Война идет убивает мусульмане. Геноцид мусульман в Бирме Араканская резня буддистов и мусульман, Что произошло в Мьянме? Калачакра-тантра: грянет ли шамбалинская война

До Кадырова за народность рохинджа заступился Эрдоган

Прозвучавшие в интернете Кадырова, воскресное стояние у посольства Республики Союз Мьянмы в Москве и массовый митинг в Грозном в защиту преследуемых в далекой стране мусульман неожиданно заставили россиян обратить внимание на малоизвестную широкий публике проблему.

На самом деле уходящее в историю противостояние в преимущественно буддистской Мьянме с гонимым мусульманским меньшинством давно вызывает озабоченность в мире – как на правительственном уровне, так и в правозащитной среде.

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»).

Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь.

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа...

Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами.

Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН , созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.

Только за последние дни в Бангладеш бежали около 90 тыс. представителей рохинджа. Это случилось после того, как 25 августа повстанцы из «Араканской армии солидарности рохинджа» атаковали десятки полицейских постов и армейскую базу в Ракхайне. Последующие столкновения и военное контрнаступление унесли по меньшей мере 400 жизней. Власти обвиняют боевиков в поджогах домов и убийствах гражданских лиц, а правозащитники винят в том же армию. И еще до Рамзана Кадырова в защиту бирманских мусульман на прошлой неделе выступил турецкий президент Эрдоган, назвавший происходящее геноцидом, о котором «все молчат»...

После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном - в нем приняли участие около миллиона человек.

Мьянму обвиняют в этнических чистках мусульманского народа рохинджа. Рупором в поддержку угнетенных внезапно становится Рамзан Кадыров - он записывает гневные видео, о готовности пойти против позиции России, собирает многотысячные антибуддийские митинги, а потом , что его не так поняли. Журналист-международник, военный переводчик, участник проекта Zangbeto films Дмитрий Зеленов - о том, что на самом деле происходит в Мьянме, при чем здесь ИГИЛ* и Китай и о чем нужно было знать Кадырову, прежде чем делать свои заявления

В марте 2001 года в центральном Афганистане талибы взорвали две статуи Будды. Огромные каменные изваяния высотой в 35 и 53 метра, воздвигнутые еще в VI веке, исламисты уничтожали несколько недель: сначала из артиллерии и зенитных комплексов, затем противотанковыми минами, в конце концов, оставшееся в скальной нише лицо божества долго добивали динамитом.

Шокирующая картинка религиозного вандализма облетела весь мир. С одной стороны невежественный, разрушительный и упрямый в своей агрессии фундаментализм, с другой — молчаливые буддийские святыни, бессмысленная и невинная жертва. До 11 сентября оставалось полгода, но понимание уже приходило: мировое зло находится где-то там, где взорвали Будд.

Буддизм и жертвенность всегда казались тесно связанными понятиями. До вспышки насилия в Мьянме (а это случилось намного раньше постов Кадырова) повестка в мировых СМИ традиционно отводила буддистам роль страдающей стороны. Характерный пример — Тибет, возможно, главная арена буддийской политической активности, где важной формой протеста против Китая стало монашеское самосожжение. То есть, в идеологической войне с противником монахи атакуют самих себя — это мощный и трагичный образ.

И вот теперь все наоборот. Агрессорами оказываются сами буддисты, жертвами — мусульмане. «Страна тысячи пагод», как называют Мьянму в туристических буклетах, обвиняется в государственном терроре и этнических чистках. Исламские активисты говорят даже о геноциде. В ООН и Госдепартаменте США используют более осторожные термины — нарушения прав человека, притеснения, дискриминация, — но оценки тоже весьма жесткие и однозначные.

Вместе с тем в России только Рамзан Кадыров яростно осуждает действия Мьянмы, делая это вразрез официальной позиции МИДа, который буквально на днях выразил «поддержку усилиям правительства Мьянмы», а до этого последовательно блокировал резолюции по конфликту в Совбезе ООН.

