Михайловский замок - инженерный замок - николаевская военно-инженерная академия. Михайловский замок, впечатления от экскурсии Кто является архитектором михайловского замка

Название "Михайловский" замок получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых.

Возможно это единственный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное здание названо в честь святого. Кроме этого (если верить Википедии), замок является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Павел любил рыцарскую романтику именно поэтому его резиденцией должен был быть именно замок, а не дворец. 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена и с этого времени он все свои дворцы именовал замками.

Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Есть легенда, что одному часовому, стоявшему ночью на страже в Летнем саду, явилось привидение в виде прекрасного юноши, окружённого сиянием, который приказал ему идти к императору и передать ему волю на этом месте был воздвигнуть храм и дом во имя архистратига Михаила.

Часовой рассказал о видении начальнику, тот доложил выше, так дошло и до императора, который с радостью принял решение о строительстве на этом месте своего замка, которое и сам выбрал уже давно)))

Дворец строили аврально и качественно. Так строят в России только для императоров и олимпиад...

Одновременно со строительством Павел не забывал заниматься и другими государственными делами. В течении своего царствования им было отправлено в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала (из 500) и 2261 штаб-офицеров и обер-офицеров. И не самодурство Павла, а борьба с нарушением воинской дисциплины, казнокрадством, «растаскиванием» солдат из полков и другими обычными в то время должностными преступлениями начальствующего состава.

Он ввел армейские Уставы, создал первые в мире крупные саперные подразделения, заставил офицеров ходить не на балы, а по плацу. Армия поднимала боеготовность и училась воевать настоящим образом, получая современное вооружение и обмундирование.

Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. Хочешь быть дворянином - служи! При этом солдат наказывали редко, им увеличили жалование и медицинское обеспечение. И именно все это в комплексе и позволило позже разбить отлично укомплектованную и обученную армию Наполеона, но вернемся к замку.

После встречи с монахами Мальтийского ордена, Павел по сути присоединил Мальту к России, взяв ее под российскую опеку и охрану. Там планировался большой гарнизон и морская база.

Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Для ускорения строительства, Павел приказал забирать строительные материалы с других объектов. Можно сказать все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект.

Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле.

Со стройки Исаакиевской церкви (тогда Исаакиевского собора еще не было) мрамор, в том числе знаменитый своим мрачным пророчеством фриз, который поместили над главными воротами. О пророчестве можно прочитать под ссылкой в начале поста.

По некоторым легендам Павлу предсказали будущее всех Романовых... и строительством такого замка он хотел защитить не только свою семью, но и всех потомков. Построить для них неприступный дом-крепость, которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог. Не получилось...

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. Внутрь можно было попасть только через тщательно охраняемые мосты.

ТРИ ГОДА! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет.

Обращенный к Фонтанке восточный фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды).

Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), где стоит памятник Петру I (о его легендах и истории создания ниже под ссылкой).

Площадь Коннетабля, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует. Все выглядело как на фото ниже (картинка кликабельна, текст можно прочесть).

В первоначальные проекты Павлом периодически вносились уточнения и улучшения (13 изменений). Он был капризным и властолюбивым монархом. Но замок получился хоть и строим, но изящным.

Трёхчастный мост через Воскресенский канал.

Вид на Инженерный сквер и конную статую Петра I.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста.

Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года.

Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года.

По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров.
В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Есть легенда, что цвет стен замка был выбран в тот перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

В советское время стены замка были кирпично-красного цвета, и считалось что это цвет исторический и таким цвет и был изначально... тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но во время последней реставрации, были найдены остатки первоначальной краски. И этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. Ныне замок имеет именно такой необычный "веселый", я бы даже сказал "женский" цвет.

Многие послы вспоминали что замок был "сырым". Его не успели подготовить к переселению императорской семьи, но Павел все равно решил в нем жить. Чтобы немного уменьшить сырость, на подоконники клали свежеиспеченный горячий хлеб (считалось он хорошо впитывает влагу). Представляете какой в замке был запах и как все это выглядело))) Но согреть холодные и промерзшие толстые стены замка и убрать сырость, да еще в таких больших помещениях в зимние морозы было сложно. Практически невозможно. Все мерзли, но терпели.


