Приключения гекльберри финна. "Приключения Гекльберри Финна": анализ романа М

М, "Терра", 1996 г.

Повесть "Приключения Гекльберри Финна" увидела свет в самом конце 1884 - в начале 1885 года. Твен собирался взяться за нее сразу же по окончании "Тома Сойера". Он даже написал первые главы, но потом отложил работу. Писателю необходимо было время, чтобы у него сложилось ясное представление о том, что за человек Гек Финн, которому предстояло вести рассказ и самому судить о событиях. Позднее в "Автобиографии" Твен писал: "В "Гекльберри Финне" я нарисовал точный портрет Тома Блэнкеншипа. Он был неграмотен, неумыт, вечно голоден, но сердце у него было золотое. Он пользовался ничем не ограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком на всю округу,.. а мы все ему отчаянно завидовали... Он стал мировым судьей в одном из глухих поселков штата Монтана, считается прекрасным гражданином и пользуется всеобщим уважением". Гек "списан" не только с Тома Блэнкеншипа, но и с его брата - Бенсона, который, будучи рыбаком, прятал у себя беглого негра-раба. Сам этот поступок грозил ему жестокой расправой рабовладельцев и власти. В этом герое немало и от самого Твена, щедро поделившегося с Геком своими мыслями о человеческом достоинстве, мужестве, чести. Автор использует в повести свои детские воспоминания.
Печатая повесть "Приключения Гекльберри Финна", в 1885 году, Твен указал на титульной странице: "Время действия - сорок или пятьдесят лет тому назад". Самому Твену исполнилось пятьдесят - зрелый человек. И если события относятся к периоду детства Марка Твена, то мысли, выраженные в повести - это мысли опытного, много повидавшего человека, знающего цену человеческой честности и благородству.
Повесть о Геке Финне, двенадцати - тринадцати летнем подростке, гораздо более сложная и совсем не радостная, как "Приключения Тома Сойера". Это попытка автора выразить свое суждение об Америке, его не страшила горечь реальности. В этом произведении Твен пытается воплотить главную мысль всего своего творчества - о том, что источники душевного благородства никогда не иссякают, и сил человека достает совладать с самыми трудными ситуациями.
В 1882 году писатель совершил большое путешествие по Миссисипи, посетил свои родные места. Впечатлениями об этой поездке он поделился в очерках, составивших книгу "Жизнь на Миссисипи" (1883). Книга тесно связана с "Приключениями Гекльберри Финна". Очерки Твена вызвали обвинения критиков в том, что писатель не видит в американской жизни светлых сторон, жестоко высмеивает заведенные, и поддерживаемые законом, порядки, глумится над Америкой. После выхода "Приключений Гекльберри Финна", эти обвинения зазвучали еще громче, требовали даже запретить подросткам читать эту книгу. Однако читатели приняли повесть с восторгом.
В Америке и в Европе слава Марка Твена после выхода "Приключений Гекльберри Финна" Твена еще более выросла. В России повесть перевели в 1885 году. Много лет спустя выдающийся американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн"... Ничего равного ей не создано с тех пор".
Перевод повести на русский язык Н. Дарузес, редакционная статья о написании книги А. Зверева.

Аудио повесть для детей Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 1 - Гек живет у вдовы Дуглас, глава 2 - Старшная клятва нашей шайки. Коротко, буквально несколько предложений о повести "Приключения Тома Сойера". Далее повествование продолжается с момента, когда Гек вернулся к вдове Дуглас, и она вновь принялась воспитывать "заблудшую...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 3 - Засада на арабов, глава 4 - Гадание по шару. Мисс Уотсон относилась к Геку строже, чем миссис Дуглас. Наконец мальчик понял, "...что есть два бога: с богом вдовы несчастный грешник еще как-нибудь поладит, а уж если попадется в лапы богу мисс Уотсон, то спуску не жди... и решил,...

Аудио повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", Глава 5 - Папаша, Глава 6 - Белая горячка. В повести появляется персонаж, о котором не раз упоминалось в повести о Геке Финне и в первой повести о Томе Сойере - папаша мальчика. "...Отцу было лет около пятидесяти и на вид не меньше того. Волосы, длинные, нечесаные...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гикльберри Финна", глава 7 - Я удираю от папаши. Гек задумал убежать сразу от всех, и от пьяницы-папаши от и вдовы Дуглас. Для этого мальчик инсценировал ограбление хибарки и его убийство. Желание увести следствие по ложному пути было столь велико, что Гек исполнил всё...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 8 - Беглый негр Джим. На острове Гек встретил своего знакомого негра мисс Уотсон - Джима. Джим заприметил работорговца, который зачастил в дом вдовы Дуглас. Мисс Уотсон обещала Джиму, что не продаст его на Юг. в Орлеан. Но однажды он услышал...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 9 - Плавучий дом, пещера. "...Это был довольно длинный и крутой холм, или горка, футов в сорок высотой... Мы нашли хорошую, просторную пещеру... Пещера была большая, как две - три комнаты вместе, и Джим мог стоять в ней выпрямившись... Мы подплыли поближе к пещере и перетаскали...

Аудио повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 11 - За нами гонятся. Переодетый в девичье платье Гек вошел в маленькую хибарку. За столом при свете свечи вязала женщина лет сорока. Она спросила как зовут девочку. Та назвалась Сарой Вильямс. Женщина принялась рассказывать ей о наболевшем, но наконец...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 12 - На плоту по Миссисипи. Беглецам пришлось несколько поменять свою жизнь. Теперь они ночами плыли на плоту, на котором Джим устроил шалаш и второй высокий пол, а днем спали, замаскировав плот зелеными ветвями. Перед ними встал вопрос...

