Виды таможенных платежей таможенная пошлина. Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Фискальная функция таможенных органов связана с формированием федерального бюджета Российской Федерации за счет взимания таможенных платежей с участников ВЭД при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза, а также с аккумуляцией и распределением между сторонами Таможенного союза бюджетных доходов от импорта товаров на единую таможенную территорию.

Таможенные платежи - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Легальное определение таможенных платежей отсутствует, что порождает большое количество споров о сущности данного понятия.

Статья 70 ТК ТС предусматривает следующие виды таможенных платежей (рис. 10.1):

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

В целях защиты экономических интересов России и Таможенного союза могут применяться:

  • 1) специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
  • 2) антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
  • 3) компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.

Для оперативного регулирования объемов ввоза и вывоза отдельных категорий товаров законодательством РФ могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины.

Рис. 10.1 . Виды таможенных платежей

Особые признаки таможенных платежей:

  • 1) выполняют фискальные, регулятивные и протекционистские функции;
  • 2) регулируются ТК ТС (разд. 2), международными договорами государств - участников Таможенного союза, решениями ЕЭК (ранее - КТС), НК, Законом о таможенном регулировании, Законом РФ "О таможенном тарифе", а также законодательством РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
  • 3) имеют фискальный характер, так как подлежат в установленном порядке обязательному отчислению в бюджеты государств - участников Таможенного союза с предварительным распределением ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей (ст. 51 БК);
  • 4) имеют трансграничный характер, так как взимаются только в случае перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и являются обязательным условием такого перемещения;
  • 5) правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы государств - участников Таможенного союза;
  • 6) уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государств - членов Таможенного союза. За неуплату, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности;
  • 7) имеют комплексный характер, так как включают фискальные платежи: налогового (НДС, акцизы) и неналогового характера (таможенные пошлины, сборы, иные пошлины);
  • 8) порядок и правила уплаты таможенных платежей зависят от вида таможенной процедуры, под которую помещается товар, и направления перемещения товаров (импорт, экспорт, внутри Таможенного союза).

Особенности взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования устанавливаются гл. 49 ТК ТС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Таможенный платеж в данном случае является совокупным, т.е. не дифференцируется на отдельные пошлины и налоги.

Для более точного уяснения понятия "таможенные платежи" следует обратить внимание, что оно уже, чем понятие "платежи, предусмотренные таможенным законодательством", так как в состав последних дополнительно включаются обязательные платежи, уплачиваемые при реализации конфискованных товаров, проценты за предоставление плательщикам отсрочек" или рассрочек", а также пени и штрафы. Также следует отличать "таможенные платежи" от "платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров", описанных в ст. 30 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Последние не относятся к таможенным платежам, не взимаются таможенными органами и являются оплатой услуг, предоставленных государственными органами специальной компетенции в области технического контроля, количественных ограничений оборота товара, лицензирования, осуществления валютного контроля, статистических услуг, подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, экспертизы и инспекции, карантина, санитарной службы и фумигации и т.д.

При импорте товаров на таможенную территорию Таможенного союза взимается большее количество разновидностей таможенных платежей, чем при экспорте с таможенной территории Таможенного союза.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и национальным законодательством государств - участников Таможенного союза.

Таможенная пошлина занимает центральное место в системе таможенных платежей, так как является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу, носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенной пошлины находится в совместном ведении Таможенного союза и его сторон. Статья 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" относит к таможенным пошлинам ввозную таможенную пошлину, включая сезонные пошлины, и вывозную таможенную пошлину.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ исключил таможенную пошлину из ст. 13 НК, содержащей перечень федеральных налогов и сборов. От налога таможенную пошлину отличают преобладание регулирующей функции таможенной пошлины над фискальной, подзаконный характер установления ставок таможенной пошлины и признак возмездное™ как платы за совершение юридически значимых действий таможенными органами при выпуске товара. Однако (что не характерно для фискального сбора) возмездность таможенной пошлины не отличается эквивалентностью: размер таможенной пошлины в большинстве случаев превышает издержки таможенных органов.

Критерии классификации таможенных пошлин различны: направление перемещения товаров, способ исчисления таможенной пошлины, порядок введения таможенной пошлины и т.д.

По направлению перемещения товаров таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные), которые взимаются соответственно при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и вывозе за ее пределы. Как указывалось выше, ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Таможенным союзом и являются едиными на всей его таможенной территории, а ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Российской Федерацией и действую на территории РФ.

Основную часть таможенных пошлин как в Таможенном союзе, так и за рубежом составляют ввозные таможенные пошлины, которые являются главным механизмом защиты и приспособления национальной экономики к иностранной продукции. Ввозные таможенные пошлины устанавливаются прежде всего в протекционистских целях и играют роль в оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса государств - членов Таможенного союза.

