Правильное воспитание ребенка от года. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Существует великое множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.

Основателем социально-психологического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я.

«Оно»- является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает человека есть, заниматься сексом, отправлять естественные потребности организма.

«Я»- помогает «Оно» ориентироваться, регулируя выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с «Оно». Действует по принципу реальности. Например, «Оно» ощущает голод, «Я» запрещает ему есть шариковые ручки, бумагу, тряпки и т. д.

«Сверх-Я» - идеализированный родитель, регулирующий поведение личности и стремящийся усовершенствовать его в соответствии со стандартами социальной группы и всего общества.

По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Так, новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. Хочет ли он есть, пить, ощущает ли он неудобства - все обозначается одинаково - криком. С его развитием под руководством родителей формируется «Я»- на основе принципа реальности с ограничением «Оно», чувства ответственности за поступки и т. д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления личности, в его психике оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я». Первая называется оральной стадией: рот у младенца - главная эрогенная зона. Вся энергия малыша направлена на получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания. Вторую стадию Фрейд назвал анальной. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период начинают проявляться различия мальчиков и девочек, Эдипов комплекс - у первых и комплекс неполноценности - у вторых. Четвертая стадия - генитальная (юность). Главным источником удовольствия в этот период становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории «Зеркального Я».

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:

1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;

3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Пример из жизни: Вы идете по улице, и все встречные прохожие пристально Вас разглядывают. Ваша ответная реакция - Вы расшифровываете это внимание как осуждение и насмешку и бежите к первому попавшемуся зеркалу проверить, что же у Вас не в порядке - одежда, прическа или внешность?

Процесс зеркального отражения собственного «Я» является субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности. Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные внутренние собственные образы - само- имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе - вневременное ощущение самого себя - « истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут только корректировать.

Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, также считал, что "Я"- самость - продукт социальный. В начале, будучи малыми детьми, мы не способны объяснить себе мотивы поведения окружающих. Научившись осмысливать свое поведение, имитируя или играя во взрослых, дети начинают все больше принимать во внимание мнение и поступки других людей. Д. Мид утверждал, что мы обретаем «Я-Сам»(по Миду - I) - это реакция личности на воздействия других людей и общества в целом, иначе говоря, - субъект - наблюдатель. «Я-Меня»(по Миду - Me) - осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей - родственников, друзей. «Я-Меня» - объект - наблюдаемый. Например, я - «Я-Сам» воспитан в принципах бережного отношения к деньгам («копейка рубль бережет»), но окружающие меня люди считают скупость пороком, и я в отношениях с ними («Я-Меня») стараюсь быть щедрым и великодушным.

Ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом- наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Мид структурировал личность следующим образом:

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпицу, возить ею по полу, подражая матери, моющей полы в комнате. Он как бы примеряет на себя модель ее поведения. Мать для него - по Миду - «значимый другой». Следующая стадия - игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что - отклонением. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы впитываем в себя организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус - это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний - в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая (схема № 3).

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.

Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза.

В типологических классификациях, разработанных в XX веке Э. Кречмером (1925), У. Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физической конституцией.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх – Я» способов удовлетворения потребностей.

Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой.

Так, согласно теории социализации , человек, рождаясь биологической особью, становиться личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б. Скиннер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию.

Согласно теории социального научения , личность формируется в процессе межличностного взаимодействия.

Более популярной на Западе является теория ролей . Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и др.).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли).Когнитивный подход стремиться показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними.

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, А. Маслоу). Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы.

Отечественная психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и теорию деятельности А.Н. Леонтьева.

Л.С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает над природное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое».

Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятельности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности – это становление единой системы личностных смыслов.

Личность как субъект межличностных отношений рассматривается в единстве трех сторон:

1) как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств: индивидуальности, мотивов, направленности (Л.И. Божович), структуры характера, особенностей темперамента, способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин);

2) как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимодействия и взаимоотношения, возникающие в группе, воспринимаются через конкретного участника, то есть личность как носителя этих взаимоотношений. Личностное выступает как групповое, как личностное (В.А. Петровский);

3) как «идеальная представленность» личности в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых ею смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В.А. Петровский).

Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А. В. Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции - приписывания, наделения), три составляющие структуры личности:

1) интраиндивидная (или внутрииндивидная) личностная атрибуция (подструктура) - личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннее свойство индивида.

Это организация индивидуальности личности, представленная строением темперамента, характера, способностей.

Вместе с тем личность не может рассматриваться как нечто находящееся лишь в замкнутом пространстве тела индивида. Она обнаруживает себя в сфере межиндивидных отношений, в пространстве межличностных взаимодействий. Отсюда вторая подструктура личности.

    интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство межиндивидных связей».

    метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается внимание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личностные характеристики при этом оказываются детерминированны не только качествами индивида, но и особенностями других людей.

Современная психология считает, что личность биосоциальна. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т.п.) определяют предрасположенность развития человека. Огромное влияние на личность оказывают среда, воспитание и обучение ребенка, способы социализации. Важное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, стимулирует участие личности в деятельности. Таким образом, личность – не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты.

Выводы

1. Личность – это человек в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и социальную ценность.

2. В психологической структуре личности принято выделять: направленность, способности, темперамент, характер и самосознание.

3. Самосознание личности – это способность выделить себя из окружающей среды, определить отношение к ней и к самой себе.

4. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

5. В зарубежной психологии распространение в изучении личности получили следующие теории: биогенетическая (ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма), социогенетическая (объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой), психогенетическая (не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов).

6. В отечественной психологии изучение личности опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и теорию деятельности А.Н. Леонтьева.

Филогене́з (от греческого phylos - племя, раса и geneticos - имеющий отношение к рождению) - историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) - понятие, введенное Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов.

