Создание совета экономической взаимопомощи было в. Легендарный сэв: как ссср спасал послевоенную европу от полного краха

Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран-членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии - с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии - 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР - с 2,8 до 2,4 %

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Революции в странах Восточной Европы, распад СССР, образование новых государств в Евразии.

Социальные проблемы. Ухудшение экономического положения в странах Восточной Европы привело, в конечном счёте, к проявлению социальных проблем. Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработную плату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те черты образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как “завоевание социализма”: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твёрдые цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как более “передового” строя. Стали неэффективными прежние способы, без которых невозможно существование тоталитарного общества.
Разочарование и недовольство приняли различные формы. Население ГДР предпочло выезд в ФРГ, что приняло массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. В Польше недовольство вылилось в стачечное движение. В 1980 году в ходе стачек возник независимый профсоюз “Солидарность”, который возглавлял электрик с гданьской судоверфи Лех Валенса. ”Солидарность” вобрала в себя почти все оппозиционные силы и превратилась в массовую организацию: её численность достигла 10-11 миллионов человек. Правительство было вынуждено вступить с ней в переговоры. Власти был брошен серьёзный вызов.. связанное по рукам и ногам участием в афганской авантюре советское руководство не сочло возможным прямо вмешаться в события. Но оно оказывало мощное воздействие на руководство Польши, требуя запрещения “Солидарности”. В декабре 1981 года в стране было введено военное положение. Все лидеры “Солидарности” были арестованы, а сам профсоюз распущен. Но военное правительство Польши так и не смогло найти выхода из сложившегося положения. Спад производства продолжался. “Солидарность” сохранила массовую поддержку. Её нелегальные организации продолжали функционировать. Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим: экономическим, социальным, политическим и моральным. Но чтобы он разрешился, нужен был внешний толчок. Таким толчком стало начало перестройки в СССР. Начавшиеся перемены сыграли в этом смысле двоякую роль. М.С.Горбачёв стал всячески поддерживать в этих странах сторонников перемен и “обновления социализма”. Прежнее руководство лишилось поддержки СССР. Кроме того, СССР признал право народа на выбор пути развития. Для народов Восточной Европы это означало, что советская интервенция теперь вряд ли возможна.
Крах “железного занавеса”. В области политической, как правило, продолжалась линия на ликвидацию тоталитаризма. Во внешней политике поворот был особенно резок. Демократические силы стали добиваться вывода советских войск со своей территории. Все международные организации, созданные странами Восточной Европы при участии СССР, были распущены.
Крушение Берлинской стены. Всё настойчивее выдвигалось требование присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада. Рушился “железный занавес”, разделявший Европу все годы “холодной войны”. В первые же дни революции в ГДР был разрешён свободный переход в Западный Берлин- Берлинская стена перестала существовать.
Крах тоталитарного социализма. 40-летняя история тоталитарного социализма в Восточной Европе закончилась. Коммунисты, захватив здесь власть и начав “строительство социализма”, обещали резкое ускорение развития этих стран. Эта цель была достигнута в 40-50 годы. Промышленность стала ведущей отраслью экономики. Было преобразовано сельское хозяйство. Большинство жителей этих стран стали горожанами. Вырос уровень образованности населения. Но сумев с колоссальными жертвами обеспечить рывок вперёд к индустриальному обществу, тоталитарный социализм оказался неспособным решить проблемы этого более высокоразвитого общества. Крах тоталитарного социализма в Восточной Европе и СССР создал новую ситуацию в Европе. Теперь здесь нет ни одного тоталитарного государства.
Распад СССР. Перемены, начавшиеся в СССР в 1985 году, коснулись и основ государственного устройства. Хотя СССР был по конституции федеративным государством, ни у одной из 15 союзных республик не было реальной власти. Поэтому они стали требовать большей независимости от центра. Эти требования усиливались по мере ухудшения экономического положения, когда центр оказался не в состоянии его остановить. На выборах 1989-1990 годов сторонники усиления самостоятельности республик, вплоть до их отделения от СССР, неизменно одерживали верх. Наиболее сильным движением за независимость оказалось в прибалтийских республиках, Армении, Грузии и Молдове.
Но решающую роль сыграло нарастающее движение за укрепление суверенитета России- самой крупной республики. После избрания Бориса Ельцина президентом России, консервативное руководство СССР попыталось произвести переворот, отстранить от власти сторонников независимости республик и сохранить СССР. Но предпринятый ими путь в августе 1991 года не удался, 8 декабря 1991 года лидеры Белоруссии, России и Украины- Станислав Шушкевич, Борис Ельцин и Леонид Кравчук- заявили в Беловежской Пуще о прекращении существования СССР и о создании Содружества независимых государств(СНГ).
Раздел вооружённых сил. Распад СССР поставил перед новыми государствами много проблем. Встал вопрос о вооружённых силах. Сначала страны СНГ попытались сохранить объединённые вооружённые силы, но затем каждая начала создание собственных. Пришлось делить военное имущество СССР. Наиболее спорным остаётся вопрос о разделе Россией и Украиной Черноморского флота. Став правопреёмником СССР, Россия сохранила статус ядерной державы. Беларусь, Казахстан и Украина, на территории которых было ядерное оружие, согласилось объявить себя неядерными государствами и передать его России. Страны Балтии вообще отказались вступить в СНГ и потребовали вывода российских войск. Этот вывод был завершён в 1994 году.
Пути экономического развития республик. Став независимыми, республики бывшего СССР пошли разными путями экономического развития. Рубль перестал быть общей валютой, все они обзавелись собственными денежными системами.