Аудио повесть для детей американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 13 - Затонувший пароход "Вальтер Скотт", глава 14 - Был ли Соломон мудрецом? Гек и Джим обнаружили, что их плот унесло. Им пришлось найти лодку бандитов, чтобы воспользоваться ею. Воры бросили в лодку какой-то мешок, спрыгнули в неё сами, но потом...

Аудио повесть для детей американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 15 - Бедного Джима дурачат. "Мы думали, что за три ночи доберемся до Каира, на границе штата Иллинойс, где Огайо впадает в Миссисипи, - только этого мы и хотели. Плот мы продадим, сядем на пароход и поедем вверх по Огайо; там свободные...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 16 - Змеиная кожа делает свое дело. По мере приближения к американскому Каиру негр Джим все более открыто радовался скорой свободе. Американского белого гражданина все более мучила совесть о том, что он не выполнил свой долг и не сдал...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 17 - У Грэнджерфордов. Гек оказался в доме Грэнджерфордов. Глава семьи - седовласый сухопарый высокий Саул, лет шестидесяти. Двое его сыновей лет по тридцати или больше - все трое видные, красивые. Их мать Рэчел - славная седенькая...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 18 - Кровная вражда. "Полковник Грэнджерфорд был настоящий джентльмен с головы до пяток, и вся его семья была такая же благородная... Полковник был очень высокого роста, очень худой, смуглый, но бледный, без единой капли румянца; каждое...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 19 - Появление герцога и дофина. Прекрасное, поэтическое описание Миссисипи, ее берегов, отражения в воде, неба, пароходов, плавания на плоту, рассвета, утра, дня, заката, ночи. Джим и Гек из осторожности плыли ночью, а днем отдыхали. Однажды на...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 20 - Герцог и дофин обработали Поквилл. Новые пассажиры плота интересовались почему плот на день прятали и избегали встреч с кем бы то ни было. Гек рассказал очередную легенду, по которой он жил в семье в округе Пайк штата Миссури. С отцом и...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 21 - Происшествие в Арканзасе. Глава повествует о самосуде устроенном сильным белым гражданином штата Арканзас полковником Шербоном над другим белым гражданином Америки задиристым, но безобидным стариком Богсом. В главе приводится емкое,...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 22 - Линчевание сорвалось. Цирк. Толпа направилась к дому полковника Шерборна, вопя и беснуясь, приводя в трепет обывателей, выглядывавших из-за своих заборов. "...Толпа сбилась в кучу перед забором Шерборна... Кто-то крикнул: - Ломайте забор!-...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 23 - Все короли дрянь. Семья негра Джима. Представление, которое было предложено почтеннейшей публике захудалого американского провинциального городка, было сущим обманом. Вначале герцог сказал несколько предложений о трагедии и исполнителе...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 24 - Король готовит новую аферу. На другой день, уже под вечер, мы пристали к заросшему ивняком островку посредине реки, а на том и на другом берегу стояли городишки, и герцог с королем начали раскидывать умом, как бы их обобрать..." Эти...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 25 - Сплошные слезы. В погоне за наживой авантюристы поставили на карту свою свободу, здоровье, а возможно и жизнь. Высота ставки подстегнула их актерский талант, проявившийся в неслыханной степени. Поверили все. "...Скоро...

Аудио повесть знаменитого американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 26 - Я хочу передать золото наследницам. "...Заячья Губа начала меня расспрашивать про Англию... - Ты когда-нибудь видел короля?.. Что ты мелешь, ведь Шеффилд не на море!.. Скажи, - говорит, - "честное индейское", что ты не наврал мне с три короба...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 27 - Золото в гробу. "Сначала я подкрался к дверям и прислушался: оба храпели. Тогда я на цыпочках пошел дальше и благополучно спустился вниз... все оставшиеся при гробе крепко спят, сидя на своих стульях. Дверь в гостиную,...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Геккльберри Финна", глава 28 0 Гек открывает правду Мери Джейн. На рассвете Гек увидел плачущую Мери Джейн. Она плакала из-за того, что на аукционе семья негров была распродана поодиночке. "Подумать только, что они больше никогда друг с другом не увидятся!" Ей и в Англию...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 29 - Бегство в грозу. На пароходе из Англии прибыли действительные дядюшки наследниц и братья умершего. Огромная толпа сопровождала новых претендентов на наследство. Король и герцог не испугались и не смутились. Смутился...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 30 - Золото спасает мошенников, глава 31 - Джима вновь продали, теперь за 40 $. Когда вся лихая команда собралась на плоту, король набросился на мальчика, так как тот отплыл не дождавшись его с герцогом. Потом свою агрессию король перекинул на герцога - выясняли, кто подбросил...

Аудио повесть известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 34 - Мы ободряем Джима. В своей повести о Геке Марк Твен показал мировоззрение простых американцев, когда в порядке вещей держать на цепи человека, если у него цвет кожи черный. Гек чувствовал себя чуть ли не предателем всей нации,...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 38 - Скорбные надписи, герб и змеи. "...Том сказал, что... не было ещё ни одного случая, чтобы государственный преступник не оставил на стене надписи и своего герба... Джим сказал, что ему целый год придётся возиться - выцарапывать столько всякой...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 39 - Анонимные письма, глава 40 - Удачный побег. Уклад жизни на ферме Фелпсов был таков, что каждый выполнял свою работу, и потому взаимных претензий у хозяев и их рабов не было. Отсюда никто не обращал внимания на происходящее у арестованного негра....

