Опек органы управления. Организация стран- экспортеров нефти (опек): организационная характеристика и цели функционирования

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) - это постоянная межправительственная организация, созданная в целях управления нефтяной политикой нефтедобывающих стран - членов ОПЕК.

Страны, входящие в состав ОПЕК в 2018-2019 гг.

В настоящее время в состав ОПЕК входят следующие 14 стран:

  1. Алжир (1969).
  2. Ангола (2007).
  3. Венесуэла (1960).
  4. Габон (1975).
  5. Ирак (1960).
  6. Иран (1960).
  7. Конго (2018).
  8. Кувейт (1960).
  9. Ливия (1962).
  10. Нигерия (1971).
  11. Объединенные Арабские Эмираты (1967).
  12. Саудовская Аравия (1960).
  13. Эквадор (1973).
  14. Экваториальная Гвинея (2017).

До 2019 года состав насчитывал 15 стран, в том числе Катар, который в декабре 2018 года объявил о выходе из состава ОПЕК с 1 января 2019 года.

Российская Федерация, являясь мировым лидером по добыче нефти, не входит в состав ОПЕК. Россия может участвовать в обсуждениях ОПЕК, но не может оказывать влияние на принятие каких-либо решений организацией и установление цен на нефть.

В Уставе организации есть различие между членами-учредителями и полноправными членами, чьи заявки были приняты Конференцией, которая проводится дважды в год в штаб-квартире ОПЕК.

Бывшие члены ОПЕК

Состав участников организации менялся. На текущий момент в ней не представлены следующие страны, которые по тем или иным причинам приостановили свое членство: Индонезия (2016), Катар (2019).

Цели ОПЕК:

  • координация и унификация нефтяной политики среди стран-членов, чтобы обеспечить справедливые и стабильные цены для производителей нефти;
  • эффективные, экономичные и регулярные поставки нефти потребляющим странам;
  • справедливая прибыль на капитал для тех, кто инвестирует в отрасль.

Основные цели организации зафиксированы в Уставе ОПЕК:

  1. Основной целью Организации является координация и унификация нефтяной политики стран-членов и определение лучших средств для защиты их интересов, индивидуально и коллективно.
  2. Организация занимается разработкой путей и средств обеспечения стабилизации цен на международных нефтяных рынках, где целью является устранение необоснованных колебаний.
  3. Внимание всегда должно уделяться интересам нации и необходимости обеспечения стабильного дохода в странах-производителях. Эффективные, экономичные и регулярные поставки нефти потребляющим странам и справедливый возврат на вложенный капитал для тех, кто инвестирует в нефтяную промышленность.


История создания ОПЕК

Организация стран экспортеров нефти создана на Багдадской конференции 10-14 сентября 1960 года Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой.

В первые пять лет своего существования штаб-квартира ОПЕК была в Женеве (Швейцария), а 1 сентября 1965 года перенесена в Вену (Австрия).

1960-е
Формирование ОПЕК пятью нефтедобывающими развивающимися странами в Багдаде в сентябре 1960 года произошло во время переходного периода в международном экономическом и политическом ландшафте с обширной деколонизацией и рождением многих новых независимых государств в развивающемся мире. Членство выросло до десяти: Катар (1961); Индонезия (1962); Ливия (1962 год); Объединенные Арабские Эмираты (1967 год); Алжир (1969 год).

1970-е
В течение этого десятилетия ОПЕК приобрела международную известность, поскольку ее страны-члены взяли под свой контроль свою внутреннюю нефтяную промышленность и приобрели основное влияние на цены сырой нефти на мировых рынках. Членство выросло до 13:, Нигерия (1971 год); Эквадор (1973); Габон (1975).

1980-1990-е
Большой избыток нефти и уход потребителей от этого углеводорода. Доля ОПЕК на меньшем рынке нефти сильно упала. Одна страна покинула ОПЕК: Эквадор (1992), а Габон (1995) приостановил свое членство.

