Гефестион и александр любовники. Александр и гефестион - любовь длиною в вечность

Историю Древнего мира мы в основном оцениваем по деяниям великих людей. Кто же из нас на уроках истории не восхищался талантами Юлия Цезаря или Александра Македонского? Они создали великие империи, занимавшую большую часть цивилизованного мира. Фигура второго еще к тому же и загадочная.

Как мог македонский царь создать великую державу? К сожалению, именно на его личности она и держалась, распавшись сразу после смерти Александра. Царь прожил всего 33 года, успев заслужить славу величайшего полководца в истории.

Александр промчался по античной истории как метеор, оставив яркий след, но и быстро сгорев. Жизнь императора, столь примечательная, но и недолгая, оставила немало вопросов. Зачастую ответы на них порождают мифы и легенды. Их мы и попытаемся развенчать, чтобы получше узнать о великом завоевателе.

Александр был греком. На основании того, что родным языком македонского царя был греческий, исследователи считают, что он все же был греком. Сами греки не хотят признавать существование какой-то независимой от них Македонии. Македонцы же, которые являются бывшей югославской республикой, не хотят признавать, что у них древнего царства было что-то общее с греками. На самом деле неправы и те, и те. Во времена Александра македонцы были близки к грекам так же, как и корсиканцы к французам во времена Наполеона. Но династия Аргеадов всегда заявляла о своем греческом происхождении, считая своим родоначальником самого Геракла. Существовал и македонский язык, который являлся по сути греческим диалектом. Но обучали растущего Александра и литературному греческому. О праве на жизнь македонского языка говорит тот факт, что еще за полстолетия до рождения царя для двора на этом языке Еврипид написал «Вакханок».

Отец Александра Македонского ненавидел его. Между отцом и сыном были весьма сложные отношения. Оба были яркими личностями. На свадьбе Филиппа и Клеопатры жених даже бросился с мечом к сыну, который затеял скандал. Но историки считают, что в целом Филипп заботился о своем наследнике. Даже возвращаясь из очередного своего похода с новой женой, царь подчеркивал сыну, что конкуренция призвана только укрепить его характер и научить ценить власть. Для воспитания Александра был нанят сам великий Аристотель. В качестве школы для царевича была построена целая деревня с храмом. С Александром учились и другие знатные дети, которые со временем стали его военачальниками. Родители даже пытались устроить и сексуальную жизнь наследника, подкладывая ему в постель куртизанку Калликсену. А с 16 лет Филипп стал оставлять Александра царствовать вместо себя. Юноша сумел подавить несколько восстаний и даже повоевать вместе с отцом.

Александр захватил власть, убив своего отца. К 337 году Филипп практически объединил Грецию. Но в этот момент в его семье возникла проблема. После женитьбы царя на молодой Клеопатре ее семейство приблизилось к власти. Мать Александра вместе с ним уехала в Эпир. Однако молодой наследник вскоре вернулся к отцу. Готовясь к походу в Азию, Филипп решил провести свадебные торжества. Но при входе в театр македонец Павсаний ударил Филиппа кинжалом, имея личные мотивы мести. Тут же к нему бросились телохранители царя, а убийца не успел сбежать, споткнувшись о виноградный корень. Друзья Александра быстро убили Павсания, не дав никому узнать правду, кто же стоял за заговором. Нет прямых доказательств участия в этом прямого наследника, но убийство было ему весьма выгодно.

Александр целиком находился под влиянием своей матери. Олимпиаду единодушно историки называют интриганкой, которая всеми силами стремилась к власти. В те времена общественное положение женщин было низким, что не могло смирить гордую и сильную женщину. Благодаря мужу она получила желаемое влияние. Александр же, ее сын и наследник Филиппа, стал для Олимпиады единственным оружием в борьбе с другими кланами. У наследника создалось двойственное отношение к отцу. С одной стороны он видел его воинские успехи, а с другой - испытывал неприязнь из-за материнских сплетен. Царь был женат пять раз, каждый раз ища новый политический союз. Со смертью мужа Олимпиада вернулась ко двору, избавившись тут же от вдовы Филиппа и ребенка. Так царица добилась желаемого. Но в возрасте 21 год Александр ушел в поход против Персии, с тех пор он уже не видел свою мать. Зато ее влияние новый царь ограничил, не дав приехать к себе и разделить триумф. После смерти Александра Олимпиада продолжила бороться за влияние, уже с помощью своего внука.

Александр создал великое войско. На самом деле историки подвергают сомнение тот факт, что Александр на основе маленького царства создал великую империю. Ему просто повезло родиться в нужное время и в нужном месте. Считается, что та самая непобедимая армия, с которой Александр разбил персов, была создана не им самим, а еще его отцом, Филиппом. Именно он принес в войска те тактические приемы, которыми потом воспользовался с успехом его сын. Филипп сумел создать мощную кавалерию, чье отсутствие не давало грекам успешно бороться с персами. Отец Александра наладил ее взаимодействие с пехотой, чего были лишены те же персы. Тяжелая пехота была реорганизована и тренирована. Александр получил профессиональную армию в 40 тысяч человек, что значительно превосходило по численности объединенные силы греков. Некоторые полководцы еще Филиппа помогали его сыну, внеся значительный вклад в его победы.

Александру противостояло величайшее в истории войско персов. Еще за два поколения до Александра персы уже ослабли. В своих междоусобных войнах они вообще пользовались услугами греческих наемников. А знаменитое войско персов по сути развалилась после трех больших сражений. Сперва македонцы победили в битве при Гранике, а затем Александр дважды победил персидского царя при Иссе и при Гавгамелах. После этого великая Персидская страна прекратила свое существование. Оказалось, что и царь этой страны оказался трусоватым и бежал с поля боя еще до его исхода.

Александр переписывался с древними русскими князьями из Словенска. Этот миф даже вошел в учебник истории для средней школы. На самом деле в те времена не было ни древнего города Словенска, ни каких-то русских князей. Александр действительно воевал севернее Дуная, желая обезопасить свои северные границы перед азиатским походом.

Александр объединил человечество и положил начало новой цивилизации. С походов царя началась новая историческая эпоха, названная эллинистической. Греческая цивилизация, до тех пор ограниченная Средиземным и Черным морем, стремительно проникла в Азию, вплоть до Индии. Но насколько велика заслуга в этом самого Александра? Ведь он вскоре умер, а созданная им империя быстро распалась. Долгое время говорили, что Александр мечтал о единстве человечества. Этот миф придумал Плутарх. Якобы царь считал Зевса отцом всех людей, которые таким образом - братья. Да и в империи Александра планировалось поделить верховную власть между всеми народами. Только вот ничто не говорит в доказательство этих идей. Незадолго до смерти Александр заставил греков признать его сыном Зевса. Но это было сделано для возвеличивания царя. К государственному же управлению были допущены македонцы, греки, оставлены кое-где и персы. С покоренными же племенами царь расправлялся настолько жестоко, что о братстве говорить не приходится. Но в целом стоит отметить, что Александр изменил традиционным принципам управления, позаимствовав кое-что удачное у персов.

