Проблема мира и разоружения причины. Глобальные проблемы человечества

Историю человечества можно рассматривать как историю войн. И действительно, из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчеты ученых показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы».

Если часть людей уцелеет после ядерной войны, то они окажутся в условиях жестокого холода, без питьевой воды, пищи и топлива, под воздействием мощной радиации, в условиях предельного психологического стресса и свирепствующих эпидемий, причем все это будет происходить в сумерках или во мраке.

Было бы ошибкой думать, что катастрофические последствия может иметь лишь ядерная война. Трагичными для человечества могут стать войны с применением усовершенствованного «обычного» оружия. Они также в состоянии унести сотни миллионов человеческих жизней, разрушить природные ландшафты, оставить незаживающие «шрамы» на поверхности планеты.

Так есть ли надежда избежать ядерной катастрофы? Еще немецкий философ И. Кант утверждал, что мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны. С накоплением ядерного оружия такое осознание пришло. «Мы должны все время еще и еще раз предупреждать об опасности; мы можем и должны всеми силами добиваться того, чтобы народы мира и особенно их правительства прониклись сознанием всего ужаса катастрофы, которую они наверняка вызовут, если не изменят своего отношения друг к другу и своего подхода к задаче построения будущего», - писал А. Эйнштейн.

Очевидно, это предполагает создание такого миропорядка, который основывался на следующих исходных принципах:

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и как к высшей ценности человечества;

Отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;

Признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

Понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Эти принципы прокладывают дорогу новой практике международных отношений. Уже приносят реальные плоды усилия, в первую очередь России и США, по сокращению военных арсеналов. Практически единодушный отпор сообщества наций вызывает любая агрессия, в какой бы точке земли она ни возникла. Крепнут отношения доверия и сотрудничества между народами. Долог путь к прочному и надежному миру, но первые, наиболее трудные шаги к нему уже сделаны.

1. Лидерство США в глобальных технологиях.

Цели современных войн, а также соответствующие им стратегии могут долго не раскрываться. Так, цель может состоять не в разгроме экономического потенциала противника, а в его использовании в интересах победителя. Для такой войны необходимо не столько традиционное ударное оружие, сколько конкурентные преимущества. В такой войне оружие может применяться неявно, не давая противнику повода для нанесения ответного удара с применением стратегического оружия. В этом контексте уместно вспомнить изречение древнего китайского мыслителя Сунь-Цзы: «подлинной вершиной превосходства над противником является достижение целей вообще без сражений».

Как отметил в 2000 году министр обороны в администрации Клинтона У. Коэн: «США не только должны быть сильными настолько, чтобы успешно отразить любое нападение, но и настолько, чтобы ни у кого и мысли не появилось напасть на нас». Такая точка зрения представляет собой основу новой американской политики глобального сдерживания, сдерживания, которое опирается на концепцию активной превентивной обороны и абсолютное доминирование информационного потенциала США.

Потребность в новой концепции сдерживания возникла в связи с распространением сферы интересов США на космос. В рассекреченном в октябре 2006 года новом документе по национальной политике США констатируется резкое возрастание роли космоса в обеспечении нац. безопасности.

Для реализации подобной стратегии обороны США необходимо глобальное лидерство, которое рассматривается как главное средство обеспечения безопасности. Каким представляется это лидерство?

Кто контролирует космос и подводные кабели в океане, тот располагает уникальными возможностями для инф-ого преобладания.

Наблюдение за противниками, союзниками, партнерами и конкурентами, а также контроль над инф. трафиком обеспечивает осведомленность о международной обстановке, в том числе международных финансах.

Кто контролирует финансы, тот может контролировать и все остальное. То есть, является настоящим глобальным лидером.

2. Иран и США: противостояние на фоне «ядерного кризиса».

Проблема, связанная с возможным намерением Ирана создать ядерное оружие, в последние годы стала приобретать черты серьезного международного кризиса. В самом деле, в попытках найти решение этого вопроса участвуют все важнейшие акторы: ООН, США, ЕС, Россия, Китай.

