Под страхом смерти. Кем и как был открыт Тибет

Нельзя просто посмотреть фильмы и быть довольным этим, нет, говорю вам! Надо знать своих лидеров в лицо, а именно, всех первых лиц (ныне живущих, я надеюсь) в буддизме или Дхарме. Иногда люди путают буддизм с христианством или бон-по (тибетским шаманизмом), сразу говорю религиозных лидеров или лидеров-гуру нью-эйджа вы в списке не увидите, будут действительно главные персоны из буддиского мира, которые повлияли на человечество в целом и на развитие мира, на рост гуманизма, осознавания и развитие человечества. И даже могу не побояться этого слово ускорили приход нового Золотого Века и Будды Майтрей .

Первое почетное место в топ-10 буддийских лидеров мира занял тяжеловес по книгописанию и книгопроизводству — Его Святейшество Далай-лама 14 Тендзин Гьяцо . Лидер традиции желтых шапок — Гелукпы.

Среди его множества книг есть такие, которые наверняка знакомы любителям сериала «Секс в большом городе»:

1. 37 практик Бодхисаттвы. Комментарий
2. Буддизм Тибета
3. Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла
4. Восемь строф, отражающих ум. Лекция
5. Гармония миров. Диалоги о деятельном сострадании
6. Интервью в Бодхгайе
7. Интервью с Далай-Ламой. Отрывки из книги
8. Искусство быть счастливым на работе
9. Карма. Лекция
10. Медитация. Лекция
11. О Дзогчене
12. Открытое сердце
13. План мира по Тибету из пяти пунктов
14. Политика доброты. Статьи и выступления из сборника
15. Пробуждение ума, просветление сердца
16. Путь к просветлению.
17. Советы Далай-Ламы об отношении к Гуру. Сострадание и индивидуальность
18. Сострадание и личность. Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности
19. Сострадание и индивидуальность
20. Традиция махамудры Гелуг и Кагью
21. Учение в Калмыкии. Лекция
22. Четыре Благородные Истины. Лекция
23. Этика для нового тысячелетия
24. Из книги «Мир тибетского буддизма». Комментарий к практике переживания ДЕТОНГ в рамках подхода Ануттарайога-тантры
25. Союз старой и новых школ перевода

Следующим вторым по популярности в нашем топе стал одиозный и харизматичный Лама Оле Нидал . Лидер одной из подшкол Кагью — Карма-Кагью (или Камцанг-кагью). Который известен широкой публике своими антимусульманскими выступленями и борьбой за права человека, а также пропагандой самого ККПОН и свободы сексуальности и самовыражения личности.

На третьем почетном месте второй буддийский тяжеловес по влиянию в мире — ЧЧНР или просто Намкай Норбу Римоче — лама и гуру традиции Ньингмпа . Великий проповедник или наставник, он практически первый (один из первых), кто на западе раскрыл учение Дхармы в традиции Ньингма (старая традиция, старых переводов).

На четвертом месте буддийский монах и представитель традиции Дзен Тик Нат Хан . Это не просто человек, а персона своего времени, которая вдохновила многих не только в борьбе за свободу, но и Тик Нат Хань вдохновил многих и многих людей на духовной практике через свои книги и дела.

На пятом месте не безизвестный представитель лесной традиции отшельников Аджан Чаа — это яркий представитель традиции Хинаяны (Тхеравады ). Аджан внес свой особый вклад в дело развития мира и буддизма, ну и, конечно, буддийской практике!

На шестом месте в нашем топе буддийских лидеров — стоит Хамбо Лама Дамба Аюшеев , представитель «Гелукпы», вице-президент всемирной буддийской организации и один из лидеров буддийской организации в России, глава БТСР (буддийской традиционной сангхи России), практически с нуля или с минимума — этот человек не только принялся восстанавливать буддизм, но и участвовал во всех всемирных буддийских организациях.

