Снятие ккм с учета в налоговой инспекции. Как снять с учета онлайн кассу в налоговой Как правильно снять с регистрации кассовый аппарат

На чтение 11 мин. Просмотров 34 Опубликовано 13.10.2018

Согласно установленным правилам, каждый предприниматель, занятый в торговой сфере, должен использовать контрольно-кассовые машины. Использующиеся приборы должны быть зарегистрированы в налоговой службе. Во время регистрационной процедуры, оборудованию присваивается уникальный номер, который фиксируется в специальном реестре. Предприниматель, желающий заменить, продать или прекратить использование кассового аппарата, должен обратиться в налоговую с заявкой о снятии с учета ККМ. В данной статье мы предлагаем разобрать вопрос о том, как снять кассу с учета в налоговой.

Снятие кассового аппарата с налогового учета производится обычно в течение одного рабочего дня, а в некоторых инспекциях федеральной налоговой службы (ИФНС) это занимает 15-20 минут

Кто обязан применять ККМ

Порядок использования контрольно-кассовых приборов подробно изложен в пятьдесят четвертом Федеральном законе. Согласно этому документу, подобные машины обязаны использовать все субъекты предпринимательства, использующие безналичную и наличную форму расчета с клиентами или контрагентами.

Говоря простыми словами, кассовый аппарат должны иметь все фирмы, занимающиеся оказанием услуг, либо продажей товарной продукции.

С помощью контрольно-кассовых приборов осуществляются операции по приему и выдаче денежных средств клиентам. Важно отметить, что действующее законодательство обязывает предпринимателей использовать этот вид техники при оформлении возврата товара. В вышеупомянутом законе приведен полный список различных ситуаций, в которых предпринимателям необходимо использовать ККМ.

Причины снятия с учета контрольно-кассовой машины

В Федеральном Законе под номером пятьдесят четыре, помимо информации о порядке использования кассовых приборов, приводятся сведения о самой процедуре регистрации и снятия с учета ККТ. Как правило, основной причиной необходимости снятия ККТ с государственного учета является продажа рассматриваемого прибора. Перед тем как заключить подобный контракт, предпринимателю нужно обратиться в соответствующую инстанцию. Этот шаг необходим для того, чтобы новый владелец кассы смог оформить прибор на свое имя.

Еще одной популярной причиной снятия с учета ККМ является истечение амортизационного срока. Каждый прибор имеет определенные сроки полезного применения. Согласно установленным правилам, при достижении ста процентного износа техники, предпринимателю нужно обратиться в налоговую службу с заявлением о снятии с учета кассовых приборов. Этот же порядок установлен для бизнесменов, закрывающих свою компанию. Важно отметить, что данные действия нужно совершать только в случае полной ликвидации компании. Снятие с учета совершается лишь при наличии документов, подтверждающих закрытие бизнеса. Здесь нужно упомянуть, что при временном прекращении деятельности фирмы, снимать кассу с учета не требуется.

Нередко причиной необходимости инициации рассматриваемой процедуры является замена кассовых приборов на более совершенные модели. В этом случае применяется стандартная схема снятия с учета ККМ. Обращаться в налоговую с просьбой о снятии с учета кассовых приборов необходимо и в случае поломки прибора. В такой ситуации, работники регистрирующего органа внесут изменения в реестр, зарегистрировав на имя предпринимателя новую модель. Отдельного внимания заслуживает вопрос, связанный с кражей кассы. Перед тем как обратиться в налоговую, предпринимателю нужно направить заявку в МВД о краже кассовой машины. На основании справки, полученной в Министерстве Внутренних Дел, осуществляется внесение изменений в налоговый реестр.

Помимо всего вышеперечисленного, существует множество различных причин, которые могут способствовать возникновению сложностей с использованием контрольно-кассовой техники. Снять кассу с учета можно только в том случае, когда работники налоговой инспекции согласятся с доводами предпринимателя о необходимости замены приборов. Для того чтобы доказать объективность причин, вызвавших необходимость в замене кассы, предпринимателю нужно прикрепить к своей заявке подтверждающие документы.


При снятии кассы с учёта главное – предоставить в фискальный орган полный перечень документов

Особенности снятия с учета ККМ

Во втором пункте, четвертой статьи пятьдесят четвертого Федерального Закона приводится полное описание процесса снятия кассы с налогового учета. Все основания для инициации этой процедуры можно разделить на две категории: принудительные и добровольные мотивы . Ниже мы предлагаем рассмотреть особенности каждого из этих процессов.

