Смотреть страницы где упоминается термин практическое применение. Практическое применение принятия решений по классификации товаров Что дает эзотерическое познание


Для цитирования: Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Новиков К.Ю. Практическое применение программ по лечению табачной зависимости // РМЖ. 2002. №4. С. 149

НИИ пульмонологии МЗ РФ, Москва

С начала 1950-х годов накоплено большое количество исследований относительно влияния курения на здоровье, выявляющих связь между табакокурением и серьезными легочными, сердечно-сосудистыми и неопластическими заболеваниями. Мета-анализ этих исследований позволил сделать следующие заключения, обладающие наибольшей силой доказательности.

1. Табак - один из наиболее мощных канцерогенов: он является причиной 148 тыс смертей в год от онкологических заболеваний. Большинство онкологических заболеваний легких, трахеи, бронхов, гортани, глотки, ротовой полости и пищевода связано с использованием табака. В некоторых случаях табакокурение вызывает развитие опухолей поджелудочной железы, почек и мочевого пузыря.

2. Табакокурение является важным фактором риска развития болезней органов дыхания, ежегодно приводя к 85 тыс смертей от хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и пневмонии. Среди курящих детей и подростков распространенность болезней органов дыхания значительно выше, чем среди некурящих, у них снижена физическая активность и наблюдается замедление развития легких.

3. Табакокурение приводит к развитию атеросклероза и является важным фактором риска ишемической болезни сердца (ИБС) и инфаркта миокарда, поражения церебральных и периферических сосудов.

4. Никотин, содержащийся в табаке, является наркотическим веществом и вызывает никотиновую зависимость, похожую по своим свойствам на зависимость от героина или кокаина.

5. Табакокурение увеличивает риск развития остеопороза.

6. Пассивное курение является фактором риска для некурящих людей: увеличивается риск развития рака легкого, увеличивается частота средних отитов и инфекций нижних дыхательных путей.

7. Табакокурение во время беременности приводит к 5-6% пренатальных смертей, в 17-26% случаях новорожденные имеют сниженный вес, увеличивается риск выкидышей, замедляются рост и развитие плода. Табакокурение во время беременности также увеличивает риск синдрома внезапной детской смерти.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что табакокурение является важной причиной преждевременных смертей, приводящих в сумме к потере ежегодно около 5 миллионов лет потенциальной жизни. С другой стороны, табакокурение - одна из немногих причин, угрожающих здоровью людей, на которую можно достаточно легко воздействовать. Существует большое количество исследований, доказывающих, что большинство перечисленных рисков можно снизить или вообще исключить с помощью отказа от курения. Проведенный по результатам этих исследований мета-анализ выявил следующие утверждения, обладающие высокой силой доказательности.

Во-первых, полный отказ от курения приемлем для любого возраста. У лиц, бросивших курить до 50 лет, риск смерти от связанных с курением заболеваний в течение 15 лет снижается в 2 раза. Также существенно снижается риск смерти у лиц, бросивших курить после 70 лет. Риск развития рака легкого снижается на 30-50% через 10 лет после отказа от курения, риск рака ротовой полости и пищевода снижается в 2 раза через 5 лет после отказа от курения. Через 1 год после отказа от курения риски развития инфаркта миокарда и смерти от ИБС снижаются в 2 раза, а через 15 лет возвращаются к уровню, характерному для некурящих.

Во-вторых, у лиц, отказавшихся от курения, снижается смертность от ХОБЛ, уменьшаются респираторные симптомы (кашель, продукция мокроты, хрипы), а также частота инфекций нижних дыхательных путей.

В-третьих, у беременных женщин, бросивших курить до 30 недель беременности, новорожденные имеют более высокий вес, чем у женщин, курящих в течение всей беременности.

Существует большое количество рекомендаций и способов лечения табачной зависимости, применяемых в течение многих лет. С помощью методов доказательной медицины был проведен мета-анализ эффективности различных методик, применяемых при лечении табачной зависимости, и определен вес доказательности для каждой из них (T. Lancaster, BMJ, 2000):

1. Никотин-заместительная терапия - 1,71.

2. Беседы врачей и медперсонала - 1,69.

3. Поведенческая терапия и психотерапия - 1,55.

4. Пособия для самостоятельного изучения - 1,23.

5. Условно-рефлекторная терапия - 1,05.

6. Акупунктура - 1,03.

7. Коллективные лекции - 1,02.

Таким образом, значимой эффективностью воздействия обладают только два метода - никотин-заместительная терапия и беседы врачей и медперсонала.

В НИИ пульмонологии МЗ РФ на базе этих двух методов разработано «Практическое руководство по лечению табачной зависимости», подробное описание которого опубликовано в Русском медицинском журнале (2001, Т. 9, № 21, С. 904-910).

Руководство содержит три программы:

1. Длительная лечебная программа с целью полного отказа от курения.

2. Программа снижения интенсивности курения.

3. Короткая лечебная программа с целью снижения курения и усиления мотивации к отказу от курения.

В данной статье приводятся клинические примеры применения каждой из перечисленных программ.

Пример длительной программы по лечению табачной зависимости с целью полного отказа от курения

Пациент Н., 39 лет, курил в течение 20 лет по 30 сигарет в день. При оценке статуса курения особое внимание обращает на себя очень высокий индекс курящего человека (30 пачко-лет), что является крайне неблагоприятным прогностическим фактором развития заболеваний органов дыхания. Основными мотивирующими факторами к курению у пациента были стимуляция и поддержка в условиях нервного напряжения при очень высокой степени никотиновой зависимости, составляющей 9 баллов по тесту Фагерстрема. Хорошая мотивация к отказу от курения (7 баллов) позволила провести пациенту длительную программу по лечению табачной зависимости.