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5-8 января 1949). В феврале 1949 в СЭВ вступила Албания (с 1961 односторонне перестала участвовать в работе Совета), в сентябре 1950 - ГДР, в июне 1962 - МНР, в июле 1972 - Республика Куба.

Образование СЭВ в период становления мировой системы социализма (См. Мировая система социализма) явилось закономерным следствием усилий коммунистических и рабочих партий социалистических стран, направленных на сближение народов этих стран, развитие более тесного экономического и политического сотрудничества во имя великой цели - успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всём мире (см. Экономическое сотрудничество социалистических стран , Научно-техническое сотрудничество социалистических стран). Цель СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию интеграции социалистической экономической (См. Интеграция социалистическая экономическая), планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран - членов СЭВ.

Экономическое и научно-техническое сотрудничество осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, добровольности, уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела друг друга, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет организует всестороннее сотрудничество стран-членов в направлении наиболее рационального использования их природных ресурсов и ускорения развития производительных сил; содействует совершенствованию международного социалистического разделения труда (См. Международное социалистическое разделение труда) путём координации планов развития народного хозяйства, специализации и кооперирования производства (см. Международная специализация и кооперирование производства); предпринимает меры по изучению экономических и научно-технических проблем, представляющих интерес для стран - членов СЭВ, способствует их успешному решению; содействует разработке, согласованию и осуществлению совместных мероприятий в области развития промышленности, науки и техники, сельского хозяйства, транспорта, товарооборота и обмена услугами, научно-техническими достижениями и передовым производственным опытом. Органы СЭВ принимают рекомендации странам - членам СЭВ по экономическим и научно-техническим вопросам и решения по организационным и процедурным вопросам. Все рекомендации и решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран - членов СЭВ, причём каждая страна вправе заявить о своей заинтересованности в любом вопросе, рассматриваемом в Совете. Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе, однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к рекомендациям и решениям, принятым остальными странами - членами Совета.

СЭВ - открытая организация. Членом СЭВ может стать любая страна, разделяющая его цели и принципы и изъявившая согласие принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. СЭВ может приглашать страны, не являющиеся членами Совета, участвовать в работе его органов на условиях договорённости с соответствующими странами. С 1964 на основе Соглашения между СЭВ и правительством Социалистической Федеративной Республики Югославии в работе органов СЭВ участвует СФРЮ. Последняя по вопросам, представляющим взаимный интерес, участвует в работе органов СЭВ на равных условиях со всеми странами-членами. По приглашениям органов СЭВ в их работе принимают участие представители ДРВ и КНДР. В мае 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией по вопросам, представляющим взаимный интерес. В июле 1975 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Иракской Республикой; в августе 1975 - Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Мексиканскими Соединёнными Штатами. Страны - члены СЭВ активно сотрудничают с др. странами независимо от их социально-экономических систем.

На начало 1975 СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 Совету предоставлен статус наблюдателя в ООН.

Деятельность СЭВ определяется Уставом, принятым Сессией Совета (12-е заседание сессии, декабрь 1959). В Устав СЭВ были внесены изменения на 16-м (июнь 1962), 17-м (декабрь 1962) и 28-м (июнь 1974) заседаниях Сессии СЭВ.

СЭВ имеет (1975) следующую структуру.

Сессия Совета (образована в 1949) - высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. делегации стран возглавляются главами правительств. На 16-18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми (генеральными) секретарями ЦК коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, доклад Исполнительного комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет главные направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран - членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Могут созываться внеочередные (чрезвычайные) Сессии по просьбе или с согласия не менее 1 / 3 стран - членов СЭВ.

Исполнительный комитет (создан в 1962) - главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами - членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. органов СЭВ.

Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности (образован в 1971), состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель - содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран - членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Главная задача Комитета - выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета - Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран - членов СЭВ.

Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству (образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований), состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-техническое сотрудничество стран - членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технических потенциалов.

Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения (образован в 1974), его основная задача - развитие и углубление экономического и научно-технического сотрудничества в области материально-технического снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности общественного производства в каждой стране.