Добровольное закрытие

Предприниматель может снять кассовый аппарат с учета на добровольной основе в случае поломки прибора. Однако перед тем как обратиться с заявкой в налоговую инспекцию, необходимо узнать о возможности починки техники. Если сломанный прибор не подлежит ремонту и полностью утрачивает свои функции, предприниматель может заполнить заявку, которая будет рассмотрена работниками ФНС.

Также среди популярных причин добровольного закрытия кассы необходимо выделить продажу или хищение техники. В таких ситуациях, подача заявки на снятие с налогового учета является обязательным требованием. В противном случае, третьи лица получат возможность использовать приборы, зарегистрированные на других людей в мошеннических целях.

Принудительное

Принудительное закрытие кассы со стороны налоговой инспекции может объясняться нарушением правил использования ККМ со стороны субъекта предпринимательства. Еще одна популярная причина принудительного закрытия – окончание эксплуатационного срока фискального ключа. В этой ситуации, налогоплательщику необходимо передать работникам налоговой все платежные данные, содержащиеся на накопителе. Срок передачи данных составляет один месяц с момента закрытия кассы.

Среднестатистический срок действия фискального ключа составляет около тринадцати месяцев. Этот срок берет свое начало на момент регистрационной процедуры. Предприниматели, использующие специальные режимы налогообложения, могут применять фискальные накопители на протяжении трех лет. Более точную информацию можно получить на официальной странице регистрирующего органа.

Сроки закрытия контрольно-кассового аппарата

Для того чтобы снять кассу с учета, достаточно одного дня. Важно обратить внимание, что предприниматель должен сразу же обратиться в налоговую инспекцию после продажи, утери или поломки прибора . В том случае, когда причиной снятия с учета является нарушение правил использования ККМ, то предпринимателю не нужно заполнять никаких документов. Для того чтобы заново зарегистрировать прибор, достаточно устранить выявленные нарушения.

В тех ситуациях, когда закрытие кассы объясняется окончанием эксплуатационного срока фискального ключа, предпринимателю нужно передать сотрудникам налоговой дополнительную информацию. Срок передачи сведений, снятых с накопителя, составляет ровно один месяц с момента последней записи, сделанной в кассе. Данная операция выполняется по классической схеме, которая используется при передаче информации с фискальных носителей.


Отказать в снятии кассового аппарата вам могут, в случае, если пакет документов неполон или формы заполнены некорректно

Как снять с учета ККМ (инструкция)

Для того чтобы закрыть кассу, предпринимателю нужно выполнить тот же набор действий, что и при регистрации контрольно-кассовой техники. Однако до того, как приступить к заполнению соответствующего бланка, необходимо заняться подготовкой пакета документов. Ниже мы предлагаем рассмотреть подробную инструкцию по снятию кассы с учета, содержащую несколько важных этапов.

Необходимые документы

Начать сбор документов необходимо с подготовки технического паспорта изделия. При отсутствии данного документа, регистрирующий орган может отказать в рассмотрении заявки. Следующим важным документом является регистрационная карта, которая выдается предпринимателям во время регистрации ККМ. Данный документ должен иметь стандартную форму, утвержденную в приказе Федеральной Налоговой службы под номером «ММ-3-2/152». Помимо оригинального экземпляра этого документа, потребуется еще одна ксерокопия.

К вышеперечисленным бланкам необходимо прикрепить журнал кассира-операциониста. Ведение этого регистра является обязательным требованием органов контроля. Все записи в этот журнал вносятся на основе отчетов, заполняющихся работниками кассы по окончании трудовой смены. Также работники налоговой инспекции могут потребовать от предпринимателя предоставление учетного талона. Этот документ можно получить в центре технического обслуживания (ЦТО), за которым закреплен конкретный аппарат.

Подготовив все необходимые документы, предприниматель может приступить к оформлению заявки . Для этой цели используются бланки, сформированные согласно унифицированной форме «КН 1110021». Эта же форма применяется во время регистрации приборов. Образец заявления на снятие ККМ с учета должен содержать в себе информацию о налогоплательщике. Здесь нужно указать паспортные данные собственника фирмы, её название, индивидуальный налоговый код и код ВЭД.

В следующей строке указывается код, соответствующий номеру отделения налоговой инспекции, в которое направляется заявка. В графе с отметкой о закрытии кассы необходимо указать код «2». После этого приводится информация о самом приборе, включая наименование модели, регистрационный номер и номер, присвоенный производителем. В следующем разделе указывается информация о центре технического обслуживания. Здесь нужно указать название выбранной организации, её ИНН, а также регистрационный номер заключенного контракта. В отдельном разделе приводится информация о средствах визуального контроля. Заявка на закрытие ККМ может быть заполнена вручную или набрана в текстовом редакторе.

