Конспект занятия по познанию на тему «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль» (старшая группа)

Задачи занятия: уточнить представления детей о существенных признаках февраля: дуют ветры, вьюги, ночью бывают сильные метели, но день увеличивается, чаще выглядывает солнце; .

В гости приходит доктор Воздух.

Доктор Воздух.

То бураны, то метели

К нам в деревню залетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль .)

Вот и дождались мы с вами последний месяц зимы. Младший братец зимних месяцев - февраль. Назовите старшего братца зимних месяцев, среднего. (Ответы детей.)

У февраля два друга: ветер и вьюга. Ветер свистит, завывает, кружит. Вьюга налетит, завалит все пути-дороги огромными сугробами - не перешагнуть, не перепрыгнуть. Не хочет зима-царица убираться прочь. А растения уже к встрече с весной готовятся. Лишь пригреет солнышко - начнут раскрывать они свои почки. Все ждут прихода весны.

Игра «Подбери признак».

В. В феврале снег (вьюга, солнце, мороз, день и т.д.) какой?

Доктор Воздух приглашает детей в гости к доктору Солнцу.

Доктор Солнце предлагает детям поиграть. Превращает их в волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Я только чувствую».

Игра «Путешествие волшебников».

Дети отправляются в путешествие по зимнему месяцу февралю. Волшебникам предлагается ответить на вопросы. Что увидели волшебники «Я только вижу», что услышали волшебники «Я только слышу», что почувствовали волшебники «Я только чувствую».

Доктор Солнце, доктор Вода, доктор Воздух и доктор Природа предлагают детям вспомнить, что они узнали о зиме.

Игра «Зимние месяцы».

Доктора называют зимний месяц, а дети должны рассказать его признаки.

Игра «Хорошо - плохо».

Доктор Природа задаёт вопросы: «Чем полезна (опасна) зима для здоровья?»

П риметы февраля

  • Начало февраля погожее - жди весну пригожую.
  • Холодные северные ветры в феврале - к урожаю.
  • Тёплый февраль предвещает холодную с морозами весну.
  • Туманы в феврале предвещают дождливый год.
  • Февраль холодный и сухой - август жаркий.
  • В феврале много инея на деревьях - будет много мёда.

Январь – году начало, зимы середка.

Январь – батюшка год начинает, зиму величает.

Февраль силен метелью, март – капелью

Февраль богат снегом – апрель водою.

Ведущий: Все пословицы и приметы складывались народом и покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с играем в игру, вторая называется «Золотые ворота».

Подвижная игра: «Золотые ворота»

Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

Ведущий: Поиграли немного, а теперь можно и отдохнуть, садитесь все на стульчики, нам пора отправляться дальше.

Посмотрите все сюда

Отправляться в путь пора

Зазвенел наш колокольчик

И со вторым звоном к нам спешит в гости январь.

Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением января, читает стихотворение

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

Ведущий: Ребята, расскажите мне во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забава?

Дети: лепим снеговика, строим крепости, катаемся на санках, коньках, лыжах, играем в снежки.

Ведущий: Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.

Психогимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок) .

Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) .

И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов) .

Его улыбка так светла! (изображают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показываю глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу) .

Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)

Увы – (пожимают плечами)

И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: В январе как правило крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

Дети называют русские народные сказки.

Ведущий: у меня тоже есть книга со сказка, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне, пожалуйста, закончить сказку и назовите ее. Но у меня есть маленькое условие, тот, кто догадается что за сказа, поднимает руки, и ни кому не говорит название этой сказки. На столе у меня будут лежать картинки с изображением сказок, тот кого я вызову, подходит к столу и находит ту сказу, которую мы свами составили, показывает ее вам. Если правильно, мы все вместе скажем, как она называется. Готовы. Слушайте меня внимательно.

Викторина по русским народным сказками

«Колобок»

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился

По дорожке …. (покатился)

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню (пел) .

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый …. (мишка)

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую (лису)

От нее уйти не смог.