2000-е
Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем рухнуть в условиях глобального финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК заняла заметное место в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по преодолению экономического кризиса. Одна страна присоединилась к ОПЕК и одна восстановила в ней членство: Эквадор (2007); Ангола (2007). Индонезия (2009) приостановила свое членство.

C 2010 до сих пор
Глобальная экономика представляла основной риск для нефтяного рынка в начале десятилетия, поскольку глобальная макроэкономическая неопределенность и повышенные риски, связанные с международной финансовой системой, давили на экономики. Эскалация социальных волнений во многих частях мира повлияла как на спрос, так и на спрос в течение первой половины десятилетия, хотя рынок оставался относительно сбалансированным. В этот период времени состав членов пополнился: Экваториальная Гвинея (2017 год); Конго (2018). Восстановили членство: Габон (2016); Индонезия (2016), но в этом же году вновь приостановила членство. Организацию покинул Катар (2019).

Нефтяная корзина ОПЕК

Граф. 1. Изменение стоимости нефтяной корзины ОПЕК с 2007 по 2017 год.

Нефтяная корзина ОПЕК рассчитывается как среднее арифметическое следующих сортов нефти:*

  • Arab Light (Саудовская Аравия);
  • Basra Light (Ирак);
  • Bonny Light (Нигерия);
  • Djeno (Конго);
  • Es Sider (Ливия);
  • Girassol (Ангола);
  • Iran Heavy (Иран);
  • Kuwait Export (Кувейт);
  • Merey (Венесуэла);
  • Murban (ОАЭ);
  • Oriente (Эквадор);
  • Rabi Light (Габон);
  • Saharan Blend (Алжир);
  • Zafiro (Экваториальная Гвинея).

* Данные на февраль 2019 года.

Запасы нефти в странах участницах ОПЕК

Граф. 2. Разведанные запасы нефти в странах-участницах ОПЕК

Согласно текущим оценкам, 80,33% разведанных запасов нефти в мире находятся в странах-членах ОПЕК из которых:*

Страна ОПЕК

Доля в мировых запасах, %
Доля в запасах стран-участниц ОПЕК, %
Венесуэла
20,39
25,38
Саудовская Аравия
17,93
22,32
Иран
10,48
13,05
Ирак
9,91
12,33
Кувейт
6,88
8,56
Объединенные Арабские Эмираты
6,63
8,26
Ливия
3,28
4,08
Нигерия
2,54
3,16
Алжир
0,82
1,02
Ангола
0,57
0,71
Эквадор
0,57
0,71
Габон
0,16
0,20
Конго**
0,08
0,10
Экваториальная Гвинея
0,08
0,10

* Данные 2018 года
** Данные 2016 года

Текущие проблемы организации

Основные проблемы организации, объединяющей страны только по признаку наличия экспорта нефтяного сырья, заключаются в основном во внутренних проблемах стран участниц. Это и себестоимость добычи нефти, численность населения, бедность, которые зачастую не помогают прийти к общему мнению по регулированию квот добычи. Также основные запасы стран сосредоточены на Ближнем Востоке, где страны постоянно сталкиваются с возрастающей агрессией со стороны террористических объединений, оказывающей негативное влияние на всю экономику региона.

В средствах массовой информации то и дело появляется такая аббревиатура, как ОПЕК. Цели этой организации заключаются в регулировании рынка черного золота. Структура является достаточно важным игроком на мировой арене. Но так ли все радужно на самом деле? Одни специалисты придерживаются мнения о том, что именно члены ОПЕК контролируют ситуацию на рынке «черного золота». Однако другие считают, что организация является лишь прикрытием и «куклой», манипулируя которой более мощные державы лишь усиливают свою власть.

Общеизвестные факты

Именно Организация стран-экспортеров нефти имеет обозначение ОПЕК. Более точная расшифровка названия этой структуры на английском языке звучит, как Organization of Petroleum Exporting Countries. Суть деятельности структуры заключается в том, что она позволяет государствам, где основополагающим сектором экономики является добыча черного золота, влиять на рынок нефтепродуктов. То есть одной из главных задач организации является установление той стоимости за баррель, которая выгодна крупным игрокам рынка.