При передаче пакета документов, налогоплательщику нужно предоставить работникам ФНС свой паспорт. Также нужно отметить, что данные действия могут выполняться доверенным лицом, при наличии паспорта доверителя.


Кассовый аппарат, который юр лицо или предприниматель больше не будет использовать в бизнес-деятельности, нужно снять с учета в налоговой инспекции и ЦТО

Порядок снятия

Сама процедура снятия контрольно-кассовых приборов с налогового учета осуществляется в несколько этапов. Перед тем как направить заявку в регистрирующий орган, предпринимателю нужно обратиться в центр технического обслуживания. Специалист этой организации должен снять фискальный чек с прибора, подлежащего замене. Этот чек должен быть приложен к основному пакету документов.

Далее предпринимателю нужно передать все подготовленные документы работникам налоговой службы. Важно отметить, что закрыть кассу можно только в том отделении, где осуществлялась регистрация прибора. На сегодняшний день существует три основных метода передачи актов:

  1. Личная передача. Этот метод позволяет минимизировать риск, связанный с утерей документов. Помимо этого, работник налоговой службы, осуществляющий прием документов от налогоплательщиков может выполнить небольшую проверку с целью выявления самых распространенных ошибок.
  2. Отправка по почте . Каждому налогоплательщику предоставляется законное право использования услуг «Почты России» для передачи документов органам контроля. Все документы должны отправляться заказным письмом, к которому будет прикреплена опись вложения. После получения документов, работники налоговой должны расписаться на письме, тем самым подтверждая факт получения актов.
  3. Использование электронной формы . Для того чтобы получить возможность отправить все документы через электронную почту, предпринимателю понадобится приобрести цифровую подпись. Помимо этого, нужно зарегистрировать профиль на портале «Госуслуги». Электронная заявка подается через специальную форму, которую можно найти в Личном кабинете.

После получения документов, работники инспекции должны рассмотреть заявку, поданную предпринимателем. Срок обработки заявлений составляет пять рабочих дней. По истечении этого временного промежутка, сотрудники налоговой должны связаться с налогоплательщиком для того, чтобы согласовать дату проведения снятия показаний с прибора. При снятии показателей, помимо самого налогоплательщика и представителя ФНС, должен присутствовать работник центра технического обслуживания. Во время этой процедуры составляется специальный акт, который будет использоваться в качестве основания для закрытия кассы.

На последнем этапе рассматриваемой процедуры вносятся поправки в налоговый реестр. По окончании данного процесса, работники налоговой передают предпринимателю учетный талон и технический паспорт изделия, содержащий отметки о закрытии кассы.


Владельцам онлайн-касс чиновники разрешили не вести часть кассовой документации

Как проверить регистрацию ККМ в налоговой

Каждый предприниматель имеет право обратиться в ФНС с просьбой о предоставлении информации о регистрации ККМ. Данный шаг позволяет узнать о том, закрыта ли касса или прибор продолжает числиться за конкретной организацией. Для того чтобы получить эту информацию, потребуется обратиться в местное отделение налоговой инспекции.

Данные заявления рассматриваются в индивидуальном порядке. Для того чтобы получить всю необходимую информацию, нужно предоставить работникам налоговой:

  1. Технический паспорт прибора или копию данного документа.
  2. Учетный талон.
  3. Паспорт налогоплательщика.

Одной из задач налоговой инспекции во время проведения данной процедуры является выявление соответствия информации из фискального накопителя - сведениям, что содержатся в кассовом журнале. Также работники ФНС выявляют правильность проведения процедуры деактивации прибора. Вся информация, изъятая из фискального накопителя, хранится в архиве регистрирующего органа. Важно отметить, что в действующих законах отсутствует строгий регламент, согласно которому проводится рассматриваемая процедура. Это означает, что требования налоговой инспекции могут различаться в зависимости от региона, где работает предприниматель. Для того чтобы избежать возможных ошибок, рекомендуется предварительно проконсультироваться с работниками данной службы.

Также следует сказать о том, что данная операция может быть выполнена при участии доверенного лица, представляющего интересы предпринимателя. Для того чтобы доверенное лицо могло работать с документацией, необходимо оформить официальную доверенность, заверенную в нотариальном агентстве . При подаче документов, доверенному лицу необходимо приложить к пакету документов свой паспорт и оригинальный экземпляр доверенности. Остальной порядок проведения процедуры закрытия кассы ничем не отличается от вышеописанного процесса.