Александру была свойственна гордыня, о чем говорит его скульптура. На всех древних скульптурных изображениях великого полководца его подбородок чуть приподнят, а голова повернута вправо. Долгое время считалось, что это прямое свидетельство гордости и даже гордыни, которая была присуща царю. Но современные ученые усомнились в такой трактовке. По их мнению скульпторы просто достоверно скопировали реальный облик Александра. А такое положение его головы было не случайно. Оказывается, у Александра была редкая болезнь глаз, известная сегодня, как синдром Брауна. Иными словами, только при таком положении головы и глаз полководец и мог нормально видеть.

Александр был великодушным и щедрым правителем. В доказательство этого мифа приводят историю, когда царь сохранил жизнь семьи своего противника, перса Дария. Но есть немало доказательств того, что Александр проявлял жестокость даже тогда, когда в этом не было особой нужды. Он продал в рабство всех жителей непокорных Фив, на пиру убил своего друга и спасителя жизни Черного Клита, вырезал племя касситов, горюя по другу Гефестиону. Ради преодоления великой гедросской пустыни, возвращаясь из Индии, царь не пожалел множества жизней своих же солдат. Плутарх же, описывая научное любопытство Александра, поведал, как тот изучал свойства нефти. Вместе с друзьями царь приказал облить черной жидкостью мальчика-слугу и поджечь его. С трудом удалось спасти несчастного.

Александр разрубил Гордиев узел. Эта красивая легенда появилась еще в античные времена. Хитрым узлом к алтарю Фригийского храма Зевса была привязана телега. Оракулы предрекли, что тот, кто сможет распутать этот божественный клубок, станет покорителем мира. Но никому не удавалось сделать это до Александра Македонского. Он просто взял, да и разрубил узел. Но некоторые древние авторы опровергают эту версию. Аристобул, участник походов македонцев, писал, что Александр смог развязать узел, воспользовавшись своим интеллектом. Есть версия, что царю пришлось частично разобрать телегу для решения сложной задачи.

Александр Македонский был геем. Еще в античности говорил о том, что царь предпочитает женщинам своих друзей. Считали, что любовником Александра был его лучший друг Гефестион, а также его фаворит Багой. Сам царь сравнивал себя с другом с персонажами «Иллиады» Ахиллом и Патроклом, которые вообще-то считались гомосексуалистами. Но в те времена в Греции, да и в Македонии знать сквозь пальцы смотрела на сексуальные отношения мужчин. Вызывало беспокойство, только если юноша переставал обращать внимание на женщин, что мешало продолжению рода. Известно точно, что у Александра было немало любовниц и три законных жены - бактрийскую княжну Роксану, дочерей персидских царей Статиру и Парисатиду. Первая родила ему сына и наследника Александра, был у него и сын Геракл от наложницы Барсины.

Александр был очень религиозным. До того, как начать побеждать персов, царь действительно активно делал дары богам. Но вскоре он стал пренебрежительно к ним относиться. Об этом говорит хотя бы нарушение запрета на посещение Дельфийского оракула. Оплакивая же смерть своего любимого друга Гефестиона, Александр вообще приравнял его к младшим божества, создал культ и заложил пару храмов в его честь. В Египте царь заявил, что является сыном Аммона-Ра, тем самым подтвердив свою божественную сущность. Стремление обожествлять себя в самой Греции не всегда находило понимание, да и отречение от привычных богов пошатнуло доверие к нему солдат и полководцев. Александр по сути отрекся от своего отца, которому многим был обязан.

Империя Александра держалась только на военной силе. Столько огромная держава существовала не столько благодаря армии Александра, сколько его продуманной внутренней политике. Царь отказался от привычных принципов и догм, каждый раз заново анализируя появляющиеся обстоятельства в поисках оптимального решения. Неслучайно многие принципы управления Персидской империей были позаимствованы. Александр отказался от мысли сделать Азию провинцией своего македонского царства. Он приблизил ко двору местную знать, дал ей места в армии и при власти.

Александр не носил бороды. В те времена греки, да и македоняне предпочитали отращивать бороду. Но сам Александр отказался от этой традиции, что резко выделяло его из толпы. Тому есть простое объяснение - полководцу природа отказала в пышной растительности на лице. Он просто не имел возможности отрастить красивую бороду. В итоге тщеславный правитель ввел моду на чисто выбритое лицо.

Александр Македонский был стройным и высоким. Нам так и хочется, чтобы античный герой имел атлетичное, хорошо сложенное тело. Но даже по македонским стандартам царь был невысокого роста - всего 150 сантиметров. Зато он был коренастым и жилистым.

Александр умер своей смертью. Причины смерти великого царя называются разные. Естественность причин подвергается сомнению - Александру было всего 33 года, он находился в самом расцвете сил. Побежденные им персы считают, что полководца наказало небо за вскрытие им могилы Кира. Вавилоняне считают, что силы Александра были подорваны в знаменитых садах Семирамиды при планировании новых походов. Сами вернувшиеся домой македонцы говорили, что Александра погубило пьянство и распутство. А римляне считали, что царя просто отравили, виной всему медленно действующий азиатский яд. Неслучайно по пути из Индии Александр терял на сутки сознание, лишился сил и голоса. По другой версии царь настолько устал от походов, что вместе с беспробудным пьянством, да еще на фоне малярии у него обострилась язва желудка. Симптомы ее соответствовали тому, что происходило с царем. В любом случае в 323 году до н.э. Александр умер в Вавилоне.

У Александра не осталось наследников. Принято считать, что царь не оставил после себя наследников. На самом деле у него было два сына, просто они были слишком маленькими, чтобы как-то влиять на свою судьбу и тем более управлять империей. Законным наследником считался Александр, сын Роксаны. Он появился на свет через месяц после смерти отца. Младенца тут же провозгласили царем и соправителем своего дяди. Но реального влияния наследники конечно не имели. Филипп Арридей был еще и умственно отсталым. От имени этой пары правили регенты, в то время как военачальники Александра постепенно набирали силу. Самого Александра причисляли то к одной партии, то к другой. В 317 году до н.э. был убит его дядя. Набиравший силу Кассандр избавился от всех покровителей мальчика, заключив его в крепость по сути под арест. Но другие диадохи помнили о наследнике, желая привлечь его на свою сторону. Тогда повзрослевший уже Александр IV вместе со своей матерью был убит по приказу Кассандра в 309 году до н.э. Геракл, сын Барсины, стал предметом политических игр при поиске нового наследника в 309 году. Юношу формально поставили во главе войска Полисперхона, которое напало на Македонию. Правивший там в то время Кассандр пообещал вступить с Полисперхоном в союз в обмен на жизнь еще одного наследника. И в 309 году Геракла с матерью задушили. Так прервалась 400-летняя царская македонская династия.

