Какие проблемы кадров в образовании. Совершенствование кадровой политики образовательных учреждений

Как оптимизировать расходы на педагогическое образование в России, «убив сразу двух зайцев» - устранив проблему, когда вузы в избытке выпускают специалистов в области образования, которые в результате не приходят в школу, и не снизив при этом общий уровень подготовки педагогов? Речь об этом завели участники парламентских слушаний, организованных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ и посвященных теме «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования». Итоги слушаний «вылились» в набор рекомендаций, которые профильный комитет парламента разослал органам государственной власти, причастным к решению судьбы образования на федеральном и региональных уровнях.

Двигаться в двух направлениях

Мы неоднократно рассказывали своим читателям о том, что парламентские слушания в режиме телетрансляции именно с подачи членов комитета по образованию приобрели в Государственной Думе совершенно новый формат. Режим телетрансляции позволяет включиться в дискуссию и высказать свои мнения представителям педагогического сообщества и законодательной власти практически всех регионов России - без выезда в Москву.

Надо сказать, что интерес к слушаниям со стороны этих сообществ проявляется как самый активный. Даже в регионах Дальневосточного федерального округа, в которые из-за географической удаленности от Москвы слушания транслировались в позднее время, на неудобства не обратили внимания. Поэтому в целом в парламентских слушаниях приняли участие почти 6 тысяч человек. Собрать такое количество заинтересованных специалистов за реальным столом переговоров, однозначно, не представилось бы возможным. Виртуальное общение сняло проблемы, связанные с этими условностями.

В обсуждении путей модернизации системы педагогического образования в России одним из принципиальных стал вопрос об оптимизации сети профильных университетов. Путей, как известно, Президент России Дмитрий Медведев наметил два: их вхождение в структуры классических университетов в виде педагогических факультетов и превращение в укрупненные центры педагогического образования. Какой путь будет выбран, вопрос пока остается открытым.

Модернизация фактически должна происходить на фоне увеличения потребности в педагогических кадрах, которая ожидается в среднесрочной перспективе. Сейчас дефицит в педагогах остро не ощущается из-за того, что в системе остается много работающих пенсионеров. Председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин привел в начале слушаний такие цифры: более 15 процентов педагогических университетов за последние 5 лет сменили свой статус, перестав быть профильными. Сокращается и контингент студентов, обучающихся педагогическим премудростям. Уровень приема в вузы на педагогические специальности в 2009 году уменьшился за последние несколько лет почти на треть. Но это еще «цветочки». Если вдаваться в подробности, то приходится констатировать факт, что прием абитуриентов на бюджетные места по таким специальностям как химия, математика и физика за пять последних лет уменьшился почти в два раза!

К сожалению, учиться в педагогические вузы идут не самые лучшие ученики, - сокрушается Григорий Балыхин. - В 2009 году средний балл Единого государственного экзамена студентов, зачисленных на бюджетные места, на педагогические специальности, составил 53. Притом, что средний балл по ЕГЭ студентов, зачисленных по всем укрупненным группам специальностей, был равен 59. Во многом, такое положение связано с низким престижем учительского труда.

Говоря о преобразовании педагогических вузов в крупные базовые центры, Григорий Балыхин выразил уверенность в том, что укрупнение позволяет более эффективно использовать материально-технические и кадровые ресурсы для повышения качества образования. При этом важно сохранить сеть российских педагогических вузов, считает он. То есть, по сути, двигаться сразу по двум направлениям, не забывая о роли науки в педагогических вузах.

Удержать и поддержать

Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Ушинского Владимир Афанасьев считает, что наиболее разумным было бы объединение педагогических университетов в ассоциации или центры. И с успешной реализацией такого подхода Владимир Афанасьев, по его словам, встречался в нескольких регионах России, в частности, в Барнауле, Волгограде, Ярославле и Ростове-на-Дону.

Мы по системе: педагогический колледж - педагогический вуз - аспирантура - докторантура, - рассказал Владимир Афанасьев, - подготовили порядка 1300 специалистов. Доля трудоустроенных по специальности из них составляет 95 процентов. Через три и пять лет из них в системе образования останется порядка 70 процентов. Это высокий показатель.

Тему трудоустройства подготовленных педагогических кадров поддержал включившийся в виртуальную беседу председатель Сахалинской областной думы Владимир Ефремов.

С 2006 по 2008 год в школы области пришли на работу 184 молодых педагога, тогда как потребность в них была в два раза выше. В 2009-2010 годах она составляла уже 277 специалистов различных педагогических специальностей, но в школы прибыли только 136 молодых педагогов, 119 из которых получили образование в области. В их числе 105 выпускников Сахалинского государственного университета (из 417) и 14 - педагогических колледжей (из 144 выпускников).

Обсуждая проблемы модернизации педагогического образования, - заявил Владимир Ефремов, - мы должны ясно понимать, что положительный результат не будет достигнут без коренного изменения отношения к педагогу со стороны общества и государства. Некоторые регионы России имеют материальные возможности для решения этих задач на местах, но все-таки главную роль должно играть государство.