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 41 - После побега на ферме Фелпсов. Доктор, приятный и добрый с виду старичок, под предлогом слабости челнока, поплыл к раненому на островок один. Гек остался на берегу. Ночью он спал на бревнах. А утром, когда пошел в город, столкнулся с дядей...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", Глава 42 - Джим свободен, Том поправляется, Глава 43 - Гек богат и усыновлен. В дом Фелпсов вновь пришла толпа, принесли на носилках Тома, рядом шли старичок доктор и связанный в ситцевом платье Джим. Джима поместили в тот же сарайчик, но приковали сильнее и следили строже. Доктор...

Сочинение

Мальчик Гек Финн — главный герой романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». У него непростая судьба — из-за пьяницы отца, Геку приходилось бродяжничать, скитаться по добрым людям, жить на помойке. Но, несмотря на такие тяжелые условия, этот герой не озлобился, сохранил добрый и веселый нрав, отзывчивость, чувство справедливости.

Однако самостоятельная жизнь наложила на героя свой отпечаток — конечно, Гек повзрослел раньше времени. Часто он ведет себя совсем как взрослый человек, особенно на фоне своих «благополучных» ровесников. Так, в самом начале романа, мальчишки под предводительством Тома Сойера создали свою разбойничью шайку, чтобы «грабить и убивать». Гек не видит в этой игре никакого проку: «Том Сойер называл свиней „слитками“, а репу и зелень — „драгоценностями“, а после, вернувшись в пещеру, мы хвастались тем, что сделали и сколько человек убили и ранили. Но я не видел, какая нам от этого прибыль». Герой рассуждает как взрослый человек, вынужденный сам заботиться о себе, о своем пропитании.

И действительно, он может наловить в реке и приготовить рыбу, может даже убить дикого поросенка в лесу. Четко и продуманно, как взрослый, герой действует, когда изображает свое убийство, чтобы убежать от отца.

И позже, когда начались его приключения на плоту, Гек часто совершает взрослые поступки. И это касается не только его «бытового» поведения, но и более серьезных дел. Так, Гек не бросает негра Джима в беде, когда узнает, что его разыскивают как беглого. Герой отправляется с ним путь, разделяя все испытания: «— Вставай скорее и собирайся, Джим! Нельзя терять ни минуты! Нас ищут! За нами погоня!»

Гек проворен и находчив, никогда не теряет присутствие духа. Оказавшись на тонущем пароходе, он не только спасается от шайки разбойников, но ухитряется взять половину их добычи и улизнуть с «Вальтера Скотта». Но и это еще не все. Гек спасает разбойников, которые без лодки неминуемо бы утонули вместе с пароходом. Он рассказывает паромщику выдуманную историю о своей семье, которая якобы попала на судно, и паромщик спасает людей.

Больше всего, как мне кажется, «взрослость» героя проявляется в его отношении к Джиму. Гек относится к негру как к равному себе, несмотря на то, что Джим — черный раб. И поэтому, когда герой обидел Джима, он просит у него прощения: «…однако я пошел и даже ничуть об этом не жалею и никогда не жалел. Больше я его не разыгрывал, да и на этот раз не стал бы морочить ему голову, если бы знал, что он так обидится». Больше того, Гек не выдает Джима как беглого, хотя его мучает совесть, ведь он укрывает раба мисс Уотсон. Но у героя, по его собственным словам, «язык не поворачивается» рассказать про Джима, который стал его другом.

До самого последнего момента, пока Гек не узнал, что мисс Уотсон освободила Джима, он выручал своего друга из беды, никогда не бросал его в трудную минуту.

Таким образом, Гек Финн, несмотря на свой возраст, часто совершает взрослые поступки. Этот герой практичен и самостоятелен, никогда не теряет присутствия духа. Он верен своим друзьям, справедлив, судит о людях по их качествам и всегда, несмотря на сложные обстоятельства, находится на стороне Добра.

Другие сочинения по этому произведению

Чем похожи мальчишки-герои книг М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» и В. Катаева «Белеет парус одинокий»?

История создания произведения

К созданию романа об одном из персонажей книги «Приключения Тома Сойера», бродяге по имени Гек Финн, Марк Твен приступил в 1876 году. Однако писатель отложил роман, написав примерно одну четвертую книги. Вернулся к написанию в 1883 году, закончил в 1884, издал - в 1885 году в Великобритании.

Первое издание романа «Приключения Гекльберри Финна» сопровождалось авторской ремаркой «Время действия - 40 или 50 лет назад» - это автобиографическая отсылка, свидетельствующая о том, что автор, будучи подростком, был непосредственным участником событий (как и в книге о Томе Сойере).

Известно, что в детстве он был свидетелем случая дружбы между молодым рыбаком и беглым негром (центральное событие повествования). Рыбак, зная о высокой награде за поимку негра, не соблазнился деньгами и не выдал своего друга.

Многие события, описываемые в романе, были детскими впечатлениями автора, именно поэтому роман получился удивительно реалистичным, правдивым и беспощадным, и сделало его произведением, из которого «вышла вся современная американская литература» (мнение Эрнеста Хемингуэя).

Композиция, содержание

Роман о Геке Финне относят к категории «Великих американских романов». Главной его стилистической особенностью является то, что он написан на разговорном варианте языка (в американской литературе такое зафиксировано впервые, и за это произведение получило шквал критики).

Повествование ведётся от первого лица - от лица Гекльберри Финна. Автор живо изображает язык и речь маленького бродяги, создает волшебную иллюзию именно мальчишеского повествования, без каких бы то ни было этикетных, литературных и грамматических правил.

Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» получились крайне разными: «Том Сойер» ностальгический и идиллический, «Гек Финн» - натуралистичный и жестокий. В плане композиции также существенные различия: «Том Сойер» плавный и последовательный, «Гек Финн» имеет отрывочную и аморфную композицию. Центральная линия повествования - путешествие на плоту и последующее бегство Гека и Джима. Все эпизоды - композиционные звенья этой центральной цепи.