Осень 331 г. до н. э. Вавилон

Александр

Зачем мне мед черноокой девицы?
Не нужно пенье прекрасных дев.
В тебе одном, по воле Киприды
Заключился весь белый свет.
Смотрю на тебя и творенье Ириды
Меркнет мгновенно перед ликом твоим.
Как Ахиллес уйду с поля битвы
Если тебя не будет в живых.

Гефестион

Мой Александр, вместе покинем
Мы этот мир по воле богов.
Парит пока орел чернокрылый
И я как прежде иду за тобой.
Ты Прометей души моей мрачной
Факел любви зажег только раз.
И уж никто не затушит то пламя.
Я сберегу его только для нас.

Александр

В вечной войне померкли все чувства
Только любовь как прежде сильна.
Гефестион, друг, сердце не бьется
Стоит тебе отойти от меня.
Знаю я точно, рядом ты будешь
И не предашь меня никогда.
Пусть все желают скорой разлуки.
Мы будем вместе с тобою всегда.

Гефестион

Эрос с тобой не сравниться, любимый.
Силой своей ты затмил всех богов.
Я лишь молю, чтоб глаза голубые
Вечно смотрели твои на восток.
Я буду рядом, пусть даже тенью.
Пусть даже если погибну в бою.
Знай, Александр, в этом сражение
Телом своим я тебя защищу.

Осень 324 г. до н.э. Экбатана

Александр

Меня признали сыном бога,
Но этот мир не мил уж мне.
Зачем?! Зачем скажите, боги,
Вы позавидовали мне?!
Его лицо вмиг побледнело.
Его глаза бессмысленно пусты.
Еще вчера я был любимым, светом.
Сейчас я центр пустоты!

В безумии я срезал пряди.
Три дня рыдал у ног твоих.
Бессмертие - мое проклятье,
Ведь я душой с тобой погиб!
Меня сковали цепи боли.
По всюду вижу лишь тебя.
И в пустоте звучит твой голос:
«Ахилл, Ахилл, я жду тебя».
Потухнут в храмах Вавилона
Огни у алтарей богов.
Пускай оплакивает город.
Пускай дрожит придворный люд.

Александр

Восемь месяцев не видел я тебя.
Восемь месяцев не слышал я твой голос.
Эта жизнь измучила меня,
И орел уж не летает вольно.
Восемь месяцев я брожу без сна.
Восемь месяцев в вине топлю я горе.
Экбатана стала мраком для меня,
Вавилон - моей тюрьмою.
Я испил давно из Леты воду,
И погряз в немыслимой тоске.
Я иду к тебе, о мой Патрокл.
Ты у врат Аида меня жди.
Боль со временем стала сильнее.
Этот мир утоплен в пустоте!
Лишь в тебе ищу спасенье.
Только смерть поможет мне.
Мне не нужен ни Олимп, ни блага.
И богов проклясть готов я всех.
С каждым шагом приближаюсь к мраку.
С каждым стоном движусь я к тебе.

Где-то вне времени и жизни

Гефестион

Ты и я как прежде вместе.
Как прежде я дышу тобой.
Как не жестоки боги в мести,
Они не властны над судьбой.
Я был изгоем у Аида,
Я был ничем в сердцах живых.
Но я дышал и не сдавался,
И тенью был у глаз твоих.

Александр

Большому счастью трудно верить.
Так велика моя любовь!
Я без тебя жить не умею,
И смерть разрушила заслон.
Ты никогда не был изгоем.
Ты смыслом жизнь всю наполнял.
Победы пыль покроет слоем,
А вечность - ты, любовь моя.

Гефестион

Мой Ахиллес, мой Александр,
Слова пустое сочетанье букв.
Не осветить души им грани,
Не передать любовь мою.
Я пьян от близости и счастья.
Тобою вновь наполнен мир.
И слаще нет на свете яда,
Чем яд касанья губ твоих.

Александр

Сиянье глаз и шепот нежный
Прогонит боль дней без тебя.
И только ты способен лаской,
Любовью разбудить меня.
Ты не уйдешь, и я останусь.
Мне не насытиться тобой.
Пусть рухнут города и храмы,
Главное, что ты со мной.

Авг Вавилон в период Александра Македонского был столицей Персии. Киприда - второе имя богини любви Афродиты. Ирида - богиня радуги. Имеется в виду тот факт, что Ахиллес погиб сразу же после своего возлюбленного Патрокла в битве. Орел является священным животным Зевса, верховного греческого бога. Александра считали его сыном. В греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды Климены. Он похитил у Гефеста, бога огня и кузнечного ремесла, огонь и дал его людям. За это Зевс его жестоко покарал. Его привязали к скале, и каждый день прилетал орел и клевал печень Прометея. Греческий бог любви Гефестион был настолько не разлучен с Александром, что историки прозвали его «тенью Александра». Город в Персии. Бывшая столица Кира II Великого, персидского царя, объединившего разрозненные племена в единое государство. Именно здесь внезапно умер Гефестион. В оазис Сива в святилище верховного египетского бога Аммона, оракул объявил Александра сыном бога. Александр обрезал себе волосы, также как это сделал Ахиллес, после смерти Патрокла. Александра и Гефестиона считают вторыми Ахиллесом и Патроклом, в связи с тем, что однажды царь возложил венок на могилу Ахиллеса, и одновременно с ним Гефестион возложил венок на могилу Патрокла, тем самым подтвердив «особую» дружбу с царем, какая была и между гомеровскими героями. Т.к. Александра признали сыном бога, то считалось, что после смерти он попадет на Олимп, т.е. является бессмертным. Огни в храмах гасли только в том случае, если умирал царь. Т.е. Александр считал себя погибшим вместе с другом. Дата смерти Александра Великого. Психологи говорят, что если после восьми месяцев человек не смирился с потерей, то он либо сойдет с ума, либо умрет. Лета - река забвения в царстве мертвых, в Аиде. Повелитель царства мертвых

Александр Македонский был, несомненно, великим полководцем, но одолеть огромную Персидскую державу, а затем дойти до Северо-Западной Индии, без друзей и соратников он вряд ли мог. Среди выдающихся сподвижников Александра историки чаще всего называют Птолемея, Пармениона, Антигона, Клита,Кратера и, конечно же, Гефестиона. В исторической литературе существует неоднозначная оценка деятельности и личности Александра, но отношение к его ближайшему другу и соратнику - Гефестиону, можно сказать, не вызывает бурных диспутов. Все источники и исследователи описывают Гефестиона близким другом Александра, беспрекословно выполняющим волю своего царя. Тем не менее, отношение к Гефестиону, на наш взгляд, не может быть столь упрощенным и однозначным. Не исключено, что Александр рассматривал своего близкого друга возможным преемником, способным в случае гибели продолжить его дело.