Кюгельген фон Г.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей.

Только в спальне самого Павла (которая была отделана белым деревом) было сухо и тепло. Во всех других залах и больших помещениях стоял туман, а у окон встречалась даже наледь в руку толщиной. Увы, но прогреть его как следует Павел так и не успел... как его убили читайте

С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище), а во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) здесь находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную.

Памятник Павлу I. Первому... и последнему...

Памятник скульптора В.Э. Горевого и архитектора В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Этот памятник заслуживает лучшего места чем внутренний двор замка.

Cогласно легенды, в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль".

После убийства Павла, его детище - Михайловский замок, был словно проклят и пришел в запустение.

Александр I (для свадебного подарка), переплавил в столовые приборы серебряные врата церкви. Этот подарок получила его сестра Анна Павловна, королева Нидерландов. Не хотел бы я кушать с таких столовых приборов, даже в современное антирелигиозное время.

Говорят Александр корил себя за участие в заговоре против отца и за причастность к его убийству. Судя по поступкам, не похоже.

Николай I приказал архитекторам снять во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный».


Занятия юнкеров Николаевского инженерного училища в Георгиевском зале.

В 1830-х годах здесь обучались будущие звезды России - писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник, изобретатель дуговой лампы Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов иьдаже композитор Ц. А. Кюи. Здесь получил образование выдающийся советский фортификатор, погибший в гитлеровском концлагере Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.

На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения, затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

К 300-летнему юбилею города Михайловский (Инженерный) замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде. Замок был передан Государственному Русскому музею.

Это одно из самых таинственных мест Петербурга. Задуманный как островок спасения несчастного русского императора, замок стал местом его гибели… Давайте перенесемся в галереи Михайловского замка и прислушаемся, какую историю поведает краска фасада, о чем шепчутся портреты на стенах, о чьих шагах расскажет спальня убиенного императора. И все-таки попытаемся отыскать мост между мифами и реальностью.

Крылатый покровитель
Прежде на Руси царские дворцы называли, как правило, либо по имени владельца, либо по топонимическому принципу. Замок же был назван по имени архангела Михаила. Возможно, неожиданное имя объяснялось тем, что Павел вступил на престол как раз накануне дня этого архангела, которого он считал к тому же Небесным покровителем своей семьи. Существует и еще одно объяснение неожиданному имени замка. В воспоминаниях многих современников Павла записана легенда: якобы часовому, стояв-шему в карауле у старого Летнего дворца (прежде размещавшегося на месте Михайловского замка), однажды явился архангел Михаил. И повелел передать императору приказ: построить на этом месте церковь в его, архангела, честь. По замыслу Павла I, Михайловский замок должен был стать не просто очередной императорской резиденцией, но и символом его царствования.

Легенда №1. «Мадам, вы обронили!»
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Арханге-ла Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила пер-чатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из при-сутствующих мужчин поднял ее, и собирался, было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение, за-думавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для со-ставления колора дворца.

Антилегенда №1. А царю не до перчаток!
Павел торопил со строительством замка. Вопреки здравому смыслу, логике и строитель-ному опыту рытье рвов под фундаменты начали глубокой осенью, а кладку стен — зимой! Штукатурные и отделочные работы велись почти одновременно. Не оставалось времени на просушку и необходимую выдержку. Освящение замка состоялось 8 ноября 1800 года, через три года после его торжественной закладки. Вряд ли перед Павлом всерьез стояла проблема выбора цвета фасадов замка, и вряд ли в этом выборе такую решающую роль сыграла будущая фаворитка Анна Лопухина - хотя чего только не было в российской истории!… Скорее всего, архитектура Михайловского замка, необычная для северной столицы, исключала применение тради¬ционных классицистических тонов петербургских зданий. Так или иначе, загадочный цвет Михайловского замка оказался настолько удачным, что другую окраску этого «памятника ти¬рана» невозможно представить. История с покраской фасадов Михайловского замка на этом не закончилась. Легендарная рыцарская любезность императора по отношению к даме выз¬вала волну вер-ноподданнических чувств у приближенных. И фасады многих петербургских особняков были поспешно пе¬рекрашены в мрачноватый цвет царской резиденции.