Вывозные таможенные пошлины применяются реже и нацелены либо на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удержание их на территории государства, либо на развитие отдельных отраслей экономики, например перерабатывающих отраслей, посредством повышения вывозных таможенных пошлин на сырье.

Международное таможенное право предусматривает возможность применения транзитных таможенных пошлин, целью введения которых может быть сокращение транспортных потоков по таможенной территории либо осуществление экономического давления на сопредельные страны. Транзитная пошлина почти повсюду обнуляется посредством заключения международных договоров. Начиная с середины XX в. в национальных правовых системах реализуется международный принцип свободы таможенного транзита, закрепленный в ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30.10.1947 и ряде иных международно-правовых актов1. Данный принцип предусматривает освобождение процедуры таможенного транзита от уплаты таможенных пошлин.

По способу исчисления таможенные пошлины могут быть (ст. 71 ТК ТС):

  • 1) адвалорные - тарифные ставки, установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • 2) специфические - тарифные ставки, установленные в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
  • 3) комбинированные - тарифные ставки, сочетающие специфический и адвалорный способы расчета таможенной пошлины.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза, видов сделок и других факторов. Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоемкой продукции. Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток - в необходимости правильного определения цены товара и установления его таможенной стоимости, что не всегда удается сделать1. Преимущество специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, однако они недостаточно реагируют на изменение цеповых показателей внешнеторговой деятельности.

По порядку введения таможенные пошлины делятся на две группы: ординарные и партикулярные.

Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, имеют безусловный и бессрочный характер. К ним относится большинство применяемых ввозных и вывозных пошлин Таможенного союза.

Партикулярные таможенные пошлины носят протекционистский характер и устанавливаются на ограниченные сроки в целях предотвращения вреда или ликвидации угрозы национальной экономике при импорте иностранного товара. К партикулярным пошлинам относятся сезонные пошлины, особые пошлины, пошлины, взимаемые в условиях установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым применяется тарифное квотирование.

Установление сезонных пошлин находится в национальном ведении Российской Федерации и иных членов Таможенного союза. Сезонные пошлины - виды таможенных пошлин, которые применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров, цены на которые циклически меняются по временам года. Сезонная таможенная пошлина применяется вместо ввозной либо вывозной таможенной пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шесть месяцев в году (ст. 6 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Особые пошлины устанавливаются в целях защиты экономических интересов государств - членов Таможенного союза от ввоза иностранных товаров и уплачиваются сверх взимаемых ввозных таможенных пошлин. Согласно ст. 7 Закона РФ "О таможенном тарифе" в зависимости от причины введения подобной защитной меры особые пошлины могут быть трех видов:

  • специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Особые таможенные пошлины устанавливаются Россией па основании Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам".

Введению специальной защитной меры при импорте товара должно предшествовать официальное расследование, проводимое в соответствии с таможенным законодательством государств - членов Таможенного со юза i! целях установления необходимости их введения. Основанием применения защитных мер может быть установление факта увеличения импорта на таможенную территорию, наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и причинение этим серьезного ущерба (угрозы ущерба) отрасли внутренней экономики. Введению указанных видов партикулярных пошлин может предшествовать применение аналогичных предварительных особых пошлин, которые вводятся до завершения расследования в случае, если дальнейшая задержка с установлением особых мер может нанести серьезный ущерб национальной экономике. Максимальный срок действия предварительной специальной пошлины составляет 200 дней, предварительной антидемпинговой - шесть месяцев, предварительной компенсационной - четыре месяца.

Специальная пошлина - это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры в случае возросшего импорта товара, когда данный товар наносит вред (создает угрозу вреда) отрасли внутренней экономики. Данная пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года. Наряду со специальной пошлиной в качестве защитной меры для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию может вводиться импортная квота.

Антидемпинговая пошлина - разновидность особой пошлины, которая применяется в целях противодействия демпинговому импорту, которая взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Демпинг - экономическое явление, связанное с продажей товаров по искусственно заниженным ценам, менее средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок и устранения конкуренции по ценовому признаку.

Антидемпинговая пошлина является разновидностью мер по противодействию демпинговому импорту, которая применяется наряду с одобрением цеповых обязательств, принятых экспортером. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется в целях нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль внутренней экономики и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Является компенсационной мерой наряду с одобрением обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Срок действия компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

Партикулярные пошлины характерны для установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно Перечню товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009, государства - члены Таможенного союза получают право применять отличные от ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных наименований товаров и транспортных средств в течение установленных периодов времени. Установление переходного периода объясняется существующими различиями в структуре экономик государств-членов и различными потребностями в части объемов и номенклатуры импортируемых на национальные территории товаров.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Более низкие или более высокие ставки устанавливаются решением ЕЭК на срок не более шести месяцев.

Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза предусмотрено применение тарифных квот. Если объем товаров не превышает установленного количества (квоты), применяется пониженная ставка таможенной пошлины, а когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка (см. решение КТС от 18.11.2010 № 505).

Тарифная квота - мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТП.

К налоговым составляющим таможенных платежей относятся НДС и акциз. С 1 февраля 1993 г. они стали взиматься при ввозе товаров на таможенную территорию России, что и послужило основанием отнесения их к системе таможенных платежей.

Современное состояние интеграционного процесса ЕврАзЭС в рамках Таможенного союза не достигло уровня согласования налоговой политики государств - членов Таможенного союза, что является задачей следующих этапов интеграционного развития.

В настоящее время порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и между членами Таможенного союза, определяется национальным налоговым и таможенным законодательством его государств-членов с учетом требований интеграционного законодательства: согласно ст. 4 Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Основным документом Таможенного союза, регулирующим правила взимания НДС и акцизов, является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколы, принятые к нему.

По своей природе НДС и акцизы являются косвенными налогами и выполняют фискальные функции мобилизации доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в федеральный бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Ставки НДС установлены ст. 164 НК.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления. Включается в цену товаров и впоследствии уплачивается потребителем. Им облагаются только некоторые категории "подакцизных" товаров. Положения об акцизах регулируются гл. 22 НК, ст. 181 которой определяет исчерпывающий список подакцизных товаров 10 видов, которые можно объединить в четыре группы:

  • спиртосодержащая продукция;
  • табачные изделия;
  • автомобили;
  • горюче-смазочные материалы.

Таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими юридически значимых действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Таможенный сбор является фискальным сбором, выполняющим компенсационные функции по возмещению затрат, произведенных таможенными органами.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. Согласно положениям гл. 14 Закона о таможенном регулировании можно выделить следующие виды таможенных сборов:

  • таможенные сборы за таможенные операции - уплачиваются за таможенные операции при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение -уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • таможенные сборы за хранение - уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа;
  • ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов (ст. 130 Закона о таможенном регулировании).

РФ были внесены изменения, уточнившие основания прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Ранее в п. 3 ст. 319 Таможенного кодекса РФ содержалась отсылочная норма, согласно которой в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращалась в случаях, предусмотренных НК РФ.

Применение Налогового кодекса РФ к таможенным правоотношениям вызывало споры. В результате в Таможенном кодексе РФ четко прописали, что обязанность по уплате таможенных платежей прекращается:

1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов;

2) со смертью физического лица - плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) с ликвидацией организации - плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенный кодекс Таможенного союза вносит свои уточнения. В соответствии со ст. 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей прекращается в случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) признания ее безнадежной к взысканию.

Из перечня следует, что в союзном Кодексе перемешаны основания для освобождения от таможенных пошлин и прекращения обязанности по их уплате.

В отличие от ТК ТС в п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ обращение товаров в собственность государства названо в качестве основания для освобождения от таможенных пошлин, а не прекращения обязанности по их уплате.

Обратим внимание на одно из оснований прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, а именно если неуплаченный платеж менее двух евро.

В Таможенном кодексе РФ есть аналогичная норма. Правда, сумма 150 руб. и касается она не прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, а взыскания таможенных платежей. В соответствии с п. 5 ст. 348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем одному получателю, менее 150 руб.

За этой, на первый взгляд, игрой слов (запрет взыскания в Таможенном кодексе РФ и прекращение обязанности по уплате в ТК ТС) в двух кодексах скрываются серьезные изменения. Если сейчас участник ВЭД не уплатит таможенные платежи на сумму 149 руб., статус правонарушителя с него никто не снимет и от ответственности за неуплату не освободит, поскольку обязанность по уплате даже такой суммы сохраняется - не будет самого взыскания. Согласно же ТК ТС обязанности по уплате сумм менее двух евро не возникает. Значит, при их неуплате нет ни ответственности, ни взыскания.

Если говорить об основаниях освобождения от таможенных платежей, надо отметить следующее.

Согласно п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ не уплачиваются таможенные пошлины и налоги, когда общая таможенная стоимость товаров, ввозимых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.

Пункт 2 ст. 80 ТК ТС освобождает от пошлин товары, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро (около 9000 руб.). Беспошлинный лимит увеличен почти вдвое, добавлено условие об одном отправителе, и, что самое главное, нет ссылки на недельный срок.

Это означает, что перемещаемые товары можно разбивать на партии стоимостью по 200 евро, каждая из которых следует по своему перевозочному документу либо пересылается разными отправителями, и ничего не уплачивать.