Гефестион, сын Аминтора, происходил из знатной македонской семьи. Как свидетельствуют документы, он был ровесником Александра; возможно, они были знакомы еще до начала обучения у Аристотеля. Курций Руф пишет, что «это был самый любимый из друзей царя, выросший вместе с ним, поверенный всех его тайн». Гефестион очень рано занял особое положение при Александре и сохранял его до последних дней. Он оставался рядом с будущим царем даже тогда, когда Филипп, недовольный тайными переговорами сына о брачном договоре с сатрапом Карии Пиксодаром, выслал из страны многих его друзей.
Во время похода в Азию положение Гефестиона неуклонно росло: начиная поход лишь личным другом царя, он стал его незаменимым соратником. В первые годы долгого пути по просторам Азии мы не встречаем нашего героя среди высшего командного состава: это место занято другими - Парменионом, Филотой, Клитом и прочими. На этом этапе Гефестиона и Александра связывали, по-видимому, лишь крепкие дружеские отношения. Не исключено, что Александр, обожавший Гомера и стремившийся во всем подражать Ахиллесу, видел в Гефестионе второго Патрокла. Примечательно, что, посетив в Малой Азии могилы гомеровских героев, Александр возложил венок на могилу Ахиллеса, а Гефестион - Патрокла. Только Гефестиона взял с собой Александр во время визита в шатер матери и жены Дария Кодомана, попавших в плен после сражения при Иссе. Об этом событии Диодор рассказывает так: «Царь на рассвете вместе с самым любимым другом своим, Гефестионом, пришел к женщинам. Оба они были одеты одинаково, но Гефестион был выше и красивее, и Сисигамба, приняв его за царя, пала перед ним ниц. Присутствовавшие стали качать головой и руками показывать на Александра. Сисигамба, устыдившись своей ошибки, простерлась сызнова перед Александром. Но царь, подняв ее, сказал: «Не волнуйся, мать! Он тоже Александр». Эта фраза царя, как оказалось, имела большой смысл и стала отправной точкой для нового этапа во взаимоотношениях Александра и Гефестиона. Начинается карьерный рост Гефестиона, раскрывший организаторские способности и военный талант, сделавшие его не только незаменимым другом, но и соратником.
Одним из первых заданий Гефестиону было организовать управление городом Сидон в Финикии, и он с ним успешно справился. Исполняя следующее поручение, Гефестион провел флот из Финикии до Египта. В битве при Гавгамелах Гефестион, теперь уже начальник телохранителей, сражался рядом с царем и был ранен в руку: «…раненых же оказалось очень много, был среди них и Гефестион, начальник телохранителей, один из наиболее известных командиров (копье попало ему в руку)». После разгрома Дария при Гавгамелах и установления власти македонцев в Персии, стали нарастать противоречия в ближайшем окружении Александра. Военачальники становятся сатрапами, и вместе с властью получают огромные богатства, о которых они раньше могли только мечтать. Тем временем, Александр, продолжая поход на восток, меньше теперь прислушивается к советам старого окружения, а на первые места выдвигает новых людей. Следуя персидским обычаям, он заставлял это делать и своих соратников. Свободолюбивые македонцы, привыкшие видеть своего царя первым среди равных, болезненно воспринимали происходящее. Конфликт перерос в заговор Филоты, сына Пармениона. Заговор был раскрыт и к Филоте, по предложению Гефестиона, Кратера и Кена, были применены пытки, под которыми он и признал свою вину. Филота молил Гефестиона о пощаде, но друг царя ему не помог; Филота был казнен по македонским обычаям.
Гефестион сыграл не очень благовидную роль и в «деле Каллисфена» - философа и племянника Аристотеля. Сказав однажды Александру, что философ обещал ему пасть ниц перед царем, но не сдержал своего слова, он предопределил его судьбу. Должность командира гетайров, занимаемую Филотой, Александр разделил между Гефестионом и Клитом. Конница гетайров при этом была поделена, и Гефестион возглавил одну из двух гиппархий. Арриан предположил, что Александр «не хотел вручить командование такой большой конницей… одному человеку, хотя бы и самому близкому». Но с этим вряд ли можно согласиться: в столь деликатном деле видную роль сыграли другие соратники, которые рассчитывали после казни заговорщиков разделить их должности. Конница гетайров была лакомым куском, и передача ее одному лишь Гефестиону могла вызвать зависть и недовольство близкого круга царя. Не стоит также забывать, что Гефестион до этого не занимал важных военных должностей, а потому Александр посчитал нужным постепенно вводить его в курс дела. С другой стороны, назначение Гефестиона на должность «гиппарха» позволяло царю в критической ситуации опереться на своих «друзей» - гетайров.
Положение Гефестиона значительно укрепляется в Средней Азии: здесь он занимается заготовкой провизии и заселяет разоренные провинции. Вступив в Индию, Александр разделил свою армию. Командование отдельными подразделениями он поручил Гефестиону и Пердикке, передав под их руку полки Горгия, Клита и Мелеагра, а также половину конницы «друзей» и всю наемную конницу. Им предстояло привести к покорности всех, кто находился на пути к Инду. Выполняя приказ, Гефестион разбил войска местного князя Астиса, подчинил Омфиса, а затем, соединившись с подошедшей армией Александра, принял участие в битве с раджой Пором, сражаясь во главе своей гиппархии рядом с царем. Возглавляя две пешие фаланги, свою гиппархию, гиппархию Деметрия и половину лучников, он покорил значительную часть северо-западной Индии, после чего отправился к реке Гифасис для соединения с Александром.

После мятежа македонского войска на реке Гидасп, было принято решение вернуться в Персию. Здесь на Гидаспе Александр разделил свою армию на части. Один отряд под командованием Кратера должен был идти по правому берегу реки. Гефестион шел по левому берегу, возглавляя большую и лучшую часть армии, в состав которой входило и до двухсот слонов. На месте слияния Гидаспа с Акесином Гефестиона и Кратера ждало войско Александра, переправлявшееся по самой реке. Далее Гефестион с небольшим отрядом двинулся по берегу Инда, приводя к повиновению местные племена, заселяя и обустраивая города. Пройдя тяжелый путь через пустыню Гидрозию, они вновь разделились: Гефестион с большей частью войска двинулся побережьем из Кармании в Персию, а Александр направился в Пасаргады.

