Ядерная беларусь. В Белоруссию возвращается ядерное оружие? Ракеты и бомбы Северной Кореи
Распад Советского Союза неожиданно превратил Беларусь в ядерную державу. Но боеголовки, располагавшиеся на территории нашей страны , факт ически контролировала Москва. Последняя ракета покинула Беларусь 26 ноября 1996 года. Этому событию предшествовали долгие и непростые переговоры с Россией и Западом.
Ядерная кнопка остается в России
Беларусь в советские времена была форпостом советской армии, нацеленной на Запад, – в стране было очень много оружия. Даже экс-премьер-министр Вячеслав Кебич, которого трудно заподозрить в критике советских порядков, утверждал в мемуарах: по количеству танков на душу населения БССР была самой милитаризованной в мире. Хватало в Беларуси и ядерного оружия, которое появилось в стране в 1960-е годы . По состоянию на 1989 год на территории БССР находилось около 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов . За их обслуживание отвечали четыре ракетные дивизии, которые базировались около Пружан, Мозыря, Постав и Лиды. Территории около баз напоминали пустыню, которая простиралась на десятки километров. Но система управления ядерным оружием находилась в Москве , а значит, белорусы становились заложниками общесоюзного руководства.
После Чернобыля общество было серьезно настроено против атома, который уже никому не казался мирным. Поэтому в , принятой 27 июля 1990 года, утверждалось: «Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством». Это стремление встречало сочувствие из-за рубежа: дело шло к распаду СССР, и Америка была заинтересована, чтобы состав «ядерного клуба» оставался неизменным. Как утверждает Петр Кравченко (в 1990–1994 годах – министр иностранных дел БССР, а потом и Республики Беларусь), уже в сентябре 1991 года, встречаясь с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, он вел разговор о безъядерном статусе республики.
Реализация этих планов стала возможна только после Беловежской пущи. Лидеры республик понимали, какие риски несет потеря контроля над «ядерной кнопкой», поэтому в соглашении о создании СНГ 8 декабря 1991 года гарантировалось, что члены Содружества «обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение».
Последующие соглашения, принятые на рубеже 1991-1992 годов, определили временный статус ядерного оружия, которое к моменту распада СССР располагалось на территории четырех республик: Беларуси, России, Украины и Казахстана. Для контроля над ядерным вооружением создавалось объединенное командование стратегическими силами, которое должен был возглавить маршал Евгений Шапошников, до этого являвшийся министром обороны СССР. Украина и Беларусь должны были отказаться от боеголовок, размещенных на их территориях, и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. До этого времени решение о его применении должно было приниматься Президентом России «по согласованию с руководителями Украины, Беларуси и Казахстана в консультации с главами других государств – участников Содружества». Тактическое ядерное оружие должно было быть вывезено в Россию и разукомплектовано там под совместным контролем. Все четыре страны должны были совместно разрабатывать политику в области ядерного оружия.
Ситуация получалась двусмысленной. На первый взгляд, стороны декларировали всеобщий контроль над оружием. С другой стороны, Россия продолжала играть первую скрипку: в 1993 году газета Chicago Tribune утверждала : «На практике это означает, что код для управления их [ракет] пуском знает только Ельцин, но предполагается, что он не отдаст приказ о запуске без согласия Украины, Казахстана и Беларуси». Разумеется, такая ситуация мало обнадеживала.
Беларусь и Украина: разные стратегии
Оставался открытым вопрос, какую компенсацию получат страны за отказ от ядерного оружия. Позиция Станислава Шушкевича была простой: от ракет надо избавиться как можно скорее. Как позднее говорил экс-спикер , «Беларусь фактически была заложницей России. На ее поверхности было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу. Я считал это очень опасным делом, и, как только мы подписали Беловежские соглашения, я сказал: мы выведем ядерное оружие без предварительных условий, компенсаций, и мы будем делать это немедленно, потому что это угрожает гибелью белорусской нации, Беларуси».