Что за сказка? …. (Колобок)

«Волк и семеро козлят»

Жили семеро ребят –

Белых маленьких… (козлят)

Мама их любила,

Молочком … (кормила)

Тут – зубами щелк да щелк –

Появился серый …. (волк)

Как коза запел тот зверь:

Отворите, детки …. (дверь)

Ваша матушка пришла,

Молочка вам … .(принесла) .

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«…. и … .»

«Маша и медведь»

Маша в коробе сидит,

Далеко она (глядит)

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее …. (медведь)

Вместе с пирогами.

Путь не близки,

Дальний путь.

Хочет Миша …. (отдохнуть)

Только Маша не дает

На пенек присесть.

И румяные пирожок

По дороге …. (съесть)

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у на какая книжка

Это «…. и… »

Ведущий: Посмотрите у нас на столе остались картинки с эпизодами из сказок, которые мы не назвали. Я их буду показывать, а вы мне называть сказки.

Ведущий: Ребята, чтобы ярче светило солнце, поскорее пришла весна, люди выходили на улицу и играли в игру «Гори, гори ясно».

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком по середине круга.

Дети идут по кругу и приговаривают слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят.

После этих слов дети останавливаются, и те, между кем будет ведущий с колокольчиком, на слова «Раз, два, три беги», бегут по кругу в разные стороны. Кто вперед возьмет колокольчик, тот и будет водящим. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Посмотрите все сюда

Отправляться в путь пора

Зазвенел наш колокольчик

И с третьим звоном к нам спешит в гости февраль.

Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением февраля, читает стихотворение

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Прозрачно- дымный, как вуаль.

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

Ведущий: ребята, подумайте и ответьте на вопрос, о каких белых птицах идет речь?

Дети отвечают о снежинках.

Ведущий: правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады. (мороз)

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Ведущий: Ребята, посмотрите сколько выпало снега превратилось в снежки. я предлагаю вам собрать его, но для начало постройтесь в одну шеренгу, вспомните названия зимних месяцев и называйте из по порядку. Вы разделились на команды: первая команда – декабрь, вторая – январь, третья – февраль. Начинаем игру.

Подвижная игра «Убери снежки веником»

Дети построены на три команды. Задача игры: по одному брать снежок из обруча и толкая его веником, забить в ворота. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Подведение итогов.

Ведущий: ребята, февраль – это последний месяц зимы. Именно в конце февраля, люди провожают заму и зазывают весну, везде идут народные гулянье, и этот праздник называют «Масленица». По традиции на масленицу пекут блины и поют песни. Мы тоже с вами знаем русский народный хоровод «Блины».

Дети исполняют хоровод «Блины»

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, новые игры, в которые можно играть зимой, пословицы и приметы о зиме.

Конспект занятия на тему: «Уходит зима холодная».

Цель : уточнить и закрепить представления детей о зиме, о том, как животные и птицы приспособлены к жизни в холодное время года, развивать восприятие красоты зимней природы; обучение рассказыванию с использованием рисунков-схем.

Словарная работа : «белая скатерть», сугроб.

Оборудование : ежик, персонаж из крупного театра; наборное полотно с рисунками-схемами; картина осеннего леса.

1 Орг. момент .

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем собираться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Сядем заниматься.

2 Воспитатель : «Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнице. А что это за волшебница, догадайтесь:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня… (зима).

Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о волшебнице- зиме.

Какая же зима? (белая, морозная, снежная…)

А давайте вспомним с вами, что бывает только зимой: «белая скатерть все поле одело»- что это? (снег).

Снег какой? (белый, пушистый, мохнатый, чистый…).

А что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

А на реке «мост как синее стекло» - что это? (лед).

Какой лед? (прозрачный, гладкий, хрупкий…).

Каким бывает лес зимой? (спящим, неподвижным, красивым…).

Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…).

Зимние дни. Какие? (короткие, холодные, морозные, солнечные…).

Какие птицы остались у нас зимовать? (воробьи, синицы, вороны…).

Следы каких животных можно встретить в зимнем лесу на белом, снежном покрывале? (зайца, белки…).