После долгого похода армия соединилась в Сузах, где были устроены грандиозные празднества по поводу бракосочетания Александра с дочерью Дария III Статирой. За Гефестиона царь выдал младшую дочь Дария, сестру Статиры Дрипетиду. Как отмечает Арриан, Александр хотел, чтобы дети Гефестиона и его дети были двоюродными. Из Суз Александр и Гефестион отправились в Экбатаны - столицу исчезнувшего к тому времени Мидийского царства. По пути в Мидию Александр принял решение отправить на родину старых и больных македонских солдат во главе с Кратером и его помощником Полиперхонтом. Отправка Кратера была на руку Гефестиону: оба полководца испытывали друг к другу неприязнь, нередко переходящую в открытую ссору. Причина конфликтов заключалась в том, что ко времени окончания Восточного похода отношение Александра к соратникам сильно изменилось. Дружеские отношения отошли теперь на задний план, и царь оценивал военачальников по их личным способностям и заслугам. Так Евмен, не македонец, а грек по национальности, стал начальником канцелярии и играл не последнюю роль в системе управления. Но дальше всех по карьерной лестнице продвинулся Гефестион. Во время похода в Индию он фактически стал вторым лицом после Александра, а по возвращению в Персию породнился с царем. Лично для Гефестиона была введена новая должность хилиарха. Заняв важные посты, Гефестион стремился сохранить позиции единственного в своем роде царского друга. По этой причине почетное удаление Кратера - друга и соратника Александра, можно расценить как важную победу нашего героя.

Несмотря на видимый успех, Гефестион опасался укрепления позиций талантливых и популярных в войске товарищей, а это, в свою очередь, заставляло его нервничать и вступать в ссоры. Резкую характеристику Гефестиона мы находим у английского исследователя П. Грина: «Гефестион, второе «я» царя не был популярен. Высокий, сильный, своенравный, злой, недалекого ума, он хорошо мог командовать тысячей воинов, но не годился для того, чтобы управлять. Основной его характеристикой была неукоснительная личная преданность Александру». Напротив, немецкий историк Ф. Шахермайер полагал, что Гефестион был человеком способным и готовился занять место Александра в случае внезапной смерти последнего. К слову сказать, именно об этом свидетельствует назначение Гефестиона хилиархом.

Должность хилиарха существовала при персидском дворе и означала нечто вроде должности первого министра, командира дворцовой стражи и начальника царского эскадрона. Можно сказать, что в руках Гефестиона сосредоточились все нити управления страной и охрана ее государя. Этот важный пост Александр мог доверить только верному другу. Как замечает Ф. Шахермайр, большую роль в назначении сыграло и ожидание приезда в лагерь влиятельного и популярного в войске Антипатра.

Не стоит забывать, что прямых наследников, способных принять власть, у Александра тогда еще не было, а Гефестион, получивший высокое назначение и ставший родственником самого Александра и царя Дария как никто другой подходил на роль регента. В случае отсутствия наследника трон мог сразу перейти к Гефестиону. Для любого правителя вопрос о наследнике является первоочередным, при этом не важно, молод или стар правитель, и здоров ли он.

Убийство Филиппа служило Александру наглядным примером. Впрочем, и на его жизнь покушались неоднократно. Восточная политика Александра неоднозначно воспринималась его ближайшим окружением. Соратники царя разделились на два лагеря: Гефестион, Пердикка, Птолемей и Евмен приняли ее полностью, Антипатр, Кратер и Антигон решительно не желали объединения Востока и Запада. Следовательно, возможных преемников следует искать в первой группе. Птолемей не годился на роль правителя огромной империи: он рано отказался от идеи сохранения единой страны, приложив немало усилий для ее развала. Видимо, Александр знал настроение Птолемея и не стремился приблизить его к себе: несмотря на
заслуги, его положение не содержит какого-либо значительного карьерного роста. Евмена вряд ли вообще стоит рассматривать как возможного преемника: верный делу Александра, мужественный воин и первоклассный полководец он имел низкое происхождение. Лично для Александра происхождение не имело значения, но македонская знать отказывалась считать Евмена своим. Пердикка, представитель знатной фамилии из Орестиды, тонкий и дальновидный политик, один из немногих подходил на роль преемника. Царь всегда испытывал к нему полное доверие и после смерти Гефестиона именно Пердикка стал его ближайшим другом, а также командиром первой гиппархии гетайров. Не случайно именно ему Александр передал перед смертью свой перстень. Но самым вероятным преемником Александра следует считать Гефестиона. Среди окружения царя он был самой компромиссной фигурой. Будучи хилиархом он контролировал вооруженные силы и управление страной.

Статус близкого друга Александра, очень важный для македонцев, персов и царских родственников, мог избавить империю от гражданской войны. После смерти царя управление страной должно было перейти именно к Гефестиону, точнее даже не перейти, а остаться в его руках. Выживи Гефестион после болезни, македонская империя избежала бы многих потрясений и сохранила свое единство: его военный талант, твердый и решительный характер позволяли подавить очаги гражданской войны.

Однако, во время празднеств в Экбатанах, Гефестион заболел и через семь дней умер. Когда Александру сказали, что Гефестиону плохо, он поспешил к нему, но в живых уже не застал. О горе Александра античные историки писали по-разному, в зависимости от того, относился автор к Гефестиону и самому Александру благожелательно или же злобствовал и завидовал. Юстин пишет, что Александр оплакивал своего друга так долго, как не подобает царю. Подражая Ахиллесу, Александр обрезал над трупом свои волосы и сам правил колесницей, везшей тело друга. Подобно Ахиллесу, Александр задумал устроить гимнастические и мусические состязания, и для этого были подготовлены 3000 участников. Говорят, что короткое время спустя они состязались на похоронах самого царя. Заупокойной жертвой для Гефестиона стало перебитое племя косев. Александр велел вечно чтить Гефестиона как героя и даже вопросил Амона, разрешает ли тот приносить Гефестиону жертвы как богу. Клавдий Элиан пишет: «Некоторые считают, что всем, что было учреждено для похорон Гефестиона, воспользовались на похоронных торжествах в честь самого Александра, ибо смерть постигла царя, когда траурные обряды по Гефестиону еще не были исполнены».

Со смертью Гефестиона для Александра закончилась целая эпоха, а если провести аналогию с их любимыми героями - Ахиллесом и Патроклом, - то и сама жизнь. Как верно подметил Арриан: «Для Александра смерть Гефестиона была великим несчастьем; думается мне, что Александр предпочел бы скорее умереть, чем пережить его, так же как, думаю, и Ахилл пожелал бы скорее умереть раньше Патрокла, чем стать мстителем за его смерть».