А вот другие политики утверждали, что за отказ от ракет можно было получить серьезную компенсацию. «Самой большой ошибкой в начале 90-х я считаю вывод из Беларуси ядерного оружия по модели, которую Запад навязал Шушкевичу, а Шушкевич – Верховному Совету, – писал один из лидеров БНФ, депутат Верховного Совета Сергей Наумчик . – Да, оружие нужно было выводить (и строка о безъядерности в Декларации о суверенитете – моя), но – на выгодных для Беларуси условиях (среди которых, не исключено, и безвизовый либо облегченный въезд). Но в конце декабря 1991-го в Алма-Ате Шушкевич, не посоветовавшись с членами белорусской делегации, безо всяких условий согласился признать Россию правопреемницей СССР в ООН и – владелицей ядерного оружия».
Из мемуаров Петра Кравченко «Беларусь на распутье. Записки политика и дипломата»: «Мы испытали настоящий шок. Выходило, что Шушкевич нас просто сдал! Сдал национальные интересы Беларуси, которая одним махом лишилась главного козыря на переговорах с Россией, <…>. Конечно, он не имел права принимать такие решения, не посоветовавшись со всем составом делегации. <…> Вторым человеком, который полностью осознал всю драматичность происходящего, был мой давний оппонент Зенон Позняк. Он хмуро наблюдал за нашей перепалкой и, сокрушенно вздохнув, обронил такую фразу: “Шушкевич не заботится о государственных интересах Родины!” <…> В рамках белорусско-российских договоренностей с территории Беларуси были вывезены 87 ракет класса СС-25. Они были демонтированы на предприятии “Арзамас-3”. Из них получился <…> уран, который Россия потом продала Соединенным Штатам. В итоге этой сделки Россия получила более десяти миллиардов долларов. Это официальные данные, хотя российская оппозиционная пресса утверждала, что цена сделки была в несколько раз больше».
В то же время Украина заняла совершенно другую позицию. В марте 1992 года президент этой страны Леонид Кравчук остановил вывоз в Россию тактического ядерного оружия. Как заявил лидер Украины, «в силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. <…> Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными. Поэтому у нее есть право иметь аналогичное предприятие на своей территории. <…> Она может взять на себя и переработку отходов от атомных электростанций республики».
Украина также предложила, чтобы вывоз с ее территории ядерного оружия и его уничтожение осуществлялись под международным контролем. По мнению исследователя Дениса Рафеенко, такая политика объяснялась украинско-российскими противоречиями по Крыму и Черноморскому флоту. «В этих условиях ядерная карта использовалась руководством Украины в качестве ответной меры на те или иные действия российской стороны».
Чья компенсация будет большей?
Украинская позиция вызвала определенные проблемы. 30-31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно документу, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы. При этом у каждой из сторон должно было остаться не более 6 тысяч единиц оружия. Как отмечал Денис Рафеенко , «точка зрения США на события, происходящие на Украине в то время, заключалась в том, что если Украине не удастся ратифицировать Договор СНВ-1, то этот договор утратит свою силу. Съезд народных депутатов Российской Федерации принял решение ратифицировать Договор СНВ-1, но не обмениваться ратификационными грамотами до тех пор, пока Украина не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия». Надо было искать компромисс.
Поскольку экономики Украины и Беларуси испытывали трудности, обе страны надеялись на поддержку Запада и России. Но Украина, которая полностью не отказалась от оружия, использовала его в качестве аргумента, а Беларусь выступала в роли просителя.
Как вспоминает Петр Кравченко, в январе 1992 года Беларусь заявила о том, что не только выполнит все свои обязательства, но и ускорит вывод из страны тактического ядерного оружия. Это стало козырем в переговорах с американцами, которые весной того же года распространили на нашу страну действие программы Нанна-Лугара. Она предусматривала выделение 250 миллионов долларов на цели, связанные с обеспечением ядерной безопасности во время демонтажа, передислокации и уничтожения ядерных боеголовок. Беларусь получила более 100 миллионов долларов. Заметим, что позже, в 1993 году, в ходе визита в США белорусской делегации во главе со Станиславом Шушкевичем Беларусь получила еще 59 миллионов.
Параллельно шли переговоры между западными странами и бывшими союзными, а теперь независимыми республиками. 23 мая 1992 года был подписан Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1.
В последние годы был снят гриф секретности сразу с нескольких документов, содержащих планы нападения США на Советский Союз с использованием ядерного оружия. В них было скрупулезно подсчитано, сколько нужно сбросить бомб на каждый город, чтобы уничтожить население и промышленность. Под удар попадали и белорусские города. сайт просмотрел рассекреченные планы ядерных ударов, способных прекратить историю нашей страны.
