Военный поезд с ракетой. Боевой железнодорожный ракетный комплекс "скальпель"

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

Было время, уникальные железнодорожные составы ходили по нашей стране. Внешне они напоминали привычные поезда. Но отличались от них тем, что никогда не останавливались на станциях, предпочитали глухие полустанки, а оживленные вокзалы городов, если уж их заносила туда судьба (или приказ!), старались проскакивать на рассвете, когда там людей поменьше.


Еще несколько лет назад по сети Российских железных дорог ходили секретные составы. Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.



Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.
Как родилась идея создания ракетных поездов? По одной из версий, ее нам подбросили американцы. Советские разведчики добыли информацию: американский ВПК готовится к созданию железнодорожного состава, способного производить пуски баллистических ракет. Якобы в руки разведслужб даже попала его фотография.



Будто бы на снимке был искусно запечатлен маленький макет ракетного поезда, которого не существовало в природе. Мол, заокеанские "ястребы" сначала действительно собирались делать ядерный поезд, но потом отказались от этой затеи. Почему? Железнодорожная сеть у них не столь уж разветвленная, да и стоимость проекта получалась баснословной. Чтобы направить наших ученых по дороге, которая ведет в тупик, смастерили и подбросили "липу" русским. Пусть поломают голову! А политическое руководство "клюнуло" на нее и приняло волевое решение: "догнать и перегнать" заокеанских стратегов.


Как было реально? После того, как американцы разместили свои ракеты "Першинг" в Германии, необходимо было адекватно ответить на новые угрозы безопасности нашего государства. Вот и вернулись к идее ракетных поездов. Отечественные ученые думали над этим проектом еще раньше, но до поры не брались за его решение из-за высокой стоимости и трудоемкости. К тому же имеющегося оборонительного потенциала вполне хватало, чтобы адекватно отвечать американцам. Кстати, изначально его рассматривали как оружие возмездия. В чем же его преимущество?


В неуловимости. В отличие от ракет шахтного базирования, где заранее известны координаты целей. С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду. Они были неуловимы благодаря прекрасно развитой сети железных дорог Советского Союза. Много лет спустя американский генерал Пауэлл признался академику: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".

Американцы даже придумали спец вагон который был оснащен новейшим оборудованием.Просуществовал не долго......

Над созданием боевых ракетных поездов работали 30 министерств и ведомств и свыше 130 оборонных предприятий. На первый взгляд, простая идея, предложенная проектантами, - поднять шахту из земли и положить ее на колеса - включала огромное количество организационно-технических проблем.

В чем заключалась одна из главных проблем? Взять стрельбу. Когда ее ведут из ракетной шахты, то известны и азимут, и высота, и точка старта. Определение своего местоположения - это одна из сложнейших проблем. Кроме того, обязательно надо знать нагрузку на рельсы в конкретном месте. А грунты, как известно, бывают разные. Одинаковых условий в природе вовсе не существует. Так вот, чтобы вагоны не упали рядом с железной дорогой, придумали специальный "минометный старт". Если не вдаваться в подробности, то суть его в том, что ракета сначала выбрасывается на высоту, а уже затем стартует.

Как прицеливаться? Прежде чем это сделать, необходимо остановить поезд, запустить гироскопы, определить север и юг и куда стрелять. Не забывайте, что нужно еще принять приказ и команды "сверху". Чтобы пустить

ракету в точно назначенное время и подчиниться своему командиру в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах современного боя, в условиях применения высокоточного оружия, надо эту команду получить. Так что ракетный поезд - это сложнейший комплекс. И когда американцы эту идею прорабатывали, то натолкнулись на ряд технических сложностей, а потому, скорее всего, и отказались от наукоемкого проекта.

А если прямо над головой расположены высоковольтные провода. - Был изобретен специальный отвод проводов, и плюс к этому автоматически снималась подача электроэнергии на подстанции.Что же касается нагрузки на ось, то она не должна быть больше 25 тонн. А ракета с пусковым контейнером весит свыше 100 тонн да плюс сам вагон, вот и получается около 200 тонн. Придумали разгрузить стартовый комплекс за счет других вагонов.

Надо учитывать и тот факт, что в движении поезд подвержен сильной вибрации. Значит, надо не только остановить поезд, но и "выключить" рессоры - не ждать же, пока они успокоятся!