Легенда №2. Азбука смерти
В самом конце 18 века в Петербурге на Смоленском кладбище, что на Васильевском острове, появилась юродивая. Она предрекала скорую кончину императору Павлу Петро-вичу, добавляя при этом, что жить ему на земле столько лет, сколько букв в тексте изре-чения над главными воротами в Михайловский замок. Из уст в уста передавалось в Петербурге это мрачное предсказание, пока не стало повсеместно распространенным поверьем. С суеверным страхом и тайной надеждой ждали наступления 1801 года. Считали и пересчитывали буквы библейского текста…

Антилегенда №2 Кто похитил надпись?
Это изречение было предназначено для украшения фасада Исаакиевского собора. Но вместе с облицовочными мраморными плитами и другими строительными материалами ка-менная надпись была взята у строившегося храма, что, возможно, и стало поводом для суеверных предположений. Когда замок освятили, он был еще не готов. Весь ноябрь, декабрь и январь следующего года пытались закончить внутреннее убранство и изгнать из помещений чудовищную сырость. Ни того, ни другого не успели. Нетерпеливый и настойчивый в своем нетерпении, Павел вместе со сво¬им многочисленным семейством 1 февраля 1801 года въехал в новую резиденцию. А в ночь с 11 на 12 марта он был убит. Смерть императора, как утверждают многие современники, превратилась в какой-то праздник. На улицах открыто, не стес¬няясь радостных слез, словно во время Пасхи, цело-вались и поздравляли друг друга совершенно незнакомые люди. Осо¬бенно много народа собиралось у Михайловского замка. Вчи¬тывались в чеканные буквы библейского изрече-ния: ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ. Вновь считали и пересчитывали буквы. По странному совпадению количество их равня-лось количеству лет, прожитых императором Павлом Петровичем! В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Пе¬тербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о су¬ществующем. То же самое повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем упоминания о нем как будто исчезают. Исчезает и сама надпись, памятью о которой оста-лась петер¬бургская легенда да темные точки на чистом поле фриза над Воскресенскими воротами замка давние меты крепления мистических знаков.

Легенда №3. Его прозрачное величество
После смерти Павла I, Михайловский замок остался без хозяина… Чертежи, хранящие тайны подземелий были уничтожены самим Бренне, уехавшим из России ровно через год после убийства царя. С тех пор с замком стало происходить что-то неладное. Говорят, что в совершенно пустой заброшенной резиденции после полуночи слышались шаги, стоны и иногда был виден слабый тусклый свет. Люди стали сторониться этого места. Мрачный полуразрушенный дворец, овеянный дурной славой пустовал 18 лет. А затем случилось так, что после долгих раздумий царская семья приняла решение разместить здесь Главное инженерное училище (отсюда новое название замка - Инженерный). Однажды команда солдат столичного гарнизона, перевозящая военное имущество, застигнутая ливнем, была вынуждена заночевать в еще пустующем дворце. Старший - унтер-офицер - позволил подчиненным осмотреть бывшие царские покои. Буквально через полчаса один из солдат с перекошенным от страха лицом, лихорадочно крестясь, доложил о виденном им призра-ке со свечою в руке. Через некоторое время в замке сосредоточили имущество училища, выставили для охраны караул. И вот как-то ночью разводящий ефрейтор, некто Лямин, произведя смену часовых, справил малую нужду прямо у входа. Повернув голову в сторо-ну, он обратил внимание на падающее на газон светлое пятно, исходящее из окна третьего этажа. Ефрейтор отошел подальше и вгляделся в окно. Горела свеча. Причем она не стояла на подоконнике, а трепетала и парила в воздухе. Свечу держала незримая рука… Поговаривают, что и в наши времена мятущаяся душа убиенного императора иногда посещает свой замок.

