Троянская война чингисхана. «Секс с Чингисханом»: российский медиагигант замахнулся на святое! История любви чингисхана и его жены

Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Разве не говорят, что восточные женщины не должны вмешиваться в дела мужчин? Начнем с того, что мы сегодня называем восточными женщинами представительниц мусульманской уммы. Монголки же двенадцатого века, современницы Чингисхана, наравне с мужчинами пасли скот, скакали на лошадях, стреляли из лука, неспроста мать Чингисхана Оэлун имела прозвище «Мерген», что значит «меткая». Согласно древним законам кочевых племен у правителей были многочисленные жены и наложницы, но, как правило, первая всегда занимала особое место. Что касается Борте, то она была старшей и главной женой Чингисхана, и на протяжении всей жизни великий полководец прислушивался к ее советам. Это исторический факт. И только сыновья Борте - Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй, унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю - Империю Чингисхана. Их же прямые потомки - Жанибек и Керей основали Казахское ханство. Эта женщина своей рассудительностью и своим умом добивалась исполнения своей воли.

Историческая хроника гласит, что согласно обычаям своего народа, по уговору родителей, дочь вождя коныратов Дай-Сечена - Борте и сын Есугэй-бахадура из рода Кият-Борджигин - Чингисхан были обручены в возрасте десяти лет. По воле судьбы Темучин рано потерял отца, но в назначенный срок, вопреки всем преградам, Темучин сумел взять в жены Борте. Она всегда была рядом с Темучином, и в лихие годы, когда от него отвернулись сородичи, друзья и близкие, и в годы первых побед над врагами и становления его предводителем Монгольского улуса.

В сведениях о Борте нет подробных описаний того, какой она была, какова была в действительности ее судьба. Оно и понятно, в кочевом обществе женщина ограничивалась ролью продолжательницы рода, матери, хранительницы очага. Она полностью зависела от воли своего отца, старших братьев, а затем и мужа, которого не могла даже сама выбирать. В некоторых источниках Борте часто описывается как красивая женщина, мудрая ханша, одетая в белое шелковое платье, с золотыми монетами в волосах, с белым ягненком и верхом на белом коне. Ее настоящее имя звучит как Борте-фуджин или Борте-уджин. В переводе с монгольского «Борте-уджин» означает «госпожа».

Испытывал ли Темучин любовь к Борте, мы не знаем. Но в течение всей долгой супружеской жизни, Борте оставалась не просто первой женой, но и неизменно старшей женой Чингисхана, и он всегда относился к ней с чувством глубокого уважения и особой привязанности. Борте являлась важным человеком в жизни императора, он ценил её больше остальных женщин, которых у великого правителя было немало. Никто из женщин и мужчин, окружавших Темучина, не был прославлен более, чем Борте. Она всегда оставалась высокочтимой хатун, госпожой и содействовала триумфам завоевателя вселенной.

В истории монгольского императора Борте было суждено сыграть особую роль. Она стала для него тем, чем Земля была для Антея. Прежде всего, она родила ему четырех сыновей, что для средневекового монгола имело первостепенное значение. Более того, жена была для Чингисхана советником, к словам которой он прислушивался. Она, будучи мудрой женщиной, не раз давала ему советы при принятии им важных решений. В критические моменты, особенно советы Борте, подсказывали будущему императору единственно правильное решение. Именно Борте посоветовала мужу отделиться от Джамухи в один из критических моментов их взаимоотношений, когда монгольские племена стремились к единству. Джамуха с Темучином пытались воспользоваться этой ситуацией. Вопрос заключался лишь в том, кто добудет из этого для себя большую выгоду. Это хорошо понимала Борте, и Темучин прислушался к совету жены, и тем самым спасся от гибели. Отсюда следует, что Борте, как мы сейчас утверждаем, оказывала воздействие на высокую политику, сыграв огромную роль в превращении Темучина в Чингисхана.


Борте сумела стать не просто женой и матерью, но и мудры м советником, «голосом разума». Сохраняя терпение и верность, любовь к своему мужу, прощая все обиды, она воспитала достойных сыновей и осталась главной и мудрой женой Чингисхана. Жизнь Борте незаурядна и трагична, ведь ей пришлось пережить и мужа, и первенца.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ


Сегодня трудно представить, как кочевавшие в Центральной Азии монгольские племена во главе с Чингисханом смогли покорить многие высокоразвитые города и страны и создать могущественную империю. Но она действительно существовала, а её история хранит множество темных тайн.

1. Убийство


Настоящее имя Чингисхана - Темуджин. Свое первое убийство он совершил уже в 14 лет. Сводный брат Темуджина, Бегтер, частенько издевался над ним и его младшим братом. И однажды братья подкараулили Бегтера и изрешетили стрелами до смерти. С тех пор Темуджин стал считать убийство самым действенным методом решения проблем. Однажды известный борец Бури оскорбил младшего брата Темуджина Белгутея.

Придя к власти, Чингисхан вызвал Бури на матч – реванш с Белгутеем. Бури очень испугался и не стал сопротивляться, решив, что для него будет лучше проиграть схватку. Но Чингисхан презирал трусов. И по его команде Белгутей особым приемом сломал сопернику позвоночник, после чего беспомощного Бури бросили одного умирать на улице.