Анализ интенсивности курения в течение суток (рис. 1а) показал преимущественное увеличение количества выкуриваемых сигарет в утренние часы, когда пациент восполнял ночное снижение уровня никотина, а также после приема пищи.

Рис. 1а. Интенсивность курения в течение суток

При проведении функционального исследования органов дыхания (рис. 1б) отмечено снижение MMEF 75-25 до 41% от должных и характерный вогнутый вид нисходящей части кривой поток-объем. Это в сочетании с отрицательными бронходилатационными пробами и данными анамнеза свидетельствует о наличии у пациента хронического обструктивного бронхита. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при разработке индивидуальной программы лечения, поскольку вызванное прекращением курения обострение бронхита и падение бронхиальной проходимости может привести к снижению мотивации у пациента и возобновлению курения.

Рис. 1б. Кривая поток - объем

Основываясь на анализе статуса курения, пациенту была назначена никотин-заместительная терапия: базовая - жевательная резинка Никоретте (в дозе 4 мг каждые 1,5 часа), и дополнительная - жевательная резинка и ингалятор Никоретте . Суммарная суточная доза никотинсодержащих препаратов (НСП) составила 60 мг. Режим приема дополнительной терапии соответствовал выработанному у пациента стереотипу курения. Интенсивность применения НСП в течение суток представлена на рис. 1в.

Рис. 1в. Проводимое лечение

Наряду с НЗТ пациенту проводилось профилактическое лечение хронического обструктивного бронхита, включающее прием флуимуцила 600 мг в сутки и ингаляции атровента по 40 мкг 3 раза в сутки.

Лечебная программа продолжалась в течение 6 месяцев, с контрольными визитами на 3, 7, 14, 30, 60, 90, 120 и 180-й дни лечения, во время которых с пациентом проводились беседы с целью сохранения и повышения мотивации к отказу от курения, исследование функции внешнего дыхания и коррекция дозы никотинсодержащих препаратов в зависимости от интенсивности симптомов отмены.

Ежедневную дозу НСП снижали постепенно в соответствии с динамикой симптомов отмены. На рис. 1г показана динамика симптомов отмены, самочувствия и используемой дозы НСП за первые 30 дней наблюдения. Как видно на графике, снижение дозы препаратов проводилось только после исчезновения или значительного уменьшения симптомов отмены.

Рис. 1г. Динамика симптомов отмены и проводимого лечения

Особо стоит подчеркнуть принцип снижения дозы никотина только после исчезновения или значительного уменьшения симптомов отмены.

Мониторирование функциональных показателей внешнего дыхания в течение всего срока лечения показало увеличение ПСВ на 20%, ФЖЕЛ на 11% и MMEF 75-25 на 9%.

Доза никотинсодержащих препаратов к 30-му дню лечения была уменьшена до 30 мг в сутки, а к 90-му дню прием препаратов был прекращен. Пациент полностью закончил программу по лечению табачной зависимости, воздержавшись от табакокурения в течение 6 месяцев.

Пример программы по снижению интенсивности курения

Пациентка С., 65 лет, курит с 49 лет до 15 сигарет в день. При оценке статуса курения обращает на себя внимание высокий индекс курящего человека - 10 пачко-лет, что является крайне неблагоприятным прогностическим фактором для развития заболеваний органов дыхания. Основными мотивирующими факторами к курению у пациентки были приятное расслабление, поддержка в условиях нервного напряжения, снятие напряжения при низкой никотиновой зависимости, составляющей 4 балла по тесту Фагерстрема, что говорит в первую очередь о преобладании психологической зависимости. Отсутствие мотивации к отказу от курения (2 балла) и отрицание этой возможности в будущем позволили провести пациентке программу только по снижению интенсивности курения.

Анализ интенсивности курения в течение суток показал преимущественное увеличение количества выкуриваемых сигарет в дневное рабочее время.

При проведении функционального исследования органов дыхания отмечено снижение MMEF 75-25 до 62% от должных и характерный вогнутый вид нисходящей части кривой поток-объем, что в сочетании с отрицательными бронходилатационными пробами и данными анамнеза является признаками хронического обструктивного бронхита.

Основываясь на анализе статуса курения и желании пациентки уменьшить общую интенсивность курения и отказаться от употребления сигарет во время работы, была назначена никотин-заместительная терапия: базовая - жевательная резинка Никоретте (в дозе 2 мг каждые 2-3 часа), и дополнительная - жевательная резинка и ингалятор Никоретте. При этом пациентке разрешалось выкуривать то количество сигарет, которое ей было необходимо для ощущения полного комфорта.

Суточная доза НСП в начале лечения составила 20 мг. Режим приема дополнительной терапии соответствовал выработанному стереотипу курения и приходился на дневное время суток (рис. 2а).

Рис. 2а. Проводимое лечение

Наряду с проведением НЗТ пациентке проводилось профилактическое лечение хронического обструктивного бронхита (флуимуцил 600 мг в сутки и ингаляции атровента по 40 мкг 3 раза в день).

Лечебная программа проводилась в течение 3-х месяцев, с контрольными визитами на 3, 7, 14, 30, 60 и 90 дни лечения, во время которых с пациенткой проводились беседы с целью сохранения и повышения мотивации к отказу от курения, исследование функциональных показателей внешнего дыхания и коррекция дозы никотинсодержащих препаратов в зависимости от интенсивности симптомов отмены.

Ежедневная доза НСП дополнительной никотинзамещающей терапии снижали постепенно в соответствии с динамикой симптомов отмены (рис. 2б).