Постоянные комиссии СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами - членами СЭВ в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ (7-е заседание, май 1956). Состоят из делегаций стран - членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответствующими министрами и руководителями ведомств. В СЭВ более 20 постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности, машиностроению, химической промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и др.

Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран - членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохозяйственных органов, представителей фрахтовых и судовладельческих организаций, министров внутренней торговли, представителей стран - членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, государственных органов по труду.

Секретариат СЭВ - экономический и исполнительно-административный орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов. Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран - членов СЭВ. Местопребывание - г. Москва. Работой Секретариата руководит Секретарь СЭВ и его заместители. Секретарь - главное должностное лицо Совета, представляет СЭВ перед официальными лицами и организациями стран - членов СЭВ и др. стран, а также перед международными организациями.

В составе СЭВ имеются институт стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы. Коммунистические и рабочие партии стран - членов СЭВ направляют деятельность органов Совета на разработку общетеоретических, методологических и идеологических вопросов, определяющих сущность процесса социалистической экономической интеграции и составляющих её элементов, создание и совершенствование высокоразвитого международного механизма экономического и научно-технического сотрудничества.

Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

Первый этап (1949-58) - это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества, Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-техническом сотрудничестве, которые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технической документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производственного сотрудничества, взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

Второй этап (1959-62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы международной специализации и кооперирования производства; проведена координация планов на 1961-65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран - членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба » (свыше 4,5 тыс. км ) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир ». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага).

Третий этап (1962-69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов - основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран - членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества (См. Международный банк экономического сотрудничества).

Начало новому этапу сотрудничества стран - членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апрель 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств - членов СЭВ, эта программа, рассчитанная на 15-20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны - члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса.

Придавая большое значение укреплению плановых основ сотрудничества и органичной увязке мероприятий Комплексной программы с народно-хозяйственными планами стран - членов СЭВ, Сессия Совета (29-е заседание, нюнь 1975) одобрила подготовленный Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием Комитета СЭВ по научно-техническому сотрудничеству «Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий стран - членов СЭВ на 1976-1980 гг.». Разработка такого плана - качественно новый этап углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Сессия СЭВ (29-е заседание, июнь 1975) поручила Комитету СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием соответствующих постоянных комиссий и Секретариата СЭВ организовать в 1975-77 разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран - членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Реализуя Комплексную программу, органы СЭВ подготовили, а страны - члены СЭВ заключили ряд важных многосторонних соглашений, направленных на удовлетворение их потребностей в топливе, энергии и сырье. Заключены соглашения о совместном строительстве в СССР Усть-Илимского целлюлозного (1972), Киембаевского горно-обогатительного асбестового комбинатов (1973), о создании мощностей по производству химических средств защиты растений (1973), предприятий по производству железосодержащего сырья и отдельных видов ферросплавов (1974), о сотрудничестве в освоении Оренбургского газоконденсатного месторождения и строительстве магистрального газопровода из района Оренбург - западная граница СССР длина 2750 км (1974), строительстве (1974) линии электропередачи напряжением 750 кв Винница (СССР) - Альбертирша (ВНР). Подписано Генеральное соглашение (1975) о многостороннем сотрудничестве в создании новых мощностей по производству никель-кобальтсодержащей продукции в Республике Куба и др.

Сессия СЭВ (28-е заседание, июнь 1974) приняла решение о проведении подготовительных работ по созданию Единой электроэнергетической системы заинтересованных европейских стран - членов СЭВ на базе мощных электростанций и межгосударственных линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения. В осуществлении этой важнейшей интеграционной проблемы будет сотрудничать также и СФРЮ. Решение топливно-энергетической проблемы совместными усилиями стран - членов СЭВ - яркий пример эффективности сотрудничества этих стран, особенно в условиях переживаемого капиталистическим миром т. н. энергетического кризиса.

В 1971-75 подписаны соглашения о совместном планировании производства металлорежущих станков с программным управлением и о создании материально-технической базы контейнерной транспортной системы, а также 40 многосторонних соглашений о специализации и кооперировании производства машин, оборудования, узлов и агрегатов. Эти соглашения охватывают свыше 3800 наименований продукции.

С 1974 действуют «Положение о стандарте Совета Экономической Взаимопомощи» и Конвенция о применении стандартов СЭВ. С января 1971 начал функционировать Международный инвестиционный банк , созданный странами - членами СЭВ для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы. В 1972-74 страны - члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Деятельность этих организаций - пример практического внедрения новых эффективных форм экономического сотрудничества.