На седьмом месте представитель и духовный лидер бутанского буддизма — активист, вегетарианец, эколог, спортсмен и просто хороший человек: Лама Гьялванг Друкпа Римпоче . Его Святейшество участвует в различных программах по спасению экологии и животных, занимается пропагандой чистых технологий и ЗОЖ, является главой традиции Друкпа Кагью (официальной религии демократического королевства Бутан).

На восьмом месте замечательный человек, йогин, тантрик, учитель, лама и просто духовный лидер для многих и многих буддистов Его Святейшество Сакья Тридзин Римпоче — глава традиции Сакья , которая была одной из первых главных школ, которую приняли буддисты из Монголии и Джунгарии.

На девятом месте очень влиятельный и в тоже время популярный в среде Чода и ретритов — глава традиции Джонангпа Его Святейшество Богдо Геген .

И замыкает десятку, кто бы вы думали? Да тут действительно трудно выбирать последнего человека, чтобы он был еще и не последним и никто не обиделся, что его учителя не включили в список. Его Святейшество Еше Лодой Римпоче — лидер некоторых российских буддийских организаций и духовный мастер в Сутре и Тантре. Представитель сразу нескольких традиций: Кагью, Ньингма и Гелук .

Духовный лидер буддистов Тибета Тэнцзин Гьямцхо опечалился убийством террориста №1 и усомнился в правильности действий США. По его словам, как человек, главарь "Аль-Каэды" Усама бен Ладен заслуживает сострадания и даже прощения.

"Я думаю, это было неправильно. Это как повешение Саддама Хусейна. Мне очень грустно", - заявил Далай-лама XIV на вчерашней пресс-конференции в Нью-Джерси. При этом он подчеркнул, что "простить - не значит забыть", передает Asia Times .

Комментируя это заявление, правительство Тибета в изгнании пояснило, что их глава делает разграничение между "поступком и тем, кто его совершает". В то же время западные СМИ предполагают, что Далай-лама попытался загладить эффект от своего выступления 3 мая перед аудиторией в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Тогда Его Святейшество заявил прямо противоположное сказанному накануне, указав, что бен Ладен "заслуживал смерти".

Газеты отозвались на это заявление публикациями о том, что духовный лидер тибетского буддизма одобряет убийство главного террориста. По всей видимости, такая реакция не вполне устроила Далай-ламу, который считается инкарнацией Авалокитешвары - бодхисаттвы сострадания.

"Если случилось что-то настолько серьезное, что требует принятия ответных мер, их необходимо принять", - прояснил Тэнцзин Гьямцхо свою позицию на вчерашней пресс-конференции.

Напомним, 2 мая 2011 г. организатор терактов 9/11 и вдохновитель "Аль-Каэды" Усама бен Ладен на вилле неподалеку от столицы Пакистана Исламабада. В ходе спецоперации погибли три человека, в числе которых - сын террориста №1.

Поскольку власти США не спешили предъявить общественности , многие усомнились в этом. Даже опубликованные результаты теста ДНК, на 99% подтвердившие, что в ходе операции в Абботабаде был ликвидирован именно бен Ладен, скептиков.

Уничтожение главаря исламских экстремистов со стороны лидеров ряда стран. В то же время, это событие породило беспокойство политиков и общественности о том, борцам с международным терроризмом.

По мнению многих экспертов, убийство бен Ладена, ставшего скорее символической фигурой, нежели реальным руководителем "Аль-Каэды", не способствовало ослаблению этой организации. Представители движения уже заявили о намерении отомстить за гибель своего лидера, пообещав устроить ряд терактов и американского президента Барака Обамы, проживающей в кенийской деревушке на берегу озера Виктория.

Отметим, что сам бен Ладен, после теракта 11 сентября затаившийся на многие годы, не оставлял намерения продолжить терроризировать США. После рейда на поместье в пакистанском Абботтабаде в распоряжении американцев , в том числе видео- и аудиозаписи, жесткие диски компьютеров, множество флэш-носителей, а также бумажные документы, позволившие досконально изучить планы террориста и понять, как он руководил сетью.