Вопросы

1. Что такое личность?

2. Что в структуре личности является целым, а что выступает в качестве элементов?

3. Как создавалось знание о структуре личности?

4. Какие качества входят в каждую подструктуру? Каков способ их формирования?

5. Каково отношение биологических и социальных факторов для черт каждой подструктуры? Почему так?

6. Почему структуру личности правильно называть динамической?

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие Часть 2

ГЛАВА 1: ЛИЧНОСТЬ

Общие подходы к изучению личности

Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фазы: клинико-психологическую и экспериментальную.

Клинико-психологическая фаза – это время организованных наблюдений и вербальных теорий. Она возникла, как стремление лечить и контролировать отклоняющиеся формы поведения (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, П. Жане, Э. Кречмер, А.Ф. Лазурский, В.М.Бехтерев и др.). Являясь научными по своим целям, теории этих авторов достигли популярности, не имея, однако, статистического обоснования, т.е. доказательств того, что их содержание оказывается истинным в большинстве случаев. Здесь сбор данных осуществляется путем наблюдения и описания крайних, ярко выраженных проявлений личности, а различия рассматриваются, исходя из принадлежности человека к определенному типу.

Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Авторы, критично относящиеся к этому методу, поставили перед собой цель ввести в психологическую науку объективные количественные измерения, что привело к рождению психометрической диагностики и дифференциальной психологии.

В рамках экспериментального направления наиболее распространенной является теория черт, на основании которой разработано 90% существующих тестов. Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (черт). Различия рассматриваются, исходя из степени выраженности этих элементов, которые являются доступными для измерения и позволяют сравнивать между собой как отдельных людей, так и целые группы (объединенные по полу, возрасту, принадлежности к определенной культуре и другим критериям).

Несмотря на популярность теории черт, обусловленную возможностями более глубокого изучения индивидуальных и групповых различий, необходимо отметить, что подход, основанный на создании различных типологий, сохранил свою актуальность. В настоящее время исследователи личности выделяют как черты, так и типы, а, в ряде случаев, пытаются совмещать эти два подхода с целью получить максимально полное представление о структуре личности.

Для того чтобы показать разницу между упомянутыми подходами, а также привести аргументы в пользу возможности их совмещения, ниже приводятся примеры типологических моделей личности (К. Юнг, К. Леонгард), а также основные положения и краткая история развития теории черт (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.).

Типологическая модель К.Г. Юнга

Ярким примером подхода, основанного на выделении типов личности, является модель Карла Густава Юнга (1875–1961) , которая была разработана на основании собственной теоретической концепции автора (1921–1961). В этой модели тип личности определяется исходя из сочетания интровертной либо экстравертной установки с одной из четырех психических функций («мышле­ние», «ощущение», «интуиция» или «чувство»).

Особенность модели состоит в том, что она является более сложной и более структурированной, чем, например, модели темперамента, разработанные в рамках типологического подхода. В частности, модель К. Юнга позволяет получить представление не только о типе личности, но и о механизмах взаимодействия тех свойств, которые этот тип определяют.

Психологические установки

Экстравертную и интровертную установки К. Юнг рассматривал как два различных способа адаптации , сходных по своей природе со способами адаптации, существующими у любых живых организмов. Первый способ заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида. Второй – состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости. Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его «растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все». Интроверт проявляет обратную тенденцию – обороняет себя от любых внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но при этом создает для себя самого «максимально возможное консолидированное и могущественное положение» .

К. Юнг подчеркивал универсальный характер экстраверсии/интроверсии, подтверждая свою позицию следующими аргументами: 1) обе установки обнаруживаются как у мужчин, так и у женщин, а также на всех социальных уровнях; 2) они не являются результатом сознательного выбора или образования; 3) их появление – общее явление, имеющее, по-видимому, случайное распределение.

В определении установки решающим фактором является не то, что и насколько активно человек делает, а, скорее, мотивация к деланию – само направление, по которому естественным и привычным образом перемещается энергия: чаще всего, для экстраверта таким направлением являются внешние объекты, для экстраверта – его собственная субъективная реальность.

Согласно К.Юнгу, никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде. То есть, обе установки присутствуют у каждого человека, только одна из них «питается» энергией, идущей от сознания, другая – является бессознательной и выполняет по отношению к первой компенсаторную функцию. Интроверт не осознает свою экстравертную сторону, а экстраверт – интровертную.

Чем больше выражена сознательная установка, тем более примитивной и инфантильной является бессознательная. В крайних вариантах такое соотношение может привести к снижению адаптивности поведения вплоть до невротических расстройств. Например, в случае преувеличенной сознательной экстравертной установки может развиться истерия – преувеличенное отношение к людям из окружающей среды и, как следствие, постоянное стремление делать себя интересным и производить хорошее впечатление. При этом эгоизм, идущий от бессознательной интровертной установки, будет проявляться в безжалостном и даже жестком отношении к окружающим.

Причиной невроза может стать также выбор неестественной для природы человека установки, который, как правило, происходит еще в раннем возрасте под влиянием обстоятельств семейного окружения. В любом случае, основным способом лечения невроза является развитие той установки, которая слишком сильно подавляется и активно вытесняется из сознания.