Сроки: где убыло, где прибыло

Срок выпуска товаров в ТК ТС (п. 1 ст. 196) сокращен с трех до двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Но это изменение не так существенно, как другие.

При ввозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 329 Таможенного кодекса РФ). Она подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита (п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса РФ).

На уплату таможенных пошлин и налогов сейчас отводится 15 дней с момента ввоза товара.

ТК ТС увеличил этот срок. В пункте 3 ст. 211 ТК ТС установлено, что ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. То есть фактически срок уплаты приравнен к сроку временного хранения. А предельный срок временного хранения остался неизменным - четыре месяца (п. 2 ст. 170 ТК ТС).

К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации. Но это не все изменения в порядке декларирования.

Таможенная декларация: подаем и переписываем

Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии (п. 2 ст. 132 Таможенного кодекса РФ). Следовательно, в принятии декларации откажут, если не уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.

В пункте 4 ст. 190 ТК ТС, содержащем закрытый перечень оснований отказа в регистрации декларации, такой оговорки нет. Значит, сборы за таможенное оформление, так же как пошлины и налоги, должны быть уплачены к моменту выпуска товаров, а не к моменту подачи декларации.

Согласно п. 2 ст. 191 ТК ТС участникам ВЭД разрешено вносить изменения в декларацию не только до завершения оформления, но и после выпуска товаров. Правда, условий для этого нет: они должны быть определены решением комиссии Таможенного союза.

Другое изменение - уточнение условий отзыва декларации участником внешнеэкономической деятельности.

Пункт 1 ст. 134 Таможенного кодекса РФ позволяет отозвать таможенную декларацию, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в ней, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

Пунктом 3 ст. 192 ТК ТС установлено, что отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

После таможенного досмотра товара декларация может быть отозвана, только если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таможенный контроль

Серьезных изменений в процедурах и способах таможенного контроля по сравнению с действующими нет. Но есть одно изменение, которое принесет массу неприятностей не только участникам ВЭД.

Таможня вправе проводить контрольные мероприятия и после выпуска товаров. Сейчас исходя из п. 2 ст. 361 ТК РФ такой контроль может осуществляться в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. А согласно ст. 99 ТК ТС этот срок увеличен до трех лет.

Более того, ТК ТС позволяет государствам - членам Таможенного союза увеличить его до пяти лет. Российские таможенники вряд ли упустят такую возможность. И это станет реальной проблемой, если учитывать изменения, произошедшие с таможенной ревизией (в ТК ТС - таможенная проверка).

Проверять могут не только декларантов и таможенных представителей. Навестить таможенники могут и любых иных лиц, выступивших контрагентами по внутренним договорам в отношении проверяемого товара.

Между тем сейчас таможенная ревизия может проводиться у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (п. 2 ст. 376 ТК РФ). То есть необходимо выполнение двух условий:

Организация занимается торговлей ввозимыми товарами;

На момент проверки организация владеет такими товарами.

ТК ТС развязал руки таможенникам. С проверкой могут прийти в том числе (п. 2 ст. 122 ТК ТС):

К лицам, напрямую или косвенно участвовавшим в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

Лицам, в отношении которых имеется информация, что во владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу.

После вступления в силу ТК ТС обычной может стать ситуация, когда организация купила в России товар для собственных нужд, а через два года к ней придет таможня и заявит: товар ввезен с нарушениями, что может существенно подорвать стабильность гражданского оборота.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 134 ТК ТС в ходе проверки таможня получит право требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, а также запрашивать и получать у налоговых и иных государственных органов информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну.

Таможенное задержание

Что же после 1 июля 2010 г. будет происходить с товарами, в отношении которых не подана декларация либо срок временного хранения которых истек?

В этих случаях в главе 21 ТК ТС таможне предписано задерживать товары (товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений). Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов (п. 1 ст. 146 ТК ТС).

Если владелец товара объявится и поспешит соблюсти все таможенные формальности, товар ему возвратят (за хранение, естественно, заплатит сам владелец). Если же за товаром никто не приходит, то в соответсвии с п. 1 ст. 148 ТК ТС они будут реализованы или уничтожены.

Изменения, которые должны вступить в силу 1 июля 2010 г., неоднозначны. В чем-то участники ВЭД выиграли, а в чем-то таможня расширила и без того большие полномочия. Чтобы ТК ТС заработал, нужна не только его ратификация, но и серьезные изменения национального таможенного законодательства России. С этой целью ФТС России взялась за разработку законопроекта "О таможенном регулировании в РФ". Этот закон должен заменить действующий внутренний

Таможенные платежи — важная составляющая доходных статей бюджета государств, входящих в Таможенный союз. На таможенные платежи приходится свыше 35% от доходов федерального бюджета. В интересах государства следить за полным исполнением их уплаты для того, чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты этих платежей.