Прежде всего следует попытаться выяснить мотивы, побудившие иранское руководство вообще заняться ядерной проблемой.

Все действия иранских властей создают вполне определенное впечатление: хотя Иран действительно нуждается в развитии ядерной энергетики, нынешняя программа не сводится только к этому, а направлена на создание условий для создания условий для производства ядерного оружия.

Мотивация Тегерана.

1. Версия ядерного шантажа предполагает, что цель Ирака - не производство бомбы, а достижение такого уровня продвижения в этом вопросе, который заставляет поверить, что она может быть создана. Тогда США И Израиль будут стоять перед дилеммой: либо развязать войну, либо пойти на уступки.

2. Версия реального создания атомной бомбы исходит из того, что Тегеран не блефует и не шантажирует Запад, а в самом деле намерен произвести несколько атомных бомб. Спрашивается - для чего? Навряд ли, он не использует их против США. Тогда против кого? Против Израиля? Но это трудно представить. Нынешних тегеранских правителей можно считать узколобыми фанатиками, но все же не безумцами. Вряд ли они рискнут уничтожить еврейское государство, поскольку прекрасно понимают все последствия.

Следовательно, можно сделать вывод, что наступательный вариант нереален. А как насчет оборонительного варианта? Он выглядит наиболее правдоподобно. Чтобы отбить у американцев охоту напасть на их страну, застраховать себя от возможной агрессии.

по материалам журнала «Мировая экономика и

международные отношения», 2006, №7

3. Стрелка на ядерном циферблате.

Точных цифр для публики не открывала ни одна страна, но по оценкам западных экспертов в 2002 году Росси имела 5,8 тыс. стратегических боезарядов, США - более 7 тыс. Но ещё существует ядерное оружие Великобритании, Франции, Китая. Кроме того, общие запасы плутония оцениваются для России в 150 т, для США - 99,5 т. Поражают воображение запасы высокообогащенного урана. Его суммарные запасы в России (1500т) и США (около 1000) являются эквивалентом 100000 боевых зарядов.

Сегодня Россия обеспокоена происходящими во внешней политике США переменами. Вслед за публикацией в прессе выдержек из «Обзора новой ядерной стратегии США» в марте 2002, где Россия упоминается в качестве потенциального противника. Известны заявления Путина о радикальной модернизации российских ядерных сил, и эта модернизация уже началась.

Администрация Буша утверждает, что новая ядерная стратегия направлена против так называемых стран - изгоев, однако геополитически она позволяет США контролировать и территорию России.

Глядя на весь ядерный беспредел, депутаты Гос. Думы единогласно проголосовали за приостановление Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Похоже, многим странам придется заплатить свою цену за новую вспышку гонок за вооружением.

Вскоре после атомного уничтожения Хиросимы и Нагасаки американские ученые основали ежемесячник «Бюллетень ученых-атомщиков» и на его обложке поместили изображение часов, стрелки которых показывали без десяти двенадцать. В 1963 году стрелка на обложке указывала без 25 минут полночь. После окончания холодной войны - полдвенадцатого. В 2000 году стрелка пошла вспять окончательно и показывала 23:00. Однако в 2001 ядерщики остановили стрелку на семнадцати минутах до ядерной полуночи. А после объявления Индией и Пакистаном о возможности ядерной атаки и после объявления России о вероятности защиты посредством ядерного оружия, стрелка должна остановиться за минуту до ядерного Армагеддона.

4. Будет ли третья мировая война?

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа.

Леонид Ивашов, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем.

Виктор Есин, генерал-полковник, первый вице-президент Российской академии проблем безопасности.

Александр Владимиров генерал-майор, вице-президент Коллегии военных экспертов России.

Кто начнет первый?

А. Шаравин. Война возможна, если Россия спровоцирует США. Каким образом? Активной поддержкой противников США (Китай, Иран, Венесуэлу). Своей военной слабостью, деградацией стратегических ядерных сил и систем ПВО. Наконец, политикой по свертыванию демократии. Причем должны совпасть все три фактора. Только при этом условии США могут пойти на обезоруживающий удар высокоточным оружием. Сегодня все факторы имеют место, но не в такой степени, чтобы привести к войне.