Литература
1. Арриан, Квинт Флавий. Поход Александра / Квинт Флавий Арриан. -
militera.lib.ru
2. Арриан, Квинт Флавий. Индия / Квинт Флавий Арриан. - linemedsf .
boom.ru/ID_16_05_19.htm
3. Грин, П. Александр Македонский. Царь четырех сторон света: пер. с англ. Л. А.
Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2003.
4. Диодор Сицилийский Историческая библиотека / Диодор Сицилийский.-
ancientrome.ru/antlitr/diodoros/
5. Плутарх. Александр // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т.; пер. с
древнегреч., сост., прим. М. Томашевской. - Т. 2.. - М.: Правда, 1987.
6. Плутарх. Серторий и Евмен // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т.;
под ред. С.С. Аверенцева. - Т. 2. - М.: Наука, 1994.
7. Руф, Квинт Курций История Александра Македонского/ Квинт Курций Руф. -
militera.lib.ru
8. Шахермайр, Ф. Александр Македонский / Фриц Шахермайр. -
centant.pu.ru/sno/lib/schach/11.htm
9. Шифман, И.Ш. Александр Македонский / И.Ш. Шифман. - Л.: Наука, 1988.
10. Шофман, А.С. Распад империи Александра Македонского/ А.С. Шофман. -
Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1984.
11. Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского/ А.С. Шофман. -
Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.
12. Элиан Клавдий Пестрые рассказы / Клавдий Элиан. -
ancientrome.ru/antlitr/aelianus/stories/k n08-f....
13. Юстин, Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiac Philippicae»;
пер. с лат. А.А. Деконского, М.И. Рижского; под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. - СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2005.

Вестник молодых ученых № 07
Сборник научных работ г. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.