Выводы (+ видео)

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, как осуществляется снятие ККМ с учета в налоговой службе. По окончании данной процедуры, прибор может быть продан или утилизирован. Важно отметить, что модели, вычеркнутые из государственного реестра, не могут использоваться предпринимателем. Нарушение данного правила влечет за собой штрафные санкции от органов контроля.

Вконтакте

Снять с учета кассовый аппарат в налоговой - значит получить от нее карточку о снятии ККМ с регистрационного учета. Но перед этим налоговой инспекции необходимо внести в журнал учета контрольно-кассовой техники сведения о том, что пользователем прекращено применение ККМ. Снятие с учета кассового аппарата может происходить как добровольно, так и вынужденно. К примеру, до 01.07.2017 нужно снять с учета те кассовые аппараты, которые не смогут обеспечить онлайн передачу данных в налоговые органы. Расскажем в нашей консультации о снятии кассы с учета в налоговой.

Как снять с учета ККМ в налоговой: новый порядок

Для снятия ККТ с учета в налоговой организация или ИП должны подать заявление. Подать его можно на бумажном носителе в любую налоговую инспекцию или в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ . Это «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», которое применяется при регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с учета. При снятии на титульном листе заявления указывается код вида документа 3 — «Заявление о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники».

Заявление о снятии с учета ККМ:

Подать заявление о снятии с учета ККТ необходимо не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата другому пользователю, а в случае факта хищения или потери — не позднее 1 рабочего дня со дня обнаружения такого факта (п. 5 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Чтобы снять кассу с учета в налоговой, в заявлении необходимо указать (п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации (или Ф.И.О. ИП), ИНН;
  • наименование модели ККМ и ее заводской номер;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Перед подачей заявления пользователь ККТ должен сформировать отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в этом отчете, нужно передать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о снятии. Естественно, отчет не сдается, если ККМ была утрачена или похищена и снимается с учета в связи с этим (п. 8 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговая инспекция выдает (направляет) бывшему пользователю ККТ карточку о снятии ККМ с учета. Дата формирования этой карточки и будет являться датой снятия аппарата с учета в налоговой.

Обращаем внимание, что указанный выше порядок снятия ККТ с учета в налоговой применяется с 01.07.2017 года ко всем ККТ, а до этой даты к кассовым аппаратам, поставленным на учет после 01.02.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Временный порядок снятия с учета ККМ

До 01.07.2017 снятие с учета кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой не позднее 01.02.2017, производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 .

ККТ снимается с учета по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в тот налоговый орган, в котором ККТ была зарегистрирована. К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.

В паспорте ККТ делается отметка о снятии аппарата с регистрации и заверяется печатью налогового органа. Такая же отметка делается в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.

Форма заявления о снятии была приведена выше.

Контрольно-кассовая машина согласно законам Российской Федерации – это инструмент контроля налично-денежного оборота предприятия или компании. Также она позволяет упростить процедуру учёта оборота товаров и деятельности продавцов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для осуществления коммерческой деятельности необходимо получить и зарегистрировать ККМ в Налоговой инспекции. После завершения деятельности требуется снять аппарат с учёта.

Возникла необходимость

В Российской Федерации действует специальный закон «О применении контрольно-кассовой техники». В нынешних условиях требуется уделять большое внимание такой техники, как при регистрации, так и при снятии с учёта.

Почему так важно выполнять процедуру снятия с учёта контрольно-кассовой машины? Некоторые предприниматели совершают ошибку: после завершения деятельности своей фирмы или предприятия они просто убирают ККМ, и перестают ею пользоваться. Однако закон обязывает владельца официально снимать с учёта свой аппарат, так как есть риск, что им могут воспользоваться посторонние лица.

Существует несколько распространённых причин, из-за которых приходится сталкиваться с необходимостью снятия техники с учёта:

  • прекращение деятельности фирмы или организации;
  • кража аппарата или появление каких-либо неисправностей;
  • окончание срока службы ККМ (по закону – 7 лет с начала эксплуатации);
  • изменение формата коммерческой деятельности (покупка более новой и функциональной модели) и т.д.

В этих случаях необходимо знать, как снять с учёта ККМ в соответствии со всеми требованиями Налоговой инспекции и других органов государственного контроля.

Смена кассового аппарата

В случае поломки или расширения бизнеса владельцы компаний и индивидуальные предприниматели сталкиваются с необходимостью замены или перерегистрации кассового аппарата.

Сейчас действуют упрощённые схемы решения таких вопросов, согласно которым достаточно отправить заявление в ИФНС и ЦТО.