Изучая архив бен Ладена, американские спецслужбы установили, что он планировал взрывать поезда и самолеты, устраивать теракты в небольших городках и уничтожать как можно больше простых американцев. А, согласно последним данным, опубликованным The Daily Telegraph , в записной книжке и других документах лидера "Аль Каэды" содержатся доказательства того, что он хотел сделать мишенью президента Соединенных Штатов Барака Обаму.

В марте 1901 года в Лхасе встретились два уроженца Российской империи с одинаковой секретной миссией — Гомбожаб Цыбиков и Овше Норзунов . Столица Тибета, резиденция далай-ламы, его правителя и духовного лидера буддистов, была в те времена неприступной не только из-за высоких гор. Еще в первой половине XIX века тибетские власти, оберегая святыни от чужаков, под страхом смертной казни запретили въезд иноверцам, особенно европейцам.

Вид на город и крепость Гьян-Цзе (фото Г. Цыбикова)

На подступах к Лхасе заворачивали научно-исследовательские экспедиции, постоянно искали шпионов, пытавшихся проникнуть в город тайком, и их пособников. Английскому агенту, индийцу Сарату Чандре Дасу, удалось посетить столицу и выбраться из Тибета живым до того, как об этом узнали местные власти, но за помощь ему в 1887 году был казнен лама Сенгчен, третье лицо в государстве. Сановника публично избили палками, зашили в шкуру яка и утопили в реке. Казнили и его слуг, а ближайшую родню бросили в тюрьму пожизненно.

Субурган Бар-чоден (в переводе «промежуточный портик»), главные городские ворота Лхасы (фото Г. Цыбикова)

Выпускник Петербургского университета Гомбожаб Цыбиков , переодетый буддийским монахом-паломником, прибыл в Лхасу в августе 1900 года с монгольским караваном. В его багаже лежали спрятанные термометр Реомюра и фотоаппарат, которыми снабдило исследователя Императорское русское географическое общество. Удивительно: больше века назад уже изобрели портативные камеры, которыми можно было фотографировать с руки. Такой аппарат легко прятался под одеждой. Всего за 25 лет до экспедиции Цыбикова Николай Пржевальский отказался брать в поход фототехнику, поскольку тогда она вместе с реактивами и запасом стеклянных пластин для негативов весила почти 300 кг.


Вид на холм Чжагбори и Манба-дацан — монастырь, где ламы обучались тибетской медицине (фото Г. Цыбикова)

Нанятый Цыбиковым слуга-бурят струсил на полпути и уехал. По словам востоковеда, ежеминутно «опасаясь, чтобы чем-нибудь не выделиться из среды своих товарищей-монголов и не дать повода даже малейшему подозрению в нем человека, причастного к европейцам», до самой столицы он не решался снимать, а лишь украдкой делал записи в блокноте. Цыбиков скрывал истинную цель приезда даже от соотечественников, с которыми виделся в Лхасе, — паломников-бурят и калмыка Овше Норзунова, прибывшего в свите советника далай-ламы, тибетского посла в Европу Агвана Доржиева.

Тибетские женщины (фото Г. Цыбикова)

Между тем у Норзунова , этнолога под видом помощника вельможи, был такой же, как у Цыбикова, фотоаппарат, тоже предоставленный ИРГО. Находиться с камерой в Тибете было тем более опасно, что, по словам Норзунова, местные жители считали вредоносным западным колдовством улавливание «образов людей в маленький черный ящик». Когда в свое время Агван Доржиев привез ко двору далай-ламы фотоаппарат, разразился скандал, и вельможу заставили публично уничтожить нечестивую вещь.

