольных, он решил нагрянуть вместе с ними к древлянам и путём грабежа, совершаемого под видом сбора дани, решить проблему. Дружинники его охотно поддержали, и многочисленный отряд во главе с князем отправился к инородцам.

Поначалу всё шло именно так, как и было задумано. Дань собрали превеликую, и в предвкушении дележа отправились домой. Но тут в сердце князя зашевелилась змея, да пострашнее той, что ужалила когда-то Вещего Олега. Зовётся она жадностью, и сгубили её укусы несметное количество людей. Вот и Игорю запало на душу, что если вернуться с малым числом людей, да ещё пограбить, то и куш выйдет пожирнее, и делить его придётся на меньшее число ртов.

Не учёл он лишь того, что обязан знать каждый правитель - нельзя даже самых покорных людей доводить до крайности, иначе беда. Так и произошло, увидев князя, возвращающегося с малыми силами, и поняв его намерения, древляне взбунтовались. Перебив охрану, они предали князя лютой смерти - привязав за ноги к двум склонённым друг к другу елям, разорвали пополам. Так бесславно окончил свою жизнь киевский князь Игорь Старый, биография которого, почерпнутая из древних летописных сводов, легла в основу нашего рассказа.

Заключение

В завершение отметим одну любопытную деталь - в «Повести временных лет» этот правитель дважды назван «князем-волком». Несомненно, что столь выразительный и очень меткий образ во многом передаёт его истинную сущность. Как внешняя, так и внутренняя политика Игоря Старого всегда преследовала цель собственного обогащения и прославления, и не была направлена на интересы государства. Характерно, что существительное волк, кроме своего прямого значения, в древности употреблялось для выражений таких понятий, как грабитель, вор и разбойник, каковым, по сути, и являлся Игорь Старый. Смерть стала достойным воздаянием за его дела.

История нашей страны пронизана тайнами и загадками, в последние годы у ученых вызывает огромные вопросы написанная Нестором "Повесть временных лет". В ней всегда находили некоторые несоответствия и белые пятна, но уже несколько лет историки и археологи довольно серьезно ее изучают. И порой их открытия противоречат всему тому, что мы знали ранее.

Недавно в научном сообществе появилась новая версия появления славян и роли древлянских племен в образовании государства. Да, да, вы не ослышались - именно древлянских племен. Тех самых, которые платили дань князю Игорю и вероломно убили его. А вероломно ли? Давайте посмотрим на историю немного под другим углом.

"Повесть временных лет": официальная история

Современные россияне практически ничего не знают о том, кто такой князь Мал. Несмотря на то что это была довольно известная и влиятельная историческая личность, в древних летописях о ней довольно трудно найти упоминания. Единственным известным всем упоминанием об этом человеке является "Повесть временных лет", в которой описан диалог между князем Игорем и князем Малом. В результате древлянский правитель возглавил восстание и умертвил практически безоружного русского князя. А потом еще и посватался к его жене Ольге, за что и поплатился своим народом и собственной жизнью.

Печальная история, не правда ли? Тем более что в русских летописях ни до этого периода, ни после князь Мал древлянский не упоминается. Он вместе со своим государством, по мнению летописцев, будто просто исчез. Но в реальности такого просто не могло быть, и любой образованный человек увидит в данной трактовке исторических фактов некоторую недосказанность.

Конечно, разобраться в этом и выяснить правду довольно сложно. Тем более что за пылью веков трудно разглядеть реальные события, а можно лишь выдвигать гипотезы. Однако мы все же попробуем собрать по крупицам информацию из разных источников, чтобы рассказать вам, кто же такой на самом деле князь Мал и его народ, прозванный в "Повести временных лет" диким и дремучим.

Древляне: история народа и местонахождение

Если взять современную карту, то бывшие территории древлян будут попадать как раз на Житомирскую область. А столицей древнего государства был город Искоростень, который сейчас известен под названием Коростень. Запомните, что данный город находится не слишком далеко от Киева. Этот факт нам потом еще очень пригодится.

О происхождении древлян известно не так уж и много. По одной версии, князь Мал - это потомок народа дулебов, а по другой, древляне явились осколком племени готов, которые осели в данных лесах и стремились всеми силами сохранить свою самобытность. В пользу последней версии высказываются многие ученые, ведь о том, что племена готов проходили по этой земле, известно уже давно.