2. Пытки и казни


Применение пыток не приветствовалось в империи, но они все же имели место и были очень жестокими. Так хан Гуюк, заподозрив одну из придворных, Фатиму, в убийстве своего его брата, вначале подверг ее пыткам, а затем ей зашили все, что можно на теле, обернули войлоком и сбросили в реку.

У монголов всегда существовало табу на кровопролитие для знатных особ, но они находили иные способы жестокой расправы с такими людьми. Одного халифа из Багдада завернули в ковер и бросили под копыта мчащегося табуна лошадей. А после победы над русскими у реки Калки пленных князей накрыли деревянными половицами и пировали на них, пока те не умерли.

3. Интриги


При монгольском дворе также процветали интриги, и он напоминал собою змеиный клубок. Во время правления Чингисхана шаман Теб Тенгри начал плести интриги против братьев Хана, для того, чтобы отстранить их от власти. Сначала он оклеветал Касара. Чингисхан поверил шаману и чуть было не казнил брата, но этому помешала мать.

Спустя некоторое время Касар умер собственной смертью, и шаман взялся за другого брата-наследника, Тэмуге. На этот раз брата спасла от смерти жена Чингисхана, Борте. А мужа она предупредила, что шаман скоро доберется и до него. После этого Чингисхан, используя свою излюбленную уловку, организовал соревнования по борьбе, в которых шаману сломали позвоночник и выкинули на улицу.

4. Положение женщин


Хотя некоторые монгольские женщины и добились высокого положения в обществе, большинство их было бесправны. Женщины зависели от мужчин и должны были им полностью подчиняться. У монгольской степной знати было принято создавать гаремы с десятками жен. Кроме того, от порабощенных народов монголы часто вместо дани привозили себе в наложницы молодых девушек.

Однажды, пытаясь набрать себе жен среди женщин одного из бурятских лесных племен хори-туматов, монголы столкнулись с сопротивлением, возмущенные хори-туматы подняли восстание. В то время вождем этого племени была женщина, Ботохой-тархун. Ей удалось соблазнить одного из генералов Чингисхана и заманить в засаду его войско. Однако в дальнейшем восстание было подавлено, Ботохой-тархун захватили в плен и отдали одному из монгольских солдат.

Дальнейшая ее судьба неизвестна. Но некоторым женщинам удалось извлечь из такой ситуации пользу. После завоевания меркитов, сыну Чингисхана досталась в жены их принцесса Дорегене, которая вскоре возвысилась над остальными его женами и после смерти мужа около пяти лет управляла империей.

5. Создание и разрушение империи


В 1178 году Темуджин женился на Борте, но вскоре после свадьбы ее похитили соплеменники меркиты. Темуджин пришел в ярость, собрал небольшое войско, напал на меркитов и освободил свою жену. В этом сражении он снискал репутацию отважного воина, после чего и началось его восхождение от Темуджина к Чингисхану. Вскоре выяснилось, что спасенная Борте беременна, но непонятно от кого – то ли от мужа, то ли от одного из насильников.

Когда родился мальчик, которого назвали Джучи, Чингисхан принял его и растил как родного сына. Но слухи расползались. И когда в конце жизни Чингисхан решил назначить своим преемником старшего сына Джучи, Чагатай, второй по старшинству сын, возразил отцу, считая, что приоритет должен иметь он, а не “меркидский выродок”.

Между братьями произошла неприятная ссора. Тогда Чингисхан назначил своим наследником третьего сына Угэдэя, что в дальнейшем послужило причиной непрекращающихся многолетних разборок между братьями, завершившихся распадом Великой Империи.

6. Религиозный фанатизм


Правящая элита Монголии считала себя носителями высшей божественной миссии, и оправдывала этим кошмарную резню, сопровождающую их походы. Завоевав Бухару, Чингисхан с кафедры проповедника вещал напуганным жителям, что он послан им в качестве наказания за все те грехи, которые они совершили.

Много лет спустя внук Чингисхана Гуюк в письме Папе Римскому Инносенту IV написал, что все захваченные земли даны монголам по божьему благословению и тот, кто не согласен с этим, будет считаться врагом империи. Другой его внук, хан Монгк, в письме королю Франции утверждал, что на небесах единственным и вечным повелителем является бог, а на земле - Чингисхан.

7. План по уничтожению китайцев


Монголы всегда старались селиться на открытых равнинах, где было достаточно корма для их коней. И перед тем, как выступить в поход на новые земли, вначале туда отправляли специальные отряды, которые сжигали практически все на этих территориях. Через некоторое время, к моменту основного наступления, опустошенные земли успевали зарасти травой, и могли использоваться в качестве пастбищ.

Взбешенный неудачными попытками завоевать Китай, хан Угэдэй разработал план, который состоял в массовом истреблении всех китайских крестьян, проживающих на севере страны, и дальнейшем превращении их земель в сплошное пастбище.

К счастью, советнику Елюй Чуцаю удалось отговорить Угэдэя от этой идеи. Он объяснил, что лучше обложить крестьян налогом, что позволит получить постоянный источник доходов для финансирования армии. Угэдэй прислушался к его советам и больше к своему плану по истреблению китайцев никогда не возвращался.