Рис. 2б. Динамика симптомов отмены и проводимого лечения

Мониторирование функциональных показателей внешнего дыхания в течение всего срока лечения показало увеличение ПСВ на 19% и MMEF 75-25 на 9%

К 30-му дню лечения дополнительная никотин-заместительная терапия была постепенно снижена, доза НСП составила 10 мг в сутки, а к 90 дню прием препаратов был уменьшен до 6 мг в сутки. Пациентка закончила программу по снижению интенсивности курения, уменьшив количество выкуриваемых сигарет в 3 раза - с 15 до 5.

Пример короткой лечебной программы с целью снижения интенсивности курения и усиления мотивации

Пациент К., 32 лет, курил в течение 14 лет по 30-40 сигарет в день. При оценке статуса курения особое внимание обращает на себя очень высокий индекс курящего человека - 16 пачко-лет. Основными мотивирующими факторами к курению у пациента были стимуляция, привычка, потребность при очень высокой степени никотиновой зависимости, составляющей 9 баллов по тесту Фагерстрема, что позволяет говорить о сочетании как физической, так и психологической зависимости. Слабая мотивация к отказу от курения (4 балла) (при том, что пациент не исключал этой возможности в будущем) позволила провести пациенту короткую лечебную программу с целью снижения интенсивности курения и усиления мотивации.

Анализ стереотипа курения показал равномерную высокую интенсивность курения в течение суток.

При проведении функционального исследования органов дыхания значимых отклонений от должных величин отмечено не было, но несколько вогнутый вид нисходящей части кривой поток-объем все же свидетельствовал о наличии у пациента начальной стадии хронического обструктивного бронхита.

Основываясь на анализе статуса курения, пациенту была назначена никотинзаместительная терапия: базовая - жевательная резинка Никоретте (в дозе 4 мг каждые 1,5 часа) и дополнительная - жевательная резинка и ингалятор Никоретте. Всего ежедневно пациент принимал НСП в дозе 90 мг. Режим приема дополнительной терапии соответствовал выработанному у пациента стереотипу курения. Интенсивность применения никотинсодержащих препаратов в течение суток представлена на рис. 3а.

Рис. 3а. Проводимое лечение

В начале лечения терапия хронического бронхита бронхолитиками и муколитическими препаратами по просьбе пациента не проводилась, что вызвало необходимость более детального мониторирования функциональных показателей внешнего дыхания.

Лечебная программа длилась в течение 1-го месяца, с контрольными визитами на 3, 7, 14, 30 дни лечения, во время которых с пациентом проводились беседы с целью сохранения и повышения мотивации к отказу от курения, исследование функциональных показателей внешнего дыхания и коррекция дозы никотинсодержащих препаратов.

Общую дозу НСП снижали постепенно за счет уменьшения объема дополнительной никотинзаместительной терапии и в соответствии с интенсивностью симптомов отмены (рис. 3б).

Рис. 3б. Динамика симптомов отмены и проводимого лечения

Мониторирование функции внешнего дыхания в течение всего срока наблюдения показало итоговое уменьшение ПСВ на 14% и достоверное снижение всех скоростных показателей на 1-2 неделе лечения, что вызвало необходимость назначения форадила и флуимуцила. Это обстоятельство может говорить о необходимости проведения профилактического лечения хронического бронхита даже у пациентов с исходно нормальными показателями функции внешнего дыхания.

Доза никотинсодержащих препаратов к 30-му дню лечения была уменьшена до 60 мг за счет снижения дозы НСП дополнительной терапии. Пациент закончил лечение, уменьшив количество выкуриваемых сигарет с 40 до 15, и готовится к проведению программы с целью полного отказа от курения.

Пример программы по лечению табачной зависимости с целью полного отказа от курения у пациента с высокой степенью психологической зависимости

Пациент С., 51 год, курил в течение 30 лет по 20 сигарет в день. При оценке статуса курения обращает на себя внимание значимый индекс курящего человека, равный 26 пачко-лет. Основными мотивирующими факторами к курению у пациента были стимуляция, приятное расслабление, поддержка, уменьшение и снятие напряжения при средней степени никотиновой зависимости, составляющей 5 баллов по тесту Фагерстрема. Это позволяет говорить о сочетании средней физической и высокой психологической зависимости. Высокая мотивация к отказу от курения (8 баллов) позволила провести пациенту длительную программу по лечению табачной зависимости.

Анализ интенсивности курения в течение суток показал преимущественное увеличение количества выкуриваемых сигарет в утренние часы, когда пациент восполнял ночное снижение уровня никотина, а также после приема пищи.

При проведении функционального исследования отмечено снижение MMEF 75-25 до 64% от должного и характерный вогнутый вид нисходящей петли кривой поток-объем, отрицательная проба с бронходилататорами - симптомы хронического обструктивного бронхита.

Основываясь на анализе статуса курения, пациенту была назначена никотинзаместительная терапия: базовая - жевательная резинка Никоретте (в дозе 4 мг каждые 1,5 часа) и дополнительная - жевательная резинка и ингалятор Никоретте. Всего ежедневно пациент принимал НСП в дозе 30 мг. Режим приема дополнительной терапии соответствовал выработанному у пациента стереотипу курения (рис. 4а.)

Рис. 4а. Проводимое лечение

Наряду с проведением НЗТ пациенту проводилось профилактическое лечение хронического обструктивного бронхита (флуимуцил 600 мг в сутки, атровент по 40 мкг 3 раза в день).