Различия, характеризующие особенности людей с сознательной интровертной, либо экстравертной установкой, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности людей с выраженностью

Интровертной, либо экстраверной сознательной установки

Особенность Интроверсия Экстраверсия
Отношение к объекту Движение «от», удаление, обесценивание Движение «к», ориентация на внешнюю реальность, факты
Отношение к субъекту Связь с внутренней реальностью Потеря себя (в объекте), игнорирование собственного тела
Адаптация к внешнему миру Адаптация затруднена Легкость приспособления
Общительность Стремление к уединению Широкий круг общения
Отношение к жизни Пессимизм Оптимизм
Риск Осторожность, недоверчивость Склонность к риску
Способ принятия решений Предварительное продумывание своих действий Импульсивность (действует активно, без колебаний)
Локус контроля Внутренний Внешний
Бессознательные проявления Зависимость от объекта, страх влияния объекта Эгоизм, безжалостность
Клинические проявления Психастения (сенситивность, утомляемость) Истерия (преувеличенное отношение к людям, демонстративность)

Изначально модель К.Юнга была основана на выделении только двух типов установки, однако со временем он пришел к выводу, что с помощью интроверсии/
экстраверсии невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил типологию, включив в нее психологические функции .

Психологические функции

Функции К.Юнг разделяет а) на рациональные и иррациональные, а также б) на ведущие (доминирующие), вспомогательные и подчиненные.

Рациональные функции. Мышление и чувство Юнг относит к рациональным функциям, т.е. функциям, которые базируются на процессах различения и формирования суждения. Так, при доминирующем влиянии мышления жизнь человека управляется главным образом рефлексией, а действия строятся на основе интеллектуального осмысления мотивов. Чувство есть функция субъективного суждения или оценки, оно строго информирует о ценности вещей, определяет, что тот или иной предмет стоит для данного субъекта.

При рассмотрении чувства Юнг подчеркивает, что эта функция отличается от эмоции, которая в равной степени может быть названа «аффектом». Аффектимеет свойство «заражать» или искажать каждую из функций, под его влиянием теряется возможность правильно мыслить, способность соответствующим образом оценить другого человека, предмет или событие, интуитивные возможности тоже иссекают. Чувство отличается от аффекта тем, что оно «не производит ощутимых физических иннерваций», т.е. оказывается обычным мыслительным про­цессом.

Иррациональные функции Юнг трактует как воспринимающие. Интуиция относится к вос­приятию с помощью бессознательных процессов, ощущение есть восприятие с помощью органов чувств. Ощущение схватывает, сообщает чело­веку, что нечто есть во внешнем для него мире, интуиция постигает («подхватывает», «подбирает») то, что находится в мире внутреннем. Способ постижения здесь выходит за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Иррациональные типы осно­вываются исключительно на переживании – «настолько исключи­тельно, что, как правило, их суждения не могут поспеть за их пере­живаниями».

Рассматривая рациональные и иррациональные функции, Юнг подчеркивает, что выраженность какой-то одной из них не является достаточным условием для упорядочивания опыта человека и его адаптации к окружающей действительности – для полной ориентации все четыре функции должны внести свой специфический вклад. Мышление обязано облегчить опознание и осмысление. Чувство расскажет нам о том, в какой сте­пени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас. Ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зре­ния, вкуса, слуха и т.д. Интуиция делает нас способными к преду­гадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явле­ний, на их «заднем плане».

Выделение ведущих, вспомогательных и подчиненных функций связано с их иерархическими взаимоотношениями, которые в итоге и определяют тип личности.

Ведущей (доминирующей) функцией является та из четырех, котораяиспользуется чаще других. Согласно Юнгу, эта функция в наибольшей степени осознается человеком, «ее осуществле­ние находится под контролем воли и, в то же самое время, ее управ­ляющий принцип является решающим для ориентации сознания». Ведущая роль функции определяется с одной стороны, врожденными предпосылками, а с другой – социальными условиями: «Требования общества вынуждают человека, прежде все­го (и по большей части), прилагать себя к выделению той из функ­ций, которой он наилучшим образом наделен от природы, или кото­рая обеспечит ему наилучший социальный успех. Очень часто чело­век отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпоч­тительной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией» .

Вспомогательные функции не имеют единственной и абсолютной достоверности и решающего значения, но учитываются как дополнительные. Природа вспомогательных функций отличается от природы доминирующей, но в этих отношениях нет антагонизма: либо иррациональные функции могут быть вспомогательными для одной из рациональных, либо наоборот.

Подчиненная функция является наименее развитой. Она пребывает в более или менее примитивном состоянии и зачастую осознается лишь наполовину или совсем не осознается .Специфическая особенность подчиненной функции состоит в том, что она может «самовольно» активизироваться в тех случаях, когда человек вкладывает слишком много энергии в реализацию ведущей функции.

Как писал К. Юнг, подчиненная функция «независима, она на­падает, очаровывает, пленяет и так раскручивает нас, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем больше правильно различать между собой и другими». Это то, что регулярно происходит в так называемом кризисе середины жизни, когда человек пренебрегает некоторыми аспекта­ми своей личности столь долго, что они, в конце концов, требуют своего признания. Сверхчувствительные и сильные эмоциональные реакции любого рода – от страстной влюбленности до сле­пого гнева – являются ясным признаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной.

Когда необходимо развить подчиненную функцию, это делается постепенно и, прежде всего, путем прохождения через одну из вспомогательных функций. Например, для того, чтобы «утихомирить» воздействие бессознательного, иррациональный тип нуждается в более сильном развитии рациональной вспомогательной функции, присутствующей в сознании.

Типы личности. В зависимости от сочетания установки и ведущей функции психики К.Юнг выделял 8 типов личности, краткое описание которых представлено ниже. При знакомстве с этими описаниями стоит обратить внимание на то, что в них делается акцент на отрицательные характеристики. Это связано с тем, что источником типологии был клинический опыт автора .

1. Экстравертный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то такие люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем более узкой является схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель оправдывает средства. Люди этого типа в крайнем варианте отличаются эмоциональной тупостью: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

2. Экстравертный чувствующий тип. Люди этого типа склонны к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что их окружает. Они предпочитают партнеров, соответствующих определенным критериям (например, занимающих высокое социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые надо испытывать в театре. От чувств таких людей всегда веет холодом, поэтому их поведение часто воспринимается окружающими как притворство.