В конце первой книги Гек и Том разбогатели, обнаружив клад Индейца Джо. Вдова Дуглас взяла Гека, как своего спасителя, к себе в дом, она намеревалась усыновить его и вырастить его джентльменом. В городе появляется отец Гека, пьяница и негодяй, и, похитив его, держит в лесной хижине. Гек инсценирует собственное убийство и убегает от отца по реке на остров Джексона. На острове Гек оказывается не один - здесь укрывается Джим, беглый негр. Он бежит на север, чтобы заработать денег и выкупить свою семью.

Во время разлива Миссисипи мимо острова Джексона проплывает плот, и Гек с Джимом решают уплыть на нем (Джима теперь ищут по подозрению в убийстве Гека). Они плывут по ночам, покупают или крадут еду, угоняют у бандитов лодку с награбленным, натыкаются в темноте на пароход, тонут и спасаются, теряют друг друга.

Гек иногда испытывает угрызения совести оттого, что фактически украл чужую собственность - негра, но в то же время он понимает, что друга, которым Джим для него стал, он предать не может. Мошенники, прибившиеся к путешествующей паре, сдают Джима, и его сажают в тюрьму, а Гек попадает к семье Фелпсов, родственников Тома Сойера. Гек и Том готовят побег Джима, но при освобождении негра Тома ранит пулей.

В конце выясняется, что владелица Джима, мисс Уотсон, умерла, завещав негру освобождение, и Том прекрасно об этом знал, но не смог отказаться от плана ради приключений.

Герой романа

Центральный персонаж романа - Гекльберри Финн. Автор неслучайно делает повествователем не Тома, а Гека. Главный герой романа - бродяга, истинное дитя народа, обладающее колоритным и выразительным языком. За уникальный язык и натуралистичные картины в некоторых штатах книгу приравняли к «мусору, пригодному лишь для свалки», изъяли из библиотек.

В произведении полностью раскрывается история и характер Гека, тогда как в первой части о Томе Сойере Гек был нарисован слегка, бегло. Гек - человек природы и воспитанник улиц, он ребенок, но смотрит на мир реально и независимо. Помогая Джиму, Гек, прежде всего, удовлетворяет свою первейшую потребность - быть всегда свободным.

Вначале Гек, как гражданин Юга, рассматривает негритянское рабство, как что-то само собой разумеющееся, естественное, но в конце он понимает цену верности, мужества, преданности и начинает ценить дружбу с негром. Парадоксально - потому что для такой дружбы в Америке конца 19 века нужно было быть очень смелым человеком.

Проблематика романа

Настоящие реалисты блестяще приняли роман, признав его жизнеспособность, новаторство и реализм высокого качества.

Это история о дружбе несоприкасающихся слоев общества (автор уравнял Джима и Гека в правах, сделав Гека бесправным бродяжкой, отбросом приличного общества), о предрассудках рабовладельцев, об истиной свободе и потребности в ней людей, не скованных цепями рабства.

Марк Твен отстаивает право чернокожих на нормальную жизнь: веками им внушали, что они созданы для служения, что белый лучше и умнее, чем черный. Автор утверждает - джентльменство не передается по крови, а вокруг черных людей полно белых с черными душами.

Татьяна Свербилова

Детство Сэмюэла Клеменса, будущего писателя Марка Твена, прошло в городке Ганнибал, что на Миссисипи, черты которого можно узнать в Сент-Питерсберге, где он поселил своих героев Тома Сойера и Гека Финна. Городок находился на границе зоны рабовладения - штат Иллинойс на другом берегу Миссисипи был уже свободным. Биография Марка Твена может считаться увлекательней любой из его книг молодой лоцман на Миссисипи (отсюда его литературный псевдоним: на лоцманском жаргоне он означает «метка два» - именно такая отметка лота - веревки для измерения глубины - считалась безопасной для прохождения судов), конфедерат во время Гражданской войны (то есть воюющий на стороне южан), старатель (искатель серебра или золота) в Неваде, журналист в Виржиния-Сити.

Молодому юмористу предрекали блестящее будущее. Первая большая книга молодого писателя - «Простаки за границей» - была издана в 1867 году. На рубеже 80-х провинциальный журналист становится всемирно известным писателем. Его воспринимают как художественный символ Америки. Но постепенно в сознании писателя назревает кризис: бывший юморист начинает воспринимать действительность как объект тотального сатирического отрицания, вызывающий глубокий пессимизм, распространяющийся и на человека. «Что такое человек» - так называется его безотрадный философский трактат 1906 года, напечатанный анонимно. Лишь недавно стала известной его последняя философская повесть «Таинственный незнакомец», в которой от бывшего автора Тома Сойера осталась лишь компания мальчишек-героев, да и то в эпоху Средневековья, да и то в чужой стране.

Трилогия о Миссисипи как эпос народной жизни и наивысшее достижение американского реализма осталась позади («Приключения Тома Сойера», «Жизнь на Миссисипи», «Приключения Гекльберри Финна»). Твен начала XX века приближается к художественным открытиям нового столетия, неизбежно связанным с трагическим мироощущением художника. Мы же почему-то помним только веселого автора Тома Сойера.