Список апокалипсиса
Из рассекреченного американским Национальным управлением архивов и документации списка целей для ядерных ударов по территории Советского Союза и Восточной Европы стало известно, что под удар попадал ряд белорусских городов. Документ был составлен командованием американской стратегической авиации в 1956 году и содержал 800 целей.
В качестве одной из целей для каждого города в списке указывалось «население». Первостепенной же задачей было уничтожение инфраструктуры военно-воздушных сил противника, включая 1100 аэродромов в странах советского блока. И здесь под удар попадало множество городов. Два из которых — Быхов и Орша — стояли в списке под первым и вторым номерами.
В первую двадцатку списка входили также объекты в Бобруйске, Минске (Мачулищи), Гомеле (Прибытки). Белорусские аэродромы, согласно докладу ЦРУ, использовались для базирования стратегических бомбардировщиков М-4 и Ту-16. До территории США эти самолеты долететь не могли, а вот нанести удар по странам — членам НАТО — вполне.
SM-62 Snark. Фото: wikimedia.org
В уничтожении СССР должны были принять участие реактивные бомбардировщики B-47 «Стратоджет», базирующиеся в Великобритании, Марокко и Испании, а также тяжелые сверхдальние межконтинентальные стратегические бомбардировщики B-52 «Стратофортресс», размещенные на территории США, и стратегические межконтинентальные баллистические ракеты SM-62 Snark.
Оптимальные 204 ядерные бомбы
Согласно секретному документу от 15 сентября 1945 года, Пентагон предусматривал уничтожить Советский Союз с помощью скоординированного ядерного нападения, направленного против крупных городских районов, сообщал BusinessInsider.
На сайте был опубликован документ , с которого сняли гриф секретности. Список самых крупных городов СССР насчитывал 66 стратегических целей. Американцы посчитали площадь каждого города и количество бомб, необходимых на его уничтожение. Например, на Минск отводилась одна атомная бомба, на Москву планировали сбросить шесть бомб и столько же — на Киев.
В Пентагоне считали, что для стирания СССР с карты мира достаточно 204 атомных бомб. Но «оптимальным» считалось сбросить на советское государство 466 атомных бомб.
Много это или мало? К примеру, одна атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, привела к немедленной смерти 100 000 человек за первые семь секунд.
Документ с планом бомбардировки СССР был выпущен в сентябре 1945 года, спустя месяц после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки, и за два года до наступления холодной войны.
Директива 59, если президент решит
В декабре 1978 года американцы свернули в одностороннем порядке проведение переговоров об ограничениях в торговле оружием, а в июне 1979 года отказались от возобновления диалога по противоспутниковым системам. Напряженность в противостоянии СССР — США возрастала. В ноябре 1979 года президент Джимми Картер издал директиву, допускающую вступление страны в длительный конфликт с СССР.
Один из основных авторов директивы № 59 генерал Уильям Одом, в 1980 году занимавший должность помощника советника президента по национальной безопасности Збигнева Бжезинского. Фото: nsarchive2.gwu.edu
Однако самым опасным стал другой документ , подписанный 25 июля 1980 года Картером — директива № 59 (PD-59). Документ был настолько засекречен, что полностью его содержание в момент создания не было известно даже многим членам правительства Картера.
Директива № 59 — это в каком-то роде свод правил и принципов, предусматривающих порядок вступления и ведения ядерной войны, итогом которой должно было стать нанесение значительного ущерба экономической мощи СССР, вплоть до его полного уничтожения. А еще этот документ существенно расширял полномочия американского президента в условиях угрозы ядерного конфликта.
И хотя некоторые члены Национального совета безопасности США выражали свой протест против включения в директиву Положения об упреждающем ядерном ударе по Советскому Союзу, оно также вошло в окончательный вариант документа.
Погибнуть могли миллионы
По одному из американских планов нападения на СССР, уничтожению подлежали 1154 цели, в том числе на территории стран-союзниц. Опираясь на данные, рассекреченные Национальным управлением архивов и документации США два года назад, американский физик Макс Тэгмарк и историк Алекс Валлерштайн создали интерактивную карту , позволяющую оценить последствия атомной бомбардировки.
Пользователи могут выбрать мощность ядерного заряда в промежутке от 50 Кт до 10 Мт и оценить масштабы радиоактивного загрязнения и жертв. Например, при ударе по Полоцку боеголовкой мощностью 1Мт 53,2 тысячи человек погибли бы, а 38,3 тысячи получили бы ранения различной степени тяжести.