Антилегенда №3. Экскурсии в убийство…
Скорее всего, гамлетовская история с явлением императора свя¬зана с юношескими прока-зами кадетов. Но нам важно, что она и после смерти Павла последовательно продолжает логичес¬кий ряд мистических преданий об императоре, незримая тень которого вот уже два столетия окрашивает биографию Михай¬ловского замка в сумрачные тона недосказан-ности и тайны.
А чтобы толкам и домыслам о старом замке не пропадать, петербургская экскурсионная фирма придумала необычную полночную экскурсию. Экскурсанты подъезжают к рези-денции Павла в половину первого, именно тогда, когда подошли к этому дворцу заговор-щики. Входят в Михайловский через Рождественские ворота и стремительно, в безумном ритме преступления - через бывшую караульную комнату и библиотеку поднимаются к спальне Павла. И здесь узнают о случившемся мартовской ночью 1801 года во всех страшных подробностях.

Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.

Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.

Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка с конной статуей перед ним. Одновременно конная статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.

Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом - помещению церкви.

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Поделюсь с вами историей о петербургском Михайловском замке, который также называют «Инженерным».

Когда о нем заходит речь, мне сразу приходит на память выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Именно здесь случилась таинственная трагедия рода Романовых – убийство Павла I. Может, храня за своими стенами страшные секреты, это здание, величественное и помпезное, также, по моим ощущениям, несёт через века и какую-то затаенную грусть.


Думаю, для всех любителей детективов и триллеров посещение его будет особо интересным. Тем более, что замок окутан флёром легенд, о которых написал прекрасное произведение «Приведение в Инженерном замке» Николай Семёнович Лесков.


Но развею мрачные впечатления. Замок красив и интерьеры его уникальны! Я сама побывала в нем впервые на приеме в числе гостей по случаю чествования русских переводчиков – победителей одного из итальянских конкурсов. Здание поразило меня своей торжественностью, а устроенные после церемонии награждения фуршет и камерный концерт как нельзя лучше дополнили атмосферу имперских времен.


Но, обо всём по порядку.

История замка

Я уверена, что любителям отслеживать таинственные нити, связующие какие-либо события, интересна будет история появления Михайловского замка.

Место расположения

Расскажу, что построен он на месте Летнего дворца дочери Великого - Елизаветы. В нём в 1754 году княгиня Екатерина родила будущего Государя Павла I, а потом во время дворцового «путча» 1762 года сама взошла на русский трон.


Её сын в начале своего царствования в 1796 году повелевает строить именно там для своего постоянного жительства «с поспешанием новый неприступный дворец-замок». Государь не хотел жить в Зимнем дворце. Передам вам легенду, окрашивающую данные события. Часовому Летнего дворца чудесным образом явился юноша, осиянный небесным светом. Он велел передать императору, что здесь необходимо «воздвигнуть храм и дом во имя Архистратига Михаила».


Воин поспешил исполнить волю Ангела. Так, якобы, наконец и утвердилось место для строительства Михайловского замка. Замечу, что это исключительный случай в русском дворцовом строительстве, когда зданию дали имя не предполагаемого владельца, а святого.

Возведение дворца

Надеюсь, вам будет интересно узнать то, что планировкой строения занимался сам Император. Вносить профессиональные коррективы Павел I доверил зодчему Василию Ивановичу Баженову, который и наставлял императора в архитектурных делах.


Ведь задумки свои Павел начал воплощать на бумаге ещё не будучи монархом - с 1784 года. За 12 лет до принятия решения о месторасположении дворца «коллекция павловских проектов» насчитывала 13 вариантов! Закладка замка случилась в феврале 1797 года в присутствии Государевой семьи. Баженова при этом не было по причине болезни. В марте того же года было оглашено царское решение о передаче управления строительством «нашему архитектору коллежскому советнику Бренне».