28-я юбилейная Сессия СЭВ (июнь 1974) подвела итоги работы за 25 лет и приняла специальное постановление, в котором отмечалось, что плодотворное сотрудничество стран - членов СЭВ становится всё более важным фактором расцвета их экономики, подъема благосостояния народов и выравнивания уровней экономического развития. Страны - члены СЭВ - наиболее динамичный индустриальный регион мира - опережают по темпам роста любую другую группу государств. Национальный доход стран - членов СЭВ, вместе взятых, в 1973 увеличился по сравнению с 1948 (т. е. за 25 лет) более чем в 8 раз, объём промышленного производства - более чем в 12 раз. На долю этих стран, располагающих 18,5% территории и 9,4% населения земного шара, в 1974 приходилось около 1 / 3 мирового промышленного производства по сравнению с 18% в 1950. За 5-летие (1971-75) национальный доход стран - членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции - на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства - на 14%. Достижения стран - членов СЭВ - результат усилий народов этих стран, их тесного экономического и политического сотрудничества, братской взаимопомощи, постоянной заботы об углублении и совершенствовании сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ их коммунистических и рабочих партий. Значительная заслуга в этом и СЭВ как организатора всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества.

Лит.: Устав Совета Экономической Взаимопомощи, в сборнике: Основные документы СЭВ, М., 1970; Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1962; Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, М., 1971; Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, М., 1974.

Н. В. Фаддеев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) - межправительственная экономическая организация социалистических государств.

В январе 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей 6 стран - Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии, на к-ром было признано необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи для расширения экономического сотрудничества между социалистическими странами. Совещание определило основные цели и задачи СЭВ, его принципы и направления деятельности. Страны-участницы решили постоянно и всемерно проводить обмен хозяйственным опытом, оказывать друг другу техническую и материальную помощь.

Совет Экономической Взаимопомощи был провозглашен открытой организацией, в к-рую могли вступить другие страны, разделяющие его цели и принципы и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами - членами СЭВ. В апреле 1949 г. на I Сессии СЭВ было положено начало его практической деятельности. В 1950 г. в СЭВ была принята Германская Демократическая Республика, в 1962 г.-Монгольская Народная Республика, в 1972 г.- Республика Куба и в 1978 г.- Социалистическая Республика Вьетнам. Таким образом, к 1982 г. членами СЭВ являлись десять государств Европы, Азии и Америки с населением более 443 млн. человек, занимающие ок. 20% территории земного шара и производящие ок. 40% всей мировой промышленной продукции.

В соответствии с Уставом СЭВ, принятым на XII Сессии СЭВ (1959) и вступившим в силу с 13 апреля 1960 г., подписаны Соглашения о сотрудничестве между СЭВ и Социалистической Федеративной Республикой Югославии (1964), Финляндской Республикой (1973 г.), Иракской Республикой и Мексиканскими Соединенными Штатами (1975 г.).

В работе нек-рых органов СЭВ в качестве наблюдателей принимают участие представители Народной Республики Анголы, Демократической Республики Афганистан, Народной Республики Кампучии, Корейской Народно-Демократиче-ской Республики, Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Мозамбик, Социалистической Эфиопии.

Основной задачей СЭВ является объединение и координация усилий стран - членов СЭВ по дальнейшему углублению ii совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества, развитию социалистической экономической интеграции, постоянному повышению благосостояния народов социалистических стран. Экономическое и научно-техническое сотрудничество стран - членов СЭВ осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, полного равноправия и суверенитета, независимости и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Для реализации своих задач СЭВ располагает системой различных органов; к ним относятся Сессия, Исполнительный комитет, комитеты, постоянные комиссии, секретариат и ряд других органов, функции и полномочия к-рых определены Уставом СЭВ.

Постоянные комиссии СЭВ создаются по решению Сессии СЭВ в целях содействия дальнейшему развитию экономических связей между странами - членами СЭВ и организации многостороннего научно-технического сотрудничества в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии СЭВ (по сотрудничеству в области внешней торговли, машиностроения, сельского хозяйства, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной, химической промышленности и черной металлургии) были созданы по решению VII заседания Сессии СЭВ (1956). В 1982 г. в рамках СЭВ функционировали 22 постоянные комиссии, охватывающие экономическим и научно-техническим сотрудничеством практически все основные отрасли народного хозяйства стран - членов СЭВ.

Постоянная комиссия СЭВ по сотрудничеству в области здравоохранения была создана в 1975 г. по постановлению XXIX Сессии СЭВ в связи с необходимостью развития и совершенствования сотрудничества стран - членов СЭВ в области здравоохранения, мед. науки и техники, имеющих важное значение для дальнейшего развития материального и культурного уровня жизни народов этих стран. Сессия признала целесообразным, чтобы страны - члены СЭВ, заинтересованные в осуществлении сотрудничества в этой области в рамках СЭВ, были представлены в Комиссии министрами здравоохранения.

Согласно решению XXIX Сессии СЭВ, основной задачей Комиссии должно являться содействие дальнейшему углублению и совершенствованию многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ в области здравоохранения, мед. науки и техники, фармации путем разработки основных направлений в этих областях, координации и специализации важнейших научных мед. исследований, обмена опытом по организации здравоохранения, информации о результатах научно-исследовательских работ, изобретениях и других достижениях в мед. науке и технике и др.