Из этой статьи вы получите представление о видах таможенных платежей, сроках их уплаты, методах взимания и обеспечения, а также о способах борьбы с уклонением от их уплаты.

Виды таможенных платежей

Под таможенными платежами подразумеваются всевозможные пошлины, сборы и налоги, взимание которых возложено на работников таможни. Обязанность их уплаты возникает при перемещении транспортных средств и грузов через границу с применением различных таможенных процедур и режимов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством. Они регулярно пересматриваются. Теперь, подробнее о разновидностях таможенных платежей.

Ставки пошлин регулярно пересматриваются.

Существует список товаров, подпадающих под льготные тарифы. Льготы по уплате платежей устанавливаются Правительством РФ.

Собственно говоря, к таможенным платежам относятся проценты, пени и штрафы за задержку или уклонение от их уплаты. Но коротко на эту тему будет сказано ниже.

Порядок уплаты

Создан специальный счёт таможни, предназначенный для этих целей, можно оплачивать в кассу. Оплата производится по кодам, классифицирующим вид пошлины, сбора или налога. После чего у плательщика должен остаться на руках один из двух экземпляров подтверждения платежа. Второй останется в таможенном органе.

Статья 190 ТК ТС указывает, что таможня не имеет права на отказ в принятии декларации, если лицо не предъявило платёжные документы. То есть, декларацию можно подавать до оплаты таможенных платежей.

Выпуск грузов возможен только после погашения таможенных платежей, как указано в подп. 3, пункта № 1, 195 статьи ТК.

Исключение составляет выпуск грузов под определённые гарантии со стороны декларанта. То есть, при .

Обратите внимание, что сумму таможенных платежей плательщик должен рассчитывать самостоятельно или обратившись к услугам специалистов.

Ему необходимо знать код товара ТН ВЭД, а остальные действия смотрите в . Кстати, таможенные платежи взимаются и с физических лиц в форме таможенных сборов.

Важную роль играет валютные курсы на день расчёта, что усложняет авансовую форму расчёта с таможенными органами. Кто и как может распоряжаться суммами авансовых платежей, . В этой статье вы найдёте интересную информацию о целесообразности такой формы расчётов и уплаты таможенных платежей в 2015 году.

Сроки уплаты

Декларантам необходимо оплачивать пошлины, сборы и остальные платежи в положенный срок.

  • Ввоз . 15 дней с момента, когда товары были предъявлены в таможенный орган или после завершения таможенного транзита внутри таможенной территории.
  • Вывоз . Чёткого срока нет, но он связан с подачей декларации.
  • Изменение таможенного режима . Оплата производится в день завершения изменения.
  • Нецелевое использование товаров после выпуска . Плательщик обязан уплатить таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом.
  • Нарушение условий и требований к таможенным процедурам . Также в день совершения нарушения.
  • Незаконный ввоз грузов . Не позже 5 дней с момента обнаружения у юрлиц таких товаров.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню. Подробную информацию смотрите в ТК ТС.

Процедура возврата переплат по таможенным платежам

При выявлении переплаты таможенных платежей, плательщику необходимо обратиться к сотрудникам таможни с документами, подтверждающими этот факт. Как составить заявление на возврат таможенных платежей смотрите .

Предусмотрены сроки возврата переплат, которые нужно учитывать, если конечно, вы не желаете, чтобы ваши деньги ушли в бюджет безвозвратно.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню.

Уклонение от уплаты

Мы не сомневаемся в том, что наши читатели не планируют уклоняться от уплаты налогов, пошлин и сборов, но никто не застрахован от просрочек, возникающих в результате сбоев в организации расчётов с контрагентами или других проблем.

Если не удалось оплатить платежи своевременно, то:

  • производится списание необходимых средств со счетов юрлица;
  • оплата осуществляется за счёт имущества, в том числе товаров, в отношении которых образовалась задолженность;
  • уплата выполняется в судебном порядке.

Если денег на счетах плательщика недостаточно, то таможенный орган наделён правом взыскания сумм с денежного залога или с авансового платежа.

Помните, что за уклонение от уплаты платежей в таможню в РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 194 УК).

Таможенные платежи отправляются в бюджет РФ. Установление ставок на таможенные сборы, пошлины и налоги — прерогатива Правительства России, а их выплата ложится на плечи участников ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность, теоретически, выглядит крайне привлекательно. Этот бизнес позволяет создавать рабочие места, расширять и укреплять предприятие, увеличивать доходы предпринимателей. Но на деле, международная торговля в нашей стране — очень сложное поле деятельности.