Первые юмористические рассказы писателя по жанру воспроизводят гротескные небылицы фольклора фронтира - той подвижной условной линии границы между Востоком - обжитым пространством первых поселенцев Америки - пионеров - и неизведанным Западом, куда распространялась цивилизация пришельцев. Культура фронтира - это одна из национальных черт Соединенных Штатов, отсутствующая в других - традиционных - культурах. Недостоверность - основное свойство баек фронтира, где герои-пионеры наделялись фантастической смекалкой, силой и чувством справедливости. Нравственный идеал фронтира - это просветительская идея торжества разума и здравого смысла, основанных на признании естественного равенства людей. И в этом изначальный демократизм американской культуры. Культура фронтира отражает еще не устоявшуюся действительность, где человек вынужден полагаться только на свой здравый смысл. Таковы «простаки» Марка Твена, люди не очень образованные, но наделенные непоколебимой верой в будущее.

«Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» представляет факт вроде бы невероятный: лягушачьи бега, вернее скачки, где «фаворитку» набивают дробью, чтобы она оскандалилась. Однако этот невероятный факт включен в целый каскад подобных фактов, которые подаются рассказчиком как достоверные. Таким образом создается призрачная действительность, где все может быть. Например, у хозяина злополучной лягушки еще ранее был щенок, который всегда выигрывал собачьи бои благодаря тому, что хватал противника за заднюю ногу. Но однажды недоброжелатели подсунули ему собаку без задних ног, он растерялся, проиграл и умер от досады. Гротескность небылиц фронтира, с блеском стилизованная Марком Твеном, в конечном счете восходит к карнавальному типу культуры, который мы наблюдаем и у Рабле, и у Гоголя.

Но, конечно же, Марк Твен - это, в первую очередь, трилогия о Миссисипи. В первой ее части - «Приключения Тома Сойера» - автор задумал показать добропорядочную патриархальную идиллию старых времен, когда отношения между людьми еще не мерились чистоганом «позолоченного века». Однако тихая жизнь маленького провинциального городка, где дети превращают жизнь в бесконечную игру, отличается изрядной бездуховностью и тоской. Конечно, мы понимаем, что это пародии на скучные и назидательные детские книжки, которыми всегда отличалась пуританская культура. Но ведь и в «Томе Сойере» праведная жизнь по естественным побуждениям души закономерно вознаграждается неожиданно свалившимся на мальчишек кладом. То есть определенная дидактика (нравственное поучение) все же присутствует.

В «Жизни на Миссисипи», а в особенности, в «Приключениях Гекльберри Финна» картина мира меняется, все более утрачивает игровой оптимизм и приобретает универсальные трагические черты. «Гек Финн» становится подлинным национальным эпосом народной жизни Америки, исполненным ощущения трагизма. Именно этой книге суждено было стать главным произведением писателя.

Художественным открытием автора стало то, что он передает слово своему герою, Геку, который и ведет повествование от первого лица. Живое слово героя способствовало тому, что, помимо всего прочего, эта книга стала едва ли не первой, написанной на «американском английском», с жаргоном, диалектами, неправильностями.

Американские историки литературы рассматривали этот роман как роман дороги, или роман реки. Река приобретает мифологическое значение, как река жизни. Вспомните, например, образ таинственной реки, которая представляется маленькому Полю Домби в романе Диккенса. Путешествие Гека в сопровождении негра Джима по реке исследователи отождествляли с обрядом инициации, то есть ритуальным испытанием мальчика на возмужание. И вместе с тем река - это символ духовных поисков человечества, как море у Мелвилла. Эта книга имеет два плана прочтения: на уровне фабулы, как повествование об авантюрных приключениях мальчика и беглого негра, плывущих на плоту по большой реке, и на уровне мифа о поисках собственной идентичности, о становлении личности, трагически не совпадающей с общепринятым социальным идеалом, личности независимой и бесконечно одинокой. У истоков такого сюжета стоит, вероятно, Одиссей-Улисс, все приключения которого сводились в конечном итоге к стремлению постичь собственное предназначение, найти, наконец, в жестоком мире, где властвует неизбежная воля провидения, свой собственный путь и свое пристанище, родину своей души, независимо от бурь и штормов окружающего мира. Вспомним, что и Одиссею не суждено было получить покой, вернувшись, наконец, к себе домой, на Итаку. По высшей воле он должен был опять отправляться в странствия, чтобы найти, наконец, людей, которые не знали моря и мореплавания, и научить их всему, что знал сам, передать опыт странствии. Древние оставили нам странное изречение: «Плавать по морю необходимо, жить - не так уж необходимо». Плавать по морю - значит познавать не только мир, но и самого себя в этом мире, совершать духовное паломничество. И это, действительно, необходимо.

Принципы мифа можно узнать во всей структуре романа Марка Твена, поэтому ритуально-мифологические трактовки этого романа и по сей день являются весьма популярными у исследователей. Так, например, Гек, убегая от отца-алкоголика, грозящего ему смертью, инсценирует собственное убийство, в которое, несмотря на его полную абсурдность, все верят. Мифологические трактовки романа (мотив освобождения от отца) дополняются экзистенциалистскими, его трактовками: подлинное освобождение и обретение самостоятельности возможно только через опыт смерти. Героям Гомера и Вергилия требовалось спуститься в царство мертвых, чтобы узнать будущее, постичь истинный смысл жизни и освободиться от непонимания сущности собственных бедствий. Данте проходил кругами Ада, чтобы понять историю и себя. Гек Финн в своем экзистенциальном путешествии постоянно сталкивается со смертью. Это не житейски достоверная смерть конкретных людей, а условная, мифологическая смерть как таковая. Почему?

Потому что путешествие по реке не дает возможности останавливаться надолго в каком-либо, месте, детально узнавать людей, их психологию, не дает возможности завязывать более-менее длительные связи, становиться частью этого мира и, значит, воспринимать гибель этого мира как вариант своей собственной смерти. Ведь когда люди долго живут друг с другом, смерть одного осознается как невосполнимая потеря. С Геком - иначе. Он только успевает привязаться к людям, с которыми его сталкивает судьба, как неумолимый закон реки - закон вечного расставания - зовет его дальше. Он только наблюдатель, хотя иногда и имеет смелость вмешиваться в события, хотя его справедливое вмешательство объективно и не требуется: справедливость восстанавливается и без него.