Что же происходит на самом деле?

После распада колониальной системы границы между осколками империй чаще всего оставались в том виде, в каком было удобно метрополии. Не стали исключением и два бывших куска Британской Индии — Бирма (будущая Мьянма) и Восточный Пакистан (будущий Бангладеш). Именно на стыке этих двух государств и образовался народ, известный как рохинджа, этнически и лингвистически близкий бенгальцам, коренному населению Бангладеш.

Существует несколько версий, как мусульмане-рохинджа в количестве более миллиона человек (приблизительные оценки 2014 года) оказались в Мьянме, 90 процентов населения которой исповедует буддизм.

Под постоянным давлением правительства Бирмы в Аракане окрепло движение муджахидов, выбравших вооруженный путь сопротивления. Из-за этого вне закона оказался весь народ

Несмотря на то, что сам термин «рохинджа» появился в историографии только в 50-х годах XX века, представители притесняемого сегодня этноса считают историческую область Аракан на западе Мьянмы своей родиной. Отсчет ведется с XV века, когда араканские короли признали вассальную зависимость от султанов Бенгалии. Так в буддийском регионе возникли первые поселения мусульман.

В колониальные времена мусульман в Аракане стало еще больше. За 30 лет — с 1872 по 1911 годы их количество и в процентном, и в абсолютном соотношении выросло вдвое. К 1931 году из миллионного населения буддийского Аракана уже каждый четвертый исповедовал ислам. Бирманские националисты уверены, что рост числа рохинджа — дело рук Британии, завозившей в край дешевую рабочую силу из мусульманской Бенгалии.

Напряженность, неизбежная при компактном проживании одного этноса на территории, где доминирует другой, вылилась в масштабное кровопролитие во время Второй мировой войны. Когда в Британскую Бирму вторглась Япония, будущие рохинджа и коренные араканцы оказались в разных лагерях. Отступившие англичане вооружили мусульман, чтобы те оказали сопротивление японцам, потому что буддийское население этого не делало.

В результате такой политики в 1942 году случилась «Араканская резня». Бирманские историки считают, что мусульмане воспользовались ситуацией и стали захватывать деревни араканцев, убив за несколько месяцев около 50 тысяч буддистов. Сторонники рохинджа эти данные оспаривают, делая акцент на военных преступлениях японцев против мусульман и коллаборационизме буддийского населения.

Как бы там ни было, японское вторжение вынудило покинуть западные области Бирмы десятки тысяч мусульман, которые искали спасение в соседней Бенгалии. Но к тому времени эти люди уже идентифицировали себя как, пусть и близкий к бенгальцам, но самостоятельный этнос — поэтому после объявления независимости Бирмы в 1948 году беженцы хлынули назад в Аракан. Примерно в это время, вероятно, и возникло название «рохинджа», а вместе с ним и национальное самосознание. Не бенгальское, а араканское.

Первые пятнадцать лет были относительно спокойными: мусульмане Аракана получили статус меньшинства и представительство в бирманском парламенте. Вместе с тем в этот же период в район продолжалась иммиграция мусульман из Бенгалии (Восточного Пакистана). По мнению бирманских националистов — нелегальная, что спровоцировало в крае тяжелое социально-экономическое положение и явный демографический перекос. Тогда же среди некоторых рохинджа возникли сепаратистские настроения: выдвигались идеи присоединения края к Пакистану, либо создания независимого от Бирмы мусульманского государства.

Когда в 2016 году вспыхнул очередной кризис, который продолжается и сейчас, госпожа Аун стала называть повстанцев террористами. Повод для такой позиции у властей Мьянмы есть

Собственно, такие настроения среди радикальных рохинджа популярны и сейчас — и в этом кроется, пожалуй, самая сложная составляющая проблемы.