Александр Македонский… Александр Великий… Человек, который за свою короткую жизнь стал повелителем Ойкумены, самым гениальным полководцем в мировой истории, царем царей и богом. Это имя привлекало людей во все времена, эта личность пугала и притягивала, снова и снова заставляя попытаться осмыслить, кем же на самом деле был Александр.
Античные и современные авторы приводят множество трактовок своего видения личности Александра, но одна из них не является полностью достоверной. Эти труды писались с учетом господствовавших в то время официальной точки зрения, научных тенденций, моральных и этических норм. Александра восхваляли и проклинали, называли его Мессией и опасным шизофреником, гением войны и выскочкой, которому все победы достались благодаря выучке отцовской армии и удачному стечению обстоятельств. Вероятно, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Но нет сомнений в том, что Александр действительно был сложной, многогранной и противоречивой личностью.
Если верить античным источникам, Александр в юности сочетал в себе скромность, чувствительность и необычайную целеустремленность. Энергия в нем просто била через край. У него был пытливый ум, он увлекался философией и естествознанием. Жизнь, безусловно, была нелегким испытанием для царевича, которого с детства убеждали, что он сын бога и потомок великих героев прошлого. Поневоле нужно было соответствовать. И Александр, очевидно, преуспел в этом - уже в шестнадцатилетнем возрасте он сумел так показать себя в глазах армии, что воины пошли бы за ним куда угодно.
Со временем, став царем, Александр делался все более жестким и высокомерным человеком, хотя всю жизнь оставался предан друзьям детства. Бесчисленные завоевания, выигранные битвы и дарованный ему Оракулом божественный статус только расширили пропасть между Великим Царем и его подчиненными. Персидский образ жизни и обычаи зачаровали Александра, что вызывало недовольство его македонских приближенных. Он жил в атмосфере заговоров и интриг, со временем перестав доверять тем, кому верил всю жизнь, опасаясь бунта, яда, кинжала. Бешеный темперамент Александра - в гневе он мог не только незаслуженно оскорбить, но и убить - приносил ему самому немало горя. И только безудержное стремление вперед, к горизонту, удерживало его от безумия.
Можно ли любить такого человека - без оглядки, без опасений? Посвятить ему всю свою жизнь, не требуя взамен ничего - только внимания, дружеского участия, редких минут нежности? История показала, что да. Рядом с великим завоевателем всегда был человек, настолько с ним неразлучный, что историки прозвали его «тенью Александра». Гефестион, сын Аминтора - лучший друг и любовник на протяжении всей жизни. Фавориты и увлечения Александра часто менялись, и только Гефестион возвышался над всеми ними, только его место при Александре было неизменно.
Чем же смог завоевать Гефестион такую преданность Александра, любовь, которую царь не стеснялся открыто демонстрировать окружающим? Секрет прост, и одновременно неимоверно сложен: Гефестион стал для Александра практически всем. Первой юношеской любовью, которая осталась навсегда. Другом, которому можно было доверить самое сокровенное. Соратником, который всегда поддерживал любые, даже самые безумные его планы и начинания. Он был незаменим для царя - блестящий полководец, непревзойденный инженер, логист, дипломат и администратор, - и для Александра - верный друг, правая рука, единственный человек, который всегда выслушает и поймет, которому можно безгранично доверять.
О Гефестионе известно относительно немного - он был родом из Пеллы, столицы Македонии, но его имя и имя его отца - Аминтора - выдают афинское происхождение. Возможно, что дедом Гефестиона был афинский сановник Деметрий. Судя по всему, Гефестион обучался вместе с Александром и детьми других высокопоставленных македонских придворных в школе Аристотеля в Миезе - об этом свидетельствует его длительная переписка с Аристотелем, прекратившаяся только после того, как резко ухудшились отношения между Великим царем и его старым учителем. Значимость Гефестиона в империи и жизни Александра была столь велика, что Стагирит собрал письма к нему в отдельную книгу, которая, к сожалению, была утрачена, как и большинство писем Аристотеля к Александру. До нас дошли сведения о том, что кем-то из античных авторов была написана и биографическая книга о Гефестионе, но она также была утрачена, вероятно, во время пожара в Александрийской библиотеке.
Более поздние античные источники описывают Гефестиона как высокого человека редкой красоты. Известные нам изображения были созданы уже после его смерти, и поражают своей несхожестью. Поэтому как в точности выглядел сын Аминтора, остается только догадываться. Наиболее достоверным его изображением считают часть барельефа на саркофаге царя Сидона, изображающего Александра, Гефестиона и, вероятно, Пердикку в битве. Очевидно, Гефестион, так же, как и Александр, отличался достаточно вспыльчивым нравом, был упрям и довольно высокомерен. В то же время античные источники называют его человеком умным, смелым, благородным и прямодушным, умевшим как приказывать, так и подчиняться, обходительным и очаровательным. Александр доверял ему самостоятельно вести войска и поручал сложные дипломатические миссии.
Первым официальным признанием «особой» дружбы между Александром и Гефестионом считается история принесения венков на могилы героев Троянской войны Ахиллеса и Патрокла, которые до сих пор считаются самой романтичной гомосексуальной парой античности. Любовь между ними продолжалась всю жизнь, хотя и неизвестно, какую роль в их отношениях играл секс после вступления в зрелый возраст. Достоверно известно, что Александр, не имевший законных наследников (его сын от царицы Роксаны, Александр IV, родился уже после его смерти), принял все необходимые меры для того, чтобы в случае его гибели империю унаследовал Гефестион. Сначала он изобрел специально для любовника должность хилиарха, или Великого визиря, который должен был быть фактически заместителем царя. После возвращения из Индии Александр женился на дочери царя Дария Статире, а Гефестиону отдал в жены ее младшую сестру Дрипетиду. И, хотя многие приписывали этому решению сентиментальные мотивы - Александр якобы хотел, чтобы дети Гефестиона приходились ему племянниками - в нужный момент этот брак был призван узаконить положение Гефестиона в Персии и обеспечить ему - или, по крайней мере, его детям, - право на престол. Александр, будучи гением военной стратегии, страдал некоторой наивностью в политических вопросах, искренне полагая, что Гефестиона оставят в живых после его смерти и даже провозгласят его наследником. Случись царю уйти первым, его любимый пал бы первой жертвой в борьбе за престол империи.
И тем не менее, вполне возможно, что Гефестиону не удалось избежать подобной участи. В окружении Александра у него было множество недоброжелателей - ему завидовали, его боялись. История его болезни и смерти представляется достаточно странной. В том, что Гефестион заболел лихорадкой, сомнений мало, однако источники неопровержимо свидетельствуют, что умер он именно в тот момент, когда уже пошел на поправку. Он почувствовал себя настолько лучше, что успокоился не только Александр, но и лучший армейский врач - они даже сочли для себя возможным оставить больного одного практически на целый день, отправившись смотреть игры. То, что Гефестион умер после того, как нарушил запрет врача и обильно позавтракал - версия, безусловно имеющая право на существование. После длительного воздержания от твердой пищи такая трапеза могла оказаться фатальной. Но не исключена и возможность, что в вино, которое подали к завтраку, был подсыпан яд. Причина отравить его была и у ревнивых жен Александра, и у его политических соперников.
Через считанные минуты Гефестиону стало очень плохо. Сразу же бросились за Александром, но тот, примчавшись во дворец, уже не застал друга в живых.
Горе царя не знало границ. Различные античные авторы по-разному описывают его скорбь, но глубина ее ужасает. Суммировав различные источники, вот как пишет об этом Морис Дрюон: «Горе Александра перешло все человеческие границы. На целых три дня он закрылся в комнате с мертвым, распростершись на полу рядом с ним, не принимая пищи, без сна, не переставая стенать, и когда пришлось вынести тело, которое начало разлагаться, вопли царя были так ужасны, как будто он лишился рассудка.
Ни один человек в мире не был оплакан своим другом, ни одна женщина своим возлюбленным, ни один брат своим братом так, как Гефестион Александром. Лик царя был нечист из-за отросшей бороды и слез, одежда разорвана, волосы он обрезал себе ножом; он сам вел под уздцы лошадей, везших останки Гефестиона; поскольку их гривы и хвосты были обрезаны согласно обычаю, он приказал остричь также всех лошадей и мулов армии; он запретил всякую музыку в городе, приказал снести зубцы стен, погасить огни в храмах, как это делают, когда скончается царь, и приговорил врача Главка к распятию. Две гробницы должны были быть воздвигнуты Гефестиону: одна в Вавилоне, чтобы принять его тело, другая в Александрии Египетской, чтобы стать убежищем для духа его двойника. Александр послал также гонца к оракулу Сивы, чтобы узнать, следовало ли воздавать Гефестиону божественные почести и должна ли память о нем стать предметом нового культа».
История с Оракулом сама по себе заслуживает отдельного упоминания. По слухам, Александр, сам провозглашенный богом, так боялся оказаться разлученным в смерти с Гефестионом, что он добился, чтобы Гефестиона тоже признали божеством - вернее, божественным героем. Этим титулом до него были, к примеру, наделены Геракл и Ахиллес. В честь Гефестиона были выстроены храмы, те, кто почитал его культ, находились в особой милости у Александра, даже если прежде он этих людей недолюбливал.
Казалось, обеспечив себе воссоединение с возлюбленным в мире ином, Александр немного успокоился. После грандиозного погребального костра в Вавилоне он вернулся к своим прежним планам завоевательного похода в Аравию. Однако небеса небесами, а разлуку на земле тоже еще нужно было пережить. Горе Александр предпочитал топить в вине. У него все чаще начали случаться тяжелые запои, пока, наконец, на одном из пиров царь не почувствовал себя плохо. Проболев еще около десяти дней, Александр умер. Все это время он упорно гнал от себя врачей, и многие исследователи предполагают, что Александр намеренно выбрал смерть, чтобы прекратить свои душевные страдания. Мы не будем подробно останавливаться на причине смерти Александра, поскольку достоверно она так до сих пор и не установлена. В качестве возможных вариантов указываются тяжелое воспаление легких, лихорадка, малярия, цирроз печени, непреднамеренное отравление, убийство и даже самоубийство. Истину сейчас установить чрезвычайно сложно. Однако любопытна дата смерти Александра.
Психологи утверждают, что период реабилитации людей, перенесших тяжелую эмоциональную травму - прежде всего потерю близких - составляет восемь месяцев. В течение этого времени человек либо полностью восстанавливает душевное равновесие, либо окончательно теряет смысл жизни, погружается в еще более тяжелую депрессию и нередко приходит к выводу о том, что душевные страдания слишком тяжелы для него. В таких случаях они совершают самоубийство либо сознательно ищут смерти. Кроме того, их иммунная система оказывается ослабленной настолько, что малейший вирус может перерасти в серьезное заболевание.
Александр умер ровно через восемь месяцев после смерти Гефестиона.
Возможно, это может быть простым совпадением, однако ученые так не считают. Практически все исследователи биографии македонского завоевателя уверены в том, что смерть Гефестиона так или иначе послужила толчком к заболеванию и гибели самого Александра.
Впервые вступив в будущую столицу своей империи Вавилон, Александр Македонский невзначай обронил слова: «Он тоже Александр». Они относились к Гефестиону и были сказаны царице Сисигамбис, которая, приняв статного красавца за царя, простерлась перед ним ниц. Галантный юный царь, скорее всего, хотел сказать этим лишь то, что Гефестион тоже «защитник людей», но его слова оказались пророческими.
Гефестион был для Александра опорой, без которой он чувствовал себя беззащитным. Все выше и выше возносясь на своем божественном пьедестале над толпой, Александр не заметил, что рядом с ним остался только Гефестион. Когда Гефестиона не стало, Александр оказался обречен на одиночество. Умер человек, который был рядом с ним настолько долго, что стал частью его самого. Единственный, кто любил не царя, а Александра. Прежний мир рухнул, а собирать из его осколков новый у великого полководца не было ни сил, ни желания.
История Александра и Гефестиона покорила миллионы сердец. Символ вечной преданности, дружбы и любви, она будоражит умы и поныне, превращаясь в романы, повести, рассказы, стихи. Это история любви, которая пережила тысячелетия и будет длиться вечно.

Текст: Маркус Янссон, магистрант Упсальского университета (Швеция)
контакт.

Текст собран из кусков чужих источников, частично отредактирован и дополнен.

Вновь обращаюсь я мыслью своею к той паре великой
Что вдохновляет меня, и по жизни мне путь указует.
О, Александр и Гефестион, ваши Священные Лики
Светят надеждою тем, кто Любови великой взыскует.
Вашу Любовь неземную живущие не позабыли,
Слава Великим Богам уж за то, что вас Миру явили!