Радиус поражения боеголовки мощностью 1Мт при ударе по Витебску.
При ударе по Бобруйску потери составили бы 58,7 тысячи погибших и 76,3 тысячи раненых, по Слуцку — 46,3 тысячи погибших и 18 тысяч раненых, по Кобрину — 42,5 тысячи погибших и 10,9 тысячи раненых, по Орше — 1,9 тысячи погибших и 22,2 тысячи раненых.
Валлерштайн отметил, что если бы все боеголовки имели мощность 1 Мт и были приведены в действие в воздухе, то жертвы в СССР и странах-союзницах составили бы 111 млн человек: в СССР — 55 млн, в странах Варшавского договора — около 10 млн, а в Китае и Северной Корее — около 46 млн. Кроме того, 239 млн человек получили бы ранения и радиоактивное облучение различной степени тяжести.
На сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке многие государства уже подписали Договор о запрете ядерного оружия (он был принят 7 июля 2017 года в штаб-квартире ООН и открыт для подписания 20 сентября. - Ред. ). Как выразился генсек ООН Антониу Гутерриш, этим они хотят создать мир "без оружия судного дня". Но страны, обладающие ядерным оружием (ЯО), в инициативе не участвуют.
У кого есть ядерное оружие и сколько ?
Принято считать, что сегодня в мире фактически существуют девять ядерных держав - США, Россия, Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР. В их распоряжении, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) на январь 2017 года, находятся в общей сложности около 15 тысяч ядерных боеголовок. Но распределены они среди стран "девятки" очень неравномерно. На долю США и России приходятся 93 процента всех атомных боезарядов на планете.
У кого есть официальный ядерный статус, а у кого - нет?
Официально ядерными державами считаются только те, которые подписали Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года. Это (в порядке создания своей первой атомной бомбы) - США (1945 год), СССР/Россия (1949 год), Великобритания (1952 год), Франция (1960 год) и Китай (1964 год). Остальные четыре страны хоть и располагают ЯО, к договору о его нераспространении не присоединились.
Северная Корея вышла из договора, Израиль никогда официально не признавал наличие у него ядерного оружия, но считается, что оно у Тель-Авива есть. Кроме того, в США предполагают, что Иран продолжает работать над созданием атомной бомбы, несмотря на официальный отказ от военного использования ядерной энергии и контроль со стороны МАГАТЭ.
Как менялось количество ядерных боеголовок
Хотя с течением времени все больше государств стали обладать ЯО, количество ядерных боеголовок сегодня значительно ниже, чем во времена холодной войны. В 1980-е годы их было около 70 тысяч. Сегодня их число продолжает сокращаться в соответствии с соглашением о разоружении, заключенным США и Россией в 2010 году (договор СНВ-III). Но количество не так важно. Практически все ядерные державы модернизируют свой арсенал и делают его еще более мощным.
Какие есть инициативы по ядерному разоружению?
Старейшая такая инициатива - Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, у которых нет ЯО, берут на себя обязательство надолго отказаться от его создания. Официальные ядерные державы обязуются вести переговоры о разоружении. Однако соглашение не остановило распространение ЯО.
Еще одно слабое место договора - он в долгосрочной перспективе делит мир на тех, у кого есть ядерное оружие, и тех, у кого его нет. Критики документа также отмечают, что пятерка официальных ядерных держав также является и постоянными членами Совета Безопасности ООН.
Были ли успешные договоры о ядерном разоружении?
США и СССР/Россия после окончания холодной войны уничтожили значительное количество ядерных боеголовок и их носителей. По договору СНВ-I (подписан в июле 1991 года, вступил в силу в декабре 1994-го, истек в декабре 2009-го. - Ред. ), Вашингтон и Москва существенно сократили свои ядерные арсеналы.
Барак Обама и Дмитрий Медведев подписывают договор СНВ-III, апрель 2010 года
Этот процесс был непростым, время от времени тормозился, но цель была для обеих сторон настолько важна, что президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев весной 2010 года подписали договор СНВ-III. Обама тогда объявил о своем стремлении к безъядерному миру. Дальнейшая судьба договора считается неопределенной на фоне политики демонстрации военной силы, проводимой президентом США Дональдом Трампом, и российских действий в отношении Украины.