Дискриминация на государственном уровне в отношении рохинджа возникла после 1962 года, когда в результате переворота к власти в Бирме пришли военные. Генерал У Не Вин начинал военную карьеру в японской армии, сражаясь в том числе против мусульман Аракана. Оказавшись во главе государства, он проводил против рохинджа как военные, так и политические операции. При поддержке буддийского духовенства, недовольного «нелегальной иммиграцией».

В 1978 году в Бангладеш были принудительно выселены 200 тысяч мусульман. В 1982 году Бирма приняла закон, который фактически лишил рохинджа гражданства, а также права на свободное перемещение и высшее образование.

Парадокс в том, что все это не помешало населению мусульман в Аракане вырасти еще в четыре раза. Если до Второй мировой ислам исповедовал каждый четвертый житель области, то в 2014 году — каждый второй. Всего — 1,3 миллиона человек. Кроме того, повсеместная дискриминация сильно маргинализировала рохинджа. И речь не только о классической этнической преступности (благодатная почва для ксенофобии). Под постоянным давлением со стороны бирманского правительства в Аракане окрепло движение муджахидов, выбравших вооруженный путь сопротивления.

Из-за этого вне закона оказался весь народ.

Надежды на нормализацию ситуации в Аракане были связаны с Нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи. Женщина, которая долгое время противостояла военной хунте, сама подвергалась нападению и провела под домашним арестом 15 лет, все еще ассоциируется с демократическими преобразованиями и толерантностью. В 2015 году ее партия, «Национальная лига за демократию», завоевала большинство в обеих палатах парламента. С военными договорились о мирной передачи власти, а сама Аун заняла должность государственного советника и министра иностранных дел.

Когда в 2016 году вспыхнул очередной кризис, который, собственно, продолжается и сейчас, защитники прав рохинджа ждали от госпожи Аун жесткой реакции, однако поначалу примирительные и аккуратные слова сменились тем, что ее офис, как и военные, стал называть повстанцев террористами.

Повод для такой позиции у властей Мьянмы есть.

Началось обострение с того, что возникшая на границе с Бангладеш радикальная «Армия спасения рохинджа Аракана» атаковала несколько пограничных постов. В ответ армейские подразделения Мьянмы провели широкомасштабную карательную операцию. В результате конфликта пострадали — и продолжают страдать — мирные жители, как мусульмане, так и буддисты.

Вероятно, в Бангладеш уже сегодня действуют тренировочные лагеря боевиков, часть которых направляется в Ирак и Сирию, а часть в соседний Аракан — идеальный плацдарм для джихада

Действия военных Мьянмы попали под прицел ООН, Госдепартамента США и различных НПО. По оценкам Amnesty International в результате преследования за период с 2016 по 2017 годы до 90 тысяч рохинджа были вынуждены покинуть Мьянму, 23 тысячи были принудительно переселены в другие районы, несколько тысяч человек убиты.

Вооруженные повстанцы (с точки зрения официального Янгона — террористы) также продолжают борьбу. Совсем недавно, 4 сентября, боевики рохинджа подожгли монастырь и отбили голову Будды в одной из пограничных деревень. Об этом сообщило государственное агентство Myanmar News.

Как раз за пару дней до этого, 2 сентября, у рохинджа возник неожиданный и, возможно, нежеланный союзник в виде йеменского крыла «Аль-Каиды», чей лидер Халид Батарфи призвал мусульман Индии, Бангладеш, Индонезии и Малайзии поддержать «братьев из Бирмы». На этом фоне предположения , будто средства на вооруженную борьбу рохинджа идут из Саудовской Аравии и стран Залива, выглядят логичными, а связи с ваххабитами — не такими уж надуманными.

Сложно игнорировать и то, что людские ресурсы в Аракан поступают в основном из Бангладеш, где в 2015-2016 годах

Широко известен факт, что в Калачакра-тантре рассказывается о мусульманах, которые в будущем обратят в свою веру почти все человечество. Оставшиеся в абсолютном меньшинстве буддисты будут пользоваться покровительством императора Шамбалы.