К тому же готы считали себя потомками древнего и могущественного предка Амала, поэтому неудивительно, что князь древлян Мал, представленный в русских летописях практически дикарем, считал себя равным княгине Ольге и уверенно просил ее руки. Именно данный факт всегда смущал ученых, ведь не воспринимай княгиня древлянского правителя как равного, она не стала бы общаться с посольством от него и вести какие-либо переговоры. Это всегда наводило историков на мысли о замалчивании знатного происхождения князя в древних источниках.

Многие историки, изучавшие древние летописи, пришли к шокирующему выводу - древлянское княжество вместе с Искоростенем было образовано гораздо раньше Киева, признанного родоначальника Русского государства. Если верить данной версии, то Киев был образован в качестве торгового города, и только спустя много лет сюда была перенесена столица княжества. Но правителем оставался древлянский князь Аскольд, ведший активную торговлю и склонявший свой народ к христианству.

Стоит отметить, что древляне были язычниками, и такие нововведения князя им не нравились. В результате заговора Аскольд был убит князем Олегом, отцом малолетнего Игоря, а древляне были обложены данью и превратились фактически в вассалов Киева. Необычный взгляд на историю, не так ли? В этом свете все последующие события видятся совсем иными, чем о них рассказывал Нестор.

Родословная князя Мала

Князь Мал древлянский был из очень знатного рода. Об этом говорят частично сохранившиеся летописи в Киевско-Печерской Лавре. К сожалению, сами древляне летописи не вели. Это позволяло Нестору считать их крайне диким народом, но современных историков данный факт сильно удивляет и заставляет пускаться в поиски причин столь вызывающего равнодушия к своей истории. Доподлинно известно, что не существует ни одного письменного источника на древлянском языке, хотя сами племена довольно активно общались с полянами, волынями и другими соседями, которые владели письменностью и донесли до наших дней некоторую информацию о древлянах.

Согласно этим свидетельствам, князь Мал является прямым потомком Кия, избранного на княжение в Киеве советом старейшин. Все древляне ведут свой род от великого Белояра Криворга, который сумел заложить несколько крепостей, защищавших обширные земли княжества. Название "древляне" не является топонимическим, многие историки считают, что оно появилось от соседних племен. Они внимательно наблюдали за своими грозными соседями и особенно удивлялись их стремлению селиться в самых дремучих лесах. Так и появилось название целого народа, сохранившееся до наших дней.

Стоит отметить, что, судя по описаниям, древляне отличались недюжинной силой и здоровьем. А их князья были довольно высокими и физически крепкими людьми, они в одиночку ходили на медведя и могли победить его голыми руками. Прапрадед Мала князь Воин активно основывал крепости и ратовал за объединение своего народа. А дед по имени Яртур стал практически воспитателем своего внука, так как отец Мала погиб до его рождения еще на охоте. О матери и отце древлянского князя практически ничего не известно, единственное уточнение летописцев касалось происхождения матери князя Мала. Она являлась дочерью Яртура, поэтому юный князь с младых ногтей воспитывался своим дедом в традициях своего народа.

Быт и обычаи древлян

Обычаи и традиции древлян дошли до наших дней в виде обрывочных и довольно противоречивых сведений. Известно, что древляне приветствовали многоженство и часто воровали невест в соседних племенах. Жили они в полуземлянках, которые были дополнены срубами из цельных бревен. В одном доме жило около пятидесяти человек, в нем же хранились все запасы продовольствия и обитал домашний скот. Принято было в племенах рабство, сильных и здоровых пленников отправляли валить лес и строить крепости.

Мрачная картина складывается, ведь можно сказать, что описанные обычаи характерны только для самых отсталых и воинственных племен. Однако не делайте поспешных выводов, наша информация может изменить ваше мнение о древлянах. К примеру, любой раб через пять лет становился свободным человеком и мог выбирать, где ему жить. Одни возвращались на свою родину, а другие выбирали жену и становились членами племени. Но иметь нескольких жен они не могли, этим древляне ограничивали чужеземный род. Отпрысков от иноземца не могло быть больше, чем чистокровных древлян.

Легенда о воровстве девушек тоже на самом деле не выглядит столь страшной. Древляне могли умыкнуть невесту только с ее согласия. Обычно в мае происходили смотрины, когда на большой поляне собирались юноши, старейшины и красавицы подходящего возраста. Когда происходил выбор спутницы жизни, она приходила в дом мужа, что должны были засвидетельствовать старейшины. Брак с этого момента считался заключенным.