Так; сложная интрига с золотом в гробу фактически была не нужна - ведь настоящие родственники покойного Уилкса могли бы доказать свою правоту и без этого. Точно также решение Гека порвать письмо, в котором он выдавал Джима хозяйке, - давшееся ему ценой мучительных нравственных колебаний и согласия быть грешником ради Джима, - фактически было бесполезным, поскольку к тому времени хозяйка Джима уже умерла и по завещанию освободила своего беглого раба. Но в мифе важны не реальные причины и следствия событий, а их трансформация в сознании главного героя. Хотя и бесполезные, самостоятельные решения Гека свидетельствовали о завершении становления его личности как самостоятельной, независимой - и одинокой. На этом пути личность неизбежно сталкивается также и с рождением любви.

Если Том Сойер так и не становится у Твена взрослым и продолжает превращать в игру всю свою жизнь (недаром роман о Геке начинается и заканчивается достаточно жестокими играми Тома - от разгона детей в воскресной школе до шуток с измученным Джимом, которому он не говорит о его реальном освобождении - ведь дети порой жестоки), то Гек, в отличие от него, в своих странствиях мужает.

Кстати, а сколько лет Геку Финну? В тексте есть намеки на то, что ему лет тринадцать-четырнадцать. Но иногда нам кажется, что ему значительно больше, ведь решает он «взрослые» экзистенциальные вопросы. Поэтому так не похожа детская любовь Тома Сойера и Бекки Тэчер на вполне взрослое чувство, которое испытывает Гек к Мери-Джейн, которой он всеми силами хочет помочь. В основе этой любви - уважение и восхищение ею. Ведь Мери-Джейн такая же необычная девушка, как необычен и Гек. Том же вполне ординарен, несмотря на неуемную фантазию. «Говорите что хотите, - восхищается Гек Мери-Джейн, - а характера у нее, я думаю, было много больше, чем у любой другой девушки; я думаю, она была сущий кремень. [...] Как она вышла в ту дверь, так я и не видел ее больше, ни разу не видел! Ну, а вспоминал про нее много-много раз, мильоны раз!». Эта мимолетная любовь, о которой, возможно, не подозревала Мери-Джейн, которая была старше, Геку кажется единственным спасением от смерти в страшной беде, в которую попадает Гек вместе с двумя мошенниками - их собираются линчевать. И он, убегая, оглядывается на огонек в ее окошке, зная, что никогда больше ничего этого не увидит, и снова повторяет, что она была лучше всех, и характера у нее было куда больше, чем у других девушек. В экзистенциальной глубине мифа любовь всегда только тогда истинна, когда она способна противостоять смерти. Все иное - только детская игра.

Так же мимолетно Гек сталкивается и со смертью - едва успевает отметить - и снова - дальше тянет его река странствий. Поэтому смерть в этом романе не является психологическим фактом. Сегодня нам уже даже и не столь интересно, является ли она фактом историческим - действительно ли в XIX веке в южных штатах жизнь человека ценилась так мало - чуть что - сразу линчевать? Ведь феномен смерти включен в художественную структуру романа, который может быть прочитан как миф.

Сначала Геку понадобилась кровь поросенка - своеобразного жертвенного животного в мифологии - чтобы инсценировать собственную смерть. Потом они с Джимом находят плавучий дом, где лежит мертвое тело, и Джим не позволяет Геку смотреть на его лицо. И только на последней странице романа Джим признается, что это был тогда его отец. То есть полное освобождение от власти отца завершается только тогда, когда Гек становится уже личностью, - независимой и самостоятельной, идущей вразрез с социальным идеалом жизни, с которым он никогда не сможет чувствовать себя свободным.

Затем Джим с Геком становятся свидетелями жестокой расправы бандитов друг с другом на полузатопленном пароходе и их гибели на обломках. Затем - история страшной вендетты в семействе Гренджерфордов, когда на глазах у Гека жестоко убивают его приятеля и побратима Бака: «Мне сделалось так нехорошо, что я чуть не свалился с дерева. Все я рассказывать не буду, а то, если начну, мне опять станет нехорошо. [...] До сих пор все это стоит у меня перед глазами, даже снилось сколько раз. [...] Когда я прикрывал лицо Баку, я даже заплакал - ведь он со мной дружил и был ко мне очень добр».

Затем - происшествие в штате Арканзас, когда в маленьком городишке полковник Шерборн в упор расстреливает жалкого пьянчужку, который ему просто надоел, на глазах у шестнадцатилетней кроткой дочери старика и разгоняет собравшихся линчевать его самого горожан.

Почему после этих страшных событий Гек идет в цирк? Некоторые исследователи полагают, что в этот момент он еще не обрел ту желанную свободу и независимость личности, к которым шел. Можно объяснить и иначе. Цирк - это искусство игры, карнавал, переодевания, превращения, метаморфозы, театрализация жизни. А одна из важнейших функций театральности искусства - это преодоление страха смерти через игру. Ведь обыграв смерть, как бы подчиняешь ее себе и не так уже будешь бояться. Гек идет в цирк, чтобы преодолеть ужас только что прочувствованной смерти.