Л.Ивашов. Я считаю, что война США против России возможна. Причины: реализация мечты США о мировом господстве. Обострение борьбы за природные ресурсы.

В. Есин: Сегодня вероятность войны США и России низка. Так как война с учетом её последствий не отвечает интересам ни США, ни России.

А Владимиров: Война возможна лет через 10-15. Инициатором выступит США. Возможной причиной выступит борьба за монопольное владение ресурсами России. Целью войны будет устранение самого мощного соперника, обладающего возможностью за 30 минут стереть США с лица Земли. В роли такого соперника выступает Россия.

Будет ли третья мировая война?

А. Шаравин: Она уже будет мировой, даже если никто больше не вступит в не.

Л. Ивашов: Война России и США не перерастет в мировую войну. У нас нт союзников стратегического масштаба.

В. Есин: неизбежно перерастет, потом что США входит в НАТО, сущность которого в военном отношении - система коллективной безопасност.

А. Владимиров: Маловероятно, так как все остальное будут молчать и ждать. Возможна активность мелких союзников США (Эстонии, Грузии, Латвии). Китаю будет выгодно наблюдать за битвой двух тигров.

5. Москва - Вашингтон.

Нескрываемое недоумение в России вызвало намерение США развернуть в Европе так называемую «третью площадку» (после Аляски и Калифорнии) ракет-перехватчиков глобальной системы ПРО. Фактически речь идет о том, что на территории Европы в мирное время должно появиться американское стратегическое оружие. Комментируя эти планы, министр обороны Сергей Иванов подчеркнул, что их реализация «никак не повлияет на нашу безопасность, поскольку наши российские комплексы»Тополь-М» гарантированно преодолевают любую систему ПРО». «В то же время, - продолжал он, - мы просто не видим в этом никакого политического, даже не говоря о военном, смысла». «Нас пытаются убедить в том, - отметил Иванов, - что создание ПРО в Восточной Европе призвано перехватить межконтинентальные ракеты так называемых пороговых стран. При этом открыто называют Иран и Северную Корею». «Хочу вас заверить, что межконтинентальных баллистических ракет у Ирана и Северной Кореи нет и не предвидится». Возникает закономерный вопрос - против каких стран будет использоваться эта система? Судя по всему, ПРО предназначена не столько для сбивания ракет запускаемых в строну США, сколько для сбивания любых ракет, запускаемых без их санкции. Фактически речь идет о жёсткой регламентации выхода в космос - по аналогии с ядерными технологиями.

Хотелось бы верить, что мы будем жить мирно и спокойно. И как сказал французский обозреватель П. Аснер «мир в меньшей степени невозможен, а война в меньшей степени невероятна из-за почти повсеместного распространения анархии и обесценения ядерного оружия у одних и его бесконтрольного распространения среди других».

ПРОБЛЕМА МИРА И РАЗОРУЖЕНИЯ

Проблему упрочения мира есть все основания считать определяющей во всей системе глобальных проблем современности.

Если на первых порах истории войны имели локальный или региональный характер, то в эпоху когда возникло мировое капиталистическое хозяйство, а затем человечество поделилось на лагерь социализма и лагерь капитализма, войны приобрели мировой, глобальный характер (всего человечество знало более 14 тысяч войн ).

В 17 веке в ходе войн только на территории Европы погибло 3,3 миллиона человек, в 18 веке – 5,4 миллиона, в 1801 – 1914 годах – 5,7 миллиона человек. В первую мировую войну погибло более 20 миллионов человек, а во вторую мировую порядка 70 миллионов человек (и это если не считать косвенные потери). Уже после второй мировой войны в мире наблюдалось более 300 военных конфликтов в различных регионах планеты, а конфликты между СССР и США по поводу Кубы и между Индией и Пакистаном едва не привели к ядерным конфликтам.

Любое из существующих ныне современных вооружений:

- атомное;

- термоядерное;

- химическое;

- бактериологическое ;

и такие новейшие как вакуумное , лазерное , тектоническое в случаи их применения способны даже каждое само по себе уничтожить все человечество.