3 Воспитатель: «Молодцы! Но кто это шевелиться, пыхтит у меня под столом?

Да ведь это ежик! (персонаж кукольного театра).

Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?

Ежик - Здравствуйте! Рыжая плутовка- лиса разбудила меня, я вылез из своей норки и …совсем замерз. Вот и закатился к вам в детский сад погреться. Вот вы тут все про зиму говорили, а я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне ребята, пожалуйста, о ней.

Воспитатель : «Ребята, расскажем ежику о зиме?».

Давайте мы не только расскажем, но и нарисуем ему зиму.

4 На доску вывешивается картина осеннего леса с прорезями. Рядом наборное полотно, на котором размещены рисунки- схемы животных и птиц.

Ежик, знаком тебе этот лес?

Ежик: «Таким он был, когда я ложился спать».

Воспитатель : «А сейчас ребята расскажут тебе каким он бывает зимой».

А знаешь ли ты, сколько месяцев гостит зима? И как называются зимние месяцы?

5 Игра . «У детей шапочки с номером на голове 1, 2, 3. Водящий называет месяц «декабрь»- выходят дети с карточкой под номером 1 и говорят об этом месяце.

Декабрь- первый месяц зимы.

Стынут ветви у берез,

По ногам трещит мороз,

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Декабрь- стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь- году начало, зиме середина.

В январе солнце сквозь слезы улыбается.

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Зайка выскочил из норки-

Тихо. Холодно. Бело.

Февраль- последний месяц зимы.

В феврале зима с весной встречаются впервой.

Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

Февраль три часа дня прибавит.

Февраль- вьюговей, февраль- бокогрей.

Февраль- воду подпустит, март подберет.

«Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей,

Даже волк, разбойник волк.

Испугался и примолк.

Ежик: «Оказывается я три месяца спал».

Ничего, ежик, ребята тебе сейчас все- все про зиму расскажут.

6 Дети поочередно проговаривают предложения и при этом вставляют в прорезь на картине соответствующий рисунок- схему.

Примерный рассказ .

«Зимой часто идет снег. Снежные шапки лежат на деревьях, крышах домов. В лесу выросли сугробы. Река покрылась льдом. Спят деревья в лесу, но не спят животные. Вот зайка дрожит под кустом. Мелькнула рыжая лиса. Пробежал волк. Белка вышла из дупла. Не слышно в лесу птиц. Они прилетели ближе к людям. Люди повесили им кормушку. Вот ворона, синица, воробей, сорока, дятел. Это зимующие птицы. Не страшен мороз ребятам. Они катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки».

На наборном полотне остался медведь.

Воспитатель : «Почему остался медведь»? (он зимой спит, его мы не встретим в лесу).

7 Физкультминутка : «Зимние развлечения».

Мы в снежки играем смело,

Ах какое это дело!

Нам в снежки играть не лень.

Мы играем целый день.

Хлоп- хлоп! Не зевай!

Ты скорей в снежки играй!

Хлоп- хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай.

Пусть мороз морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

Ножками затопаем,

Ручками захлопаем.

8 Повторный пересказ .

Один ребенок начинает, следующий продолжает (3-4 детей).

9 Воспитатель : «Ежик, узнал теперь, что же такое зима? Понравилось тебе это время года? Сможешь ли ты рассказать другим ежам о зиме»?