8. Пьянство


Бедные монгольские скотоводы-кочевники главным образом употребляли перебродившее молоко кобылиц, в котором алкоголя было совсем мало. Однако после походов Чингисхана в империю неиссякаемым потоком потекли дары и дань от покоренных народов, многие монголы стали жить в роскоши и веселье, В неограниченных количествах имелись разные алкогольные напитки.

И уже в конце жизни Чингисхана, пьянство стало серьезной проблемой, коснувшейся и семьи самого Великого Хана. Два его сына, Толуй и Угэдэй, спились и умерли. После их смерти еще один сын, Чагатай, опасаясь, что и его постигнет та же участь, приказал слугам строго следить за тем, чтобы он не пил много.

Особенно серьезно от алкоголизма страдал Угэдэй, который почти постоянно был пьян, и даже важные решения принимал, находясь в таком состоянии. Проблема усугублялась еще и тем, что его жена, Дорегене, не препятствовала его пьянству, поскольку могла в это время почувствовать себя правительницей.

9. Гражданская война


Во времена правления Гуюка в империи лишь чудом не вспыхнула гражданская война. На одном из банкетов Гуюк сильно поссорился с сыном Джучи, Батыем. И когда Батый впоследствии отказался воздать Гуюку подобающие почести в честь его восхождения на трон, они и вовсе возненавидели друг друга. Армия Гуюка выступила на завоевание русских княжеств, которые контролировал Батый. Однако во время этого похода Гуюк умер, и война на этот раз не случилась.

Но случилась позже. Когда умер правитель хан Монгк, его братья в своей борьбе за власть все же развязали в стране войну между кланами, в результате которой к власти опять вернулись потомки Угэдэя и Чагатая. Проигравшие кланы Джучи и Хулагу, брата Монгка, переселились на запад, где создали два независимых государства, Золотую Орду и Иль-ханат. Так наступил закат Монгольской Империи.

10. Большая чистка


По завещанию Чингисхана трон перешел к Угэдэю. Но он вскоре умер от пьянства, и началась борьба за власть, которую вначале на пять лет захватила вдова Угэдэя, Дорегене. Впоследствии в результате ее хитроумных интриг на трон взошел ее сын, Гуюк. Но будучи несогласным с матерью, пытавшейся оставить власть себе, он расправился с ней и ее советниками.

Спустя два года умер и Гуюк, в борьбу за власть вступили потомки сыновей Джучи и Толуя, которые привели к власти сына Толуя, Монгка. Кланы Чагатая и Угэдэя попытались свергнуть Монгка. Но, узнав об этом, Монгк провел в стране массовую чистку. Министры, зачинщики перевороты, были казнены, все сторонники Угэдэя и Гуюка схвачены. По всей стране проходили показательные судебные процессы.

Всемирная история хранит память о многих женщинах, чьи деяния прославили их имена на многие века. Поэты воспевают их разум и красоту, ученые спорят о месте, роли и значении каждой из них в развитии прогресса, истории той или иной страны. И совершенно незаслуженно история предала забвению имена самых могущественных женщин мира за все время существования человечества — монгольских женщин XIII века.

Европейские и азиатские современники, а затем историки, исходя из сложившихся в их странах взглядов на роль и место женщины в жизни общества, не могли понять системы семейно-брачных отношений среди кочевников. Они либо замалчивали роль жен Великих ханов в политической истории, либо недооценивали их интеллектуальные способности, а иногда даже и совершенно лишали их таковых. В современную эпоху тоже мало что изменилось. Исследователей и тогда и сейчас ставит в тупик сам факт успеха монгольского оружия и политического таланта. Ну не могли какие-то дикие кочевники создать самую великую и прогрессивную империю в мире! Дальше признания гениальности Чингисхана и его полководцев дело не идет. А не мешало бы взглянуть на состояние эффективности самого кочевого общества, в котором женщина не рассматривалась просто как необходимый элемент для продолжения рода. Хозяйственно-экономическая роль женщины в семье превосходила мужскую. Об этом говорят исторические источники. Дело мужчины – поле, а все остальное – на ее плечах. Это вдвое увеличивало военно-политический и экономический потенциал при той же численности монголов раннего средневековья.

История писана и переписана неоднократно. Но в ней периоды междуцарствия до сих пор остаются «белым пятном». При том, что они были достаточно продолжительны. Два года после смерти Чингисхана в «Юань-ши» записаны одной строчкой: «… регентствовал царевич Толуй». Это при том, что еще при жизни Чингисхана на семейном совете было решено отдать власть Угедею. Почему источники упускают роль и значение в этот период жены Чингисхана Есуй-хабун? Пока неизвестно.

Туракина-хатун

После смерти Великого хана Угедея междуцарствие длилось пять лет. Разве великая держава могла существовать без власти в такой большой промежуток времени? Нет. Завоевательные походы были успешны, развивались государственные структуры. Без твердой руки это было невозможно. Западные исторические источники называют это время регентством Туракины-хатун, вдовы Угедея. Китайские – временем правления императрицы Лю, происходившей из рода Наймачжэнь. «Сокровенное сказание монголов» связывает ее происхождение с меркитами. Это была властная, целеустремленная женщина с твердой волей. Мудро управляя государством, она сконцентрировала в своих руках всю власть от Адриатического моря до Желтого. Она смогла победить и в династийной борьбе, сделав Великим ханом своего сына Гуюка в обход существовавших правил престолонаследия.