Гефестион был лучшим другом детства Александра Великого. Когда мальчики достигли совершеннолетия, их дружба переросла в сильные чувства. Мать Александра делала всё, чтобы побороть эту сильнейшую привязанность. Она даже отправила своему сыну знаменитую куртизанку, чтобы вернуть его гетеросексуальность. А Александр отказался иметь с ней дело - куртизанка не могла сравниться с его возлюбленным Гефестионом.Если верить античным источникам, Александр в юности сочетал в себе скромность, чувствительность и необычайную целеустремленность. Со временем, став царем, Александр делался все более жестким и высокомерным человеком. Бесчисленные завоевания, выигранные битвы и дарованный ему Оракулом божественный статус, атмосфера заговоров и интриг... Со временем перестав доверять тем, кому верил всю жизнь, опасаясь бунта, яда, кинжала. Бешеный темперамент Александра приносил ему самому немало горя. И только безудержное стремление вперед, к горизонту, удерживало его от безумия.
Можно ли любить такого человека – без оглядки, без опасений? Посвятить ему всю свою жизнь, не требуя взамен ничего – только внимания, дружеского участия, редких минут нежности? История показала, что да. Рядом с великим завоевателем всегда был Гефестион, настолько с ним неразлучный, что историки прозвали его «тенью Александра». Гефестион, сын Аминтора – лучший друг и любовник на протяжении всей жизни. Фавориты и увлечения Александра часто менялись, и только Гефестион возвышался над всеми ними, только его место при Александре было неизменно.
Чем же смог завоевать Гефестион такую преданность Александра, любовь, которую царь не стеснялся открыто демонстрировать окружающим? Секрет прост, и одновременно неимоверно сложен: Гефестион стал для Александра практически всем. Первой юношеской любовью, которая осталась навсегда. Другом, которому можно было доверить самое сокровенное. Соратником, который всегда поддерживал любые, даже самые безумные его планы и начинания. Он был незаменим для царя – блестящий полководец, непревзойденный инженер, логист, дипломат и администратор, - и для Александра – верный друг, правая рука, единственный человек, который всегда выслушает и поймет, которому можно безгранично доверять. Поздние античные источники описывают Гефестиона как высокого человека редкой красоты.
Достоверно известно, что Александр, не имевший законных наследников (его сын от царицы Роксаны, Александр IV, родился уже после его смерти), принял все необходимые меры для того, чтобы в случае его гибели империю унаследовал Гефестион. Сначала он изобрел специально для любовника должность хилиарха, или Великого визиря, который должен был быть фактически заместителем царя. После возвращения из Индии Александр женился на дочери царя Дария Статире, а Гефестиону отдал в жены ее младшую сестру Дрипетиду. И, хотя многие приписывали этому решению сентиментальные мотивы – Александр якобы хотел, чтобы дети Гефестиона приходились ему племянниками – в нужный момент этот брак был призван узаконить положение Гефестиона в Персии и обеспечить ему – или, по крайней мере, его детям, - право на престол. Александр, будучи гением военной стратегии, страдал некоторой наивностью в политических вопросах, искренне полагая, что Гефестиона оставят в живых после его смерти и даже провозгласят его наследником. Случись царю уйти первым, его любимый пал бы первой жертвой в борьбе за престол империи.
По одной из самых правдоподобных теорий, смерть этих двух мужчин произошла из-за ревности. Роксана, отданная Александру для заключения мира между государствами, никогда не была любима мужем. На свадьбе, проведённой по традициям невесты, Гефестион был шафером. А Александр не сводил с него глаз.
По мнению Грэхема Филлипса, Роксана расправилась любовником супруга ядом, привезённым ею из Индии.
Через считанные минуты после последнего приёма пищи, когда царя не было рядом, Гефестиону стало очень плохо. Сразу же бросились за Александром, но тот, примчавшись во дворец, уже не застал друга в живых.
Роксана просчиталась, надеясь, что муж обратит внимание на её красоту, когда лишится своего мужчины - после смерти любимого, Александр изменился навсегда.
Горе царя не знало границ. Различные античные авторы по-разному описывают его скорбь, но глубина ее ужасает. Суммировав различные источники, вот как пишет об этом Морис Дрюон: «Горе Александра перешло все человеческие границы. На целых три дня он закрылся в комнате с мертвым, распростершись на полу рядом с ним, не принимая пищи, без сна, не переставая стенать, и когда пришлось вынести тело, которое начало разлагаться, вопли царя были так ужасны, как будто он лишился рассудка.
Ни один человек в мире не был оплакан своим другом, ни одна женщина своим возлюбленным, ни один брат своим братом так, как Гефестион Александром. Лик царя был нечист из-за отросшей бороды и слез, одежда разорвана, волосы он обрезал себе ножом; он сам вел под уздцы лошадей, везших останки Гефестиона; поскольку их гривы и хвосты были обрезаны согласно обычаю, он приказал остричь также всех лошадей и мулов армии; он запретил всякую музыку в городе, приказал снести зубцы стен, погасить огни в храмах, как это делают, когда скончается царь, и приговорил врача Главка к распятию. Две гробницы должны были быть воздвигнуты Гефестиону: одна в Вавилоне, чтобы принять его тело, другая в Александрии Египетской, чтобы стать убежищем для духа его двойника. Александр послал также гонца к оракулу Сивы, чтобы узнать, следовало ли воздавать Гефестиону божественные почести и должна ли память о нем стать предметом нового культа».
История с Оракулом сама по себе заслуживает отдельного упоминания. По слухам, Александр, сам провозглашенный богом, так боялся оказаться разлученным в смерти с Гефестионом, что он добился, чтобы Гефестиона тоже признали божеством – вернее, божественным героем. Этим титулом до него были, к примеру, наделены Геракл и Ахиллес. В честь Гефестиона были выстроены храмы, те, кто почитал его культ, находились в особой милости у Александра, даже если прежде он этих людей недолюбливал.
Казалось, обеспечив себе воссоединение с возлюбленным в мире ином, Александр немного успокоился. После грандиозного погребального костра в Вавилоне он вернулся к своим прежним планам завоевательного похода в Аравию.
Однако небеса небесами, а разлуку на земле тоже еще нужно было пережить. Горе Александр предпочитал топить в вине. У него все чаще начали случаться тяжелые запои, пока, наконец, на одном из пиров царь не почувствовал себя плохо. Проболев еще около десяти дней, Александр умер. Все это время он упорно гнал от себя врачей, и многие исследователи предполагают, что Александр намеренно выбрал смерть, чтобы прекратить свои душевные страдания.Гефестион был единственный, кто любил не царя, а Александра. После смерти возлюбленного прежний мир рухнул, а собирать из его осколков новый у великого полководца не было ни сил, ни желания. Это - печальная история великой любви, которая которая достойна быть узнанной.