Спустя 1800 лет после возникновения ислама, мусульмане решатся на вторжение в Шамбалу, что приведет к апокалиптической битве, в которой мусульмане потерпят катастрофическое поражение. Значит ли это, что противостояние между буддистами и мусульманами глубоко укоренено в сознании буддистов и есть ли надежда на взаимопонимание и межконфессиональный диалог между двумя мировыми религиями?

Исторический опыт сосуществования

Впервые последователи буддизма и мусульманства столкнулись на территории Средней Азии, которая в IX веке попадает под владычество Омейядского и Аббасидского халифатов. До этого момента на территории современных Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана процветал буддизм. Арабы-мусульмане разрешили местным буддистам исповедовать свою религию, однако обложили их особым налогом. Постепенно ислам полностью вытеснил буддизм с этих территорий.

Гораздо печальней была участь индийских буддистов, которые подверглись жестоким гонениям сначала со стороны Омейядов в VIII в., а потом тюркских захватчиков в XI веке. Разрушались буддийские монастыри, произведения буддийского искусства были безвозвратно утеряны, а буддисты или насильно обращались в ислам или уничтожались.

Мусульмане в Тибете

До сих пор мы говорили о ситуациях, в которых доминировали мусульмане. В Тибете XVII века ситуация была иной. В буддийский Тибет, которым управлял Далай-лама V, прибыла группа кашмирских мусульман. Им было позволено остаться и свободно исповедовать свою веру. Более того, Далай-лама даже наделил мусульман особыми привилегиями, дав им право фактической автономии в управлении внутренними делами общины по правилам шариата.

Мусульманская диаспора проживает в Лхасе до сих пор, и за несколько столетий сосуществования между мусульманами и буддистами не было каких-либо конфликтов.

Диаметрально противоположной была ситуация в Амдо, преимущественно тибетском регионе, входящем сегодня в состав китайских провинций Цинхай и Ганьсу. Здесь в XIX веке мусульмане из числа дунган и хуэйцев громили буддийские монастыри и убивали монахов.

Калачакра-тантра: грянет ли шамбалинская война?

Идея о шамбалинской войне, описанная в Калачакра-тантре, распространена лишь в регионах тибето-монгольского буддизма. В других буддийских традициях она неизвестна. Существуют разные точки зрения на то, каковы истоки этой идеи, и идет ли речь о реальных событиях. Принято считать, что мусульманские сюжеты проникли в Калачакра-тантру после вторжений на полуостров Индостан мусульман-газневидов в XI веке.

Жестокое уничтожение буддийской цивилизации в Индии породило миф о неизбежной грядущей вендетте. В то же время, авторитетные буддийские комментаторы призывали не относиться к идее шамбалинской войне как к реальной перспективе военного противостояния между буддистами и мусульманами. Речь идет о внутренней борьбе со своими собственными страстями и аффектами.


Мьянма: у проблемы - межэтнический характер

Наиболее известным в мире местом противостояния между буддистами и мусульманами стала Мьянма. Из 55 миллионов человек, проживающих в этой стране, порядка 800 тысяч составляет этническое и религиозное меньшинство – рохинджа. Представители этого народа исповедуют ислам и, по данным ООН, являются самым преследуемым меньшинством в мире.

Конфликт в Мьянме, однако, носит межэтнический характер и не задевает интересов других народов этой страны, исповедующих ислам.

Ладакх: конфликты из-за гуманитарной помощи

Буддисты в этом индийском регионе являются меньшинством. Ладакх входит в состав мусульманского штата Джамму и Кашмир, который к тому же является одним из центров политической нестабильности в Индии. Несмотря на то, что основная линия конфликта в Кашмире проходит между индуистским и мусульманским населением, буддисты также испытывают давление со стороны мусульманского большинства. Главным образом это касается гуманитарной помощи от международных организаций и государственных инвестиций.

Ладакх является популярным местом международного туризма, что привлекает сюда немалые средства. Это вызывает напряженность во взаимоотношениях ладакхцев с кашмирцами.