Историки несправедливы к ней. Повторяя вслед за католическим монахом Плано Карпини выдумку, что Туракина-хатун лично отравила русского князя Ярослава, последователи превращают ее в не очень умную особу. Даже такой великий ученый как Гумилев Л. Н. не избежал этой участи, назвав ее «вздорной, глупой бабой». И никто не задался вопросом: «Зачем ей это было нужно?». По рассуждениям Карпини, представителя варварской в то время Европы, она хотела этим шагом присоединить владения Ярослава к своему улусу. Более нелепого предположения придумать трудно. Небольшое по сравнению с империей монголов княжество на северо-востоке Руси и так входило в орбиту монгольского влияния. Великой императрице вряд ли пришло бы в голову лично участвовать в междоусобных проблемах князей на окраинах ее государства. Что было позволительно не понимающему реалий монаху, вряд ли может соответствовать авторитету современного исследователя.

Огул-каймиш

Гуюк правил недолго, и новое междуцарствие возглавила его жена Огул-Каймиш (Огуль-Гаймишь), о личности которой мы мало что хорошего можем почерпнуть из источников и исследований. И здесь сработала сила инерции. Государство росло и укреплялось, а ей в вину ставили увлечение колдунами и ворожеями, развал государственных дел. А зря! Да, она проиграла династийную борьбу. Но кому? Самой Соркуктани-беги!

Эта борьба длилась долгих три года и завершилась казнью Огул-Каймиш, ее сына Ширемуна и других видных нойонов. Три года могущественная Соркуктани не могла справиться с «глупой и никчемной» Огул-Каймиш. Тут в исторических трудах явно не все в порядке!

Соркуктани-беги

Соркуктани-беги (правильнее было бы Сорхаг-тани, как доказал Бельо, но и мы подвержены инерции) безусловно была самой могущественной женщиной в истории. Перед обаянием ее личности не устояли ни великие правители, ни исторические описатели, даже такие как Рашид-ад-Дин и Плано Карпини, которые в силу своих религиозных убеждений относились к женщинам с определенным предубеждением. Последний в своей книге отмечал: «… Сероктан, эта госпожа пользовалась среди всех татар (монголов) предпочтительным уважением…». А ведь Карпини был при дворе Великого хана еще до избрания Гуюка.

«Соркуктани-беги была весьма умной и способной и возвышалась над женщинами света (даже здесь Рашид-ад-Дин не удержался от половой дискриминации — авт. ). Она обладала в полнейшей мере твердостью, скромностью, стыдливостью и целомудрием. Так как ее сыновья остались после отца (малыми) детьми, то она благодаря своим способностям приложила большие старания в деле их воспитания и обучила их добродетелям и учтивости. Она никогда не допускала, что бы между ними случился какой-нибудь спор даже о волоске, она сдружила их жен (одно это чего стоит — авт. ) и с рассудительностью воспитала и оберегла детей, внуков, всех старших эмиров (нойонов) и войско, которое осталось после Чингисхана и Тулуй-хана и находилось в их подчинении. А так как они признавали за ней совершенный ум и предельные способности, то никогда «ни на волос не преступали ее повелений».

Одна из жен младшего сына Чингисхана Толуя, Соркуктани не могла претендовать на высокое положение в социальной иерархии монгольского общества. К тому же она являлась племянницей Ван-хана кереитского, в жестокой схватке с которым Чингисхан и приобрел свои политический вес и могущество в Степи. Но разум и рассудительность, умение сглаживать углы и примирять непримиримых в семье чингисидов сделали ее вначале всеобщей любимицей, а затем и советчицей. Ради нее многим прощалось даже нарушение Ясы. В 1225 году во время похода монголов против государства тангутов войско Толуя задержалось с выступлением. Жестоко каравший за малейшие воинские провинности покоритель мира был вынужден оставить проступок без наказания: оправдание было весомым – приболела Соркуктани-беги.

Она сблизила царственные дома Джочи и Толуя, вероятно, потому, что женой Джочи была ее сестра Биктутмиш-фуджин. Бату-хан, будучи уже старшим из чингисидов по возрасту и положению, тем не менее, всегда советовался с вдовой своего дяди и прислушивался к ее мнению. Соперник Бату, Угедей-хан, как позже и его потомки, с большой любовью относился к Соркуктани-беги и ее детям, что не помешало последним перехватить бразды правления империей. Рашид-ад-Дин: «Kaaн (т. е. Угедей) совещался с ней о всех делах, не преступал принятого ею решения и не допускал изменений в ее приказаниях, все зависимые от нее люди были отмечены покровительством и почетом».

Импонировал подданным и ее отказ выйти замуж после смерти мужа даже за Великого хана Гуюка. Это способствовало тому, что любовь монгольского народа к ней стала даже выше почитания матери Чингисхана Оэлун-Эке.

Четверо сыновей Соркуктани-беги были великими историческими личностями. Старший сын, Мункэ, избирался хурултаем Великим ханом. Этого титула удостаивались и другие сыновья: Хубилай и Ариг-Буха. Спор между ними завершился в 1260 году в пользу Хубилая, которого сегодня историки считают самым могущественным государем в истории. Он основал династию Юань в Китае. Второй ее сын, Хулагу, возглавил поход монголов на Ближний Восток, где он стал основателем династии ильханов. При Хубилае монгольская империя достигла наивысшего своего могущества и небывалого в истории охвата территории. Приложила к этому усилие и Соркуктани-беги. Направленное ею войско на север присоединило обширные пространства Сибири вплоть до Ледовитого океана. Расположения ее добивались цари и князья многих народов, через ее ставку проходил путь всех иноземных послов.