Не забывайте и о том, что в поезде - офицеры и солдаты. Им нужны спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха... И запасы продовольствия, горючего, воды тоже необходимы! Так что комплекс сложнейший...
- На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно "медвежьих углов", где ракетные комплексы могли надежно укрыться.

У наших потенциальных противников ракеты становились все точнее, и они уже сравнительно легко могли "накрывать" шахты. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. Конечно, "Першинги" были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров.

Ответом стала ракета "Скальпель". Он "укладывался" в рамки договора с американцами. Его сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить "Першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд.

Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, здесь соотношение сил совсем иное... А потому такой боевой комплекс, конечно же, уникален. И все-таки главная идея развития боевых ракетных комплексов - это повышение возможности сдерживания, чтобы никто даже не думал, что может безнаказанно нажать кнопку!

История свидетельствует, что не мы были инициаторами гонки вооружений. Мы все время вынуждены были догонять и делали это так, чтобы ни у кого не было иллюзий, что появилось преимущество. Эффект сдерживания постоянно определял состояние дел в нашей оборонной отрасли, и, пока мы сможем оставаться на должном уровне, никакой ядерной войне не бывать.

У нас сразу готовилось четыре комплекса. Если с одной машиной возникают проблемы, создается комиссия, которая выясняет причины аварии. Задача генерального конструктора заключается в том, чтобы убеждать заказчика, доказывать, что все необходимые испытания проведены. Нужно сдвинуть "вагон" с места, а дальше он уже сам пойдет... А в это время в Плесецке первый пуск с ракетного поезда, и естественно, едешь туда. На второй, третий пуск может поехать и заместитель по испытаниям, но, как правило, он там сидит почти постоянно...

Первый поезд ушел с завода в 1987 году, а последний - двенадцатый - в 1991-м. Гарантийный срок - десять лет. Но обычно затем он продлевался, все зависело от тех идей, что заложены в комплекс. Они выдержали испытание временем.

В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.

Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева. Известно другое: не так давно внучка бывшего президента Союза Ксения Вирганская щеголяла на балу самых богатых людей планеты в Париже в платье от Диора, которое стоит 22 тысячи долларов.

А грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут. Нет денег.
Правда, один ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. Но, как оказалось, "маневры местного значения" ни в коей мере не снижают общей боеготовности экипажей БЖРК.

Для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава регулярно проводятся тренировки на маршрутах следования БЖРК. Им важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. Все это в итоге позволяет грамотно управлять боевым составом.

Решать эту проблему удается благодаря расположению к ракетчикам со стороны руководства железных дорог России, их государственному подходу и пониманию, что это делается во имя обороны страны. В принципе, военнослужащие могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, имитирующий БЖРК, но сказывается недостаток средств. Сегодня важнее тратить деньги на поддержание в рабочем состоянии тех локомотивов, которые находятся в постоянной боевой готовности.
Сейчас БЖРК никуда не нацелен. На языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 года ракетные части ни разу не стреляли из своих комплексов. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах. Правда, в 1998 году было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.

Под руководством В. Ф. Уткина и при его непосредственном участии создано большинство ракет, на которых основывается ракетно-оборонный щит страны.

С 1970 по 1990 год В.Ф.Уткин возглавлял КБ "Южное" сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель "Зенит"; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18.

В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства "Космос" разработки КБ "Южное", составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.

Характерный принцип работы В.Ф.Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель

"Циклон", предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник "Космос-1500" использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. "Космос-1500" стал также родоначальником широко известной серии спутников "Океан", обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.

С 1990 года В.Ф.Уткин - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана федеральная космическая программа России.

Под его руководством как генерального конструктора проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивалось научно-техническое "сопровождение" ключевых проблем, связанных с Международной космической станцией (МКС). Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции "Мир" и российском сегменте МКС. В.Ф.Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.

Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса
местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре эта процедура была детально прописана. А потом его след затерялся. Испытывали поезд в Плесецке. У него было три боевых модуля, "жилая зона", свой командный пункт.

Главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагаются ракетный комплекс PC-22 (по западной классификации "Скальпель") и командный пункт боевого расчета. "Скальпель" весит более ста тонн и "достает" на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии несколько таких поездов, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Кроме Костромы, БЖРК дислоцированы еще в двух местах.