Необходимы изменения в Федеральном законе «Об образовании» и в иных законах, регулирующих новые финансово-экономические механизмы, переход на новую систему оплаты труда, а также новые модели аттестации педагогических и руководящих работников, - уверена председатель комитета по социальным вопросам Псковской городской думы, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс» Любовь Николаева. - На федеральном уровне требуется проработать вопросы об установлении фиксированного минимального уровня зарплаты молодого специалиста, определении льготных ставок кредитов для молодых педагогов на приобретение жилья в городах и в сельской местности.

Для сохранения педагогического образования как особой подсистемы ВПО в России первый заместитель председателя Верховного совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских видит перспективным создание модульно-организационных учебно-научных педагогических комплексов по типу: школа - педагогический колледж, колледж - вуз, вуз - учреждение дополнительного педагогического образования. Например, в Хакасском государственном университете реализуются программы основного и дополнительного образования, в том числе, интегрированные программы СПО и ВПО, а также программы ДПО - для того, чтобы учителя могли освоить содержание новых технологий и получить опыт инновационной деятельности через участие в работе экспериментальных площадок и других проектов.

В педагоги - лучших!

Почему официальная образовательная политика России сосредоточена на реформе педагогического образования? - задался вопросом заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. - Ответ прост: эта реформа - самая дешевая мера, которую может себе позволить государство для улучшения качества школьного образования. Превращение педвузов в факультеты классических университетов, на мой взгляд, скорее принесет вред. Мы говорим о том, что нужно усиливать педагогическую подготовку, но в классических университетах она будет уменьшена, это очевидно. А выпускники таких университетов еще реже будут приходить в школу.

О проблемах трудоустройства выпускников колледжей и стыковки образовательных программ, которые усугубились после введения в вузах программ подготовки бакалавров для начального образования, завел речь заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Красноярского края Василий Моргун. Для сохранения и развития системы среднего профессионального педагогического образования необходимо принципиально решить вопрос о соотношении программ так называемого прикладного бакалавриата в вузах с программами подготовки учреждений СПО. А система нужна. И это подтвердил анализ качества подготовки учителей начальных классов в педколледжах Красноярского края. Учителя, как рассказал Василий Моргун, показали не только высокое качество подготовки и достаточные практические навыки, но и немаловажную в условиях нынешнего кадрового дефицита мотивацию к работе в районах края.

«Люмпенизация» учителей

Выступление ректора Ставропольского государственного педагогического института Людмилы Редько было очень эмоциональным:

Российская ассоциация педагогических вузов и их коллективы всерьез озабочены очередной, уже четвертой в истории государства попыткой фактически диверсифицировать специфическую отраслевую систему подготовки профессиональных педагогических кадров и сэкономить бюджет за счет массового привлечения в школы специалистов с высшим, но не педагогическим, образованием. Закон никогда не запрещал работать в школе неспециалистам, но их число ни разу за последние 20 лет не составляло более одного процента. Даже в разгар безработицы они предпочитают школе биржу труда. И кроме мегаполисов, в которых зарплаты в школах гораздо выше, чем в регионах, такие учителя в школах не задерживаются. Также говоря о процедуре аттестации педагогов, которой предписано обновиться, Людмила Редько акцентировала внимание коллег на том, что новое положение об этой процедуре не предусматривает существенных деталей и не решает имеющиеся проблемы в оценке качества работы педагогов. В документе не говорится об аттестации и допуске к работе «учителей» без специального образования, стажа и опыта, которые доучились на курсах или в магистратурах за собственные средства.

Накануне принятия окончательных решений о кардинальном изменении образовательного законодательства, сказала Людмила Редько, - хочу еще раз остановиться на том, что необходимо сделать все возможное для снижения темпов люмпенизации и социальных разочарований российских учителей. Этот процесс гораздо страшнее кризиса в экономике, потому что именно мировоззренческая основа личности и социальный статус учителя всегда определяли интеллектуальный потенциал и нравственное здоровье любого общества. Нельзя забывать, что прочность любого государственного образования зависит от того, из какого социального материала сформирована элита народа и класс носителей власти. Хочу подчеркнуть, что необходима национальная программа подготовки и переподготовки российского учителя, разработанная совсем в иной логике, чем, допустим, новый предлагаемый нам кодекс учителя. Он предлагает учителям быть честными, порядочными и считать, что взятки не сочетаются с профессиональной этикой. Закономерен вопрос: с чьей профессиональной этикой сочетается нечестность, непорядочность и взятки?

Мощный эмоциональный посыл Людмилы Редько коллеги из самых разных регионов поддержали аплодисментами.

В ходе парламентских слушаний активно высказывались мнения как по общим проблемам образовательной отрасли, так и по немаловажным частностям, сопутствующим формированию личности в школе. Так, подготовкой квалифицированных кадров для школьных библиотек обеспокоен член комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области Иван Яголевич.