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Расширяя сферу своей деятельности, организация может выйти на внешний рынок. Участие во внешнеэкономической деятельности вызывает массу вопросов, в том числе по на таможенную границу и учете их в расходах. Это осложняется тем, что организации необходимо применять Таможенный кодекс и учитывать нормы Налогового кодекса, в частности гл. 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 25 "Налог на прибыль организаций" в их взаимосвязи.

Статья посвящена порядку уплаты данных платежей, особенностям включения их в расходы, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Внешнеэкономическая деятельность - это особая сфера. При ввозе товаров на таможенную территорию организация должна уплатить таможенные платежи.

Если организация объектом налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов, она вправе воспользоваться пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому можно включить в расходы суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Рассмотрим терминологию, применяемую в Таможенном кодексе.

Товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам (за некоторым исключением). Перемещение через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. Под ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение ими таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с ними до их выпуска таможенными органами. Единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Ее пределы признаются таможенной границей, которая совпадает с государственной границей РФ, за некоторыми исключениями.

Понятие таможенных платежей дано в ст. 318 Таможенного кодекса. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенный кодекс объединил таможенные платежи в три группы: таможенные пошлины, налоги (НДС и акцизы), таможенные сборы. Рассмотрим их подробнее.

Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" определено, что таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Свод ставок ввозных таможенных пошлин представлен в Таможенном тарифе РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

Вывоз товаров с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. Ставки вывозных таможенных пошлин утверждены Приказом ГТК России от 06.08.2003 N 865.

НДС и акцизы

В Таможенном кодексе налоги - это НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом. Соответственно, в вопросах налогообложения нужно применять нормы Таможенного и Налогового кодексов.

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Порядок уплаты НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, Таможенным кодексом не установлен - он рассмотрен в гл. 21 НК РФ.

Подпункт 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ признает расходами для целей исчисления единого налога суммы таможенных платежей за исключением платежей, которые подлежат возврату в соответствии с таможенным законодательством. Рассмотрим вопрос, должен ли "упрощенец" возмещать уплаченную сумму НДС или включать ее в расходы?

Федеральная налоговая служба считает, что НДС, уплаченный "упрощенцем" при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не возмещается, а учитывается в составе расходов. Это следует из его Письма от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@: суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных основных средств. Аналогичная позиция представлена в Письме ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/553/10. В обоснование того, что налог нужно учитывать в составе расходов, указано, что "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС, поэтому к ним применима норма пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ об учете сумм налога в составе расходов.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их ввоза лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика. Правы ли налоговики? Нет.

Во-первых, таможенное законодательство не определяет, что понимать под таможенными платежами, не подлежащими возврату налогоплательщику. В нем данным платежам посвящена гл. 33 "Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств" Таможенного кодекса, в которой НДС не упоминается. Данный вопрос в Таможенном кодексе не освещен. Кодекс в отношении порядка взимания НДС предлагает руководствоваться нормами НК РФ, поэтому перейдем к ним.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ лица, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Законодатель относит лиц, применяющих УСНО, к плательщикам НДС только в случае осуществления операций по ввозу товара на таможенную территорию РФ. Позиция налоговиков противоречит данной норме, поэтому пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ не применим к "упрощенцам", осуществляющим операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.

"Упрощенцы" признаются плательщиками НДС не только в соответствии с гл. 26.2, но и 21 НК РФ. Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что объектом обложения НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и в этом случае "упрощенцы" являются плательщиками НДС. Пункт 1 ст. 143 НК РФ говорит о том, что плательщиками НДС являются лица, признаваемые таковыми, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом.

Во-вторых, п. 2 ст. 171 НК РФ сообщает о том, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Выше мы определили, что пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ к рассматриваемой ситуации неприменим. Следовательно, НК РФ не запрещает "упрощенцу" возместить суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ. Напомним, что в п. 2 ст. 171 НК РФ говорится, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Понятия этих таможенных режимов даны в Таможенном кодексе:

Выпуск для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 163);

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209);

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 197).

Налоговики ошибочно толкуют нормы законодательства, так как оно не содержит запрета для возмещения сумм НДС, уплаченных "упрощенцами" при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Их позиция фискальная, так для бюджета выгоднее, чтобы расходы были включены в налогооблагаемую базу, чем возместить их полностью.

Возможность возмещения сумм НДС у "упрощенца" не связана с объектом налогообложения, поэтому она распространяется как на тех, кто выбрал объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и на тех, кто выбрал "доходы".