Существует несколько разновидностей контрольно-кассовой техники, отличающихся своими возможностями . В зависимости от размеров организации или фирмы, а также особенностей её деятельности выбирается тот или иной тип оборудования. Однако со временем вполне может возникнуть необходимость в более функциональных и удобных кассовый аппаратах, например, подключаемых к компьютерным системам. В этом случае осуществляется замена оборудования и его перерегистрация.

Порядок перерегистрации включает несколько этапов:

  • снятие с учёта старой ККМ;
  • постановка на учёт нового аппарата.

В этом случае техника получает новый регистрационный номер, который вносится в её фискальную память.

С 2012 года действует упрощённая процедура. Для перерегистрации достаточно написать заявление по специальной форме КНД 1110021 в Налоговую инспекцию. Там указываются все необходимые данные и номера документов. Заявление можно отправить по почте в ФНС.

В письме нужно будет приложить необходимые документы:

  • непосредственно заявление;
  • карточку ККМ;
  • договор аренды помещения и т.д.

В случае несоблюдение требований закона РФ может последовать взыскание, как за неприменение ККМ при осуществлении коммерческой деятельности.

Ликвидация деятельности

Контрольно-кассовый аппарат можно считать главным элементом в деятельности любой коммерческой организации. При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо пройти соответствующую процедуру по государственной регистрации данного факта. К этому относится и снятие с учёта имеющейся ККТ.

При покупке новой машины происходила регистрация в территориальном отделении ИФНС и ЦТО (Центре технического обслуживания).

Последний занимается обслуживанием и ремонтом кассовой техники, поэтому Налоговая инспекция учитывает его отчёты. У любого мастера ЦТО имеется удостоверение личности, разрешение на работу, а также специальные пломбиры.

Основными документами, которые необходимо подготовить сразу, являются:

  • заявление от владельца ККМ или лица, имеющего доверенность;
  • журнал оператора-кассира;
  • договор с ЦТО с указанием условий обслуживания ККМ;
  • регистрационная карта аппарата.

После этого можно отправляться на приём в отделение ИФНС к дежурному инспектору.

Инспектор проверяет все представленные документы, в том числе кассовые книги и различные фискальные отчёты. В ходе проверки составляют акты, которые и служат основой для положительного решения о снятии с учёта.

Необходимо отметить, что эти процедуры проходит без непосредственного участия владельца. И снятие с учёта осуществляется гораздо легче, чем первичная

Новый владелец

В связи с высокой стоимостью контрольно-кассовой техники многие предприниматели выбирают вариант с приобретением Б/У аппаратов (цена некоторых моделей превышает 15-20 тысяч рублей). На сегодняшний момент на вторичном рынке можно немало недорогих и вполне рабочих решений для своего предприятия или организации. В этом случае обычно удаётся сэкономить до половины стоимости.

При покупке Б/У кассы необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • состояние аппарата;
  • свидетельство о государственной регистрации ККМ;
  • проверить, если ли в названии литера «К» (аппараты с литерой «Ф» нельзя зарегистрировать по новым правилам);
  • сопутствующие документы на данный вид техники;
  • наличие блока ЭКЛЗ.

Регистрация и дальнейшая работа ККМ возможно только при наличии блока ЭКЛЗ.

Также согласно законом Российской Федерации эксплуатировать аппараты более 10 лет нельзя, поэтому лучше приобретать аппараты, чей срок службы не превышает 6-7 лет. Т.е. передать кассовый аппарат во владение другому человеку (или приобрести Б/У) можно только в том случае, если он соответствует всем вышеописанным требованиям.

Порядок снятия с учёта ККМ

При ликвидации деятельности в качестве индивидуального предпринимателя следует особое внимание уделять вопросам снятия с учёта контрольно-кассовой техники.

Действующее законодательство РФ не предъявляет обязательных требований по ликвидации ККМ после закрытия деятельности.

В то же время, лучше известить об этом ИФНС и разорвать договор с ЦТО. Данная процедура регулируется указом Министерства Финансов от 10 марта 2009 года, а также соответствующим Постановлением Правительства. Снимать ККМ с учёта можно как до, так и после непосредственной ликвидации деятельности ИП.

Подача документов

Для снятия с учёта вашей ККМ потребуется собрать определённый пакет документов. Если он будет у вас на руках, то вся процедура пройдёт намного быстрее и проще. Для прохождения самой процедуры не нужно возить с собой саму контрольно-кассовую машину – можно обойтись одними бумагами.