Недавно мы встречались с библиотекарями Челябинска, и я увидел, что школьные библиотеки не стоят на месте, - отметил Иван Яголевич. - Они имеют прекрасный книжный фонд, периодику, медиатеки, выход в Интернет. Удивительно, что при обсуждении инициативы «Наша новая школа», предусматривающей развитие школьной инфраструктуры, мы почему-то не вспоминаем о библиотеках как о культурных центрах школьной жизни. Почему со стороны Министерства образования и науки РФ нет государственного заказа на подготовку специалистов для работы в библиотеках общеобразовательных учреждений? Ни один вузовский образовательный стандарт не предусматривает подготовку специалистов по квалификации, связанной с созданием условий для чтения, активизацией и повышением его качества у детей и подростков. Наш опыт показывает, что к выпуску подобных специалистов могут быть подключены вузы культуры, в которых сохранились профессионалы в сфере библиотечного обслуживания.

Но из 30 выпускников по специальности «Библиотечная и информационная деятельность» в Челябинской государственной академии культуры и искусства в школьные библиотеки приходят от одного до трех человек в год. Нужно ли говорить о том, что престиж школьного библиотекаря еще ниже, чем учителя? Ведь должность библиотекаря в общеобразовательных учреждениях даже не относится к разряду педагогических.

Особые требования

Депутат парламента г. Киреевска Тульской области, директор Киреевской школы-интерната Алексей Аксенов обратился к проблеме организации системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений. Специфика работы в школах-интернатах и детских домах предъявляет к педагогам особые требования, ведь им приходится трудиться в условиях постоянной эмоциональной напряженности при высоком уровне ответственности.

А министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов предложил механизмы регулирования процессами подготовки педагогических ресурсов передать в ведение регионов. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования, наделенный полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации вузов, реализующих программы педагогического образования, их лицензированию и государственной аккредитации, смог бы, в том числе, наиболее эффективно создать базовые центры педагогического образования. Этот путь дал бы субъекту возможность формировать госзадание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников на основе реальных запросов региональных образовательных учреждений.

Введение целевого приема в учрежденияСПОиВПОказалосьдейственным механизмом кадрового восполнения, - говорит Сергей Черепанов. - Однако по-прежнему актуальной остается проблема возвращения «целевиков» в образовательные учреждения. Она характерна и для других субъектов РФ. Поэтому считаем логичным предусмотреть в законодательстве возможность возмещения гражданами, проработавшими в образовательных учреждениях менее трех лет и не приступившими к работе вообще, понесенных бюджетных расходов, в связи с их обучением по целевому приему.

Член Комитета по международным делам и сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Государственной Думы РФ Валерий Селезнев высказал идеи о нормативно-правовом обеспечении модернизации системы педагогического образования с точки зрения интеграции инвалидов-детей в общество с детского возраста. Решению этого вопроса могла бы способствовать концепция сочетания спецобразования и совместного обучения во всех уровнях образовательной системы. Актуальным в связи с этим становится и обновление госстандартов педагогического образования.

Новая форма финансирования

О практике перехода образовательных учреждений к нормативно-подушевому финансированию на примере конкретного региона рассказала заместитель председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики Татьяна Саенко. Новая система оплаты труда педагогов, основанная на принципах нормативно-подушевого финансирования, во всех общеобразовательных учреждениях республики введена с 1 сентября 2009 года. Это привело к реальному росту зарплаты педагогов, добивающихся высоких результатов, но одновременно произошло снижение базовой заработной платы учителей, работающих с небольшим количеством учеников.

Известно, что, если одни регионы находят деньги на поддержку педагогов, то другим, менее «богатым», эти средства брать попросту неоткуда. И ко второй группе, надо сказать, относится большинство субъектов РФ. Им остается только надеяться на поддержку федерального центра.

Наверное, именно поэтому председатель комитета по образованию высшей школы Архангельского областного собрания депутатов Игорь Чесноков и предложил в рамках реализации проекта «Наша новая школа» предусмотреть в федеральном бюджете на срок не менее трех лет дополнительные средства дотационным регионам. Они пошли бы на повышение фонда оплаты труда в муниципальных и региональных образовательных учреждениях при переходе их на «нормативно-подушевую» систему.

В нынешних экономических условиях у большинства регионов таких средств нет, - заверил собеседников Игорь Чесноков. - В этих условиях переход на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности, превратится в простую формальность. Это лишь дискредитирует, на мой взгляд, саму идею новой системы оплаты труда и вряд ли привлечет в школу профессиональные педагогические кадры.

Российские педагогические вузы успешно готовили и готовят учителейпредметников, но часто вне поля зрения остается другая важная задача - воспитательная, - вступил в виртуальный разговор председатель Государственного совета Удмуртской Республики. Александр Соловьев. - Задачи воспитания и обучения решали школы и ранее, но совершенно в другой социально-экономической ситуации. Сегодня система воспитательной работы, оставшись прежней, показывает низкую эффективность.

В условиях, когда задача по воспитанию ребенка часто целиком и полностью переваливается на плечи педагога, ему едва ли не приходится брать на себя функции родителей. Но в проекте ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения, отмечает Александр Соловьев, по направлению психолого-педагогического образования заявлена идея опережающего знания, как основы инновационной России, хотя в то же время воспитательная компонента из предметного поля профессиональной деятельности педагога выпадает. В условиях снижения духовности и нравственности общества, и особенно его молодой части, профессионально подготовленный классный руководитель мог бы вносить существенные коррективы в процесс становления личности ребенка.