3. Экстравертный сенсорный тип. Такие люди определяют ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность объекта. Представители этого типа ищут наслаждения и удовольствия. Если ощущения не очень сильно доминируют над остальными функциями, они производят впечатление людей, радующихся жизни, эстетов; в противном случае – становятся неприятными для окружающих.

4. Экстравертный интуитивный тип. Люди этого типа обладают необычайно развитой чувствительностью ко всему новому и необычному. Они легко увлекаются новым объектом и могут «заразить» своим энтузиазмом окружающих. Однако как только объект привязанности и восхищения исчерпывает свои возможности к развитию, интуитивные экстраверты без сожаления забывают о нем и переключаются на другой, более интересный. Поскольку нравственные устои не являются решающими для таких людей, их часто относят к разряду легкомысленных и авантюристичных. По мнению К. Юнга, люди этого типа «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но в реальности живут не они, а другие.

5. Интровертный мыслительный тип. Люди этого типа характеризуются мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого они склонны подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Они создают теории ради теорий. В отличие от мыслительных экстравертов, они стремятся не к расширению знаний о мире, а к их углублению, а также не стремятся увлечь окружающих своими идеями и завоевать их поддержку. На фоне убежденности в правоте своих идей мыслительные интроверты негодуют на общество, которое отказывается их воспринимать. Окружающие характеризуют представителей этого типа как высокомерных и властных. Близкие люди считают их наивными и неприспособленными к жизни.

6. Интровертный чувствующий тип. Представители данного типа выглядят внешне спокойным. Их эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у них может «все кипеть». Эмоциональная сдержанность таких людей воспринимается окружающими негативно, как проявление холодности.

7. Интровертный сенсорный тип, в отличие от экстравертного сенсорного, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение пропадает, объект для такого человека теряет ценность. Представители этого типа непонятны и непривлекательны для окружающих.

8. Интровертный интуитивный тип порождает, согласно К.Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы – мистиков. Это люди, которые сосредоточены на реальности своего внутреннего мира, держатся в стороне от окружающих и индифферентны к ним. Продукты их творчества для других, как правило, непонятны.

Как утверждают Л. Хьел и Д. Зиглер, большинство основных концепций К. Юнга, в том числе и его типология, не подвергались эмпирической проверке. Тем не менее, в настоящее время существует два личностных опросника, известных по фамилиям их авторов (И. Майерс – К. Бриггс и Д. Кейрси), которые опираются на рассмотренную выше модель .

Теория черт

Рисунок 1. Иерархическая организация черты (Г. Айзенк, 1970)

Как это проиллюстрировано на рисунке, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и импульсивного поведения. В своей совокупности перечисленные черты составляют супер­черту , которую Айзенк назвал экстраверсией .

Подходы к изучению и классификации черт. Мотивы научного поиска Г. Оллпорта были связаны с категорическим неприятием того взгляда на личность, который предлагала психоаналитическая теория. Он считал, что завышение роли бессознательного часто приводит сторонников этой теории к ошибочным выводам о личности, и поэтому стремился найти способы диагностики личностных особенностей, основываясь исключительно на осознаваемых особенностях поведения. Поиск таких осознаваемых особенностей Г. Оллпорт начал с составления каталога всех слов, которые, так или иначе, характеризуют человека. Исходил он при этом из того, что отчетливые особенности личности должны быть отражены в языке (то, что осознается людьми, то и получает название). Именно эта идея Г. Оллпорта впоследствии определила одно из названий, которые часто употребляются при описании моделей его последователей, – «лексические» модели.

В 1936 году Г. Оллпорт и Х. Одберт на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17.953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Убрав из этого списка те слова, которые обозначали способности человека, его физические особенности («толстый», «рыжий»), преходящие состояния (отглагольные прилагательные типа «сконфуженный») и т.д., авторы оставили только те термины, которые относились к устойчивым особенностям человека, определяющим способы его адаптации к условиям жизни. К их числу относятся, например, «агрессивность», «настойчивость», «замкнутость», «мягкость» в общении с другими и т.д. Сокращенный на этих основаниях список слов оказался значительно меньше, но по-прежнему оставался необъятным для целей экспериментального анализа: в него входило 4504 слова (или, придерживаясь терминологии Г. Оллпорта, 4504 черты).

Пытаясь структурировать это огромное количество черт, Г. Оллпорт предложил уровневую классификацию черт:

1. Кардинальные черты определяют все поведение человека. Такой чертой может быть интерес к какой-нибудь деятельности, проявляющийся в раннем возрасте и определяющий всю жизнь человека.

Например, психолог Р. Стернберг, увлекся проблемой интеллектуального тестирования в 13-летнем возрасте. B это время его тестировали первый раз в жизни, а сама процедура оказалась для него настолько непонятной и страшной, что он не смог справиться с заданиями теста. Вскоре после этого он изобрел свой собственный тест, а затем раздобыл тест А. Бине, который проводил в своем классе. Прекратить эту деятельность Р. Стернберга заставили жалобы родителей одноклассников, которые отнеслись к его занятиям крайне неодобрительно, но интерес к исследованию интеллекта сохранился у него на всю жизнь и определил его профессиональный выбор.

Кардинальные черты определяют многие особенности личностной сферы, но встречаются они крайне редко и далеко не у всех людей.

2.Центральные черты определяют поведение человека в самых разных ситуациях, являются устойчивыми и обнаруживаются в той или иной степени у всех людей. Когда современная психология говорит о чертах, она имеет в виду черты именно этого уровня.

3. Вторичные черты свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях. Такие черты являются предметом идеографического описания индивидуальности и свидетельствуют об уникальности каждого человека.