Согласно закона РФ в пакет необходимых документов входит:

  • технический паспорт контрольно-кассовой техники (оригинал);
  • карточка-свидетельство регистрации ККМ;
  • журнал операциониста по форме КМ-4;
  • полный фискальный отчёт кассовой машины;
  • договор с ЦТО (оригинал);
  • баланс из Налоговой инспекции за последний отчётный период (копия);
  • персональные документы, удостоверяющие личность.

Такие документы всегда должны храниться в надёжном месте, так как они наверняка понадобятся через 5-6 лет (например, когда придётся заменять ККМ). Отдельно придётся позаботиться только об отчёте по балансу и журнале кассира.

К этому пакету документом нужно приложить заявление на снятие, заполненное по форме КНД 1110021. Образец его можно найти на официальном сайте ФНС или непосредственно в территориальных отделениях. Если всё документы собраны, заявление написано правильно, а в отделении нет очередей, то вопрос может решиться буквально за несколько минут. Остаётся подождать несколько рабочих дней для окончательной регистрации.

Чтобы не возникало проблем при прохождении процедуры, необходимо внимательно проверять все документы и учитывать требования.

Чаще всего при подаче документов мешает:

  • неправильно заполненные заявления;
  • несоответствие адресов подачи документов и регистрации;
  • наличие задолженностей по налогам или госпошлинам;
  • отсутствие отчётности;
  • неполный набор документов.

Проверка

Обязательный этап при снятии аппарата с учёта – проверка инспектора самого аппарата. Он, согласно регламента, должен выехать на место установки ККТ, проверить наличие и работоспособность и целостность машины.

В обязанности проверяющего в этом случае относятся также:

  1. Сверку записей кассовых документов и журнала операциониста.
  2. Проверку фискального отчёта аппарата.
  3. Составление актов на основе проведённой проверки.

В случае, когда данные не противоречат друг другу, регистрирующему дают зелёный свет на снятие с учёта указанной ККМ.

Если процедуру проводит не действующий владелец?

Все вопросы по ликвидации деятельности в качестве ИП и снятию с учёта контрольно-кассовой техники должны решаться непосредственно владельцем. Однако российское законодательство позволяет привлекать других лиц для решения таких вопросов.

Для этого достаточно написать доверенность на снятие ККМ с учёта и заверить её у нотариуса.

Она пишется в той же форме, что и другие виды доверенностей. Но нельзя забывать, что данный документ подлежит обязательному нотариальному заявлению, а также регистрации в Государственном реестре. В противном случае в ФНС просто не примут заявление на снятие с учёта.

Проверка документов перед подачей в контролирующие инстанции — задача предпринимателя. Читайте, как избежать подачи

Как открыть свою юридическую фирму? Узнайте

Материальная помощь работнику может предоставляться на различные цели. Смотрите, как это

Дальнейшая судьба ККМ

При снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее - Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления - по решению налогового органа.

В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • передан другому пользователю;
  • утерян или похищен;
  • неисправен.

Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15 , , 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • обнаружено несоответствие экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ. При этом необходимо в течение 30 дней с даты снятия ККТ с регистрации представить в налоговую инспекцию фискальный накопитель (абз. 4 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Повторная регистрация такого экземпляра ККТ возможна при устранении выявленных нарушений;
  • по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. В течение 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета следует представить в инспекцию все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе на момент снятия с учета и не переданы в налоговую инспекцию (за исключением случая поломки фискального накопителя);
  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности организации (предпринимателя).

Этап 1. Подача заявления

Заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня со дня передачи ККТ другому пользователю или обнаружения утери (хищения), а при поломке ФН – не позднее 5 рабочих дней со дня его поломки.

Такое заявление можно подать (п. 1 , 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию - в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи заявления будет дата его размещения в кабинете ККТ.

В заявлении следует указать (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Вместе с заявлением о снятии с регистрации ККТ необходимо представить в инспекцию отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Отчет о закрытии фискального накопителя можно не передавать в налоговую инспекцию в случае (абз. 3 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • хищения ККТ;
  • поломки ККТ по причине заводского брака, если производитель подтвердит, что нельзя считать фискальные данные и сформировать отчет.