В течение парламентских слушаний их участники регулярно высказывали мнения о финансовых проблемах, к сожалению, неотступно сопутствующих образовательной отрасли. Один из вариантов их решения предложил председатель комитета по науке, образованию, культуре и спорту, делам семьи и молодежи Липецкого областного совета депутатов, ректор Елецкого государственного университета Валерий Кузовлев. Сфера образования затратная, если смотреть на нее только с одной стороны. С другой - она приносит существенную прибыль тем, кто вкладывает в нее средства. По некоторым оценкам, аргументировал свое мнение Валерий Кузовлев, каждый рубль, вложенный в образование, возвращает обществу шесть рублей, а специалист производит ценности, которые по стоимости в среднем в 11 раз превышают затраты на его обучение.

Он предложил рассмотреть возможность привлечения работодателей в процесс подготовки специалистов. Их затраты на прямое финансирование образования могли бы быть включены в себестоимость выпускаемой продукции.

Регионы услышаны

В завершение парламентских слушаний директор Департамента государственной политики в образовании Министерство образования и науки России Игорь Реморенко заверил выступавших в том, что к ряду идей, прозвучавших из регионов, руководство образовательной сферы точно прислушается. К их числу Игорь Реморенко отнес предложения об участии регионов в предстоящем обновлении сети педагогических вузов, дальнейшем развитии новых профессионально-педагогических позиций, профессиональной поддержке учителей, в частности, с помощью методической службы, контрактной подготовке педагогов и других.

Кстати, что касается обеспечения «оседлости» молодых учителей, обученных по целевому госзаказу, а эта мысль была озвучена в выступлениях представителей нескольких регионов, Игорь Михайлович сразу внес ясность. Ныне на первое место в законе «Об образовании» поставлена личность с ее интересами, выбором, ценностями и свободой, поэтому человека трудно направить работать вопреки его пожеланиям.

Этот факт подтвердил председатель Комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. Он напомнил о том, что в 2002-2003 годах шла работа в этом направлении, даже была введена норма «возвратные бюджетные субсидии». И, несмотря на то, что проект постановления правительства практически был подготовлен, дело застопорилось. Не нашлось механизма, который позволял бы «целевикам» возмещать вложенные в их обучение средства. Возможно, в нынешних условиях такой механизм будет определен. По крайней мере, Григорий Балыхин пообещал продолжить работу в этом направлении.

Три часа разговора миновали практически незаметно. По свидетельствам участников диалога, большинство из них не заметило и того, что общение проходило в виртуальном режиме. Реальные проблемы системы образованияРоссии, которые были озвучены в выступлениях, транслировавшихся в видеорежиме, получили реальные шансы для их положительного решения. А это означает то, что любое общение заинтересованных сторон, пусть даже виртуальное, будет только на пользу. Особенно это важно для сферы образования, которая, как известно, ответственная за формирование и воспитание будущих поколений, а значит, за будущее страны.

Как заметила председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного собрания Вологодской области Людмила Ячеистова, почти все предложения, прозвучавшие в парламентских слушаниях, уже были когда-то реализованы в России. История нашей страны помнит и учителей-мужчин, освобожденных от призыва в армию, и казенные квартиры, оплачиваемые государством, и отработанные системы аттестации, и педагогический класс в женской гимназии, и 12-часовую недельную нагрузку, и нормальную заработную плату педагога. Возможно, есть смысл педагогическому сообществу обратить взор на опыт прежних поколений. Во благо будущих.

Три основных подхода к модернизации

Подводя итоги парламентских слушаний на заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ, его председатель Григорий Балыхин сказал следующее:

Модернизация педагогического образования, как отметил Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию, должна проходить по двум направлениям - путем создания крупных центров по подготовке учителей и превращения педагогических вузов в факультеты классических университетов. Мы рекомендуем правительству создать такие крупные центры, как минимум, в каждом федеральном округе. Однако не каждый педагогический вуз сейчас готов стать региональным центром. Нам кажется, что такие центры должны носить межрегиональный характер. Но, с другой стороны, я категорический против того, чтобы полностью ликвидировать систему педагогических вузов. Мое видение заключается в том, что мы должны идти двумя путями.

Создание системы непрерывного образования мы рекомендуем начать с использования форм, методов и ресурсов Федеральной целевой программы развития образования, вошедшей в перечень нескольких крупных программ, которые будут разрабатываться на очередные пять лет.

Касаемо создания института интернатуры для педагогов, скажу, что годичная интернатура - это, по существу, стажировка. Если бы у инженеров не было столько часов выделено на практическую подготовку, то им было бы трудно стать хорошими специалистами. И бакалавр педагогики, которому мы поручаем своих детей, должен иметь соответствующую практику, навыки и т.д.

С нашей точки зрения, это три основных подхода, с ними мы и обратились в правительство. А вообще, для подготовки рекомендаций по итогам парламентских слушаний мы получили большое количество предложений из регионов. И наши рекомендации разработаны на основе поступивших предложений.