Лечебная программа проводилась в течение 6 месяцев, с контрольными визитами на 3, 7, 14, 30, 60, 90, 120 и 180-й дни лечения. На рис. 4б показана динамика симптомов отмены, самочувствия и используемой дозы никотинсодержащих препаратов за первые 30 дней наблюдения. Как видно на графике, начальная доза НСП оказалась недостаточной, что отразилось в усилении симптомов отмены, которые удалось уменьшить только увеличением дозы НСП до 60 мг в сутки.

Рис. 4б. Динамика симптомов отмены и проводимого лечения

Мониторирование функциональных показателей внешнего дыхания в течение всего срока лечения показало увеличение ПСВ на 14% и незначительные колебания ФЖЕЛ и ОФВ 1 .

Доза никотинсодержащих препаратов к 30-му дню лечения была уменьшена до 40 мг в сутки, а к 90 дню прием препаратов базовой никотин-заместительной терапии был прекращен. Пациент полностью закончил программу по лечению табачной зависимости, воздержавшись от табакокурения в течение 6 месяцев.

Приведем экономические аспекты отказа от курения:

Затраты на лечение в течение 3 месяцев:

Жевательная резинка Никоретте 19 х 230 руб = 4370 руб.

Ингалятор Никоретте 9 х 300 руб = 2700 руб.

Итого: 7070 рублей

Экономия в течение 3 месяцев:

Сигареты 1000 руб х 3 = 3000 руб.

Кофе 200 руб х 3 = 600 руб.

Итого: 3600 рублей.

Время окупаемости затраченных на НСП средств за весь срок лечения составило 6 месяцев. В процессе отказа от курения пациент полностью отказался от употребления растворимого кофе, что также можно расценивать как положительный результат лечения. Преодоление высокой психологической и физической зависимостей у данного пациента потребовало длительного приема больших доз НСП, что определило высокую стоимость лечения. Необходимо отметить, что во всех остальных случаях, описанных в данной статье, стоимость лечения была значительно ниже.


Применение закаливающих процедур на уроках физического воспитания широко применялось и применяется ранее и сейчас. Для достижения закаливающего, общеукрепляющего эффекта занятия проводятся с первых дней сентября на воздухе (если позволяет погода). В условиях спортивного зала в течение года также используются методики закаливания традиционной школы.

Наблюдение за учениками позволяет учителю сделать выводы о пользе занятий с систематическим применением закаливающих методик.

В частности, ниже приводятся данные по экспериментальной группе учащихся, эти дети были зачислены в группу специальную «здоровья», в связи с частыми соматическими, простудными заболеваниями.

Преподаватель в своей работе целью ставил укрепление физического здоровья учащихся путем применения традиционных методик закаливания. Занятия с учащимися проводились 2 дважды в неделю.

Базой исследования послужили начальные данные группы здоровья по состоянию на 1 сентября 2013 года. Эти данные свидетельствовали, что в группе общей численностью 15 человек, заболеваемость простудными заболеваниями достаточно высока, в частности дети проводили в болезни от 35% до 50% учебного времени. Состав группы здоровья и ее начальные характеристики по состоянию здоровья проиллюстрированы на диаграмме 2.1

Рис.2.1 Состав группы здоровья

Предположение о том, что упражнения общефизического плана в сочетании с элементами традиционного закаливания окажут влияние на улучшение здоровья детей, основывалось на личном опыта преподавателя и свидетельствах методической литературы.

Для проведения эксперимента была выбрана самая простая методика.

Во время занятий на открытом воздухе ребята в период общей разминки оставались в легких маечках (без рукавов) в продолжительность от 2 минут с увеличением интервала в 1 минуту (обязательным условием такой разминки было отсутствие сильного ветра). Во время этой разминки дети вели активную физическую работу силового характера (поднятие гантелей весом 1 кг).

Во время занятий в спортивном зале этот опыт был продолжен и дети уже спокойно проводили разминки с облегченным торсом в течение 4-5 минут. К концу года время данного упражнения было увеличено до 10 минут и здесь уже дети не только занимались силовыми упражнениями, но и оставались в подобной форме и дальше в ходе проведения разминки.

Обязательным условием проведения подобных упражнений было добровольное согласие ребенка и его родителей, его настрой на данное упражнение.

При анализе результатов данного эксперимента в течение года были отмечены следующие сдвиги, в группе мальчиков заболеваемость снизилась по сравнению с предыдущим годом до 45%, а в группе девочек до 39%. Изменения в статусе группы можно проиллюстрировать следующими графиками (рис. 2.2 и рис. 2.3).

Рис. 2.2 Снижение уровня заболеваемости у мальчиков

Рис. 2.3 Снижение уровня заболеваемости у девочек

Средний уровень снижения заболеваемости за время работы с группой составил 12 %.

Морские купания проводить под контролем с фиксированным временем купания и начинать морские купания при температуре воздуха не ниже 19°С.

Первые занятия, проведенные уже в новом учебном году показали, что дети окрепли, загорели и стали гораздо активнее физически, легче переносят увеличение нагрузки, меньше потеют при выполнении различных упражнений (бег, прыжки, подвижные игры).

Выводы

1. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах.

2. Способность к поддержке теплового баланса усиливается и достигает высокой надежности путем закаливания.

3. Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, повышенной влажности, пониженного атмосферного давления).

4. Процессы теплообразования и теплоотдачи регулируются системой терморегуляции в пределах ее восстановительных возможностей.

5. Механизм закаливания основан на том, что, при повторении раздражения вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставшийся от предыдущих раздражений, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией.

6. Закаливание при помощи многократного повторения холодовых процедур в одной и той же последовательности вызывает соответствующие изменения в деятельности всех органов и систем и делает их менее восприимчивыми к резким колебаниям температуры внешней среды.

6. Под влиянием закаливания изменяется, прежде всего, состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой.