Поскольку Соркуктани была христианкой, на ее помощь и защиту рассчитывали русские, армянские, грузинские владыки, правители европейских стран. На берегах всех четырех океанов ее слово было законом, которое не могли оспорить даже Великие ханы, ее сыновья. Неограниченная власть не портила ее. Будучи сама образованной, она привила тягу к науке и сыновьям. Была милосердна и милостива. Она опекала не только христиан. На ее деньги было построено медресе в Бухаре. И сколько еще добрых поступков было в ее жизни, сегодня, наверное, не сосчитает никто.

Возможно, именно она протежировала когда-то опальных своих двоюродных братьев и племянников, внуков и правнуков Ван-хана, способствовала возвышению их среди торгоутов, гвардии Великих ханов, потомки которых через несколько веков станут калмыцкими ханами.

В науке имеется несколько дат ее смерти. Но это неважно. Соркуктани-беги завершила свой жизненный путь на вершине славы, почета и могущества, нашла упокоение в священном месте, где был похоронен Чингисхан. Ни до, ни после нее больше не было более могущественных монгольских императриц как по охвату, так и по силе власти.

Абике-беги

Одной из самых интересных и замечательных личностей эпохи ранней истории монгольских народов можно назвать Абике-беги, одну из старших жен Чингисхана. Принцесса по крови, умная, волевая женщина, она прожила жизнь, достойную сюжета для многих поэм, романов и даже детективов. Неординарность ее натуры привлекала древних хронистов и в то же время ставила в тупик.

В современных переводах старинных источников на русский язык ее имя можно встретить как Ибаха (у Козина), Ибака (у Дарваева), Абикэ (у Рашид-ад-Дина) и т. д. Думается, что ее имя имеет, как и солидная часть современных имен многих народов, этническую этимологию. Народ абак был достаточно уважаем в Великой Степи. Даже один из ильханов в государстве хулагидов имел имя Абака-хан. Абике, это уменьшительное производное, поэтому будем считать данное произношение имени правильным.

Большинство древних хроник описывают одно важное событие в жизни Абике-беги. В стихе 208 главы 7 «Сокровенного сказания монголов» и в дальнейших монгольских переложениях этот случай преподносится как дарение Чингисханом своей жены Абике за большие заслуги нойону племени урутов Джурчедаю. Перечисляя его подвиги, хан упоминает исключительную роль Джурчедая в разгроме войск кереитского Ван-хана, а затем кереитского Джахамбо с захватом их подданных. Далее необходимо привести цитату из перевода «Сказания…» П. Дарваева полностью:

«Ради того, что в дни сражений он рисковал жизнью, что в дни битв он скакал впереди, Чингис-каган подарил Джурчедаю Ибаку-беки и сказал ей: «Я никогда не говорил, что ты глупа, что ты плоха! Тебя, вошедшую в мое сердце и душу и сидевшую рядом со мной, я отдаю Джурчедаю ради Великого Дела, ради того, что в дни сражений он становился щитом, от врагов он был укрытием, что он соединял отделившихся, собирал разбредшихся, за все его заслуги, ради Великого Дела я тебя отдаю. После меня мои потомки, когда сядут на наше место, пусть также думают о пользе Делу, не искажая моих слов, до потомков не прерывают долг (не забывают заслуги) Ибаки!»

Еще Чингис-каган сказал Ибаке: «Твой отец Джака-Канбу дал тебе двести человек, а также Ашик-Темур-баурчи и Алчик-баурчи. Сейчас, уходя в племя Урууд, отдай мне на память из приданого Ашик-Темур-баурчи и сто человек!»

Еще Чингис-каган сказал Джурчедаю: «Я дарю тебе свою Ибаку, четырьмя тысячами своих Уруудов ты будешь сам ведать, не так ли?» Так он наградил Джурчедая».

Приведение данной цитаты полностью не случайно. «Сокровенное сказание монголов», как и последующие монгольские интерпретации жизнеописания Чингисхана, является, с претензией на хронику, все же литературно-художественным произведением, и автор его вряд ли лично присутствовал при данном эпизоде. Но и умолчать о подобном факте он не мог. Слишком большой резонанс это вызвало в кочевом обществе. И было от чего!

Сам поступок дарения жены даже за величайшие заслуги другому в истории человечества нельзя назвать ординарным, особенно в средневековом кочевом обществе. Это было необъяснимо ни тогда, ни сегодня, ни с точки зрения какой-либо морали. Китайские хронисты в «Юань ши», старательно отмечавшие все вехи жизни Чингисхана, в данном случае просто о нем не упомянули.