И бороздили просторы страны такие поезда, которые можно было увидеть лишь случайно, несли боевую вахту на Севере и Дальнем Востоке, среди тайги и в горах... А за ними внимательно следили за океаном, посылая специальные спутники, чтобы обнаружить их, и ежечасно, ежеминутно пытаясь определить, где они находятся. Но сделать это, невзирая на все совершенство современной техники, не всегда удавалось - ракетные поезда «прятались» под обычные, и попробуй определи, где идет этот ракетный комплекс, а где - скорый Новосибирск-Москва»...

Пуск

Две трехметровые телескопические "лапы" выходили из-под днища вагона и опирались на специальные железобетонные тумбы, жестко фиксируя стартовый вагон. В самом вагоне имелась еще и платформа прицеливания, которая при фиксации вагона плотно упиралась в железнодорожное полотно, считывая координаты нахождения модуля. Таким образом, на каждой точке боевого дежурства каждая ракета получала четкую программу и заданную траекторию полета к реальной цели вероятного противника. Когда пусковой вагон уже зафиксирован в определенной точке железной дороги, по команде оператора гидравлические домкраты заштыривания, освобождают его крышу. Затем синхронно срабатывают торцевые гидродомкраты, и вагон раскрывается словно сундук, только на две половины. В те же секунды начинает активно работать главный гидронасос главного гидродомкрата, и огромная "сигара" ТПК плавно становится в вертикальное положение и фиксируется боковыми кронштейнами. Все! Ракета к пуску готова!

Ракета несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа "MIRV" с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. (На Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью 10 кт.). Далность полета 10 тысяч километров.
Мариупольские машиностроители комплектовали эти поезда очень надежными системами ТВР (температурного и влажностного режима) и системами пожаротушения. Летные испытания ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего было произведено 32 пуска.
Кстати, за успешное проведение испытаний "Скальпеля" в Плесецке, группа ведущих украинских конструкторов и машиностроителей была представлена к высоким правительственным наградам. В основном награждали медалью "За трудовую доблесть", но вскоре им должны были присвоить почетные звания "Заслуженный работник транспорта СССР". Хотя по действовавшему тогда положению "дистанция" от награды к награде — не менее трех лет. Потребовалось особое ходатайство отраслевого министра о досрочном присвоении "заслуженных".
В 1991 году список положили на стол Михаилу Горбачеву, которому через неделю-две предстояло расстаться с президентским креслом главы сверхдержавы. Что тогда думал Михаил Сергеевич, — одному ему известно. Но с кандидатами в "заслуженные" он поступил в свойственном ему духе принятия непредсказуемых решений. Горбачев решил: последним гражданином, трещавшего по швам, Советского Союза, кому он присвоит это высокое звание "заслуженного", будет … Алла Борисовна Пугачева. Подпись — Президент СССР…

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования “Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой “Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.

В самом конце прошлого года в российских средствах массовой информации появилась относительно возвращения к старой и почти забытой идее. По информации РИА Новости, уже сейчас идут работы по созданию нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) и первый ракетный поезд нового проекта может быть собран уже к 2020 году. На вооружении нашей армии уже состояли подобные системы, однако единственные в БЖРК 15П961 «Молодец» были сняты с дежурства еще в 2005 году и вскоре большую часть техники из их состава утилизировали. Поезда с ракетным вооружением по праву являлись гордостью советских конструкторов, да и всей страны в целом. Благодаря своим возможностям эти комплексы представляли серьезную угрозу для вероятного противника. Однако историю этого вида техники нельзя назвать простой. Сперва ряд совсем не приятных событий сперва сильно ограничил потенциал отечественных БЖРК, а потом и привел к полному их исчезновению.


Создание железнодорожного ракетного комплекса было очень сложным. Несмотря на то, что соответствующее предписание руководства страны и министерства обороны появилось еще в 1969 году, первый полноценный пуск новой ракеты РТ-23УТТХ состоялся только в 85-м. Разработка БЖРК велась в днепропетровском конструкторском бюро «Южное» им. М.К. Янгеля под руководством В.Ф. Уткина. Специфические условия эксплуатации новой системы заставили разработать массу новых решений, от заново спроектированного вагона-пусковой установки, замаскированного под рефрижератор, до складного обтекателя головной части ракеты. Тем не менее, пятнадцать с лишним лет работы увенчались успехом. В 1987 году на дежурство заступил первый полк «Молодцов». За следующие четыре года до распада Советского Союза было сформировано три дивизии, вооруженные в общей сложности двенадцатью новыми БЖРК.