К проблеме ПОДГОТОВКи ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ к работе

в условиях новых требований к образовательному процессу

Белоусова И.В.

Белоусова И.В. К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях новых требований к образовательному процессу / И.В. Белоусова. – Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве». – Белгород, 2016. – Режим доступа:

Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Реализовать эту цель могут только педагогические работники, которым присущи духовность, высокая мораль, культура, интеллигентность, гуманизм, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике. Сегодня основной акцент делается именно на школьном образовании, так как оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека.

Проблема подготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной она становится в 2011 году в свете принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Задача повышения конкурентоспособности страны требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести: переход к информационному обществу; демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, а также к способности выходить из ситуации выбора без стресса; динамичные структурные изменения в сфере занятости.

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования. По мере нормативного оформления и создания поддерживающих структур, отдельные инновационные процессы могут постепенно угасать и институализироваться. Данные новообразования в настоящее время активно внедряются во многие образовательные учреждения с целью формирования творческого нешаблонного мышления обучающегося, развития потребностей в нравственном самосовершенствовании, развития умений мотивировать действия, развития способности самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, а также развития детей за счет максимального раскрытия их природных способностей и т. д.

Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения – это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций. Под инновациями мы понимаем успешно реализованное новшество (пригодное для внедрения или внедренное).

Для того чтобы школа России, могла перейти на качественно новый этап своей истории, необходимо её обеспечить профессиональными кадрами. И дело не в том, что «кадры решают все», дело в том, что качество кадров должно соответствовать качеству образования, и приводить к изменению качества школьной жизни, а также закладывать материальную основу школы. Для этого необходимо подготовить педагогические кадры способные к инновационной деятельности.

Следует отметить, что одной из основных форм планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров есть учеба в аспирантуре, которая создается при высших учебных заведениях, научных учреждениях. Проблемой аспирантуры является направленность подготовки соискателей как научных работников для научно-исследовательских центров, и не уделяется надлежащего внимания уровню подготовки как педагогов. В условиях личностно-ориентированной учебы выпускники аспирантуры, т.е. молодые преподаватели, должны научиться видеть у студента личность, понимать всю сложность и многогранность его мира, находить его наследственные и приобретенные способности и перспективы, создавать максимально благоприятные условия для развития, различать сущность поступков и действий, чувств, эмоций и мотивов. Только при таких условиях молодой преподаватель сможет эффективно руководить процессом учебы, развития и воспитания студента как личности, контролировать этот процесс, вносить соответствующие стимулы и коррективы. Педагог должен не только передавать студенту знания и профессиональное умение, но и вовлекать его в достояние культуры, человеческое общение.

Следует возложить дополнительные требования на педагогическое образование и к аспирантуре:

создание системы учебно-педагогических заведений, способной обеспечить становление и развитие личности педагога-воспитателя в условиях непрерывного педагогического образования через подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров;

обеспечение подготовки выпускников педагогических учебных заведений как педагогов-исследователей, носителей культурно-исторического достояния народа, подготовка в условиях рыночной экономики конкурентоспособных специалистов на уровне мировых стандартов;

Всеобщее обучение: Сборник законов и правительственных распоряжений. Вып. I. 1907-1913.

Шайденко Н.А. Как учить учителей / Беседовала М. Малышева // URL: http://mk.tula.ru/articles/a/11175/index.php?month=12&year=2011&bxajaxid= /

Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 .- № 10.

Все большее число людей в нашей стране разделяют положение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником ее долговременного процветания в современных условиях все ускоряющегося технического прогресса и усиливающейся конкуренции. В свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности руководителей всех уровней и специалистов по управлению персоналом: понимания важности этой отрасли управления, знания общих закономерностей поведения человека в организации, владения современными методами управления персоналом.

Актуальность данной темы определяется появлением новых задач в управлении человеческими ресурсами, возникающих перед российскими предприятиями в современных экономических условиях.

Одним из необходимых условий и гарантий того, что с людьми обращаются в соответствии с декларируемыми организацией ценностями, является четкая формулировка кадровой политики организации.

Кадровая политика – это системе правил и норм, определяющих отношения организации и нанимаемого персонала. Формирует принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу, реализуется в философии предприятия, правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре.

Вопросам “кадров”, “кадровой стратегии и политики”, “стратегии управления персоналом”, “формированию трудового потенциала”, “формированию человеческих ресурсов” посвящено значительное количество работ как зарубежных (М. Армстронга, И. Ансоффа, Р. Аткинсона, Г. Беккера, А. Смита и др.), так и отечественных (Т.Ю, Базарова, А.Я. Кибанова, Б. М. Генкина, С.В. Шекшня, С.А. Дятлова и др.) авторов.

Кадровая политика – как процесс, направленный на реализацию определенной цели, включающего цель, средства и результат, и выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Эту позицию обобщает А.И. Турчинов, который считает кадровую политику “социальным явлением, отражающим наиболее общие, стратегические направления деятельности субъекта социологического управления по формированию, развитию и рациональному использованию профессионального и трудового потенциала предприятия, организации, общества”.