Оценить во всей полноте реальную опасность наращивания вооружений, как опасного глобального процесса помогают следующие важнейшие обстоятельства.

Во – первых – темпы совершенствования оружия пока еще значительно опережают процесс разработки и согласования политических средств и методов контроля за вооружениями.

Во – вторых , совершенствование военной техники стирает грань между оружием как средством вооруженной борьбы против армий противника и как средством борьбы против населения и экономики государств и целых регионов.

В – третьих – миниатюризация и совершенствование технологии производства ядерного оружия могут привести в недалеком будущем к значительному сокращению или даже утрате возможности организации надежного международного контроля за его производством и распространением.

В – четвертых , нынешний прогресс в создании вооружений стирает грань между ядерной и обычной войной, снижает порог ядерного конфликта.

Но дело не только в этом, а еще и в том, что гонка вооружений не только способствует обострению угрозы войны, но и создает серьезные препятствия на пути решения всех других глобальных проблем.

Во – первых , речь идет об огромных военных расходах. По данным ООН на военные расходы уходит более 1 триллиона долларов в год (насколько больше никто не знает. В СССР практически каждый гражданский завод выпускал военную продукцию. Этот процесс характерен для всех стран с тоталитарным режимом, а таких стран мире достаточно большое количество.

Во – вторых , гонка вооружений все больше вовлекает в свою орбиту развивающиеся страны. Военные расходы развивающихся стран почти в 10 раз превышают всю иностранную экономическую помощь этим государствам.

В – третьих , следовательно, гонка вооружений тормозит решение социально-экономических проблем. Во всем экономисты признают, что ассигнования на военные нужды создают значительно меньше рабочих мест по сравнению с теми же средствами, вложенные в гражданские отрасли экономики.

В – четвертых , наращивание вооружений и подготовка к войне мешают решению минерально-сырьевой и энергетической проблем. Сама подготовка к войне, вся огромная военная машина являются крупными потребителями энергоресурсов, прежде всего нефти и нефтепродуктов (для проведения 1 учений 1 боевому крейсеру требуется 50 тысяч тонн дизельного топлива ). На нужды военной промышленности уходит и основная часть цветных металлов (раз в 5-6 лет старые боеприпасы приготовленные на случай войны уничтожают и заменяют их новыми ).

В – пятых подготовка к войне втянула в свою орбиту примерно 25 % всех ученых существующих в мире. В сфере разработок и производства вооружений работают наиболее квалифицированные ученые, инженеры и рабочие. Согласно официальным данным ООН с военной проблематикой прямо или косвенно связана деятельность более 100 миллионов человек.

Нельзя говорить, что в области сокращения вооружений в мире ничего не делается. Финансирование все растущих военных бюджетов является слишком дорогим удовольствием даже для таких высокоразвитых стран как США, Германия или Франция. Поэтому еще при Л.И. Брежневе между СССР и США были заключены договоры ОСВ – 1 и ОСВ – 2 . В 1988 году между СССР и США был заключен договор о ликвидации ракет среднего и меньшего радиуса действия . В 1993 году Россия и США подписали соглашение о сокращение стратегических наступательных вооружений . В обоих странах была начата конверсия производства (проблемы конверсии одинаковы – безработица, недостаточное финансирование военных заказов, переход военных заводов на выпуск продукции низкого уровня сложности, потеря научного потенциала).

Большой вклад в решение проблем сокращения вооружений вносит ООН, резолюциями которой запрещено применение:

- химического;

- бактеорологического;

- ядерного оружия;

- пуль со смещенным центром тяжести .

Ведется международная работа по запрещению противопехотных мин .

Но понятно, что проблема разоружения пока еще очень актуальна. Расходы на вооружения по прежнему велики.

(Кстати, самое распространенное в мире стрелковое оружие – автомат Калашникова. По оценкам Центра оборонной информации США, сегодня в мире используется более 100 миллионов единиц автоматов Калашникова различных модификаций. Кроме России автоматы Калашникова производят более 10 стран мира. Стоимость одного автомата на «черном рынке » колеблется от 10 долларов в Афганистане до 3,8 тысяч долларов в Индии. По мнению американских оружейных экспертов, ничего лучше автоматов Калашникова не появится до 2025 года.).