Члены объединения

На данный момент членами ОПЕК являются тринадцать государств. Объединяет их только одно - наличие залежей горючей жидкости. Основными участниками организации являются Иран, Ирак, Катар, Венесуэла и Саудовская Аравия. Последняя имеет наибольший авторитет и влияние в сообществе. Среди латиноамериканских держав представителем данной структуры, помимо Венесуэлы, является Эквадор. Самый жаркий материк включил в себя следующие страны, входящие в ОПЕК:

  • Алжир;
  • Нигерия;
  • Ангола;
  • Ливия.

Со временем членство приняли еще пара ближневосточных государств, таких как Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Однако, несмотря на такую географию, страны, входящие в ОПЕК, организовали штаб-квартиру в столице Австрии - Вене. На сегодняшнее время именно эти экспортеры нефти держат под контролем сорок процентов от общего рынка.

Историческая подоплека

История создания ОПЕК начинается со встречи мировых лидеров по экспорту черного золота. Это были пять государств. Местом их собрания стала столица одной из держав - Багдад. То, что подвигло страны на объединение, объясняется очень просто. Одним из влияющих на данный процесс факторов является явление деколонизации. Как раз в то время, когда процесс активно развивался, и решили собраться страны. Случилось это в сентябре 1960 года.

На собрании обсуждались пути выхода из-под контроля мировых корпораций. На тот момент многие земли, которые находились в зависимости от метрополий, стали освобождаться. Направление политическому режиму и экономике теперь могли они задавать самостоятельно. Свобода решений - вот, чего хотели добиться будущие члены ОПЕК. Цели зарождавшейся организации включали в себя стабилизацию стоимости горючего вещества и организацию своей зоны влияния на этом рынке.

На тот момент на рынке черного золота наиболее авторитетные позиции занимали компании с Запада. Это Exxon, Chevron, Mobil. Именно эти крупнейшие корпорации предложили сделать цену за баррель на порядок ниже. Они объяснили это совокупностью издержек, влияющих на нефтяную ренту. Но так как в те годы мир особо не испытывал нужды в нефти, то и спрос был ниже предложения. Допустить реализации данного предложения державы, из объединения которых вскоре возникнет организация стран-экспортеров нефти, попросту не могли.

Рост сферы влияния

Первым делом необходимо было уладить все формальности и организовать работу структуры по образцу. Первая штаб-квартира ОПЕК находилась в столице Швейцарии - Женеве. Но через пять лет после учреждения организации Секретариат был перенесен в австрийскую Вену. На протяжении последующих трех лет разрабатывались и формировались положения, отражающие права членов ОПЕК. Все эти принципы были объединены в Декларацию, которую приняли на заседании. Главная суть документа заключается в подробном разъяснении возможностей государств в плане контроля национальных природных ресурсов. Организация приобрела широкую огласку. Это привлекло вхождение в состав структуры новых членов, которыми выступили Катар, Ливия, Индонезия и Объединенные Арабские Эмираты. Позже организацией заинтересовался еще один крупный экспортер нефти - Алжир.

Штаб-квартира ОПЕК передала право на контроль над добычей правительствам стран, входящих в структуру. Это было правильным ходом и обусловило то, что в семидесятых годах прошлого столетия влияние на мировом рынке черного золота ОПЕК было очень большим. Это подтверждается тем, что цена за баррель данного горючего вещества напрямую зависела от решения этой организации.

В семьдесят шестом году новыми задачами обросла работа ОПЕК. Цели получили новое направление - это ориентация на международное развитие. Последнее решение повлекло за собой возникновение Фонда ОПЕК. Политика организации приобрела несколько обновленный вид. Это привело к тому, то желающими вступить в ОПЕК стали еще несколько государств - африканские Нигерия, Габон и латиноамериканский Эквадор.