Историк Рашид-ад-Дин в своих «Летописях» несколько по-иному раскрывает суть происшедшего. Получатель удивительного подарка Джурчедай у него именуется как Кяхтэй (Кэхтэй) — нойон. Вот как описывает события

«… Из рассказов о нем один такой: однажды ночью он возглавлял гвардейский караул в ставке Чингис-хана. Чингис-хан, увидев какой-то страшный сон, проснулся и потребовал света. В ставке была жена, по имени Абика-беги, дочь Джаканбу. Он сказал этой жене: «Я постоянно был с тобою хорош и от тебя не видел никакого зла и вероломства. В этот момент я увидел некий сон, и всевышний господь повелел, чтобы я тебя подарил. Тебе не следует сердиться». И он окликнул: «Кто снаружи?» Кэхтэй-нойон, который был в карауле, ответил: «Я». Позвал его внутрь и сказал: «Я тебе подарил эту госпожу, возьми ее!» Кэхтэй весьма испугался этого происшествия. Чингиз-хан его успокоил и сказал: «Не бойся, ибо я действительно говорю эти слова!» Жене же сказал: «Оставь мне на память одного стольника (баурчи — авт .)… и такую-то золотую чашу, из которой я пью кумыс». Все же остальное полностью: орду, ов-угланов, домочадцев и слуг, казну, табуны и стада полностью отдал жене, подарив ее Кэхтэй-нойону. И все!»

Но это не все! Чингисхан совершил этот поступок, когда власть его окрепла – уже были покорены все монгольские племена и установлены законы Ясы. Абике-беги также не была простой женщиной, которую можно было бы подарить как вещь.

Она была племянницей Ван-хана, близость к аристократическому роду которого в Степи значила очень много. Абике была старшей из четырех дочерей Джахамбо (Джаканбу). Ее сестры являлись: Бектутмиш-Фуджин – старшей женой Джучи, старшего сына Чингисхана, а Соркуктани-беги – главной женой его младшего сына Толуя. Они имели достаточно большое политическое влияние среди монголов. Еще одна сестра была отдана замуж за царя онгутов или тангутов. Источники в этом разнятся. В ходе своих завоевательных походов Чингисхан активно пытался найти ее, но безуспешно. Поэтому имя ее в истории не сохранилось. Сестры располагали полной экономической свободой и даже воинской силой. Двести гвардейцев-торгаутов Абике-беги по законам рыцарей чести могли защитить достоинство своей госпожи. Чингисхан знал это, из чего следует, что его поступок не являлся оскорблением для отданной в подарок жены.

Что же произошло на самом деле в ту ночь? Отказаться по доброй воле от жены Чингисхан по обычаю не мог, даже если бы она была уродлива или бесплодна, ни то, ни другое к ней не относилось.

Не оказался ли Чингисхан невольным свидетелем встречи возлюбленных или же он заподозрил свою жену в неверности? По законам Степи и Ясы прелюбодеяние каралось смертью обоих. Чингисхан на казнь пойти не мог по нескольким причинам. Это подорвет у подданных его авторитет правителя и мужа. Во-вторых, насильственная смерть Абике привела бы не только к смуте в только что созданной державе, но и внесла разлад в царственную семью. Объяснить поступок владыки благородным порывом к соединению влюбленных сердец тоже маловероятно. История знает, как он распорядился судьбой жениха другой своей жены Есуй, татарской принцессы.

Ясно одно: инициатива развода исходила не от Чингисхана и страшный сон здесь ни при чем. Эта причина была придумана как оправдание через столетие после описываемого события. Если бы это было его волеизъявление, то он должен был не только вернуть все приданое жены, но и пополнить его. А получилось наоборот: бывший муж выпросил для себя в качестве подарка добрую половину приданого. Понятно, что сотня храбрых верных нукеров и надежный распорядитель ханского стола даже величайшему владыке не помешают. Но золотая чаша-кисе, о которой упоминает Рашид-ад-Дин?! Несолидно для человека с амбициями на владение всем миром, если это не та знаменитая голубая чаша Ван-хана, пить из которой желали по утрам совсем еще юные Темуджин, Джамуха и Килха-Сенгум.

Похоже, идея принадлежала Абике. Но зачем обладающей реальной властью одной из старших жен степного государя соединять свою судьбу с простым командиром охранников, даже если он красавец-удалец? Мало того, с самым ретивым губителем ее дяди и двоюродного брата, убийцей собственного отца? Причина была одна — месть! Пока она была членом семьи Чингисхана, сделать этого она не могла, Джурчадай (Кяхтай) слишком много имел заслуг в возвеличивании этой семьи. По понятным причинам не мог подвергнуть опале героя и сам хан. Нойоны тысяч не простили бы этого.

Как и о чем договорились той ночью супруги, мы не узнаем никогда. Но, вероятно, Чингисхан вполне разделял стремление Абике к благородной мести. Это не противоречило кодексу рыцарской чести, и хан пошел на это. Теперь месть губителю древнего рода кереитских властителей стала делом семейным, а не государственным. Тогда понятен и тот ужас бесстрашного воина при получении такого «подарка».

После рокового приобретений Джурчедай (Кяхтэй) был отстранен от двора, и дальнейшая судьба его неизвестна. Исчезло даже само племя храбрецов-урутов, нойоном которого он был. Во всяком случае, во времена Рашид-ад- Дина этого племени уже не было. Его должность перешла к его родственнику Чанаю. Трудно сказать, какое из имен, Джурчедай или Кяхтэй, было настоящим, а какое прозвищем, возможно, это два разных человека.