Отказаться от политики демонизации ислама

Его Святейшество Далай-лама уделяет пристальное внимание вопросам буддийско-мусульманского диалога. Он часто встречается с мусульманскими религиозными лидерами и призывает международное сообщество отказаться от политики демонизации ислама. По его мнению, действия террористов не должны определять имидж этой религии, а экстремистов можно найти в любой религии.

С конца прошлой недели тревожные вести приходят из Мьянмы - небольшого государства в Юго-Восточной Азии, известного до этого разве что любителям экзотических путешествий в неизведанные места. Страна, где, по приблизительным подсчетам, проживает свыше 55 млн человек, привлекает тех, кто интересуется старинным укладом жизни: многие традиции и ритуалы, которые присутствуют здесь в повседневной действительности, исчезают из культуры и обихода большинства народов мира.Но, оказывается, и в этом уголке планеты иной раз бушуют совсем не туристические страсти. Недавно в Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством и основным составом населения, исповедующим буддизм. Жертвами противостояния уже стали более 400 человек, а по меньшей мере 18,5 тысячи бежали в соседний Бангладеш. Конфликт в Мьянме привлек внимание и россиян - после того, как сотни мусульман вышли на несанкционированную акцию в центре Москвы в знак протеста против политики мьянманских властей. Кроме того, свою позицию по ситуации высказали главы некоторых регионов России, в том числе и в довольно решительном стиле...В праве на существование - отказать Ситуация в Мьянме обострилась 25 августа, когда представители группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» напали на полицейские посты и армейские базы, отреагировав таким образом на преследования представителей этнической группы рохинджа, проживающей в штате Ракхайн (Ракхайнской национальной области) на западе страны. В ответ власти арестовали сотни представителей рохинджа, а также заявили об убийстве примерно 400 боевиков. Люди тут же устремились в соседний Бангладеш: беженцы заполонили поля, укрываются в самодельных хижинах. Они рассказывают о массовых убийствах, уничтожении и поджогах деревень, пытках и изнасилованиях, совершаемых солдатами в их краях. Власти же Мьянмы отрицают геноцид мусульман, обвиняя как раз их в том, что это они спровоцировали беспорядки.

Между тем это уже далеко не первый инцидент на межэтнической почве в этой стране. В 2012 году даже объявлялось чрезвычайное положение, после того как в упомянутом штате Ракхайн разгорелся конфликт между буддистами и мусульманами. Рохинджа тогда бежали в Таиланд, однако инцидент на этом не был исчерпан, так как в марте следующего года в том же штате были зафиксированы антимусульманские погромы. В октябре 2015 года исследователи из «Международной инициативы по борьбе с преступностью» Лондонского университета королевы Марии опубликовали отчет, составленный на основе раскрытых документов, свидетельствующий об увеличении изоляции, резни и ограничений по отношению к рохинджа. Авторы доклада обратили внимание на ситуацию с преследованием этого народа, призвав международное сообщество повлиять на ситуацию.Вообще, ситуация с рохинджа дошла о того, что его сейчас чуть ли не официально называют самым преследуемым народом в мире. Рохинджа считаются «лицами без гражданства»: власти отказывается признавать их в качестве одной из этнических и религиозных групп, несмотря на то что они живут там долгое время. Этот народ не имеет правовой защиты, а ограничения налагаются не только на выбор вероисповедования, возможность получения образования, трудоустройство, но и на свободу передвижения и даже на количество детей - их разрешается иметь не более одного.Изгои в своей стране При этом истинные причины конфликта уходят корнями в историю еще глубже. Рохинджа считают себя потомками арабских торговцев, поселившихся здесь много поколений назад. Сам же термин «рохинджа» произошел от одноименного названия военно-политического движения 1950-х годов, ставившего целью автономию мусульманского региона. В 1942 году произошла первая бойня между рохинджа и араканцами-буддистами, после чего регион становился все более этнически поляризованным. Число буддистов, убитых мусульманами, оценивается в 50 тыс. человек, утверждают историки, десятки тысяч вынуждены были бежать.