Ежегодные оборонные затраты в расчете на одного военнослужащего (в долларах США)

1. США - 190100

2. Великобритания - 170650

3. Германия - 94000

4. Франция - 90500

5. Польша - 18350

6. Турция - 12700

7. Россия - 7500

8. Украина - 1550

В 2004 году Россия выделила на оборону 400 млрд . рублей, США также 400 млрд ., но только долларов.

Кроме того и на сегодняшний день существует множество региональных военных конфликтов:

Ирак

Таджикистан

Чечня

Грузия – Абхазия

Азербайджан – Армения

Республики бывшей Югославии

Израиль и д.р .

Потенциально, в любой момент, могут возникнуть гражданские войны в любом из многонациональных развивающихся государств. И если при этом будут затронуты интересы 2 сверхдержав (не важно каких) то угроза ядерной войны остается вполне реальной (как и из-за ошибок компьютера).

Вопросы войны и мира среди глобальных проблем, имеющих всеобъемлющий характер и затрагивающих интересы всех народов мира, занимают ведущее место в иерархии жизненных потребностей. Большинство людей, вне зависимости от национальности, социальной ниши, возраста, веры и политических пристрастий с надеждой смотрит на процесс разоружения, как важнейший элемент укрепления международной безопасности в современном мире.

Несмотря на осложнение международной обстановки, борьба за решение проблем разоружения и укрепление безопасности в мире не теряет актуальности. Трудно, шаг за шагом, прилагаются огромные усилия для достижения прогресса в переговорных процессах и поиске взаимоприемлемых решений на пути разоружения.

Нормандская четверка пытается договориться в Минске, в Вене подписывается соглашение с Ираном, в Астане встречаются за столом переговоров представители сирийской власти и оппозиции. Развитие событий в таком ключе дает надежду на разрешение проблем разоружения в перспективе.

Сущность разоружения

Природа войны заключена в экономических трудностях, порождающих желание овладеть недостающими чужими богатствами или защитить свои ресурсы от посторонних посягательств. Накопление оружия создает не только угрозу всеобщего уничтожения, но и тормозит социально-экономическое развитие народов.

Суть проблемы разоружения состоит не только в уничтожении оружия, а в создании механизма нейтрализации причин вооруженных конфликтов. Задача процесса разоружения состоит в создании новой международной системы, в которой для разрешения противоречий не потребуется оружия.

История проблемы

Разоружение, в качестве идеи, внедряемой в государственную политику, появилось практике международных отношений на рубеже XIX-XX веков. Инициатором первой мирной конференции 1899 года в Гааге был Николай II. На ней впервые подняли вопрос о разоружении, но дальше декларативных ограничений применения некоторых видов вооружений дело не пошло.

После двух мировых войн важность проблемы разоружения подчеркнули:

  • мировая политическая и военная нестабильность;
  • гонка вооружений.

Опасность гонки вооружений проявилась:

  1. В масштабах развития вооружений стирающей грани их целевого применения.
  2. В интересах военно-промышленного комплекса, поддерживающихся широким кругом людей, занятых в производстве вооружений.
  3. В разрешении геополитических противоречий между государствами с помощью вооружений.
  4. В системе политического контроля над развитием оружия массового поражения, испытывающей постоянные затруднения.

В эпоху нагнетания ядерного противостояния разоружение делается главным условием выживания человечества на планете Земля.

Что такое разоружение

Вопросы разоружения стали важной частью международных отношений. Само понятие «разоружение» на рубеже третьего тысячелетия стало обозначением процесса сокращения и ликвидации средств ведения войны, наличествующих в распоряжении государств. Система мероприятий по разоружению включает в себя:

  • Односторонние акции и локальные договоренности;
  • Соглашения между государствами;
  • Детальные формулы, нацеленные на глобальную демилитаризацию.

Разоружение в конце XX и начале XXI века выходит на первый план мирных инициатив. Количество накопленного на земле оружия уже превзошло все самые наивысшие пределы, его применение способно не раз разорвать планету на части.