Комиссия представлена 9 странами; ее членами являются: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Советский Союз, Чехословакия. Функции секретариата Комиссии выполняет отдел здравоохранения секретариата СЭВ. Первым постоянным председателем Комиссии был избран Б. В. Петровский, а в 1981 г.- министр здравоохранения СССР С. П. Буренков. Заседания Комиссии проводятся 1-2 раза в год поочередно в каждой стране. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом СЭВ, типовыми правилами и положением о Комиссии. К 1982 г. было проведено 12 заседаний Комиссии, на к-рых неоднократно рассматривались и обсуждались вопросы экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ, входящие в план работы Комиссии.

На 1981 -1985 гг. Комиссией определены следующие основные направления сотрудничества: состояние здоровья населения и организация здравоохранения стран - членов СЭВ; борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями; со злокачественными новообразованиями; гриппом; гигиена окружающей среды; гигиена труда и профессиональные заболевания; борьба с инфекционной заболеваемостью; трансплантация органов и тканей и вопросы трансплантационной иммунологии; разработка и производство медицинских иммунобиологических препаратов; исследование, оценка и стандартизация лекарственных средств; научная разработка и унификация методов и средств клинической лабораторной диагностики; охрана материнства и детства.

По этим направлениям подготовлен план научно-технического сотрудничества, определены тематика, головные организации, ответственные за координацию исследований по темам, и научные учреждения, участвующие в разработках. Всего в рамках Комиссии сотрудничает более 540 научно-исследовательских организаций, принимающих участие в разработке 228 тем по 60 проблемам.

В своей работе Комиссия постоянно уделяет большое внимание тесному взаимодействию с другими отраслевыми комиссиями. Так, разработаны и одобрены перечни наиболее важных изделий мед. техники и фарм. препаратов, а также ориентировочная потребность в них стран-членов СЭВ до 1990 г. Перечни регулярно (один раз в 2-3 года) обновляются и направляются в постоянные комиссии по сотрудничеству в области машиностроения, хим. промышленности и по использованию атомной энергии в мирных целях, где они могут оказаться полезными при проведении консультаций по координации народнохозяйственных планов и подготовке предложений по специализации и кооперированию производства.

Большое внимание в деятельности Комиссии уделяется организации конкретной братской помощи для развития здравоохранения Вьетнама, Монголии и Кубы.

В период пяти летнего (1976 - 1980) многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ в области здравоохранения были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве в развитии кардиологии, трансплантации органов и тканей, производства медицинских иммунобиологических препаратов и лекарственных средств. Был заключен Договор о многосторонней специализации и кооперировании производства и взаимных поставках иммунобиологических. препаратов, рассчитанный на обеспечение потребностей стран в важнейших препаратах для профилактики таких заболеваний, как полиомиелит, менингит, корь, туберкулез, бешенство, столбняк и др. с наименьшими экономическими затратами.

С целью повышения эффективности сотрудничества Комиссия предусматривает сократить и конкретизировать научно-техническую тематику, сосредоточив внимание на наиболее крупных проблемах здравоохранения, а также на проблемах экономического характера с более тесной увязкой этих проблем с деятельностью других органов СЭВ и с учетом задач, поставленных в долгосрочных целевых программах сотрудничества стран - членов СЭВ.

Сотрудничество в области медицинской техники и фармации развивается в соответствии с задачами, поставленными комплексной программой социалистической интеграции стран - членов СЭВ в области создания и производства мед. техники и лекарственных средств. Эта функция принадлежит секции «Медицинская техника» Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области машиностроения и секции «Фармацевтическая промышленность» Постоянной комиссии СЭВ по СОТрудничеству в области химической промышленности. Начало деятельности секций (до 1979 г.- рабочих групп) относится к 1956 г., однако наиболее активно они начали работать с 1970 г. после принятия (по инициативе СССР) Исполнительным комитетом СЭВ решения об усилении интеграции промышленности стран- членов СЭВ и специализации производства.

Обе секции, как рабочие органы постоянных комиссий СЭВ, координируют планы развития мед. промышленности стран - членов СЭВ; организуют непосредственное научно-техническое сотрудничество между организациями стран - членов СЭВ в разработке изделий мед. техники и лекарственных средств, а также в стандартизации этих видов продукции; подготавливают предложения по специализации и кооперированию производства.

Результатом совместных работ являются новые образцы мед. техники, производство к-рых ведется на основе специализации или кооперирования, напр. 6-канальный электрокардиограф (СССР и ЧССР), гибкие и жесткие эндоскопические приборы (СССР и ВНР), 4-канальный биохимический автоматический анализатор (СССР и ГДР). В СССР совместно с организациями Болгарии ведется разработка приборов для физиотерапии и аптечного оборудования с выпуском этих изделий в Болгарии. В рамках научно-технического сотрудничества проводится совместная разработка новых техно л. процессов в производстве мед. техники: изделий очковой оптики, инъекционных игл, мед. инструментов и других видов продукции. Создаются единые методы и средства испытаний и контроля готовых мед. приборов и принадлежностей к ним.