Этот мастер был согласен работать над «в великом поспешании» (чего не сделаешь от нужды?). Бренне являлся лишь декоратором, а не зодчим. В помощь ему были призваны Ф. Свиньин и К. Росси. Они сообща подкорректировали чертежи Павла I «соответственно основам и правилам искусства..." Но царь по-прежнему «держал руку на пульсе». Он приказал устроить внутренний двор восьмиугольной формы, в чём просматривалась его принадлежность к Мальтийскому ордену.


Павел I усиленно подгонял строителей. В помощь В. Бренна были выделены Ч. Камерон, Д. Кваренги и другие зодчие. Работы «вчерне» было приказано закончить к 1797 году. Стройка шла днём и ночью, когда использовались факелы. Отмечу, что по прихоти монарха использовались стройматериалы, предназначенные прежде для создания других объектов. Например, и Таврического дворца.


Были отменены пошлины на заморские предметы, предназначавшиеся для павловского замка. На фризе юго-восточного фасада теперь значилось: «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (видоизмененные слова из 92-го псалма царя Давида).


И вновь по ходу предложу вам легенду. Говорили, что одна юродивая предсказала Павлу I, что тот умрет в возрасте, соответствующем количеству букв в этом изречении. Правда это или кривда, но по факту так и случилось. На тимпане (внутреннем поле) фронтона красовалось другое изречение - «История заносит на свои скрижали славу России». Украшали павловские хоромы П. Трискорни, Д. Скотти и другие модные тогда мастера. Кстати, обратите внимание, что на Садовую улицу смотрит фасад дворцового храма, увенчанный шпилем.


Изменилась территория и подле дворца. Подход к нему пролегал от Итальянской улицы, минуя тройные ворота, средний проезд которых выделялся лишь для венценосной семьи. За воротами пролегала аллея, по бокам которой находились конюшня и здание манежа (экзерциргауза). Она упиралась в кордегардии (помещения для караула), за которыми шли преддворцовые укрепления. Павел I был озабочен личной безопасностью.


Замок получился весьма своеобразным. Он словно поднимался из воды, будучи окруженным рвами и каналами, облицованными камнем (работа петрозаводских купцов Бекреневых).


По своему виду здание отличалось от строений того времени. Оно более походило на средневековую крепость, воздвигнутую в манере романтического классицизма. Но именно данный замок – ярчайший символ павловской эпохи. Он словно раскрывает перед нами особенности личности Государя. Не зря современники отзывались о дворцовых интерьерах, как о «чуде роскоши и вкуса».


Здесь сочетались имперская парадность и «музейность», подкрепленная массой диковин из павловских коллекций. Напротив дворца простиралась площадь Коннетабля.


На ней планировалось проводить любимые царём армейские учения и парады. Площадь также окружал ров, с деревянным подъемным мостом, по бокам которого располагались пушечные орудия. В центре пространства поместили величественный монумент Петру I, за которым шло ещё три моста.


Праздничное освящение нового замка произошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, в 1800 году, и уже 1 февраля следующего года Павел I со двором перекочевал в него. Я нашла цифры, свидетельствующие о затратах на строительство, – более 6 миллионов рублей! Историки считают, что сие творение оказалось самым дорогостоящим среди строений XVIII века.

Кто и где проживал

На первом этаже разместились сын Павла I - Александр с женой.


На юго-западе находились покои второго государева чада – Николая, а в юго-восточной части - обер-шталмейстера И. И. Кутайсова. Сам царь облюбовал северо-западные помещения левее домового храма. С другой стороны от церкви проживал его третий сын Константин.


Со стороны парадного двора находились комнаты обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.


Императрице выделены были палаты на втором этаже.