Пользователь, который обнаружил поломку ФН, должен направить его производителю на экспертизу. Она должна быть проведена в течение 30 календарных дней со дня получения ФН. По результатам экспертизы составляется заключение, которое производитель направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы. В нем должны быть ответы на вопросы о заводском браке и о возможности считывания всех фискальных данных с ФН. Если заключение подтверждает, что из сломанного ФН можно считать данные, пользователь обязан направить их в налоговую не позднее 60 дней с даты подачи заявления о перерегистрации (снятия с учета) ККТ (п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Если инспекция снимает с учета ККТ в одностороннем порядке по истечении срока действия ФН и имеется факт его поломки, то пользователь должен отдать ФН изготовителю для проведения экспертизы. Если по результатам экспертизы производитель подтвердит, что невозможно считать фискальные данные, то в налоговую можно не представлять отчет о закрытии фискального накопителя. Этот отчет следует представить в налоговую, если производитель сочтет, что данные ФН можно считать. Сделать это нужно в течении 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета (п. 16 и п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ можно применять в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы, например, если деятельность происходит в удаленных от услуг связи местностях. В случае снятия с учета такой ККТ следует считать фискальные данные всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить данные в инспекцию в электронной форме вместе с заявлением о снятии с регистрации. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Этап 2. Формирование карточки о снятии ККТ с учета

Датой снятия с регистрации ККТ является дата формирования карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления.

Если налоговая инспекция сняла ККТ с учета в одностороннем порядке, датой снятия с учета является дата формирования карточки о снятии с ККТ регистрационного учета. Она выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты снятия ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В карточке налоговая инспекция должна указать (п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

Карточку контролеры должны направить пользователю. Инспекция вправе это делать (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Также карточку о снятии ККТ с регистрации можно получить в налоговом органе в бумажном виде (

В предусмотренных законом случаях производится снятие онлайн-кассы с регистрационного учета в Налоговой службе. Рассмотрим, каким образом данную процедуру регламентирует законодательство и как снять с учета кассовый аппарат.

Основания для снятия ККТ с регистрационного учета в ФНС

С регистрационного учета в Федеральной налоговой службе контрольно-кассовая техника снимается в случаях, предусмотренных законом. В регулирующих нормах, фактически, прописано две группы оснований для этого:

  1. Основания, по которым кассовый аппарат с учета в ФНС должен снять его владелец :
  • передача ККТ другому хозяйствующему субъекту;
  • потеря или хищение онлайн-кассы;
  • поломка кассового аппарата.
  1. Основания, по которым онлайн-кассу с учета снимает сама ФНС :
  • обнаружение несоответствия кассового аппарата установленным требованиям закона;
  • истечение срока эксплуатации фискального накопителя;
  • прекращение хозяйствующим субъектом деятельности (в ЕГРЮЛ или ЕГРИП появляется соответствующая запись, и на ее основании ФНС снимает кассу с учета).

Важный нюанс : если в онлайн-кассе сломался конкретно фискальный накопитель (в то время как другие ее аппаратные компоненты работают нормально, и об этом свидетельствует, как вариант, тот факт, что другой накопитель без проблем распознается и работает), то снимать ее с учета не нужно. Но в этом случае накопитель подлежит замене, и после замены ФН необходимо перерегистрировать онлайн-кассу. При этом, процедура перерегистрации не предполагает снятия кассы с учета.

Как снять онлайн-кассу с учета в Налоговой службе

В тех случаях, когда онлайн-касса подлежит снятию с учета самим пользователем, требуется выполнить действия в 2 этапа:

Этап 1: подать в ФНС заявление по установленной форме

Оно может быть подано:

  1. В электронном виде через:
  • личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;
  • личный кабинет пользователя .
  1. В бумажном виде - при личном обращении владельца онлайн-кассы в ведомство.

Форма заявления о снятии ККТ с регистрационного учета в ФНС (форма по КНД 1110062) и порядок его заполнения приведены в Приказе ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (приложения №2 и №6 соответственно) — ССЫЛКА .

Заявление - в бумажном или электронном виде, необходимо направить в ФНС:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за тем, в котором онлайн-касса была передана другому хозяйствующему субъекту, утеряна или похищена;
  • не позднее пяти рабочих дней, следующих затем, в котором онлайн-касса сломалась.

Общий порядок снятия ККТ с регистрационного учета в Налоговой службе приведен в ст. 4.2 Закона 54-ФЗ — ССЫЛКА .

При подаче заявления также необходимо сформировать на кассе отчет о закрытии фискального накопителя. Если касса похищена или сломана (или если сломан ФН), то, понятное дело, такой отчет налоговикам сдать не получится. Здесь возможны следующие варианты:

а) касса сломалась, а фискальный накопитель - в порядке ;

В этом случае нужно вынуть ФН и отнести его в ФНС вместе с заявлением в бумажном варианте. Специалисты налоговой инспекции самостоятельно считают фискальные данные с накопителя с помощью специального оборудования.