В отношении акцизов Таможенный кодекс говорит о том, что применяются и нормы НК РФ, поэтому нужно руководствоваться гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Статья 179 НК РФ признает плательщиками акциза лиц, признаваемых таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается ввоз подакцизных товаров на территорию РФ. Перечень подакцизных товаров дан в ст. 181 НК РФ, например, алкогольная продукция (за некоторыми исключениями), пиво, табачная продукция, легковые автомобили, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Таможенный сбор

Таможенный кодекс подразумевает под таможенным сбором платеж, который является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Примечательно, что в первоначальной редакции Таможенного кодекса (вступил в действие с 01.01.2004) гл. 33.1 "Таможенные сборы" отсутствовала, она была утверждена позднее Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2005.

Таможенный сбор за таможенное оформление. Сбор уплачивается при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с ней. Ответственным за уплату сбора является декларант, то есть фирма, которая декларирует товары или от имени которой они декларируются, либо таможенный брокер, если он осуществляет декларирование. Таможенным брокером (представителем) признается посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

В ст. 357.9 Таможенного кодекса перечислены товары, в отношении которых не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление, например:

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.;

Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда их декларирование осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;

Запасные части и оборудование, перемещаемые через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со ст. 278 Таможенного кодекса;

Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, помещенные под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемые в международных перевозках в качестве транспортных средств.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, например, за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров, таможенная стоимость которых:

Не превышает 200 000 руб. включительно - 500 руб.;

Составляет 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 000 руб. включительно, - 1000 руб.;

Составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1 200 000 руб. включительно, - 2000 руб.;

1 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 2 500 000 руб. включительно, - 5500 руб.

При этом размер сбора ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не превышает 100 000 руб. При исчислении суммы сбора применяются ставки, действовавшие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение. Сбор платится при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо таможенным режимом международного таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит является таможенной процедурой, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Он применяется при перевозке товаров:

Из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения;

Из места их нахождения при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ;

Между складами временного хранения, таможенными складами;

В иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении, если, например:

Перевозчик не доставил хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товары в место их доставки;

Перевозятся отдельные виды товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими;

Перевозятся товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения;

Не представлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Ответственными за уплату сбора являются лица, получившие разрешение на внутренний или международный таможенный транзит. Сбор нужно уплатить до начала фактического осуществления таможенного сопровождения, при этом применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом.

Размер таможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава зависит от расстояния:

До 50 км - 2000 руб.;

От 51 до 100 километров - 3000 руб.;

От 101 до 200 километров - 4000 руб.;

Когда протяженность пути превышает 200 километров, тариф составляет 1000 руб. за каждые 100 километров пути, но не менее 6000 руб. При осуществлении таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна величина таможенного сбора не зависит от протяженности маршрута - она составляет 20 000 руб.

Таможенный сбор за хранение. Сбор уплачивается в случае хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа. Согласно ст. ст. 100 и 216 Таможенного кодекса склады временного хранения и таможенные склады являются зоной таможенного контроля и представляют собой специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие установленным требованиям. Пунктом 2 ст. 357.9 Таможенного кодекса предусмотрены случаи, когда сбор не взимается при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или таможенный склад таможенного органа, а также в иных случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Ответственными за уплату сбора являются лица, поместившие товары на данные склады. Сбор должен быть уплачен до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или таможенного склада. Сбор исчисляется по ставкам, действующим в период хранения товаров на этих складах. Величина сбора зависит от двух факторов: вес товара и количество дней его хранения. Она определяется в размере 1 руб. со 100 килограммов веса в день, а если местом хранения являются специально приспособленные (обустроенные и оборудованные) для хранения отдельных видов товаров помещения - 2 руб. Округление предусмотрено в сторону увеличения: неполные 100 килограммов приравниваются к полным 100, а неполный день - к полному.

Возврат таможенных платежей

Суммы таможенных платежей, подлежащие возврату, не уменьшают величину доходов для целей исчисления единого налога. Возврат таможенных пошлин рассмотрен в гл. 33 Таможенного кодекса. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов считается сумма превышения фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств над суммой, подлежащей уплате. По заявлению плательщика, поданному не позднее трех лет со дня излишней уплаты таможенных пошлин, налога или их взыскания, данные суммы подлежат возврату таможенным органом. Общий срок рассмотрения таможенниками заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата этих сумм не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. На несвоевременно возвращенную сумму начисляются пени. Не всегда плательщик может рассчитывать на возврат таможенных платежей, например, при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

В ст. 356 Таможенного кодекса перечислены другие случаи возврата таможенных платежей:

Если представленная в таможенный орган таможенная декларация считается неподанной в соответствии с Таможенным кодексом;

Отзыв таможенной декларации;

Предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

Восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

Таможенным кодексом предусмотрен возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

Изменение с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 Таможенного кодекса.

Возвращенные суммы таможенных платежей не включаются в расходы, их возврат не зависит от объекта налогообложения, выбранного "упрощенцем".

Порядок списания таможенных платежей

Таможенные платежи, согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным для учета аналогичных расходов плательщиками налога на прибыль. Соответственно порядок их учета зависит от того, в каком качестве будут использованы ввезенные на таможенную территорию товары - как основные средства, материалы, товары для продажи.

Основные средства. Если таможенные платежи уплачены при приобретении ОС, тогда нужно применить нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств", так как первоначальная стоимость для целей единого налога формируется по правилам бухгалтерского учета, что следует из п. 3 ст. 346.16 НК РФ. В п. 8 ПБУ 6/01 указано, что в первоначальную стоимость включаются таможенные пошлины и сборы.

Сырье и материалы. В п. 2 ст. 254 НК РФ определено, что стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Следовательно, в стоимость материалов включаются ввозные таможенные пошлины и сборы.

Товары, предназначенные для продажи. До 01.01.2006 в ст. 346.17 НК РФ отсутствовал порядок учета расходов на приобретение товаров. Статью 268 НК РФ, раскрывающую порядок определения расходов при реализации товаров, "упрощенцам" применять нельзя, так как она не поименована в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Позиция налоговиков была изложена в Письме МНС России от 13.10.2004 N 22-1-15/1667: суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) и суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, предусмотренные пп. 8 и 11 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, в момент получения доходов от реализации данных товаров. Из Письма следует, что таможенные платежи, не подлежащие возврату, включаются в стоимость товаров, причем при получении доходов от реализации товаров.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в п. 2 ст. 346.17 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2006, которые узаконили данный момент учета расходов на приобретение товаров, а также определили методы оценки товаров.

"Упрощенец" сумму таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, вправе учесть в расходах за исключением той части, которая подлежит возврату, а также суммы НДС, которую законодательство не запрещает возмещать. В то же время, если налогоплательщик решит возместить, а не включать в расходы НДС, ему нужно быть готовым к спору с налоговой инспекцией.

В соответствии с Конституцией РФ, таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Виды, классификация таможенных платежей

В соответствии с главой 9 ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза к числу таможенных платежей относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все таможенные платежи объединяются тем, что все они взимаются, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Среди таможенных платежей отдельно выделяют налоговые платежи - это налог на добавленную стоимость, акцизы и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются только в том случае, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования таможенных органов и должностных лиц об уплате иных видов таможенных платежей, не предусмотренных ст.70 ТК ТС, являются незаконными. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, а также специальным законодательством ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-I «О таможенном тарифе». Применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин является ограничением экономического характера, пошлины взимаются в отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенные платежи в рамках внешнеэкономических отношений могут рассматриваться как:

Как способ регулирования внешнеэкономической деятельности;

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством (законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.) и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенные платежи - налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые таможенными органами при:

перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

выполнении действий, способствующих (сопутствующих) данному перемещению.

Таможенный кодекс выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин ввозные и вывозные. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами:

сезонные,

специальные,

антидемпинговые,

компенсационные.

В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин (рисунок 1, 2,3):

Рисунок 1 - классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств


Рисунок 2 - классификация таможенных пошлин в зависимости от способа взимания


Рисунок 3 - классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

С целью защиты экономических интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, могут временно применяться особые виды платежей:

Специальные пошлины - применяются:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих наносить ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

В качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или союзов;

Антидемпинговые таможенные пошлины - пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационная таможенная пошлина - это таможенный платеж, взимаемый в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Компенсационные таможенные пошлины взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации, при осуществлении внешней торговли товарами к таможенным платежам не относятся. Они взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также они представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

Существует таможенная пошлина - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, приобретенной в итоге обработки или же переработки раньше ввезенных и оплаченных пошлиной продуктов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет страны части добавленной цены, которая формируется на всех стадиях процесса изготовления продуктов, и вносится в бюджет по мере реализации. Порядок исчисления налога и его уплаты сначала был определён законодательством «О налоге на добавленную стоимость», регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый большей частью на предметы глобального употребления. Порядок исчисления налога и его уплаты регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Таможенные сборы за таможенное оформление - это оплата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор - это оплата за таможенное оформление транспортных средств и продуктов, взимаемая в государственной денежной единице.

К таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы и иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством и взимаемые, в установленном порядке таможенными органами РФ в целях воплощения таможенно_тарифного регулировки внешнеэкономической работы.

Таможенные платежи возможно систематизировать:

  • * в зависимости от направленности движения продуктов и транспортных средств,
  • * в зависимости от метода взимания,
  • * в зависимости от государства происхождения продуктов.

Еще используются особенные облики платежей, взимаемые с целью обороны финансовых интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную землю РФ.