Куда ушел КИК «Маршал Крылов»? Космический морской корабль "Маршал Крылов" Проекта 1914 маршал крылов.

Может в ближайшее время мировой океан ждет в гости наши МБР, запускаемые на предельную дальность?
Или в космосе появился какой-нибудь новый объект, требующий пристального внимания?

Нет, к сожалению Корабль измерительного комплекса (КИК) "Маршал Крылов" все еще в ремонте.

И сейчас он уходит с Дальзавода в Славянку.
Хотя правильнее даже будет сказать - не "он уходит", а "его уходят" - ибо путь до Славянки ему придется проделать на буксире. Ибо по моим данным - валы и винты с корабля сняты.

КИК "Маршал Крылов" проекта 1914.1 (он же Marshal Nedelin class - по классификации НАТО), кстати говоря, корабль уникальный.
Сейчас у России остался единственный из кораблей этой серии (и последний КИК из 8 существоваших при развале СССР).

Что за зверь такой?

КИК"и - это серия специальных кораблей советского Военно-морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно-измерительных пунктов и обеспечения испытаний МБР на предельной дальности. Также корабли этой категории оснащены оборудованием для обеспечения приводнения и подъёма спускаемых аппаратов космических станций.

Необходимость применения плавучих измерительных комплексов выяснилась задолго до начала полётов первой советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Её дальность, 8000 км, уже выходила за границу Камчатки.
Первым работу над созданием КИКов начал НИИ-4 ещё в 1956 году. Работы возглавил заместитель начальника НИИ-4 по научной работе Георгий Александрович Тюлин.

Интересен тот факт, что корабль проекта 1914 был первым в мире кораблем созданным изначально как КИК.
Кроме того - заказчиком его выступили не РВСН, а Главное управление космических средств (ГУКОС). Куратором проекта от ГУКОС (и одним из идеологов проекта) был космонавт Герман Степанович Титов.

«Маршал Крылов» участвовал в испытаниях МБР "Булава" (занимался контролем параметров боевых блоков при пуске на предельную дальность).

Более подробно об этом уникальном мастодонте (полное водоизмещение корабля - 23780 тонн) можно почитать .

Проходит под «Золотым мостом»

«Маршал Крылов » на фоне Железнодорожного и Морского вокзалов Владивостока, здания администрации Приморского края и Штаба Тихоокеанского флота.


За качество фото не бить - снимал на тапок зеркалки у меня нет, звиняйте.
:)

Жаль на мост сейчас не пускают - фото с носа отличное получилось бы (больно интересный ракурс), пока Маршал посреди бухты Золотой рог в центре города стоял.

Поспешу успокоить камрадов - я не облегчаю работу иностранной разведке, ибо эти козлевичи итак знают и даже в реальном времени мониторят :

Два голубых кораблика внизу - морские буксиры МБ-92 и МБ-93, которые его буксируют.

Кстати не понимаю - зачем наши военные буксиры оснащены этими ответчиками, позволяющими отслеживать все их перемещения (Улисс - Дальзавод, Дальзавод - Славянка и т.п.).

Андрей Владимирович, сколько видов антенн на корабле?

Много. Есть оптические средства измерения - фоторегистрирующая станция, которая состоит из шести больших фотоаппаратов, которые фотографируют на аэрофотоплёнку (ширина её 18 см!). Цена одной бобины около 18 тысяч рублей. Этот прибор - российская разработка: фототеодолит с огромным объективом. Правда, максимальная скорость всего 4 кадра в секунду. Есть на корабле оптические средства измерения, которые работают в инфракрасном диапазоне - радиометры. Есть траекторные антенны. Это тот самый радиотелеметрический комплекс.

Тот, что спрятан в белом куполе?

Да, он мерит траекторию полёта объекта. Телеметрическая станция измеряет характеристики объекта: вибрацию, температуру и т.д. Также есть антенны спутниковой связи, корабельной космической связи…

Почему для выполнения всех этих задач нужен именно корабль? Наземных станций недостаточно?