Большое внимание уделяется совместным работам по созданию новых лекарственных средств, а также по совершенствованию технол. процессов изготовления витаминов, антибиотиков и синтетических препаратов с целью создания высокоавтоматизированных крупнотоннажных производств этих продуктов. Ведутся совместные работы по совершенствованию технологии возделывания лекарственных растений, уборки урожая и обработки растительного сырья, селекции и семеноводству лекарственных культур.

Особое значение придается работам по стандартизации (см.) в области мед. техники и лекарственных средств. С 1971 по 1980 г. разработано более 30 стандартов СЭВ по мед. технике. Ведутся работы по созданию комплексов стандартов СЭВ, необходимых для своевременного и полного нормативно-технического обеспечения конкретных мероприятий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, специализации и кооперированию производства.

С 1970 г. регулярно издаются сборники унифицированных требований и методов испытания лекарственных средств, идет работа по унификации нормативных требований к качеству лекарственных средств, производимых в странах - членах СЭВ.

В целях полного обеспечения стран - членов СЭВ мед. техникой и лекарственными средствами используется распределение труда и соответствующая специализация производств стран - членов СЭВ. Это дает возможность на основе концентрации производства увеличить его объем, уменьшить номенклатуру в каждой стране, снизить себестоимость продукции и повысить ее качество. Действующие в наст, время соглашения предусматривают специализацию производства более 1 тыс. изделий мед. техники и медикаментов (более 200 лекарственных форм). Поставка специализированной продукции в общем объеме экспорта-импорта СССР и других стран-членов СЭВ достигает 70%.

Научно-техническое сотрудничество по мед. технике увязано с деятельностью созданного в 1971 г. Координационного центра СЭВ по проблеме «Создание биомедицинских приборов и аппаратуры для научных исследований и клинической медицины», к-рый ведет работу по классификации мед. техники, составлению унифицированных ме-дико-технических требований на ее разработку, созданию методов технических и клин, испытаний новых изделий, а также по анализу состояния и перспектив развития потребности здравоохранения в этой продукции.

Работа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству в области мед. техники и фармации координируется с деятельностью Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области здравоохранения, а также с деятельностью других органов СЭВ, в частности с Постоянными комиссиями СЭВ по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях, по сотрудничеству в области стандартизации, с другими отраслевыми секциями комиссий по сотрудничеству в области машиностроения и хим. промышленности.

Библиография: Дворяковский В. А. Международное сотрудничество в разработках и производстве медицинской техники (К 30-летию СЭВ), Мед. техника, № 3, с. 4, 1979; Натрадзе А. Г. Специализация и кооперация со странами- членами СЭВ в области производства лекарственных средств и изделий медицинской техники, с. 30, М., 1979; Содружество стран - членов СЭВ, Политико-экономический словарь-справочник, под ред. О. А. Чуканова, М., 1980; Тридцатилетие содружества стран - членов СЭВ, М., 1978.

Е. А. Богомазов; В. А. Дворяковский (сотрудничество в области медицинской техники и фармации).

  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • Вторая половина ХХ в. была отмечена противостоянием двух систем − капитализма и социализма, биполярным миром с двумя супердержавами − США и СССР. Формула «два мира − две системы» нашла свое отражение и в двух типах интеграции − «капиталистической» (ЕЭС и др.) и «социалистической» (СЭВ).

    СЭВ международная организация бывших социалистических государств (1949−1990 гг.) явилась историческим примером группировки не рыночного, а командно-административного типа . Сыграв немаловажную роль в развитии народнохозяйственных комплексов входивших в СЭВ стран, в их индустриализации , тем не менее в конечном счете это объединение не привело их к глубокой эк. интеграции, не ускорило реализацию достижений НТР и не обеспечило переход на мировые критерии эффективности и межд. конкурентоспособности нац. экономик. Стремительный распад СЭВ, крах «социалистической» интеграции означали и кризис теории и «мирового социалистического хозяйства».

    Перед экономической наукой соответственно встала проблема вскрыть объективные причины такого распада и кризиса, осуществив анализ практики сотрудничества в СЭВ.

    Для коренных реформ, начавшихся в конце 80-х гг. прошлого века в большинстве стран-участниц СЭВ (прежде всего стран Центр. и Вост. Европы, РФ) оказалась характерной революционность преобразований сформировавшейся у них общественно-политической и эк. системы. Одновременно отчетливо обнаружились дезинтеграционные тенденции во взаимном сотрудничестве гос-в, ранее представлявших «содружество»; вместе с тем активно выявилась тенденция к развитию интеграционного взаимодействия между Восточной и Западной Европой (8 бывших стран - членов СЭВ с 1 мая 2004 г. стали членами Евросоюза).

    Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла », присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным.

    Решение о создании СЭВ было принято на состоявшемся 5−8 января 1949 г. в Москве совещании представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии; СССР и Чехословакии, признавших необходимым осуществлять более широкое эк. сотрудничество между странами «народной демократии» и СССР. С апреля 1949 г. началась практическая деятельность СЭВ. В 1950 г. в члены СЭВ вступила ГДР, в 1962 г. – МНР (Монголия), в 1977 г. − Куба, в 1978 г. Социалистическая Республика Вьетнам. СЭВ объединял 10 суверенных социалист.стран . СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства .

    С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ - на основе спец. соглашения − по вопросам, представлявшим взаимный интерес, участвовала СФРЮ (Социалист. Федеративная Респ. Югославия). В работе отд. органов СЭВ в качестве наблюдателей принимали участие представители Лаосской Народной Демокр.Республики, Народной Респ.Ангола, КНДР, Эфиопии.

      Цель создания СЭВ.

    Согласно учредительным документам СЭВ был призван содействовать:

    − путем объединения и координации усилий стран-членов углублению сотрудничества на основе братской взаимопомощи и социалистического интернационализма , способствовать планомерному развитию народного хозяйства;

    ускорению эк. и научно-технического прогресса в странах-участницах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышл-ю, непрерывному росту пр-ти труда ;

    − постепенному сближению и выравниванию уровней эк. развития стран ;

    − неуклонному подъему благосостояния населения стран − членов СЭВ.

    Новая международная организация была создана прежде всего по политическим мотивам. И если западные ученые-функционалисты утверждали, что эк. интеграция создает политическую динамику, толкающую интеграцию вперед, то в случае с социалистической эк.интеграцией, наоборот, именно политика и идеология стали у истоков эк.объединения ранее мало экономически связанных между собой стран . Для стран Восточной Европы, вошедших в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности. До 90 % их товарооборота приходилось на страны, находившиеся за пределами формирующегося нового «экономического пространства ». Весьма скромные масштабы до Второй мировой войны имела торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю приходилось в среднем чуть более 1 % их суммарного внешнеторгового оборота). Тем самым можно признать, что практически отсутствовала одна из важнейших предпосылок развития эк. интеграции − традиционные длит.глубокие хоз. связи стран-партнеров, разделение труда между ними . С другой предпосылкой интеграции дело обстояло так же: хоз. механизмы были малосопоставимыми . Третья предпосылка тоже отсутствовала: СЭВ объединил страны с различными истор. традициями и менталитетом. Однако обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора и буквально «толкала их в объятия друг друга».

    Фундамент сотрудничества в СЭВ закладывался в годы, когда члены этой организации копировали не только политические, но и эк. структуры, сформировавшиеся в СССР, когда ими создавались закрытые от широкого влияния мировой экономики народно-хоз. комплексы. Были скопированы жесткая централизация, планово-директивное управление внешнеэк. связями на основе введения гос. монополии внешней торговли.

    Отсутствовало и свободное движение капитала, рабочей силы, услуг, а в более общей форме естественным процессам торговли препятствовало отсутствие подлинного рынка , не совместимого с централизованной экономикой.

    Фактически вся концепция разделения послевоенного мира два типа МЭО - социалистических и капиталистических, уже с самого начала ориентировалась на создание режима коллективной автаркии стран СЭВ (система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой).

    В итоге, однако, внешняя торговля в «системе международного социалистического разделения труда» по существу свелась к натуральному обмену , развивавшемуся в режиме балансирования встречных поставок товаров на двусторонней основе. Пропорции этого обмена определялись согласованием планов , нередко игнорирующих критерии издержек производства. Таким образом, подлинное состояние дел нередко замалчивалось, эк. процессы подменялись политическими решениями.

      Основные этапы деятельности и причины краха СЭВ.

    Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

    Первый этап (1949-58) - это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества, Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-техническом сотрудничестве, которые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технической документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производственного сотрудничества, взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

    Второй этап (1959-62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы международной специализации и кооперирования производства; проведена координация планов на 1961-65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран - членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага).

    Третий этап (1962-69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов - основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран - членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

    Начало новому этапу сотрудничества стран - членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апрель 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств - членов СЭВ, эта программа, рассчитанная на 15-20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны - члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса.

    Одновременно в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стали нарастать экономические и политические трудности в странах СЭВ и эти государства начали делать попытки реформировать свою экономику на принципах свободного рынка.

    Реформы политической системы СССР при одновременном ухудшении перспектив экономического роста, тяжелый экономический кризис, который переживали Польша, Венгрия, Болгария, политический кризис в Румынии предопределили тот факт, что в 1989 г. Совет экономической взаимопомощи как координирующий и регулирующий механизм мировой социалистической системы прекратил свое существование. Попыток модернизации СЭВ не было. Прекращение деятельности СЭВ означало одновременно и прекращение существования самой мировой социалистической системы.

      Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции.

    Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами :

    разделение труда , которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в знач. степени соответствовало природно-климатическим и истор. условиям развития;

    длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнац. и межконфессиональных отношений (между двумя осн. религиями: православием и исламом) в целом была невысокой . Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

    технологическая взаимозависимость, единые технические нормы ;

    * единство сетей коммуникации;

    * общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, проблемы взаимодействия с рядом межд. эк. организаций.

    Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции , определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет , укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения эк.целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в опр. областях. Запад , с неодобрением встречавший любые инт. процессы на постсоветском пространстве, сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и полит. зависимость стран - членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

    Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций , столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

    Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости . Но в значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты , о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.

    Готовность бывших советских республик к интеграции была различной , что определялось не столько эк., сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана.

    Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран-членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворит. выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач . В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить эк. и полит. блокаду Абхазии.

    Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 года. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в эк, полит. и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотруд-во между людьми, гос.институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоед. др.стран.

    К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным государствам Европы. С образованием СЭВ в 1949 году эта помощь должна была стать взаимной.

    До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР. Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет.

    Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.

    Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946-1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.

    Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.

    Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».

    Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

    Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.

    Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

    Через пять лет после смерти Сталина СЭВ стал оформляться в мощную организацию типа ЕЭС, что стоило СССР больших материальных затрат. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.

    Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. При сравнении СЭВ и ЕЭС надо учитывать, что страны Западной Европы не лежали в 1945 году в руинах, как страны Восточной Европы, а также изначально, еще в довоенное время, имели более высокое промышленное развитие, а США имели по сравнению с СССР более широкие возможности для кредитования региона.

    Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Промышленное производство Чехословакии после войны составляло около 50% от предвоенного уровня.

    Реформы в отношениях со странами - участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.

    В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.

    СССР передавал странам СЭВ не сборку, как это делают западные страны, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах.

    Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2.

    Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Но, главное, указанные факты говорят об огромном вкладе СССР в развитие промышленности и сельского хозяйства стран - членов СЭВ. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.

    К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.

    Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран - членов СЭВ.

    По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года) осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959 года) была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (Прага).

    В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран - членов СЭВ еще более углубилось.

    Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

    Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Указанная программа развития СЭВ на 20 лет была принята в июле 1971 года на 25-м заседании Сессии СЭВ.

    Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975-1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года.

    Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран - членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

    Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением.

    Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972-1974 годах страны - члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

    На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% населения земного шара в 1974 году произвели продукцию, которая составляла одну третью часть (более 33%) мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства.

    Китай и Северная Корея не входили в число стран - членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.

    Только за пять лет, с 1971 по 1975 год, национальный доход стран - членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции - на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства - на 14%.

    За 1971-80 годах объем производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии - на 96%, в Венгрии - на 62%, в ГДР - на 59%, в Монголии - на 81%, в Польше - на 73%, в СССР - на 62%, в ЧССР - на 57%.

    В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объема капиталовложений в экономики стран - членов СЭВ на 73%. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. К примеру, за период с 1971 по 1980 год фонды возросли в Болгарии в 2,2 раза, в Венгрии - в 1,9 раза, в ГДР - в 1,7 раза, в Монголии - в 2,4 раза, в Польше - в 2,2 раза, в Румынии - в 2,9 раза, в СССР - в 2,2 раза, в ЧССР - в 1,8 раза.

    В 1980 году доля стран - членов СЭВ в мировом производстве электроэнергии составила 20,8%, в добыче угля - 27,3%, в производстве стали - 29,2%, цемента - 24,5%.

    С 1971 года и до середины 1980-х годов, то есть до прихода к власти в СССР Михаила Горбачева, в братских странах СЭВ быстрыми темпами развивалась промышленность. Общий объем изготовленной промышленной продукции повысился более чем на 80%.

    Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной - в 1,7 раза и химической - в 2,2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в странах СЭВ в целом повысилась в 1980 году на 22% по сравнению с 1970 годом.

    Доходы рабочих увеличились, в том числе в СССР - на 36%, в Болгарии - на 20%, в Венгрии - на 22%, в Чехословакии - на 23%, и это было реальное их увеличение, так как инфляция практически отсутствовала.

    За 1971-1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. квартир, в ГДР - 1422 тыс., на Кубе - 162 тыс., в Монголии - 32 тыс., в ЧССР - 1 262 тыс. квартир.

    Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. Мнение о том, что СССР и СЭВ развалились по экономическим причинам, навязано нашему обществу Западом.

    Протокол о расформировании организации страны - члены СЭВ подписали в Будапеште 28 июня 1991 года на 46-м заседании Сессии СЭВ. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы.

    Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.