Абике-беги же не только не потеряла авторитета среди чингисидов, но и упрочила его. Ее сын стал баурчи-стольником при Великом хане Угедее. От кого она родила этого сына – неизвестно, но такая должность при дворе говорит об очень высокой степени доверия. Кроме того, Абике ежегодно приезжала из своего города в Ставку Великого хана и устраивала пир. После одного такого пира Угедей-хан, напившись вина, скончался. Придворные языки пытались злословить об отравлении, но Эльчидай-нойон, молочный брат хана, пресек эти разговоры. Авторы «Юань-ши», правда, возложили вину за отравление на ханского министра Абд-ар-Рахмана. Абд-ар-Рахман руководил сбором налогов, в том числе и в Китае.

Благодаря стараниям сестер кереитский род стал постепенно набирать силу. Свою двоюродную сестру Дугуз-хатун они сосватали за Толуя, а затем сделали старшей женой Хулагу-хана. Племянница Дугуз-хатун, тоже кереитка, стала женой Аргун-хана и матерью наследника Харабандэ. Поддерживая родовичей, сестры помогли древнему роду правителей кереитов снова выйти на политическую арену. Потомками их были калмыцкие ханы. А далекая внучатая племянница Абике, дочь Хо-Урлюка Юмагас оказалась достойной преемницей своей пращурки. Мстя за неисполнение обычаев родственникам первого мужа, она уничтожила могущество хошеутовских ханов в Джунгарии.

Виктор Маглинов

Фото из интернета

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта bitru.org

Самый плодовитый отец в истории человечества – это, несомненно, Чингисхан . В мире более 17 миллионов мужчин-потомков Потрясателя Вселенной . А сколько женщин с геномом Чингисхана – этого, к сожалению, наука пока сказать не может, но, несомненно, их в несколько раз больше мужчин. Известно же, что дочерей у Чингисхана было намного больше, чем сыновей.

У Чингисхана было более 7000 жен .

Со многими из них он встречался только раз, в брачную ночь. Это было своего рода ритуальное действо, скрепление союза с правителями, которые отдавали ему в жены своих дочерей в политических целях.

Были среди его жен и китаянки, присланные китайскими императорами. Их он ценил за владение изощренными сексуальными техниками – в этом он отличался (и не он один, вся его знать) от простых монгольских воинов, которые считали, что женщина должна утолять страсть, а не разжигать ее.

Попадали в жены и красавицы всех покоренных народов, на конкурсной, так сказать, основе.

Он говорил:

...величайшее удовольствие-побеждать врагов ваших и преследовать их перед вами, лишать их богатства и видеть, как те, кто им дорог, купаются в слезах, скакать на лошадях и прижимать к груди их жен и дочерей.

Когда Чингисхис завоевывал новые территории, он забирал сильных молодых людей в свою армию, а тех, кто был слишком молод или стар, чтобы сражаться в рядах его туменов, он убивал.

А женщины врага подвергалось повальному насилованию, после чего их убивали. Чингисхан не хотел, чтобы на покоренных им землях плодились полукровки-мангасы.

Но под страхом смерти самых красивых женщин не трогали.

Во время пира после победы, когда военачальники монгольского завоевателя рвали и поглощали огромные куски почти сырой конины, эти женщины, одна за другой представали перед повелителем, как на конкурсе красоты. Он избирал себе в жены самую красивую, отвечающую его канонам женской привлекательности: “маленькие носы, округлые бедра, длинные шелковистые волосы, красные губы и мелодичные голоса”.

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта kino-teatr.ru

Остальных ожидала довольно печальная участь. Они отправлялись в палатки к его офицерам, и они могли стать женами, наложницами, служанками, а не то их могли просто насиловать и потом отдать на потеху простым воинам.

Чингисхан с удовольствием спал с женами и дочерьми вражеских вождей, а его армейские командиры считали его обладателем необычайной сексуальной силы, видя, как он каждую ночь спит со многими женщинами.

Это очень древний императив: вождь должен быть сексуально могуч и плодовит, это связано с культом рождающей земли, нуждающейся в оплодотворении. Чингисхан, видимо, интуитивно это понимал, и соответствовал.

Все его жены рожали ему детей, но только сыновья Борте , первой жены, были царевичами и имели право наследования империи, созданной отцом.

Кроме Борте, к которой он питал неизменную любовь и уважение, были еще так называемые старшие жены: Есуган, Есуй и Хулан (Кулан).

Хулан была прославленной меркитской красавицей, и попала к Чингисхану после того, как он полностью уничтожил меркитов, осуществив, наконец, долго лелеемую месть за то, что меркиты в свое время похитили его жену, молодую и прекрасную Борте, которая вернулась к нему беременной. Его первенец, сын Джучи , может, и не был его сыном.

Хулан привел в шатер вождя его военачальник, Наяга . Узнав, что Наяга продержал Хулан у себя три дня, ревниво относящийся к своей собственности Чингисхан приказал убить Наягу, усомнившись в том, что тот не покусился на девушку.

Насилу меркитская красавица уговорила повелителя пощадить воина, рассказывая, как Наяга говорил, что красивых девственниц и женщин он считает собственностью своего хана (так же, как захваченных кобыл и жеребцов врага). Она также потребовала, чтобы удостоверили ее девственность.

Хан пощадил своего преданного воина, а Хулан сделал своей второй женой. Ее сыновья Кюльхан и Харачар уступали в иерархии чингизидов только сыновьям Борте. Она единственная из старших жен сопровождала его во время военных кампаний и умерла во время индийского похода.