Характерные проблемы кадровых служб российских организаций обобщил А.Я. Кибанов. Среди них назвал медленное обновление и недостаточный приток молодых работников, низкий уровень повышения квалификации работников кадровых служб, недостаточность информации о формировании резерва кадров, проведения аттестации.

В настоящее время кадровая политика начинает охватывать области, ранее не учитывавшиеся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала.

Зарубежный опыт показывает, что в современном бизнесе особое значение имеет каждый работник, возрастает влияние качества его труда на конечные результаты всей компании. О моральном и материальном стимулировании, а также социальных гарантиях как самых важных аспектах кадровой политики, проводимой в организации, писал Дятлов В.А.

Основная проблема кадровой политики, по мнению В.А. Спивака, - организация отношений власти – подчинения и совместной деятельности, определение ролей субъектов организации, определение форм, задач, содержания деятельности субъектов организации, принципов и методов их взаимодействия. Кадровая политика зависит от восприятия руководством организации персонала.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех видов и типов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно – педагогических работников образовательных учреждений. По статистическим данным средний возраст педагогов Иркутского района составляет 57 лет.

“Утечка умов” является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Кадровая политика существует в любой организации, но ее ясная формулировка говорит о том, что компания во главу угла ставит “человеческий фактор”.

Анализируя периодические издания для образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что вопросу кадровой политики в образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания. Так в работе Жука Н.Н. отмечается, что “ главные направления и приоритеты развития образования, которые являются определяющими, это:

  • кадры;
  • уровень материально-технического обеспечения школы;
  • содержание образования;

Главная задача – отбор и подготовка будущих учителей. Для этого нужна программа, подразумевающая создание системной работы в этом направлении. Выработать систему отбора и подготовки школьных управленцев – одна из основных задач по организации управленческой работы в организации. Учить детей в сегодняшней и завтрашней школе должен учитель, владеющий в совершенстве новейшими методическими, информационными, коммуникационными технологиями. Поэтому национальный проект – это в первую очередь один из способов повысить престиж учительского труда.

Важность делегирования полномочий в образовательном учреждении подчеркивается Д.Е.Фишбейном. Он указывает, что директор не должен брать все функции на себя, а нужно стремиться к созданию взаимодополняющей команды .

И. Адезис предлагает один из подходов к решению этой проблемы. Он размышляет над сущностью менеджмента и лидерства и утверждает, что руководитель не должен и не может быть лидером во всем, нужно создание взаимодополняющей команды - как кадровое мероприятие.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России.

В рамках подпрограммы “Педагогические кадры России” Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования. Они будут включать в себя следующие основные направления:

  • повышение статуса педагогического работника
  • усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования
  • повышение профессионализма педагогических кадров: разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров, реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования, организация и проведение всеобуча по информационным технологиям, реорганизация методической службы органов управления, создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образования и образовательных учреждений.

Для того чтобы выжить в условиях стремительно меняющейся системы ценностей, уменьшения бюджетного финансирования, школа как некоммерческая организация должна обратиться к проблеме, качества образования. Качество – цель всех инновационных процессов.

Ожидаемый результат можно достичь при условии, что каждый сотрудник, и не только учитель, нацелен на качество образования, имеет соответствующую мотивацию. Отсюда определяются задачи кадровой стратегии:

Подготовка кадров. Именно подготовка, несмотря на то, что это не функция детского образовательного учреждения. Изучая профессиональные возможности своих сотрудников, вы можете создать неформальную систему проблемных семинаров, творческих групп, направить своих людей на, если можно так сказать, личностно проблемные курсы повышения квалификации.

Создание условий постоянной потребности в самообразовании.

Создание так называемого квалифицированного запаса кадров, который применительно к сегодняшней ситуации может показаться избыточным, но в перспективе даст возможность развивать качество процесса. Данные кадры легко можно будет переквалифицировать, они быстрее адаптируются в новых структурных изменениях. Так, предвидя наступающее сокращение начальной школы, ряду учителей, в которых администрация видела ценностный ресурс, было предложено переквалифицироваться на специальности байкаловедение, психология, логопедия и т.д. Тем самым сохраняются профессиональные кадры до периода окончания демографического кризиса, сохраняется человеческое достоинство учителей, не окунув их в проблемы безработицы, решаются кадровые задачи основной школы. Поднимается имидж школы, которая заботится о своих сотрудниках;

Разработка новых форм стимулирования. Среди множества используемых нами рычагов поощрения следует отметить такой, как доверие. Доверие работать в трудном классе, руководить проблемным семинаром и т.д.

Создание системы обратной связи. Это всегда “западающая” составная часть управленческих функций.

Наряду с доверием передача ответственности за дополнительный функционал.

Установление правильного соотношения доверия и контроля, свободы, творческой инициативы и четкости исполнительской дисциплины.

Формирование команды единомышленников.

В школе, к сожалению, сложилась и утвердилась система так называемого пожизненного найма. Вопрос карьеры здесь сложен в силу недостаточности ступеней вертикального продвижения: учитель, заместитель директора, директор. Но ведь доказано, что каждые 3–4 года сотруднику требуется перемещение, иначе наступает застой, консервация личности, Повышение по службе дает людям моральное удовлетворение престижного выделения, что является оценкой его достоинств окружающими, являясь главным мотивационным фактором.