Какие страны отказались от ядерного оружия
От попыток создать атомную бомбу отказалась незадолго до отмены режима апартеида ЮАР, а также Ливия в 2003 году. Особняком здесь стоят бывшие республики СССР, унаследовавшие после его распада ядерное оружие. Украина, Беларусь и Казахстан подписали Лиссабонский протокол, сделавший их сторонами в договоре СНВ-1, а затем присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Самый большой арсенал, третий в мире после США и России, был у Украины. Отказавшись от него, Киев получил взамен финансовую помощь, а также гарантии безопасности и территориальной целостности от ядерных держав, закрепленные в так называемом Будапештском меморандуме. Однако меморандум носил характер добровольного обязательства, не был ратифицирован ни одним из подписавших его государств и не предусматривал механизма санкций.
Контекст
С началом в 2014 году конфликта на востоке Украины критики меморандума говорят, что отказ Киева от ЯО себя не оправдал. Они полагают, что наличие у Украины ядерного оружия не позволило бы России аннексировать Крым. С другой стороны, эксперты отмечают, что пример Северной Кореи может вызвать цепную реакцию, когда все больше стран захотят получить атомные боезаряды.
Каковы перспективы запрета ЯО
Нынешняя инициатива по запрету ЯО - не более чем символический жест против гонки ядерных вооружений. Хотя бы уже потому, что все девять ядерных держав не принимают в этой инициативе участия. Они утверждают, что ядерное оружие - лучшая защита от нападения, и указывают на уже существующий договор о нераспространении. Но в этом договоре о запрете речь не идет.
НАТО также не поддерживает договор, открытый 20 сентября для подписания. Кампания по его подписанию, как сказано в официальном заявлении альянса, "не принимает во внимание все более угрожающей международной обстановки в сфере безопасности". Жан-Ив Ле Дриан, министр иностранных дел Франции, назвал инициативу "почти безответственным" "самообманом". По его словам, она может только ослабить договор о нераспространении.
С другой стороны, Беатрис Фин, глава международной кампании за отказ от ядерного оружия, призвала страны мира присоединиться к инициативе. Она подчеркнула, что ЯО - "единственный вид оружия массового поражения, который до сих пор не запрещен, несмотря на свою разрушительную силу и угрозу для человечества". По ее выражению, с приходом к власти в США Дональда Трампа эта угроза возросла.
Смотрите также:
Ракеты и бомбы Северной Кореи
Ракетные запуски в КНДР в последние годы заметно участились. Пхеньян испытывает баллистические ракеты вопреки резолюциям ООН и постепенно ужесточающимся санкциям. Эксперты даже не исключают начала военных действий на Корейском полуострове.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
Начало - во времена позднего Ким Ир Сена
Хотя количество ракетных испытаний выросло именно в последние четыре года, первые из них были проведены еще в 1984 году - при тогдашнем северокорейском лидере Ким Ир Сене. По данным Nuclear Threat Initiative, за последние 10 лет его правления КНДР провела 15 испытаний, причем с 1986 по 1989 годы включительно запусков не было.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
Ким Чен Ир: начало ядерных испытаний
Ким Чен Ир, сын Ким Ир Сена, возглавивший страну в июле 1994 года, также не остался в стороне. За 17 лет его правления были проведены 16 ракетных испытаний, хотя почти все они пришлись на два года - 2006-й (7 пусков) и 2009-й (8). Это меньше, чем за первые 8 месяцев 2017 года. Однако именно на правление Ким Чен Ира пришлись два первых испытания Пхеньяном ядерного оружия - в 2006 и 2009 годах.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
Ким Чен Ын: небывалая активность
При сыне и внуке прежних правителей активность КНДР в ракетной сфере достигла небывалого уровня. За 6 лет Пхеньян осуществил уже 84 запуска баллистических ракет. Не все из них были удачными, в ряде случаев ракеты взрывались на старте или в полете.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
В сторону Гуама
В начале августа 2017 года появились сообщения, что армия Северной Кореи разрабатывает план запуска четырех баллистических ракет средней дальности в направлении военной базы США на острове Гуам в Тихом океане. Реакция президента США Дональда Трампа была предсказуемо жесткой и угрожающей.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
Над территорией Японии
29 августа 2017 года КНДР произвела очередные испытания, причем на этот раз ракета пролетела над территорией Японии - островом Хоккайдо. Ким Чен Ын заявил, что запуск ракеты в сторону Японии является подготовкой к войне в Тихом океане.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
Шестой ядерный
Через несколько дней после запуска ракеты над Японией КНДР объявила, что успешно провела испытание ядерного оружия, уточнив, что речь идет о водородной бомбе. Этот был уже шестой подземный ядерный взрыв, проведенный Пхеньяном. Эксперты оценили мощность бомбы примерно в 100 килотонн.
Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов
Заседания и осуждающие заявления
Почти после каждого северокорейского испытания ракетного или ядерного оружия на экстренные заседания собираются советы безопасности разных стран и Совбез ООН. Но эффекта они, как и осуждающие заявления мировых лидеров, пока не приносят.
В Белоруссии могут развернуть ядерные силы.
Во время визита главы Министерства обороны Российской Федерации в Белоруссию, Сергей Шойгу и Андрей Равков затронули тему стратегического военного партнёрства между двумя странами. Речь шла главным образом о реализации Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства.
Основной вопрос касался размещения в Польше американских военных, в связи с чем, Белоруссии и России следует предпринять соответствующие меры по обеспечению безопасности.
«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию Вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности. В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях» , - заявил Сергей Шойгу.
Тем не менее, по мнению специалистов, напряжённость у белорусской границы, а равно и у границы Союзного государства продолжит расти, в связи с чем, на территории Белоруссии может быть развёрнуто ядерное вооружение, однако, подобаня мера является крайней, и реализвоана она будет лишь при условии сильного военного давления со стороны Запада.
«Ответом может стать переброска в Белоруссию одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном военном округе. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12-15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. <…> Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное – казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра» , – заявил военный эксперт Александр Алесин.
Тем не менее, вероятность того, что Белоруссия пойдёт на подобные меры, остаётся практически нереальной, что обусловлено намерениями этого государства вести партнёрские отношения не только с Россией, но и с Западом.
«Белоруссия это миролюбивое государство, страющееся держаться отстранённо, исключительно в пределах своих интересов. Власти этой страны прекрасно понимают, что если на территории Белоруссии появится ядерное оружие, а «Искандеры» обладают возможностью использования ядерных боеголовок, то западное вооружение будет нацелено не только на Россию, но и на Белоруссию» , - подчёркивает аналитик сайт.
В символическом клубе ядерных держав современная Беларусь просуществовала почти пять лет: от развала Советского Союза в декабре 1991 года до 27 ноября 1996-го, когда территорию республики покинул последний эшелон с ракетами, начиненными ядерными зарядами.
С тех пор из уст ряда политиков не раз звучали слова о якобы задаром потерянной мощи, ибо ядерная дубина - убедительный аргумент для противодействия козням внешних потенциальных врагов, посягающих на суверенитет государства. То вдруг посол Александр Суриков выскажется о возможном размещении в Беларуси российского ядерного оружия «при определенном уровне взаимодоверия и интеграции». То Александр Лукашенко назовет «жесточайшей ошибкой» вывод из Беларуси ядерного оружия, обвинив при этом «наших националистов и Шушкевича» за то, что профукали «величайшее достояние и дорогой товар» .
Эпизодически некие анонимные источники из белорусского и российского военных ведомств заявляют о готовности вернуть ядерные ракеты в синеокую при условии, что будет «принято решение руководства» . Примечательно, что военспецы союзников отмечают: «У белорусов в идеальном состоянии находится вся военная инфраструктура времен Варшавского договора, вплоть до пусковых установок ракет с ядерными боеголовками, которые были вывезены в Россию после развала СССР» .
Понятно, что к такого рода объектам - действующим до сих пор либо законсервированным - близко подходить, мягко говоря, небезопасно. Однако кое-какое представление о современном состоянии, например, баз, способных хранить боеприпасы с ядерной начинкой, можно получить и из открытых источников. Особо следует подчеркнуть, что в гипотетическом возвращении в Беларусь «величайшего достояния» именно такие базы являют собой первостепенную стратегическую важность. С них все и начинается.