У нас очень большая страна, наземных измерительных комплексов тоже немало (самый восточный, кстати, находится на Камчатке в п. Вулканный Елизовского района), каждый из них снимает свой участок. Если, к примеру, отсоединение разгонного блока ракеты происходит за пределами доступности этих наземных пунктов, то в дело вступает наш корабль, мы подходим к необходимой точке и производим съемку.

Особенно актуален наш корабль будет с вводом в строй космодрома «Восточный». Этот самый южный наш полигон предназначен для пилотируемой космонавтики.

Эвакуация капсул спускаемых аппаратов входит в ваши обязанности?

Да, на корабле есть специальное бортовое подъемное устройство для эвакуации капсулы с космонавтами. Это не просто лебёдка. Это стрела, к которой подвешивается металлическая сетка, она опускается, как сачок, захватывает капсулу и поднимает на борт. Я лично видел эту операцию только один раз, в 1992 году: «Маршал Крылов» участвовал в проекте «Космический перелет "Европа – Америка-500"». Космический объект запустили с «Байконура», мы находились в районе Сиэтла. В тот момент там разразился 7-бальный шторм. Если бы пуск перенесли, из-за вращения Земли капсула упала бы в море в 300-х километрах от нас, мы бы не успели её поднять. Наш командир принял решение пуск не переносить. Прямо во время шторма мы благополучно поймали капсулу, подняли и привезли в Сиэтл, где с тех пор она хранится в «Музее авиации» этого города. Тогда же впервые на борт «Маршала Крылова» попали иностранцы.

Есть в мире аналоги корабля «Маршал Крылов»?

Есть похожие корабли у китайцев, но они немного другие. В России аналогов точно нет. К тому же «Маршал Крылов» - один из немногих вертолетонесущих кораблей на Камчатке и один из самых больших кораблей Тихоокеанского флота. Корабли нашей бригады первыми опробовали вертолёты в море.

В чём еще ваш корабль самый-самый?

Люди здесь самые лучшие. Они служат не за «большие погоны», а потому что любят свою работу. Наш корабль - один большой эксперимент. Нигде нет тех измерительных станций, что стоят у нас, нет образца. Уникально всё! И в этой уникальности и «плюс» и «минус» нашего корабля. В институтах не выпускают специалистов специально для нас. Всё специфично. Вот вроде бы гайка также закручивается, но не так, по-морскому. У меня в измерительном комплексе служат 104 человека, в их числе, 28 офицеров и 46 мичманов. Офицерам надо расти, ведь каждый офицер, который приходит на службу, как говорится, мечтает стать адмиралом. А тут расти некуда. Но у нас на флоте обычно, «где родился, там и пригодился». То есть, если приходишь на службу на этот корабль, здесь и работаешь дальше. Даже командир корабля (предыдущий) пришел к нам инженером в измерительный комплекс в звании лейтенанта, прошел все должности, после чего стал командиром. Мне вот не нравится быть командиром, мне нравится измерениями заниматься.

Когда вы пришли служить на корабль?

27 июля 1992 году, мне было 22 года. Сейчас 44. На следующий год пенсия. Сам из Казахстана из г. Алма-Ата, закончил Республиканскую физматшколу.

Корабль Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря Шалыны осенью 2012 года вышел в море для выполнения задач по прямому предназначению.
Этот корабль можно считать уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.).
24 июля 2012 года кораблю исполнилось 25 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке, в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.
Давайте узнаем подробнее историю этого корабля.


Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них - дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.
Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов — история симбиоза космического и морского флотов.

1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля — командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК - Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.
Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» — Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ - бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).


Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.
Первые корабли проекта 1128 - Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название — «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия - Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.


Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски - на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были - радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.


Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.
Впоследствии были приняты в строй корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;
После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия - ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260


Боевые работы и задания КИК.
Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей — конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты — конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов - «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.


Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.

Хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.


Проект 1914.1 «Маршал Крылов»

На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.
Главный разработчик — «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе - логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.


Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства - 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»


Корабли проекта 1914 и 1914.1 — это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;


Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба - 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы - 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав - 2-х местные каюты с душем;
- офицеры - одноместные каюты;
- командование - блок-каюты;
- командир корабля - блок-каюта с салоном для торжеств.