С 1970-х годов теперь уже рохинджа стал подвергаться преследованию со стороны правительства и националистически настроенных буддистов. Надо признать, что напряженность между религиозными группами умело использовалась военными правителями Мьянмы. Демократия появилась в стране совсем недавно: первые свободные выборы прошли в ноябре 2015 года, в результате чего к власти пришла лауреат Нобелевской премии мира Аунг Сан Су Чжи, ранее находившаяся под многолетним домашним арестом. Однако проблема с межэтническими и межрелигиозными противоречиями никуда не делась, тем более что Мьянма по-прежнему позиционируется как исключительно буддистский регион, где эту веру исповедуют до 90% населения.Нельзя забывать и том, что на росте противоречий сказывается крайне тяжелая социально-экономическая ситуация в стране, а в многострадальном штате Ракхайн в особенности. По оценкам Всемирного банка, этот регион имеет самый высокий уровень бедности в стране (до 80%), при этом отсутствие инвестиций со стороны правительства привело к лишению даже минимально необходимых социальных услуг, таких, например, как здравоохранение. Не самое позитивное отношение к властям складывается у рохинджа и вследствие лишения их пахотных земель, которые власти, словно в издевку, передают буддистским поселенцам из других регионов Мьянмы.

Бикфордов шнур конфликта «Действительно, Мьянма (по старому названию Бирма) - страна с преимущественно буддистским населением, и наравне с другими странами региона она не избежала межэтнических, межрелигиозных конфликтов, - отмечает политолог кандидат исторических наук Михаил Ургалкин. - Хочу напомнить, что Аун Сан Су Чжи с приходом к власти обещала прекратить гонения на рохинджа, однако ее действия никак не повлияли на положение этого народа. К примеру, даже после созванного по ее инициативе в 2016 году конгресса-форума, направленного на возобновление мирного диалога, военные действия в штате Ракхайн продолжились как ни в чем не бывало».Любопытен вот какой факт. Противостояние в этом регионе продолжается уже более полувека, и даже больше - если считать конфликты 1940-х годов. Однако мировое сообщество, в том числе ООН, почему-то занялось ситуацией только в последнее время. Как обычно, в числе первых свою озабоченность проявил и Госдепартамент США. Как считают эксперты, регион сейчас попал в поле зрения международных игроков по простой и даже прозаической причине. Дело в том, считают некоторые эксперты, что претензии к Мьянме - это повод «уколоть» Китай, поддерживающий действующие власти страны, а также (что не исключено) и нынешнего союзника КНР Россию.