Для использования в практических целях классификация черт, предложенная Г. Оллпортом, была явно непригодна: она оставляла неизменным список из четырех с половиной тысяч черт, работать с которым было невозможно, не давала представления о взаимодействии разных черт, о причинно-следственных отношениях между разными чертами. Тем, не менее, предложенный список можно было использовать как отправную точку для создания структуры личностных свойств .

Модель Р. Кеттелла

Раймонд Бернард Кеттелл (Cattell,1905-1998) был первым, кто предложил применить для выявления основных свойств личности метод факторного анализа, который до этого использовался в качестве способа упорядочивания экспериментальных данных.

Известно, что факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях обычно применяются три источника данных:

1. «L»-данные («Lift record data»), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. «L»-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.

2. «Q»-данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q»-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. «Q»-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.

3. «T»-данные («Objective test data»). Эти данные базируются на создании контролируемых экспериментальных ситуаций. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов .

Р. Кеттелл первоначально исходил из «L»-данных, полученных Г. Оллпортом и Х. Одбертом. В 1946 г. он предпринял попытку уменьшить список черт, разработанный этими авторами, до рациональной величины. Список был разделен на синонимические группы. Из каждой такой группы были отобраны по одному термину, выражающему, по мнению Р. Кеттелла, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, список личностных черт был сокращен до 160. Чтобы придать списку законченный вид, Р. Кеттелл добавил в него 11 терминов из толкового словаря, получив, таким образом, 171 «описательную переменную».

Для дальнейшего сокращения Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из черт личности. С целью выяснения группового мнения экспертов Р. Кеттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары характеристик, имеющие высокие отрицательные корреляции. Например, «разговорчивый – молчаливый», «доверчивый – подозрительный», «веселый – печальный» и т.д. Таким образом, Р. Кеттелл получил набор из 36 биполярных прилагательных, который он затем расширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Согласно Р. Кеттеллу, выделенные пары прилагательных соответствуют «поверхностным чертам» личности. «Исходные черты», составляющие основу поверхностного поведения, он определял путем дальнейшего факторного анализа экспертных данных, в результате которого удалось выделить 12 основных личностных черт. К каждой черте были подобраны вопросы, ответы на которые показывали, в какой степени та или иная черта выражена у данного человека. Поскольку, по мнению Р. Кеттелла, не все особенности личности могут быть видны экспертам, он добавил в опросник общие характеристики личности, которые может оценить только сам человек («Q»-данные). В целом получилось 16 общих черт личности, а методика, которая используется для их диагностики, получила название «16PF» (табл. 2).

Таблица 2

Модель «Большая пятерка»

B более поздних работах, особенно в тех, которые ведутся, начиная с 60-х годов 20 века, количество и содержание факторов, обнаруженных Р. Кеттеллом, начинает подвергаться сомнению. Так, используя тот же список свойств, к которому пришел Кеттелл в результате факторного анализа, но, расширяя группу экспертов, которые эти свойства оценивают, разные исследователи выделяют всего пять факторов (Голдберг Л.Р., 1981; Джон, O.П., 1990; Мак-Край Р.Р. и Коста П.Т., 1990-1994 и др.).

Описание модели. Каждая из личностных особенностей, описываемая пятью факторами, является более общей по отношению к огромному количеству черт, входящих в список Г.У. Оллпорта и Х.С. Одберта. Иначе говоря, каждый из этих факторов определяет в той или иной степени индивидуальные различия по многим чертам личности.

Например, при семантическом анализе взаимосвязей между различными чертами было показано, что фактор, названный «доброжелательность», включает в себя около 300 первичных черт личности, а в целом, все 5 факторов обусловливают индивидуальные различия, проявляющиеся примерно в 800-х чертах личности (Норман У.T., 1963).

Высокий уровень обобщенности факторов (влияние их на разнообразные и менее общие личностные черты) определил их название – «Большая пятерка» («Big Five»). Содержание Большой пятерки в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие математические методы они используют, и какой именно список черт берется за основу − исходный или модифицированный в более поздних работах (табл. 4).

Таблица 4

Факторы «Большой Пятерки»

Фактор Высокие значения Низкие значения
E Экстраверсия Общительность, разговорчивость, настойчивость, уверенность в себе, активность, оптимизм, любовь к приключениям и развлечениям Сдержанность, молчаливость, застенчивость, отчужденность, трезвость мышления, пессимизм, ориентация на дело
A Доброжела-тельность Отзывчивость, дружелюбие, готовность помочь, доброта, великодушие, щедрость, чувствительность, доверчивость Холодность, злобность, раздражительность, неблагодарность, подозрительность, мстительность, эгоизм
С Сознательность Организованность, ответственность, практичность, педантичность, честолюбие, настойчивость, зависимость Необязательность, беспечность, небрежность, неумение организовывать свои действия, фривольность в отношениях с окружающими, независимость
N Нейротизм Напряженность, тревожность, склонность к плохому настроению, подверженность различным беспокойствам и страхам Эмоциональная стабильность, спокойствие, уверенность, выносливость, удовлетворенность
O Открытость новому опыту Широкие интересы, развитое воображение, восприимчивость, когнитивная сложность, артистичность, остроумие, логичность Ограниченные интересы, отсутствие воображения, приземленность, отсутствие склонности к размышлению, наивность

Более подробное описание факторов Большой пятерки, с учетом промежуточной степени их выраженности, представлено ниже. Авторы этого описания – Дж. Ховард, П. Медина и Ж. Ховард, разработавшие методику для экспресс-диагностики структуры личности, основанной на данной модели «Локатор большой пятерки».

1. Экстраверсия – фактор, проявляющийся в направленности на внешний или внутренний мир. Как хорошо известно, экстраверты отличаются общительностью, активностью, импульсивностью, поиском новой мощной внешней стимуляции. Экстраверты склонны к лидерству, более физически и вербально активны, дружелюбны, веселы, оптимистичны. Другой полюс фактора представлен интровертом, для которого характерна тенденция к независимости, самостоятельности, индивидуализм. Между двумя описанными полюсами находится амбиверт, человек, способный как к жизни в состоянии изоляции, так и к активной деятельности в социуме.

2. Доброжелательность , которую авторы обозначают терминами «склонность к согласию», или «уступчивость» – мера социоцентризма как противоположности эгоцентризма. На одном конце этого континуума располагается «конформист», склонный подчинять личные потребности потребностям группы, скорее принимающий нормы группы, чем настаивающий на собственных принципах. Эту черту также связывают с «приятным характером», проявляющимся в доверии к людям, доброжелательности, избегании конфликтов.

Другой конец континуума представляет человек, «бросающий вызов». Он в большей степени ориентирован на свои персональные принципы и потребности, чем на нормы и интересы группы. «Бросающий вызов» следует своему внутреннему голосу, а не идет за группой. Он отличается склонностью создавать проблемы для других, определенной агрессивностью, безразличием, жесткостью, враждебностью к другим.

В середине континуума располагается «лицо, ведущее переговоры»: такой человек способен переходить от управления ситуацией к покорности ее требованиям. Эта личность как бы объединяет в себе две тенденции, первая из которых в своих крайних проявлениях приводит к зависимости и утрате собственной индивидуальности, а вторая – к самовлюбленности, противопоставлению себя обществу, «параноидности».

3. Сознательность (добросовестность) – фактор, выражающий степень сознательного контроля со стороны субъекта за своим поведением и деятельностью. Один его полюс представлен такими качествами, как высокое самообладание, упорство, организованность, дисциплинированность, ответственность, тщательность, точность в работе, ориентация на задачу. Все эти черты благоприятствуют сосредоточению индивида на личностных и профессиональных целях. В результате возникает тип личности, которую можно назвать «сфокусированной», или однонаправленной.

Другой полюс представлен «изменчивым» человеком, легко отвлекающимся, неорганизованным, слабо контролирующим собственные импульсы и в целом отличающимся низким уровнем целенаправленного поведения. «Изменчивые» не обязательно работают меньше, чем «сфокусированные» люди, но их активность в меньшей мере связана с работой, направленной на конкретную цель. Гибкие, легко бросающие начатое дело, они легко увлекаются новыми идеями, делами или людьми. Эта черта благоприятствует развитию творческого потенциала, поскольку включает в себя спонтанность поведения и высокий интерес к экспериментированию.

В середине данного континуума – «сбалансированный» индивид, сочетающий тенденции постоянства и изменчивости. Подобный человек может быть идеальным посредником между представителями крайних групп данного фактора. Для него не составит особого труда, с одной стороны, стабилизировать деятельность «изменчивых», не вызывая у них отчуждения, а с другой – направить «сфокусированных» на поиск новых перспективных возможностей.

4. Негативная эмоциональность, нейротизм проявляется в чувствительности индивида к стрессогенным ситуациям. На одном полюсе этого фактора находятся «реактивные» личности, отличающиеся легкостью возникновения отрицательных эмоций. Они испытывают большое количество негативных переживаний, тревожны, раздражительны, подвержены плохому настроению, склонны видеть все в черном свете, а также менее удовлетворены жизнью, чем остальные люди.

На другом полюсе находятся индивиды, имеющие тенденцию относиться к жизни более рационально и спокойно, чем большинство людей. Подобные люди кажутся невозмутимыми, их как бы не волнуют происходящие вокруг события.

Между назваными полюсами находится обширный средний диапазон степени выраженности данного фактора. Люди, попадающие в этот диапазон, наделены как эмоциональной устойчивостью, так и реактивностью.

5. Открытость опыту проявляется в восприимчивости к любому виду знаний. Здесь присутствует интерес, как к внутреннему миру собственной личности, так и к тому, что происходит в мире внешнем. Открытые опыту люди имеют широкие интересы, развитую фантазию, гибкий ум и эстетическую чувствительность, их привлекает все новое, необычное. В самом широком смысле их можно назвать исследователями. Они открыты для новых подходов, путей решения проблем, отличаются склонностью к самоанализу и рефлексии.

Противоположность этим людям составляют закрытые опыту индивиды. Их отличают ограниченные интересы. Такие личности воспринимаются как заурядные, «удобные», консервативные.

В середине континуума располагаются люди, которые могут с интересом относиться к чему-либо, но считают постоянное исследование себя и окружающей реальности утомительным. Они способны, подобно «консерваторам», длительное время уделить знакомой работе. Однако, в конечном счете, у них, как и у «исследователей», возникает потребность в новом.

Важно также отметить, что выраженность фактора не следует приравнивать к показателю интеллектуального уровня, поскольку как «исследователь», так и «консерватор» получают одинаково хорошие результаты по традиционным тестам интеллекта. В то же время, открытость новому опыту может рассматриваться как важный компонент творческого потенциала.

В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Поэтому личность изучается как саморегулирующаяся система, способная содействовать собственному развитию и совершенствованию .

Личность имеет множество самых различных проявлений . В связи с этим создание целостной картины личности из ее отдельных феноменов, таких, как мотивы, способности, потребности, влечения, черты характера, интеллект, воля, и т.д. представляет значительные трудности. Каждый из феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к отдельному человеку, не может быть квалифицирован как личность. По этой причине психология личности как предмет оказывается разделенной на психологию отдельных феноменов: деятельность - А.Н. Леонтьев, отношения - В.Н. Мясищев и т.д. .

В деятельностном подходе к изучению личности в соответствии с пониманием личности А.Н. Леонтьевым: «Личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений». Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления .

«Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» . Разница между понятиями индивид и личность составляет необходимую предпосылку для анализа личности. «Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении индивидуальной психики это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них . Именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или их блоки, так как последние характеризуют не личность, а деятельность .

В свою очередь деятельность определяется через отношение. Деятельностью он называет не всякий процесс, а только те, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Деятельность - это совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию.

В деятельностном подходе одним из главных методологических принципов является тот, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный характер (а не являются только реакцией на различные стимулы) .

Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать ответ перед собой и перед обществом, в котором живешь (А.Г. Асмолов) .

А.Н. Леонтьев отмечает также, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Процесс формирования индивида продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру. Считается, что личность есть результат процесса вызревания генотипических черт под воздействием социальной среды. Данная интерпретация в той или иной форме свойственна большинству современных концепций личности.

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и реализует способность стать ею через социально значимую деятельность , т.е. в процессе социализации. Социализация рассматривается как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта .

Способности и функции личности, формирующиеся в ходе развития, воспроизводят в ней исторически сформировавшиеся человеческие качества .

В концепции личности Б.Г. Ананьева, яркого представителя концепции системной организации деятельности (системно-деятельностного подхода), для теоретического описания категорий индивид и личность предлагается следующая система понятий:

  • – индивид - совокупность в основном биологических свойств человека;
  • – личность - социальная и психологическая характеристика человека: человек как субъект деятельности и познания - совокупность познавательных и праксеологических особенностей;
  • – индивидуальность - синтез всех сторон индивида . Б.Г. Ананьев подчеркивает единство биологической и социальной природы человека, где индивид - отдельно взятый человек, независимо от биологической и социальной сути, биологическая природа которого определяется словом организм.

К.К. Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности . Согласно данной концепции личность изучается как сложная динамическая психологическая структура, включающая подструктуры, обусловленные как индивидуальными, так и социальными особенностями человека. При этом подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их обобщения .

В.Д. Шадриков развивает идею динамической структуры и дает определение уже динамической системе: «Динамическая система - это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции». При этом если динамика системы совпадает с прогрессивным развитием, то результатом может быть не только сохранение, но и улучшение функций, а при социальной или биологической деградации личности, наоборот, будет ухудшение .

Таким образом, личность и ее развитие в рамках системно-деятель- ностного подхода изучается как на основе системного подхода, определяющего структуру личности как динамическую систему, включающую все известные свойства личности и их обобщения, так и на основе деятельностного подхода, где личность рассматривается через социально значимую деятельность.

Теоретические принципы и методология системогенетического подхода к деятельности определяют «новую методологию познания сложных объектов, пришедшую на смену аналитическим исследованиям» . В.Д. Шадриков выделяет ряд положений системного подхода к исследованию сложных объектов познания:

  • – объекты познания есть целостные образования, полиструктурные, многоуровневые, сложные;
  • – объекты познания являются системой, состоящей из компонентов и элементов;
  • – сложные объекты имеют специфику, заключающуюся в особенностях компонентов, составляющих объект познания, и в характере связей и отношений между ними, который раскрывается корреляционными связями.
  • – взаимодействие отдельных компонентов системы образует новые интегральные системные качества, не свойственные отдельно взятым элементам системы;
  • – системные качества возникают благодаря тому, что составляющие систему компоненты не бывают абсолютно элементарными;
  • – системные качества объекта проявляются как в результате взаимодействия между компонентами одной структуры, так и в результате взаимодействия между различными структурами объекта.

Главная особенность системогенетического подхода - раскрытие в исследовании системных проявлений объекта .

А.В. Карпов констатирует: «Любая психологическая система деятельности формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Процесс формирования психологической структуры деятельности обозначается понятием системогенеза» .

Выяснение побудительных причин - мотивов деятельности является одной из задач анализа психологической структуры деятельности. В.Н. Дружинин выделял следующие виды мотивов:

  • – стремление к достижению успеха;
  • – избегание неудачи;
  • – уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание);
  • – аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений);
  • – агрессия (стремление нанести вред другому);
  • – автономия (потребность в уединении);
  • – преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);
  • – повиновение (подчинение авторитету);
  • – самооправдание;
  • – доминирование (стремление к власти);
  • – демонстративность (артистизм, самолюбование);
  • – избегание опасности и др. .

Говоря о целях деятельности, В.Д. Шадриков подчеркивает, что система всегда носит функциональный характер, а системообразующим фактором для системы деятельности является ее результат . Условия деятельности определяются объектом труда и его предметом .

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых компонентов субъекта и их опредмечивание, ориентация на реализацию конкретных системных функций, установление взаимосвязей между остальными блоками и укрепление этих взаимосвязей .

Таким образом, системогенетический подход к изучению личности отличается от аналитических подходов строгим математическим анализом динамической психологической системы деятельности субъекта.

Опираясь на системогенетический подход, А.В. Карпов опубликовал большой ряд работ по метасистемному подходу к изучению личности и функциональных закономерностей ее организации . Личность рассматривается как система качественно специфического класса, способная функционально включать в себя собственные содержательные характеристики и особенности.

Рассмотрев различные подходы к изучению личности, можно сделать вывод о том, что наряду с их различием имеется и общая тенденция, заключающаяся в опоре на составляющую деятельности . Эта тенденция дифференцируется в широком спектре аспектов изучения личности через призму профессиональной деятельности человека. Наиболее широко такой анализ личности представлен в аспектах:

  • – профессионального развития личности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.);
  • – профессионально значимых свойств личности (А.В. Карпов, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);
  • – профессиональной пригодности (В.А. Бодров, К.М. Гуревич и др.);
  • – профессиональной компетентности (В.А. Болотов, А.К. Маркова и др.);
  • – закономерностей формирования профессионализма (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.) и т.д.

Вторая тенденция выводит на первый план изучение индивидуальных и личностных особенностей человека. Она широко представлена в аспектах:

  • – развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • – индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А. Бине и др.);
  • – индивидуальных и возрастных особенностей (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева и др.);
  • – индивидуально-психологических особенностей (А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк и др.).

Таким образом, отечественная психология наряду с зарубежной предлагает самые разнообразные подходы к изучению личности и имеет тенденцию к обобщению и систематизации накопленного опыта.

личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека Л-ть – категория многозначная. Явная несхожесть разл.подходов к поним-ю л-ти свид-ет о том, что л-ть – явление многогранное. Кажд. т. просто задевает какую-то одну грань л-ти. Первые теории л-ти появились в 1930-х годах. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД в целом хар-ся тем, что во главу угла ставится прошл. опыт лич-ти (детские переживания). Он яв-ся источником л-стных сложностей.Представители: З.Фрейд., К.Г.Юнг, А.Фрейд, М.Кляйн, Ханц Кохут, Доналд Уинникот. М.Кляйн Агрессия и любовь – фундамент. орг-ющие силы психики. Отн-я с родителями закладывают основу отн-й чела с др. людьми на всю жизнь (базовое доверие или недоверие к миру). Доналд Уинникот : потр-ть маленького реб. быть центром вселенной: реб. важно ощутить, что от него многое зависит в этой жизни. Вследствие удовл-я потр-ти «быть главным» у реб. возн-ет ощ-е того, что жизнь в принципе управляема. Хайнц Кохут : развивал self-психологию. Self – стр-ра, осознающая себя, направ. на саморазвитие, самореализац.своей ценности. Оно является стержнем ощущения человеком смысла происходящего. В своем развитии кажд. ребенок должен пройти через этап нарциссизма, на время почувстовать себя центром вселенной. Нормальный нарциссизм образует ядро «я», восстанавливает целостность л-ти и придает чувство смысла жизни. ДИСПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД : люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт.. Представители: Оллпорт, Кеттел, теория большой пятерки (экстраверсия, доброжелат-ть, добросовестность, нейротизм, открытость опыту),Г. Айзенк : отождествляет темперамент с личностью. Выделил неск. ф-ров д/ описания чела: экстра- - интроверсия, нейротизм и психотизм. И 4 типа темперамента. Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный. Флегматик – эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный. Психотизм - сила суперэго. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать пси­хотической либо психопатической личностью. КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ подход . Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. Когнитивная т. л-ти . Дж.Келли. подчеркивается влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием является «конструкт» - это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей и себя. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Т.о. л-ть – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Бихевиоризм . Дж. Уотсон, Б. Скиннер. Гл. источник развития л-ти -среда в самом широком смысле. В л-ти нет ничего от генетического или психологического наследования. Л-ть является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Бихевиористы считают, что л-ть формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные.. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Наше поведение и есть л-ть. В качестве элементов л-ти выступают рефлексы и соц. навыки. Постулируется, что список социальных навыков (то есть, основных свойств, характеристик, черт личности) присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства л-ти и требования социального окружения человека совпадают. Если человек воспитывался в доброй, спокойной семье и его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным. Структура л-ти – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека. Так, А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных на личность, как это представлено в схеме классического бихевиоризма. на поведение оказывают влияние не только внутренние когнитивные процессы, но и наблюдение за поведением других, а также и среда, в которой имеют место данные формы поведения. Для Марины: выделить конкретно одну теорию не получилось, нашла только соц. бих-м Бандуры

ГУМАНИСТИЧЕСКИ-ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл) . человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет, его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию. К.Роджерс : считал, что люди - это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, - тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой Целостную л-ть характеризуют: эффективное восприятие реальности; спонтанность, простота и естественность поведения; ориентация на решение проблемы, на дело; постоянная «детскость» (то есть, чистота, свежесть) восприятия; частые переживания «пиковых» чувств, экстаза; искреннее желание помочь всему человечеству; глубокие межличностные отношения; высокие моральные стандарты ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека (Леонтьев, Рубинштейн идр.). А. Н. Леонтьев: «л-ть человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной д-ти. Разграничивает понятия «индивид» и «л-ть». Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то л-ть тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.». Развитие л-ти предстает перед нами как процесс взаимодействий множества д-тей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Л-ть выступает как совокупность иерархических отношений д-тей. Для психологической трактовки «иерархий д-тей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Эмоции – результат д-ти и механизм ее движения. Мотивы делятся на мотивы-цели и мотивы-стимулы. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу л-ти, центральную в структуре л-ти А. Н. Леонтьева. Три основных параметра л-ти: 1.широта связей человека с миром (посредством его д-тей); 2. степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); 3. общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления л-ти по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы л-тных смыслов».

ДРУГАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ :

1. Коллекционерский : осмысление л-ти именно как псих.категории строилось на перечислении составных частей, образующих л-ть как некую пси.реальность. В этом случае л-ть выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики чел-а.2. Структурный : пытались выделить стр-ру л-ти. К. К. Платонов: л-ть - некая биосоц-ная иерархическая стр-ра. Вкл. подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивид-е особ-ти различных форм отражения (ощ-я, воспр-я, памяти, мыш-я) и объединенные свойства темп-та. 3.Системный : А. Н. Леонтьев. Л-ть - это психол-е обр-е особого типа, порождаемое жизнью чел-а в обществе. К понятию «л-ть» Леонтьев не относил генотипически обуслов-е особ-ти чел-а - телослож-е, тип НС, темп-т, биол. потр-ти, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные З,У,Н – это индивидные св-ва чел-а. 4.Уровневый : Ананьев: уровни: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность». Личность -совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых и др. Формируется прижизненно как некая целостность в результате общения и деятельности. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.