К сожалению, вскоре после формирования последней третьей дивизии произошло несколько неприятных вещей, которые очень плохо сказались на дальнейшей службе БЖРК. В 1991 году, в ходе международных переговоров по будущему договору СНВ-I советское руководство согласилось на несколько невыгодных предложений американской стороны. Среди них было и ограничение, касавшееся маршрутов патрулирования «ракетных поездов». С легкой руки президента СССР М. Горбачева и некоторых его соратников БЖРК теперь могли передвигаться только в радиусе нескольких десятков километров от баз. Помимо очевидных военно-политических минусов такое ограничение имело и экономические последствия. Одновременно с вводом в строй комплексов «Молодец» министерство путей сообщения вело работы по укреплению путей в радиусе нескольких сот километров от баз БЖРК. Таким образом, Советский Союз потерял и главное преимущество БЖРК, и массу денег, ушедших на реконструкцию путей и подготовку пусковых позиций.

Следующий международный договор – СНВ-II – подразумевал снятие с дежурства и утилизацию всех ракет РТ-23УТТХ. В качестве срока окончания этих работ назывался 2003 год. Специально для демонтажа и утилизации на Брянском ремонтном заводе ракетных войск при участии США была собрана разделочная технологическая линия. К счастью для БЖРК, незадолго до срока окончания утилизации ракет и поездов Россия вышла из договора СНВ-II. Тем не менее, в течение следующих нескольких лет утилизация продолжалась, хотя и шла гораздо с меньшими темпами. До настоящего времени сохранилось лишь несколько вагонов бывших БЖРК, которые используются в качестве музейных экспонатов.

Как видим, недолгая история ракетных комплексов «Молодец» была трудной и неудачной. Практически сразу после поступления на вооружение поезда с ракетами лишились своего главного преимущества и после этого уже не представляли такой же угрозы для противника, как раньше. Тем не менее, комплексы продолжали оставаться на вооружении в течение полутора десятилетий. Сейчас есть все основания полагать, что утилизация «Молодцев» произошла только тогда, когда они выработали свой ресурс и подошел к концу имевшийся запас ракет. Одним из наиболее серьезных ударов по российским ракетным поездам оказался распад Советского Союза. Из-за него завод «Южмаш», на котором собирались комплексы и ракеты для них, остался на территории суверенной Украины. Эта страна имела свои собственные взгляды на дальнейшую работу ракетного производства и поэтому поезда остались без нового .

В обсуждениях новости о начале разработки нового БЖРК часто рассматриваются преимущества и недостатки такого вида техники. К первым, безусловно, можно отнести возможность несения дежурства на большом удалении от базы. После того, как поезд с ракетами вышел на железные дороги общего пользования, его обнаружение становится очень и очень трудным делом. Конечно, три тепловоза, девять вагонов-рефрижераторов (три ракетных модуля) и вагон-цистерна в некоторой мере выдавали старые БЖРК, но для гарантированного отслеживания их перемещений требовались колоссальные усилия. Фактически нужно было «накрыть» средствами разведки всю или почти всю территорию Советского Союза. Также достоинством комплекса можно считать удачную жидкостную ракету РТ-23УТТХ. Баллистическая ракета со стартовой массой в 104 тонны могла доставить на дальность до 10100 километров десять боевых частей мощностью по 430 килотонн каждая. В свете мобильности ракетного комплекса такие характеристики ракеты давали ей просто уникальные возможности.

Тем не менее, не обошлось без недостатков. Главный минус БЖРК 15П961 – его вес. Из-за нестандартной «нагрузки» пришлось применить несколько оригинальных технических решений, но и с их использованием пусковой модуль из трех вагонов оказывал слишком большое давление на рельсы, почти на пределе возможностей последних. Из-за этого в конце восьмидесятых годов железнодорожникам пришлось поменять и укрепить огромное количество путей. С тех пор железные дороги страны снова подверглись износу и перед постановкой на вооружение нового ракетного комплекса, скорее всего, понадобится очередное обновление путей.