Обо — маркер поклонения духам местности, который тибетцы складывали из камней (фото О. Норзунова)

Цыбиков рассказывал об одном из немногих удачных моментов для съемок так: группа богомольцев, с которой он обходил святыни, остановилась возле субургана, культовой постройки в честь знаменитого ламы. Того, по преданию, одолел дух апоплексического удара, и паломники верили, что человек, обошедший вокруг сооружения 108 раз, станет неуязвим для данного недуга. «Во время нашего посещения было много круговращающихся, к числу которых примкнули и мои два спутника. Я же, скрываясь от своих спутников и посторонних, сделал снимок субургана».


Потала, вид с юга на главный вход во дворец (фото О. Норзунова)

Оба россиянина вернулись из путешествий невредимыми и привезли сокровище — уникальные фотографии столицы и окрестностей. Звание первого в истории фотографа Лхасы у Норзунова и Цыбикова «отобрал» некий «член непальской дружественной миссии», чей снимок дворца далай-ламы, сделанный за несколько лет до их экспедиций, напечатал в 1901 году лондонский The Geographical Journal. Однако Норзунов и Цыбиков показали Европе лхасский дворец со всех сторон, пейзажи города и окрестностей, монастыри, даже жителей. Это была сенсация. ИРГО выпустило в конце 1903 года альбом с их снимками, а в 1905-м в Урге (современный Улан-Батор. — Прим. «Вокруг света») Цыбиков вручил его далай-ламе XIII. К тому времени смелые фотографы могли не бояться кары за дерзость: летом 1904 года с неприкосновенностью Лхасы покончил вторгшийся туда британский военный отряд.

Альбом далай-ламе понравился.

Цыбиков рассказывал о реке Кичу, на которой стоит Лхаса: «В литературе носит чаще название Чжи-Чу... — «счастливая река», но в разговоре чаще называют ее Уй-Чу — «срединная, центральная река» (фото О. Норзунова)

История с фотографией. Революционный формат

На рубеже 1904-1905 годов один малотиражный американский журнал естественно-научной тематики переживал трудные времена. Его существование было под угрозой — катастрофически не хватало денег на статьи для очередного номера. И тогда сотрудники издания решились на эксперимент: заполнили 11 полос фотографиями Лхасы, которые Норзунов и Цыбиков предоставили им бесплатно, и снабдили кадры небольшими комментариями. Таких фоторепортажей тогда не печатал ни один журнал — снимки могли быть иллюстрациями к длинным текстам, но не самостоятельным материалом. Редактор думал, что его уволят, но читатели оказались в восторге от необычного выпуска. Так журнал нашел фирменный стиль, продажи стали расти, а в мире началась эпоха иллюстрированных изданий о путешествиях. Назывался журнал National Geographic.

Легенда и жизнь. Строительство рая

Далай-лама считается земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары, поэтому его дворец назван Потала в честь горы Поталака, мифического рая для бодхисатв. По мнению Гомбожаба Цыбикова, Потала была самым значительным зданием во всем Тибете. Величественный дворец на холме, возвышающийся над Лхасой, в длину достигает 360 метров, в нем больше тысячи комнат. Главное здание построили в XVII веке при далай-ламе V по прозвищу Великий Пятый, со времен которого буддийские первосвященники стали полновластными лидерами Тибета. По преданию, дворец возводили 30 лет, рабочие изнемогали от непосильного труда, и тогда далай-лама сложил для них песню, чтобы, видимо, строить и жить помогала. Песню, по словам Цыбикова, чернорабочие пели и в его время.

Великий Пятый умер до окончания работ, «почему правитель дел и приближенный сотрудник его Санчжяй-чжямцо скрывал от народа смерть своего патрона в течение 16 лет, будто бы только с тою целью, чтобы тибетцы, потеряв влиятельнейшего своего главу, не бросили бы постройки, которая требовала больших затрат и труда». На самом деле советник выжидал, когда вырастет и сможет проводить активную политику Далай-лама VI: по тибетской традиции сан перешел следующему воплощению усопшего — новорожденному младенцу.