Аспекты разоружения

Как одна из глобальных проблем, разоружение рассматривается в конце XX и начале XXI веков с разных точек зрения в нескольких аспектах

Гуманитарный

Решение проблемы возможно только совместными усилиями международного сообщества. Отказ от порождения новых вооруженных конфликтов и решение споров дипломатическим путем составят гуманитарную основу для разоружения.

Правовой

Всеобъемлющая договорная база разоружения, созданная за последнюю четверть XX века и формы объективного контроля, обозначили качественный сдвиг процесса в начале III тысячелетия. Разоружение стало юридическим фактом.

Экономический

Ресурсы, отвлекаемые на создание и содержание вооружений, понижают уровень жизни населения. Разоружение становится актуальным не только для стран «третьего мира», но и для экономически развитых стран.

Экологический

Войны и испытания, новейших образцов вооружений превращают значительные территории в безжизненные пустыни. Процесс разоружения способен замедлить, а то и вовсе остановить процесс экологической катастрофы на нашей планете.

Особенности проблемы разоружения в современном мире

Образовавшийся после распада СССР «однополярный мир» внес в процесс разоружения существенные коррективы. Обозначившееся паритетное избавление от избыточных и одиозных типов оружия массового поражения перешло в стадию продуцирования военных конфликтов с целью завоевания абсолютного превосходства.

События в Югославии, Афганистане, Ираке, Сирии и современной Украине деформировали процесс разоружения в конце XX и начале XXI века. США и их союзники пользуясь миролюбивой риторикой, проводят в жизнь свои экспансионистские планы. В таких условиях, твердые переговорные позиции России, подкрепленные военно-техническими достижениями, немало способствуют решению проблем разоружения.

ПРОБЛЕМА МИРА И РАЗОРУЖЕНИЯ

Проблему упрочения мира есть все основания считать определяющей во всей системе глобальных проблем современности.

Если на первых порах истории войны имели локальный или региональный характер, то в эпоху когда возникло мировое капиталистическое хозяйство, а затем человечество поделилось на лагерь социализма и лагерь капитализма, войны приобрели мировой, глобальный характер (всего человечество знало более 14 тысяч войн ).

В 17 веке в ходе войн только на территории Европы погибло 3,3 миллиона человек, в 18 веке – 5,4 миллиона, в 1801 – 1914 годах – 5,7 миллиона человек. В первую мировую войну погибло более 20 миллионов человек, а во вторую мировую порядка 70 миллионов человек (и это если не считать косвенные потери). Уже после второй мировой войны в мире наблюдалось более 300 военных конфликтов в различных регионах планеты, а конфликты между СССР и США по поводу Кубы и между Индией и Пакистаном едва не привели к ядерным конфликтам.

Любое из существующих ныне современных вооружений:

- атомное;

- термоядерное;

- химическое;

- бактериологическое ;

и такие новейшие как вакуумное , лазерное , тектоническое в случаи их применения способны даже каждое само по себе уничтожить все человечество.

Оценить во всей полноте реальную опасность наращивания вооружений, как опасного глобального процесса помогают следующие важнейшие обстоятельства.

Во – первых – темпы совершенствования оружия пока еще значительно опережают процесс разработки и согласования политических средств и методов контроля за вооружениями.

Во – вторых , совершенствование военной техники стирает грань между оружием как средством вооруженной борьбы против армий противника и как средством борьбы против населения и экономики государств и целых регионов.

В – третьих – миниатюризация и совершенствование технологии производства ядерного оружия могут привести в недалеком будущем к значительному сокращению или даже утрате возможности организации надежного международного контроля за его производством и распространением.

В – четвертых , нынешний прогресс в создании вооружений стирает грань между ядерной и обычной войной, снижает порог ядерного конфликта.

Но дело не только в этом, а еще и в том, что гонка вооружений не только способствует обострению угрозы войны, но и создает серьезные препятствия на пути решения всех других глобальных проблем.