Есуган и Есуй были сестры, дочери татарского хана Церен-эке.

Чингисхан, мстительный и беспощадный в мести, уничтожил племя татар за то, что они погубили когда-то его отца, Есугея-багатура и тем самым обрекли его и его семью на полуголодное, полное лишений и опасностей существование.

Сначала к Чингисхану попала Есуган, и составила свое рода «протекцию» своей старшей сестре, заявив, что ее сестра красивее ее и более искусна в любви, и поэтому более достойна участи жены повелителя.

Возможно, ее старшая сестра вовсе и не стремилась к этой участи, поскольку у нее был то ли муж, то ли жених, с которым она пряталась в лесу после набега воинов Чингиса.

Чингисхан послал отряды на ее розыски; Есуй обнаружили в лесу, а жених ее убежал. Девушку доставили к хану. Ее младшая сестра уступила ей свое место ханской супруги, и села на более скромное место. Чингисхану это понравилось.

Благоразумие сестер проявилось также и в том, что обе в дальнейшем постарались подружиться с Борте.

Жених Есуй, правда, был убит. Ну, сам виноват. Зачем было тайно являться на пир по случаю победы над татарами? Ясно же, что невеста потеряна навсегда.

Ревнивый хан, заметив то ли невольный вздох, то ли дрожь своей новой жены, увидевшей своего жениха, заподозрил неладное и обнаружил незнакомца.

После допроса Чингиз отрубил молодому татарину голову со словами: «Ты потомок моих врагов и пришел сюда подсматривать; я умертвил их всех, так и о тебе нечего раздумывать».

Хан впоследствии не раз «ездил на двух кобылицах»: оставлял в своей юрте на ночь обеих сестер.

Старшие жены в какой-то степени принимали участие в государственных делах.

Та же Есуй, когда Чингисхан собирался в поход на Хорезм, посоветовала ему назначить наследника на случай, если он погибнет в сражении. Чингисхан внял ее совету, и в результате было решено назначить наследником третьего сына Борте, Удегея .

Старших сыновей, Джучи и Чагатая , обошли, поскольку Чагатай, оскорбленный тем, что поначалу наследником назначили Джучи, вслух помянул его сомнительное происхождение. Началась драка прямо перед лицом великого хана. Братьев растащили, и решили выделить им земли в далеких друг от друга местах, чтобы в будущем предотвратить их вражду.

В 1227 году Чингисхан погиб при загадочных обстоятельствах. Возможно, он упал с лошади и умер от полученных травм; он мог умереть от инфицированной раны.

Самая экзотическая версия связана с женщиной. То ли китайская принцесса, то ли тангутская знатная леди убили его во время ночи любви.

Экстремальный вариант этой романтической смерти повествует, что пленница «вставила в свое влагалище приспособление», которое, когда хан захотел заняться с ней сексом, оттяпало его гениталии, и он умер в страшных мучениях.

Говорят, что именно поэтому, чтобы скрыть правду об изувеченном Потрясателе Вселенной, его воины сделали все, чтобы скрыть его могилу.

Темучин, больше известный как Чингисхан - Владыка мира, имел, по сведениям историков, 26 жен и 2 тысячи наложниц. Темучин родился в 1155 году в семье знатного вождя, объединившего несколько племен. Однако до 50 лет он довольствовался одной женой, к тому же старше его. Звали ее Борте, и происходила она из клана не менее влиятельного, чем клан свекра.

На ней Темучина женили по родительскому сговору еще 9-летним мальчиком. Вскоре после свадьбы отец будущего владыки мира Есугай был отравлен врагами, и семья впала в бедность. При мальчишке остались только мать и 12-летняя супруга. Возможно, он по-своему любил Борте, которая стала его первой женщиной, - это чувство не чуждо даже кровавым завоевателям. А еще вероятнее, что у грозного Темучина долго держался выработанный в детстве рефлекс боязни своей "взрослой" супруги, он был как бы у нее под каблуком. То есть она, конечно, не возражала против пригнанных им из военных походов наложниц - это был товар, прислуга что в юрте, что в сексе. Ни наложницы, ни их дети не могли ни на что претендовать. Другое дело - жены. Но когда Борте утратила способность рожать, а Темучин превратился в Чингисхана, сподвижники стали намекать, что не приличествует Владыке мира иметь лишь одну жену и одного сына. Начал с сестер Есуй и Есуган из завоеванного им татарского клана. А затем стареющего императора понесло... .

Это тоже Бортэ в исполнении Франсуазы Дорлеак.

Монгол(2007г)

Год выпуска: 2007

Жанр: исторический, драма

Продолжительность: 02:05:39

Режиссер: Сергей Бодров

В ролях: Таданобу Асано, Хулан Чулуун, Амаду Мамадаков, Басан, Алия, Хэ Ци, А Юэр, Однам Одсурэн, Хонлей Сан, Амарболд Тувшинбаяр, Баярцэцэг Эрдэнэбат

Описание: Фильм о неизвестном периоде жизни Чингисхана. <Не презирай

слабого детеныша - он может оказаться сыном тигра>, говорит монгольская

пословица. Несколько лет провел в рабстве мальчик Темуджин, прежде чем

завоевать полмира.