Да и сам Гек тоже постоянно «лицедействует», то по своей воле, то подчиняясь обстоятельствам: инсценирует собственную смерть, Переодевается девочкой, несколько раз выдает себя за другого мальчика, в том числе, за англичанина (что особенно смешно), участвует в глупой и жестокой игре Тома с Джимом, берет имя Тома Сойера. Все его странствия пронизаны карнавальной игрой. Поэтому неудивительным кажется, что и феномен смерти в романе карнавализируется. Страшно-гротескной выглядит в наблюдении Гека и последняя смерть в книге: вывалянные в смоле и перьях, посаженные на шест мошенники Король и Герцог, которые уже и на людей не похожи, «просто два этаких громадных комка». Гек не успевает их предупредить об опасности... «Люди бывают ужасно жестоки друг к другу», - делает вывод Гек, которого мучает совесть, хотя он и не виноват.

Гек - не такой, как те люди, с которыми ему приходится жить. Он не может приспособиться к их жизни, ведь за внешней комфортностью и уютом всюду проглядывает лицо смерти. Он попадает в разные дома и в разные семьи. Но везде оканчивается одинаково: ведь даже симпатичные ему Мери-Джейн или дядя Сайлас живут по законам этого жестокого мира, где неизбежны насилие и смерть. Вспомните, как «идеальная» (в глазах Гека) Мери Джейн, узнав о коварстве мошенников от Гека, сразу же хочет вывалять их в смоле и перьях и бросить в реку - именно это с ними и делают впоследствии другие люди. Она, правда, тут же берет себя в руки и снова становится доброй девушкой, но забыть этот ее первый порыв нельзя. А дядюшка Сайлас, спокойно сообщающий о готовящейся расправе над мошенниками, так же спокойно собирает у себя фермеров, ожидающих с ружьями начала охоты на беглого негра.

И дело не в том, что исторически это - плантаторский Юг. Дело в том, что любые формы организованной цивилизованной жизни связаны с действием жестокого закона - права сильного. А это право неизбежно ведет к вытеснению из жизни оказавшегося более слабым. Именно это и не устраивает Гека, но устраивает Тома, хотя он и соглашается, что муки совести слишком назойливы для человека.

Попадая во множество домов и семей, сирота и беспризорный Гек каждый раз надеется обрести желанный комфорт, покой души. Стремление к душевному покою - это тоже экзистенциальное качество человека. Но Геку это каждый раз не удается. Он - состоявшаяся свободная личность, и ему не стерпеть никакого порабощения, даже если это делается с благими намерениями «воспитания». В отличие от патриархального уютного мирка «Тома Сойера», своеобразной идиллии, где душевный покой отождествляется с формами жизни провинциальной старой Америки, мир «Гека Финна» бесприютен, насквозь продувается ветрами Миссисипи, реки жизни. На таких ветрах провинциальный комфорт кажется и скучным, и ничтожным. Мизерность жизни раскрывается за внешне комфортными ее формами.

Что же делать Геку, остающемуся в одиночестве? Конечно же, удирать на Индейскую территорию. Но мы-то понимаем, что это - утопия, никакой Индейской территории уже не осталось. Судьба экзистенциального человека, каким предстает в романе Гек, всегда трагична. И недаром в начале путешествия Джим гадает Геку о будущем, и гадание это, как и всякое гадание, немножко глупое и немножко смешное, ведь Джим - человек необразованный. «Держитесь как можно дальше от воды, - пророчит он, - чтобы чего-нибудь не случилось, потому вам на роду написано, что вы кончите жизнь на виселице».

Но как раз вода - река - и становится для Гека настоящим пространством души. Ведь если он и был когда-либо спокоен и счастлив, то только на реке. Поэтические описания жизни на реке принадлежат к лучшим страницам не только американской, а и мировой прозы.

Именно на реке происходит главное сюжетное событие романа: заблудившись в тумане, герои проскакивают мимо того долгожданного места, к которому они плыли - там, где Миссури впадает в Миссисипи, и откуда нужно добирался до свободных штатов. Этот туман имеет не только фабульное, но и мифологическое значение: ведь вход в подземное царство был укрыт клубящимися туманами... Эго и есть та граница между жизнью и смертью, которую условно преодолевают герои. Но на самом деле Гек дурачит Тома, верящего, что туман и приключение в тумане ему приснились. Впоследствии в повести «Таинственный незнакомец» Твен вернется к мотиву жизни как сна, глупого и абсурдного сна.

И все-таки, что же будет с Геком дальше? Вот в этом-то и главное. Потому что дальше ничего не будет. Почему? Ну, во-первых, потому, что существование экзистенциальной личности, избравшей путь не такой, как все, изначально трагично, обреченность - ее удел. А во-вторых, книжка завершена, и жизнь героя ограничивается ее рамками, хотим мы этого или нет. На памятнике героям Марка Твена, который стоит в Америке, они остаются навеки тинейджерами...

А вот герои последней повести Марка Твена «Таинственный незнакомец» пытаются заглянуть за завесу будущего и пробуют его изменить, избежать неизбежного. Делают они это с помощью падшего ангела, явившегося на землю. Так и кажется, что герой-повествователь, мальчик из австрийской деревушки конца XVI века, - это тот же Гек Финн. Недаром в одном из первоначальных вариантов повести действие происходит в родной деревушке Твена Ганнибале, где действуют Том Сойер, Гек Финн и - Сатана. Впоследствии действие переместилось в средневековую Европу, изменились действующие лица, но остался... Сатана. Твен писал в одном из писем, что мечтает написать «книгу, в которой я ничем не буду себя ограничивать, не буду считаться с чувствами и предрассудками других... книгу, в которой выскажу все, что думаю, все, что у меня на сердце, все начистоту, без оглядки». Эта повесть была посмертно опубликована в 1916 году секретарем и хранителем литературного наследия Твена Альбертом Пейном. До сих пор не существует единого мнения по поводу текста повести. Она явно не закончена, последняя глава взята публикатором из более раннего варианта. Однако и в таком виде она свидетельствует о том, что Твен двигался в направлении художественных поисков своего времени, которые могут быть определены как предмодернизм.