Последователи тибетского буддизма почитают Далай-ламу как земное воплощение Авалокитешвары - просветленного, для спасения всех живых существ отказавшегося уходить в нирвану.

"Далай" по-монгольски - "океан" в значении "великий". Всех правителей после Чингисхана называли "далай-ханами". "Лама" - эквивалент санскритского "гуру" ("учитель"). По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных младенцев.

Нынешний духовный лидер последователей тибетского буддизма – 14-й по счету.

Далай-лама XIII оставил предсказание, точно описав место своего следующего рождения, поэтому ламы в поисках его новой инкарнации в 1937 году без особого труда нашли деревню Такцер и маленького мальчика по имени Лхамо Тхондруб.

После положенных испытаний малыш был признан перерождением Далай-ламы XIII и получил новое имя Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо. 22 февраля 1940 года состоялась церемония его возведения на престол, и пятилетний мальчик был провозглашен главой всех тибетских буддистов.

За свою жизнь Далай-лама XIV посетил более 40 стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, бизнесменами, издал множество книг и монографий, стал лауреатом Нобелевской премии мира.

  1. Мы можем жить без религии и медитации, но не можем жить без любви и сострадания.
  2. Мы никогда не сможем добиться спокойствия во внешнем мире, пока не добьемся его во внутреннем.
  3. Моя религия очень проста. Моя религия - доброта.
  4. Ошибка – причина проблем и своевременное ее устранение не дает проблеме развиться в катастрофу. Но для того, чтобы устранить ошибку, нужно сначала признать ее, а это не всегда легко: это задевает наше самолюбие.
  5. Научитесь видеть разницу между человеком и его позицией по тому или иному вопросу. Атакуйте в споре не человека, а его позицию. Не переходите на личность - не поддавайтесь эмоциям.
  6. Мир несовершенен, поскольку мы несовершенны.
  7. Что бы ни случилось, никогда не падайте духом. Тот, кто постоянно говорит сам себе: «У меня все получится», в конце концов достигнет своей цели. Если же вы внушаете себе:
    «Это невозможно, я на это не способен, у меня никогда ничего не получится», - то вы сами себя обрекаете на неудачу. Как говорит тибетская поговорка: «Не имея сил противостоять унынию, невозможно победить нищету».
  8. Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным! Поищи их в глубине своего сердца.
  9. Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.
  10. Мы – часть человечества, поэтому нам следует заботиться о человечестве. А если это не в наших силах, то мы должны хотя бы не причинять вреда.
  11. Любовь – идеальный способ изменить других людей к лучшему, даже если их сердца наполнены гневом и ненавистью.
  12. Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности.
  13. Люди – общественные существа. Мы появляемся на свет благодаря другим людям. Мы выживаем с помощью окружающих. Хотим мы того или нет, но в нашей жизни едва ли удастся отыскать моменты, когда мы не зависим от других. Поэтому не стоит удивляться, что и человеческое счастье – это результат наших взаимоотношений с окружающими.
  14. Все, что мы сегодня имеем - результат наших вчерашних действий.

В тибетском буддизме считается, что Далай Ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания. Они приходят в наш мир, чтобы служить людям. И сейчас таким духовным лидером является Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо, Далай Лама XIV .

Он родился 6 июля 1935 года в Такцере, Тибет, является лауреатом Нобелевской премии мира (1989 г.), награждён Золотой медалью Конгресса США в 2006 году.

Его имя при рождении Лхамо Тхондуп ("богиня, исполняющая желания"). Родом он из бедной крестьянской семьи, девятым по счёту ребёнком. Его старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем монастыря Кумбум. Ещё один из его братьев, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом.