В то же время в нашей стране далеко не одобрительно восприняли гонения на мусульман. Тот же митинг в центре Москвы, заявления лидеров преимущественно мусульманских регионов России показывают, что события в Мьянме не оставили людей равнодушными. Так, глава Чечни Рамзан Кадыров, известный своими прямыми, откровенными высказываниями, сравнил ситуацию в Мьянме с действиями надзирателей в фашистских лагерях смерти. «Власти этой страны лишили права на жизнь более миллиона рохинджа, - отметил чеченский лидер на митинге в Грозном, организованном как раз в поддержку мусульман в Мьянме. - Их жалкие жилища горят в огне. Беззащитных людей разрывают на части, сжигают на кострах, топят в воде. Детей бьют о землю, бросают в огонь. За этим молча наблюдают ООН, Евросоюз, региональные организации Юго-Восточной Азии, короли, президенты, мировая пресса. Требуем наказания виновных и международного расследования преступлений против человечности».Обеспокоенность сложившейся ситуацией высказал и глава соседнего с Чечней Дагестана Рамазан Абдулатипов. В своем заявлении он подчеркнул, что «стороны конфликта должны придерживаться международного права, не разжигать насилие и стремиться решать проблемы только мирным путем». «Мир и согласие в регионах, где проживают представители разных национальностей и вероисповеданий, возможны только при развитии культуры взаимоотношений и с учетом интересов всех сторон», - убежден Рамазан Абдулатипов. Совет муфтиев России также отреагировал на события в Мьянме. Как подчеркнула руководитель пресс-службы организации Гульнур Газиева, муфтий Шейх Равиль Гайнутдин обратился к международным организациям с просьбой не оставлять ситуацию без внимания. «Там уничтожаются ни в чем не повинные люди просто потому, что они представляют другую нацию. Такие организации, как ООН, должны вмешаться», - отмечают в российском Совете муфтиев.Время взвешенных решений С другой стороны, нынешняя кровавая история в Мьянме - повод взглянуть на нее и под другим углом. К примеру, некоторые аналитики обращают внимание, что наибольший всплеск гонений властей, в том числе силового давления, начался после того, как в регионе начала действовать (и действовать достаточно дерзко, жестко) упомянутая выше «Армия спасения Аракан рохинджа». Имеются сведения, что данная организация была сформирована при участии Саудовской Аравии после 2012 года. Британская Guardian недавно открыто написала, что, «хотя рохинджа страдали от притеснений десятилетиями, недавняя вспышка насилия считается опасной эскалацией, потому что ее спровоцировала новая военизированная группировка рохинджа под названием "Армия спасения Аракан рохинджа" - Arakan Rohingya Salvation Army». «Радикальные религиозные лидеры в преимущественно буддистской Мьянме разожгли антимусульманские настроения и обвиняют гуманитарных работников в том, что они предвзято занимают сторону рохинджа», - отмечается в статье.

Интересна и позиция Соединенных Штатов в этой истории, которые, с одной стороны, осуждают власти Мьянмы за их силовое решение проблемы, однако не реагируют на действия группировок исламистов. «Создается впечатление, что Госдеп заранее выдал индульгенцию "Армии спасения", какими бы жестокими ни были ее действия», - подчеркивает Михаил Ургалкин. Как бы то ни было, пока от ситуации страдают преимущественно мирные люди. Так, прекращена реализация программ по предоставлению гуманитарной помощи населению. «Сотрудники Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Фонда ООН в области народонаселения и ЮНИСЕФ более недели не проводят полевых работ в штате Ракхайн, что затронет и бедных жителей-буддистов, и рохинджа», - говорится в статье Guardian. Без доступа к продовольствию, в частности, уже остались свыше 250 тыс. человек, а это прямой путь к голодной смерти…Президент России Владимир Путин в ходе беседы с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси на полях проходящего сейчас в Китае саммита БРИКС выразил крайнюю озабоченность происходящим в Мьянме. Он и его египетский коллега осудили любые проявления насилия, от кого бы они ни исходили и против кого бы ни были направлены, в том числе против мусульман. Главы двух государств призвали власти страны взять ситуацию под контроль как можно скорее. В свою очередь, Министерство иностранных дел России также призвало все вовлеченные в конфликт в Мьянме стороны вернуться к налаживанию диалога. Как отмечается в комментарии департамента информации и печати МИД РФ, в ведомстве внимательно следят за положением в Ракхайнской национальной области Мьянмы. «Обеспокоены сообщениями о продолжающихся боестолкновениях, приведших к жертвам как среди мирного населения, так и среди силовых структур правительства, о резком ухудшении гуманитарной обстановки в этом регионе страны, - отмечается в заявлении. - Призываем все вовлеченные стороны к скорейшему налаживанию конструктивного диалога в целях нормализации ситуации в русле рекомендаций Консультативной комиссии во главе с Кофи Аннаном».При этом Россия осуждает и вооруженную вылазку боевиков «Армии спасения». Как отмечают в МИД РФ, «решение существующих в Ракхайне проблем, имеющих сложный, комплексный характер, возможно исключительно политическими средствами, путем налаживания диалога между представителями всех национальностей и конфессий в целях социально-экономического развития данной области».