Сатана в повести убеждает мальчиков, что, меняя будущее в сторону смерти, он делает благо, ибо то, что должно произойти, - наилучший вариант из множества просчитанных им. Сатана меняет первоначальное предназначение и выбирает вариант, по которому суждено утонуть одному из мальчиков, спасая девочку. Все возможные отступления были бы только хуже: если бы его спасли, он бы простудился и был бы разбит параличом. Ему суждено было пролежать сорок шесть лет неподвижно с одной мечтой - поскорее умереть. Еще страшнее была бы судьба утонувшей девочки, единственной радости у матери. Ей суждено было десять лет страшно болеть, а потом девятнадцать лет жить жизнью позорной, грязной и преступной и умереть от руки палача. Сатана избавляет ее от этого, давая ей возможность утонуть в детстве.

Однако самым неожиданным и парадоксальным выглядит последняя глава повести: Сатана открывает рассказчику, что нет не только ни рая, ни ада, нет даже земного существования. Все - только мысль и воображение героя, сон, а его самого тоже нет. Страшный мир пустоты, в которой нет ничего, кроме мысли. Да и как может быть иначе, если мир устроен настолько абсурдно, как может быть только во сне: «Нет Бога, нет вселенной, нет человеческого рода, нет жизни, нет рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый, дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты - только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве».

Однако Сатане в повести принадлежат замечательные слова - гимн смеху, основе творчества самого Марка Твена: «При всей своей нищете люди владеют одним, бесспорно, могучим оружием. Это - смех. Сила, деньги, доводы, мольбы, настойчивость - все это может оказаться небесполезным в борьбе с властвующей над вами гигантской ложью. На протяжении столетий вам, быть может, удастся чуть-чуть расшатать, чуть-чуть ослабить ее. Однако подорвать ее до самых корней, разнести в прах вы сможете лишь при помощи смеха. Перед смехом ничто не устоит».

Это, вероятно, и есть достойный выход из неутешительных результатов экзистенциальных поисков человека, плывущего на маленьком плоту по Реке Жизни.

Л-ра: Всесвітня література та культура в навчальних закладах. – 2001. – № 11. – С. 27-30.

«Приключения Гекльберри Финна» анализ произведения Марка Твена поможет подготовиться к занятию.

«Приключения Гекльберри Финна» анализ

Год написания — 1884

Жанр — роман

Главная мысль — честная дружба и преданноcть, верность и порядочность.

В этом произведении Марк Твен пытается воплотить главную мысль своего творчества – о том, что источники душевного благородства никогда не иссякают, и сил человека хватает, чтобы совладать с самыми трудными ситуациями.

Главные герои: Гекльберри Финн, отец Гека, мисс Уотсон, Том Сойер, Судья Тэтчер, Вдова Дуглас, Джим, Король и Герцог

Проблемы «Приключения Гекльберри Финна»:

  • проблема свободы;
  • проблема дружбы;
  • проблема человеческого счастья;
  • проблема воспитания;
  • проблема общества;
  • проблема рабства…

Марк Твен был противником расизма и рабства, и устами своих героев прямо и недвусмысленно заявляет об этом со страниц романа.

Свобода, дружба, счастье – это общечеловеческие ценности. Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие испытания не могли погасить свободолюбие.

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.

В то время, к которому относится создание романа, на юге США рабство было в порядке вещей, оно было законным, и помогать бегству раба значило идти против закона. Рабство было освящено церковью, и Геку предстоит сделать важнейший в жизни выбор: следовать ли букве закона или следовать движениям своего сердца? Если слушаться своего сердца, значит, надо освобождать Джима, то есть идти против закона и церкви. Но для Гека лучше гореть в аду, чем предать своего товарища.

Сюжет «Приключения Гекльберри Финна»:

В этой повести рассказывается о том, как Гекльберри Финна приютила вдова Дуглас. Она решила привить ему хорошие манеры и всячески его воспитывала. Гек не выдерживает такого отношения и решил сбежать от нее к своему пьянствующему отцу. От отца Гек тоже убегает, но чтобы увести следствие по ложному пути, он инсценировал ограбление хибарки и собственное убийство. Он встретил беглого негра Джима, который тоже решил пуститься в бега, услышав, что его хозяйка собиралась продать его работорговцам. Далее на лодке они перебираются в плавучий дом, пещеру, в которой они размещаются. Спасаясь от преследователей, Гек переодевается в девичий наряд. Потом они плывут на плоту по Миссисипи. Ночами они плыли на плоту, на котором Джим устроил шалаш и второй высокий пол, а днем они спали, замаскировав плот зелеными ветвями. Далее они встречаются с авантюристами, Королем и Герцогом, которые постоянно придумывали новые авантюры и аферы иногда, чтобы заработать на пропитание, а иногда чтобы обобрать людей и смыться. Геку нравится ловкость, с которой Король и Герцог обманывали простодушных обитателей небольших населенных пунктов, встречающихся у них на пути. Но однажды их попутчики решали обмануть сирот. Гек вмешался, он считал, что обманывать сирот – это несправедливо. После того, как афера благодаря действиям Гека сорвалась, мошенники выдают Джима властям. Они это сделали, чтобы отомстить Геку и чтобы заработать деньги, которые причитались за поимку беглых негров. Чтобы спасти Джима от рабства, Гек направляется на поиски Тома Сойера, чтобы его друг помог вызволить Джима из беды. Том не только помогает в организации побега Джима, но и превращает его в яркое представление. Выясняется, однако, что побег был организован напрасно. Хозяйка Джима умерла, а перед смертью она успела дать вольную своему рабу.