Также БЖРК регулярно обвиняются в недостаточной прочности и живучести, особенно в сравнении с шахтными пусковыми установками. Для проверки живучести еще в восьмидесятых начались соответствующие испытания. В 1988 году успешно завершились работы по темам «Сияние» и «Гроза», целью которых была проверка работоспособности поездов с ракетами в условиях сильного электромагнитного излучения и грозы соответственно. В 1991 году один из строевых поездов принял участие в испытаниях «Сдвиг». На 53-м научно-исследовательском полигоне (ныне космодром «Плесецк») уложили несколько десятков тысяч противотанковых мин с общей мощностью взрыва около 1000 тонн в тротиловом эквиваленте. На расстоянии в 450 метров от боеприпасов, торцом к ним, поставили ракетный модуль поезда. Чуть дальше – в 850 метрах – разместили еще одну пусковую установку и командный пункт комплекса. Пусковые установки были оснащены электромакетами ракеты. Во время подрыва мин все модули БЖРК пострадали незначительно – вылетели стекла и нарушилась работа некоторых второстепенных модулей аппаратуры. Учебный пуск с применением электромакета ракеты прошел успешно. Таким образом, килотонный взрыв менее чем в километре от поезда не способен полностью вывести из строя БЖРК. К этому стоит прибавить более чем низкую вероятность попадания боевого блока ракеты противника в поезд во время движения или рядом с ним.

В целом, даже непродолжительная эксплуатация БЖРК «Молодец» с серьезными ограничениями по маршрутам наглядно показала как преимущества, так и сложности, связанные с этим классом военной техники. Вероятно, именно из-за неоднозначности самой концепции железнодорожного комплекса, которая одновременно обещает большую мобильность ракет, но при этом требует укреплять пути, не говоря уже о сложности создания поезда и ракет для него, конструкторские работы по созданию новых «ракетных поездов» пока не возобновлены. По последним данным, в настоящее время сотрудники проектных организаций и министерства обороны анализируют перспективы БЖРК и определяют необходимые особенности его облика. Поэтому сейчас нельзя говорить о каких-либо нюансах нового проекта. Более того, из-за наличия на вооружении подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», не нуждающихся в прочном железнодорожном полотне, создание нового БЖРК может быть и вовсе отменено.

Сейчас высказываются самые разные мнения насчет возможного облика перспективного БЖРК. К примеру, предлагается оснастить его ракетами существующих проектов, такими как РС-24 «Ярс». При стартовой массе около 50 тонн подобная ракета, которая к тому же уже используется на ПГРК, может стать хорошей заменой для старой РТ23УТТХ. При схожих габаритах и вдвое меньшей массе новая ракета при определенных доработках способна стать вооружением новых БЖРК. При этом боевые характеристики комплекса останутся примерно на прежнем уровне. Так, выигрыш по дальности (до 11000 км) будет компенсирован меньшим количеством боевых блоков, ведь в головной части РС-24 размещается лишь 3-4 (по другим данным, шесть) зарядов. Однако ракета «Ярс» к предполагаемому сроку постановки на вооружение новых БЖРК будет эксплуатироваться уже около десяти лет. Таким образом, для новых ракетных поездов понадобится новая же баллистическая ракета. Вполне возможно, что ее облик будет формироваться вместе с требованиями ко всему комплексу.

В то же время, конструкторы-ракетчики могут использовать опыт, полученный при создании сравнительно небольших ракет наподобие «Тополя» или «Ярса». В таком случае удастся создать новую ракету с широким использованием освоенных решений и технологий, но при этом пригодную для применения в железнодорожных комплексах. Как основа для новой ракеты для БЖРК, имеющиеся «Тополи-М» или «Ярсы» подойдут в том числе и благодаря тому, что они приспособлены к эксплуатации на мобильных комплексах. Однако окончательное решение относительно «происхождения» ракеты и требований к ней, похоже, еще не принято. С учетом продолжительности разработки и испытаний новых ракет, чтобы успеть к 2020 году, конструкторы-ракетчики должны получить требования в течение ближайших лет или даже месяцев.