Корабль проекта 1914.1 даже сегодня - один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество - используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс - не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» — аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли - проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик.


Основные характеристики «Маршал Крылов»:
- тип - стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение — 23.7 тысячи тонн;
- длина - 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
- осадка - 8 метров;
- полезная нагрузка - 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая - дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
- запасы: топлива - 5300 тонн, авиатоплива - 105 тонн, воды - более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля - 339 человек.





А вот еще интересный кораблик


Корабль ССВ-33 «Урал»

КИК «Маршал Крылов» - корабль измерительного комплекса проекта 1914.1. На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка. Главный разработчик - «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений».

Корабль «Маршал Крылов» - видео

В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.

Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 - это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;

Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
- офицеры – одноместные каюты;
- командование – блок-каюты;
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.

Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» - аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;

Тактико-технические характеристики корабля «Маршала Крылов»

Тип стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков
Водоизмещение 23.7 тысячи тонн
Размеры длина – 211 метров;
ширина 27.5 метров;
осадка – 8 метров
Полезная нагрузка 7 тысяч тонн
Скорость до 22 узлов
Двигатели 2 X ДГЗА-6У
Мощность 2 Х 22000 кВт
Автономное плавание до 3-х месяцев
Запасы топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн,
воды – более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн
Экипаж 397 человек
Авиационная группа два палубных вертолета Ка-27

Фото корабля "Маршал Крылов" на своей стоянке

В конце августа 2011 года атомная подлодка «Юрий Долгорукий» осуществила 16-й пуск МБР «Булава», согласно программе испытаний. Пуск был осуществлен в акваторию Тихого океана на максимальное расстояние. Контроль над перемещением и прибытием к заданной точке боевых агрегатов (блоков) МБР «Булава» был положен на КИК «Маршал Крылов». На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.

Мы всегда рады за новые разработки и производство нового вооружения и боевой техники, усиливающей мощь родного государства. Однако как же мало мы знаем о том, кто помогал его создавать и испытывать. А ведь это тысячи людей малозаметных профессий, сотни видов вспомогательной техники и оборудования, чья задача заключается только в одном – снять измерения, изучить результаты и остатки боевой техники и вооружения, всеми силами приблизить день, когда новые образцы вооружения встанут на защиту родной страны. Они всегда остаются в стороне, о них никто не говорит, но без них не было никогда непобедимого российского вооружения. КИК – корабли измерительного комплекса, относятся как раз к такому виду вспомогательных судов, которые выполняли и выполняют функции слежения, снятия измерений и данных с межконтинентальных боевых ракет, космических челноков, спутников и кораблей.

Создание кораблей КИК
Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них – дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.

Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается этих удивительных вспомогательных судов - история симбиоза космического и морского флотов.

1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля - командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК – Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.

Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» - Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ – бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).

Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.

Первые корабли проекта 1128 – Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название - «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия – Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.

Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски – на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были – радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.

Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.

Впоследствии были приняты в строй корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;

После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия – ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260

Боевые работы и задания КИК
Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей - конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты - конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов – «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.

Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
- хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.

Проект 1914.1 «Маршал Крылов»
Главный разработчик - "Балсудопроект". Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.

Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 - это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;

Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
- офицеры – одноместные каюты;
- командование – блок-каюты;
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.

Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» - аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;

Основные характеристики «Маршала Крылов»:
- тип – стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение - 23.7 тысячи тонн;
- длина – 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
- осадка – 8 метров;
- полезная нагрузка – 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая – дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
- запасы: топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн, воды – более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля – 339 человек.

Дополнительная информация:
Корабли из-за выполнения боевых задач в Тихом океане дали возможность приобрести ВМФ опыт одиночного и группового океанского похода и применения дальней связи. Именно на таких кораблях отрабатывали свои первые профессиональные навыки морские вертолетчики. А экипажи КИК первыми испытали несколько видов формы одежды (тропичка).

Источники информации:
http://shipwiki.ru/istoricheskiy_ekskurs/morskie_korabli_izmeritelnogo_kompleksa.html
http://azlok.livejournal.com/431220.html