Расскажу, что в её комнаты входила галерея, декорированная коврами с изображениями полотен Рафаэля Санти. Вообще картин знаменитых художников в замке было не мало. Парадная лестница удивляла колоннами из сибирского мрамора. За Тронным залом, декорированным зелёным бархатом, вы бы оказались в галерее Лаокоон, украшенной гобеленами и скульптурами. За ней шли гостиная и Мраморный зал. На третьем этаже поселились великие княжны. Словом, места было вдоволь. И всё бы ничего. Да вот только Павел I так торопился с переездом, что въехал в новый замок, не дождавшись даже просушки стен.

Сорок дней хозяйствования в замке

По-моему, какая-то мистика окутывает судьбу этого монарха. Он так жаждал жить в своём уникальном дворце, который именовал не иначе, как замок! Сам заблаговременно разрабатывал проекты постройки, в затем маниакально сфокусировал все силы на скорейшем возведении этого здания. А на деле? Наслаждался царь плодами своих (и массы народа) трудов всего сорок дней. Именно через этот срок его зверски убьют в собственной спальне!


Дополню, что жизнь в те дни во дворце отнюдь не была медовой. Здание, великолепное на вид, было жутко сырым и холодным. Приведу свидетельство современника, историка А. Коцебу. Он считал данное жилье ужасно вредным для здоровья. В залах даже при пылающих каминах на стенах виднелись ледяные следы. Правда, в покоях императора и его супруги дело обстояло получше. Стены их комнат были покрыты деревом, спасающим положение. Но остальным жильцам приходилось «терпеть жестоко». А что поделаешь? Монаршия воля! Может, царская спешка с переездом была не только из-за фобий или нетерпения реализовать давнюю мечту? Оказывается, вместе с Павлом I в Михайловский замок перебралась и его фаворитка – Анна Лопухина, покинув мужний дом.


Государь посредством тайной лестницы имел доступ к её покоям. И вот, ровно через сорок дней, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.монарх был убит. Александр Павлович, занявший престол, тяжело переживал это событие всю жизнь. Версии об его причастности к отцеубийству противоречивы. Но, в любом случае знать, каким путем тебе достался трон, конечно, было тяжелым бременем.


Я знаю версию, согласно которой Александр I, склонный к бегству от суетливого мира, инсценировал свою смерть. При его поездке в дело представили так, что царь внезапно скончался от тифа. При этом труп другого человека выдали за государев. А бывший император попросту доживал свои дни отшельником в сибирской глубинке под именем старца Федора Кузьмича.


Помните про «упёртость» Павла I, когда дело доходило до его прихотей? Возможно, что и сын, одержавший верх над Наполеоном, в 1822 году запретивший масонские ложи и вообще неоднократно проявлявший наследственное «твёрдоволие», в итоге также осуществил и своё сокровенное желание.

Последующая судьба замка

Я рассказывала, как молниеносно царская свита вселилась в Михайловский замок. После убийства Павла вся эта компания ещё скорее сбежала из тех ледяных хором. Опустевшее здание обрастало легендами и кривотолками.


Работы по дальнейшему благоустройству законсервировали, а ценности стали развозиться по другим дворцам. Лишь в 1819 году (почти через 20 лет) Михайловский замок указом Александра Павловича был отдан Главному инженерному училищу. У здания появляется и другое имя – Инженерный замок. Знаменитый К. Росси в 1820 году перепланировал окружающую его территорию. Каналы засыпали. Ясно дело, что для учебного учреждения также требовалась перепланировка, которую начали в 1822 году.


Начальство училища, к сожалению, занимали лишь нужды заведения. Согласитесь, что обычно люди «льют воду на свою мельницу». Так произошло и здесь. Никого особо не волновало сохранение исторического вида здания. Работы велись, лишь учитывая интересы училища. Кроме того, помните, как Павел I использовал для своего замка стройматериалы, предназначенные для других объектов? Теперь зданию словно приходилось расплачиваться за те царские прихоти. Так, при оформлении Нового Эрмитажа в 1840-х годах начали применять мрамор из покоев Михайловского замка. После кончины Государя Николая Павловича, покровителя училища, данное заведение с 1855 года начинают называть Николаевской инженерной академией и училищем.