Возможно, это удивительно для современных людей, но развестись древляне не могли. С момента вступления в брак юноша считался взрослым и мог нести службу в племени. Старейшины при заключении брака оговаривали вопросы содержания жены и будущих детей. Если мужчина нарушал данные правила, то мог быть поставлен в услужение своей семье до конца жизни. В некоторых случаях его изгоняли из племени, а женщине подбирали нового мужа. Мужчина мог иметь столько жен, сколько позволял его доход. В случае смерти кормильца все жены распределялись между родственниками мужа по обоюдному согласию.

Очень жестоко наказывалось убийство, воровство, прелюбодеяние и другие грехи. Например, за убийство виновного связывали лицом к лицу с его жертвой и закапывали живьем. Столь же сурово наказывались и иные проступки.

Религия и сакральные знания древлян

Древляне были язычниками, они верили в духов природы и растений. С особым трепетом они относились к древним дубам. Некоторые историки серьезно работают над версией, согласно которой друиды и древляне имеют общие корни. Уж очень много параллелей непроизвольно приходит на ум ученым. Это необыкновенная вера в духов леса, отсутствие письменности, жестокие обычаи и даже небывалые познания в целительстве, равным которых не было среди всех славянских племен.

Практически все болезни лечились с помощью травяных настоев, мазей и отваров. Некоторые рецепты, записанные со слов древлян, сохранились до наших дней. По ним можно судить, насколько обширные знания о природе были у древлян.

Князь Мал: годы жизни

Чтобы найти дату рождения древлянского князя, историкам пришлось серьезно потрудиться. Считается, что Мал родился в 890 году. Имя внуку дал Яртур, и, по одной из версий, он был так назван за то, что родился маленьким, но крайне крепким. К тому же летописцы утверждают, что с рождения у мальчика был горб. Это обстоятельство списывают на то, что мать Мала упала с коня во время беременности и навредила будущему ребенку.

Другие источники утверждают, что мальчик родился маленьким, но очень здоровым и только в трехлетнем возрасте упал с коня. После чего у него и стал расти горб. Несмотря на обладал красивыми чертами лица и недюжинной силой. Как и его предки, он легко справлялся с медведем и был крайне справедливым правителем.

О правлении князя Мала практически ничего неизвестно. "Повесть временных лет" представляет его человеком, который заманил князя Игоря и жестоко расправился с ним, подняв восстание в девятьсот сорок пятом году. Через год он был умерщвлен вдовой Игоря Ольгой, которая четырежды отомстила за смерть своего супруга. А если немного глубже погрузиться в исторические события, что мы увидим?

Князь Мал: восстание 945 года

В учебниках истории действия князя рассматриваются как восстание против законной власти киевского правителя. Но так ли это было на самом деле? Мы знаем, что князь Игорь отправился в поход за данью, которую исправно платили ему племена. Древляне отдали приехавшему с дружиной князю все положенное и со спокойной душой отпустили его. Но Игорю было мало полученных сокровищ, он прельстился богатством древлян и послушался своего воеводу Свенельда, уговорившего князя пойти в Древлянскую землю еще раз.

Как это рассматривать? Как минимум в качестве нарушения договора, которого племена свято придерживались. К тому же Нестор не останавливается на личности Свенельда, а о нем стоило бы поговорить обстоятельно. Дело в том, что воевода считался преемником победившего когда-то древлян. Он был довольно жаден, жесток и лицемерен. Но сумел втереться в доверие к Игорю и даже получил право собирать дань с древлян. Вот здесь и кроется весь смысл трагедии - получив свое, хитрый воевода решил чужими руками заполучить больше добра и подбил князя на повторный поход. К тому же уговорил Игоря отправить восвояси дружину, чтобы по обычаю не делить с воинами добычу. Что это, как не крайняя жадность?

Неудивительно, что князь Мал не с добром встретил русского князя, но все же попытался усовестевить его. После неудачной попытки остановить грабеж древлян (а это именно так и выглядело) Игоря схватили и казнили как преступника. Согласно обычаям того времени, древляне имели полное право наказать нарушителя договора и вора, пришедшего на их землю взять чужое. По правилам славян эти действия были законными. В этом свете князь Игорь и князь Мал выглядят совсем иными историческими личностями, чем представлял их Нестор.

Расправа над древлянами: правда или вымысел?