Наконец, необходимо учесть необходимость строительства инфраструктуры. Судя по имеющейся информации о состоянии старых баз БЖРК, все придется строить заново. За считанные годы старые депо, диспетчерские и т.п. оказались выведены из эксплуатации, лишены большого количества специальной аппаратуры, приведены в негодность и порой даже частично разграблены. Вполне понятно, что для эффективной боевой работы новым железнодорожным ракетным комплексам понадобятся соответствующие сооружения и оборудования. Но восстановление имеющихся построек или строительство новых значительно увеличит стоимость всего проекта.

Таким образом, если сравнивать железнодорожные и грунтовые ракетные комплексы, сравнение может оказаться не в пользу первых. Гипотетическая мобильная грунтовая пусковая установка, при одинаковой ракете с железнодорожной, менее требовательна к состоянию дороги, значительно проще в производстве, а также не нуждается в согласовании маршрутов перемещений со сторонними организациями, например, с руководством железной дороги. Немаловажным преимуществом грунтовых ракетных комплексов также является тот факт, что вся необходимая для них инфраструктура проще и, как следствие, дешевле, чем для железнодорожных. Поэтому неудивительно, что в середине двухтысячных годов командование ракетных войск стратегического назначения официально объявило об отказе от БЖРК в пользу ПГРК. В свете такого решения возобновление работ по железнодорожным комплексам выглядит исключительно как попытка расширить возможности ядерных сил и, при наличии определенных перспектив, оснастить их еще одним видом техники.

В существующей ситуации пока не стоит ждать новостей относительно начала строительства первого ракетного поезда нового проекта, ведь еще даже не решено, каким он будет и будет ли вообще. Поэтому остается надеяться, что анализ возможностей и перспектив, в том числе и сравнительный (БЖРК или ПГРК), будет проведен со всей ответственностью и его результаты принесут нашим ракетным войскам только пользу.

Некогда поезда с ядерными ракетами были самым страшным оружием Страны Советов, за ними следила специальная группировка из 12 американских спутников, но все усилия были тщетны.

После развала СССР это уникальное оружие было постепенно уничтожено. И вот на днях стало известно, что Россия возрождает ракетные поезда, но уже на новом технологическом уровне. Проект получил название "Баргузин", а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов "Ярс". Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2020 года.

42.TUT.BY проследил короткую историю одного из самых грозных образцов оружия СССР.
АТОМНЫЕ ПРИЗРАКИ

Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар. Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось. За день поезд БЖРК (Боевой железнодорожный ракетный комплекс) мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.



Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав. Внешне вагоны ракетного поезда были похожи на обычные вагоны-рефрижераторы, отличить их неспециалисту было очень сложно. Даже случайно оказавшись рядом, можно было легко принять ракетный состав за обычный. Поэтому такие поезда назывались "призраками" и стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет "Першинг" в Германии.


"СКАЛЬПЕЛЬ" МОЩНОСТЬЮ В 900 ХИРОСИМ
Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ "Молодец". Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel. Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение "Молодца" от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка "скальпеля" была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.


ТАНЦУЮЩАЯ РАКЕТА ДЛЯ АТОМНОГО ЛОКОМОТИВА
При создании БЖРК конструкторам пришлось столкнуться со множеством проблем. Первая из которых – вес вагона с ракетой, который мог запросто повредить железнодорожное полотно. Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трехвагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение. Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали "танцем", продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют "пороховой аккумулятор давления").
ТРИ МИНУТЫ ДО АПОКАЛИПСИСА

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом! Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей. Такой мобильный и скрытный состав засечь было практически невозможно.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.


УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ
С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения. Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно. Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Тем более, что проведенный эксперимент с кодовым названием "Сдвиг" показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны. Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт.). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м. Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 Дб. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Понятное дело, что американцы не сидели сложа руки: была разработана секретная операция по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой. Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство "Скальпелей", а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем. Кстати, в это же время были ликвидированы – залиты бетоном – большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.



В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».

Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.

Предшественник «Баргрузина» «Молодец»

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.

Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).

Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.

Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).

БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Советский БЖРК – шок для Вашингтона

Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.

К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.

Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.

Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.

В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16–18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».

Как резали «Скальпели»

Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.

Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.

Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».

Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.

По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.

«Баргузин» – главный козырь против ПРО США

Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.