По эскизу К. А. Ухтомского в 1871 году в Парадной спальне, в которой совершилось убийство царя, была обустроена Малая училищная церковь.

Легенда о призраке

Думаю, что всем знакомы имена И. М. Сеченова, Ф. М. Достоевского, Д. в. Григоровича. Многие знаменитости России проходили обучение в Михайловском (Инженерном) замке. У талантливых людей особенно в юности весьма богатая фантазия. Может, благодаря склонности к тайнам и приключениям в этих стенах так сильно муссировалась легенда о приведении, зародившаяся после трагедии с Павлом I. Согласно байкам, душа убитого императора в ночное время разгуливала по коридорам.


Гиперболизировались слухи о призраке именно в среде училища (явный ученический фольклор, вошедший в произведение Лескова, уже упомянутое мною). Ясно, что старшие ученики таким макаром запугивали младших.


Хотя, сообщу вам, что даже в конце XX века наши современники из комиссии по аномальным явлениям (есть и такая) при Русском Географическом Обществе РАН проводили в Михайловском замке свои исследования. В поисках чуда они изучали территорию при помощи лозы, пытались зафиксировать «аномальности» на фотоплёнку. Правда, чего-то существенного они, видимо, не накопали. Иначе желтая пресса уже «расскричала» бы сенсационные новости.

Предреволюционные события в замке

В канун Первой мировой войны большинство юнкеров-инженеров отправилось на фронт.


К революционным событиям осени 1917 года в Инженерном училище оставалось лишь около ста юнкеров-новобранцев. Учащиеся и старшие офицеры училища 11 ноября 1917 года организовали восстание против большевиков. Их штаб базировался в Михайловском замке. Эта акция, ясно дело, была подавлена.

После революции здание стали занимать разнообразные учреждения.


Отмечу, что инженерное училище, преобразованное в инженерные курсы (позже – Ленинградское военно-инженерное училище), оставалось в этих стенах. Во время блокады тут находился госпиталь. При бомбёжках фашистами Ленинграда восточная часть замка значительно пострадала. Ряд восстановительных работ произвели в 1953 году.


Добавлю, что с 1957 года по наши дни в замке находится Центральная военно-морская библиотека. В разные годы здесь находились ЦБ технической информации, «ГипроНИИнеметаллоруд», «Ленгипроэнергомаш» и другие организации. И вышло, словно в поговорочке «у 7 нянек – дитё без глазу». При обилии «хозяев» состояние замка к 1990-ым годам оказалось никудышным: залы перегорожены тут и там, настенные росписи закрашены, лепнина уничтожена…

Период конца XX века по наши дни

Но настали для этого архитектурного шедевра и светлые времена. Отмечу, что его в 1994 году передали Государственному Русскому музею (кроме комнат библиотеки ВМФ).


Замок отреставрировали к 300-летнему юбилею Петербурга. Большинство интерьеров удалось, к счастью, восстановить в первоначальном образе. Воссоздали и фасадную надпись.


Специалисты фрагментарно реконструировали Воскресенский канал и мост, играющие некогда оградительную роль. Сегодня в Михайловском замке для нас с вами открыты замечательные экспозиции. С ними вы можете познакомиться .


Возможно, кого-то из вас обрадует информация о том, что в замке часто проводятся лекции, встречи, концерты и даже балы.


О них читаем . Я уже упоминала, что мне однажды посчастливилось слушать в этих стенах классическую музыку. Наверное, форма так же творит содержание, как и оно форму. И музыкальные шедевры очень гармонично воспринимаются именно в подобной обстановке. Кстати, ни мне, ни моим знакомым бродящее по коридорам приведение не повстречалось!

Как добраться

Сюда (3) вы доберетесь, доехав до станций метро «Гостиный двор» (2) или «Невский проспект» (1).


Предстоит небольшая пешая прогулка по старым петербургским улицам. Возможные маршруты указаны мною на карте.

Время работы и стоимость билетов