7. Закаливающий эффект должен достигаться постепенно и последовательно. В противном случае чрезмерная интенсивность закаливающих воздействий может нанести ощутимый вред здоровью из-за неподготовленности организма к такому воздействию.

8. Закаливание является одним из важных элементов обретения хорошей физической формы у человека, способствующей его здоровью. Нет также альтернативы закаливанию по эффективности профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

В развитии телефонной связи в нашем стране можно выделить коммутационную технику трёх поколений:

  • 1. Первое поколение. К нему относятся АТС декадно-шаговой станции, или, сокращённо ДШ АТС. Коммутация в этих АТС проводилась с помощью ДШИ (Декадно-шаговых искателей). Когда возникает необходимость коммутировать канал, то шаговый двигатель проворачивает щётки искателя вниз-вверх, а также вокруг собственной оси, которые скользят по ламелям в контактом поле. Данная операция происходит до тех пор, пока щётки искателя не достигнут необходимого канала. В процессе использования декадно-шаговым АТС обнаружилось множество недостатков, а именно:
    • - Из-за быстрого истирания контактов искателя появлялись шумы на линии, вследствие чего абоненты были «не в восторге» от качества обслуживания;
    • - Низкая надёжность коммутационного оборудования;
    • - Быстродействие тоже оставляло желать лучшего;
    • - Из-за моральной устарелости АТС, было крайне сложно достать необходимые запчасти;
    • - При эксплуатации АТС требовалось большое количество сотрудников;
    • - Малая проводимость линий.

Всё это, и чрезвычайная сложность при увеличении ёмкости АТС и практически невозможная автоматизация телефонной сети, сделало декадно-шаговые АТС практически невостребованными.

  • 2. Второе поколение систем коммутации было представлено автоматическими телефонными станциями координатного типа, например, это отечественные АТСК, АТСК-У, ПСК-1000, АТС 50/200 и т.д. Коммутация производится с помощью многократного координатного соединителя (МКС), устройство, которое коммутировало Х входных каналов на Y выходных. Контакты МКС управлялись с помощью электромагнитов. По сравнению с АТС ДШ, такие станции обладали некоторыми преимуществами:
    • - Абоненты получили более высокое качество связи;
    • - Для обслуживания АТС требовалось меньше людей;
    • - Увеличение доступности и проводности, как и использования линий;

Тем не менее, такие АТС были далеки от идеала - они очень сильно зависели от подготовки обслуживаемого персонала и возраста АТС. Всё это и привело к созданию третьего поколения АТС.

3. Речь идёт о квазиэлектронных АТС, а также электронных телефонных станциях. В этих станциях удалось избавиться от недостатков, присущим предыдущим поколениям АТС. Именно поэтому такие АТС и используются практически повсеместно. Коммутация производится под контролем «процессора», с помощью герконов.

Полностью электронные системы удалось создать лишь после того, как в них начали применять коммутацию информацию в цифровом виде (Речь идёт об импульсно-кодовой модуляции). Новые АТС должны были стать более гибкими, экономичными, требовать меньше затрат и стать менее трудоёмкими при эксплуатации. Именно такими они и стали.

Аналоговый сигнал коммутируется с помощью полупроводниковый приборов, под управление процессора. Они прижились лишь в качестве офисных АТС, из-за небольшой ёмкости.

Теперь стоит упомянуть цифровые АТС, вроде EWSD, NEAX, Квант-Е и так далее. В таких АТС сигнал коммутируется в цифровом формате, абонентский аналоговый сигнал перед передачей оцифровывается с помощью абонентского комплекта, что гарантирует почти полное отсутствие помех при передаче.

При нормальном качестве модемной связи, на нормальной линии можно добиться отличного качества связи. Отдельно стоит упомянуть EWS - эта система создана практически «на все случаи жизни», с точки зрения телефонных станций, их размеров, диапазона услуг и производительности. Архитектура EWSD отвечает множеству требований из различных областей применений, её легко можно использовать в качестве АТС в небольшой деревушке, с минимальной ёмкостью, так и в качестве «массивной» транзитной станции с максимальной ёмкостью, в плотном мегаполисе.

Что же сделало EWSD столь универсальной? Прежде всего это структура аппаратных средств и ПО, которое ориентирована на выполнение конкретных функций, а также её модульность. Благодаря распределенным процессором и локальному управлению оных, получилось создать необычайно «гибкую» станцию.

ОС состоит из программ, которые максимально приближены к аппаратным средствам, и являются как правило одинаковыми для каждой телефонной станции. С помощью грамотной механической конструкции можно провести быстрый и надёжный монтаж, гибко расширить систему при необходимости, не говоря уже про максимально экономичное техобслуживание. Высокие скорости и качество передачи данных можно подключать соединения не только для телефонии, но также и для передачи данных или же телетекста.

EWSD имеет широкий и ориентированный на будущее спектр применения, и может использоваться как:

  • - Транзитная АТС;
  • - Местная АТС;
  • - В качестве концентратора;
  • - Сельской АТС;
  • - Международной АТС;
  • - Коммутационного центра для подвижных объектов;
  • - Узла коммутации в качестве части интеллектуальной сети;
  • - Коммутационного центра цифровой сети интегрального обслуживания;
  • - Коммутаторной системы;
  • - И так далее.

Всемирное развитие новых видов энергии и материалов. Огромные возможности открываются в области рационального использования и внедрения ядерной энергии . Будущее энергетики тесно связано с мирным использованием атомной и термоядерной энергии. Все большее практическое применение находит использование таких источников энергии, как лучистая энергия Солнца в полупроводниковых установках и фотоэлементах, использование внутреннего тепла Земли, энергии морских приливов и пр. Все это, вместе взятое, наряду с освоением управляемых термоядерных реакций позволит во много раз увеличить количество вырабатываемой электрической энергии по сравнению с современным уровнем ресурсов.  