б) сломался фискальный накопитель (и в этом случае не имеет значения, что с кассой - все равно фискальные данные считать не получится);

В этом случае владельцу ККТ нужно обратиться к производителю онлайн-кассы и попросить провести экспертизу ФН. Если она покажет, что фискальные данные с него считать все же возможно (то есть, выяснится, что был «глюк» или пользователь попросту неправильно настроил для считывания), то в течение срока, не превышающего 60 дней с момента подачи заявления в ФНС пользователь должен будет направить в ведомство отчет о закрытии фискального накопителя. А если технической возможности для этого нет - нужно также принести накопитель в ФНС на считывание.

Если экспертиза подтвердит, что фискальные данные считать нельзя - то отчет в ФНС не предоставляется.

в) касса вместе с накопителем украдена .

В этом случае законодатель не регламентирует порядок предоставления сведений, дополняющих заявление. Но ФНС может в ходе последующей проверки попросить налогоплательщика предъявить документы, удостоверяющие факт кражи онлайн-кассы. Например - материалы внутреннего расследования или копию обращения в правоохранительные органы.

«Офлайновая» схема взаимодействия с ФНС - когда заявление подается в бумажном виде и сопровождается считыванием данных с фискального накопителя непосредственно в территориальном представительстве ведомства, задействуется как штатная в случае, если онлайн-касса применяется на местности, отдаленной от сетей связи (но если техническая возможность подать заявление через Личный кабинет все же есть - например, через спутниковый интернет, то ее можно задействовать - правда, фискальный накопитель, тем не менее, придется принести на считывание в ФНС).

«Офлайновую» же схему придется задействовать, если причина снятия кассы с учета - окончание срока эксплуатации ФН. Дело в том, что в этом случае накопитель автоматически блокируется, и отчет о его закрытии сформировать нельзя. Придется также нести его в ФНС.

Этап 2: дождаться, когда ФНС пришлет карточку снятия онлайн-кассы с учета .

На подготовку карточки у налоговиков есть 10 дней после приема заявления от пользователя ККТ. В случае, если ФНС сняла онлайн-кассу с учета самостоятельно, то в течение 5 дней после этого карточка должна быть подготовлена и направлена пользователю.

В общем случае карточка подготавливается в электронном виде и размещается в Личном кабинете на сайте ФНС . Но можно запросить ее, обратившись к налоговиками, в бумажном варианте.

Порядок получения формы карточки о снятии онлайн-кассы с регистрационного учета на бумажном носителе приведен в приведен в приложении № 10 к приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ — ССЫЛКА .

Что делать после снятия кассового аппарата с учета

Дальнейшие действия пользователя зависят от того, в чем заключались причины снятия онлайн-кассы с учета.

Если кассовый аппарат был передан другому хозяйствующему субъекту, то можно, если это будет необходимо, проинструктировать его на предмет регистрации онлайн-кассы в ФНС - как обязательного условия дальнейшего легального использования ККТ.

Если касса была утеряна, то нужно будет попытаться вернуть ее, заявив о пропаже в правоохранительные органы или организовав внутрикорпоративное расследование. Если эти меры окажутся успешными, то кассовый аппарат можно будет вновь зарегистрировать и начать им пользоваться.

Если ККТ сломалась, то нужно будет обратиться к ее производителю за получением данных об условиях и месте проведения гарантийного ремонта оборудования. А если гарантия закончилась - запросить контакты сервисного центра, в котором может быть проведен ремонт кассовой техники на коммерческой основе. После того, как устройство отремонтируют, можно будет вновь поставить его на учет в ФНС.

Если ФНС сняла онлайн-кассу с учета в силу того, что обнаружила несоответствие устройства установленным законом требованиям, то понадобится эти несоответствия устранить - и только после этого вновь ставить кассовый аппарат на учет. При невозможности устранить нарушения придется покупать новую кассу.

Если ККТ снята с учета ФНС по причине истечения срока действия фискального накопителя, то нужно будет купить новый, а затем зарегистрировать кассу.

Если кассовый аппарат снят с учета по причине прекращения деятельности ИП или юрлицом, то никаких действий производить не нужно - пока владелец бизнеса вновь не зарегистрировал хозяйствующий субъект.

Важный нюанс : во всех случаях, когда по завершении процедуры снятия кассы с учета на руках у ее владельца остается фискальный накопитель, необходимо обеспечить его безопасное хранение в течение 5 лет (пункт 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ). ФНС может запросить ФН при проверке. Это правило действует и при замене накопителя - когда нужно производить не снятие с учета онлайн-кассы, а ее перерегистрацию.

Видео — как правильно снять онлайн-кассу с учета в Налоговой службе: