Ал невский приемный сын батыя. Князь александр невский - приемный сын хана батыя

Одним из самых приоритетных направлений деятельности Алексея Цыденова является развитие туризма в Бурятии, в том числе через актуализацию и продвижение сакральных мест региона. АРД представляет серию статей про “тайные места” Бурятии.

В настоящее время на планете по имени Земля осталось не так много по-настоящему значимых и действительно интересных исторических тайн, способных к тому же принести ещё и реальную практическую пользу, содействовать развитию туризма и экономическому развитию того или иного региона или даже той стране, где они будут открыты.

Одной из таких замечательных загадок мирового уровня, над которой в течение 790 лет безуспешно бьётся мировое научное сообщество и кладоискатели всех мастей, является тайна погребения императора Монгольской Империи 13 века Чингисхана, а также место расположения некрополя целой династии его последователей и потомков, каждый из которых в своё время носил титул Великого Хаана Монгол Улс!

Основная ошибка учёных, историков и археологов, а также чёрных гробокопателей и авантюристов заключается в том, что они, понапрасну транжиря немалые денежные средства, искали и продолжают искать «яму с костями», то есть пресловутую могилу одного человека - Чингисхана. Причём раскопки всегда проводились и проводятся исключительно в границах нынешней Монголии, не оставляя другим территориям нашего континента, входившим в своё время в состав империи Чингисидов, никаких шансов! Тогда как, безусловно, Величайший Царский некрополь Ханов Золотого Рода не только реально существует, но и может быть расположен исключительно в самой священной, в самой труднодоступной и чем-то особо выдающейся географической точке. Он подобен лишь погребальному комплексу Египетских фараонов, ничуть не уступает последнему по размерам каменных сооружений и своему величию.

Вышеупомянутые исследователи и искатели были прекрасно осведомлены об изречении венецианского купца и путешественника Марко Поло,

но никто из них так и не воспользовался его подсказкой?! Все эти годы они, вдоль и поперёк, грубо попирая древние обычаи коренного народа, нещадно «лопатили» землю несчастной Монголии, изредка находя остатки дворцов и саркофаги правителей тюркского периода Великой Степи, рядом с которыми лежали останки рабов и коней, похороненных по древним традициям этого азиатского этноса. Однако похвалиться находкой хотя бы одного из более чем 25 захоронений Великих Ханов Монголии никто не может!

«Всех великих государей, потомков Чингис Хана, ЗНАЙТЕ, хоронят на горе Алтай, и где -бы не умер очередной Великий Хан татар, хотя бы и за сто дней пути до той горы, его привозят хоронить только туда!» (из книги Марко Поло из книги «Чудеса Света»)

Сегодня данная территория и многочисленные гигантские «пирамиды» вождей Монгольской империи 13-15 веков обнаружены простым дилетантом в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия! Алтаем же в 13 веке называлась вся северная часть государства Чингисхана, включая как нынешний российский Алтай, так и северное побережье озера Байкал.

Долина смерти занимает площадь более 5000 квадратных километров и когда-нибудь явится миру в виде гигантского музея под открытым небом, став доступным как для обычных туристов, так и став своеобразной Палестиной для паломников со стороны монголоязычного этноса нашей планеты!

В данной статье читатель познакомится всего лишь с одним из более чем двадцати каменных сооружений, обнаруженных относительно недавно, под которым покоятся сразу три Хана Золотой Орды: Хан Саин Бату (Батый), его сын Сартак и внук Батыя Улагчи, а так же смогут узнать жесточайшую трагедию этой семьи!

Итак, начинаем: Бату, что означает чистый и твёрдый, словно прозрачный лёд неба-моря Тэнгис и стоящей реки Бай-Гол.

Сын правителя Западного Улуса империи Хана Джучи и его жены Уки Уджин Хатун, внук Чингисхана. Годы жизни с 1209 по 1255 год, умер в возрасте 46 лет. Годы правления с 1227 по 1255 год. Являлся Верховным Ханом Золотой Орды со столицей в городе БАТУ - САРАЙ, что на Волге, успешно управлял своим уделом на протяжении 28 лет, до самого дня смерти.

Старшая (главная) жена Батыя - Барагчин Уджин Хатун. Дети: Сартак, Тукан, Абукан. Внук: Улагчи, сын Сартака.

Военные походы на запад: с 1237 по 1238 год - в пределы Русских княжеств. Были покорены города: Москва, Рязань, Владимир, Торжок, Козельск. В 1240 году - взят город Киев. С 1240 по 1242 год - завоевал такие страны как Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия, Далмация, Босния, Сербия, Болгария. С 1243 по 1246 год все русские князья прекратили своё сопротивление, признали власть Хана Золотой Орды и полную зависимость от неё. Они начали регулярно собирать и платить налоги (дань), поставлять рекрутов для службы в монгольской армии, ремесленников для работы в городах Каракорум и Бату Сарай, наложниц и рабов для обслуживания и строительства различных имперских сооружений, в том числе и погребальных.

Перед смертью Бату завещал свой престол старшему сыну по имени Сартак, но не прошло и года, как в 1256-ом последнего отравили. Историки предполагают, что исполнителями этой миссии были мусульманские сторонники его дяди Хана Берке, родного брата Хана Бату, так как Сартак с детства дружил с Александром Невским, был более склонен к христианству и им это очень сильно не нравилось!

После этого трагического события Верховный правитель Монгольской Империи Хан Менкэ из Центральной ставки, расположенной в городе Каракорум, (ныне музей в Монголии, построенный на развалинах древней столицы), приказал жене Батыя Барагчин Уджин Хатун возглавить Орду в качестве регентши над малолетним сыном Сартака по имени Улагчи, вплоть до времени достижения последним совершеннолетия. Затем трон Хана Золотой Орды должен был перейти к Улагчи, прямому потомку Бату. Однако в 1257 году бедного ребёнка, по приказу всё того же Берке, так же отравили! Барагчин попыталась привести к власти одного из сыновей Бату от другой жены, но её никто не поддержал и при попытке убежать в Иран к своему брату Хулагу, она была поймана и в этом же году казнена без пролития крови. Тело супруги Бату положили поперёк бревна и сломали ей позвоночник!

Так жестоко и трагически погибла вся семья великого «русского» Хана Батыя и его прямые наследники, а власть в Золотой Орде окончательно перешла к мусульманам!

Наказ Чингисхана предписывал хоронить всех его потомков в одном специально отведённом запретном месте, там, где будет упокоен он сам, и обязательно по богатым царским обычаям. Хан Берке сделал своё дело и в этом процессе уже не участвовал. Взаимоотношения родственников в этом случае так же не имели никакого значения.

Из Монголии на берега Волги прибыла погребальная бригада особо доверенных лиц и жрецов. Все четыре тела умерших и убитых были погружены на специальные повозки, которые и отправились к берегам озера Байкал, к самому примечательному географическому объекту континента Евразия, на севере которого располагалась территория смерти, то есть в «Долину Великих Ханов Золотого Рода Чингисидов».

Жрецы ориентировались по карте и по тому описанию пути, которое было приведено в рукописном сказании «Алтан Товч» или «Золотая Пуговица». В нём говорилось о «парящем ястребе» и маленькой степной «щебечущей птичке» - жаворонке. Под ассоциативными образами этих птиц сказителями были зашифрованы основные географические ориентиры нахождения священного и потаённого места.

Отец Тэнгис, небо-море (Байкал), раскинувший над всей Центральной Азией свои гигантские крылья и его сын Чингис, птичка жаворонок, северное озеро под нынешним названием Фролиха.

Титул «Чингис» был присвоен Тэмуджину во время коронации благодаря этому небольшому горному водоёму, расположенному рядом с Байкалом и своей формой напоминающего маленькую птичку, «зависшую» в жаркий полдень рядом с безбрежными просторами северного крыла «парящего ястреба».

Жаворонок так и кричит, а скорее вопит: «Чингис! Чингис! Чингис!»

Пройдя под надёжной охраной несколько тысяч километров до берегов сибирского океана, погребальный караван по льду залива Малое Море перешёл на небольшой скалистый остров, ставший последним пристанищем для жены, матери и бабушки Барагчин Уджин Хатун.

Традиция присваивать многочисленным островам озера Байкал женские имена была принята после смерти матери первого вождя аратов по имени Огэлэн Уджин Хатун - «Белоснежное Облако Госпожа Мать». В наше время это название трансформировалось в Ольхон.

Тело Барагчин жрецы поместили на огромный камень, обложили вокруг сухими ветками и подожгли. После того, как были собраны останки и пепел, они вынесли их на обрывистый берег и под грохот шаманских бубнов торжественно развеяли над безбрежными просторами, закованными в ледяной хрустальный панцирь. Прах Барагчин Уджин Хатун, уносимый метелью, устремился на север, как бы указывая скорбному каравану направление для дальнейшего движения.

В честь Госпожи остров получил название Барагчин - имя, которое и в наше время считается секретным среди местных жителей. И хотя на топографической карте он обозначен как Ольтрек, его первое настоящее имя в народной памяти всё ещё сохраняется и по-прежнему почитается бурятами, правда с каждым годом всё менее и менее.

На берегах Волги, где и в наши дни кладоискатели буквально «сбились с ног» в поисках сокровищ, монголы, исключительно для гробокопателей пустили слух о том, что Хан Бату похоронен по монгольским обычаям в Сызранских степях, а рядом с ним в могилу закопаны два коня из чистого золота, отлитые по размерам настоящих скакунов, весом по семь тонн каждый!

На самом же деле под мифическими «аргамаками» подразумевались сын и внук монгольского вождя. Погребение рядом с лошадью характерно для тюркских народов - казахов, хакасов и киргизов. У монголов подобного обычая никогда не было, и заниматься такой заведомой глупостью, как отливать из чистого золота огромных животных, которых потом невозможно будет сдвинуть с места, они в любом случае не стали бы.

Рано утром скорбный караван с телами Бату, Сартака и Улагчи, «плача и рыдая», двинулся по льду стоящей реки Мон-Гол на север, а «дух» жены, матери и бабушки провожал их застывшими на обрывистых и скалистых берегах острова «слезами» сосулек и последним печальным взглядом. В Царстве мёртвых, на самой северной оконечности Байкальского сора, монголами был построен трёхглавый каменный курган, а как предварительная подсказка для следующих экспедиций, сооружение точно такой же формы было возведено на острове Барагчин.

Центральная пирамида высотой до 30 метров символизирует самого Бату.

Рядом сооружены ещё две каменные кучи. Та, что большего размера, служит обозначением саркофага князя Сартака, а самая маленькая пирамидка имитирует погребение Улагчи. Однако все три тела находятся в одной центральной погребальной камере, надёжно спрятанной на глубине до 70 метров, и в ближайшие годы добраться до неё никто не сможет!

На центральном кургане в разных местах расположены три каменные «черепахи», символы мудрости и вечности. Самая большая установлена на вершине кургана на четырёх, словно лапах, аккуратно подтёсанных подпорках.

Две меньшие по размеру «черепашки» Сартака и Улагчи находятся рядом и образуют собой сооружение под названием «Камень клин».

На самой вершине кургана Улагчи из небольших камешков сложена пирамидка «Указка Улагчи», напоминающая кисть руки человека с оттопыренным указательным пальцем.

Знак, направленный на главное обоо, «говорит» нам, что Улагчи находится рядом со своим дедушкой.

Строили данное сооружение тысячи рабов из Китая, и вполне реально, что и русские, не уплатившие во время дань, а также многие сотни аргамаков. Они выламывали камни из разработанного на склоне соседней горы огромного карьера и с помощью коней и лебёдок перемещали их к месту возведения царского некрополя. Карьер хорошо сохранился и выглядит так, как будто в нём совсем недавно работал тяжёлый экскаватор.

В целях гидроизоляции, чтобы дождевая вода не заливала погребальную камеру, строителям нужна была глина, но на вершине, кроме камней, другой почвы не существует. По этой причине на близлежащем острове им пришлось выкапывать два искусственных озера, одно в виде крыла «парящего ястреба», а другое в виде маленькой птички «жаворонка», так, как это описано в сказании «Золотая Пуговица».

Данные водоёмы исключительно правильной формы хорошо видны с гор, окружающих долину реки.

Рабы набивали вязкой грязью кожаные мешки и по два наперевес грузили на коней, которые по тропе поднимали глину на высоту более 600 метров.

Кроме того, эти небольшие озёра служили ориентиром для тех, кто приходил в эти места позднее, держа в руках карту и читая древнее сказание.

На склонах близлежащих гор из камней был выложен гигантский портрет Батыя

и изображение «Личины», напоминающее человеческий лик и обозначающее «ОНГОН» - дух местности, призванный охранять священное место.

Александр Клементьев.

Цари и Великие князья Московские, кто они - потомки Рюрика или Чингис -хана?

Традиционным является мнение, что московские великие князья и первый московский царь, Иван Грозный, по своему происхождению являлись потомками Рюрика – рюриковичами. Хотя у того же Ивана Грозного мать, Елена Глинская, была из знатного рода ведущего свою родословную от знаменитого татаро-монгольского полководца Мамая. Иван Грозный считается последним представителем династии рюриковичей на московском престоле. Правда, был ещё царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Но его прозвище говорит само за себя – Феодор Блаженный. За не совсем вменяемого царя правил его шурин – Борис Годунов.

Иван Грозный.Попробуйте определить по данному портрету какая кровь преобладает в этом человеке: скандинавская от Рюрика или татарская от Чингис-хана?

В кинофильме “Иван Васильевич меняет профессию” иван Грозный говорит: “Рюриковичи мы”. Но давайте проследим возникновение княжества Московского и судьбы представителей разных династий. Московское княжество было создано под младшего сына Александра “Невского” -Даниила. В 1271 году жена Александра “Невского” , родная дочь хана Батыя и внучка Чингиз-хана, повезла своих сыновей в Орду на представление хану Менгу- Тимуру, которому сыновья Александра приходились двоюродными братьями. Главной причиной для долгой и трудной поездки было создание удельных княжеств для ее младших сыновей: Андрея и Даниила. Каким же образом Алесандру “Невскому” удалось породнится с правителями самого могучего на то время государства?

Александр “Невский” в 1238 году стал аманатом(заложником) хана Батыя в Орде, после того как его отец Ярослав Владимирович был назначен волею хана Батыя Великим князем Владимирским. У татаро-монгольских правителей было заведено брать в заложники сына или брата местного правителя и при ханском дворе находилось множество “принцев” из разных стран покоренных татаро-монголами. Способный и умный мальчик(по приезде в Орду ему было 5-6 лет) хорошо прижился в Орде и сделал там просто немыслимую для чужестранца карьеру. Александр прекрасно выучил уйгурский язык (говорил без акцента), очень подружился со своим сверстником- сыном Батыя Сартаком. С 1238 по 1252 год мальчики были практически неразлучны.

Сын Батыя Сартак и Александр “Невский”.

Посланец Папы Римского Плано де Карпини побывавший в Орде в 1246 году видел там Александра, сына князя Ярослава, и описал его в своем отчете Папе. Засвидетельствовал, что Александр был при ставке хана переводчиком и особо подчеркнул, что Александр был чрезвычайно приближенным к хану лицом.В довершение ко всему он женился на дочке Батыя. Этим он обеспечил своим детям привилегированное положение в монголо-татарском государстве: в соответствии с законами Орды (ясой Чингис-хана) представители рода Чингис-хана владели всем и были не подсудны законам предназначенным для всех остальных.

Александр вернулся во Владимир в 1252 году, заняв с помощью Сартака великокняжеский стол во Владимире, согнав оттуда своего брата Андрея. Судьба обоих побратимов-анд была одинаковой: они были отравлены по приказу хана Берке (брата Батыя). Сартак в 1257 году, Александр в 1262.

После смерти Александра “Невского” сыновья начали борьбу за великокняжеский Владимирский стол. Будучи чингизидами (хотя и по женской линии) они могли позволить себе то, что не мог позволить и Александр. Вот что написал о сыновьях Невского М.М.Карамзин: ” После страшной грозы Батыевой отечество наше как бы отдохнуло в течение лет тридцати…В таком состоянии пребывало Великое княжество, когда Дмитрий Александрович взошел на престол на горе подданных и себе…” Началось долгое изнурительное противостояние в борьбе за власть, которое продолжалось до 1304 года. В это же время царила смута и в Орде, после смерти Менгу-Тимура.

В связи с принадлежностью к роду чингизидов, воюющих братьев не уничтожили. а пытались мирить.По словам Карамзина: “Посол Ханский созвал князей во Владимир, но не мог удержать их в рамках надлежащего смирения… Суд кончился миром или, лучше сказать, ничем”.

Внуки Александра “Невского” отличались все теми же бандитскими замашками. С 1304 по 1328 год шли непрерывные разборки, пока не случился эпизод с далеко идущими последствиями. Погибла жена внука Александра “Невского” князя Юрия Московского – Кончака, родная сестра сурового властелина Золотой Орды хана Узбека. В убийстве Юрий обвинил Михаила Тверского. Обоих князей вызвали в ставку хана, которая тогда располагалась на берегу моря Сурозского (ныне Азовского), в устье Дона. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен по приговору суда, возглавляемого неким Кавгадием. Хан Узбек долго колебался и не утверждал решение суда. Карамзин пишет: “Узбек… остерегался быть несправедливым. Наконец обманутый сговором судей, сообщников Юрия и Кавгадия, утвердил их приговор”.

Затем что-то произошло и хан Узбек поменял свое мнение. Уже в 1319 году был казнен Кавгадий а Юрий кинулся в бега, прихватив при этом всю дань собранную в Твери. Хан Узбек направил двух царевичей-чингизидов Ахмила и Калту навести порядок во Владимирском княжестве. Великим князем Владимирским был назначен и приведен к присяге в Успенском соборе Владимира князь Дмитрий Тверской. Далее, в соответствии с древним монгольским обычаем, что за одного провинившегося отвечают все близкие, началось уничтожение рода Александра “Невского”. Братья Юрия Московского, Александр, Борис и Афанасий умерли примерно в одно время. И только обстоятельства смерти Афанасия были зафиксированы летописью – он погиб при взятии Ярославля. Как умерли Александр и Борис неизвестно.
Хан Узбек, как никто другой, отличался большой нетерпимостью к рюриковичам – он уничтожил более 30 князей из этого рода . К 1326 году им была уничтожена вся династия Александра “Невского”, а к 1327 году- род князей Тверских. Хан Узбек, как сообщали арабские и персидские источники, свято соблюдал великую Ясу Чингис-хана, по которой к управлению государством должны были допускаться только прямые потомки Чингис-хана по мужской линии. В 1319 году Московское княжество получил Кулхан (Калта), в крещении Иван (среди монголо-татар было достаточно много православных христиан). В 1328 году Иван Калта (с XIX века стало произноситься “Калита”) был назначен Великим князем Владимирским.

С тех пор и по 1613 год на московском престоле находились прямые потомки Чингис-хана по мужской линии.

Иван Калта (с XIX века стало произноситься “Калита”)

26 марта 1328 года Иван I Данилович по прозвищу Калита, внук Александра Невского, получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское в благодарность за помощь в жестоком подавлении антитатарского восстания в Твери.

Это произошло не случайно: главной чертой характера Ивана было умение ладить с ханом. В то время, как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии.

С этого самого дня традиционный символ старшинства в Северо-Восточной Руси навсегда, за исключением краткого периода 1359-1363 годов, перешел к московской ветви Рюриковичей. Потому и само княжение со временем стало называться «Московским».

С именем Калиты связан рост стольного города, его укрепление и украшение. Кремль при нем был обнесен дубовым частоколом. При нем же были построены каменные Успенский и Архангельский соборы. Он присоединил к Москве основную территорию Владимирского великого княжества.

Иван Калита заложил основы политического могущества своих владений. В правление Ивана Даниловича также значительно пополнилась и казна – отсюда прозвище князя, означавшее «кошель» или «сумка».

Евразийцев, в частности Л.Н. Гумилева, любят обвинять в создании гипотезы о "симбиозе Руси и Орды", многократно вульгаризированной современной фоменковщиной. Один из краеугольных камней этой гипотезы - побратимство (сей ритуал был распространен у кочевников средневековья) сына Бату Сартака и русского Александра Ярославича (ставшим затем Невским).

Действительно в книгах Л.Н. Гумилева сей посыл неоднократно читается:
К примеру, в книге "Древняя Русь и Великая степь" (СПб. Кристалл, 2001), на стр. 482 читаем: "В 1251 г. Александр приехал в орду Батыя, подружился, потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем ".
Схожая фраза зафиксирована в популярной книге "От Руси к России" (М., АСТ, 2002), где добавлено: "Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра " (стр. 159-160).
В книге "Поиски вымышленного царства" (М., АСТ, 2002) Л.Н. Гумилев предлагает несколько иную трактовку события: "Однако война продолжалась, и союзники Александру Невскому были нужны. Поэтому он побратался с сыном Бату, Сартаком, и получил монгольские войска для борьбы с немцами ". Как видим, четко проскальзывает геополитический аспект нарождавшихся "родственных" связей.


Эпигоны Гумилева пошли еще дальше. Особенно стоит отметить некоего С. Баймухаметова, который в своей книге "Александр Невский. Спаситель русской земли" (М., Астрель, 2009) пошел еще дальше. На стр. 54 он безапелляционно заявляет: "То, что Александр Невский - приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях ".
Господин Баймухаметов, ничтоже сумняшеся, даже предлагает нам некие "доказательства" этого факта: "И ни разу не встречал я дилетантского выпроса-возражения - а откуда вы взяли, что Невский был сыном Батыя? Где это написано? В каких летописях-документах?
Нигде не написано.
Прямых доказательства нет
" (стр. 54-55)

Однако автор удосужился их придумать: "Одно из косвенных, но очень существенных доказательств побратимства Сартака и Александра я нашел в... "Житии" Александра Невского. То есть оно всегда было на виду ".(стр. 55). Собственно дальше он цитирует само "Житие":
"Решил князь Александр пойти к царю в Орду... И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя подобного ему ". (стр. 56)
Такая цитата действительно присутствует в "Житии", например, в книге "Слово Древней Руси". М., Панорама, 2000, с.292-293.
Из этой цитаты Баймухаметов делает потрясающий вывод: "Не мог Батый говорить такое. Он и не говорил. Говорил, скорее всего, Сартак " (стр. 57). Как говорится, no comment.
Но оставим в покое фрика Баймухаметова с его вялой попыткой анализа агиографической литературы, и вернемся к гипотезе побратимства. Р.Ю. Почекаев в книге "Батый. Хан, который не был ханом" (М.: АСТ, 2006), верно отмечает, что "ни один источник этого факта не подтверждает " (стр. 192), однако историк не прав в одном: Л.Н. Гумилев не был первым, кто высказал это сомнительное утверждение.
Дело в том, что советский писатель А.К. Югов в своем романе "Ратоборцы", написанном в 1944-1948 гг. и переизданном в серии "История Отечества в романах, повестях и документах" под названием "Александр Невский" (М.: "Молодая гвардия", 1983), буквально пишет следующее:
"Сартак был христианин, Сартак был ему побратим. Наконец - и это было важнее всего - сын Батыя главным образом на Александра и рассчитывал со времени опереться, если только возникнет кровавая распря между ним и Берке из-за престола, который вот-вот должен был опустеть ". (стр. 198)
Любопытная деталь упоминута чуть дальше (стр. 202) во время разговора Бату и Александра: "И перед всеми ими то будет знак, что это ты, возлюбленный зять мой и нареченный сын, а не кто иной, приемлешь после меня и улус мой ".
Таким образом, А.К. Югов еще в 1940-е гг. воспроизводит оба мифа - побратимство и якобы приемный сын хана Бату. При этом автора сложно обвинить в евразийстве. При том, вряд ли он использовал работы более ранних евразийцев Н.С. Трубецкого или Г.В. Вернадского, достать которые в СССР в то время было невозможно. "Вина" же Гумилева заключается в необоснованности утверждения гипотезы об анда, которой активно воспользовались дилетанты-публицисты, учитывая огромную популярность работ первого в последние пару десятилетий.

Александр Невский помимо всем известной «западной политики», имел и «восточное направление», о котором известно не так широко. Хотя в среде профессиональных историков до сих пор имеют место быть споры по поводу итогов, не просто дружбы Северо-Восточной Руси с Ордой, но родственных связей Невского с ханом Батыем.

Однако чтобы понять логику этой политики, нужно обратить внимание на особенности той неспокойной эпохи. Татаро-монголы, покорившие Русь, сами переживали период усобиц и внутренних распрей, который позже, в 1260 году, привел к тому, что наша страна стала зависеть уже не столько от единой монгольской империи, а платила дань одному из Улусов некогда единого государства, Золотой Орды.

С другой стороны, видя ослабленность русских земель как внешним завоеванием, так и внутренними распрями, активизировались европейцы-католики. Впрочем, на тот момент папские посланники доезжали и до Орды, пытаясь склонить ханов к западному христианству. Сохранились и сведения о двух посланиях Папы Иннокентия IV к Александру Невскому, в которых князю предлагается перейти в католичество и тем самым получить себе в лице Западной Европы союзников против татаро-монгол.

Восточный путь

Однако Невский выбрал «восточный путь». И причины тут были вполне очевидны. Во-первых, в ситуации европейской экспансии с Запада силами Ливонского и Тевтонского орденов, и с Востока – монголов, никакой реальной независимости Руси в ту эпоху не предполагалось в принципе. Поэтому нужно было выбирать из двух зол.

Католики предлагали поменять суть жизни Руси, веру. При этом понятно, что «католическая Русь» стала бы этакой периферией Европы или «Европой второго сорта». Да и в целом при смене христианства возникли бы массы недовольных, а это грозило и расколами, и новыми ещё более кровавыми усобицами.

Свою роль сыграл и митрополит Кирилл, тогдашний глава Русской Церкви, который однозначно высказался за «стояние в вере Православной» Александра Невского, более того, он переехал к концу жизни из Киева в Переславль-Залесский, где и скончался в 1281 году.

Вероисповедание монголов

С другой стороны, монголы никогда не претендовали на вероисповедание покоренных народов. К тому же именно в тот момент аристократия и чиновничество и Орды, и Монгольской империи в целом, были во многом христианскими, а точнее, несторианскими, по вероисповеданию.

Более того, монголы старались сохранять статус священнослужителей на завоёванных территориях, выдавая им охранные ярлыки и не облагая данью. Иными словами, европейцы хотели за свою помощь изменение быта, ментальности и культуры Руси.

Монголы же такого не требовали, а потому выбор Невского был очевиден. Тем более, что после шведов на Неве, да и Ледового побоища стало понятно, что с восточными «партнёрами» общий язык найти куда легче, чем с западными.

Побратимый сына хана

Естественно, Александр Невский преследовал и внутриполитические цели, в частности, укрепление своей власти, а именно – получения ярлыка на Великое Княжение. При этом по старшинству великим князем должен был стать брат Александра, Андрей. Но Андрей выбрал «западный путь» сотрудничества с европейцами против моголов.

В 1251 году Александр Невский в очередной раз поехал в Орду, где и получил вместо Андрея ярлык на великое княжение. Но ярлыки выдавались и перевыдавались ханами довольно часто, а Александру нужны были стабильные союзнические отношения.

А потому имеет место версия с побратимством Александра Невского и сына хана Батыя, Сартака. По другой версии, побратимство случилось чуть раньше, в 1246-м году. Эта гипотеза базируется на посланиях папского эмиссара в Орде, Плано де Карпини, который сообщал о «чрезвычайной приближенности Александра к ханскому двору».

Так или иначе, но сам факт побратимства между Сартаком и Невским крайне интересен ещё и с религиозной точки зрения. В частности, а было ли оно в полном смысле языческим? Факт этого «язычества», кстати, ставят Невскому в упрёк. Поскольку очень странный получается святой и защитник веры православной, с некоторыми отступлениями к языческой обрядовости.

Духовное братство

Однако тут не все так просто. Дело в том, что долгое время в восточных христианских церквях существовал обряд «духовного побратимства», адельфопоэзис. И в русской традиции случаи такого побратимства известны и через сотни лет после Александра Невского. К примеру, такими «духовными братьями» стали Василий II и литовский князь Казимир IV Ягеллончик.

Сартак при этом, скорее всего, был несторианином, то есть, тоже христианином. Поэтому, в общем-то, данное братание могло быть исполнено не в рамках монгольских языческих традиций, а по-христиански. Но, так или иначе, а Невский стал побратимом Сартака, и через это «названным сыном Батыя», а такое «духовное родство» считалось не просто равным, а превосходящим кровное.

В итоге в лице Сартака и его войск Невский получил себе активного и преданного союзника, который помог и «решить вопрос» с князем Андреем, родным братом Невского, лишившимся великого княжения в 1252 году не без участия войск Сартака, и дал возможность Невскому не опасаться за южные и восточные тылы, а обратить внимание на Запад и на католическую Европу, не оставлявшую попыток захватить и «окатоличить Русь».

Был ли акт братания с Сартаком и преклонения перед Батыем Невского актом безоговорочной «сдачи русских земель»? Думается, что в долгосрочной перспективе – нет. Это был вассалитет, но также и определенный союз с сохранением широкой автономии русских территорий. С другой стороны, мы не стали очередным придатком католической Европы на вторых ролях.

Из письменных источников известно, что смерть отца застала Сартака на пути в Каракорум. Там он пробыл недолго и спешно выехал в золотоордынскую ставку. Ал-Джузджани сообщает, что, проезжая мимо владений Берке, Сартак не посчитал нужным оказать знаки уважения родному дяде. Он свернул с дороги и не поехал к нему.
Узнав об этом, Берке отправил к племяннику гонца передать слова: «Я заменил тебе покойного отца, почему же ты проходишь мимо, точно чужой, и не заходишь ко мне?» На это Сартак ответил: «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской. Видеть лицо мусульманское для меня несчастье».
Когда такая неподобающая весть дошла до Берке, он сильно огорчился, вошел в свой шатер и, стоя на коленях с величайшею покорностью и полнейшим смирением, стал плакать и вздыхать, приговаривая: «Господи, если вера Мухаммедова и закон мусульманский истинны, то докажи мою правоту Сартаку». Три дня и три ночи он рыдал и стонал, совершая обряды.
Тем временем Сартак прибыл в ставку отца и занялся делами. Смерть Бату-хана заставила прибыть в Орду и его приемного сына – Великого князя Александра Невского. Ведь политика, которую он проводил на Руси, теперь зависела от решений нового хана - Сартака.
Очевидно, они договорилась, что Александр проведет на Руси перепись населения, чтобы установить сумму дани. Однако когда Великий князь прибыл в Новгород вместе с татарскими послами, там вспыхнуло восстание «меньших» людей. Во главе бунта стоял старший сын самого Великого князя - Василий.
Александр вывез татарских послов из города под личной охраной, а потом провел в Новгороде кровавую чистку. С вожаками смуты он расправился жестоко: им «отрезали носы и вынимали очи». Эта жуткая казнь погрузила Русь в немое оцепенение на несколько лет и в Никоновской летописи появилась строка: «по всем городам Батый и сын его Сартак посажали властей».
После смерти хана Бату в Монгольской империи был объявлен траур, но не смотря на это курултай в Каракуруме все-таки был проведен. На нем монгольская знать приняла решение о походе в мусульманские страны. Когда закончились траур, тумены Хулагу выступили в поход. В сентябре 1255 года они достигли Самарканда. Там Хулагу был радушно принят наместником золотоордынского правителя Масудбеком и местными эмирами. Для почетного гостя в местности Кан-и-гиль установили вытканный золотом шатер. Сорок дней войско предавалось веселью.
Лишь глубокой осенью 1255 года тумены Хулагу снялись со стоянки и «направились в Иран через город Кеш (Шахрисябз)». В январе монгольские воины пересекли реку Амударью, где в состав армии Хулагу влились дополнительные силы Золотой Орды, которая приняла участие в этой военной кампании на условиях, что ей достанется часть завоеванных земель.
Главной целью Хулагу был захват «Столицы полумира» - города Багдада. Однако дорогу к нему преграждали владения ассасинов (гашишинов). Это была очень влиятельная религиозная шиитская секта исмаилитов-низаритов. Она имела около сотни горных крепостей. Они тянулись от Афганистана до Сирии. Самой главной из них был Алмаут, что означает «Орлиное гнездо», располагавшийся в северной Персии. 19 ноября 1256 года Хулагу взял в плен главу этой секты, а уже весной 1257 года все подвластные ему замки были захвачены монголами.
Затем тумены Хулагу совершили стремительный рейд по территории, где сегодня располагаются такие страны, как Афганистан, Иран и Ирак. Он также захватил восточную часть Малой Азии и Закавказье. На этой завоеванной территории Хулагу создал пятый монгольский Улус для себя и своих потомков, которые вошли в историю под названием династии Хулагуидов.
Согласно соглашению с Золотой Ордой, к ней должен был перейти город Арран (северный Азербайджан). Однако Хулагу не сдержал обещания. Причиной для отказа могла послужить смена власти в Золотой Орде.
К сожалению, письменные источники не сохранили точной даты смерти хана Сартака. Хотя в них есть упоминания о вероятных причинах его скоропостижной кончины. Так, ал-Джузджани сообщает, что три дня и три ночи Берке рыдал и стонал, совершая обряды и умоляя Аллаха убедить Сартака в правоте Берке. На четвертый день свершилось чудо - Сартак умер. «Всевышний наслал на него болезнь желудка, и он отправился в преисподнюю».
Правда, далее средневековый автор поправляется и добавляет, что смерть на Сартака наслал совсем не Берке своими мольбами. «Знающие люди» рассказывали средневековому летописцу, будто в беседе с Сартаком Менгу-хан заметил на лице племянника признаки возмущения и тайком подослал к нему доверенных людей, которые отравили «проклятого Сартака, и он сошел в ад».

Рецензии

В самом начале повествования сообщается о смерти Батыя: "Из письменных источников известно, что смерть отца застала Сартака на пути в Каракорум. Там он пробыл недолго и спешно выехал в золотоордынскую ставку."
Далее: "Сартак прибыл в ставку отца и занялся делами."
Потом: "Великий князь прибыл в Новгород вместе с татарскими послами..."
Затем: "Эта жуткая казнь погрузила Русь в немое оцепенение..."
А вслед за этим: "..в Никоновской летописи появилась строка: «по всем городам Батый и сын его Сартак посажали властей»."
Батый воскрес? Или Никоновская летопись такая лживая?

Уважаемый Василий, летопись - это не газета. Вам бы надо было стоять за спиной летописца и по ходу редактировать текст, мол, за фразой "Батый и сын его Сартак" необходимо пояснить, что это правители Золотой Орды. И далее по тексту...