Вместе с тем необходимо отметить, что ограничительная сырьевая политика отнюдь не является исключительной прерогативой освободившихся стран и тем более ее практическое применение не замыкается рамками ОПЕК. Напротив, консервация наличных нефтедобывающих мощностей или определение верхних пределов их возможного расширения в административном порядке прямо или косвенно характерны почти для всех крупных производителей углеводородного сырья из числа развитых капиталистических государств 8.  

Не останавливаясь на наименее квалифицированных способах использования ИШ (выравнивание территорий, превращение в тепло сжигание), отметим, что из всех упоминаемых в специальной литературе способов переработки практическое применение нашли четыре следующих, принципиально отличных механический, под высоким давлением криогенный и термический.  

Пассивное" приобретение знания в школе, без его осмысления, его практического применения, способствует тому, что преподаватели ВУЗа тратят много времени и сил на переучивание студентов, формирование у них целостного экологического мышления, знания. Требуется пересмотр школьных эко-программ, усиление их практической направленностью.  

На Общеевропейском совещании по сотрудничеству в области охраны среды была принята специальная декларация о малоотходной и безотходной технологии , в которой говорилось "Безотходная технология есть практическое применение знаний методов и средств с тем, чтобы в рамках потребностей человека обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии и защитить окружающую среду"  

Как мы видели, технические возможности Японии в производстве изделий, удовлетворяющих самым взыскательным требованиям, стремительно расширяются. Благодаря своим недавним достижениям она бросила вызов Соединенным Штатам в таких видах высокотехнологической продукции, как сверхбольшие интегральные схемы, волоконная оптика, думающие роботы, устройства по распознаванию речи, углеродные волокна, сверхпрочная керамика, и медикаменты, используемые при лечении раковых заболеваний. Эта продукция отражает уровень технического прогресса 80-х годов. На протяжении текущего десятилетия особую озабоченность у японцев вызывают две проблемы как сложится дальнейшая судьба этих направлений и сможет ли Япония достичь столь высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке , чтобы удерживать первенство в практическом применении и распространении соответствующих технических знаний.  

При таком подходе очевидно, что современная передовая технология , которая получит широкое практическое применение на протяжении 80-х годов и постепенно станет сердцевиной технического развития текущего десятилетия, это в первую очередь электронная технология, достигшая вершины своей зрелости.  

ФРГ - страна учености. Более всего немцы стараются совершенствовать системы знания, основанные на глубоком анализе, тщательной организации и практическом применении теории . Приобщение к науке в Великобритании неотделимо от взаимосвязи между дилетантизмом и личностным ростом в ФРГ же научная деятельность воспринимается как благородное призвание, требующее предельной преданности тех, кто посвятил ей всю свою жизнь исследователи - слуги науки. Поэтому ученость и ученые пользуются в ФРГ высочайшим авторитетом и внушают глубокое уважение.  

Технические колледжи обычно занимали подчиненное положение в системе образования . Как учебные заведения, предназначенные для профессионального обучения , они противопоставлялись университетам, которые традиционно считались местом приобщения к более возвышенным знаниям. Эти колледжи большей частью считались средними техническими училищами. Однако по мере прогресса промышленности их значение возрастает, и их статус ныне не уступает университетскому. ФРГ достигла сбалансированности в развитии науки и техники, теории и ее практического применения.  

Ранее уже было рассказано о том, как после войны коренным образом изменилось направление развития японской техники. Вместо укрепления военного могущества она была поставлена на службу гражданской промышленности. Сейчас, когда в освоении технологий товаров потребительского и производственного назначения достигнуты такие успехи, какое направление следует избрать в дальнейшем До сих пор японская техника развивалась по пути, проложенному США и Западной Европой , причем основное внимание уделялось улучшению западной технологии, уже получившей практическое применение. Вместе с тем следует помнить Япония была пионером в освоении массового производства многих изделий, включая транзисторный радиоприемник и электронный калькулятор.  

Нынешнее поколение технических нововведений станет широко использоваться в практических целях на протяжении 80-х годов, следующее - с начала 90-х годов. Принципы устройств, являющихся сейчас объектом промышленного внедрения (будь то сверхбольшие интегральные схемы, лазеры, оптические и углеродные волокна или аморфные материалы), были открыты более двадцати лет назад поэтому здесь уже накоплены многочисленные результаты исследований и разработок. Именно эти результаты и положены в основу практического применения современной технологии . Другими словами, осваивая нынешнее поколение новшеств, мы пожинаем плоды технического прогресса нескольких десятилетий, непрерывного и поступательного по своей природе.  

Когда ЭВМ пятого поколения войдут в практическое применение, они будут незаменимы во многих видах человеческой деятельности, включая и творческие. Одной из главных областей их применения станет машинный перевод.  

Прогнозирование возможных запасов нефти и газа на основе всесторонней оценки геологического строения, конечно, может принести более точные результаты, чем, скажем, метод экстраполяции. Однако практическое применение метода оценки на основе геологического строения в условиях капиталистической системы наталкивается на серьезные трудности, что связано главным образом, с разобщенностью геологической службы и засекречиванием геологических данных.  

Практическое применение движений" (1917).  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА  

Тут особое ударение делается на словах практическое применение. Мало верить в Золотое правило. Чтобы оно приносило реальную пользу, нужно научиться распространять его на все человеческие отношения, применять его изо дня в день.  