Наша часть ядерной истории
Данные об общем количестве ядерных зарядов в СССР никогда не публиковались в открытой печати. По разным оценкам, в Советском Союзе их насчитывалось от 20 до 45 тысяч единиц. Некоторые исследователи указывают, что по состоянию на 1989 год на территории БССР находилось порядка 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов. Базы для их хранения начали строить в начале 1950-х годов. И строили, надо сказать, на века: высокомарочного цемента не жалели, хранилища зарывали в землю на глубины до 10 метров.
В числе самых первых и крупных войсковых складов - ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, была построена база при аэродроме дальней авиации, располагавшаяся в Мачулищах, что в двух десятках километрах от Минска. На языке военных она называлась в/ч № 75367 и имела условное наименование «ремонтно-техническая база».
Еще одна база ракетного вооружения стратегического назначения (РВСН) располагалась под Гомелем. О ней практически ничего неизвестно, только номер - в/ч 42654 - и кодовое название «Белар Арсенал».
Самым известным объектом этой серии был и остается артиллерийский арсенал, который начали строить в 1952 году недалеко от станции Колосово Столбцовского района Минской области. До распада СССР хранилище обслуживала в/ч 25819, а само оно носило название «25-й арсенал РВСН». Официально часть была расформирована и выведена в Россию в 1996 году. Однако позже подразделение было реанимировано, и сейчас в составе Вооруженных сил Беларуси числится как 25-й арсенал ракетно-артиллерийского вооружения. Именно здесь в 90-х происходил демонтаж ядерных боеголовок под пристальным наблюдением инспекторов НАТО.
Шумел «Камыш» и командир исчез
После того, как последний ядерный боезаряд был вывезен из арсенала в Россию, в части начались разброд и шатания. На некогда засекреченный объект можно было легко попасть, минуя КПП, просто перешагнув через поваленный забор. К месту заметить, арсенал представлял собой по сути три объекта: на одной территории в лесном массиве располагался военный городок и собственно административная часть подразделения с техническими сооружениями. База хранения боеприпасов под названием «Камыш» находилась в нескольких километрах от штаба - также в лесу. В 1996 году там уже не было практически никакой охраны.
Столбы со щитами с надписью «Проход запрещен. Стреляем без предупреждения» были выворочены. Помещения КПП разворованы, на земле валялись остатки сигнализации. Единственное, что оставалось в нетронутом виде, так это непосредственно территория, где под землей находились склады с обычными боеприпасами. Правда, желающих туда попасть не было. Семикилометровая по периметру территория была огорожена двумя рядами колючей проволоки, которая находилась под высоким напряжением. Рядом с запертыми на замок воротами стояла пятиметровая металлическая башня с бойницами. Зрелище жуткое…
Командование арсенала и оставшиеся в строю и никому ненужные офицеры больше были озабочены проблемой собственного выживания, чем службой. Местная власть грозилась обесточить и лишить тепла военных за неуплату накопившихся долгов. Ситуация была аховая, и каждый из служивых крутился как мог.
Командир арсенала - полковник, проблему собственного выживания решил просто. В один из дней он просто исчез. Как оказалось - дезертировал, но не с пустыми руками. Вместе с ним исчез чемоданчик с очень дорогими «трофеями»: полковник похитил 600 магнитов с высоким содержанием платины на общую сумму порядка 100 тысяч долларов. В ходе демонтажа ракет в части шел сбор цветных и драгоценных металлов.
Каким образом и какой ценой 25-й арсенал восстановили и, что называется, поставили в строй, гадать не будем.
По сведениям Naviny.by , лет десять назад сей военный объект был оснащен новейшей комплексной системой охраны, которая состоит из нескольких подсистем. Техническая территория арсенала представляет собой проволочное ограждение с напряжением между линиями в 3 тысячи вольт. Даже если преодолеть этот рубеж, то внутри можно нарваться на электрошоковые ловушки с напряжением под 6 тысяч вольт с тремя уровнями срабатывания: сигнальным, предупреждающим и поражающим. Охранять территорию в любое время суток помогает и особая система видеонаблюдения. Плюс ко всему - человеческий фактор в форме и с автоматом.
По всем признакам, 25-й арсенал способен охранять и обслуживать не только вооружения обычного, скажем так, взрывного типа. Как говорят военные: «Мы приказы выполняем, а не обсуждаем!».
Очередной такой приказ они недавно получили. После того, как их главнокомандующий 13 февраля утвердил Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Чем не повод посудачить о некогда утерянной ядерной мощи и возможных вариантах ее обретения?