Известно, что любая, даже казалось бы очень положительная инновация требует затрат времени и энергии педагогов. Поэтому именно от их отношения к очередному педагогическому или управленческому новшеству и зависит, в основном, его реализация. Начинающий инновационный процесс администратор сталкивается с далеко неоднозначной реакцией педагогов. Он имеет дело с неоднородными группами, у каждой из которых свои ожидания в отношении поведения директора.

В образовательных учреждениях, особенно это присуще сельским школам, не всегда принимают положительно какие-либо нововведения, изменения. Огромное поле поиска свежих решений связано со стратегией риска или учета неожиданностей. Сопротивление сотрудников возникает всегда и связано:

  • с непониманием необходимости перемен;
  • радикальным введением новых задач;
  • с неподготовленностью людей;
  • с действием фактора организационной инерции, которая охватывает, в лучшем случае, до 30% членов коллектива;
  • с фактором неопределенности результата;

Сегодня в системе образования нужны управленцы, предпочитающие делать ставку на инновации и перспективы, не рассчитывающие на мгновенную отдачу. Эти руководители видят преимущества изменений в организации и берутся за их реализацию. Такая роль предполагает наличие хорошего стратегического мышления, способности осуществлять долгосрочное прогнозирование и умение моделировать любые ситуации и проблемы, возникающие в ходе деятельности. В штатном расписании есть наличие должностей для реализации этого направления, но присутствует непродуктивное заполнение данных вакансий, нужны для этого подходящие кадровые мероприятия.

Я считаю, что проблема совершенствования кадровой политики в образовательном учреждении мало изучена и является актуальной темой.

Сегодня от необходимости перемен не избавлена ни одна школа. Учебное заведение, которое не развивается, рискует просто перестать существовать. А развитие - это поиск и внедрение новых технологий, совершенствование знаний, умений и навыков педагогов, повышение их профессиональной квалификации. В этих условиях на руководителя ложится тяжелое бремя взвешивать все “за” и “против”, постоянно думать, каким образом действовать, и принимать такие решения, которые не оттолкнут педагогов. Ведь, строго говоря, изменяется не организация как таковая, а люди в ней.

Литература:

  1. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород: НИМБ, 1997
  2. Турчинов А.И. Социальное измерение государственной кадровой политики// Человек и труд – 2001, №7, с.58
  3. Кибанов А.Я. Захаров Д.К. Организация управления персоналом в организации, М.: ГАУ, 1999
  4. Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений. – М.: Академия, 1997
  5. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом СПб.: Питер, 2000
  6. Жук Н.Н. Завтрашний день нашей – каким он будет?/ Н.Н. Жук // Директор школы 2007, №5
  7. Фишбейн Д.Е. Кто кого перехитрит, или “Игры” руководителя и контигры подчиненных / Д.Е. Фишбейн //Директор школы №5, 2007
  8. Адезис И. Идеальный руководитель; почему им нельзя стать и что из этого следует. / И. Адезис // Директор школы, №4, 2007
  9. Материалы к зональному совещанию руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием Иркутской области, май 2006

Российское профессиональное образование и подготовку квалифицированных кадров в их современном состоянии специалисты оценивают как проблемные, кризисные, что в значительной мере обусловлено связью этих процессов, как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с российскими особенностями его развития.

Из статьи вы узнаете:

  • Каковы современные проблемы профессиональной подготовки кадров;
  • Какие существуют пути решения проблем подготовки кадров;
  • Какие статьи расходов включают затраты на подготовку кадров.

Сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования, по мнению специалистов, объясняют основные проблемы профессиональной подготовки кадров. Рассмотрим их ниже.

Проблемы подготовки кадров и дефицит квалификации

Проблема первая, которая связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации.

Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждениями профобразования выпускаются в 1,5 раза больше специалистов-техников и в 5 раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. С учетом того, что рабочих имеющих высшую квалификацию в нашей стране осталось всего 5 процентов от их общей численности (для сравнения: в США – 43 процента, Германии – 56 процентов, а в Японии – свыше 75 процентов).

При этом средний возраст квалифицированных рабочих близок к предпенсионному – 54 годам, и в ближайшие годы (приблизительно 5–7 лет) кадровая сфера отечественного производства может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями. В этой связи, к сожалению, можно лишь констатировать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Проблемы подготовки кадров и пути их решения

Проблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда , решение задач и вопросов менеджмента в отраслях промышленности и сотрудничества предприятий с вузами становятся особенно актуальными. Проблемы подготовки кадров по утверждениям специалистов в области экономики, даже обострились в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Или Россия к 2020 году станет еще одним сырьевым придатком развитых государств, или наша страна сумеет вернуть себе достойные позиции в мировом научно-техническом развитии. Это станет возможным при условии, если озвученные здесь проблемы начнут последовательно и правильно решать на государственном уровне.

Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров является обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы, тогда как только целостность данной системы сможет обеспечить потребности российской промышленности. Однако никто даже не пытается заполнить вакуум между знаниями и современными технологиями промышленного производства. В тоже время вузы, занимающиеся подготовкой технических кадров, имеют свои проблемы набора сотрудников из числа молодежи на ранее престижные специальности, а значительная часть студентов, и вовсе не связывает свою работу с профессией, получаемой в учебных заведениях. Назрела необходимость срочных мер к изменению сложившейся ситуации.

Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, предлагая при этом тяжелые условия труда и низкую заработную плату, а работники, имея слабую специальную подготовку, весьма переоценивают свою значимость.

О том, какие документы необходимо подготовить, если вы планируете повышение квалификации персонала, мы недавно рассказывали в одном из материалов .

Как решить проблему нехватки кадров

Первыми шагами на пути решения проблем в подготовке кадров должно стать создание высокопроизводительных рабочих мест. В числе приоритетов – подготовка конкурентоспособных кадров которые могут составить конкуренцию на мировом уровне и развитие высокотехнологичных машиностроительных производств. Бизнес и учреждения образования должны сплотиться и приступить к системному решению кадровых проблем совместными усилиями.

Самым простым подходом к объяснению дефицита квалифицированных кадров – заявить, что все причины в недостаточном количестве подготовленных специалистов. Но создавшееся положение на самом деле гораздо серьезнее. На современных предприятиях, процессы обучения и подготовки кадров должны быть непрерывными, основанными на системе общепринятых профессиональных стандартов.

Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Сказывается отсутствие инфраструктур по подбору персонала и поиску работы, которые учитывали бы практическую производственную специфику. Большая часть интернет сайтов и кадровых агентств на практике не в состоянии создать условия для эффективного трудоустройства профессиональных рабочих, начальников участков, цехов и смен, руководителей производства.

Вам может быть полезен материал из электронного журнала «Директор по персоналу» на эту тему: « »

Чем помогут профессиональные стандарты в решении проблемы профессиональной подготовки кадров

Отсутствие единых требований к профессиональным знаниям и навыкам квалифицированных специалистов является основой проблем подготовки кадров. А без общепринятых требований невозможно проводить аттестацию персонала, определять приоритеты программ обучения, планировать карьеру сотрудника. Необходимо создание системы профессиональных стандартов, которые закрепят перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста. С помощью профессиональных стандартов определятся образовательные стандарты, программы обучения, процедуры оценки кадрового персонала.

Особого внимания достоин проект создания выездных кафедр на предприятиях, где подготовка специалистов могла бы осуществляться непосредственно на рабочих местах без отрыва от производства. Также вызывает большой интерес эксперимент с введением контрактной системы подготовки инженерных работников с применением схемы «вуз – студент – предприятие». Не менее важным моментом является развитие факторов социальной поддержки будущих инженеров и рабочих. Так, высококвалифицированным работникам высокотехнологичных отраслей промышленности на период прохождения ими военной службы должны быть сохранены рабочие места .

Необходимо определить основные технологии прорыва при переходе в технологический вектор и разработать по этим направлениям программу профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В дополнение к программе необходимо разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего и инженерного труда и системных мотиваций.

Подготовка и развитие кадрового потенциала именно в высокотехнологичных секторах промышленности (авиационной, радиоэлектронной, судостроении и другое) и их обеспечивающих производствах должны стать приоритетами государственной кадровой политики.

Затраты работодателей на подготовку кадров

Это затраты предприятий и компаний на обучение и подготовку кадров с целью достижения высоких результатов в труде обученных и образованных работников. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе профессионально подготовленных квалифицированных сотрудников интересует руководителей предприятий и фирм в первую очередь. При этом каждый владелец бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты на подготовку кадров и вероятность выгоды, которую приносит качественно подготовленный кадровый персонал.

Обучение и подготовка кадров: баланс интересов

Выгоды компании:

Затраты и риски компании

  • Развитие у персонала творческих подходов в работе
  • Стимул для генерации новых идей
  • Тренировка ума и памяти работников
  • Универсализация сотрудников, возможность в дальнейшем совмещать рабочие места
  • Переработка компанией стороннего опыта
  • Позитивное изменение поведения персонала
  • Повышение лояльности работников
  • Расходы на обучение
  • Риск провести некачественную или нецелевую подготовку
  • Отсутствие отдачи от обучения сотрудников
  • Незаинтересованность работников в подготовке
  • Неумение применить полученные в ходе обучения знания и навыки в работе
  • Риск потерять сотрудников, прошедших подготовку

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-бюджет ».

Многие работодатели несмотря на существующие риски, все же сознательно идут на затраты по подготовке кадров своего предприятия. Этот выбор связан с пониманием того, что расходы на подготовку кадров закономерны и у работодателей и собственников компаний, по сути дела, нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников предприятия и адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. В конечном итоге экономия на обучении, подготовке и переподготовке кадрового персонала неизбежно приводит к излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. А это прямой путь к застою в работе, утрате конкурентоспособности и банкротству.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

В связи с проблемами в сфере образования некоторые российские студенты стремятся получить образование за рубежом. Фото: nikolayhg/pixabay.com/CC0 0.1

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.