В процессе практического применения эта система подлежит уточнению и совершенствованию.  

Министерства и ведомства организуют работу по практическому применению в руководимых ими отраслях Закона СССР о государственном предприятии (объединении), скорейшему переводу основного звена на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.  

На наш взгляд, следует остановиться на другом возможном методе начисления амортизации - по прогрессивно снижающимся нормам, который не представляет большой сложности для практического применения и в то ЖЕ время не имеет тех недостатков, которые есть в действующих нормах амортизации , а также в погонном методе.  

Предлагаемая методика проста для практического применения, обеспечивает следующие преимущества по сравнению с действующей методикой  

Используя указанные значения Л"н в выражениях (69) - (73), можно существенно упростить подготовку исходных данных и тем самым сделать предложенные формулы более доступными для практического применения.  

Ввиду существенных недостатков предлагаемые в этих работах методики по определению коммерческой скорости бурения не получили широкого практического применения. Основными их недостатками являлись сложность расчета и необходимость сбора значительного количества данных, отсутствующих в действующей статистической отчетности невозможность применения их на всех этапах разработки плана - от первичного бурового предприятия до объединения и министерства отсутствие возможности в процессе расчетов по предлагаемым методикам и расчетным формулам учесть влияние изменения средних глубин скважин

Данный способ расчета наиболее обоснован теоретически и дает самые точные результаты в практическом применении. Но дело осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, качество большинства видов продукции, а, следовательно, и его уровень формируются чаще не одним, а несколькими свойствами, причем значимость их в формировании полезности различна. Встает сложная проблема определения их значимости. Во-вторых, полезность продукта находится чаще в нелинейной зависимости от значения свойств (частных качественных характеристик), а это означает непостоянство их значимости. Указанные сложности преодолимы, но не всегда.  

Все большее практическое применение находит использование таких источников энергии, как лучистая энергия Солнца в полупроводниковых установках и фотоэлементах, использование внутреннего тепла Земли, энергии морских приливов и пр. Все это, вместе взятое, наряду с освоением управляемых термоядерных реакций позволит во много раз увеличить количество вырабатываемой электрической энергии по сравнению с современным уровнем.  

Прогрессивные направления рационализации подготовки производства отражены в учебном пособии . Их изучение студентами и практическое применение в последующей инженерной деятельности будет способствовать решению задач создания и ускоренного освоения производства новой высокоэффективной техники.  

Произведение величины объема газа на величину соответствующего этому объему давления газа будет постоянной величиной при постоянной температуре. Этот закон имеет практическое применение в газовом хозяйстве. Он позволяет определять объем газа при изменении его давления и давление газа при изменении его объема при условии, что температура газа остается постоянной. Чем больше при постоянной температуре увеличивается объем газа, тем меньше становится его плотность.  

Однако практическое применение экономико-математических методов в нашей стране стало реально осуществимым к началу 60-х годов благодаря появлению и быстрому развитию электронной вычислительной техники . В эти годы были построены первые отчетные и экспериментальные плановые межотраслевые балансы , решены первые задачи оптимального развития и размещения производства , рассчитаны прогнозы отдельных экономических показателей с помощью методов математической статистики.  

В книге кратко излагается сущность эргономического метода, объекты, цели и задачи этой новой области знаний, их актуальность для нефтяной промышленности . Системная методология изучения сложных биотехнических систем человек-машина-среда (ЧМС) рассматривается на примерах ее практического применения. Человек, его разнообразная деятельность, место и функция в динамической структуре ЧМС исследуются в связи с эффективностью и безопасностью труда, структурой и свойствами ЧМС.  

Одним из путей для исправления такой ситуации могло бы стать учреждение Нобелевских премий в области техники. Нобелевскую премию в области техники следовало бы присуждать отдельным лицам или группам, которые первыми освоили эпохальную технологию или же внесли выдающийся вклад в ее практическое применение оригинальность в данном случае не должна быть предметом обсуждения. Оценка работы должна основываться на KOEI-кретных результатах, в первую очередь на таких критериях, как качество работы и себестоимость законченного изделия или системы. К премии могут быть представлены и отдельные лица, и группы, но большинство премий, конечно же, должно присуждаться организациям, будь та компании, исследовательские центры или другие крупные коллективы.  

Тем не менее после создания сверхбольших интегральных схем прогресс японской микроэлектроники стал стремительным. Решающую роль сыграл переход к массовому производству настольных калькуляторов. Ламповый калькулятор, достаточно большой и поэтому непригодный для работы за столом, был создан в Великобритании (1960 г.). Но практическое применение подобных вычислительных устройств началось несколько позже, в 1964 г., когда компания Хаякава (ныне Шарп) освоила серийный выпуск первого транзисторного калькулятора. Таким образом, настольная мини-ЭВМ была оригинальным японским изделием. Производство транзисторного калькулятора составило всего 1700 единиц в 1964 г., и затем ширилось исключительно высокими темпами. Уже в 1966 г. Шарп заменил транзисторы интегральными схемами размеры калькулятора и его цена существенно уменьшились. Неудивительно, что спрос на такие мини-ЭВМ резко возрастал, достигнув апогея в 1969-1970 гг. Это был тот самый бум, на волне которого стремительно увеличивался сбыт интегральных схем.  

Этапы моделирования инвестиционного цикла . построение модели , оценка параметров , практическое применение для принятия решений , оптимизации и прогнозирования. Интерфейсные, фактуальные и процедурные знания.

МОУ Дергаевская СОШ №23

Доклад по теме:

«Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе»

Подготовила учитель начальных классов Боброва Е. В.

2014г.