Во – первых , речь идет об огромных военных расходах. По данным ООН на военные расходы уходит более 1 триллиона долларов в год (насколько больше никто не знает. В СССР практически каждый гражданский завод выпускал военную продукцию. Этот процесс характерен для всех стран с тоталитарным режимом, а таких стран мире достаточно большое количество.

Во – вторых , гонка вооружений все больше вовлекает в свою орбиту развивающиеся страны. Военные расходы развивающихся стран почти в 10 раз превышают всю иностранную экономическую помощь этим государствам.

В – третьих , следовательно, гонка вооружений тормозит решение социально-экономических проблем. Во всем экономисты признают, что ассигнования на военные нужды создают значительно меньше рабочих мест по сравнению с теми же средствами, вложенные в гражданские отрасли экономики.

В – четвертых , наращивание вооружений и подготовка к войне мешают решению минерально-сырьевой и энергетической проблем. Сама подготовка к войне, вся огромная военная машина являются крупными потребителями энергоресурсов, прежде всего нефти и нефтепродуктов (для проведения 1 учений 1 боевому крейсеру требуется 50 тысяч тонн дизельного топлива ). На нужды военной промышленности уходит и основная часть цветных металлов (раз в 5-6 лет старые боеприпасы приготовленные на случай войны уничтожают и заменяют их новыми ).

В – пятых подготовка к войне втянула в свою орбиту примерно 25 % всех ученых существующих в мире. В сфере разработок и производства вооружений работают наиболее квалифицированные ученые, инженеры и рабочие. Согласно официальным данным ООН с военной проблематикой прямо или косвенно связана деятельность более 100 миллионов человек.

Нельзя говорить, что в области сокращения вооружений в мире ничего не делается. Финансирование все растущих военных бюджетов является слишком дорогим удовольствием даже для таких высокоразвитых стран как США, Германия или Франция. Поэтому еще при Л.И. Брежневе между СССР и США были заключены договоры ОСВ – 1 и ОСВ – 2 . В 1988 году между СССР и США был заключен договор о ликвидации ракет среднего и меньшего радиуса действия . В 1993 году Россия и США подписали соглашение о сокращение стратегических наступательных вооружений . В обоих странах была начата конверсия производства (проблемы конверсии одинаковы – безработица, недостаточное финансирование военных заказов, переход военных заводов на выпуск продукции низкого уровня сложности, потеря научного потенциала).

Большой вклад в решение проблем сокращения вооружений вносит ООН, резолюциями которой запрещено применение:

- химического;

- бактеорологического;

- ядерного оружия;

- пуль со смещенным центром тяжести .

Ведется международная работа по запрещению противопехотных мин .

Но понятно, что проблема разоружения пока еще очень актуальна. Расходы на вооружения по прежнему велики.

(Кстати, самое распространенное в мире стрелковое оружие – автомат Калашникова. По оценкам Центра оборонной информации США, сегодня в мире используется более 100 миллионов единиц автоматов Калашникова различных модификаций. Кроме России автоматы Калашникова производят более 10 стран мира. Стоимость одного автомата на «черном рынке » колеблется от 10 долларов в Афганистане до 3,8 тысяч долларов в Индии. По мнению американских оружейных экспертов, ничего лучше автоматов Калашникова не появится до 2025 года.).

Ежегодные оборонные затраты в расчете на одного военнослужащего (в долларах США)

1. США - 190100

2. Великобритания - 170650

3. Германия - 94000

4. Франция - 90500

5. Польша - 18350

6. Турция - 12700

7. Россия - 7500

8. Украина - 1550

В 2004 году Россия выделила на оборону 400 млрд . рублей, США также 400 млрд ., но только долларов.

Кроме того и на сегодняшний день существует множество региональных военных конфликтов:

Ирак

Таджикистан

Чечня

Грузия – Абхазия

Азербайджан – Армения

Республики бывшей Югославии

Израиль и д.р .

Потенциально, в любой момент, могут возникнуть гражданские войны в любом из многонациональных развивающихся государств. И если при этом будут затронуты интересы 2 сверхдержав (не важно каких) то угроза ядерной войны остается вполне реальной (как и из-за ошибок компьютера).