Дестабилизацию в работу организации внесли восьмидесятые годы. Это обусловлено падениями цен на черное золото, при том что до этого оно достигало максимальных отметок. Это привело к тому, что доля в мировом рынке стран-членов ОПЕК снизилась. По мнению аналитиков, данный процесс привел к ухудшению экономического положения в этих государствах, так как на продаже этого горючего держится данный сектор.

Девяностые годы

В начале девяностых годов ситуация приобрела обратный характер. Стоимость барреля увеличилась, и доля организации в глобальном сегменте также расширилась. Но на это также были свои причины. К ним можно отнести:

Однако даже такое улучшение не удовлетворило членов организации. По их прогнозам, рост цен на черное золото должен был быть на порядок выше. Преградой на пути к ожидаемому стала нестабильная экономическая ситуация в странах Юго-Восточной Азии. Кризис продлился с девяносто восьмого по девяносто девятый год.

Но в то же время значительным преимуществом для государств, экспортировавших нефть, стало развитие промышленной сферы. В мире появилось огромное количество новых производств, ресурсами работы которых было именно данное горючее вещество. Условия для роста цены барреля нефти создали также интенсивные процессы глобализации и энергоемкие бизнесы.

В структуре организации также намечались некоторые изменения. На место Габона и приостановившего свою работу в составе структуры Эквадора пришла Российская Федерация. Статус наблюдателя для этого крупнейшего экспортера черного золота стал значительным плюсом для авторитета организации.

Новое тысячелетие

Постоянными колебаниями экономики и кризисными процессами ознаменовалось новое тысячелетие для ОПЕК. Нефть в цене то падала до минимального уровня, то взлетала до заоблачных цифр. На первых порах ситуация была достаточно стабильной, отмечалась плавная положительна динамика. В 2008 году организация обновила состав, членство в ней приняла Ангола. Но в этом же году кризисные факторы резко ухудшили положение. Это проявлялось в том, что цена за баррель нефти упала до планки двухтысячного года.

В последующие два года стоимость черного золота немного выровнялась. Она стала максимально комфортной как для экспортеров, так и для покупателей. В 2014 году вновь активизировавшиеся кризисные процессы опустили стоимость горючего вещества до величины, которая была в нулевом. Но, несмотря на всё, ОПЕК стойко переживает все трудности мировой экономики и продолжает влиять на рынок энергетических ресурсов.

Основные цели

Для чего создана ОПЕК? Цели организации представляют собой сохранение и приумножение текущей доли на глобальном рынке. Кроме того, структура оказывает влияние на установление цен. В целом данные задачи ОПЕК были установлены еще при создании организации и существенных изменений в направлении деятельности не произошло. Те же задачи можно назвать миссией данного объединения.

Текущие цели ОПЕК заключаются в следующем:

  • улучшение технических условий, позволяющих облегчить добычу и транспортировку черного золота;
  • целесообразное и эффективное вложение дивидендов, полученных от реализации нефти.

Роль организации в мировом сообществе

Структура зарегистрирована в Организации Объединенных Наций под статусом межправительственной организации. Именно ООН сформировала некоторые функции ОПЕК. Объединение имеет свое слово в решении некоторых вопросов, касающихся мировой экономики, торговли и общества.

Ежегодно проводится собрание, на котором представители от правительств стран-экспортеров нефти обсуждают дальнейшее направление работы и стратегию деятельности на мировом рынке.

Сейчас государства, входящие в организацию, занимаются добычей шестидесяти процентов от общего объема нефти. По расчетам аналитиков - это не максимальный уровень, которого они могут достичь. На полную разрабатывает свои хранилища и реализует запасы лишь Венесуэла. Однако на этот счет в объединении до сих пор не могут прийти к консенсусу. Одни считают, что добывать возможный максимум необходимо, чтобы не допустить увеличения влияния Соединенных Штатов на мировом энергетическом рынке. По мнению других, увеличение объемов добычи ведет лишь к росту предложения. В этом случае снижение спроса повлечет за собой снижение цен на данное горючее вещество.

Структура организации

Главным лицом организации является генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо. За все то, что решит Конференция государств-участниц, отвечает именно эта персона. В то же время Конференция, созывающаяся дважды в год, представляет собой ведущий управленческий орган. Во время своих собраний члены объединения занимаются решением следующих вопросов:

  • рассмотрение нового состава участников - предоставление членства какой-либо стране обсуждается сообща;
  • кадровые перестановки;
  • финансовые моменты - разработка бюджета.

Разработкой вышеперечисленных проблем занимается специализированный орган, который носит название Совет Управляющих. Помимо него в структуре организации свое место занимают отделы, каждый из которых изучает определенный круг тем.

Важным понятием в организации работы ОПЕК является также «корзина цен». Именно это определение играет ключевую роль в политике ценообразования. Смысл «корзины» очень прост - это усредненное значение между стоимостью горючего вещества различных марок. Марка нефти устанавливается, в зависимости от добывающей страны и сорта. Топливо делят на «легкое» и «тяжелое».

Также рычагом влияния на рынок являются квоты. Что они из себя представляют? Это ограничения на добычу черного золота в сутки. Например, в том случае, если квоты уменьшаются, возникает дефицит. Спрос начинает превышать предложение. Соответственно, благодаря этому цену на горючее вещество можно увеличивать.

Перспективы дальнейшего развития

То, сколько стран в ОПЕК, сейчас не означает, что этот состав является окончательным. Аббревиатура полностью объясняет цели и задачи организации. Следовать той же политике хотят и множество других государств, которые ждут одобрения на членство.

Современные аналитики считают, что в скором времени не только страны-экспортеры нефти будут диктовать условия на энергетическом рынке. Скорее всего, направление в будущем будут задавать импортеры черного золота.

То, насколько комфортными будут условия импорта, определит и развитие национальных экономик. То есть если в государствах будет развит сектор промышленности, то это вызовет стабилизацию цен на черное золото. Но в том случае, если производства потребуют чрезмерных расходов топлива, будет иметь место постепенный переход на альтернативные источники энергии. Некоторые предприятия могут быть просто ликвидированы. Это вызовет снижение цен за баррель нефти. Так, можно сделать вывод, что наиболее разумным решением является поиск компромисса между защитой собственных национальных интересов и стран-экспортеров нефти.

Другие специалисты рассматривают такую ситуацию, что товара-заменителя для данного горючего вещества не будет. Это позволит значительно укрепить влияние государств-экспортеров на мировой арене. Так, даже несмотря на кризисные и инфляционные процессы, спад цен не будет особо существенным. При том что некоторые месторождения разрабатываются достаточно медленно, спрос будет всегда превышать предложение. Это также поможет данным державам пользоваться большим авторитетом и в политической сфере.

Проблемные моменты

Основной проблемой организации является разница в положении стран-участниц. Например, Саудовская Аравия (ОПЕК) отличается низкой плотностью населения и в то же время огромными залежами «черного золота». Также особенностью экономики страны является инвестирование со стороны других государств. У Саудовской Аравии налажены партнерские связи с западными компаниями. В противовес ей есть такие страны, которые имеют достаточно большое количество жителей, но при этом низкий уровень развития экономики. А так как любой проект, связанный с энергетикой, требует больших вложений, то государство постоянно находится в долгах.

Еще одной проблемой является то, что прибыль, полученную от реализации черного золота, нужно уметь правильно распределить. В первые годы после формирования ОПЕК члены организации тратили финансы направо и налево, кичась своим богатством. Сейчас это считается дурным тоном, поэтому расходоваться средства стали более грамотно.

Еще одним моментом, с которым борются некоторые страны и что является одной из главных задач на сегодняшний момент, можно назвать техническую отсталость. В отдельных государствах до сих пор присутствуют пережитки феодального строя. Индустриализация должна оказать большое влияние не только на развитие энергетической отрасли, но и на качество жизни людей. Многим предприятиям данной сферы не хватает квалифицированных рабочих.

Но главной особенностью всех стран-участниц ОПЕК, равно как и проблемой, является их зависимость от добычи черного золота.

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) –международная экономическаяорганизация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Дважды в год (не считая внеочередных событий) проходят конференции ОПЕК, на которых каждую страну представляет министр, отвечающий за добычу нефти. Помимо официальных конференций, министры проводят также неофициальные встречи. Главный объект переговоров – регулирование объемов добычи нефти. Основные решения принимаются по правилу единогласия (действует право вето, отсутствует право воздержания). Роль президента ОПЕК, возглавляющего организационную работу по проведению конференций и представляющего ОПЕК на различных международных форумах, исполняет один из министров стран-участниц. На 132-й внеочередной конференции ОПЕК в июле 2004 им был избран шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах, министр нефтяной промышленности Кувейта.

В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35–40%, в экспорте – 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.

ОПЕК в 1960–1970-е: путь к успеху.

Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Страны ОПЕК
Таблица 1. СТРАНЫ ОПЕК В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО ВЗЛЕТА ИХ ВЛИЯНИЯ (1980)
Страны ВНП на душу населения, долл. Доля нефти в стоимости экспорта, % Добыча нефти, млн. т Доказанные запасы нефти, млн. т
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 25,966 93,6 83 4,054
Катар 25,495 95,2 23 472
Кувейт 19,489 91,9 81 9,319
Саудовская Аравия 14,049 99,9 496 22,946
Ливия 11,327 99,9 86 3,037
Габон 6,138 95,3 9 62
Венесуэла 4,204 94,7 113 2,604
Ирак 3,037 99,2 130 4,025
Алжир 2,055 91,7 51 1,040
Иран 1.957 94,5 77 7,931
Эквадор 1.203 54,1 11 153
Нигерия 844 95,3 102 2,258
Индонезия 444 72,1 79 1,276

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен (табл. 2).

Динамика текущих цен и рентных платежей за эталонную нефть
Таблица 2. ДИНАМИКА ТЕКУЩИХ ЦЕН И РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЭТАЛОННУЮ НЕФТЬ*
Годы Текущие продажные цены, долл. за баррель Рентные платежи (роялти плюс подоходный налог)
1960 1,50 0,69
1965 1,17 0,78
Февраль 1971 1,65 1,19
Январь 1973 2,20 1,52
Ноябрь 1973 3,65 3,05
Май 1974 9,55 9,31
Октябрь 1975 11,51 11,17
* Эталонной нефтью считается нефть из Саудовской Аравии. Нефть других стран пересчитывается в эталонную в зависимости от топливной ценности.

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны . Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).

Эволюция механизма ценообразования нефти
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.
Характеристики рынка Этапы развития мирового нефтяного рынка
До 1971 1971–1986 После 1986
Принцип ценообразования Картельный Конкурентный
Кто устанавливает цену Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” 13 стран ОПЕК Биржа
Динамика спроса на нефть Устойчивый рост Чередование роста и снижения Замедленный рост

Перспективы развития ОПЕК в 21 в.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004 , подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

Последствия деятельности ОПЕК.

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых нефтью (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Страны, обладающие самыми крупными запасами нефти
Таблица 4. СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ В НАЧАЛЕ 2000-Х САМЫМИ КРУПНЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ
Страны Доля в мировых запасах нефти, % Доля в мировой добыче нефти странами-экспортерами, % ВВП на душу населения, тыс. долл.
Саудовская Аравия 27 16 13,3
Россия (не входит в ОПЕК) 13 15 7,1
Ирак 10 5 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 4 20,5
Кувейт 10 4 18,7
Иран 9 7 6,0
Венесуэла 7 6 5,7
Ливия 3 3 7,6
Нигерия 2 4 0,9
США (не входит в ОПЕК) 2 0 34,3

Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефти (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете.

Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от нефти не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Юрий Латов , Дмитрий Преображенский

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков .

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

Структура, называемая ОПЕК, расшифровка аббревиатуры которой, в принципе, знакома очень многим, играет значимую роль на мировой бизнес-арене. Когда была создана эта организация? Каковы основные факторы, предопределившие учреждение данной международной структуры? Сегодняшний тренд, отражающий снижение цен на нефть, можно ли сказать, что предсказуем и потому подконтролен для сегодняшних стран-экспортеров "черного золота"? Или же страны ОПЕК с высокой вероятностью - исполнители роли второго плана на глобальной политической арене, вынужденные считаться с приоритетами других держав?

OPEC: общая информация

Что такое ОПЕК? Расшифровка данной аббревиатуры довольно проста. Правда, прежде чем ее производить, следует корректно транслитерировать ее на английский - OPEC. Получится - Organization of Petroleum Exporting Countries. Или, Организация стран-экспортеров нефти. Данная международная структура создана крупными нефтедобывающими державами с целью, как считают аналитики, влияния на рынок "черного золота" в аспекте, прежде всего, цен.

Члены ОПЕК - 12 государств. В их числе есть ближневосточные страны - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, три государства из Африки - Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, а также Венесуэла и Эквадор, что расположены в Южной Америке. Штаб-квартира организации при этом расположена в австрийской столице - Вене. Организация стран-экспортеров нефти была основана в 1960 году. К текущему моменту страны ОПЕК контролируют порядка 40% от мирового экспорта "черного золота".

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он "прописался" в швейцарской Женеве, однако в 1965 году "переехал" в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире - Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на "черное золото". В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран - две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки - Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке "черного золота". Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли - примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой "корзине ОПЕК".

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости "черного золота" стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия - экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка "черного золота". При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на "черное золото" упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке "черного золота".

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Что такое "корзина" цен на нефть?

Выше мы сказали о том, что одним из ценовых ориентиров для стран Организации выступает так называемая "корзина". среднее арифметическое между некоторыми добываемыми в разных странах ОПЕК. Расшифровка их названий часто связана с сортом - "легким" или "тяжелым", а также государством происхождения. Например, есть марка Arab Light - легкая нефть, добываемая в Саудовской Аравии. Есть Iran Heavy - тяжелая происхождения. Есть такие марки, как Kuwait Export, Qatar Marine. Максимального значения "корзина" достигала в июле 2008 года - 140,73 долларов.

Квоты

Нами было отмечено, что в практике деятельности стран Организации присутствуют такое? Это ограничения на ежедневный объем добычи нефти для каждой из стран. Их величина может меняться по итогам соответствующих заседаний структур менеджмента Организации. В общем случае при снижении квот есть основания ожидать дефицита предложения на мировом рынке и, как результат, рост цен. В свою очередь, если соответствующее ограничение остается без изменений или увеличивается, расценки на "черное золото" могут иметь тенденцию к снижению.

ОПЕК и Россия

Как известно, главные экспортеры нефти в мире - это не только страны ОПЕК. В число крупнейших глобальных поставщиков "черного золота" на глобальном рынке входит Россия. Есть мнение, что в какие-то годы между нашей страной и Организацией имели место конфронтационные отношения. Например, в 2002 году от ОПЕК в адрес Москвы было выдвинуто требование - сократить добычу нефти, а также ее реализацию на глобальном рынке. Однако, как свидетельствуют публичные статистические данные, экспорт "черного золота" из РФ с того момента практически не снижался, а наоборот, рос.

Противостояние России и данной международной структуры, как полагают аналитики, прекратилось в годы стремительного роста цен на нефть в середине 2000-х. С тех пор между РФ и Организацией в целом наблюдается тенденция к конструктивному взаимодействию - как на уровне межправительственных консультаций, так и в аспекте сотрудничества нефтяных бизнесов. ОПЕК и Россия - экспортеры "черного золота". В целом логично, что их стратегические интересы на глобальной арене совпадают.

Перспективы

Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, - конкретно экспорт "черного золота". Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?

Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся - условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство - цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров "черного золота" отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие - глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, - это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих "черное золото".

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.

Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на "черное золото", как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях - управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний - 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на "черное золото", весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.

Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок - один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на "черное золото" и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.