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат. Поэтому мы остановились на внедрении в учебный процесс принципов личностно – ориентированного обучения. Идея проведения уроков в режиме личностно-ориентированного обучения принадлежит И.С, Якиманской. Но её теоретические выкладки относятся к обучению учащихся среднего и старшего звена. Эта система не была адаптирована на начальную школу, но очень заинтересовала учителей начальных классов.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

Личностно-ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Цели личностно-ориентированного обучения:

    развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;

    максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребёнка

    помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства

Личностно-ориентированное обучение создает, на наш взгляд, оптимальные возможности, содействующие развитию личности ученика посредством учебной деятельности.

Содержание в личностно-ориентированном обучении – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.

Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:

    получает возможность взглянуть на самого себя " изнутри" и " извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

    вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации, контролирует свои потребности, учится управлять своими мыслями и разумно пользоваться речью;

    учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения, требуют принуждения к делу;

    развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать усилие воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

    удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как личностно-ориентированное обучение опирается на технику удовлетворения потребностей и побуждает учащегося к определенному поведению;

    учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.

В начальных классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате решения которых ученики приходят к нужному выводу (под руководством учителя). Во время лекции учитель задает учащимся вопросы, ответами на которые является анализ, синтез, обобщение полученной информации. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся. Этот этап в начальной школе может проводиться как закрепление или проверка теоретического уровня. Форму работы выбирает учитель: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Виды деятельности учащихся также могут быть различными: графический диктант, тест, защита моделей, дидактические игры, игры – соревнования…

На практической части занятия учащиеся приступают к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

Во всех случаях, при ответах учащихся, не используется оценка "неудовлетворительно", так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Личностно-ориентированный план может быть нескольких видов.

Составляется личностно-ориентированный учебный план по предмету, в котором указываются:

    наименование тем или разделов курса;

    временные рамки изучения тем или разделов;

    понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

    индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

    учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану, тем самым, создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

    Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

    Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

Рассмотрим, распределение заданий по уровням.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

    Репродуктивный - 1 уровень

    Алгоритмический - 2 уровень

    Творческий – 3 уровень и дополнительное задание.

После выполнения задания каждого уровня проводится качественная и количественная рефлексия, направленная на выявление эмоционального состояния учащихся и уровня их знаний.

В традиционной парадигме обучения к показателям успешного обучения относят:

    итоговые годовые отметки;

    отметки за административные проверочные работы, экзаменационные отметки;

    сравнительный анализ успеваемости;

Однако, эти показатели направлены только на определение уровня предметных знаний и умений ученика. Следовательно, в большинстве школ педагоги организуют учебный процесс лишь с одной целью – передать определенные знания, сформировать предметные умения и навыки, не учитывая личностное развитие детей.

Альтернативой традиционному способу оценки является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Результат, полученный учеником, сравнивается с его же результатами и, тем самым, выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий, которым пользуется педагог, - индивидуальный, личностный, когда человек сравнивается с самим собой вчерашним, что и позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие. Критерии более высоких уровней строятся на базе того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы контрольных заданий.

Предусматривается:

    тематический контроль;

    полнота проверки обязательного уровня подготовки;

    открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

    оценка методом сложения (общая оценка = сумме оценок за каждый уровень);

    повышение оценки за достижения сверх базового уровня;

    отсутствие отрицательной оценки;

    возможность доработать и сдать материал;

    предусматривается резерв времени для доработки;

    возможна помощь учителя и консультанта во время выполнения самостоятельной работы;

    учащимся даются «ключи» к проверочным заданиям;

    на каждого ведется лист учета и контроля;

    итоговые оценки выставляются по результатам контрольных уроков.

Теперь вернёмся к вопросу организации самостоятельной работы учащихся. Как мы уже сказали, детям предлагаются задания нескольких уровней сложности.

Задания 1 уровня – это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения. Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке "удовлетворительно". Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто? что? где? когда? и описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов. Задания данного уровня должен выполнить каждый ученик и перейти к заданиям второго, более высокого уровня.

Задания второго уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке "хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов; привлекает к работе всех учеников (а не только хорошо успевающих); обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания.

Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило.

При этом не следует отчаиваться, если дети вначале не принимают таких карточек-консультаций. Здесь нужно время для адаптации к помощи, нужно научить детей пользоваться вспомогательными средствами.

Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества.

Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование карточек с помощью вселяет слабоуспевающим уверенность в их способностях, помогает формировать положительное отношение к самостоятельной работе в классе и дома, а также к учебной деятельности в целом.

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.

3 Этап - Рефлексия. Как уже было отмечено, рефлексия проходит после проверки каждого выполненного уровня. В конце урока дети сами анализируют свою работу, выявляют трудности и недочёты, ставят цель на следующий урок, дают рекомендации тем, кто не справлялся с предложенными заданиями или допускал ошибки при их выполнении, отмечают своё настроение на уроке, используя цветограмму.

На этом же этапе дети выбирают домашнее задание.

Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию.

При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика в процессе выполнения домашнего задания. Поэтому, предлагая домашнее задание с ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников, следует подбирать и задания, требующие дополнительных смысловых нагрузок, творческого поиска правильных способов решения; также как и на уроке предусмотреть определенные меры помощи (образцы решения, алгоритмы, памятки, рисунок или чертеж, вспомогательный вопрос и т.д.). Так как на уроках личностно - ориентированного обучения предполагается возможность выбора домашнего задания, то очень важно научить ребенка определять уровень своих возможностей, видеть свои затруднения.

В итоге попробуем провести сравнительную характеристику традиционного обучения и личностно-ориентированного подхода.

Виды обучения

Обучение