Ежик повторяет рассказ ребятам и приглашает их в гости в весенний лес.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы
Тема: «Как зима с весной встречаются»
Автор работы: Хохлова Валентина Нестеровна, воспитатель ГБДОУ "Детский сад №90", г. Севастополь
Описание работы: занятие предназначено для воспитателей детских садов. В ходе занятия дети закрепляют знания о признаках зимы и весны, знакомятся с особенностями зимы своего региона, идет обогащение словаря. В занятии используются стихи, загадки,пословицы. Знакомит с народным праздником Сретенье.
Программное содержание: Учить детей сравнивать времена года: зиму и весну, давать им характеристику,
используя имена прилагательные. Учить придумывать предложения с заданным предметом, изображением на картинке. Закрепить знания о свойствах воды. Развивать связную речь, воспитывать интерес к народным праздникам, приметам, природе родного края.
Материал: Две куколки: одна одета как Снегурочка - образ Зимы, другая одета как Весна в зеленом платье, с веночком на голове и с букетиком цветов весенних в руке; предметные картинки на каждого ребенка с изображением зимних предметов одежды, зимних спортивных предметов; магнитофон, записи с пением птиц; рисунки с изображением улыбок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте, загадку.
Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Зима.
(Воспитатель показывает куколку в образе Зимы)
Воспитатель: Правильно, дети, это зима. Давайте вспомним, сколько месяцев в каждом времени года?
Дети: Три.
Воспитатель: А какие это месяцы зимой?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно. А сейчас какой идет месяц?
Дети: Февраль.
Воспитатель: Правильно, февраль - это последний зимний месяц. Ребята, а давайте с вами представим зиму в образе вот такой куколки и расскажем какая Зима. (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, ребята, а у нас в Крыму какая зима?
Дети: Капризная, переменчивая.
Воспитатель: А почему?
Дети: Мы живем в Крыму и наш город Севастополь расположен на берегу теплого Черного моря.
Воспитатель: Вспомните пожалуйста, у нас в этом году зимой выпадал снег?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой он?
Дети: Белый, пушистый, мокрый, холодный, блестящий на солнце.
Воспитатель: Молодцы. А помните мы с вами учили стихотворение про снежинку.
Дети: Да.
Воспитатель: Может кто-то расскажет его.(Дети или ребенок рассказывают)
Воспитатель: Дети, а почему она не упала как снежный ком, а покружилась?
Дети: Потому что она легкая.
Воспитатель: А почему она растаяла?
Дети: Потому что ладошка теплая.
Воспитатель: Значит снег это что?
Дети: Замерзшая вода.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и послушайте задание. Придумайте, пожалуйста, предложение со словом зима и чтобы оно было связано с тем, что изображено на карточке. (Даю время подумать) - (Ответы детей)


Воспитатель: Мы с вами учили пословицы о зиме, давайте их вспомним. (Ответы детей)
Дети:
«Белее зима - зеленее лето»
«Зима без снега - лето без хлеба»
«Зима, как бы не тепла, все же зима»
«Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести»
Воспитатель: А сейчас мы с вами выучим ещё одну пословицу о зиме. Послушайте её.
«Зима с заморозков начинается, а капелями кончается» (Читаю 2 раза, опрашиваю детей).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что означает слово заморозки?
Воспитатель: Заморозки - это небольшие, слабые морозцы, которые бывают по ночам в начале зимы.
- А что означает слово капель?


Воспитатель: Это, дети, когда весеннее солнышко начинает пригревать, снег тает и с крыш капает водичка. Это явление называется - капель. Ну вот мы с вами поговорили о зиме, сказали, что идет последний зимний месяц и скоро придёт другое время года. А какое?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. «Была белая да седая - пришла зеленая молодая» (Включаю музыку с пением, чириканьем птиц)
Воспитатель: Слышите, дети, вот она весна, уже на подходе. Давайте поиграем в игру «Гори, гори ясно». Становитесь в круг.
(Проводится игра 2-3 раза. После игры садятся на места.)
Воспитатель: Дети, недавно, 15 февраля, зима с весной встречались. Этот день в народе называют - Сретенье. Вот она весна - красна. (Показываю куколку в образе весна) . Что вы можете, дети, сказать о весне. (Ответы детей) .
Воспитатель: А как вы думаете, что Зима с Весной сказали друг другу при встрече. (Ответы детей).
Воспитатель: Ну что ж, подождём Весну-красну ещё немножко. Что она нам принесёт? (Ответы детей) .
Воспитатель: А ещё она нам радость принесёт, хорошее настроение, а когда хорошее, радостное настроение, то всем весело и все улыбаются и поэтому я всем хочу подарить улыбки: и нашим детям и гостям, чтобы вы посмотрели на них и улыбнулись.