Согласно "Повести временных лет", князь Мал, избавившись от Игоря, посватался к его вдове. Это, в случае удачи, могло вернуть ему киевский престол и заключить вечный мир между народами. В ответ Ольга дважды истребила древлянских послов, это была страшная резня, в которой погибло около пяти тысяч человек. Далее княгиня задумалась, каким образом должен быть наказан древлянский князь Мал. Воевода Претич со своей дружиной предложил Ольге собрать войско и уничтожить Искоростень вместе с мятежником. Что и сделала скорбящая вдова - город сожгли, древлян обложили новой данью, а голову князя Мала водрузили на пику. Красивая легенда. Но вот правдивая ли?

На самом деле историки очень сильно сомневаются, что все описанное Нестором было правдой. И на то есть несколько причин:

  • Искоростень стоял недалеко от Киева (мы говорили об этом в начале статьи) и о расправе над первым посольством князь Мал не мог не знать;
  • археологи не смогли найти достоверных свидетельств о массовой резне в Киеве и не обнаружили захоронений такого большого количества людей;
  • по законам того времени даже не могла оправдать убийство пяти тысяч человек;
  • историки нашли упоминание о том, что княгиня Ольга семь лет жила в Искоростене вместе с сыном (а ведь город был якобы уничтожен).

Вся эта информация заставляет искать новые факты о судьбе древлянского князя.

Так что же в реальности произошло с князем Малом после 945 года?

А вот это является самой большой загадкой в данной истории. Ученые выдвинули гипотезу, которая более всего похожа на реальные события. Согласно закону "кровной мести", княгиня Ольга должна была мстить за смерть мужа, но делать она этого не хотела. Поэтому на встрече с древлянским посольством был заключен договор, по которому княгиня устанавливала древлянам фиксированный налог и "фиктивно" уничтожала Искоростень якобы из мести. В итоге Ольга подошла к стенам города, где не было никого из знати, и сожгла только небольшую его часть, не навредив древлянам.

Согласно некоторым сведениям, с 947 года Ольга жила именно в якобы сожженном ею городе. Местные жители до сих показывают приезжим туристам ее купальни и другие места, где, по преданию, княгиня любила гулять.

А что же князь Мал? О его судьбе ничего неизвестно, историки могут только строить версии и догадки произошедшего с ним. Но до сегодняшнего дня в Коростене живут люди, фамилия которых произошла от второго имени князя - Нискинич. Они считают себя потомками великого княжеского рода.

Где увековечен древлянский князь?

Памятник князю Малу установлен в городе Коростене. Эта потрясающая десятиметровая медная фигура, возвышается над рекой Уж, где, по преданию, и был казнен князь Игорь, преданный суду древлян. Князь Мал изображен в древнерусском одеянии с огромным тяжелым мечом, взгляд его устремлен вдаль и наполнен думами о своем народе.

Заключение

Неизвестно, так ли на самом деле выглядел древлянский князь, как изобразил его скульптор. Но его судьба и деяния являются крайне интересными для ученых. Они предлагают взглянуть на знакомые исторические события с иной точки зрения. Кто знает, возможно, именно так все и было когда-то в далеком девятьсот сорок пятом году.

(д.р. неизвестна - 945 год)

Игорь – князь киевский, фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – Повести Временных лет – сын Рюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др.

Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912 года, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань).

Имя князя Игоря cвязано с первым упоминанием о Пскове в общерусском летописном своде и относится к 903 году. В этом году он женился на псковской девушке , ставшей впоследствии великой княгиней киевской, мудрой правительницей и первой из русичей, принявшей православную веру первого на Руси храма во имя , считавшегося символом Пскова и Псковской земли. В местечке Будник под Псковом родился "Красное солнышко", внук княгини Ольги - креститель Руси.

В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915 году, они пять лет не тревожили русских, но с 920 года, как пишет составитель Повести Временных лет, начали вновь вторгаться в просторы Руси.

В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.

Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943 году. Предупрежденные болгарами и хазарами «о русичах без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911гг.) в русской истории. Договор 944 года устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли какой-то правитель вражеской земли хотели начнеть наше царство от нас отъимати, да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…»

Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под 944г. в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор 944г. назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления - раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства.

После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!».

После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 году со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. После смерти Игоря, вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове князя, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю.

Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. После смерти Игоря, княгиня Ольга вместе с малолетним сыном Святославом пошла войной на древлян. По сведениям летописи, Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежание подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани).

К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова.

Лев Пушкарев http://www.krugosvet.ru/articles/112/1011212/1011212a1.htm
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.