В 1937 году после ухода Далай Ламы XIII в Тацкер прибыла особая группа людей, которые разыскивали его новое воплощение. Это место было выбрано ими потому, что в одном из своих паломничеств в 1909 году он посетил эту деревню и был настолько восхищён красотой этого места, что сказал о своём желании вернуться вновь сюда.

После определённых испытаний Лхамо Тхондуп был признан реинкарнацией Далай Ламы XIII, хотя сам Далай Лама IV считает себя воплощением Далай Ламы V.

10 июля 1939 года 4-хлетний Лхамо отправился в столицу Тибета, Лхасу. 22 февраля 1940 года он был возведён на трон.

В 10-летнем возрасте он познакомился с известным австрийским альпинистом и писателем Генрихом Харрером , который рассказал ему о западных странах и познакомил с идеями национал-социализма.

В 1949 году в Тибет вторглись китайские коммунисты, требуя присоединения Тибета к Китаю. Это событие заставило народ обратиться к Далай Ламе IV стать духовным и светским правителем Тибета. В 2011 году он сложил с себя эти полномочия.

Далай Лама имеет степень доктора буддистской философии (геше-лхарамба), закончил 3 монастырских университета.

В сентябре 1987 года Далай Лама предложил миру совершенно новую политическую программу, основанную на принципе ненасили (ахимса). Он предложил демилитаризировать полностью Тибет, сделав его местом гармоничного существования природы и человека, так называемая Зона ахимсы или Зона мира. За это предложение он получил в 1989 году Нобелевскую премию мира.

В 2005 году он был удостоен премии мира земли Гессен, почётной докторской степени Рутгерского университета, премии за "Сострадание и милосердие" Американского гималайского фонда. В 2006 году он был удостоен ордена Белого Лотоса Калмыкии, стал почётным гражданином Канады, получил ещё несколько докторских степеней. Есть много и других премий и наград за его вклад в дело мира.

Он является в настоящее время духовным лидером буддистских общин Калмыкии, Бурятии, Тувы, Забайкалья, Монголии, Тибета и других регионов.

Далай Лама разъясняет людям важность общечеловеческих ценностей, способствует гармонии между представителями разных религиозных конфессий, помогает тибетскому народу сохранить свою самобытность, традиции, культуру. Вся его деятельность основывается на принципах гуманизма, ненасилия, сострадания, любви. Всё это находит отражение в его выступлениях, книгах :

  • Моя земля и мой народ.
  • Свобода в изгнании.
  • Политика доброты.
  • Искусство быть счастливым.
  • Этика для нового тысячелетия.
  • Открытое сердце.
  • Сострадательная жизнь. Путь к жизни, полной смысла и многие другие.

Несколько цитат из его книг и выступлений:

Драгоценная человеческая жизнь. "Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: "Сегодня мне повезло, — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую. Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие, чтобы раскрыть своё сердце другим и достичь просветления во благо всем существам. Я буду питать лишь добрые помыслы о других. Я не стану сердиться или думать о них дурное. Всеми силами буду я приносить пользу другим".

Парадокс нашего времени. "Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше учёных степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но ещё больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья.

Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти батик улицу, чтобы встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Это время быстрого питания, но медленного усвоения. Людей высокого роста, но низкой нравственности. Высоких доходов, но мелочных отношений. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!"

Любовь и доброта. "С первого момента появления на свет мы оказываемся под крылом опеки и доброты наших родителей. Затем на склоне лет, когда к нам подступают болезни и старость, мы вновь отдаём себя на милость других. Если в начале и конце нашей жизни мы так полагаемся на милость других существ, как же может случиться, что посередине мы отказываем им в доброте?"

Подлинный смысл жизни. "Мы гости на этой планете. Мы здесь, на 90 или 100 лет, а может и дольше. За это время мы должны постараться сделать что-то хорошее, что-то полезное.

Если вы поможете другим стать счастливыми, то откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл".

Самопознание.ру http://samopoznanie.ru/trainers/dalay_lama_xiv/#ixzz2mCmXRScy